МАЗ 5340 — это двухосный грузовик повышенной грузоподъемности, предназначенный для перевозки грузов по региональным и городским маршрутам. Модель подходит для эксплуатации в сложных погодных и дорожных условиях и сочетает в себе простоту обслуживания с надежностью конструкции.
Главной особенностью МАЗ 5340 является универсальное шасси, которое позволяет заказчику адаптировать автомобиль для конкретных целей, используя различные типы надстроек. Грузовик отлично работает в городских условиях и известен своей хорошей мощностью и мобильностью.
МАЗ 5340 появился в результате потребности в современном городском автомобиле, который мог бы выполнять большой объем работы. Разработка модели началась в 1990-х годах, но серийное производство началось только в 2002 году. Новая модель заменила в линейке Минского автозавода популярные МАЗ 53352 и МАЗ 53361. МАЗ 5340 неоднократно модернизировался, и сейчас модельный ряд включает множество модификаций с различными типами двигателей, кабин и других особенностей.
Технические характеристики
Характеристики | Рисунки |
Тип кузова | Грузовик |
Длина, мм | 8230 |
Ширина, мм | 2550 |
Высота, мм | 4000 |
Дорожный просвет, мм | 260 |
Колесная база, мм | 4700 |
Радиус поворота, м | 17.4 |
Вес обочины, кг | 8280 |
Вес брутто, кг | 17450 |
Привод | Задний |
Тип двигателя | Дизель, с турбонаддувом |
Количество цилиндров / расположение | 8/V-двигатель |
Мощность двигателя, л.с./об/мин | 330/1400 |
Рабочий объем двигателя, см³ | 14860 |
Крутящий момент, нм/об/мин | 1274/1100-1300 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Емкость топливного бака, л | 500 |
Расход топлива в комбинированном цикле, литров на 100 км | 30.0 |
Тип коробки передач | Ручной, 9-ступенчатый |
Передняя подвеска | Лист |
Задняя подвеска | Лист |
Передние тормоза | Большие барабаны |
Задние тормоза | Барабаны |
Технические характеристики зависят от модификации грузовика.
- На автомобилях МАЗ-5340B2, B3 и B5 установлен силовой агрегат с шестью рядными цилиндрами (ЯМЗ-536). Рабочий объем двигателя составляет 6,65 литра. Существовало несколько вариантов мощности двигателя: 240, 270 и 312 л.с. соответственно.
- ЯМЗ-6582 устанавливался на грузовик МАЗ-5340А5, который представлял собой V-образный дизельный 8-цилиндровый двигатель с турбонаддувом. Рабочий объем двигателя составляет 14,86 литра, а его мощность — 320 л.с.
- Автомобиль МАЗ-5340W6-8421 оснащен рядным 6-цилиндровым двигателем Cummins ISLe360-40. Дизельный двигатель с турбонаддувом имеет рабочий объем 8,9 л и мощность 360 л.с.
- МАЗ-534019-420/-5340E9-520 оснащен 6-цилиндровым двигателем V-OM501 LA. Рабочий объем силового агрегата составляет 11,95 л, дизельный двигатель оснащен турбонаддувом, его мощность — 435 л.с.
МАЗ-5340 оснащается механическими коробками передач на 9, 12 и 16 скоростей соответственно. Подвеска зависимая и оснащена полуэллиптическими продольными рессорами. Передняя ось оснащена стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими амортизаторами. Грузовик оснащен барабанной тормозной системой с пневматическими приводами.
Двигатель
Серия МАЗ 5340 представлена большим количеством моделей, оснащенных различными двигателями. Агрегаты используются для транспортных средств.
- ЯМЗ-536;
- yamz-6582.10e3;
- Cummins ISLe360-40.
- Mercedes OM501 LA.
ЯМЗ-536, устанавливаемый на МАЗ 5340B2 (МАЗ 5340B3/ МАЗ 5340B5). 6-цилиндровый рядный двигатель, работающий на дизельном топливе, с жидкостной системой охлаждения, турбокомпрессором и интеркулером. Агрегат отличается исключительной надежностью (не случайно стандартный срок службы, заявленный производителем, составляет 800 000-1 миллион километров).
Характеристики мотора ЯМЗ-536:
- Рабочий объем — 6,65 л.
- Номинальная мощность — 176,5/198,5/229 кВт (240/270/312 л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 900/1166/1226 Нм.
- Степень сжатия — 17,5
- Диаметр отверстия — 105 мм.
- Средний расход топлива — 157 г/ч.
- Класс выбросов — Евро 4.
Двигатель ЯМЗ-6582.10E3 — это двигатель V8 с непосредственным впрыском, турбонаддувом и жидкостным механизмом охлаждения. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3.
Характеристики мотора ЯМЗ-6582.10Е3:
- Рабочий объем — 14,86 л.
- Номинальная мощность — 242,6 кВт (330 л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 1274 Нм.
- Степень сжатия — 17,5.
- Диаметр отверстия — 130 мм.
- Средний расход топлива — 147 г/ч.
Двигатель Cummins ISLe360-40, установленный на МАЗ 5340W6-8421. 6-цилиндровый рядный двигатель с турбонаддувом и системой Common Rail отличается высокой экологичностью и экономичностью.
Характеристики двигателя Cummins ISLe360-40:
- Рабочий объем — 8,9 л.
- Номинальная мощность — 250 кВт (360 л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 1460 Нм.
- Класс выбросов — Евро 4.
Блок LA Mercedes-Benz OM501 для версии МАЗ 534019-420 (МАЗ 5340E9-520/МАЗ 5340E9-522). Это более дорогой и надежный двигатель с технологией Common Rail, турбонаддувом и воздушным охлаждением наддува. Главной особенностью этого двигателя является высокая мощность при низких оборотах двигателя и расход топлива.
Характеристики агрегата Mercedes OM501 LA:
- Рабочий объем — 11,95 л.
- Номинальная мощность — 340 кВт (435 л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 2100 Нм.
- Ресурс двигателя — 1 млн км.
- Средний расход топлива (при скорости 60 км/ч) — 30,2 л/ч.
Объем топливного бака — 500 литров (опционально — 300 литров).
Устройство
МАЗ 5340 имеет расположение осей 4 к 2, что обеспечивает лучшую маневренность и управляемость по сравнению с моделью 6 к 4. В основе грузовика лежит трапециевидная рама (2 стойки с поперечными балками), изготовленная из высокопрочной стали. Оба моста оснащены подвеской, состоящей из 2 продольных полуэллиптических рессор (с дополнительными гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами в передней части). МАЗ 5340 оснащен усиленной подвеской, позволяющей работать в условиях неровной дороги. Опционально задняя ось может быть оснащена пневматической подвеской.
Используется только механическая коробка передач ZF (9, 12 или 16 скоростей). Весь крутящий момент передается на заднюю ведущую ось через блокируемый дифференциал. Эти трансмиссии обеспечивают плавный ход и имеют функцию ВОМ. Для передачи мощности используется однодисковое фрикционное сцепление с пневмогидравлическим усилителем.
Тормозная система автомобиля МАЗ 5340 двухконтурного типа и включает барабанные механизмы и пневматические приводы на всех колесах. За безопасность на дороге также отвечают система ABS, специальные устройства безопасности и ограничители скорости.
Серия МАЗ 5340 доступна в различных вариантах кабины. В настоящее время доступны только обновленные модели с высоким уровнем комфорта. Их отличают современные пружинные сиденья с множеством функций регулировки, широкое спальное место, высокие показатели безопасности и ровный пол. В кабине теперь больше внутреннего пространства. Рулевая колонка может регулироваться по углу наклона и диапазону, также имеется гидравлический усилитель руля. Имеется возможность установки отдельного отопителя и системы климат-контроля с кондиционером. Тропическая версия оснащена термостойкими элементами. Переработанный салон выглядит более впечатляюще с точки зрения дизайна и не уступает зарубежным аналогам.
Габаритные размеры
- Длина — 7900-8600 мм.
- Ширина — 2550 мм.
- Высота (без надстройки и навеса) — 3110-3520.
- Колесная база — 4700-4850 мм.
- Длина рамы (шасси) в сборе — 5365-5585 мм.
- Дорожный просвет — 250 мм.
МАЗ 5430 имеет полную массу 6770-9750 кг и грузоподъемность 8850-13580 кг. Полная масса составляет 18 600-20 500 г. Распределение нагрузки следующее.
- Передняя ось — 5480-7500 кг.
- Задняя ось — 11500-13520 кг.
Масса поезда достигает 36 000-46 000 кг.
Максимальная скорость автомобиля составляет 85-100 км/ч, в зависимости от модификации. Вместимость базовой платформы составляет 10 кубических метров.
Кабина
В зависимости от модификации, грузовики могут быть оснащены несколькими типами кабин: высокой, низкой, оборудованной спальными местами или без них. Стандартное оборудование включает в себя гидравлический усилитель руля, систему ABS, цифровой тахометр, сиденье водителя с независимыми пружинами, радио и отопитель.
Некоторые конверсии оснащены кондиционером и автономным отопителем в стандартной комплектации. Достоинствами кабины являются хорошая обзорность, простор, а также приемлемый уровень шума и изоляции.
Недостатками являются низкое качество пластмасс, используемых для отделки салона, и низкое качество сборки — даже кабина нового МАЗ 5340 подвержена скрипам и стукам.
Модификации
МАЗ-5340А5
Грузовик МАЗ-5340A5 предназначен для одиночной работы и использования на сочлененных поездах. Грузовик оснащен двигателем V8 Ярославского автомобильного завода ЯМЗ 6582-10, который соответствует требованиям Евро-3. Силовая установка оснащена турбокомпрессором и микропроцессорным блоком управления. Мощность 330 л.с. при 1 900 об/мин и крутящий момент 1 274 Нм в диапазоне 1 100-1 300 об/мин.
Габаритные размеры и технические характеристики грузовика.
- Длина бортовой версии — 8253 мм.
- Длина шасси — 7950 мм.
- Шасси — 4700 мм.
- Ширина (без учета корпуса зеркала) — 2550 мм.
- Высота (при оснащении тентом) — не более 4000 мм.
- Длина погрузочной платформы — 6150 мм.
- Вес сгибания для типа наклона/плиты — 9690/9430 кг.
- Грузоподъемность для опрокидывающегося и плитного типа — 9000 и 9300 кг соответственно.
- Скорость движения по шоссе (с полной нагрузкой) — 100 км/ч.
МАЗ-5340В5
МАЗ-5340B5 оснащен рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ 536-10 мощностью 312 л.с. Двигатель оснащен турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Двигатель оснащен турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Для подачи топлива используется система Common Rail, обеспечивающая давление впрыска до 1800 атм. В системе выпуска отработавших газов установлен клапан рециркуляции отработавших газов. Все эти устройства снижают уровень выбросов выхлопных газов до уровня Евро-4.
В автомобиле используется 9-ступенчатая коробка передач Zahnrad Fabrik со сдвоенными промежуточными валами. Трансмиссия была разработана для обеспечения более плавной езды в условиях плотной городской застройки и на автомагистралях. Максимальная скорость составляет 90 км/ч.
МАЗ-5340В2
На шасси МАЗ-5340B2 используется дизельный двигатель ЯМЗ-5363 мощностью 238 л.с. Расход топлива составляет 28,7 л на 100 км при равномерной скорости 60 км/ч. При увеличении скорости до 80 км/ч расход топлива возрастает до 33,9 литров на 100 км. Коробка передач — 9-ступенчатая, механическая.
В стандартной комплектации шасси оснащено кабиной без спального места. Кабина большего размера доступна по запросу покупателя. В качестве опции грузовик может быть оснащен автономным отопителем кабины и климат-контролем с кондиционером. Существует специальная тропическая версия грузовика, предназначенная для использования термостойкого резинового изделия. Эти автомобили не оборудованы дополнительными обогревателями и отопителями.
МАЗ-5340С2
МАЗ-5340C2-525-013 представляет собой корпус для монтажа различных устройств. Конструкция редуктора позволяет использовать коробку отбора мощности. по индивидуальному запросу коробка отбора мощности может поставляться в заводской сборке.
В качестве силового агрегата используется дизельный двигатель мощностью 238 л.с. ЯМЗ 53653.10 в соответствии с Евро 5. Коробка передач — 9-ступенчатая, изготовленная компанией Zahnrad Fabrik. Конструкция шасси позволяет устанавливать оборудование весом до 13 580 кг, а общий вес дорожного плеча составляет 20 500 кг.
Неисправности
Отказы грузовика были вызваны в основном несвоевременным техническим обслуживанием и осмотром, перегрузкой осей, а также низким качеством антикоррозийной обработки и сборки.