МАЗ-6501 — серия самосвалов производства Минского автомобильного завода в колесной формуле 6х4 грузоподъемностью от 16 до 21 тонны. Основное использование этого грузовика — в составе автопоезда, перевозящего сыпучие и навалочные грузы, включая прицепы. Прежде всего, это песок, грунт, гравий, зерно (зерно МАЗ-6501 имеет свое «второе имя» — Колос). Самосвал повышенной грузоподъемности был разработан на базе автомобиля МАЗ в ответ на новые растущие требования рынка в конце 90-х — начале 2000-х годов. Конвейерное производство МАЗ-6501 началось в 2008 году. Грузовик подходит для работы в любых климатических условиях.
Технические характеристики
- Габаритные размеры: длина — 7,55-9,75 м; ширина — 2,55 м; высота — 3,13-3,45 м.
- Колесная база — 3,2 м — между 1 и 2 осями; 1,4 м — между 2 и 3 осями.
- Дорожный просвет — 260 мм.
- Минимальный радиус поворота — 9,66 м.
- Масса тела 12,425 — 14,425 т; общая масса 29,5 — 33,5 т.
- Нагрузка на переднюю ось составляет 7,5 т, на заднюю — 26 т.
- Максимальная полная масса автомобиля с прицепом составляет 60,5 т.
- Объем бака для дизельного топлива составляет 200, 300 или 500 литров, или 700 литров.
- При движении с постоянной скоростью 60 км/ч фактический расход топлива составляет не менее 35-40 литров.
- Производитель установил максимальную скорость 85 км/ч.
- Размер шин — 12.00 R20 или 315/80 R22.5. Колеса — дисковые.
Двигатель
Серия МАЗ 6501 включает в себя несколько вариантов, которые оснащены различными двигателями.
Основу линейки двигателей, использованных для одной серии, составлял Ярославский автомобильный завод. Первоначально МАЗ 6501 оснащался V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238 Д2 мощностью до 330 л.с. в соответствии со стандартами Евро-2. Грузовики также оснащались двигателями ЯМЗ-7511.10E2 и ЯМЗ-6581.10 стандарта Евро-3 и Евро-2.
В связи с ужесточением требований, линейка двигателей МАЗ 6501 была обновлена. Он включает в себя современные двигатели стандарта Евро-4.
- ЯМЗ-536.10 — Дизельный двигатель типа L с прямым впрыском, охлаждением наддувочного воздуха и жидкостным охлаждением. Мощность двигателя составляет 230 (312) кВт (л.с.), а максимальный крутящий момент — 1240 Нм.
- ЯМЗ-651.10 — 11,12-литровый двигатель с рядной конфигурацией цилиндров. Мощность двигателя составляет 303 (412) кВт (л.с.), а максимальный крутящий момент — 1911 Нм.
В настоящее время МАЗ 6501 также оснащается следующими двигателями ЯМЗ
- ЯМЗ-653 (Евро-5) — Объем — 11,2 л, Мощность — 310 (422) кВт (л.с.), Макс. крутящий момент — 2000 Нм;
- ЯМЗ-53603 (Евро-5) — Объем — 6,65 л, Мощность — 242,6 (330) кВт (л.с.), Макс. крутящий момент — 1275 м
- ЯМЗ-6581.10 (Евро-3/Евро-4) — рабочий объем — 14,86 л, мощность — 294 (400) кВт (л.с.), макс. крутящий момент — 1766 Нм;
- ЯМЗ-650.10 — мощность — 412 л.с.
- ЯМЗ-7511.10 — мощность — 400 л.с.
В некоторых вариантах МАЗ 6501 используются импортные силовые установки.
- Cummins 6ISBe (Евро 3).
- Mercedes OM 501LA (Евро-4).
- Mercedes-Benz OM 470 (Евро-6)
- Weichai WP12.430E50 (Евро-5) — это совместный белорусско-китайский двигатель, который собирается в Беларуси из компонентов, произведенных в Китае.
Модель оснащена топливным баком емкостью 250-700 литров.
Трансмиссии
Двадцатитонный грузовик МАЗ оснащен механической коробкой передач с 9, 12 или 16 скоростями. Первоначально их производил Ярославский автомобильный завод, но впоследствии основным поставщиком трансмиссий для этой серии грузовиков стала известная европейская компания ZF, с моделями 9S1315TO (9JS135A); 12JS200TA; 16S1650; 16S2220.
Различные модели МАЗ-6501 теперь оснащаются 9- и 12-ступенчатыми коробками передач JS, а также коробками передач ZF. Коробки передач JS производятся китайской машиностроительной компанией Shaanxi Shaft Gear. Эти механические коробки передач выпускаются с 2013 года и были выбраны Минским автозаводом для замены МКПП ZF и Ярославского автозавода из-за более дешевой цены китайской продукции. Конечно, при их достойном качестве и проверенной надежности.
Оба задних моста — ведущие, с блокируемыми валами и межосевыми дифференциалами.
Устройство
MAZ-6501 имеет раму лестницы, изготовленную из высокопрочной закаленной стали. Спереди самосвал этой модели оснащен ведомой подвеской с амортизаторами, поперечной стабилизирующей балкой и листовыми рессорами, а сзади — рессорно-балансирной подвеской.
Автомобили оснащены тормозной системой с барабанными механизмами на всех колесах, антиблокировочной тормозной системой и пневматическими приводами, а также гидравлическим усилителем рулевого управления. На шасси МАЗ-6501 установлен сварной металлический самосвальный кузов с гидравликой.
Кузов самосвала МАЗ-6501 может быть прямоугольной или U-образной формы, с задним опрокидыванием и вместимостью от 12,5 до 15,4 м³. а также прямоугольной формы с трехсторонней разгрузкой и вместимостью от 11 до 14 куб. м; и кузов объемом 22 куб. м с распашными бортами и боковой разгрузкой.
Механизм подъема (механизм опрокидывания) гидравлический, одноцилиндровый с электропневматическим дистанционным управлением и действует непосредственно на платформу. Механизм обеспечивает независимое индивидуальное управление подъемом платформы и прицепа на угол 49-3, опусканием, остановкой в промежуточном положении, автоматическим ограничением угла подъема и поворотом груженой платформы в крайнем конце подъема для полного сброса груза. Разгрузка осуществляется пневматическим закрытием/открытием замка задней двери.
В качестве зерновозов используются автомобили МАЗ-6501, оснащенные кузовами с трехсторонней или боковой разгрузкой. Они работают с прицепами в составе автопоезда. Конструкция предусматривает возможность установки надстройки стен, защитной крыши, которая предотвращает падение и выдувание сыпучих грузов во время транспортировки. зерновоз МАЗ можно также приобрести с грузовой платформой, которая превращает автомобиль в «автопоезд с круглогодичным движением». Эта модель позволяет загружать в кузов европоддоны с помощью вилочного погрузчика. Для этого и предназначены боковые навесные петли. Таким образом, самосвалы для перевозки чисто сельскохозяйственного зерна и «семеновозы» могут работать как автопоезда дальнего следования и в «межсезонье» перевозить любые грузы в кузове и прицепе на европоддонах. На базе трехосного самосвала МАЗ-6501 был создан и современный четырехосный самосвал — МАЗ-6516 с колесной формулой 8х4.
Кабина
На рынке самосвал МАЗ-6501 предлагался с малой (не спальной) кабиной. Однако по специальному заказу грузовик может быть оснащен удлиненной кабиной (с полноценным просторным спальным местом). Интерьер этих современных кают вполне современный, простой, аккуратный и хорошо продуманный.
По меркам сегодняшней быстро развивающейся автомобильной промышленности, он уже может выглядеть устаревшим. Но большинство водителей и владельцев считают его едва ли не лучшим выбором с точки зрения комфорта и эргономики. По сравнению с аналогичными автомобилями КАМАЗ, МАЗ-6501 имеет более комфортную и безопасную кабину, шумо- и виброустойчивую, расположенную на пневматической подвеске. Сиденье водителя подпружинено и может регулироваться в двух плоскостях.
Модификации
Существует несколько модификаций.
- 6501А8;
- 6501А9;
- 6501В5;
- 6501С9;
- 650108;
- 650128;
- 650185.
МАЗ-6501А8
Технические характеристики конверсии МАЗ-6501A8-325-000.
Средний расход топлива | 32 л |
Количество колес | 6 |
Ведущие колеса | 4 |
Автопоезда | 57 100 кг |
Нагрузка на переднюю ось | 7 500 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 22 600 кг |
Снаряженная масса | 14,025 кг |
Максимальный вес груза | 16 000 кг |
Объем | 33 м³ |
Модель двигателя | ЯМЗ-6581.10 |
Экологический стандарт | Евро 3 |
Мощность силового агрегата | 400 л.с. |
Редуктор | ZF16S1650 |
Тип трансмиссии | Механическая |
Тип привода вала с передаточным числом | 4,2 |
Топливный бак | 500 л |
Вес | 30 100 кг |
Шины | 315/80R22,5 |
Макс. скорость перемещения | 85 км/ч |
Тахометр | да |
Ограничитель скорости | да |
Тип колеса | пневматический |
Диапазон температур | -30°… +30°С |
Усилитель рулевого управления | Пневматический усилитель рулевого управления |
Тип разряда | Сторона |
МАЗ-6501А9
Технические характеристики МАЗ-6501A9.
Колесная формула транспортного средства | 6х4 |
Распределение веса на переднюю ось | 7 500 кг |
Распределение веса на заднюю ось | 26 000 кг |
Снаряженная масса | 13 125 кг |
Максимальная грузоподъемность | 20 300 кг |
Модель энергосистемы | ЯМЗ-650.10 |
Международные стандарты выбросов | Евро 3 |
Мощность | 412 л.с. |
Модель трансмиссии | ZF 16S2220 |
Количество скоростей | 16 |
Передаточное число приводного вала | 4,59 |
Скорость движения | 90 км/ч |
Вместимость грузовой платформы | 11 м³ |
Тормозная система | ABS |
Емкость топливного бака | 300 л |
Размер шины | 12.00R20 |
Тяговый брус | Да |
Шумоизоляция в кабине | да |
Тахометр | да |
Ограничитель скорости | да |
Количество цилиндров | 8 |
Размеры | 7,75×3,3×2,55м |
Вес | 33 500 кг |
МАЗ-6501В5
Параметры и данные для МАЗ-6501В5-481-000.
Тип кузова | Самосвал |
Расположение колес | 6х4 |
Давление в передней оси | 7 000 кг |
Давление в задней оси | 26 000 кг |
Снаряженная масса | 12,575 кг |
Максимальный вес поднимаемого груза | 21 000 кг |
Длина свеса | 1,4 м |
Колесная база | 3,2+1,4 м |
Длина заднего свеса | 1,55 м |
Разгрузка | Задний |
Турбокомпрессор | да |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Мощность | 310 л.с. |
Рабочий объем | 6 650 кубических сантиметров |
Экологические стандарты | Евро 4 |
Размеры | 7,55×2,55×3,15м |
Вес | 33 500 кг |
Технические данные МАЗ-6501В5-441-000.
Мощность двигателя | 300 л.с. |
Тип трансмиссии | 9JS13STA |
Количество скоростей | 9 |
Тип муфты | Фрикционный однодисковый |
Передаточное число | 6,4 |
Система гидроусилителя руля | да |
Тормозная система | Тип барабана |
Стабилизатор подвески | да |
Резервуары | 300 л |
МАЗ-6501В9
Технические характеристики самосвала МАЗ-6501В9-8420-000.
Количество колес | 6 |
Ведущие колеса | 4 |
Нагрузка, приложенная к передней оси | 7500 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 26000 кг |
Снаряженная масса | 13425 кг |
Допустимая грузоподъемность | 20 000 кг |
Грузовая платформа | 20 м³ |
Модель двигателя | ЯМЗ-653.10 |
Экологический стандарт | Евро V |
Мощность | 412 л.с. |
Макс. крутящий момент | 1900 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 2200 об/мин |
Модель трансмиссии | ZF 16S2520TO |
Передача | Брошюра |
Количество передач в коробке передач | 16 |
Передаточное число | 4,59 |
Размер шины | 12.00R20 |
Емкость топливного бака | 300 л |
Макс. скорость перемещения | 85 км/ч |
Тип платформы | Ящик |
Задняя подвеска | 26 т |
Турбонаддув | да |
Тормозной механизм | ABS |
Вес | 33 500 кг |
МАЗ-6501С9
Технические параметры модели.
Формула колеса | 6х4 |
Максимально допустимый вес груза | 19500 кг |
Грузоподъемность | 20 м³ |
Модель силового агрегата | ЯМЗ-653.10 |
Мощность двигателя | 420 л.с. |
Тип трансмиссии | ZF 16S2520TO |
Размер шины | 315/80R22,5 |
Форма платформы | U-образная, коробчатая форма |
Турбонаддув | Да |
Система промежуточного охлаждения | да |
Сцепление | Фрикционное сцепление |
Управление коробкой передач | Ручное управление, дистанционное управление |
Емкость топливного бака | 310 л |
Нагрузка | Передняя ось 7050 кг Нагрузка на заднюю ось 19 500 кг |
Тип колеса | Пневматический |
Частота вращения коленчатого вала | 2 000 об/мин |
Тип кузова | Самосвал |
Вид используемого топлива | Дизель |
Расход мазута | 33 литра зимой, 26 литров летом. |
Вес | 33 500 кг |
МАЗ-650108
Характеристика параметров и показателей МАЗ-650108.
Средний расход топлива | 30 л |
Количество колес | 6 |
Ведущие колеса | 4 |
Автопоезда | 60 500 кг |
Нагрузка на переднюю ось | 7 500 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 26 000 кг |
Снаряженная масса | 13 350 кг |
Максимальный вес груза | 20 000 кг |
Объем | 11 м³ |
Модель двигателя | ЯМЗ-7511.10 |
Экологические стандарты | Европа-2 |
Мощность силового агрегата | 400 л.с. |
Редуктор | ЯМЗ-239 |
Тип коробки передач | Механическая |
Передаточное число для мостов ведущего типа | 5,33 |
Емкость топливного бака | 300 л |
Вес | 33 500 кг |
Шины | 12.00R20 |
Макс. скорость перемещения | 92 км/ч |
Тахометр | да |
Ограничитель скорости | да |
Тип колеса | пневматический |
Температурный диапазон | -35°… +40°С |
Усилитель рулевого управления | Пневматический усилитель рулевого управления |
Тип разряда | Сторона |
МАЗ-650128
Параметры и показатели модели.
Формула колеса | 6х4 |
Максимально допустимый вес груза | 19700 кг |
Грузоподъемность | 20 м³ |
Модель силового агрегата | WP 12.430E50 |
Мощность двигателя | 316 л.с. |
Модель трансмиссии | 12JS200TA |
Размер шины | 315/80R22,5 |
Форма платформы | Форма редуктора |
Частота вращения коленчатого вала | 2 200 об/мин |
Турбокомпрессор | Да |
Система промежуточного охлаждения | да |
Сцепление | Фрикционное сцепление, однодисковое |
Управление трансмиссией | руководство, пульт дистанционного управления |
Емкость топливного бака | 300 л |
Нагрузка | 26000 кг |
Тип колеса | Пневматический |
Передаточное число | 6,03 |
Тип кузова | Самосвал |
Вид используемого топлива | Дизель |
Эксплуатация — расход жидкости | 30 л |
Вес | 33500 кг |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Расположение цилиндров | V-образная форма |
МАЗ-650185
Технические характеристики самосвала.
Количество колес | 6 |
Ведущие колеса | 4 |
Нагрузка на переднюю ось | 7 600 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 18 000 кг |
Снаряженная масса | 14 000 кг |
Допустимая грузоподъемность | 18 000 кг |
Вместимость погрузочной зоны | 19 м³ |
Модель двигателя | ЯМЗ-7511 |
Экологические стандарты | Евро 4 |
Мощность | 385 л.с. |
Макс. крутящий момент | 1985 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 2 100 об/мин |
Модель трансмиссии | 12JS200TA |
Передача | Руководство |
Количество передач | 16 |
Передаточное число | 6,03 |
Размер шины | 315/80R22,5 |
Емкость топливного бака | 310 л |
Макс. скорость перемещения | 95 км/ч |
Тип платформы | Ящик |
Задняя подвеска | да |
Вес | 30 000 кг |
Турбонаддув | да |