Производство седельного тягача МАЗ-504 на базе шасси новой серии грузовиков Минского автомобильного завода началось в 1965 году. Через пять лет грузовик был модернизирован, и сборка продолжалась до 1977 года. Грузовики поставлялись заказчикам под названием 504A.
Технические характеристики
Грузоподъемность МАЗ 6422 составляла 14 700 кг, а стандартный дорожный просвет — 260 мм. Под капотом грузовика устанавливается силовой агрегат ЯМЗ-6582(1), в зависимости от модели.
Выбросы в атмосферу соответствуют нормам Евро-3. Двигатель МАЗ 6422 имеет мощность 330 л.с.
Дизельный двигатель с турбонаддувом имеет объем 12 000 куб. см.
Двигатель сочетается с трансмиссией ZF 16S-151 с 16 механическими передачами.
Расход топлива МАЗ 6422 составляет 33 литра на 100 километров. Это показатели работы на автостраде. В смешанном цикле расход топлива составляет 45,5 литров на 100 км.
Топливный бак грузовика вмещает 500 литров дизельного топлива. Бортовая электрика грузовика — 24 В. Грузовик оснащен барабанными тормозами с отдельными пневматическими приводами. Трактор может эксплуатироваться при температурах от +450C до 400C. Подробную информацию можно найти в руководстве оператора МАЗ 6422.
Таблица 1 — Технические характеристики модели МАЗ 6422
Модель | МАЗ 6422A5-320 | МАЗ 6422A5-322 | МАЗ 6422A8-330 | МАЗ 6422A8-332 |
Полная масса автомобиля, кг | 24500 | 24500 | 24500 | 24500 |
Распределение полной массы автомобиля | ||||
Передняя ось, кг | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 |
Задняя ось, кг | 18000 | 18000 | 18000 | 18000 |
Вес обочины, кг | 9500 | 9800 | 9600 | 9900 |
Подвеска | Пружинная подвеска | |||
Тип кабины | Большой | |||
Тип рулевого управления | Гидродинамический | |||
Привод | Задний | |||
Передача | ZF 16S-151 | |||
Двигатель | ямз-6582 (е-3) | ЯМЗ-6582.10 (Е-3) | ЯМЗ-6581.10 (Е-3) | ЯМЗ-6581.10 (Е-3) |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 243 (330) | 243 (330) | 294 (400) | 294 (400) |
Редукторы | ЯМЗ-2381 (ЯМЗ-239)1 | ЯМЗ-2381 (ЯМЗ-239)1 | ЯМЗ-239 (12JS200TA)2 | ЯМЗ-239 |
Количество передач | 8 (9)1 | 8 (9)1 | 9 (12)2 | 9 |
Количество шестерен приводного вала | 5,49 (4,73)1 | 6,59 (5,49)1 | 3,97 | 4,73 |
Макс. скорость, км/ч | 100 | 93 | 100 | 100 |
Топливный бак, л | 350 (500) | 350 | 500 | 500 |
Размер шины | 11,00R20 | 12,00R20 | 11,00R20 | 12,00R20 |
Допустимая полная масса поезда, кг | 44000 | 44000 | 52,000 | 52,000 |
Допустимая нагрузка на седло, кг | 14700 | 14500 | 14700 | 14700 |
Устройство
Дизайн МАЗ 504 практически идентичен дизайну всей серии 500.
Дизельный двигатель, о котором говорилось ранее, имеет водяную систему охлаждения (закрытую), гибридную подсистему смазки, отдельную топливную систему и контролируемый расход топлива 32 литра на 100 км.
Трансмиссия — полностью механическая 5-ступенчатая коробка передач и фрикционное сухое сцепление (2 диска). Главная передача состоит из двух конических шестерен и косозубой шестерни.
Тягач МАЗ 504 оснащен ножным тормозом (пневматическим, колодочным, полноприводным) и стояночным тормозом (центрально расположенным, также колодочным).
Шасси состоит из клепаной рамы, тягового агрегата (типа «вилка»), рессорной подвески, телескопических амортизаторов с гидравлическим приводом, кованой передней балки и бездисковых колес.
Передние одинарные и задние двойные шины имеют размеры от 11.00 до 20*14.
В дополнение к инновационной конструкции кабины, она выполнена полностью из металла со сварной конструкцией и двумя боковыми дверями. Для облегчения обслуживания МАЗа кабина наклонена вперед на 45 градусов по отношению к передней стойке.
В транспортном положении кабина удерживается надежным механизмом блокировки.
Изначально многих инженеров беспокоило, будет ли замок, предотвращающий опрокидывание кабины, открываться на кочках. Это подвергло главного инженера — М.С. Высоцкого — жесткой критике и откровенным обвинениям.
Однако испытания показали, что механизм блокировки способен обеспечить 100-процентную безопасность кабины даже в чрезвычайной ситуации. Отсутствие капота, однако, значительно снижает общий вес автомобиля и уменьшает нагрузку на переднюю ось, что позволяет увеличить общую грузоподъемность автомобиля.
Кабина имеет регулируемое сиденье водителя, двухместное сиденье пассажира, полку для сна, ящики для вещей и инструментов, обогреватель и вентилятор. Кабина освещается потолочным проектором и лампами на приборной панели.
Бортовой кузов также является сварным многоцелевым типом с открытой и закрывающейся задней дверью. Сцепной механизм состоит из 2 шарниров с блокируемым автоматическим замком.
Первая конверсия базового трактора была проведена в 1965 году и получила индекс 504B. Автомобиль был предназначен для работы с самосвальным полуприцепом. Технические характеристики МАЗ 504В не отличались от основной версии, за исключением добавления устройства подъемной платформы.
Подъем грузового ящика осуществляется с помощью встроенной гидравлической системы, состоящей из телескопического цилиндра, воздействующего непосредственно на поднимаемую поверхность, и гидравлического шестеренчатого насоса, соединенного с краем силового выхода.
Оставаясь в кабине, водитель приводит в действие пневмопривод, который, в свою очередь, приводит в действие коробку ОМ и главный клапан, и платформа МАЗ поднимается (до 55 градусов), при необходимости с помощью специального клапана осуществляется коленчатый подъем платформы.
После разгрузки через заднюю дверь водитель снова активирует пневматическую систему, и платформа возвращается в исходное положение.
В целом, грузовик получился неплохим и занимает достойное место в своей нише — перевозки грузов на короткие и средние расстояния — но до идеала еще далеко. По условиям труда грузовик не мог конкурировать с автомобилями иностранного производства.
Его 180 л.с. было явно недостаточно для работы на дальние расстояния. Кроме того, грузоподъемность в 13,5 тонн была слишком мала, чтобы сделать 504 конкурентоспособным для дальних перевозок.
Требовалось увеличить грузоподъемность, повысить комфорт, снизить вибрацию в кабине и уменьшить вибрацию.
К счастью, общий успех серии 500 вдохновил конструкторов завода на модернизацию грузовиков в соответствии с девизом «больше, надежнее, дольше срок службы». Начиная с 1968 года, завод начал готовиться к обновлению 500-й серии и начал приобретать новые отрезные станки, металлическое оборудование для штамповки улучшенных деталей МАЗа, а также приобретать и осваивать передовые производственные технологии.
Экстерьер кабины
Кабина нынешнего седельного тягача МАЗ 6422 отличается от предыдущей версии. Изменения коснулись внешнего вида автомобиля, решетки радиатора и фар. Кабина кажется монолитной. Ушли в прошлое гладкие и выступающие формы, которые были популярны в середине прошлого века. Ветровое стекло трактора было модернизировано. Классическое разделенное ветровое стекло было заменено на безопасное обзорное стекло.
Раньше абсурдно выглядевшие бамперы были заменены на современные фары. На крыше тягача теперь установлен спойлер улучшенной конструкции.
Устройство кабины
Кабина МАЗ 6422 была переработана.
- Установлено безвредное рулевое колесо.
- Сиденья теперь можно регулировать по высоте и наклону.
- Для сменных работников зона отдыха оборудована двумя спальными мешками.
- Рычаги управления находятся в пределах досягаемости, что снижает утомляемость при вождении.