Самосвал МАЗ-5549

МАЗ-5549 был одним из популярных советских компактных самосвалов, предназначенных для перевозки песка, гравия и других сыпучих и кусковых строительных материалов. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1977 по 1990 год. МАЗ-5549 — двухосный самосвал с колесной формулой 4х2. Он имел задний откидывающийся кузов с автоматически открывающейся и закрывающейся задней дверью. Эта модель грузовика не имела каких-либо выдающихся или новых особенностей, но она показала себя не только выносливой и эффективной, но и способной к продолжительной работе в сложных условиях.

Сфера применения

Основные области применения этого грузовика — работа на строительных площадках и небольших карьерах. характеристики МАЗ-5549 позволяют использовать это шасси в качестве основы для установки различных надстроек — бетономешалок и другого строительного оборудования.

Самосвал МАЗ-5549

Отличительной особенностью автомобилей МАЗ-500 и 5335 является «неубиваемая» конструкция и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самого оборудования очень низкая, а доступность новых и бывших в употреблении деталей высокая. По этим причинам такие грузовики до сих пор используются на строительных площадках, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.

Технические характеристики

Размеры автомобиля составляют 5,785×2,50×2,62 метра, колесная база — 3,4 метра. Компактные размеры обеспечивают хорошую маневренность — он способен поворачивать с радиусом 7,5 м и двигаться по неподготовленным дорогам.

Другие параметры МАЗа.

  • Масса тела — 7,225 т.
  • Грузоподъемность — 8 тонн.
  • Колесная база — 1,865 м сзади и 1,97 м спереди
  • Дорожный просвет — 27 см.
  • Угол свеса — 48° сзади, 24° спереди
  • Объем кузова — 5,7 куб. м, угол подъема — 55°.
  • Скорость движения — до 75 км/ч.
  • Пневматические тормоза.
  • Объем топливного бака — 200 литров.

Модель оснащена ярославским дизельным двигателем (ЯМЗ 226), который имеет следующие характеристики.

  • 6 цилиндров в форме буквы V.
  • Мощность двигателя — 180 л.с.
  • Отверстие — 13 см.
  • Рабочий объем — 11,2 литра.
  • Степень сжатия — 16,5.

Двигатель неэкономичен. Производитель заявляет расход дизельного топлива — 22 л/100 км. Учитывая объемно-массовые характеристики двигателя автомобиля, эта цифра занижена — она ближе к 30 литрам.

Двигатель

На грузовике используется шестицилиндровый, четырехтактный, 12-клапанный дизельный двигатель JAMZ-236 с V-образным, 90-градусным расположением цилиндров. Рабочий объем — 11,15 л; мощность — 180 л.с. (132 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин. Крутящий момент — 667 Нм (68 кг/мин) при 1500 об/мин. Степень сжатия 16,5. минимальные обороты холостого хода 450-550 об/мин. МАЗ-5549 получил турбированный, но обычный двигатель ЯМЗ-236 / ЯМЗ-236М2 (Евро 0).

Читайте также:  ПАЗ-4234

Самосвал МАЗ-5549

Регулятор — центробежный, полный режим. Давление в системе смазки составляет 4-7 кгс/см3 при номинальной скорости. используются два масляных фильтра. Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; масляное охлаждение — с масляным радиатором воздушного типа. Воздушный фильтр представляет собой инерционный масляный фильтр с контактными элементами. на двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.

Расход топлива

На 100 км пути МАЗ-5549 потребуется примерно 22 литра топлива. Эта цифра не является максимальной, но нельзя сказать, что она экономична. Учитывая вес грузовика и мощность его силовой установки, ему будет трудно достичь требуемой скорости.

Владелец грузовика должен быть готов к тому, что ему придется чаще заправляться, при среднем расходе около 30 л/100 км.

Топливный бак вмещает до 200 литров и обеспечивает большую дальность хода.

Трансмиссия

Двигатель оснащен сцеплениями типа ЯМЗ-236К — сухим, фрикционным и двухдисковым. Механическая коробка передач — ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на передачах II-III и IV-V. Номера коробок передач следующие. 1 — 5,26; 2 — 2,90; 3 — 1,52; 4 — 1,00; 5 — 0,66; задняя — 5,48.

Самосвал МАЗ-5549

Приводной вал открытый, средняя часть вала трубчатая. Соединение с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару спиральных конических шестерен. Зубчатые колеса представляют собой цилиндрические шестерни (центральная, три сателлита и коронная шестерня с внутренним зацеплением). Общее передаточное число задней оси составляет 8,28.

Ходовая и рулевое управление

Надежные оси и компоненты подвески установлены на раме с солидным запасом прочности. Они редко вызывают какие-либо жалобы.

Пневматическая тормозная система также хорошо зарекомендовала себя, единственным недостатком является относительно длительное время нарастания.

Относительно короткая колесная база, подобранное передаточное число рулевого управления и большой угол поворота руля позволяют легко маневрировать даже в ограниченном пространстве.

Устройство

Характерной особенностью модели МАЗ-5549 является округлая форма кабины. Этот внешний вид знаком многим современным водителям с детства. Главными особенностями грузовика являются фары, установленные на переднем бампере, и указатели поворота, установленные в традиционном положении фар. Здесь нет панорамного окна, как в последних изделиях Минского автозавода. Двойное ветровое стекло является одной из «особенностей» модели.

Читайте также:  Автобус МАЗ-241

Рулевое колесо расположено почти вертикально. У него трехспицевые обода, которые очень тонкие. Рулевое колесо дополнено рулевым механизмом.

Компоновка купе имеет много преимуществ. Это позволяет уменьшить размер и вес грузовика и улучшить доступ к отдельным компонентам и силовым агрегатам. Управлять грузовиком становится намного проще. Решение белорусских конструкторов значительно упростило процесс сборки и устранило необходимость в сложной оснастке.

В то же время вибрационная нагрузка увеличилась. Разработчики попытались уменьшить его, используя более мягкие пружины и улучшенные сиденья и амортизаторы.

Самосвал МАЗ-5549

Изначально использование конструкции кабины не казалось хорошим вариантом. Для большинства людей компоновка кабины кажется лучшим решением. Однако сторонники версии с кабиной одержали верх, обещая надежную защиту и правильную работу в неблагоприятных условиях.

Минские разработчики также занимались вопросом больших нагрузок на переднюю ось. Этот элемент был полностью переработан.

В результате появился принципиально новый грузовик для всего советского рынка. Ожидания оправдались, и продукт стал довольно популярным.

В то же время, МАЗ-5549 никогда не был комфортабельным автомобилем. Однако минимальный комфорт в салоне, медленный разгон и тяжелый рычаг переключения передач не смутили отечественных потребителей, так как эти недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.

Кабина и кузов

В стандартной комплектации автомобиль оснащен кузовом, который разгружается в направлении задней части, а открытие и подъем панелей осуществляется в автоматическом режиме. Однако имеется также версия для разгрузки на три стороны. Прочный цельнометаллический корпус нагревается отработанным воздухом.

Это решение позволяет эксплуатировать МАЗ-5551 в самых суровых климатических условиях.

Наклоненный вперед салон не блещет особыми дизайнерскими решениями, но комфорта для водителя и пассажиров вполне достаточно. Есть некоторые жалобы на конструкцию гибкого водительского сиденья, в то время как пассажирское сиденье прикручено к полу кабины.

Неровности простительны, так как грузовик не предназначен для длительных поездок.

Для обеспечения комфортных условий работы водителя машина оснащена металлической кабиной с двумя дверями. Кабина наклонена вперед под углом 45 градусов, чтобы обеспечить доступ к двигателю.

Высота сиденья водителя, угол наклона спинки и расстояние до рулевого колеса регулируются. Пассажирское сиденье — двухместное, нерегулируемое. Вентиляция и отопление обеспечиваются вентилятором с принудительной подачей воздуха. Для дополнительной вентиляции двери и окна можно опустить, а в верхней части кабины имеются вентиляционные отверстия.

Самосвал МАЗ-5549

Самосвал МАЗ-5549 оснащен гидравлическим усилителем рулевого управления. Из-за наклонной кабины машина оснащена рулевой колонкой по скользящей схеме. Рулевое колесо имеет пластиковый обод с двумя или тремя спицами. Кабина оснащена двумя электрическими стеклоочистителями. Фотографию МАЗ-5549 можно увидеть в статье.

Читайте также:  ГАЗ-52

Водитель имеет следующие манометры для контроля параметров грузовика — манометр давления в системе привода тормозов и непосредственно в камере, манометр давления масла в двигателе, амперметр, указатель температуры и топлива, спидометр.

Грузовая платформа

Самосвальная платформа МАЗ-5549 представляет собой сварную металлическую платформу с автоматически открывающейся и закрывающейся задней дверью. Опрокидывающаяся платформа оснащена механизмом подъема кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопический, цилиндры воздействуют непосредственно на платформу.

Самосвал МАЗ-5549

Механизм опрокидывания управляется из кабины и является электропневматическим. Пневматические приводы воздействуют на коробку отбора мощности и регулирующие клапаны. Разгрузка может осуществляться только сзади, с максимальным наклоном 55 градусов. Кроме того, в гидравлической системе подъема имеется специальный клапан, который позволяет раскачивать кузов в самом конце хода подъема.

Клапан подъема

Одним из самых важных компонентов МАЗа является подъемный или регулирующий клапан, как его часто называют. Его функция заключается в опускании платформы в конце подъемника. Этот механизм имеет специальное устройство, которое хорошо защищает все механические компоненты от перегрузок.

Схема клапана не очень сложная. Его основными элементами являются чугунный корпус, в котором расположены основные части клапана и предохранитель.

Также имеется резиновое седло и несколько обязательных втулок, выполняющих роль уплотнений. Между ними находится обработанный порт.

Данный клапан требует обязательного технического обслуживания, которое заключается в проверке герметичности хомута и резинового седла. Кроме того, владельцу Maz Maz придется проверить состояние троса и точность регулировки его хода.

Также важно проверить правильность крепления клапана к раме. Это крепление осуществляется с помощью 2 болтов, которые необходимо регулярно проверять и подтягивать (ежедневно во время эксплуатации грузовика).

Общим признаком неисправного подъемного клапана является отчетливый шипящий звук. Это происходит при повреждении мембраны воздушной камеры, через которую проходит сжатый воздух.

Выход воздуха в той же степени может указывать на износ наружной части рукава.

Наконец, необходимо диагностировать состояние кабеля клапана и его настройку. Он не должен иметь перегибов и не должен заклинивать при работе клапана.

Для ремонта кузовов МАЗ вы можете воспользоваться советами в других статьях на нашем сайте. Полезную информацию можно найти в фотографиях и таблицах.

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру