За годы существования Владимирского тракторного завода количество экземпляров его тракторов превысило миллион. Таким образом, в советское время эти универсальные и компактные «труженики» были повсюду: и в сельском хозяйстве, и на стройках, и в коммунальных районах городов.
В сегодняшней России завод, переименованный в «Автотрактор», стремится не только выжить, но и выпускать модели, соответствующие новым экономическим реалиям. трактор «ВТЗ-2048А» — одна из таких перспективных моделей.
История создания
Эта модель была запущена в серию в 2001 году, заменив семейство тракторов Т-45 «Владимир», от которых она унаследовала двигатель, простую конструкцию и хорошие эксплуатационные характеристики. Заводское КБ постаралось сделать «ВТЗ-2048А» более универсальным, значительно расширив область его применения и устранив все недостатки, выявленные за годы разработки «Т-45».
Следует отметить, что смена фирменного названия на «Мотор-Трактор» в 2003 году была вполне логичной. Ведь с начала своей работы и по сей день «Владимирские трактора» оснащались только дизельными двигателями собственной разработки, которые производятся здесь же.
А история Владимирских тракторов началась в 1943 году с военной операции, когда было принято решение о строительстве нового предприятия по производству колесных тракторов на северной окраине города, за старой Юрьевской заставой.
Завод еще не был достроен — тракторы собирались там под открытым небом весной и летом 1944 года. Ожесточенные бои на фронтах Великой Отечественной войны продолжались. Но к моменту открытия (25 апреля 1945 года) предприятие уже выпустило более пятисот тракторов «Универсал-2» (советский аналог американского «Farmall»).
Все следующие модели тракторов были разработаны собственным конструкторским бюро завода. Это были кабинные «ДТ-24» (1955-1958) и «Т-28» (1958-1965) — кстати, хлопковые варианты этих тракторов продолжали строиться для Узбекской ССР в 1970-х и даже в 1980-х годах.
Это был универсальный, компактный и самый большой трактор «Т-25 Владимирец» (840 000 этих машин было произведено с 1972 года). Он является прямым «родственником» предка «ВТЗ-2048А» — трактора «Т-45» «Владимирец».
При тех же небольших размерах он превратился в более мощный «Т-45». А по производительности он уже может конкурировать со своими более мощными «предшественниками» — «Т-40» с Липецкого завода и «МТЗ-80» «Беларусь» с Минского завода.
Эти важные качества (компактность, универсальность и экономичность в сочетании с большой мощностью) были перенесены на современную модель Владимирского моторо-тракторного завода — трактор «ВТЗ-2048А».
Эта модель поступила в серийное производство в 2001 году и вместе с более современной разработкой конструкторского бюро завода — трактором «Агромаш-50/ТК» — стала очень популярной на рынке России и других республик бывшего СССР. И этот, и другой современный «Владимир» были сделаны с острым вниманием к своим европейским и китайским «коллегам» и решимостью превзойти их по техническим характеристикам и ценовой привлекательности.
В отличие от большинства советских предприятий сельскохозяйственного машиностроения, Владимирский тракторный завод в 2000-е годы не только продолжал выпускать продукцию, но и развивался. Однако в 2010-х годах предприятие, вошедшее в состав «Агромаш/Тракторные заводы», попало в затяжной кризис. В результате завод был закрыт и в конечном итоге ликвидирован в июле 2018 года. «ВТЗ-2048А», как и ряд других новых разработок, остается в категории «перспективных», ни одна из которых не стоит продолжения.
Сферы применения
Можно сказать, что задача заставить самые универсальные и многофункциональные тракторы работать в сельских и городских условиях выполнена.» VTZ-2048A» прекрасно подходит для всех видов полевых работ: предпосевной обработки почвы, перемещения сеялки и последующего ухода за культурными растениями, для междурядной борьбы с сорняками и уборки урожая.
Прошли времена огромных колхозов с их внушительными площадями. Вместо этого экономическая эффективность стала главным приоритетом современных фермерских хозяйств.
Им подходит трактор «ВТЗ-2048А», который является одним из самых дешевых, экономичных, универсальных и неприхотливых вариантов на рынке сельскохозяйственной техники.
Благодаря своим небольшим размерам, «VTZ-2048A» может успешно использоваться в ограниченном пространстве — на небольших полях, виноградниках, садах, теплицах, животноводческих фермах. По своим характеристикам он не намного хуже «Старика» из Беларуси, при этом потребляет в 1,5-2 раза меньше топлива.
В городских условиях трактор «ВТЗ-2048А» используется для очистки улиц, площадей, стадионов от снега и мусора; в дорожном хозяйстве и строительстве. Этот компактный и практичный трактор прекрасно приспособлен к потребностям городской работы, и практически не имеет ограничений по количеству дополнительного навесного и полунавесного оборудования, которое можно установить для любых целей.
Технические характеристики
Параметры | Размер единицы. | Индекс | |
Продукция | Универсальные тяговые колесные машины 4×4 | ||
Обозначение модели, класс тяги | VTZ 2048A 0,9 | ||
Габаритные размеры L/H/H | мм | 3460/1675/2600 | |
Колея переднего колеса
Задний | мм | 1322… .1522 1210… .1484 | |
Вес | т | 2,64 | |
Очистка | мм | ||
347 | |||
Диапазон скорости перемещения | км/ч | 1,51-23,85 | |
Количество режимов коробки передач для движения вперед/назад | 8/6 | ||
Сцепление | Двухдисковое сухое сцепление | ||
Рулевое управление | Гидростатическая система рулевого управления | ||
ВОМ | Скорость вращения | 540 | |
Гидравлическая система Выходное количество | кг/см2 | 175 3 | |
Подъемная сила на шатуне | кг | 1000 | |
Блок питания | |||
Продукция | Д-130 | ||
Емкость топливного бака Литры Мощность | л.с./л.с. л крупный рогатый скот | 45241 3,12 177 |
Двигатель и коробка передач
Двигатель этого трактора «унаследован» от его предшественника, «Т-45». Это 4-тактный, 3-цилиндровый, рядный 3,12-литровый дизельный двигатель «D-130» мощностью 45 л.с. с воздушным охлаждением.
Д-130
Этот двигатель характеризуется высоким крутящим моментом (177 Нм/18,1 кг/мин) в широком диапазоне оборотов. Это делает машину более «маневренной» — как в движении, так и при работе с грузом.
Удельный расход топлива D-130 составляет 236 г/кВтч при номинальной мощности и 241 г/кВтч при рабочей мощности.
Вес двигателя D-130, в зависимости от конфигурации, составляет от 323 до 340 кг.
Частота вращения коленчатого вала составляет 2000 об/мин.
Крутящий момент передается на ходовую часть трактора через «проверенную поколениями» механическую коробку передач, которая не менялась со времен «Т-25» «Владимирец». Он имеет восемь передач переднего хода и шесть передач заднего хода.
В целом, двигатель «Д-130» за долгие годы эксплуатации также успел заслужить репутацию чрезвычайно надежного, неприхотливого и долговечного. Кстати, кроме тракторов «ВТЗ-2048А» и «Агромаш-50/ТК», которые сейчас выпускает компания, дизельные двигатели устанавливаются на сварочные аппараты и цементовозы.
Габаритно-массовые показатели, особенности трансмиссии и управления
Как уже упоминалось, одним из главных преимуществ нового трактора является то, что он увеличивает свою мощность с 25 до 45 л.с., оставаясь при этом практически идентичным старому «Т-45».
В «VTZ-2048A» они даны в мм. Длина 3730 / Ширина 1650 / Высота 2540.
Такие скромные размеры в сочетании с гидравлическим усилителем рулевого управления обеспечивают исключительную маневренность и отличную управляемость. В этих отношениях, как неоднократно отмечалось на практике, современный «Владимир» имеет неоспоримые преимущества перед своими «аналогами» китайского производства.
Фермеры также ценят эту опцию для трансмиссии «ВТЗ-2048А», поскольку она позволяет изменять размер колеи передних и задних колес трактора в зависимости от желаемой ширины междурядья поля. Кроме того, ширина передней колеи может варьироваться от 1320 до 1550 мм, а ширина задней колеи — от 1200 до 1485 мм.
Эксплуатационная масса трактора составляет 2,62 тонны, дорожный просвет — 348 мм. «ВТЗ-2048А» оснащен дисковыми тормозами и сверхпрочными шинами.
Основные узлы
Рассмотрите узлы и компоненты, которые ранее не рассматривались
Инсультная система
Пневматические колеса приводятся в движение на передней и задней осях. Передняя ось включается оператором. Независимое объемное рулевое управление улучшает управляемость машины.
Переменные размеры колеи 1320/1550 мм спереди и 1200/1485 мм сзади. Это позволяет работать на полях с посадочными рядами разной ширины.
Ленточный тормоз установлен на бортовой коробке передач.
Гидравлические компоненты
Система одинакова на всех машинах Volvo. Силовой гидравлический насос имеет шестерню и вращается от вала двигателя маховика. Оператор подключает его с помощью муфты шарового типа. Поток давления регулируется двумя золотниковыми клапанами.
Кабина
При разработке и запуске в производство «ВТЗ-2048А» то самое «сравнение» с аналогичными типами зарубежных тракторов оказалось очень полезным для проектирования и комфорта тракториста на рабочем месте.
В частности, был создан принципиально новый кокпит, безопасность, эргономика, обзорность и, наконец, эстетические показатели которого можно назвать соответствующими европейским стандартам.
Кабина «ВТЗ-2048А» качественно герметизирована, имеет отличную звукоизоляцию и защитный «каркас безопасности» из вогнутых профилей, которые спасают тракториста в случае опрокидывания. Стекло было увеличено, что увеличивает обзорность за пределами кабины. Новые выпуклые окна также снижают уровень шума и вибрации в кабине.
Эргономичное сиденье можно регулировать в нескольких положениях, по высоте и в зависимости от веса оператора.
Особого внимания заслуживает новая система отопления и вентиляции. не секрет, что «предок» «ВТЗ-2048А» имел неэффективную систему отопления кабины. Точнее, трактористам «Т-25» было очень холодно зимой: даже в валенках ноги мерзли.
Умельцы пытались избавиться от этого, используя теплый воздух из системы охлаждения двигателя для обогрева кабины. В рассматриваемой модели эта проблема была успешно решена, что было воспринято с большим удовлетворением, как отмечается в отзыве владельца «ВТЗ-2048А».
Навесное оборудование
Ни один трактор в своем классе не может сравниться с универсальностью «ВТЗ-2048А». На заднюю навеску трактора с гидравлической системой можно установить следующее навесное и полунавесное оборудование: плуги, культиваторы, сеялки, косилки, бороны, прополки, четырехрядное оборудование для посадки картофеля, рядковые культиваторы, овощные прополки, пресс-подборщики для сбора и прессования сена, разбрасыватели и опрыскиватели.
При использовании трактора «ВТЗ-2048А» в городских условиях возможно применение такого навесного оборудования, как катки, фронтальные погрузчики, уборочные щетки, вакуумные дорожные подметально-уборочные машины, мойка оборудования, передняя и задняя откидная снегоочистительная машина.
Модификации
Экспортная модификация «ВТЗ-2048АЕ» с двигателем Д-130/10 становится экспортной версией трактора. Конверсия была разработана специально для экспорта на европейский рынок и в 2006 году была сертифицирована на соответствие европейским стандартам Tier 2 по шуму и токсичным выбросам, а также другим экологическим стандартам.
Эта сертификация была необходима, поскольку более 60% тракторов «Владимир» традиционно поставляются в страны Восточной Европы. После вступления бывших социалистических стран и советских прибалтийских республик в ЕС тракторы необходимо было модернизировать в соответствии с европейскими стандартами.
Модифицированный «VTZ-2048AE» экспортировался в Литву, Латвию, Польшу, Венгрию, Германию, а также в Украину, Молдову, Казахстан и Узбекистан.
Вторая версия трактора «ВТЗ-2048АС» была оснащена дизельным двигателем Д-130 с турбонаддувом.
Эту сельскохозяйственную машину можно даже назвать конкурентом белорусского МТЗ-82. Да, трактор Минского завода имел мощность 80 л.с., а Владимирский трактор — 45 л.с. Однако по показателям экономической эффективности «ВТЗ-2048АС «Пахал» выглядит выгоднее: он стоит почти вдвое дешевле, в 1,5-2 раза больше «съедает» топлива и имеет несколько меньшую производительность.
Опыт эксплуатации
ВТЗ-2048А» — относительно новая модель, трактор «родом из 2000-х годов», однако за годы его эксплуатации накоплен солидный опыт и сделаны предварительные выводы.
Неоспоримыми достоинствами этого трактора являются прекрасная управляемость и «универсальность»: как при вспашке широких полей, так и при вспашке дворов и «палисадников» площадью от 8 до 3 га.
По сравнению с предшественником радиус разворота и поворота уменьшился; маневренность значительно повысилась благодаря новой гидростатической системе рулевого управления.
Конечно, «ВТЗ-2048А» не может сравниться по скорости обработки поля со своими «предшественниками» в Липецке и Минске, но он ни в коем случае не уступает им по качеству работы и превосходит их по эффективности.
Новая комфортабельная кабина и ее оборудование получили самые благоприятные отзывы от фермеров и работников городских коммунальных служб.
Зимой в кабинах очень тепло, поэтому под ними возле педалей установлены отдельные воздуховоды. Они не только согревают ноги, но даже сушат обувь и пол кабины. Двери и передние окна также остаются сухими даже в снежную погоду.
Радует и гидравлическая система: она быстро прогревается и работает быстрее и точнее, чем ее предшественники.
Недостатком является то, что трактор часто собран небрежно, и в нем много мелких неисправностей, которые обнаруживаются только позже, чтобы испортить настроение, если они не мешают нормальной работе трактора.
Среди прочего, несколько владельцев упомянули, что: топливопровод на одном из цилиндров был слишком тонким; заднее стекло удерживалось на месте с помощью защелки для тяги; резьба на одном из дверных зажимов была изначально сорвана на новом тракторе; гайка глушителя была установлена только одна из трех без резьбы и т.д. Эти монтажные «небрежности» испортили общее впечатление о тракторе.
Более того, «ВТЗ-2048А» и «ВТЗ-2048АС «Пахарь» работают в сельском хозяйстве, на больших нагрузках, часто замечая несоответствие мощности двигателя и классической, «доставшейся в наследство» коробки передач «Т-25» «Владимирец»: при пахоте форсированный двигатель своей чрезмерной мощностью «рвал» коробку. Однако эта проблема не возникает при работе с навесным, полунавесным и буксируемым оборудованием.
Достоинства и недостатки
Владельцы машин VTZ отмечают ряд положительных особенностей.
- Производительность стандартной гидравлической системы позволяет использовать трактор вместе с коммунальным оборудованием.
- Увеличенный клиренс позволяет использовать машину для сельскохозяйственных работ.
- Простота в ремонте и обслуживании.
- Компактность.
- Экономичный расход топлива и масла.
- Работоспособность.
К недостаткам относятся.
- Ограничения на навесное оборудование из-за скорости вращения 1 ВОМ.
- Низкое качество сборки машины.
- Неправильное или неполное крепление компонентов.
- Холодные кабины.
- Трудности с поставкой запасных частей.