ГАЗ-33081

ГАЗ-33081 — дизельная версия популярного отечественного автомобиля ГАЗ-3308 «Садко», многолетнего лидера в классе среднеразмерных полноприводных грузовиков на рынке России и республик бывшего СССР. Дизайн кабины и кузова ГАЗ-33081 практически идентичен базовой модели ГАЗ-3307. Его главной особенностью было использование дизельного двигателя. Фактически, ГАЗ-33081 стал преемником легендарного военного внедорожника ГАЗ-66.

История автомобиля

Хотя брутальный вездеход ГАЗ-66 успешно использовался в Советской Армии в течение многих лет, в 1980-х годах он был заменен новым полноприводным автомобилем, разработанным Горьковским автомобильным заводом.

Это привело к началу серийного производства автомобиля, лишенного основных недостатков модели 66: отсутствие легкого доступа к двигателю для проведения технического обслуживания; более жесткие условия для водителя в плохом, более эргономичном рабочем месте и управляемом отсеке.

ГАЗ-33081

За его основу была взята платформа четвертого поколения заднеприводных грузовиков Горьковского автозавода — ГАЗ-3307. Это семейство, призванное заменить ГАЗ-52 и ГАЗ-53, было разработано в 1982-1986 годах и поступило в производство в 1989 году.

В конце 1980-х годов, учитывая возрастающую роль дизельных двигателей в производстве грузовых автомобилей и необходимость модернизации ГАЗ-66, завод работал над моделью полноприводного грузовика с возможностью использования на нем дизельных двигателей.

Однако распад Советского Союза и последующие беспорядки в России в 1990-х годах привели к тому, что серийное производство этих грузовиков началось только в декабре 1997 года.

В 2000-х годах рыночные условия сложились таким образом, что экономическая целесообразность использования бензиновых двигателей в грузовиках средней грузоподъемности продолжала снижаться и в конечном итоге практически исчезла. С другой стороны, грузовики, работающие на сжиженном газе и дизельном топливе, оказались очень жизнеспособными в новой ситуации. Таков был успех и распространение автомобиля ГАЗ-33081 на рынках России и бывших советских республик.

Вкратце, ГАЗ-33081 можно описать как смесь базовых моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. Рама, трансмиссия и усилители были взяты от старого доброго 66-го, а у 3307 были купе и кузов. ГАЗ-33081 был простым грузовиком не только внешне, но и технологически.

Эта простота является преднамеренной. Поскольку в конструкции грузовика нет лишних элементов, это, вероятно, увеличивает его стоимость. Обслуживание и ремонт также не требуют значительных затрат времени и денег.

Назначение и разновидности

Однако возможности использования этого потомка «66-го» гораздо шире, чем у армейского варианта. ГАЗ-33081 может использоваться в различных сферах экономики. Его стихия — бег по пересеченной местности. Он может эффективно работать в суровых климатических условиях Крайнего Севера и Сибири, в труднопроходимых пустынях, лесах и горах.

Именно поэтому этот относительно недорогой и неприхотливый грузовик широко используется в нефтегазовой промышленности, геологических экспедициях, современном агропромышленном комплексе, охотничьем и лесном хозяйстве, медицинских, пожарных и спасательных службах, различных ведомствах МВД России и исправительной службе.

Для ГАЗ-33081 разработано более сотни специальных кузовов, среди которых автоцистерны, автогидроподъемники и фургоны различного назначения. Самыми популярными из них были вахтовые вагоны и «пешие», т.е. передвижные ремонтные мастерские.

В серийном производстве с конца 1990-х годов на базе дизельного «Садко» выпускаются не только бортовые и опрокидывающиеся вагоны, но и обычные и изотермические вагоны, простые и телескопические гидравлические подъемники, краны, буровые установки и подъемники, клиринговые машины, подъемники, транспортеры для перевозки заключенных, передвижные лаборатории и другая спецтехника. Кстати, полный их перечень в прайс-листе производителя поражает воображение.

Хорошим решением для такого грузовика является конверсия ГАЗ-33081 Eager II с двумя 5-рядными кабинами, разработанная заводом «Чайка-Сервис». В этой четырехдверной «грузопассажирской» версии задние сиденья могут быть заменены двумя спальными местами. Это позволяет использовать грузовик для перевозок на большие расстояния или для транспортировки обслуживающего персонала в отдаленные и труднодоступные районы. Некоторые популярные люди также получили модифицированный ГАЗ-330811-10 «Вепрь», укороченный вариант грузовика ГАЗ-33081 с модульным цельнометаллическим кузовом, в качестве пассажирского или грузопассажирского.

Технические характеристики

По сравнению с другими версиями серии ГАЗ «Садко», главной особенностью ГАЗ-33081 является его двигатель.

Читайте также:  ЛиАЗ-4292

В отличие от базового ГАЗ-3308 с 4,67-литровым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5231.10 мощностью 130 л.с., ГАЗ-33081 оснащен турбодизелем ММЗ Д-245.7 рабочим объемом 4,75 литра и мощностью 122 л.с.

ГАЗ-33081

ММЗ Д-245.7: двигатель ГАЗ-33081

Дизельный двигатель моторного завода ММЗ Д-245.7 состоит из четырех цилиндров в рядной вертикальной конфигурации. Двигатель ДМЗ Д-245.7 полностью соответствует экологическому стандарту Евро-2, а его максимальная мощность достигает 122,4 л.с. при 2 400 об/мин.

Двигатель способен развивать крутящий момент 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/мин. Это, вместе с 5-ступенчатой механической коробкой передач, дает ему возможность разгоняться до максимальной «крейсерской» скорости 93 км/ч на автомагистрали при среднем расходе топлива 16,8 л на 100 км. По данным производителя, средний расход дизельного топлива составляет 13,5 литров на 100 километров.

Двигатель имеет жидкостное охлаждение с непосредственным впрыском топлива и турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха. Также имеется возможность установки предпускового подогревателя, который облегчает запуск двигателя при очень низких температурах.

Прочие характеристики двигателя ММЗ Д-245.7

  • Диаметр и ход цилиндра 110 x 125 мм.
  • Порядок работы цилиндра: 1-3-4-2.
  • Направление вращения коленчатого вала — правое.
  • Степень сжатия — 17.
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 об/мин. — 413 (42) Н*м (кгс*м).
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД): рядный, 4-плунжерный, золотникового типа, «773-20.05E2» с регулятором скорости в полном режиме, подкачивающим насосом и соленоидом останова.
  • Сопло: FDM-22; закрытого типа 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01; давление впрыска 27,0-1,2 МПа (240 кг/см2).
  • Бустерная система: газовая турбина с турбокомпрессором C14-179-01 или ТКР-6.1 с радиальной центробежной турбиной, центробежным компрессором и трубчато-пластинчатым воздухоохладителем бустера.

Позже (2013 год) вместо двигателя ДМЗ Д-245.7 был использован ярославский турбодвигатель ЯМЗ-53442 Евро-4 мощностью 134 л.с. Как известно, Ярославский автозавод также входит в холдинг «Группа ГАЗ». Sadco ЯМЗ-53442, оснащенный дизельным двигателем, получил еще один индекс — ГАЗ-33088.

ГАЗ-33081

Расход Топлива

Средний расход топлива автомобиля ГАЗ 33081 составляет 16,5 литров при скорости до 80-90 км/ч. Топливный бак вмещает до 105 литров.

Трансмиссия

Сцепление на автомобиле ГАЗ-33081 — однодисковое, сухое, фрикционное, с гасителем крутильных колебаний и диафрагменной нажимной пружиной на фрикционном диске. Коробка передач механическая, 5-ступенчатая, с постоянным включением и полностью синхронизированная (за исключением 1-й и задней передач).

Коробка передач — механическая, с передачами вперед и назад. Передаточное число низшей передачи составляет 1,982. Редуктор главного ведущего моста — конический, гипоидный. Передаточное число — 5,5. Дифференциал — кулачкового типа. Шарнирное соединение переднего моста имеет постоянную скорость.

Ходовая часть

Автомобиль ГАЗ-33081 базируется на двухосной рамной платформе с зависимой рессорной подвеской спереди и полуэллиптическими рессорами сзади, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия на всех колесах. Рама штампована заклепками и имеет удлинители передних лонжеронов и задний бампер.

Колеса дискового типа, обода 228G-457 с бортовыми и разъемными стопорными кольцами. Шины пневматические, радиальные одинарные, размер 12.00 R18, тип KI-115A и имеют мощный внедорожный протектор. Армейская версия доступна с шинами, увеличенными до R20.

Система подвески имеет полуэллиптические рессоры, а задняя подвеска — гидравлические телескопические амортизаторы двойного действия и резиновые пружины сжатия.

Тормозные системы

Рабочая тормозная система: двухконтурная, с индивидуальным тормозным мостом, пневмогидравлический привод с ABS (антиблокировочная тормозная система). ABS 3-канальная с модулятором и пневматическим усилителем; каждый канал имеет главный тормозной цилиндр. Пневматическая часть привода состоит из компрессора, осушителя воздуха с регулятором давления и воздушных резервуаров (3 x 20 литров, 1 x 5 литров). Тормоза — барабанного типа.

Стояночная тормозная система: коробка передач, механический тросовый привод с механизмом разблокировки вилки. Тормозной механизм — колодочный, барабанного типа.

Рулевое управление

Рулевое управление — это управление с шаровым шарниром. Система рулевого управления дополнена гидравлическим усилителем, который помогает легко управлять автомобилем на пересеченной местности.

Технические характеристики

Модель автомобиля ГАЗ-33081 ГАЗ-3308
Тип транспортного средства Двухосный грузовик с приводом на обе оси
Грузоподъемность 2000 кг.
Общий вес 6300 кг. 5950 кг.
Вес контейнера 4065 кг. 3710 кг.
Габаритные размеры
Длина 6250 мм.
Ширина 2340 мм.
Высота 2570 мм.
База 3770 мм.
Поле передних колес 1820 мм.
Ширина задних колес 1770 мм.
Дорожный просвет 315 мм.
Радиус поворота транспортного средства на оси 11 м.
Макс. скорость 90-95 км/ч
Расход топлива.
— 40 км/ч 13,5 л/100 км
— 60 км/ч 17 л/100 км 22 л/100 км
Двигатель и его системы
Модель ММЗ Д-245.7 ЗМЗ-5231
Тип Четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом, турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостным охлаждением Бензин, четырехтактный карбюратор, жидкостное охлаждение
Количество и расположение цилиндров 4, продольный 8, V-образный
Расположение цилиндров 1-3-4-2 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала Справа
Диаметр и ход цилиндра 110×125 92×88
Рабочая мощность 4,75 л. 4,67 л.
Степень сжатия 17 7,6
Читайте также:  Седельный тягач КамАЗ 53504

Электрооборудование

Жгут проводов является однопроводным; отрицательные выводы источника питания и потребителя подключены к шасси автомобиля. Напряжение внутренней сети составляет 24 В.

  • Аккумулятор: 6СТ-55А3 или 6СТ-55А13 или 6СТ-55 «Титан» или 6СТ-55А73.
  • Альтернатор: 5101.3701-01 или GG273V1-3 переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения.
  • Стартер: AZJ-3381 или 6ST-230P.

Рулевое управление грузовика основано на системе «винт-шариковая гайка» и дополнено гидравлическим усилителем руля.

Поставляется в качестве дополнения к автомобилю ГАЗ-33081.

  • Лебедка: тягового типа, однороликовая, горизонтальная. Редуктор представляет собой червячную передачу с модифицированными шариковыми шестернями, червяк находится внизу и имеет автоматический тормоз. Передаточное число — 24. Длина троса — 50 м. Привод лебедки — от карданного вала коробки отбора мощности. Предельное усилие натяжения каната — 29,4 кН (3000 кг) для полностью намотанного каната (верхний барабан) и 39-44 кН (4000-4500 кг) для полностью размотанного каната (нижний барабан).
  • Отбор мощности: механический, с двумя передачами.

ГАЗ-33081

Устройство

ГАЗ 33081 базируется на двухосной рамной платформе с рессорами сзади и подвеской с продольными полуэллиптическими рессорами спереди. Конструкция дополнена телескопическими гидравлическими амортизаторами с двунаправленным действием на все колеса.

На грузовик устанавливается двухконтурная тормозная система, каждый контур которой имеет гидравлический вакуумный усилитель, гидравлический толкатель и вакуумный ресивер. Кроме того, «Садко» оснащен системой ABS. Все колеса оснащены барабанными тормозами. Кроме того, машина оснащена стояночным тормозом с механическим приводом.

Модель имеет стандартное рулевое управление, построенное по системе «винт-шариковая гайка». Система гидроусилителя руля означает, что водителю не нужно прилагать значительных усилий для управления автомобилем.

Независимо от силового агрегата, модель ГАЗ 33081 оснащена синхронизированной 5-ступенчатой механической коробкой передач. Благодаря отличному выбору передаточных чисел и полному приводу, вы можете перевозить грузовик при любой температуре и погоде. Sadco также имеет 2-ступенчатую коробку передач и коробку отбора мощности.

Дизайн интерьера не сильно отличается от дизайна интерьера ГАЗ-3307. На панели минимум лишних элементов и вещей, а стрелочные приборы выполнены в круглой форме. Последняя версия автомобиля ГАЗ 33081 имеет улучшенную систему вентиляции и отопления. Водитель будет доволен слегка измененной комбинацией приборов, которая имеет более простую компоновку и предлагает подрулевые переключатели. Яркое освещение салона, крючки для одежды и боковые карманы — вот некоторые из изменений. Большой капот обеспечивает легкий доступ к двигателю.

Цельнометаллическая кабина доступна в 5- и 2-местном вариантах. Сиденье водителя регулируется в обоих направлениях и оснащено 3-точечными ремнями безопасности и валиками боковой поддержки.

Главный недостаток модели — огромное рулевое колесо. С учетом гидравлического усилителя диаметр рулевого колеса может быть полностью уменьшен. Кроме того, внутри нет подлокотников, поэтому доступ сильно затруднен. Условия передвижения в ГАЗ33081 действительно «спартанские» для пассажиров. На дороге мало за что можно ухватиться, поэтому приходится опираться на переднюю часть кузова. На бездорожье ощущаются вибрации в салоне, и трудно долго терпеть такие условия. Однако на автостраде вы не чувствуете никакого дискомфорта.

ГАЗ 33081 вполне приличный для своего класса и не выделяется на фоне других автомобилей в своей категории. Базовая модель оснащается задними противотуманными фарами, системой сменных колес, 18-дюймовыми колесами, галогенной оптикой, обогревателями салона и вседорожными шинами. Однако лебедка доступна только в качестве опции.

Общие габаритные и весовые данные

  • Габаритные размеры. Длина — 6,25 м; ширина (вдоль платформы) — 2,34 м; высота (вдоль кабины без груза) — 2,57 м; высота (вдоль тента без груза) — 2,78 м.
  • Колесная база — 3,77 м; ширина передних колес — 1,82 м; ширина задних колес — 1,77 м.
  • Дорожный просвет (под задней осью при полной массе) — 315 мм. Форд — 1 м.
  • Радиус поворота автомобиля на передней внешней оси — 11 м.
  • Угол свеса (при полной загрузке) — 48 градусов спереди и 32 градуса сзади.
  • Угол наклона при полной массе автомобиля — не менее 31 градуса.
  • Высота погрузки: 1,36 м.
  • Грузоподъемность автомобиля 2 тонны.
  • Масса кузова автомобиля (без дополнительного оборудования) составляет 4,065 т.
  • Полная масса автомобиля составляет 6,3 тонны.
Читайте также:  Самосвал МАЗ-5549

Полноприводный автомобиль ГАЗ-33081 в базовой комплектации оснащен плоской платформой из металла или металлодеревянной платформой с откидывающимся задним бортом и съемным каркасным тентом.

Погрузочная платформа имеет размеры 3390×2145 мм и высоту 900 мм с обеих сторон. При необходимости и желании платформа с тентом может быть оборудована световой полосой, кнопкой звукового сигнала для водителя, складными боковыми сиденьями и ремнями безопасности на задней двери. Также доступна версия с удлиненным грузовым отсеком до 3,75 м.

Внешний вид

Если вы обратите внимание на кабину, то поначалу может сложиться впечатление, что она является полномасштабной копией стандартного «Газона». Но это не совсем так. Крыло, установленное на «Садко», оригинальное, иначе просто не удалось бы установить огромные колеса. Но на этом различия заканчиваются.

Но стоит признать, что они не стремились его изменить, ведь чем больше единых пропорций, тем ниже себестоимость. По бокам, между большими радиаторными решетками, расположены фары, а под ними — железный бампер. Ветровое стекло, как и прежде, имеет пару стеклоочистителей для легкой очистки.

Для удобства воздушный фильтр расположен снаружи, немного выше кабины. Кабина представляет собой цельнометаллический тип с простым и практичным дизайном, парой дверей с почти панорамным стеклом, прочным металлическим бампером и большим капотом с легким доступом к моторному отсеку.

В своем классе автомобиль стал довольно привлекательным, но ничего сверхъестественного, поскольку усилиями производителя удалось снизить себестоимость. Поэтому завод решил использовать менее характерную форму и свести декоративные элементы к минимуму.

ГАЗ-33081

Салон кабины

Удивительно, но даже в стандартной комплектации этот грузовик достаточно комфортен. Отчасти это объясняется просторной кабиной, поэтому вы чувствуете себя в ней комфортно. В качестве опции можно приобрести регулируемое сиденье водителя, что сделает грузовик еще более привлекательным.

Аскетичная приборная панель сделана достаточно удобной, например, рулевое колесо больше не закрывает часть датчиков, а аккуратно размещено внутри. Установка системы гидравлического усилителя рулевого управления значительно снизила нагрузку на водителя.

Что касается пассажиров, то интерьер не особенно поражает воображение, с тем же 2-местным диваном, но, учитывая размеры салона, передвигаться по нему вполне комфортно. Очевидно, что «таежная» конверсия гораздо удобнее, здесь есть кабина NEXT, но это лишь привлекает внимание к тому, что «Садко» не знает границ совершенства.

Внутри ГАЗ-Садко 4х4 все выглядит утилитарно, предельно просто, но практично. Посадка внутрь вызывает некоторые неудобства, поскольку кабина поднимается довольно высоко, а завод не предусматривает удобных приспособлений для захвата. Возможно, и здесь Горький решил сэкономить.

В салоне есть два места для водителя и пассажира, сиденья довольно удобные, с мягкой обивкой и ремнями безопасности. Стоит добавить, что модель 33081 поставлялась с двухрядной кабиной в качестве опции, и имела либо пару, либо четыре двери.

Двухдверная версия позволяет превратить задние сиденья в пару кабин со спальным местом, что позволяет использовать грузовик для дальних перевозок или для ремонтных бригад в отдаленных районах.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая маневренность на бездорожье.
  • Высокий дорожный просвет.
  • Система полного привода.
  • Возможность установки системы подкачки шин в определенных модификациях.
  • Хорошая ремонтопригодность и взаимозаменяемость деталей.
  • Возможность работы при различных температурах (от -50 до +50 градусов Цельсия).
  • Способность работать на высоте более 4500 метров над уровнем моря.
  • Способна преодолевать перепады глубиной до 1 метра.
  • Большое количество доступных модификаций.
  • Средний расход топлива.
  • С системой ABS.
  • Имеется гидравлический усилитель руля.
  • Сиденья оснащены ремнями безопасности.
  • Внедорожный внешний вид.
  • Большие колеса для помощи на бездорожье.
  • Силовой агрегат соответствует экологическим стандартам Евро-4.

Минусы машины

  • Уже устаревший вид кабины.
  • Неудобное большое и тонкое рулевое колесо.
  • Использование дешевых материалов в интерьере.
  • Интерьер не такой комфортный, как в аналогичных европейских моделях.
  • Сидения все еще далеки от идеала.
  • Низкая полезная нагрузка.
  • Высокая стоимость транспортного средства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру