БелАЗ 540

Карьерные грузовики — это высшая форма технического искусства в автомобильной промышленности. Машина должна быть мощной, надежной и (да, да!) красивая!» . Первое детище белорусского автозавода отвечало всем этим параметрам: грузовик создавался с вдохновением. Дальнейшее развитие заводчан только подтвердило: БелАЗ 540 стал образцом для роста качества завода и для создания новых моделей в будущем. Некоторые из решений, использованных при создании автомобиля, используются и сегодня. Конечно, эти системы стали сложнее, они оснащены электронным оборудованием и другими усовершенствованиями, но простые — базовые принципы, позволившие создать такие автомобили, успешно используются и по сей день.

Технические характеристики

БелАЗ-540
 Производитель. Белорусский автомобильный завод.
 Год производства. 1965-75.
 Сборка. БелАЗ
 Класс. Тяжелая эксплуатация.
 Длина. 7250 мм.
 Ширина. 3480 мм.
 Грузоподъемность. 27000 кг.
 Масса тела. 20925 кг.
 Общий вес. 48000 кг.
 База. 3550 мм.
Минимальный дорожный просвет. 475 мм.
 Размер шин. 18,00-25
 Расход топлива. 100 л/100 км.
 Максимальная скорость. 55 км/ч.
 Двигатель. БелАЗ-540 А: ЯМЗ-240, дизель, V, четырехтактный, двенадцатицилиндровый
 Рабочий объем двигателя. 22.3 л
 Степень сжатия. 16.5
 Макс. мощность. 360 л.с.
 Степень сжатия. 16.5
 Основные передачи. Центральная передача, одиночная передача и планетарная передача в ступице
 Рулевое управление. Две ступени: рециркуляционная шарико-винтовая гайка и реечная шестерня; с усилителем рулевого управления

БелАЗ 540

Двигатель

Тип 540 был оснащен 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем D-12A (Танк B-2).

С 1967 года на Тип 540А устанавливался четырехтактный V-образный двигатель Ярославского автомобильного завода ЯМЗ-240. Объем 12 цилиндров без наддува составляет 22,3 литра, а трансмиссия представляет собой насосный агрегат низкого и высокого давления.

Читайте также:  Комбайн Енисей 1200

Расход топлива снизился со 125 до 100 литров на 100 км, а расход смазочных материалов значительно уменьшился. Гармонизация с ярославскими моделями 236 и 238 создала условия для более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.

Система охлаждения дизельного двигателя работает в режиме нагрузки и состоит из шести рядов разработанных водяных и масляных радиаторов, обдуваемых двумя высокоэффективными вентиляторами.

Задний мост

БелАЗ 540

Механизм выполнен по традиционной схеме для грузовых автомобилей.

  • Коническая редукция главной передачи.
  • Дифференциал интегрирован в ведомый шкив.
  • Две конические шестерни.
  • Планетарные колесные редукторы.

Подвеска

Самосвал оснащен гидропневматической подвеской на передней и задней осях. Передняя ось имеет 2 цилиндра, ограничитель хода и набор продольных и поперечных брусьев. Задняя подвеска состоит из 2 цилиндров, продольных тяг и дополнительной вилки. Штанги воспринимают усилия, передаваемые от оси к раме.

БелАЗ 540

Газогидравлические цилиндры состоят из пружины газопоршневого типа, гидравлических амортизаторов и системы клапанов. В качестве газа используется сжатый азот.

Трансмиссия и рулевое

Трансмиссия гидромеханическая с 3+1 передачами, одной главной передачей и планетарными понижающими передачами в ступице. Трансмиссия также была инновацией советской автомобильной промышленности. В нем используется временный трехосный повышающий редуктор для привода гидротрансформатора, сам гидротрансформатор, гидромеханическая коробка передач и карданный шарнир для привода задней оси.

Рулевое управление осуществляется с помощью системы гидроусилителя руля. GVR разделен. Насос GRH питается от общей гидравлической системы, которая также питает насос подъема кузова. В случае незапланированной остановки насос приводится в движение приводными колесами. Рулевой механизм двухступенчатый: винт и гайка на рециркуляционном шаре и реечный механизм.

Гидротрансформатор одноступенчатый и оснащен двумя реакторными колесами с алюминиевыми лопатками. Коробка передач — 3-ступенчатая, двухвальная, с фрикционным переключением. Для активации обоих режимов масло подается из механического привода на рулевой колонке через золотниковый насос на нужный набор фрикционов. Задний мост является традиционным и передает мощность на колеса с помощью планетарного понижающего редуктора с главной передачей.

Читайте также:  МАЗ 5340

Тормозная система

Тормозная система — пневматическая, с барабанными тормозами на колесах. Устройство включает в себя.

    • Компрессоры.
    • Пневматический кран.
    • Воздушный ресивер.

БелАЗ 540

  • Пневматические тормозные цилиндры.
  • Рабочий тормоз на управляемом колесе.
  • Стояночный тормоз на контрвале коробки.

Пара заслонок в выхлопной трубе двигателя используется в качестве тормозных замедлителей.

Электрооборудование

Электрическая система построена по 1-проводной схеме с отрицательной клеммой аккумулятора и потребителем, подключенным к кузову. В грузовике используются четыре батареи, соединенные попарно. Когда двигатель работает, источником напряжения является генератор переменного тока, который работает в паре с регулятором напряжения.

Самым мощным потребителем электроэнергии является система запуска двигателя. Мощность стартера составляет 15 л.с. (для двигателя D12A) и 9,5 л.с. (для двигателя ЯМЗ-240). Имеется несколько электродвигателей для привода насоса и вентилятора системы отопления. Грузовик оснащен фарами, боковыми огнями, указателями поворота и задними фонарями.

Развитие линейки

При всех преимуществах модели 540, эксплуатация грузовика выявила ряд проблем, которые пришлось решать в следующих модификациях.

  1. Улучшение эргономических параметров кабины.
  2. Повышение эффективности подвески.
  3. Выбор материалов и компонентов для гидромеханической трансмиссии и пневмогидравлической подвески, срок службы которых является общим для машины.
  4. Оптимизация конструкции узлов, уменьшение веса механизма и повышение его надежности.
  5. Создание ряда унифицированных механизмов и узлов в линейке самосвалов БелАЗ.
  6. Поиск новых компоновочных решений для снижения нагрузки на раму и другие компоненты.

Следующей моделью серии стал 40-тонный БелАЗ-548. Совместно с Ярославским автомобильным заводом началась разработка и производство 75-тонного БелАЗ-549, на котором был применен принципиально новый тип электропривода «мотор-колесо». Тяговый двигатель и планетарный редуктор были установлены на ступице колеса. В трансмиссии инженеры попытались заменить дизельную генераторную установку на газотурбинный генератор. Эксперимент был признан неудачным из-за возросшей стоимости топлива.

Читайте также:  Mercedes-Benz Actros

К 1985 году завод выпускал установки грузоподъемностью от 30 до 120 тонн. Цифровой индекс изменился — модель 540 стала обозначаться как 7510, а 540A — 7522.

К концу века была представлена новая серия грузовиков грузоподъемностью 80, 110, 120 и 180 тонн с электрическим приводом «мотор-колесо», включая модели 7549, 7519, 7512 и 75214.

В 1990-е годы базовой машиной был БелАЗ-57131 грузоподъемностью 130 тонн с силовой установкой, состоящей из дизельного двигателя Cummins мощностью 1600 л.с. с генераторной установкой, и БелАЗ-755, 55-тонный грузовик с ярославским дизелем мощностью 730 л.с.

Летом 2014 года БелАЗ-75714, способный перевозить 450 тонн горной массы, приступил к техническим перевозкам на Черниговецком разрезе.

В Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) в эффективной эксплуатации находится около 50 автомобилей БелАЗ грузоподъемностью 320 и 360 тонн. Был создан сервисный и сборочный центр, локализовано производство кузовов и гидравлического оборудования.

Карьерный автомобиль БелАЗ-540 эксплуатируется уже несколько десятилетий. Надежность, долговечность, хорошие технические параметры и доступная цена сделали грузовик основным инструментом механизации шахт в 1960-х и 1970-х годах. Грузовик получил несколько сертификатов и медалей с советских и зарубежных выставок, ему был присвоен Всесоюзный знак качества. Этот автомобиль стал основой для разработки всего модельного ряда карьерных автомобилей БелАЗ.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру