Трактор ЮМЗ-6

Среди разнообразных тракторов, разработанных советской промышленностью, выделяется продукция Южного машиностроительного завода в Днепропетровске (ныне Днепр). Созданный в конце 1960-х годов трактор ЯМЗ с маркировкой ЯМЗ-6 выпускался на предприятии до 2001 года, и эта машина с различными модификациями считалась лучшей в стране. Он был высоко оценен на Западе, и Швеция даже официально получила техническую документацию, чтобы наладить на его основе собственное производство машин.

ЯМЗ-6 представляет собой универсальный многоцелевой колесный трактор, входящий в серию «Беларусь», первоначально созданный Минским тракторным заводом, а затем принятый на вооружение ЯМЗ.

История создания

В Советском Союзе была распространена практика, когда машины, разработанные в конструкторском бюро одного предприятия, переходили в руки другого в той же области и выпускались под первоначальной маркой или под собственным именем последующего завода. прототипом трактора ЮМЗ-6 был МТЗ-5 «Беларусь» Минского тракторного завода. производство этого трактора было освоено на ЮМЗ в 1958 году, без изменения маркировки. Преемственность технологий была сохранена, и оригинальная конструкция трактора МТЗ осталась неизменной.

Прототип трактора МТЗ-5 производства Южмаша. Фото из файла.

Трактор УМЗ-6

Интересно отметить, что «Южмаш» изначально не задумывался как тракторный завод.

По замыслу советских властей, это должно было быть автомобильное предприятие, но в 1951 году, во время строительства, оно было перепрофилировано в ракетостроительное, и производство тракторов было запущено с двойной целью.

  • для сокрытия основных направлений деятельности иностранных спецслужб.
  • для удовлетворения спроса штата на тракторную технику.

В конце 1960-х годов ЮМЗ создал собственную модификацию, ставшую МТЗ-5 для утилизации. Новый трактор получил обозначение ЯМЗ-6 и стал модернизированной версией оригинальной модели Минского завода. Опытный образец был собран в Днепропетровске в 1966 году, а серийное производство началось в 1970 году. Опытные машины были собраны в Днепропетровске в 1966 году, а серийное производство началось в 1970 году. Всего через 2 года количество произведенных автомобилей достигло 100 000.

С годами конструкция тракторов улучшалась и совершенствовалась. В серийном производстве производитель выпустил четыре модификации, которые описаны ниже. Пользователи отметили высокие эксплуатационные характеристики трактора, его надежность и не слишком сложную конструкцию, что позволяет обслуживать его даже вне специализированных предприятий.

Интересный факт: ЯМЗ-6 и его модификации заинтересовали иностранных заказчиков. Стоит отметить, например, что Volvo Group в 1974 году приобрела в Советском Союзе техническую документацию на трактор и создала на ее основе агрегат Volvo BM-700. Этот трактор выпускался с 1976 по 1982 год, и скандинавы высоко оценили его отличную производительность в сложных климатических условиях своей страны.

Volvo BM-700.

Трактор УМЗ-6

Последний ЯМЗ-6 покинул цех в 2001 году. Этот трактор был снят с производства в связи с общим устареванием и заменен на ЯМЗ-8040.2 и другие более современные модели на конвейере. Но значительная производственная «жизнь» — более 30 лет — является убедительным доказательством удачной конструкции машины и ее высокого потенциала, который сохраняется на протяжении трех десятилетий. Это подтверждает ряд тракторов ЯМЗ-6, которые и сегодня активно используются в сельском хозяйстве и специальных проектах.

Назначение

Машины УМЗ относятся к известной серии машин «Беларусь». Их спектр работ включает следующие виды работ.

  • Обработка грузов.
  • Прокладка траншей и земляные работы.
  • Погрузочно-разгрузочные работы.
  • Транспортировка грунта на участки обратной засыпки.
  • Образование даек.
  • Очистка территории от снега и мусора.
  • Вспашка сельскохозяйственных земель.
  • Фрезерование и рыхление почвы.
  • Посев зерновых культур.
  • Полив посевов.
  • Внесение удобрений.
  • Уборка урожая.

Трактор ЮМЗ 6, общий вид

Трактор УМЗ-6

Технические характеристики

ЯМЗ-6 — это классический колесный трактор. Основой конструкции является рама, состоящая из пары продольных элементов и поперечин, на которых смонтированы агрегатные и конструктивные элементы трактора.

Передняя ось опирается на раму, а колеса — на цапфы. Сзади трактор опирается на втулку полуоси, жестко соединенную с корпусом коробки передач. Это обеспечивает простоту конструкции при высокой надежности. Трактор UMZ имеет колесную формулу 4*2 с постоянным задним приводом.

Читайте также:  Седельный тягач МАЗ-504

Трактор оснащен пневматическими колесами с шинами низкого давления и мощными шинами, что обеспечивает ему отличную проходимость. Как и у других машин аналогичной конструкции, у YMZ-6 разные диаметры колес для задней и передней осей.

  • Передние — 7.5R20-9.0R20.
  • Задние — 15.5R38.

Это типичное решение, обеспечивающее трактору вместе с приводом на задние колеса хорошую проходимость и маневренность.

Тяговый рейтинг YMZ-6 составляет 1,4, что делает его пригодным для широкого спектра применения. Производитель предлагает возможность расширить функциональность трактора.

  • Имеется коллекторная гидравлическая система.
  • Машина оснащена 12-вольтовой бортовой системой питания.
  • Имеется пневматическая система.
  • Имеется заднее сцепное устройство для навешивания внешнего оборудования (на рисунке ниже показана «сельскохозяйственная» версия трактора ЯМЗ-6КЛ).

Силовая установка

Серия ЯМЗ оснащена дизельным двигателем Д65М/Н производства Рыбинского авиационного завода.

Буква зависит от того, на каком двигателе трактора ЯМЗ 6 установлен стартер.

  • M — электрический запуск.
  • N — Карбюраторный двигатель с электрическим запуском и стартером.

Трактор ЮМЗ-6

Срок службы двигателя трактора увеличился благодаря тому, что двигатель производится военной компанией и его качество находится на высоком уровне. Двигатель обеспечивает хорошую тягу в своем классе, надежен и прост в эксплуатации и обслуживании, и при нормальных условиях требует замены жидкости и регулировки клапанов только после 25 000 км пробега.

Однако есть и недостатки.

  • Возможность утечки смазки в узлах и соединениях.
  • Низкие обороты, если сравнивать с аналогичными двигателями.
  • Двигатель страдает от холостого хода, что приводит к ускоренному износу.

Основные параметры дизельного двигателя D65.

Мощность двигателя 62 л.с.
Частота вращения коленчатого вала. 1750
Газовый баллон 4, в строке
Давление в ВРЧ, МПа Не менее 17,5
Вес 525-540 кг. (в зависимости от модели)
Время работы трактора после одной заправки От 10 часов

Все двигатели являются атмосферными и не имеют турбокомпрессора, что делает их простыми по конструкции и легкими в обслуживании. Охлаждение осуществляется с помощью жидкостного охлаждения.

КПП

ЮМЗ-6 оснащен механической коробкой передач, которая, помимо движения вперед, позволяет трактору двигаться задним ходом и передает крутящий момент на выходной вал: возможна работа двигателя при включенном сцеплении и неподвижном тракторе.

Трактор УМЗ-6

1 — главный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — зажимная пластина; 5, 31 — стаканы; 6 — промежуточный вал; 7 — регулировочная проставка; 8 — шарикоподшипник; 9 — шестерня переключения второй и четвертой передач; 10 — вал переключения; 11 — штифтовой ролик переключения. 12 — стопорный ролик; 13 — фиксатор стопорного ролика; 14 — рычаг; 15 — кулиса; 16 — селектор; 17 — упор; 18 — вал. 19 — рычаг включения муфты привода ВОМ; 20 — кулиса; 21 — пружинный фиксатор; 22 — кронштейн; 23 — рычаг переключения; 24 — болт; 25 — корпус стойки переключения 26 — стопор; 27 — ограничитель рычага; 28 — переключение первой и задней передач; 29 — контрвал; 30 — роликовый подшипник; 32 — переключение третьей и пятой передач; 33 — гайка круглая; 34 — ведущая шестерня заднего хода ; 35 — ведущая шестерня первой передачи; 36 — ведущая шестерня третьей передачи, 37 — промежуточный вал, 38 — ведущие шестерни четвертой и пятой передач, 39 — ведущая шестерня второй передачи, 40 — упорное кольцо, 41 — пробка для слива масла, 42 — шестерня постоянного зацепления, 43 — корпус коробки передач, 44 — карданный вал.

Коробка передач — пятиступенчатая, управляемая рычагом. Имеется понижающая передача, которая удваивает эффективное число передач. Система шестерен и муфт передает мощность от главного вала к ВОМ.

Коробка передач предотвращает одновременное включение двух передач с помощью двойной задвижки переключения. Существует блокирующий механизм, который предотвращает запуск двигателя, когда трансмиссия не находится в нейтральном положении. Компоненты трансмиссии смазываются маслом, выбрасываемым из масляного картера.

Ходовая система

Компоненты ходовой части УМЗ-6

  • Главное сцепление фрикционного типа имеет сухой картер с двойным слоем. Для работы ВОМ имеется отдельный механизм.
  • Коробка передач (см. выше).
  • Задний мост с бортовой и главной передачей и дифференциалом.
Читайте также:  Iveco EuroCargo

Передняя ось неподвижна и установлена на вращающейся цапфе. Трактор оснащен телескопической балкой на передней оси, благодаря которой можно изменять размеры колеи.

Электрика

Дизельный двигатель и стартерный двигатель запускаются напряжением 12 В постоянного тока. Цветовая гамма помогает более детально объяснить конструкцию.

Трактор ЮМЗ-6

Устройство

В основе УМЗ лежит подрамник, состоящий из продольной рамы и поперечной балки. Спереди установлена ось с колесами малого диаметра. Они управляются цапфами. В задней части трактор оснащен ведущим мостом. Для обеспечения хорошей маневренности на бездорожье машина оснащена шинами с пониженным давлением. Трактор оснащен следующими характеристиками.

  • Независимая гидравлическая система.
  • 12-вольтовое электрооборудование.
  • Система подачи воздуха.
  • Механизм, обеспечивающий работу заднего навесного оборудования.

Система рулевого управления оснащена гидроусилителем для обеспечения комфортного управления машиной. Тормозная система, включая колодочные и дисковые тормоза.

Трактор ЮМЗ-6

Габаритные размеры

ЯМЗ-6 — это среднеразмерный многоцелевой трактор.

Длина 4,165 м с муфтой
3,69 м без навесного оборудования
Ширина 1.884 м.
Высота трактора Высота крыши 2,66 м
2,86 м на глушителе
Колесная база 2.45 m
Дорожный просвет 45 см.
Каков вес трактора УМЗ 6? 3.35 т. — вес нетто, без технических жидкостей
3.89 т. — Эксплуатационный вес
Допустимая масса тракторного прицепа UMZ весом 6 т.
1.15 т. — Допустимый вес дополнительного оборудования
Скорость движения До 24,5 км/ч.

Это основные характеристики, которые могут незначительно отличаться в зависимости от конкретной модификации. Все модели имеют продуманное распределение веса, благодаря чему машина является проходимой и высокоманевренной. UMZ-6 может использоваться в ограниченных пространствах — лесных просеках, промышленных и сельскохозяйственных зданиях и т.д.

По весу тракторы УМЗ-6 схожи (в базовой комплектации).

Кабина

Типичный внешний вид кабины ЯМЗ-6.

Трактор ЮМЗ-6

Он характеризуется надежностью и простотой, достаточным комфортом управления и информативной приборной панелью. Панорамное стекло обеспечивает оператору трактора хороший обзор, а резиновые амортизаторы предотвращают вибрации.

Кабина трактора включает в себя.

  • Регулируемое по высоте пружинное сиденье водителя.
  • Рулевая колонка.
  • Рычаги управления.
  • Педали тормоза и сцепления.
  • На приборной панели расположены пневматические датчики и датчики давления масла, спидометр и индикатор бортового тока.

Для удобства водителя в стандартное оснащение входит система отопления, аптечка и термос.

YMZ-6 оснащен множеством различных позиций оборудования для различных целей — существует 258 возможных «крючков». Основными типами «вложений» являются.

  • Плуги, бороны, культиваторы, другие варианты сельскохозяйственного навесного оборудования.
  • Компрессоры, сварочные аппараты, другие машины общего назначения.
  • Трейлеры.
  • Землеройное оборудование и т.д.

Разновидности экскаваторов на базе машин УМЗ. Масса экскаватора UMZ 6 может достигать 3,9 тонны в зависимости от агрегата.

Трактор ЮМЗ-6

Агрегат (кроме бульдозерного ковша) устанавливается на заднюю навеску (кроме некоторых образцов промышленной версии ЯМЗ-6К, которые будут описаны позже). Навеска трактора оснащена приводом гидроцилиндра, благодаря которому навесной агрегат может перемещаться вдоль вертикальной оси. Сами устройства функционируют для передачи крутящего момента на бортовую сеть трактора через ВОМ и дополнительные соединения для пневматического, гидравлического и электрического оборудования.

Навеска сконструирована таким образом, что оператор трактора может сам подключать и управлять этими устройствами. Этому способствует сцепное устройство CA-1, которое управляется из кабины оператора. Это повышает производительность и устраняет необходимость в помощнике.

Особенности эксплуатации

Как промышленные, так и сельскохозяйственные модели трактора УМЗ 6 зарекомендовали себя неприхотливыми, надежными и долговечными в работе: средний ресурс дизельного двигателя до капитального ремонта составляет до 10 000 моточасов. Благодаря простой конструкции тракторы легко обслуживать даже вне специализированной сервисной станции. Все схемы и инструкции по обслуживанию этих тракторов можно найти в прессе, а также в свободном доступе в Интернете.

Тот факт, что эти тракторы активно используются и сегодня, более чем через 15 лет после прекращения производства, свидетельствует о долговечности машин, несмотря на заявленный производителем 10-летний срок службы. Уже на заре производства можно было увидеть модели в действии. Все это свидетельствует о высоком коэффициенте безопасности, заложенном в конструкцию трактора. На Западе качество тракторов УМЗ-6 также высоко ценится, что подтверждается вышеупомянутой сделкой с Volvo.

Читайте также:  Погрузчик Bobcat S175

Относительно небольшой вес трактора UMZ, благодаря шинам низкого давления, позволяет использовать его на участках, которые оказались непригодными для более тяжелой техники.

Несмотря на такую отличную производительность, трактор УМЗ также имеет некоторые типичные проблемы.

  • Неисправности системы гидроусилителя руля. Наиболее распространенной проблемой является выход из строя шестеренчатого насоса, который отвечает за перекачку рабочей жидкости.
  • Поломка сцеплений, вызванная износом фрикционных накладок — время от времени или при больших нагрузках на компоненты.
  • Выхлоп из цилиндра, особенно если трактор плохо обслуживается или не соблюдается интервал замены моторного масла.
  • Неисправность топливной системы: наиболее распространенной причиной является утечка из форсунок.
  • Износ пружин и механизмов синхронизации.
  • Иногда у тракторов Беларус МТЗ (УМЗ) могут возникать проблемы с запуском от стартера, если последним пренебрегают.

Однако этих проблем можно легко избежать, если своевременно и правильно обслуживать трактор.

Модификации

Конструкторы Южмаша работали над улучшением эксплуатационных характеристик трактора на протяжении всего периода его производства. Этот трактор прошел четыре модификации.

6L, годы выпуска 1970-1978. Это был первый трактор серии. Конструктивно он практически идентичен базовой модели МТС-5, но с чисто декоративными отличиями в виде округлой решетки радиатора.

Трактор ЮМЗ-6

YMZ 6L.

6AL, 1978-86 гг. Трактор 6-AL сохранил многие из своих «оригинальных черт», но получил значительно улучшенную и доработанную тормозную систему, а также измененную переднюю решетку и приборную панель. Была внедрена регулируемая по высоте и наклону рулевая колонка, а форма капота была изменена на прямоугольную.

Трактор ЮМЗ-6

ЮМЗ-6АЛ.

6K, 1986-93 гг. Как уже упоминалось выше, это промышленный трактор, который был лишен задней навески. Он был оснащен механизмами для монтажа экскаваторного оборудования и/или бульдозерных отвалов. Хотя первоначально он был разработан только для промышленного использования, позже он был разработан как сельскохозяйственный трактор без изменения показателей.

6ак, 1993-2001. Самые современные модели тракторов имели оптимизированную кабину и обновленную систему рулевого управления, в частности, рулевое колесо имело новый механизм регулировки. Гидравлическая система также была модернизирована и получила регулятор мощности и положения.

Важное замечание: тракторы ЯМЗ маркируются буквами L и M, которые указывают на способ запуска двигателя машины: тракторы с маркировкой M оснащены электрическим стартером, а буква L (например, 6LK) указывает на запуск карбюраторного двигателя (см. описание двигателя выше).

Обслуживание

ЮМЗ 6″ отличается высокой надежностью и не требует высококачественного топлива, но, как и другие технологии, нуждается в регулярном обслуживании. Данный вид обслуживания включает в себя следующие мероприятия: проверка работы главной передачи, проверка заднего моста, устранение люфта в рулевом управлении, проверка коробки передач и регулировка клапанов и сцепления.

Преимущества и недостатки

Колесный трактор UMZ имеет следующие положительные характеристики.

  • Высокий уровень мощности.
  • Хорошая производительность.
  • Экономичный двигатель.
  • Широкий выбор рабочего оборудования.
  • Простой дизайн.
  • Надежность всех систем.
  • Простота в ремонте и обслуживании.
  • Низкая толерантность к топливу и смазочным материалам.
  • Качественные компоненты.

Недостатками являются жесткая ходовая часть, низкая скорость силового агрегата и отсутствие удобного рабочего места.

Отзывы пользователей

Судя по обзорам и отзывам пользователей «ЮМЗ 6», машины этой серии характеризуются хорошим качеством и доступностью. Последние отзывы об этих устройствах представлены следующими комментариями.

  • По своей живучести машина способна опередить любой аналогичный продукт иностранного производителя. Неисправные рабочие элементы могут быть отремонтированы прямо на месте. Его недостатком является то, что он не имеет управляемой передней оси.
  • Трактор имеет хорошую транспортную скорость, им очень легко маневрировать и легко управлять. Машина довольно проста и экономична в эксплуатации. Недостатком машины является кабина: рабочее место некомфортно и не имеет кондиционера.

Стоимость нового и б/у

Производство «ЯМЗ 6» было завершено еще в 2001 году, поэтому приобрести машину без пробега не представлялось возможным. Единственным вариантом было покупать их вручную. Поскольку владельцы этих агрегатов ценят качество оборудования и не хотят с ним расставаться, цена трактора практически не снижается. Сегодня она варьируется от 100 000 до 300 000 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру