ГАЗ-322132

ГАЗ-322132 — специальная модификация микроавтобуса «Антилопа», предназначенная для городских и пригородных маршрутных такси. В течение нескольких лет именно этот вариант «маршрутки» доминировал практически во всех городах России и СНГ. Даже сейчас, сменив более современные модели, эта модель микроавтобуса повсеместно встречается на дорогах страны, особенно в провинциях. То же самое можно сказать и об этом суперпопулярном автомобиле: он не нуждается в представлении. Но нам следует присмотреться повнимательнее.

Ода модели

«ГАЗ-322132» полностью разделяет успех самого продаваемого семейства в отечественном автопроме. Сотни тысяч этих микроавтобусов были скопированы и активно используются не только как микроавтобусы, но и как междугородние, паратранзитные, служебные или школьные автобусы. Рецепт большого успеха можно описать известной поговоркой «дешево и кисло»: цена микроавтобуса «Газель» недосягаема для конкурентов, и он выдерживает неустанную эксплуатацию круглый год.

Однако с началом 2010 года бесчисленные «стада» «Газелей» в крупных городах стали скудными, а во многих и вовсе исчезли. На смену мелким «газелям» пришли более крупные компании с мощным капиталом, связями и совершенно другим флотом. А местные власти просто отказывались продлевать лицензии.

«Вот так шахтерам Волгограда удалось отсрочить вытеснение своих автомобилей ГАЗ-322132 из транспортной работы города.

Волгоградские водители микроавтобусов нашли интересный выход из затруднительного положения. За некоторое время до истечения срока действия лицензий и отмены маршрутов, которые их кормили, они наклеили на свои автомобили ГАЗ-322132 яркие цветные наклейки, как маленькие сердечки, звездочки и прочее на детском шкафу. После закрытия маршрута постоянные клиенты привыкли к его новому названию: не номеру, а символичному названию. Эта незатейливая стратегия позволила тем, кто был изгнан из транспорта, оставаться в «естественной колее» в течение значительного периода времени.

Об истории

ГАЗ-322132 выпускался с августа 1996 года по февраль 2010 года. В условиях тотальных экономических перемен и потрясений «Антилопа», которая была недорогой, неприхотливой, быстро окупалась и начала приносить прибыль, была именно тем грузовиком, который был нужен отечественным операторам. В нашей стране понятие «микроавтобус» прочно связано с этой моделью. Да, маршрутные такси на базе «РАФ» существовали и в Советском Союзе, но в ничтожно малом количестве по сравнению с вездесущими «газелями».

ГАЗ-322132

Кстати, известен автор этого автоматического имени, сверхпопулярного и даже распространенного в русском языке. Это Владимир Никитович Носаков, который при создании «Газели» был заместителем главного конструктора «ГАЗа». По его словам, он предложил это название Николаю Андреевичу Пугину, тогдашнему генеральному директору Горьковского автомобильного завода, у которого оставалось всего две недели до запуска нового автомобиля в серийное производство, и тот согласился без колебаний.

ГАЗ-322132 был переделан в микроавтобус с широкими сдвижными дверями-купе. Основой для создания этой модели послужила модификация ГАЗ-32213. От своего предшественника он отличался откидными дверями багажника, удобными ступеньками, чуть более высоким потолком, люком в крыше салона и сдвижными окнами, улучшающими вентиляцию.

Предперестроечный «ГАЗ-322132» 2002 года. Коррозия — бич всех «газелей».

Читайте также:  Кран манипулятор Hyundai HD 120

ГАЗ-322132

В 2003 году микроавтобус «ГАЗ-322132» и все семейство «Газелей» подверглись серьезному рестайлингу. В соответствии с современными тенденциями в автомобильной промышленности, дизайн передней части был скорректирован, и устаревшие прямоугольные фары были заменены на современные фары обтекаемой каплевидной формы. Интерьер салона, в частности приборная панель, также был значительно обновлен.

В 2005 году правительство выступило с инициативой сделать все такси на всех маршрутах желтыми и выдать им желтые номера вместо белых (ранее, до 2002 года, желтые номера выдавались иностранцам и лицам без гражданства). Хотя законодательство еще не доработано (за исключением некоторых областей), линейка микроавтобусов ГАЗ-322132 пополнилась специальной версией, окрашенной в «золотисто-оранжевый» цвет.

Этот, несомненно, привлекательный желтый цвет «газели» в итоге стал более популярным, чем традиционный белый. В том же году специалисты Горьковского автозавода внесли некоторые усовершенствования в систему отопления автомобиля ГАЗ-322132. Это был «золотой период» для этой модели и для микроавтобусов в целом.

С февраля 2010 года производство автомобиля ГАЗ-322132 прекращено. На смену ей пришла модель «ГАЗель-Бизнес», идентичная внешне, но значительно улучшенная внутри». Заводское название «идентичного» микроавтобуса со сдвижными дверями было ГАЗ-3221-744 (с инжекторным двигателем). (с инжекторным двигателем УМЗ-А274 Evotech) и ГАЗ-3221-344 (с дизельным двигателем Cummins).

ГАЗ-322132

Назначение и нюансы

«ГАЗ-322132» обозначает представленный на рынке класс «H1» («M1») — то есть автомобили с максимальной разрешенной массой до 3500 кг. Поскольку эта модель предназначена для перевозки пассажиров, управлять автомобилем ГАЗ-322132 можно только с правами класса D (для обычной «Антилопы» достаточно прав класса В).

Однако микроавтобус обладает такой же динамикой и маневренностью, как и легковой автомобиль, и этот факт неоднократно подтверждался водителями микроавтобусов, которые стали асами в своем длительном вождении.

Само собой разумеется, что микроавтобус ГАЗ-322132 — это сугубо городской и пригородный транспорт. Использовать его для дальних перевозок довольно проблематично: он недостаточно мягкий и удобный. Однако некоторые владельцы решались на это, внося соответствующие изменения в салон и оснащая его сиденьями, соответствующими его дальнобойному статусу.

Кстати, в те времена, когда Газель формировалась как очень популярный вид городского транспорта, многие владельцы очень хорошо модифицировали пассажирские салоны, иногда до абсурда, пытаясь впихнуть в них как можно больше «пассажирских мест». Со временем карательные меры прекратили эту «игру в Тетрис» с местами». ГАЗ-322132″ — микроавтобус с максимальным количеством мест 13, но не более.

Один из двух утвержденных вариантов правильного расположения пассажирских мест в автомобиле ГАЗ-322132.

Конструкция микроавтобуса предполагает установку газобаллонного оборудования, и частные перевозчики, умеющие быстро считать свои деньги и оптимизировать бизнес, почти всегда переходят с бензина на сжиженный газ.

Как и автомобиль-донор, шаттл ГАЗ-322132 имеет сдвижную правую дверь с проемом 1010 х 1220 мм и заднюю аварийную дверь с проемом 1560 х 1395 мм, которая открывается на 180 градусов. На все ГАЗ-322132 Горьковский автозавод дает гарантию 100 000 км или два года. Конечно, эта гарантия сопровождается некоторыми условиями, но надо отдать должное «Газели»: не каждый автомобиль может выдержать такие интенсивные условия разработки, а она показала себя чрезвычайно «живучей».

Читайте также:  Toyota ProAce

Было выпущено несколько вариантов микроавтобуса ГАЗ-322132.

  • «ГАЗ-322132-404» — с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216».
  • «ГАЗ-322132-408» — с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216» и гидроусилителем руля.
  • «ГАЗ-322132-531» — с дизельным двигателем ГАЗ-5902 (проект оказался неудачным и вскоре был закрыт. (Таких грузовиков было выпущено немного).
  • «ГАЗ-322132-718» — с бензиновым двигателем «Chrysler 2.4L-DOHC» (эти автомобили также не получили широкого распространения).

Вахтовые автобусы с высокой крышей, пассажирские салоны которых могли стоять вертикально, имели другую маркировку: «ГАЗ-322133-748» и «ГАЗ-322133-7408».

Технические характеристики

  • Тип колес — 4×2;
  • Минимальный радиус поворота (вдоль оси переднего наружного колеса) — 5,5 м.
  • Размер шин — 175 R16, 185/175 R16.
  • Максимальная скорость модели — 115 км/ч.
  • Разгон от 0 до 100 км/ч — 35 секунд.
  • Расход топлива (бензин) — 12 … на 100 км в комбинированном цикле. 14 литров.
  • Емкость топливного бака — 70 литров.
  • Ширина камеры с раздвижными дверями составляет 670 мм, высота — 1670 мм.

ГАЗ-322132

Габаритные размеры модели.

  • Длина — 5.500 м.
  • Ширина — 2,075 м (кабина); 2,380 м (боковые зеркала).
  • Высота — 2 200 м.
  • Дорожный просвет — 170 мм.
  • Колесная база — 2 900 м.
  • Передняя дорожка — 1 700 м.
  • Задний путь — 1 560 м.
  • Передний выступ — 1 030 м.
  • Задний свес 1 540 м.

Весовые параметры.

  • Вес плеча — 2.260 т.
  • Общий вес — 3 500 т.
  • Грузоподъемность — 1,5 т.

Двигатели микроавтобусов

Заволжский моторный завод (г. Заволжье, Нижегородская область) имеет бензиновый двигатель ЗМЗ-40524. Это 4-цилиндровый, 8-клапанный силовой агрегат популярного семейства двигателей ЗМЗ-405. Он имеет систему распределенного впрыска (форсунки) с электронным управлением.Некоторые характеристики двигателя ЗМЗ-40524: рабочий объем — 2,46 л, номинальная мощность — 103 кВт (140 л.с.), максимальный крутящий момент — 214 Нм (4000 об/мин), диаметр — 95,5 мм, ход — 86 мм.

«ЗМЗ-40524».

Бензиновый двигатель «УМЗ-4216» Ульяновского моторного завода (Ульяновск). Это 4-цилиндровый, 8-клапанный инжекторный силовой агрегат. Его технические характеристики: рабочий объем — 2,89 л; номинальная мощность — 90 кВт (123 л.с.); максимальный крутящий момент — 235 Нм (2500 об/мин); диаметр — 100 мм; ход — 92 мм.

«УМЗ-4216».

Бензиновый четырехцилиндровый 16-клапанный агрегат «Chrysler 2.4L-DOHC» (производство Китай).  Этот популярный двигатель в течение многих лет устанавливался на все китайские внедорожники «Great Wall» («Великая стена»), а также на такие известные автомобили, как «Hyundai Sonata», первое поколение «Mitsubishi Outlander» и «Chrysler Sebring» (также известный как «Volga Saiber»). Некоторые характеристики этого двигателя; рабочий объем — 2,43 литра; мощность — 101 кВт (137 л.с.); максимальный крутящий момент — 224 Нм (при 4000 об/мин); диаметр — 87,5 мм; ход — 101 мм.

ГАЗ-322132

«Крайслер» 2.4L-DOHC.

Только несколько автомобилей ГАЗ-322132 были оснащены турбодизельным двигателем ГАЗ-5602 на базе австрийского двигателя Steyr M14. Характеристики этого силового агрегата: рабочий объем — 2,13 литра; номинальная мощность — 95 л.с.; максимальный крутящий момент — 204 Нм (при 3800 об/мин). В практических условиях эксплуатации двигатель неожиданно показал свой ужас, и до настоящего времени не сохранилось ни одного микроавтобуса с австрийским лицензионным двигателем.

Читайте также:  Рельсовый козловой кран ККС-10

Расход Топлива

Микроавтобус имеет очень низкий расход топлива. В сельской местности он составляет около 11 л/100 км, а в городах — 12-13 л/100 км. Емкость топливного бака составляет 70 литров.

Трансмиссия и подвеска

Любой из вышеперечисленных двигателей работает только с одной версией трансмиссии. Это пятиступенчатая механическая коробка передач ГАЗ-3302-1700010 (для дизельной версии — ГАЗ-330242-1700010 главный вал удлинен на 48 мм, а его крышка подшипника — на 54 мм). Коробка передач имеет передаточное число 5,125 и работает с двигателем через однодисковое сцепление сухого трения с гидравлическим приводом. Главная передача — это коническая передача с двойной криволинейной поверхностью.

Газовое оборудование находится под днищем микроавтобуса.

Передняя подвеска — листовые рессоры с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — зависимая, пружинная, с телескопическими амортизаторами, с противооткатным брусом или без него.

Рулевое и тормозное управление, компоновка салона

Рулевой механизм — типа «шарико-винтовая пара», одна версия со встроенным гидроусилителем руля Рулевая колонка — двухсекционный рулевой вал. Тормоза — дисковые спереди и барабанные сзади. Привод гидравлический, двухконтурный с вакуумным усилителем. С 2005 года все фургоны ГАЗ-322132 серийно оснащаются АБС.

Стандартная компоновка салона микроавтобуса ГАЗ-322132 имеет — как и у его предшественника — микроавтобуса ГАЗ-32213. В салоне имеется двухместный диван рядом с водителем и пассажирский салон с 11 сиденьями с высокими спинками в четыре ряда.

ГАЗ-322132 оснащен дополнительным отопителем и после рестайлинга 2003 года будет иметь улучшенную вентиляцию. Микроавтобус оснащен дополнительными подлокотниками для пассажиров. При входе/выходе из микроавтобуса должны быть два подлокотника с левой и правой стороны.

Устройство

ГАЗ 322132 — комфортабельный пассажирский микроавтобус с умеренной высотой салона (1950 мм). Это позволяет даже очень высоким людям стоять в автомобиле вертикально. Для облегчения стояния микроавтобус может быть оборудован подлокотниками, за которые могут держаться пассажиры. Для посадки и высадки пассажиров используются боковые распашные двери шириной 670 мм и высотой 1670 мм. Низкие ступеньки облегчают посадку и высадку.

Звукоизоляция минимизирует уровень шума для обеспечения комфорта. Сиденья в салоне оснащены подлокотниками и подголовниками. Автомобиль вмещает до 300 кг багажа. Система отопления поддерживает достаточную температуру в салоне зимой.

Все двигатели ГАЗ 322132 работают исключительно с синхронизированной 5-ступенчатой механической коробкой передач. Коробка передач имеет передаточное число 5,125 и работает с двигателем через фрикционное однодисковое сцепление с гидравлическим приводом.

Микроавтобус оснащен подвеской на катушках с задними и передними телескопическими амортизаторами и продольными рессорами. Кроме того, задняя подвеска оснащена стабилизатором поперечной устойчивости.

Тормозная система автомобиля ГАЗ 322132 состоит из гидравлического привода с вакуумным усилителем и двух независимых контуров. Спереди были установлены дисковые тормоза, а сзади — классические барабанные тормоза. Некоторые версии оснащались зарубежной тормозной системой Bosh и сцеплением марки Sachs. Импортные компоненты увеличивали стоимость фургона, но делали его более надежным.

Рулевой механизм этой модели был основан на принципе «винт-шариковая гайка». Некоторые конверсии были оснащены системой гидроусилителя руля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру