ГАЗ-52

ГАЗ-52 был третьим поколением среднеразмерных грузовиков советского Горьковского автомобильного завода. Главными конструкторами автомобиля были А.И. Шихов, В.Д. Запойнов. главным конструктором двигателя V8 был П.Е. Сыркин. весь модельный ряд ГАЗ.

История автомобиля

В конце 1950-х — середине 1960-х годов руководство конвейерного завода планировало выпустить три поколения грузовиков, которые должны были быть унифицированы друг с другом. В качестве базового автомобиля использовался новый ГАЗ 52, который стал преемником ГАЗ-51А, также имевшего колесную формулу 4х2 и грузоподъемность 2500 кг.

При создании грузовика мы старались учесть, что основными сферами его использования будут городские и сельские районы. Учитывая эти моменты, конструктивные особенности грузовика должны были обеспечить хорошую маневренность и достаточно хорошую проходимость, а также плавность хода, поскольку асфальтовых дорог в то время было очень мало.

ГАЗ-52

Создание малых и средних грузовиков было необходимо для страны в целом, так как она находилась в процессе полного восстановления разрушенного во время войны народного хозяйства, а также существовала необходимость активного строительства жилых городов. В то время было очень мало транспортных средств, способных работать в городах, и развитие железнодорожного транспорта было незначительным.

В результате дизайнерам было поручено разработать проект грузовика, который изначально предназначался для перевозки различных грузов как в городской, так и в сельской местности. Выпускались самосвальные и бортовые версии ГАЗ 52. Поэтому на платформе ГАЗ 51А была создана новая модель — ГАЗ-52, производство которой началось в 1955 году.

Чуть позже автомобиль смог успешно заменить предыдущую семью. Новый автомобиль имел другую кабину, а его дизайн был немного похож на дизайн американских грузовиков 1950-х годов. В те годы многие даже не могли предположить, что этот дизайн будет востребован так долго, а не намного дольше — 30 лет.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Двигатель внутреннего сгорания, сошедший с конвейера в 1958 и 1959 годах, представлял собой пламенно-трубчатый двигатель внутреннего сгорания. Именно эта силовая установка считается сильной стороной модели 51.

Уже в 1937 году специалисты Института химической физики и Центрального института авиадвигателей начали разрабатывать и внедрять решения для более эффективного сжигания бензина в двигателях внутреннего сгорания с системами внешнего смесеобразования, в которых горючая смесь в форкамере была обеднена.

Чуть позже эта работа уже проводилась на автомобилях Горьковского автозавода. Платформа двигателя Тип 51 привела к разработке ГАЗ 52, который был оснащен модернизированной головкой блока цилиндров и верхним расположением клапанов. Кроме того, головка блока цилиндров была оснащена камерой предварительного нагрева для каждого цилиндра.

Система газораспределения имела форкамерный клапан, через который впрыскивалась воздушно-топливная смесь и воспламенялась от стандартной свечи зажигания. Затем факел воспламеняет всю смесь в основной камере. В то время они подсчитали, что этот процесс может сэкономить до 20% топлива.

Оказалось, что это также способ значительно увеличить мощность двигателя, а также повысить крутящий момент. Однако, как показали испытания, двигатель ГАЗ 52 было трудно запустить, экономия топлива была не очень хорошей, и в целом агрегат работал нестабильно. Более того, эти проблемы были вызваны карбюратором, который даже компетентные специалисты компании не смогли отрегулировать или настроить.

Однако эта неисправность не остановила работу специалистов, и они довели энергоблок до необходимых кондиций. В результате получился 3,4-литровый двигатель мощностью 85 л.с. с крутящим моментом 22,5 кг/м при 3 000 об/мин. Этот двигатель на автомобиле ГАЗ-52 позволяет значительно увеличить динамическую составляющую и сделать автомобиль более экономичным.

Расход топлива для ГАЗ-52 составлял 24 литра на 100 километров. Несколько лет спустя, в 1990-х годах, водители заметили, что эти грузовики работают на дизельном топливе. Многие водители стали устанавливать новые дизельные двигатели ГАЗ-52, которые отличаются низкой стоимостью обслуживания.

Читайте также:  Грузовик МАЗ-6312

Силовой агрегат ГАЗ-52 прост в ремонте и неприхотлив в обслуживании, чего нельзя сказать о многих других автомобилях.

ГАЗ-52

Модернизация и технические доработки двигателей

Наиболее частой неисправностью этого двигателя внутреннего сгорания всегда считался преждевременный износ шатунных подшипников при работе автомобиля на высоких скоростях. Это его ахиллесова пята. Этот дефект доставляет водителю много хлопот и неприятностей.

Причина этого в том, что для смазочного масла имеется только один проход, что недостаточно. Решением стало использование советов опытных механиков. Они предложили использовать втулки, заимствованные от ЗИЛ-130. Эти детали имели идеальные размеры и не были старой конструкции. Втулки ЗИЛ 130 были изготовлены из стального алюминиевого сплава. Этот материал очень твердый, и в домашних условиях не было возможности просверлить дополнительное отверстие для прохождения моторного масла. Хорошим решением было вырезать специальные канавки в верхнем мягком слое металла. Благодаря канавкам шириной 2 мм и глубиной 2 мм значительно улучшается прохождение масла.

Совет: Чтобы предотвратить вытекание масла из отверстия в шатуне, лучше всего заткнуть его простым способом. Например, для этого может подойти небольшой кусок алюминиевой фольги.

После углубления было отмечено значительное падение давления масла в системе смазки, что сделало невозможным эксплуатацию автомобиля на повышенных оборотах коленчатого вала (ниже 70 км/ч). Что помогает? После проведения работ по уменьшению зазора между шестернями масляного насоса двигатель ГАЗ 52 стал полностью неразборным, что привело к значительному увеличению давления в системе смазки.

Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя

Прорезь в пальце коленчатого вала — не единственная инновация, которая может улучшить производительность двигателей внутреннего сгорания.

  1. Для повышения давления в системе смазки изменили и параметры масляного насоса — увеличили его высоту, по примеру так называемого «двухъярусного насоса», используемого в военной технике (силовой агрегат, установленный на БТР-50). Конструкция этого насоса была усовершенствована за счет добавления стандартных шестерен. В результате более мощный насос способен обеспечить давление моторного масла не менее шести атмосфер.
  2. Чтобы уменьшить вес и снизить трение на поршне, длина поршня была уменьшена (путем отрезания «юбки»). Для этого, вместо оригинальных поршней, они позаимствовали поршни от автомобиля «Москвич-412». Это поможет снизить нагрузку на шейки коленчатого вала.

Преимущества, полученные за счет снижения веса поршней

  • Работа силового агрегата стабильна.
  • Сниженное шумовое воздействие.
  • Более быстрые обороты.
  • Снижение расхода топлива.

Интересный факт: некоторые механики не используют обычные проставки при установке головок цилиндров. Было замечено, что расстояние между цилиндрами очень маленькое. В узких зазорах прокладки головки блока цилиндров не выдерживают сверхвысоких температур 2000°C и полностью сгорают. В качестве альтернативы рекомендуется использовать специальную термостойкую пасту.

Совет: В дополнение к вышеуказанной модернизации мастерам рекомендуется заменить моторное масло минерального класса, рекомендованное в системе смазки двигателя ГАЗ 52, на высококачественное синтетическое масло.

ГАЗ-52

Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52

Благодаря этой простой модернизации основные проблемы двигателя ГАЗ 52 полностью исчезли. Ежедневная работа при максимальной частоте вращения коленчатого вала в любых условиях теперь не является для него проблемой.

  1. Жара, мороз, резкие изменения температуры окружающей среды.
  2. Различные качества дорожного покрытия (от гладкого асфальта на автомагистралях до изношенных проселочных дорог).
  3. Езда по ровным поверхностям, а также по дорогам с крутыми спусками и подъемами.

Важное замечание: Информация, содержащаяся в предыдущем разделе, основана на данных, предоставленных по совету опытных владельцев, которые осуществили наддув двигателей ГАЗ 52.

Основными преимуществами двигателя ГАЗ 52 являются

  • Простая конструкция.
  • Относительно низкая стоимость.
  • Надежность.
  • Длительный срок службы (более 200 000 км).
  • Никакого сложного оборудования, такого как цепи, штанги, натяжители, суппорты, балансиры, ролики и т.д.

Особенности крепления двигателя

Силовой агрегат устанавливается на раме автомобиля. Установка производится в 4 точках, где размещаются специальные опорные прокладки из резины с вулканизированными металлическими усиливающими вставками. Ножки корпуса двигателя надежно закреплены на опорах.

Для крепления корпуса двигателя используются специальные болты.

  • Специальные болты.
  • Кронштейны.
  • Распорная втулка.
  • Металлические стержни.
  • Орехи.
  • Шайбы.
  • Резиновые шайбы одинаковой толщины и т.д.
Читайте также:  УАЗ Карго

Зазор между ножками корпуса двигателя и кронштейном устраняется путем надежной затяжки резьбового соединения.

ГАЗ-52

Как производится техобслуживание двигателя

Техническое обслуживание двигателя ГАЗ52 включает в себя следующие пункты.

  1. Проверка и затяжка крепежа рабочих узлов и деталей.
  2. Снимите и очистите фильтрующие элементы топливного бака.
  3. Убедитесь, что свободный ход педали сцепления составляет 34 — 45 мм.
  4. Проверьте и подтяните болты крепления подвески двигателя к опорным площадкам.
  5. Визуально осмотрите масляный радиатор, шланги и клапаны на предмет возможных утечек масла.
  6. Проверьте герметичность соединений с системой электропитания.
  7. Промойте сетку топливного насоса.
  8. Замените масло в двигателе ГАЗ52.
  9. Очистите корпус грубой и тонкой очистки масла масляного фильтра и замените фильтрующий элемент.
  10. Проверьте состояние вентиляционной трубы картера силового агрегата.
  11. Проверьте затяжку креплений головки блока цилиндров (эта операция выполняется после полного остывания корпуса двигателя).

Масло в двигателе ГАЗ52 необходимо менять через 5-7 тыс. км пробега. Интервал между этими операциями меняется в сторону уменьшения/ увеличения в зависимости от тяжести условий эксплуатации автомобиля. Количество масла, достаточное для замены двигателя ГАЗ 52, варьируется от 7 до 8 литров.

Список рекомендуемых марок моторного масла приведен ниже

  • Всесезонное минеральное моторное масло AC-8 (M-8B)
  • Полусинтетика Лукойл, Газпром.

Трансмиссия

Новый силовой агрегат синхронизирован с надежной и тихой пятиступенчатой механической коробкой передач. Он имеет синхронизаторы для третьей и четвертой передач. Сцепление — однодисковое сухого типа.

ГАЗ-52

Подвеска

Было принято решение использовать рессорную подвеску, которая позже была модернизирована. Команда конструкторов решила изменить способ крепления рессор — улучшенное крепление было выполнено вместе с резиновыми прокладками. В результате было ослаблено давление на основной лист при скручивании рессор.

Передняя подвеска имеет продольные полуэллиптические рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска имеет только продольные полуэллиптические рессоры и вспомогательные пружины. Как передний, так и задний мосты имеют подвеску трактора на прицепных рычагах.

Для улучшения плавучести и маневренности на бездорожье инженеры разработали и изготовили новейший задний мост с дифференциалом в поворотных кулаках. Это позволяет шарнирному заднему мосту увереннее справляться с самыми сложными участками дороги.

Тормозная система

Он имеет гидравлический привод и гидровакуумный усилитель. На всех колесах используются только барабанные тормоза. Существует система обслуживания и парковки.

Рулевое управление

Рулевой механизм шарового типа. Затворники, вместе с двойными гребенчатыми барабанами. Система гидравлического усилителя руля отсутствует.

Конструктивные особенности автомобиля

Кузов самосвала Тип 52 оснащен функцией задней разгрузки, независимо от модификаций. Откидная задняя дверь облегчает разгрузку. Эти грузовики оснащены гидравлическим цилиндром и шарнирно-рычажным подъемником, который отвечает за подъем кузова. Точно такой же механизм ранее устанавливался на грузовик ГАЗ-93.

Первоначально грузовик оснащался 6-цилиндровым рядным двигателем, собранным из карбюраторного ГАЗ-11. Двигатель использовал бензин А-72, а позднее — А-76.

Поначалу она не понравилась владельцам по нескольким причинам. Главной из них была неспособность развивать скорость более 70 км/ч. Самосвал мог ехать быстрее, но малейшее превышение скорости могло привести к отказу силовой установки.

Поэтому в конце прошлого века ГАЗ начал оснащаться дизельным двигателем и стал популярен среди всех владельцев грузовиков.

Коробка передач также была позаимствована у более ранней модели ГАЗ-51А. Он был оснащен цилиндрическими шестернями и не имел синхронизаторов. Однако некоторые модели также оснащались короткими цилиндрическими шестернями и имели синхронизаторы на третьей и четвертой передачах. Гиперболический задний мост имеет передаточное отношение 6,83.

Внешний вид

Цельнометаллическая кабина имеет капотную конструкцию с измененным ветровым стеклом. Новое ветровое стекло обеспечивает водителю панорамный обзор по сравнению с плоским V-образным ветровым стеклом предшественника. Новая кабина рассчитана на несколько человек.

Новая кабина призвана унифицировать все капотные грузовики Горьковского автозавода, внешние отличия заключаются лишь в нескольких элементах. Более того, вряд ли их узнает слишком много людей, так как обычно ГАЗ-53 путают с ГАЗ-52, который, кстати, был унифицирован с большинством других основных компонентов.

Дебютный автомобиль этого семейства был весьма похож на ранее выпускавшийся ЗИЛ — там фары располагались внизу, а фонари строго над ними. Когда наступил 1975 год, руководство компании решило обновить внешний вид кабины, в результате чего фары переместились вверх, а радиаторная решетка стала напоминать «улыбку».

Читайте также:  КамАЗ 65207

ГАЗ-52

Девять лет спустя, в 1984 году, радиаторная решетка ГАЗ 52 была переделана с немного удлиненными отверстиями, а указатели поворота были перенесены на боковые стороны. Имея схожий внешний вид, модель 52 оставалась в производстве до 1990-х годов, когда ее сменил модернизированный ГАЗ-3307.

По незнанию легко спутать ГАЗ-52 с автомобилем ГАЗ-53, так как у них много общего, особенно во внешнем виде.

Модель того года, в котором она дебютировала, имела одно круглое зеркало с левой стороны, установленное на кронштейне. Такой тип крепления нельзя назвать безопасным, поскольку вибрации могут привести к ослаблению крепления зеркала, что приведет к смещению и рывкам во время движения. Чуть позже он был заменен на овальный тип, размеры которого были увеличены.

Зеркало было установлено на тройном кронштейне, который уменьшал вибрации. Аналогичный тип был установлен с правой стороны, что улучшило обзорность. Основной цветовой гаммой кабины были песочный и хаки. В 1960-х и 1970-х годах эта цветовая гамма была расширена до цвета морской волны и кофе с молоком.

В 1978 году были введены синие такси. В том же году появилось рельефное ребро, по которому большинство водителей могли отличить 52-й автомобиль от 53-го.

Обода также отличались — у 52-го было шесть вентиляционных отверстий, а у 53-го — три, и они были распределены под углом 120 градусов. Однако, несмотря на небольшие различия во внешнем виде, главное отличие между этими грузовиками — силовая установка.

Салон кабины

Очевидно, что хижина не очень большая, но в ней есть все самое необходимое. Окна можно открывать и закрывать на обеих дверях, а раздвижные жалюзи можно откидывать. Поток воздуха может быть направлен в любую сторону. Среди основных особенностей — возможность выдувать горячий воздух из отопителя через передние окна и возможность установки вакуумного стеклоочистителя, работающего от насоса.

Приборная панель выглядит довольно просто, но для тех лет она была довольно практичной и выполняла свою функцию. На приборной панели расположены указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, спидометр и амперметр. Также рядом находится выключатель зажигания.

Сегодняшние приборные панели огромны, но у ГАЗ-52 приборная панель небольшая, но информативная. Чуть сбоку находится перчаточный ящик. Рычаг рулевого сигнала теперь расположен на рулевой колонке, что очень удобно, особенно если учесть, что раньше переключатель располагался на переборке и до него нужно было дотягиваться, что вызывало определенные трудности, и водитель мог отвлекаться от управления грузовиком.

Однако вся приборная панель сделана из железа, как и дверные панели. Здесь нет отдельного места для сидения, только полноценный диван с поднятой спинкой и сиденьем, который используется для хранения запасных частей и инструментов.

ГАЗ-52

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая проходимость по бездорожью.
  • Хороший дорожный просвет.
  • Отсутствие проблем с приобретением запасных частей.
  • Хорошая ремонтопригодность.
  • Очень низкая цена за грузовик.
  • Небольшой размер.
  • Построен для сельской местности.
  • Неприхотливая машина.
  • Понятное управление.
  • Мягкий диван.
  • Коробка передач не дребезжит.

Минусы машины

  • Устаревший дизайн кабины.
  • Недостаточное пространство в кабине.
  • Низкая несущая способность.
  • Слабая трансмиссия.
  • Чрезмерный расход топлива.
  • Более длительный срок эксплуатации.
  • Отсутствует система гидравлического усилителя руля.
  • Капюшон мешает хорошему обзору.

Особенности эксплуатации двигателя

В 1978 году производитель выпустил специальный сопутствующий документ — Руководство по эксплуатации ГАЗ-52. В нем подробно описывались рабочие параметры этого двигателя внутреннего сгорания, а также рекомендации по его обслуживанию и использованию.

Известно, что силовой агрегат ГАЗ52 имеет следующие характеристики.

  • Потеря устойчивости при работе на высоких скоростях.
  • Расход топлива, расход моторного масла и скорость износа напрямую зависят от рабочей температуры двигателя.

В связи с этим водителям рекомендуется

  1. Поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90°C.
  2. Если температура окружающей среды понижается, защитите решетку радиатора двигателя специальной изоляцией, чтобы защитить ее от холода.
  3. При переходе на бензин А-76 необходимо соответствующим образом отрегулировать угол зажигания.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру