ЗИЛ-164 — грузовик, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на базе ЗИС-150, который был глубоко модернизирован с помощью ряда узлов и агрегатов. Производство грузовика осуществлялось с 1957-1964 гг. С конца 1961 года завод имени Лихачева начал производство своего модифицированного ЗИЛ-164А.
В послевоенные годы Советский Союз возобновил плановую экономику, и возникла большая потребность в различных машинах, чтобы помочь стране подняться из руин, оставшихся после войны. Народное хозяйство нуждалось в транспортных средствах различного назначения, и в 1957 году на заводе имени Лихачева был создан 4-тонный двухосный грузовик с одним шпинделем. Он оставался одним из самых популярных автомобилей в Советском Союзе до середины 1970-х годов. В процессе производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировался.
История создания
История ЗИЛ-164 началась в 1957 году. В это время на новом заводе имени Лихачева был выпущен первый грузовик на базе популярного ЗИС-150. Он активно использовался в различных регионах до 2000 года. С наступлением нового века его популярность начала снижаться из-за устаревания и морального устаревания.
Производство этого грузовика продолжалось в течение семи лет. За это время в шасси было внесено множество изменений, которые, благодаря его конструкции, решали различные проблемы. ЗИЛ-164 был даже переоборудован в пожарную машину. С 1957 по 1964 год было произведено 385 000 автомобилей.
Отличия в конструкции от ZIS-150 минимальны. Больше всего бросается в глаза изменение радиаторной решетки. Конструкция двигателя была изменена, и он стал более мощным и надежным. Головки цилиндров были изготовлены из обычного алюминия, заменившего чугун.
Применение
Двумя основными машинами были ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А. В течение нескольких лет они работали на весь Советский Союз. На их базе производились грузовые автомобили, самосвалы, цистерны и многие виды спецтехники. Отличить эти автомобили легко: стандартная модель имеет вертикальные полосы на крыльях, а «А» — горизонтальные.
Особенности конструкции позволяют адаптировать автомобиль к военному использованию. В течение нескольких лет грузовик состоял на вооружении советской армии в ГДР. Новый тип грузовика появился и был снят с эксплуатации, но это не помешало использовать его в других областях экономики. Модификации этой «рабочей лошадки» были популярны: на шасси ЗИЛ-164 люди создавали уникальные и полезные автомобили.
Инженеры использовали шасси 164А для создания первой в истории СССР цистерны для безопасной перевозки сжиженного газа. За семь лет своего существования автомобиль устарел, и было решено заменить его на новый, современный автомобиль. Сегодня ЗИЛ-164 уже не используется ни в производственных, ни в бытовых целях. Некоторые примеры можно увидеть в музее.
Технические характеристики
ЗИЛ-164 имеет колесную формулу четыре на два. Вес его кузова составляет 4100 кг, а общий вес — 8250 кг.
Двигатель
ЗИЛ-164 оснащен бензиновым карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, этот силовой агрегат имеет увеличенную степень сжатия (6,2 вместо 6,0). Чугунные головки цилиндров были заменены на алюминиевые. Бензин подается через герметичный топливный насос производительностью 60 литров в час.
Комбинированная система смазки имеет фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Только на грузовике был установлен новый радиатор с расширительным бачком и уплотнительными пробками.
Грузовик получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором частоты вращения коленчатого вала.
Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:
- Рабочий объем — 5,56 л.
- Номинальная мощность — 100 л.с.
- Скорость вращения — 2800 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 33 кгс/м.
КПП
Первые серийные партии оснащались двухдисковым сцеплением, но позже завод отказался от этого типа сцепления и заменил его однодисковым. Пружина установлена на периферии и закрывается с помощью механического привода.
Коробка передач имела пять передач. Четыре работают в нормальном режиме, но пятая считается повышающей передачей. После запуска контрвал коробки передач движется быстрее коленчатого вала.
Рама, подвеска и ходовая часть
Рама грузовика состоит из двух боковых элементов, изготовленных из штампованной стали. Они соединены прочными поперечинами с заклепками. Передний бампер крепится болтами непосредственно к раме. Там же крепится буксировочная штанга. В задней части рамы расположен специальный буксировочный узел, предназначенный для буксировки прицепов и других транспортных средств. рама ЗИЛ-164А имеет специальные кронштейны для телескопических амортизаторов.
Передняя ось оснащена одним колесом, а задняя ось — сдвоенными колесами.
Охлаждение и смазка
Для предотвращения перегрева двигателя используется закрытая принудительная система охлаждения. Радиатор имеет трубчатую пластинчатую конструкцию и установлен на раме. На термостате установлен один клапан. На радиаторе установлен вентилятор для дополнительного охлаждения. Радиатор и водяной насос приводятся в действие одним ремнем.
Смазка двигателя — комбинированного типа. Некоторые ходовые узлы смазываются под давлением, другие — разбрызгиванием и самотеком. Масло фильтруется на двух различных уровнях.
Расход Топлива
При скорости 40 км/ч автомобиль расходует 27 литров топлива на 100 км. Топливный бак вмещает до 150 литров. Дальность полета составляет 550 км.
Устройство
ЗИЛ-164 имеет клепаную штампованную раму, состоящую из двух балок с пазовым сечением, которые соединены стальной поперечной балкой. Ширина поперечного сечения и высота продольной балки являются переменными. Сцепное устройство прицепа и передний бампер крепятся к нему болтами. Для первой модификации был использован U-образный бампер. Передняя поперечина используется для крепления радиатора и передней опоры двигателя. Передняя поперечина используется для соединения радиатора с передней опорой двигателя.
Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, а задняя ось — подвеску с двумя вспомогательными и двумя основными рессорами, подвешенными к раме с помощью полуэллиптических рессор, прикрепленных к задней и передней осям.
Автомобиль был оборудован цельнометаллической кабиной с изолированной крышей, задними стенками и передними панелями. Это решение является инновационным для данного периода. Он вмещал трех человек и был оснащен жидкостным отопителем, обогреваемым ветровым стеклом и вентиляцией. Сиденья в кабине пружинные. Сиденье водителя можно регулировать индивидуально по высоте. Кабина пилота защищена от пыли новыми уплотнителями.
Заднее стекло пустое и закрыто решеткой. Ветровое стекло состоит из двух частей. Левая половина поднята и может быть закреплена в любом положении, правая половина пустая. Двери и окна подняты, двери полностью металлические и навешены на передние стойки. Дверь с левой стороны имеет защелку, которая запирает кабину снаружи. Приборная панель имеет пять круглых циферблатов, некоторые из которых были заменены на более современные по сравнению с ZIS-150.
Коробка передач ЗИЛ-164 была унаследована от ЗИС-150В. Трехходовая 5-ступенчатая коробка передач упрощает две последние передачи. Это решение позволяет снизить аварийность этих грузовиков, поскольку на спуске карданный вал обычно вращается с превышением безопасной скорости, в результате чего вал ломается и повреждает трубки тормозного привода. В этом случае невозможно остановить автомобиль. Ограничитель вращения коленчатого вала также предотвращал аварии.
Последняя модификация ЗИЛ-164 оснащена ограничителями боковых конечностей, усилены пружины поперечных конечностей. Крепления крыльев были сделаны более жесткими. Некоторые версии оснащены дополнительным топливным баком, что значительно увеличивает запас хода.
Тормозная система тягача предназначена для работы с прицепом и оснащена клапаном-переходником для подключения к тормозному механизму прицепа. Здесь также имеется розетка.
Модернизация ЗИЛ-164 проводилась постепенно, являясь продолжением нескольких поколений.
Габаритные размеры техники
- Длина — 6700 мм.
- Ширина — 2470 мм.
- Высота кабины — 2180 мм.
- Колесная база — 4000 мм.
- Дорожный просвет под задней осью — 265 мм.
- Дорожный просвет под передней осью — 325 мм.
- Колея колес — 1700 мм.
Грузоподъемность — 4000 кг на асфальте и 3500 кг на грунтовых дорогах. Кроме того, ЗИЛ-164 может тянуть прицеп весом до 4500 кг. Максимальная скорость грузовика составляет 75 км/ч.
Многообразие модельного ряда
В ходе производства ЗИЛ-164 были внесены многочисленные изменения в конструкцию грузовиков. Большинство из них использовались на строительных площадках и в сельском хозяйстве. Ниже перечислены основные модели этого популярного автомобиля 1960-х годов.
- Базовой моделью ЗИЛ-164 был бортовой грузовик. Они имели деревянный корпус с тремя откидывающимися сторонами.
- ЗИЛ-164Р был усовершенствованной моделью с более мощным двигателем, развивавшим мощность до 109 л.с. Кроме двигателя, их отличает карбюраторная модель MKZ-K-84. Эти модификации специально разработаны как тягачи и могут буксировать прицепы весом до 4,5 тонн. Если базовая версия не рекомендуется для длительных пробегов с прицепом, то эта модель предназначена именно для этих целей.
- ЗИЛ-164Д — Специальное переоборудование для бортовых платформ, оснащенных экранированным электрооборудованием.
- ЗИЛ-164Г — Шасси, на которое устанавливается специальное оборудование и различные типы грузовых платформ, предназначенные для удовлетворения специальных потребностей.
- ЗИЛ-ММЗ-164Н — это настоящий седельный тягач. Он также оснащен новым карбюратором и форсированным двигателем.
- ЗИЛ-ММЗ-585И — Строительный самосвал.
- ЗИЛ-ММЗ-5875К — Сельскохозяйственный самосвал.
С 1961 года все эти модификации получают букву «А» после номера модели, например, ЗИЛ-164АР. самосвалы, выпускаемые с 1961 года, обозначаются индексом 585Л и 585М.
Кроме того, интересный эксперимент был проведен на заводе имени Лихачева, который начал выпуск грузовиков, работающих на сжиженном газе. Это были модификации ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А. Технические характеристики этого автомобиля позволяли не только работать на бензине, но и использовать его. Модификации с газовым двигателем были крайне редки из-за перепроизводства бензина в 1960-х годах и его высокой цены.