Легендарный грузовик с военными рессорами — ЗИЛ-131. история автомобиля, который сделал возможным выполнение миссии советского руководителя, до сих пор служит в различных областях. Приведенные в таблице технические характеристики и описание качества работы позволяют понять, почему эта машина имеет такую дорогую репутацию. Весь модельный ряд ЗИЛ.
История автомобиля
В 1959 году рабочие завода имени Лихачева отвечали за совершенствование производства модели «130» и модификации «131». Этот призыв к повышению производительности во многом обязан 21-му съезду партии, а точнее, принятому на нем Плану развития национальной экономики.
Чтобы достичь этой цели, грузовик должен был быть достойным. Однако ЗИЛ-131 был разработан для особой экономики — для военных целей. Ранее на вооружение Советской Армии поступил ЗИЛ-157, который к концу 1950-х годов начал устаревать.
Хотя опытные образцы ЗИС-130 были испытаны в середине 1950-х годов, по плану машина должна была встать на конвейер только в 1962 году. Столь длительный срок был отчасти обусловлен непредвиденными обстоятельствами, с которыми не сразу, но успешно справились.
Затем на основе этой модели началась работа над ЗИЛ-131. Прототип для военной конверсии появился в 1966 году и почти сразу успешно прошел все испытания. И, наконец, в 1967 году на заводе имени Лихачева началось производство 131-й модели.
В течение довольно длительного периода испытаний были значительно улучшены эксплуатационные характеристики и маневренность автомобиля. Этому способствовало постоянное совершенствование базового шасси ЗИЛ-130.
В результате были значительно улучшены основные характеристики автомобиля, повышена его проходимость и грузоподъемность благодаря новой конструкции рамы и усовершенствованному двигателю, а рабочее место водителя и кабина получили первую оценку эргономичности.
Для 1960-х годов эта инновация для внедорожных грузовиков была тепло принята. Производство на этом не остановилось, и в 1986 году ЗИЛ-131 был оснащен новой силовой установкой, что позволило повысить стандарт возможностей и снизить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.
Технические характеристики
Двигатели | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образная форма, угол 90o |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Инсульт | 95 мм |
Рабочий объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность (кВт) | 110,3 |
Мощность двигателя в л.с. | 150 |
Макс. крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Макс. скорость | 85 км/ч |
Макс. скорость для автопоездов | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкость |
Вид топлива | Бензин A-76*. |
Расход топлива транспортного средства # | 35 литров на 100 км |
Расход топлива для автопоездов # | 47 литров на 100 километров |
* Подходят и более высокие значения октанового числа.
# Приведенные цифры являются средними статистическими показателями.
Двигатель
Поскольку автомобиль предназначен в первую очередь для покорения бездорожья, силовой агрегат должен быть достаточно мощным. Учитывая, что карбюраторный двигатель ЗИЛ-5081 был специально разработан для этого автомобиля, он идеально подходит для этой цели.
За очень короткое время он получил предпусковой подогреватель, встроенный в систему охлаждения.
Передача
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки передач | 182em/6st-132em |
Количество передач | |
Синхронизатор | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число коробки передач | |
Первая передача | 2,08:1 |
Вторая передача | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойной |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задней оси | Последовательное прохождение |
Диск сцепления оснащен демпфирующей пружиной для амортизации переключения передач. Основное отличие от ЗИЛ-157 заключается в том, что доступ осуществляется только к двум задним осям, передняя ось включается автоматически с помощью специального электропневматического привода.
Размеры
Габариты автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длина | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом навеса | 569 мм |
Высота погрузки | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя дорожка | 1 820 мм |
Гусеницы на обеих задних осях | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Внешний радиус поворота | 10,2 м |
Размер шины | 12,00-12 |
Победа Фукса | 1,4 м |
Способность к восхождению | 30о |
Длина лебедки | 50 м |
Грузоподъемность | |
На дороге | 5 000 кг |
На земле | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4,000 кг |
Вес полного комплекта | 10,425 кг |
Колесная формула
- 4×2
- 4×4
- 6х2
- 6×4
- 6×6
- 8х2
- 8х4
- 8х6
- 8х8
Грузоподъемность
- 1-2 тонны
- 2-5 тонн
- 5-10 тонн
- 10 тонн и более
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, на сдвоенных пружинах, а сзади — скользящая. Также используются амортизаторы. Что касается задней подвески, то она представляет собой балансирную подвеску, работающую на двух листовых рессорах с шестью штангами. Тормоза представляют собой систему, основанную на барабанах и пневматике, а также механических приводах.
Электросистема
Уплотнение и изоляция являются важной характеристикой. В базовой версии вся система экранирована и бесконтактно транзисторная, что обеспечивает хорошую работу даже в самых сложных климатических условиях.
Таким образом, экранирование минимизирует помехи при зажигании, а уплотнение гарантирует, что контакты не замкнутся во время подъема. Устройства питаются от аккумулятора 12 В и специального генератора.
Устройство
Силовой агрегат находится под капотом. Кабина имеет цельнометаллическую конструкцию и вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденья водителя и пассажира раздельные. Водитель может регулировать свое сиденье по горизонтали и вертикали, а также регулировать наклон спинки.
Кабина ЗИЛ-131 была сделана по образцу гражданской версии 130-го — но солдатам это не понравилось. После нескольких партий она была заменена кабиной ЗИЛ-165. Автомобиль стал более комфортным, лобовое стекло стало панорамным и теперь состояло из двух частей, обеспечивая широкий обзор.
ЗИЛ-131 был похож на другие отечественные грузовики и имел высокий уровень проходимости. Его основными конкурентами были Урал-375 и ЗИЛ-157К. Сходство этих машин можно объяснить советским стандартом в проектировании таких автомобилей. Различия можно увидеть в некоторых компонентах и в разных методах производства.
На протяжении многих лет инженеры пытаются решить сложную проблему: как снизить стоимость автомобиля без потери высокого уровня производительности? В итоге проблема была решена, и в результате появился высококачественный и надежный продукт. После выпуска 131-го планировалось сократить производство 157-го, но в течение следующих 20 лет они выпускались параллельно.
Внешний вид и кабина
Как и большинство других моделей, ЗИЛ 131 имел капотную компоновку кузова. Кабина была точной копией «Сто тридцатого», за исключением того, что она была окрашена преимущественно в цвет хаки.
Конструкция также осталась цельнометаллической. Поскольку это оказалось непрактичным, передняя часть была заменена, опять же сборными деталями, только теперь от ЗИЛ-165. гнутые крылья и грязная решетка радиатора были заменены более простыми, незамысловатыми элементами.
В шестидесятые годы такой дизайн был бы не иначе как революционным, не говоря уже о сравнении новой модели с «157». За последние сорок лет внешний вид военных грузовиков изменился лишь в нескольких незначительных деталях. Наиболее ярким является новое ветровое стекло, выполненное в виде панорамного ветрового стекла.
Спрятать двигатель под кабиной было невозможно, поскольку это имело бы несколько негативных побочных эффектов, таких как потеря доступа к моторному отсеку в полевых условиях и повышенный риск повреждения двигателя во время военных операций.
Учитывая заботу о военных нуждах, его внешний вид похож на другого собрата в своем классе — Урал-375. Страна одна, а компания полностью подчинена ей. Основные отличия заключаются в различных технических и инженерных решениях.
Кузов имеет типичные черты с двумя откидными скамейками и съемным сиденьем на борту. Боковины не откидываются, за исключением задней части, но это не мешает легкой погрузке и разгрузке.
На кузов можно установить свернутый брезент, чтобы обеспечить место для хранения. Конструкция машины позволяет устанавливать вместо грузовых ящиков другие модули, например, полевые кухни, машины скорой помощи, радиостанции, ракетные установки «Катюша», S-125; а также гражданского назначения — бум с корзиной, пожарную машину.
Внутри автомобиля есть несколько инноваций, которые делают его комфортным. Уже упомянутое ветровое стекло обеспечивает значительно улучшенный обзор по сравнению с предыдущей версией «157». Улучшенная изоляция позволяет автомобилю работать в теплом помещении даже в холодную зимнюю погоду.
Сиденье водителя отделено от сдвоенных пассажирских сидений и может регулироваться по высоте, диапазону и углу наклона спинки. Приборная панель имеет минимальное количество датчиков, чтобы обеспечить водителя всей необходимой информацией.
- Уровень бензина.
- Вольтметр/амперметр.
- Спидометр.
- Давление масла.
- Уровень температуры.
- Тахометр.
На рулевой колонке расположен только один орган управления — рычаг сигнала поворота. Большие зеркала обеспечивают хороший обзор сзади и сводят слепые зоны к минимуму, даже с прицепом.
Модификации
- ЗИЛ-131 — Базовая модификация.
- ЗИЛ-131А — Версия с неэкранированным электрооборудованием, которая взята из ЗИЛ-130. От базовой версии он отличается тем, что не имеет специального военного оборудования, в кузове установлена обычная скамейка и детектор фар. Производство автомобиля было завершено в 1971 году.
- ЗИЛ-131В был седельным тягачом, построенным на шасси ЗИЛ-131. Этот грузовик имел 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Этот грузовик использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом весом 12 000 кг (10 000 кг на грунтовых дорогах). Он выпускался с 1968 по 1986 год.
- ЗИЛ-131Д — экспериментальное шасси для самосвалов; не запущено в серийное производство из-за поломок.
- ЗИЛ-131Д — одноименная модель с двигателем «Caterpillar», созданная в 1992 году. Его производство продолжалось 2 года.
- ЗИЛ-131Н — модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый двигатель ЗИЛ-5081, увеличенный ресурс (250 000 км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. производство ЗИЛ-131Н было прекращено в 1987 году.
- ЗИЛ-131НА — аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием.
- ЗИЛ-131НВ — Трактор с улучшенной платформой.
- ЗИЛ-131Н1 — модифицированный с дизельным двигателем «Д-245.20» мощностью 105 л.с.
- ЗИЛ-131Н2 — Версия с 132-сильным дизельным двигателем «ЗИЛ-0550
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС — северная версия. Эти модели оснащены кабиной с автономным отопителем, противообледенительными резиновыми изделиями, дополнительной изоляцией, противотуманными фарами, изоляцией аккумулятора и двойным остеклением. Автомобили используются при температурах до -60 градусов Цельсия.
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС — модернизированные версии северных вариантов.
- ЗИЛ-131Н — Модель для использования в пустынных и высокотемпературных районах.
- ЗИЛ-131-137Б — Автопоезд.
- ЗИЛ-131 КУНГ (униформа нулевого размера) — утепленная конструкция с обогревателем и станцией очистки воздуха (FVUA-100H-12), отвечающая широкому спектру военных требований.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 — нефтеналивной танкер.
- ЗИЛ-131-МЗ-131 — бензовоз.
- ЗИЛ-131-АС-40 — Пожарный автомобиль.
Специальное устройство позволяет поддерживать автономное отопление, которое работает за счет сжигания рабочего топлива.