ЗИЛ-164

ЗИЛ-164 — грузовик, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на базе ЗИС-150, который был глубоко модернизирован с помощью ряда узлов и агрегатов. Производство грузовика осуществлялось с 1957-1964 гг. С конца 1961 года завод имени Лихачева начал производство своего модифицированного ЗИЛ-164А.

В послевоенные годы Советский Союз возобновил плановую экономику, и возникла большая потребность в различных машинах, чтобы помочь стране подняться из руин, оставшихся после войны. Народное хозяйство нуждалось в транспортных средствах различного назначения, и в 1957 году на заводе имени Лихачева был создан 4-тонный двухосный грузовик с одним шпинделем. Он оставался одним из самых популярных автомобилей в Советском Союзе до середины 1970-х годов. В процессе производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировался.

История создания

История ЗИЛ-164 началась в 1957 году. В это время на новом заводе имени Лихачева был выпущен первый грузовик на базе популярного ЗИС-150. Он активно использовался в различных регионах до 2000 года. С наступлением нового века его популярность начала снижаться из-за устаревания и морального устаревания.

Производство этого грузовика продолжалось в течение семи лет. За это время в шасси было внесено множество изменений, которые, благодаря его конструкции, решали различные проблемы. ЗИЛ-164 был даже переоборудован в пожарную машину. С 1957 по 1964 год было произведено 385 000 автомобилей.

Отличия в конструкции от ZIS-150 минимальны. Больше всего бросается в глаза изменение радиаторной решетки. Конструкция двигателя была изменена, и он стал более мощным и надежным. Головки цилиндров были изготовлены из обычного алюминия, заменившего чугун.

ЗИЛ-164

Применение

Двумя основными машинами были ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А. В течение нескольких лет они работали на весь Советский Союз. На их базе производились грузовые автомобили, самосвалы, цистерны и многие виды спецтехники. Отличить эти автомобили легко: стандартная модель имеет вертикальные полосы на крыльях, а «А» — горизонтальные.

Особенности конструкции позволяют адаптировать автомобиль к военному использованию. В течение нескольких лет грузовик состоял на вооружении советской армии в ГДР. Новый тип грузовика появился и был снят с эксплуатации, но это не помешало использовать его в других областях экономики. Модификации этой «рабочей лошадки» были популярны: на шасси ЗИЛ-164 люди создавали уникальные и полезные автомобили.

Читайте также:  Седельный тягач КамАЗ 54112

Инженеры использовали шасси 164А для создания первой в истории СССР цистерны для безопасной перевозки сжиженного газа. За семь лет своего существования автомобиль устарел, и было решено заменить его на новый, современный автомобиль. Сегодня ЗИЛ-164 уже не используется ни в производственных, ни в бытовых целях. Некоторые примеры можно увидеть в музее.

Технические характеристики

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164 имеет колесную формулу четыре на два. Вес его кузова составляет 4100 кг, а общий вес — 8250 кг.

Двигатель

ЗИЛ-164 оснащен бензиновым карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, этот силовой агрегат имеет увеличенную степень сжатия (6,2 вместо 6,0). Чугунные головки цилиндров были заменены на алюминиевые. Бензин подается через герметичный топливный насос производительностью 60 литров в час.

Комбинированная система смазки имеет фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Только на грузовике был установлен новый радиатор с расширительным бачком и уплотнительными пробками.

Грузовик получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором частоты вращения коленчатого вала.

Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:

  • Рабочий объем — 5,56 л.
  • Номинальная мощность — 100 л.с.
  • Скорость вращения — 2800 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент — 33 кгс/м.

ЗИЛ-164

КПП

Первые серийные партии оснащались двухдисковым сцеплением, но позже завод отказался от этого типа сцепления и заменил его однодисковым. Пружина установлена на периферии и закрывается с помощью механического привода.

Коробка передач имела пять передач. Четыре работают в нормальном режиме, но пятая считается повышающей передачей. После запуска контрвал коробки передач движется быстрее коленчатого вала.

Рама, подвеска и ходовая часть

Рама грузовика состоит из двух боковых элементов, изготовленных из штампованной стали. Они соединены прочными поперечинами с заклепками. Передний бампер крепится болтами непосредственно к раме. Там же крепится буксировочная штанга. В задней части рамы расположен специальный буксировочный узел, предназначенный для буксировки прицепов и других транспортных средств. рама ЗИЛ-164А имеет специальные кронштейны для телескопических амортизаторов.

Передняя ось оснащена одним колесом, а задняя ось — сдвоенными колесами.

ЗИЛ-164

Охлаждение и смазка

Для предотвращения перегрева двигателя используется закрытая принудительная система охлаждения. Радиатор имеет трубчатую пластинчатую конструкцию и установлен на раме. На термостате установлен один клапан. На радиаторе установлен вентилятор для дополнительного охлаждения. Радиатор и водяной насос приводятся в действие одним ремнем.

Читайте также:  Трактор ЮМЗ-6

Смазка двигателя — комбинированного типа. Некоторые ходовые узлы смазываются под давлением, другие — разбрызгиванием и самотеком. Масло фильтруется на двух различных уровнях.

Расход Топлива

При скорости 40 км/ч автомобиль расходует 27 литров топлива на 100 км. Топливный бак вмещает до 150 литров. Дальность полета составляет 550 км.

Устройство

ЗИЛ-164 имеет клепаную штампованную раму, состоящую из двух балок с пазовым сечением, которые соединены стальной поперечной балкой. Ширина поперечного сечения и высота продольной балки являются переменными. Сцепное устройство прицепа и передний бампер крепятся к нему болтами. Для первой модификации был использован U-образный бампер. Передняя поперечина используется для крепления радиатора и передней опоры двигателя. Передняя поперечина используется для соединения радиатора с передней опорой двигателя.

Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, а задняя ось — подвеску с двумя вспомогательными и двумя основными рессорами, подвешенными к раме с помощью полуэллиптических рессор, прикрепленных к задней и передней осям.

Автомобиль был оборудован цельнометаллической кабиной с изолированной крышей, задними стенками и передними панелями. Это решение является инновационным для данного периода. Он вмещал трех человек и был оснащен жидкостным отопителем, обогреваемым ветровым стеклом и вентиляцией. Сиденья в кабине пружинные. Сиденье водителя можно регулировать индивидуально по высоте. Кабина пилота защищена от пыли новыми уплотнителями.

Заднее стекло пустое и закрыто решеткой. Ветровое стекло состоит из двух частей. Левая половина поднята и может быть закреплена в любом положении, правая половина пустая. Двери и окна подняты, двери полностью металлические и навешены на передние стойки. Дверь с левой стороны имеет защелку, которая запирает кабину снаружи. Приборная панель имеет пять круглых циферблатов, некоторые из которых были заменены на более современные по сравнению с ZIS-150.

Коробка передач ЗИЛ-164 была унаследована от ЗИС-150В. Трехходовая 5-ступенчатая коробка передач упрощает две последние передачи. Это решение позволяет снизить аварийность этих грузовиков, поскольку на спуске карданный вал обычно вращается с превышением безопасной скорости, в результате чего вал ломается и повреждает трубки тормозного привода. В этом случае невозможно остановить автомобиль. Ограничитель вращения коленчатого вала также предотвращал аварии.

Последняя модификация ЗИЛ-164 оснащена ограничителями боковых конечностей, усилены пружины поперечных конечностей. Крепления крыльев были сделаны более жесткими. Некоторые версии оснащены дополнительным топливным баком, что значительно увеличивает запас хода.

Читайте также:  Трактор Кировец К-9000

Тормозная система тягача предназначена для работы с прицепом и оснащена клапаном-переходником для подключения к тормозному механизму прицепа. Здесь также имеется розетка.

Модернизация ЗИЛ-164 проводилась постепенно, являясь продолжением нескольких поколений.

Габаритные размеры техники

  • Длина — 6700 мм.
  • Ширина — 2470 мм.
  • Высота кабины — 2180 мм.
  • Колесная база — 4000 мм.
  • Дорожный просвет под задней осью — 265 мм.
  • Дорожный просвет под передней осью — 325 мм.
  • Колея колес — 1700 мм.

Грузоподъемность — 4000 кг на асфальте и 3500 кг на грунтовых дорогах. Кроме того, ЗИЛ-164 может тянуть прицеп весом до 4500 кг. Максимальная скорость грузовика составляет 75 км/ч.

ЗИЛ-164

Многообразие модельного ряда

В ходе производства ЗИЛ-164 были внесены многочисленные изменения в конструкцию грузовиков. Большинство из них использовались на строительных площадках и в сельском хозяйстве. Ниже перечислены основные модели этого популярного автомобиля 1960-х годов.

  • Базовой моделью ЗИЛ-164 был бортовой грузовик. Они имели деревянный корпус с тремя откидывающимися сторонами.
  • ЗИЛ-164Р был усовершенствованной моделью с более мощным двигателем, развивавшим мощность до 109 л.с. Кроме двигателя, их отличает карбюраторная модель MKZ-K-84. Эти модификации специально разработаны как тягачи и могут буксировать прицепы весом до 4,5 тонн. Если базовая версия не рекомендуется для длительных пробегов с прицепом, то эта модель предназначена именно для этих целей.
  • ЗИЛ-164Д — Специальное переоборудование для бортовых платформ, оснащенных экранированным электрооборудованием.
  • ЗИЛ-164Г — Шасси, на которое устанавливается специальное оборудование и различные типы грузовых платформ, предназначенные для удовлетворения специальных потребностей.
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н — это настоящий седельный тягач. Он также оснащен новым карбюратором и форсированным двигателем.
  • ЗИЛ-ММЗ-585И — Строительный самосвал.
  • ЗИЛ-ММЗ-5875К — Сельскохозяйственный самосвал.

С 1961 года все эти модификации получают букву «А» после номера модели, например, ЗИЛ-164АР. самосвалы, выпускаемые с 1961 года, обозначаются индексом 585Л и 585М.

Кроме того, интересный эксперимент был проведен на заводе имени Лихачева, который начал выпуск грузовиков, работающих на сжиженном газе. Это были модификации ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А. Технические характеристики этого автомобиля позволяли не только работать на бензине, но и использовать его. Модификации с газовым двигателем были крайне редки из-за перепроизводства бензина в 1960-х годах и его высокой цены.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру