Карьерные грузовики — это высшая форма технического искусства в автомобильной промышленности. Машина должна быть мощной, надежной и (да, да!) красивая!» . Первое детище белорусского автозавода отвечало всем этим параметрам: грузовик создавался с вдохновением. Дальнейшее развитие заводчан только подтвердило: БелАЗ 540 стал образцом для роста качества завода и для создания новых моделей в будущем. Некоторые из решений, использованных при создании автомобиля, используются и сегодня. Конечно, эти системы стали сложнее, они оснащены электронным оборудованием и другими усовершенствованиями, но простые — базовые принципы, позволившие создать такие автомобили, успешно используются и по сей день.
Технические характеристики
БелАЗ-540 | ||
Производитель. | Белорусский автомобильный завод. | |
Год производства. | 1965-75. | |
Сборка. | БелАЗ | |
Класс. | Тяжелая эксплуатация. | |
Длина. | 7250 мм. | |
Ширина. | 3480 мм. | |
Грузоподъемность. | 27000 кг. | |
Масса тела. | 20925 кг. | |
Общий вес. | 48000 кг. | |
База. | 3550 мм. | |
Минимальный дорожный просвет. | 475 мм. | |
Размер шин. | 18,00-25 | |
Расход топлива. | 100 л/100 км. | |
Максимальная скорость. | 55 км/ч. | |
Двигатель. | БелАЗ-540 А: ЯМЗ-240, дизель, V, четырехтактный, двенадцатицилиндровый | |
Рабочий объем двигателя. | 22.3 л | |
Степень сжатия. | 16.5 | |
Макс. мощность. | 360 л.с. | |
Степень сжатия. | 16.5 | |
Основные передачи. | Центральная передача, одиночная передача и планетарная передача в ступице | |
Рулевое управление. | Две ступени: рециркуляционная шарико-винтовая гайка и реечная шестерня; с усилителем рулевого управления |
Двигатель
Тип 540 был оснащен 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем D-12A (Танк B-2).
С 1967 года на Тип 540А устанавливался четырехтактный V-образный двигатель Ярославского автомобильного завода ЯМЗ-240. Объем 12 цилиндров без наддува составляет 22,3 литра, а трансмиссия представляет собой насосный агрегат низкого и высокого давления.
Расход топлива снизился со 125 до 100 литров на 100 км, а расход смазочных материалов значительно уменьшился. Гармонизация с ярославскими моделями 236 и 238 создала условия для более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.
Система охлаждения дизельного двигателя работает в режиме нагрузки и состоит из шести рядов разработанных водяных и масляных радиаторов, обдуваемых двумя высокоэффективными вентиляторами.
Задний мост
Механизм выполнен по традиционной схеме для грузовых автомобилей.
- Коническая редукция главной передачи.
- Дифференциал интегрирован в ведомый шкив.
- Две конические шестерни.
- Планетарные колесные редукторы.
Подвеска
Самосвал оснащен гидропневматической подвеской на передней и задней осях. Передняя ось имеет 2 цилиндра, ограничитель хода и набор продольных и поперечных брусьев. Задняя подвеска состоит из 2 цилиндров, продольных тяг и дополнительной вилки. Штанги воспринимают усилия, передаваемые от оси к раме.
Газогидравлические цилиндры состоят из пружины газопоршневого типа, гидравлических амортизаторов и системы клапанов. В качестве газа используется сжатый азот.
Трансмиссия и рулевое
Трансмиссия гидромеханическая с 3+1 передачами, одной главной передачей и планетарными понижающими передачами в ступице. Трансмиссия также была инновацией советской автомобильной промышленности. В нем используется временный трехосный повышающий редуктор для привода гидротрансформатора, сам гидротрансформатор, гидромеханическая коробка передач и карданный шарнир для привода задней оси.
Рулевое управление осуществляется с помощью системы гидроусилителя руля. GVR разделен. Насос GRH питается от общей гидравлической системы, которая также питает насос подъема кузова. В случае незапланированной остановки насос приводится в движение приводными колесами. Рулевой механизм двухступенчатый: винт и гайка на рециркуляционном шаре и реечный механизм.
Гидротрансформатор одноступенчатый и оснащен двумя реакторными колесами с алюминиевыми лопатками. Коробка передач — 3-ступенчатая, двухвальная, с фрикционным переключением. Для активации обоих режимов масло подается из механического привода на рулевой колонке через золотниковый насос на нужный набор фрикционов. Задний мост является традиционным и передает мощность на колеса с помощью планетарного понижающего редуктора с главной передачей.
Тормозная система
Тормозная система — пневматическая, с барабанными тормозами на колесах. Устройство включает в себя.
- Компрессоры.
- Пневматический кран.
- Воздушный ресивер.
- Пневматические тормозные цилиндры.
- Рабочий тормоз на управляемом колесе.
- Стояночный тормоз на контрвале коробки.
Пара заслонок в выхлопной трубе двигателя используется в качестве тормозных замедлителей.
Электрооборудование
Электрическая система построена по 1-проводной схеме с отрицательной клеммой аккумулятора и потребителем, подключенным к кузову. В грузовике используются четыре батареи, соединенные попарно. Когда двигатель работает, источником напряжения является генератор переменного тока, который работает в паре с регулятором напряжения.
Самым мощным потребителем электроэнергии является система запуска двигателя. Мощность стартера составляет 15 л.с. (для двигателя D12A) и 9,5 л.с. (для двигателя ЯМЗ-240). Имеется несколько электродвигателей для привода насоса и вентилятора системы отопления. Грузовик оснащен фарами, боковыми огнями, указателями поворота и задними фонарями.
Развитие линейки
При всех преимуществах модели 540, эксплуатация грузовика выявила ряд проблем, которые пришлось решать в следующих модификациях.
- Улучшение эргономических параметров кабины.
- Повышение эффективности подвески.
- Выбор материалов и компонентов для гидромеханической трансмиссии и пневмогидравлической подвески, срок службы которых является общим для машины.
- Оптимизация конструкции узлов, уменьшение веса механизма и повышение его надежности.
- Создание ряда унифицированных механизмов и узлов в линейке самосвалов БелАЗ.
- Поиск новых компоновочных решений для снижения нагрузки на раму и другие компоненты.
Следующей моделью серии стал 40-тонный БелАЗ-548. Совместно с Ярославским автомобильным заводом началась разработка и производство 75-тонного БелАЗ-549, на котором был применен принципиально новый тип электропривода «мотор-колесо». Тяговый двигатель и планетарный редуктор были установлены на ступице колеса. В трансмиссии инженеры попытались заменить дизельную генераторную установку на газотурбинный генератор. Эксперимент был признан неудачным из-за возросшей стоимости топлива.
К 1985 году завод выпускал установки грузоподъемностью от 30 до 120 тонн. Цифровой индекс изменился — модель 540 стала обозначаться как 7510, а 540A — 7522.
К концу века была представлена новая серия грузовиков грузоподъемностью 80, 110, 120 и 180 тонн с электрическим приводом «мотор-колесо», включая модели 7549, 7519, 7512 и 75214.
В 1990-е годы базовой машиной был БелАЗ-57131 грузоподъемностью 130 тонн с силовой установкой, состоящей из дизельного двигателя Cummins мощностью 1600 л.с. с генераторной установкой, и БелАЗ-755, 55-тонный грузовик с ярославским дизелем мощностью 730 л.с.
Летом 2014 года БелАЗ-75714, способный перевозить 450 тонн горной массы, приступил к техническим перевозкам на Черниговецком разрезе.
В Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) в эффективной эксплуатации находится около 50 автомобилей БелАЗ грузоподъемностью 320 и 360 тонн. Был создан сервисный и сборочный центр, локализовано производство кузовов и гидравлического оборудования.
Карьерный автомобиль БелАЗ-540 эксплуатируется уже несколько десятилетий. Надежность, долговечность, хорошие технические параметры и доступная цена сделали грузовик основным инструментом механизации шахт в 1960-х и 1970-х годах. Грузовик получил несколько сертификатов и медалей с советских и зарубежных выставок, ему был присвоен Всесоюзный знак качества. Этот автомобиль стал основой для разработки всего модельного ряда карьерных автомобилей БелАЗ.