Схема и устройство КПП МТЗ 80

Основной функцией коробки передач является создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя к ведущим колесам трактора через трансмиссию. Коробка передач обеспечивает преобразование скорости трактора, что дает возможность выполнять широкий спектр технических операций и работ, от транспортных до различных задач в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве, лесном хозяйстве и других отраслях. передаточный механизм МТЗ-80 сконструирован таким образом, что диапазон его передаточных чисел хорошо приспособлен для выполнения любого рабочего процесса в широком диапазоне спецтехники. В комплект входит понижающая передача, обеспечивающая 18 передач вперед и 4 передачи назад.

Трансмиссия МТЗ 80 (82) обеспечивает диапазон скоростей движения вперед от 1,9 до 34,3 км/ч и назад от 4,09 до 9,22 км/ч. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод главного и бокового мостов отбора мощности, ходового редуктора и переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Устройство КПП

Переключение скоростей осуществляется с помощью шлицевой цилиндрической передачи передаточного вала, создающей передаточное отношение зацепления, соответствующее конкретной передаче. Прямое переключение осуществляется с помощью рычага переключения, который через механизм управления соединен с вилкой, приводящей в движение шестерню и редуктор.

Конструкция

В основе агрегата лежит двухступенчатая, четырехвальная, шестеренчатая коробка передач, размещенная в цельном чугунном корпусе между корпусом заднего моста и корпусом коробки передач со сцеплением.

Валы опираются на подшипники, установленные на стенках корпуса редуктора и на центральной перегородке. Некоторые шестерни являются неотъемлемой частью вала, другие — шлицевые или свободно вращающиеся.

Редуктор бокового отбора мощности или хода устанавливается вместо крышки в левом люке корпуса редуктора, а коробка делителя устанавливается в правом люке.

Современные варианты МТЗ 80 оснащены коробкой передач с гидравлическим сцеплением, которое приводит в движение выбранное передаточное число. Переключение передач осуществляется путем подачи давления масла на муфту. Сцепление управляется золотником клапана управления коробкой передач. Гидростатическая трансмиссия характеризуется плавным и комфортным переключением передач.

Особенности эксплуатации КПП

Правильное использование трансмиссии включает в себя контроль ее состояния и своевременное техническое обслуживание, а также правильный выбор схемы переключения передач во время работы трактора.

При осмотре не было обнаружено утечек масла в месте соединения корпуса коробки передач с люком. Уровень масла проверялся с помощью контрольного отверстия на правой стороне корпуса коробки передач. При откручивании пробки отверстия уровень должен быть не ниже нижнего края отверстия, когда трактор стоит горизонтально.

Смазку следует менять каждые 960-1000 часов во время планового технического обслуживания 3. Обычно ее меняют во время сезонного технического обслуживания, заменяя масло на масло другой марки.

Если трансмиссия горячая, сливайте масло сразу после остановки. Сливная пробка расположена в нижней части картера коробки передач, сцепления и заднего моста. После слива масла магниты очищаются от металлических остатков, образовавшихся в результате эффективного контакта между компонентами механизма. Масло заливается через отверстие с пробкой в верхней крышке корпуса коробки передач.

Тип используемого масла.

  • Трансмиссия: TAP-15B, TSp-14, TE15 EFO, TM-2-18
  • Моторное масло: M12 G1.

Если в трансмиссии появляются необычные шумы, гул, скрежет, прекратите эксплуатацию трактора и проверьте техническое состояние трансмиссии. Это убережет ваш трактор от более серьезных повреждений, если неисправность будет обнаружена и своевременно устранена.

Редуктор и коробка передач МТЗ 80

Коробка передач МТЗ-80 имеет две ступени, первая из которых отвечает за переключение первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и за регулировку первой скорости при движении задним ходом, а вторая — за все остальные передачи.

Для того чтобы первая передача работала, необходимо зацепить ведущую шестерню первой передачи с наружным кольцом контрвала. Теперь необходимо включить вторую ступень коробки передач. Сдвиньте главную шестерню первой ступени так, чтобы она вошла в зацепление с внутренним кольцом шестерни второй ступени.

Когда вы включаете первую или вторую передачу нашей коробки передач, скользящая шестерня четвертой и пятой передач перемещается вперед, переводя трактор на пятую или восьмую скорость.

Если та же шестерня перемещается назад, то трактор переключается на четвертую или седьмую скорость. Подвижная шестерня третьей передачи переключает трактор на третью или шестую передачу при движении вперед. При движении назад он зацепляет внутреннее кольцо контрвала и включает девятую передачу.

Читайте также:  Hyundai H350

Когда понижающая передача движется назад, мы имеем первую или вторую передачу, а когда она движется вперед, мы имеем задний ход.

Шестерня реверса ходит вокруг своей оси и соединяется с кольцевыми шестернями пятой и задней передач.

Устройство коробки передач МТЗ 80

Главный и вторичный валы расположены на одной оси в корпусе. Промежуточный вал с валами первой и задней передач также выровнен параллельно первой и второй передачам. Главный вал опирается на два подшипника, один из которых расположен в корпусной втулке коробки передач. Другой подшипник главного вала соединен с вторичным валом через передний конец последнего.

Шлицы главного вала входят в ведущие шестерни третьей, четвертой и пятой передач. На шлицах главного вала также установлена понижающая передача через ведомый шкив. Третья, четвертая и пятая понижающие шестерни установлены на шлицах полого внутреннего промежуточного вала.

Промежуточная шестерня соединена с ведомой шестерней третьей передачи. Эта промежуточная передача также соединена с ведущей шестерней третьей передачи и регулируется для понижения передачи.

Промежуточный вал КПП МТЗ 80

Вал работает на ступице и шарикоподшипниках. Эта ступица соединена с главной передачей второй ступени, которая установлена на двух роликовых подшипниках. Внутри шестерни находится внутренний вал и втулка для его поддержки.

В задней части шестерни находится кулачок для заднего синхронизированного ВОМ. В верхней части главной передачи находится крыльчатка, функция которой заключается в смазке главной передачи и дифференциала коробки передач.

Принцип работы: Крыльчатка вращается и распыляет масло на движущиеся части трактора МТЗ-80. На одном конце вала вторичной коробки передач находятся внутреннее и внешнее кольца, которые неотделимы от вала. Вторичный вал соединен двумя коническими роликовыми подшипниками.

Шлицы на вторичном валу коробки передач трактора МТЗ-80 соединены болтами с гайкой, приводящей в движение шестерню главной передачи и ведомую шестерню редуктора второй ступени.

Работа коробки передач МТЗ 80 с ходоуменьшителем

Одним из моментов работы коробки передач МТЗ-80 являются редукторы пролета. Их взаимодействующее движение идет от промежуточной шестерни к ведомому шкиву на первой и задней передачах. Ведомый шкив, в свою очередь, устанавливается на вал первой передачи и заднего хода.

Чтобы установить пролетную понижающую передачу на коробку передач, вставьте пружину в буртик вала до упора, а затем с помощью рычага переключения передач переместите ведомую шестерню, которая зацепляет пролетную понижающую передачу и ведомую шестерню, чтобы оставить сцепление на первой и задней передачах.

В передней части корпуса находится промежуточный вал и гнездо внутреннего вала на одном валу. На боковой стороне корпуса имеются люки с заглушками, которые необходимы для того, чтобы техник мог проверить компоненты коробки передач, на которых установлены ранее упомянутые вариатор и карданный вал.

Ремонт КПП

Конструкция этого устройства довольно проста и надежна, но ничто не вечно. Со временем происходит износ, приводящий к поломкам коробки передач. Слышимые шумы или щелчки, беспорядочное выключение и слишком тугое переключение передач сигнализируют о необходимости ремонта коробки передач. Наиболее распространенными причинами являются выход из строя вилки переключения, износ подшипников и неисправности зажима. Зубья шестерни вряд ли будут изнашиваться, так как они изготовлены из износостойкого сплава.

Скрежет при переключении передач может быть результатом износа диска управления сцеплением. Иногда неправильно отрегулированные шестерни сцепления могут вызывать скрежещущие звуки. Необходимо заменить изношенные детали и произвести регулировку. Если визг не исчезает, это может быть вызвано следующими причинами: неправильная длина пружины в блоке управления тормозами. Его длина в сжатом состоянии не должна превышать 32 мм.

Также нелишним будет проверить зазор между колодками тормозного диска и между поворотным пальцем и вилкой переключателя. Минимальная толщина тормозного диска составляет 1,5 мм. Если он толще, его необходимо заменить. Допустимый зазор для вилки выключателя и последователя составляет 2,2 мм. Если зазор мал, необходимо заменить изношенные детали.

Недостаточное переключение, случайное выключение или невозможность выключения передачи вызваны недостаточным сцеплением с вилкой переключения. Возможно, пружинный фиксатор потерял натяжение. Чтобы выяснить причину, отсоедините механизм переключения и проверьте и измерьте следующие детали: зажимные губки вилки, зазор между пластинами переключения, ширину пазов переключения. Замените изношенные детали новыми.

Шум в редукторе может быть вызван износом подшипников, удерживающих вал на месте. Если их вовремя не заменить, они могут быть повреждены, и вся коробка передач может заклинить. Сняв крышку коробки передач, с помощью выколотки попытайтесь сдвинуть валы. Они должны прочно сидеть на своих местах. Любое видимое смещение вала в своем посадочном месте указывает на дефект подшипника. Увеличение осевого люфта в контрвале также может привести к повышенному шуму в коробке передач. Сначала проверьте затяжку гайки вала; если она в порядке, проблема кроется в подшипнике.

Читайте также:  Самосвал КамАЗ 53229

Периодический стук в корпусе, который исчезает при переключении передач, указывает на износ некоторых шестерен. Чтобы найти дефект, снимите разделительную коробку и крышку коробки передач. Колесо было поднято домкратом, и его вращали вручную. Визуально определите, что шестерня изношена. Для его замены потребуется демонтаж всей коробки передач.

Как разобрать коробку МТЗ-80

В зависимости от внешних признаков неисправности редуктор необходимо частично или полностью разобрать. Ниже приводится последовательность действий для полной разборки коробки передач МТЗ в рамках программы ремонта, описанной в руководстве по эксплуатации трактора.

  • Слейте трансмиссионную жидкость.
  • Снимите всю коробку передач с корпуса трактора.
  • Демонтируйте коробку передач.

При обнаружении некоторых неисправностей трансмиссии разборка может быть выполнена без полной разборки. Этот метод предусмотрен для нечеткого переключения передач, когда на первом этапе снимается только ручка управления трансмиссией и проверяется состояние блока.

Разборка рычага КПП МТЗ-80

Для того чтобы проверить пригодность ручки переключения к дальнейшей эксплуатации, нельзя разбирать коробку передач, для этого необходимо выполнить следующие действия

  • Перед снятием пола и извлечением навесного гнезда снимите рычаг.
  • Снимите пластины вилки и визуально осмотрите вилки, чтобы определить, какие из них нуждаются в замене.
  • Убедитесь, что рукоятка переключения передач пригодна для дальнейшего использования.
  • Если вилы погнуты и ослаблены, а их рабочие поверхности не параллельны, разберите устройство и замените изношенные детали.

Этот ремонт решит только часть возможной проблемы, связанной с плохим включением и переключением передач. Для проведения капитального ремонта требуется тщательная переборка коробки передач.

Порядок разборки

Помимо гаечного ключа и отвертки, для демонтажа механизма переключения передач трактора необходимы следующие принадлежности

  • Пуллер.
  • Молоток.
  • Слесарное зубило (готовый перфоратор).
  • Бронзовый кулак.

После отсоединения устройства от корпуса и снятия узла вилки

  • Снимите стопорное кольцо и шестерню со шпинделя, затем снимите второе стопорное кольцо и снимите втулку и шестерню.
  • Сначала выньте штифт и снимите внутренний ВОМ (вал отбора мощности).
  • Открутите болты, снимите втулку и извлеките из корпуса шестерню второго диапазона с чашками и подшипниками.
  • Снимите главный вал, чтобы облегчить демонтаж механического привода, работая по программе (9F+2R).
  • Снимите промежуточный вал.
  • Снятие вторичного вала.
  • Подготовьтесь к снятию валов заднего хода и понижающей передачи, сняв стопорное кольцо и подшипники.
  • Извлеките вал реверса и вал понижающей передачи из корпуса.
  • Выдавите корпус подшипника.

После извлечения вала из коробки передач снимите шестерни и разберите остальные демонтированные детали как единое целое.

Дефектовка деталей КПП

После полной разборки трансмиссии все детали следует визуально осмотреть, чтобы определить, пригодны ли они для дальнейшего использования. Чтобы не пропустить дефекты металла, перед осмотром детали следует очистить и высушить в парафине или дизельном масле.

Советы по отбраковке компонентов корпуса.

  1. Если обнаружены трещины, корпус необходимо заменить.
  2. Разбитые стекла в корпусе следует заменить новыми.
  3. Погнутые вилы и вилы с непараллельными губками следует заменить новыми.
  4. Подшипники следует проверять, вращая наружный сепаратор относительно внутреннего.
  5. Не устанавливайте рычаги коробки передач с изношенными бугорками.

Не устанавливайте коробки передач до тех пор, пока не будут проверены все детали и не будут получены новые детали для замены негодных.

Схема переключения

На схеме показано: светлый фон освещает вторую ступень и соответствующие шестерни (2, 6, 7, 8, 9 и вторая передача заднего хода), темный фон освещает первую ступень и соответствующие шестерни (1, 3, 4, 5 и первая передача заднего хода). Выбранные передачи выбираются заранее, чтобы соответствующие шестерни могли быть включены.

Иллюстрация и механизм коробки передач МТЗ 80

Порядок переключения

  • Положение среднего свободного рычага соответствует нейтральному положению (обозначено «H»), рычаг свободно перемещается, перпендикулярно приводному валу трактора.
  • В крайнем левом положении рычага, перемещая рычаг вперед, вы переходите на вторую ступень; перемещая рычаг назад, в том же крайнем левом положении, вы переходите на первую ступень.
  • В крайнем правом положении, перемещая рычаг вперед, достигается скорость движения вперед на 1-й или 2-й передаче (в зависимости от выбора передачи). В крайнем правом положении перемещение рычага назад включает скорость заднего хода 1 или 2, соответственно, выбранной ранее ступени коробки передач.
  • В правом центральном положении, при включенной первой ступени коробки передач, переключите рычаг вперед для включения 9-й передачи и назад в том же положении для включения 3-й или 6-й передачи выбранной ступени.
  • В левом центральном положении можно переключиться вперед на 4-ю или 7-ю передачу, а назад, в том же положении рычага, на 5-ю или 8-ю передачу в зависимости от ранее выбранной фазы передачи.
Читайте также:  Кран манипулятор Камаз

Правильное переключение передач

При переключении передач следует понимать, что когда сцепление включено с двигателем, происходит непрерывный поток масла на всасывающий вал коробки передач, и любое переключение должно быть прервано нажатием на педаль сцепления, что приостанавливает работу всех компонентов сцепления. Это создает условия для синхронного вращения деталей, обеспечивая комфортное зацепление скользящих шестерен.

Сначала сбросьте обороты двигателя, затем выжмите педаль сцепления до максимума, затем установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, затем переведите педаль сцепления из нейтрального положения на выбранную передачу и медленно отпустите ее. При переключении передач не должно быть скрежещущих звуков. Если передачи включаются с трудом из-за износа деталей сцепления, необходимо использовать технику двойного выключения сцепления. Это означает выжать педаль сцепления, переведя рычаг в нейтральное положение, затем отпустить педаль сцепления и выжать ее второй раз перед включением выбранной передачи. После включения педаль плавно отпускается, причем плавно — не значит медленно.

Правильный выбор передач обеспечивает безопасную, качественную работу и высокую производительность всех механизмов трактора и используемого оборудования для оптимальной загрузки.

Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 является сложным и дорогостоящим механизмом. Конструктивное устройство этого тракторного агрегата делает его обслуживание трудным и сложным. Для замены детали буквально часто приходится разбирать пол трактора. Ремонт требует большой работы и специальных навыков. Поэтому при эксплуатации трактора рекомендуется строго придерживаться требований и рекомендаций производителя. При проведении работ необходимо соблюдать скоростной режим в соответствии с разработанными техническими картами и исключить перегрузку механизма и деталей редуктора.

Как правильно переключить передачи на МТЗ-80

Основной принцип работы этих тракторов основан на понижающей передаче. Он предоставляет возможность удвоить все передачи, что обеспечивается конструкцией с девятью передними и двумя задними передачами.

Второе правило, о котором часто забывают новички При переключении на низшую или высшую передачу диск сцепления должен быть выключен.

Это делается при полностью выжатой педали сцепления. Только после этого можно использовать рычаги переключения передач.

Поэтому правильное переключение передач осуществляется в соответствии со следующими инструкциями

— Двигатель должен работать на холостом ходу.

— Полностью выжмите педаль сцепления.

— Наденьте необходимое снаряжение.

— Плавно нажмите на акселератор и отпустите педаль сцепления.

Если первая попытка не удалась, и трактор отказывается двигаться или заглох, не волнуйтесь — попробуйте еще раз.

Возможные неисправности коробки

Корпус и внутренние механизмы МТЗ изготовлены из высококачественных материалов. Помимо уже упомянутых возможных неисправностей, в процессе эксплуатации корпуса могут возникнуть и некоторые другие неисправности.

Основными причинами таких дефектов являются некачественное и/или несвоевременное обслуживание, а также скрытые производственные дефекты в компонентах корпуса. Следующие неисправности считаются распространенными.

Скрипящий шум при переключении передач. Причина.

  • Износ или дефекты диска сцепления (деформация, трещины, сколы).
  • Несоосность вала редуктора.

В зависимости от характера неисправности диск сцепления осматривают, регулируют и, при необходимости, заменяют, или регулируют вал для увеличения площади зацепления шестерен коробки передач.

Возникает стук, грохот или другой шум. Причиной может быть стук, стук или шум.

  • Изношенные или сломанные зубья шестерен в коробке передач.
  • Механические дефекты зубчатых колес.
  • Выход из строя подшипников.

Шестерни и опорные подшипники проверяются на предмет ремонта. В эти элементы были внесены необходимые коррективы. Замена этих компонентов в случае механической поломки.

  • Коромысло выбивается (выскакивает) при движении трактора. Причиной этой неисправности является износ (поломка) вилки переключения передач. Для устранения этой проблемы необходимо проверить коробку передач и, если большая часть вилок изношена, лучше заменить весь узел. Если неисправен только один элемент, может потребоваться его отдельная замена.

Основные требования к обслуживанию и ремонтным работам

При проведении работ по техническому обслуживанию, диагностике, сервису и капитальному ремонту следует соблюдать определенные правила.

  1. Установка оригинальных запасных частей в коробку передач. Замена деталей и узлов на дешевые аналогичные изделия низкого качества, что приводит к преждевременному выходу из строя коробки передач и трансмиссии.
  2. Соблюдайте рекомендованные сроки технического обслуживания трактора и меняйте масло в коробке передач.
  3. Заполните картер маслом в соответствии с рекомендациями производителя.

Выполнение следующих действий поможет избежать дорогостоящего повторного ремонта и избежать ненужного простоя трактора

В завершение

Коробка передач является одним из важнейших устройств, приводящих в движение трактор. Он имеет множество диапазонов, каждый из которых имеет свои нюансы. Для их правильного использования необходимо соблюдать определенные правила. Это повысит эффективность работы оборудования и срок службы механизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру