Трактор ДТ- 20

Очертания трактора легко узнаваемы для любого «выходца из Советского Союза» — об этом можно судить по его изображению на спичечном коробке». ДТ-20″ — легкий колесный трактор (хотя и с гусеничным ходом), выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1958 по 1969 год под именем Сергея Орджоникидзе. Этот образец советской сельскохозяйственной техники относится к классу тракторов 0,6.

Сейчас «ДТ-20» — редкая модель, она выставлена во многих музеях России, стран СНГ и Дальнего Востока. Учитывая древний возраст модели, немногие тракторы этого типа до сих пор работают в сельском хозяйстве. Но в двадцать первом веке они все еще существуют! Именно поэтому мы называем их «маленькими людьми».

В Украине и Молдове, в республиках Средней Азии и в регионе Балтийского моря тракторы «ДТ-20» все еще находятся в эксплуатации и функционируют.

Всего насчитывается 248 400 тракторов «ДТ-20», которые сошли с конвейера за все годы существования Харьковского тракторного завода. Интересно, что большинство из них использовались за рубежом. И не только в бывшие «братские страны», но и в капиталистические страны». DT-20″ хорошо себя показал на виноградниках Франции, в садах Голландии и в некоторых других «дальних странах».

История модели и особенности её конструкции

Харцызский трубный завод выпустил в 1950 году безрамные легкие колесные тракторы, специально предназначенные для садоводства и плантаций, для работы на животноводческих фермах и в теплицах, для перевозки небольших грузов и для вспомогательных работ.

DT-20″, который поступил в серийное производство в 1958 году, был третьей моделью такой конструкции и использования. Его предшественниками были «HTZ-7» и «DT-14».

С технической точки зрения DT-20 был дальнейшим развитием трактора DT-14B. Во время создания и запуска в производство дизельный двигатель был модифицирован с учетом последних достижений, увеличив его мощность до 20 л.с., или 13,2 кВт.

Трактор DT-20

По сравнению со своим предшественником, DT-20 имеет увеличенную площадь крыльев и новые крепления для брезента, педаль, к которой можно прикрепить два тормоза одновременно, переработанный корпус главной передачи и изменено количество зубьев на боковых шестернях.

Важной конструктивной особенностью трактора является возможность изменения его колеи. Для того чтобы изменить колею задней оси, необходимо было поменять колеса и диски. С управляемыми колесами все гораздо проще: конструкторы «DT-20» предусмотрели для этого телескопическую переднюю ось.

Трактор «DT-20» может быть легко адаптирован для работы задним ходом. Интересной особенностью этой сельскохозяйственной машины является то, что руль, педали и сиденье можно поворачивать и переставлять, а колеса можно не только ставить на колею разной ширины, но и менять местами.

Сфера применения

Трактор хорошо подходит для работы в огородах и садоводстве, выращивания льна и хлопка, виноградников и животноводческих ферм.

DT-20″ используется в сочетании с буксируемыми и навесными орудиями в этих сельскохозяйственных областях для перевозки грузов, уборки урожая и вспомогательных работ. Он также используется для привода различных стационарных машин и орудий.

Будучи слишком легким и маломощным для полной обработки почвы, трактор «DT-20» успешно использовался для вспашки и междурядной прополки посевов, а также для химической обработки — опрыскивания и внесения удобрений.

Он широко используется для уборки урожая, сенокоса и очистки виноградных лоз и плодов. Повсеместно трактор «DT-20» используется на виноградниках с междурядьем 1,5 метра.

Читайте также:  Автогрейдер ДЗ 98

DT- 20

Упомянутый выше диапазон регулировки колеи колес (как передних, так и задних); регулируемый дорожный просвет, тяговая способность и основа длины являются важным дополнением к функциональности трактора.

Технические характеристики

  • Полная масса автомобиля 1,56 т.
  • Давление на грунт составляет 0,046 кг/см2.
  • Длина — от 2818 до 3038 мм.
  • Ширина — 1310 мм.
  • Высота, высота капота — 1231 мм (садовая версия), 1438 мм (садовая версия).
  • Продольная база (высокая версия) — 1,63 — 1,775 м.
  • Продольная база (низкая версия) 1,423 — 1,837 м.
  • Размер дорожки (регулируемый) — от 1,1 до 1,4 м.
  • Дорожный просвет — 515 см (высокая версия); 308 см (низкая версия).
  • Тяга тяги (без тяги) 0,125 — 0,72 т.

DT- 20

Двигатель

Двигатель этой модели — четырехцилиндровый одноцилиндровый дизельный двигатель D-20 с водяным охлаждением и прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Расположение цилиндров вертикальное.

«Д-20 — это модернизированная и переработанная версия испытанного дизельного двигателя Д-14В. Конфигурация боковин картера была изменена из-за разного размера коленчатого вала.

В связи с увеличением оборотов двигателя размер отверстий в подшипниках балансировочного механизма был увеличен. Головка блока цилиндров и картер были увеличены. Сапун был переработан. Клапан был заменен на соответствующий резиновый клапан. Ход поршня был увеличен со 125 мм до 140 мм.

Двигатель Д-20 отличается от своего предшественника увеличенным коэффициентом наполнения двигателя; более полным использованием воздуха, поступающего в рабочий цилиндр, и более равномерным распределением дизельного топлива в отверстии поршня. Повышается эффективное давление и снижается расход топлива.

DT- 20

Дизельный двигатель D-20 имеет базовую мощность 18 л.с. Это эффективно при частоте вращения коленчатого вала 1 600 об/мин. При увеличении частоты вращения до 1 800 об/мин мощность двигателя достигает максимальных 20 л.с. (13,2 кВт).

Двигатель D-20 имеет единственное отверстие для инжектора; оно закрыто и имеет штифт. Дизельное топливо сначала очищается в осадочном фильтре, а затем в фильтре со стандартным картриджем. Система очистки воздуха трехступенчатая, с сухой и масляной очисткой.

Для запуска двигателя D-20 используется электрический стартер. Запуск осуществляется непосредственно на дизеле. Также предусмотрен амортизирующий механизм. Он состоит из двух роликов противовеса, расположенных параллельно коленчатому валу. Топливный насос представляет собой односекционный насос. Он оснащен полнорежимным центробежным регулятором.

Система смазки комбинированного типа (включая разбрызгивание и давление). Давление в масляной магистрали создается шестеренчатым насосом, приводимым в движение коленчатым валом двигателя.

Очистка масла производится в центрифуге реактивного масла. Система охлаждения является закрытой и имеет принудительную циркуляцию воды. Он генерируется водяным насосом, расположенным на валу с двух- или четырехлопастным вентилятором.

Вода охлаждается в трубчатом пластинчатом радиаторе. Автоматический тепловой режим обеспечивается термостатом и заслонкой, которыми можно управлять прямо с места водителя. В «DT-20» для запуска двигателя используется электрический подогреватель пламени. Нагревательная установка состоит из ввинчивающегося, ручного дизельного бустера и распылителя. Двигатель оснащен глушителем выхлопных газов.

  • Диаметр цилиндра двигателя D-20 составляет 12,5 см.
  • Ход поршня — 14 см.
  • Номинальная скорость — 1600 об/мин.
  • Максимальная скорость — 1800 об/мин.
  • Объем топливного бака — 45 литров.
  • Расход дизельного топлива (удельный) — 200 г/ч.

Трансмиссия; рулевое и тормозное управление

Трактор «ДТ-20» имеет механическую коробку передач с четырьмя скоростями, три из которых оснащены реверсами. Передача работает без реверса и при пониженной частоте вращения коленчатого вала. Коробка передач оснащена поперечным валом. Диапазон скоростей составляет от 5,03 до 17,65 км/ч.

Читайте также:  Трактор Кировец К-701

Передачи переключаются специальным рычагом с кулисой. трансмиссия трактора «ДТ-20» бесфрикционная и непостоянно закрытая — сухая, однодискового типа. Сцепление установлено между двигателем и коробкой передач. Соединение между валом сцепления и главной передачей жесткое и разъемное.

Трактор предназначен для выполнения тяговых операций с задержкой необратимой прямой трансмиссией. механизм поворота трактора «ДТ-20» собран в одном корпусе с коробкой передач. Поворотный механизм выполнен в виде двойного сателлитного конического дифференциала.

С левой и правой стороны корпуса редуктора установлены специальные втулки, в которых находится тормозной механизм; конические шестерни одноступенчатого редуктора находятся в чугунном картере и соединены с этими втулками. Конечная передача может быть закреплена на тормозном рычаге в различных положениях, изменяя длину и дорожный просвет трактора.

Тормоза — ленточные, по одному на каждом из задних колес. Эти тормоза управляются ножной педалью и являются реверсивными для движения трактора вперед и назад. Рулевая колонка расположена вертикально, а рулевой механизм представляет собой двухроликовую червячную передачу.

Ходовая часть, гидросистема, навесной механизм

Ходовая часть DT-20 состоит из вертикально вращающегося переднего моста с управляемыми колесами и ведущего заднего колеса с шинами низкого давления. Используется полужесткая подвеска, дополненная листовыми рессорами.

Гидравлическая навесная система трактора ДТ-20 состоит из двух основных частей: гидравлического механизма и механизма для навешивания орудий и оборудования.

Гидравлический механизм состоит из масляного насоса, распределителя, масляного бака, силового цилиндра и масляных труб.

Гидравлический насос расположен на двигателе, а все остальные компоненты гидравлической системы — распределитель, бак с фильтром, силовой цилиндр, подъемный механизм (подъемный вал с рычагом) объединены в блок, называемый гидравлическим подъемником. Он установлен на задней стенке картера главной передачи «ДТ-20».

Вал отбора мощности (ВОМ) с рычагом управления и кронштейн для присоединения центральной тяги шарнира машины также смонтированы в едином корпусе гидравлического подъемника.

Масляный насос «НШ-16В» обеспечивает рабочее давление 100 кг на см2 и производительность 16 литров в минуту при нормальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Насос установлен на фланце соединительного корпуса приводного механизма, который, в свою очередь, соединен с задней стенкой картера двигателя.

Распределитель R-16B подключается через переходную пластину к передней стенке гидравлического подъемника, которая также является стенкой дренажной камеры резервуара. Бак гидравлической системы является внутренней камерой корпуса гидравлического подъемника. Резервуар разделен внутренней перегородкой на две камеры: основную и дренажную. Масляный фильтр установлен в масляном картере под давлением в основном баке.

Универсальность трактора повышается благодаря приводному шкиву, который используется при работе со стационарной машиной, и элементам для навешивания скоростного сенокосилки типа «КШ-2ЛБ».

Навеска трактора «ДТ-20» без дополнительных устройств может агрегатироваться со следующими видами сельскохозяйственных машин и механизмов Бороны и культиваторы для сплошной и междурядной прополки; опрыскиватели-опыливатели «ОНК-Б» и «ОШУ-50»; молотилки льна «ЛМН-1»; транспортеры «АВН-0,5»; подборщики винограда «ЛНВ-1,5»; виноградные комбайны «ЛМН-1,5». транспортер «PAV»; платформа «PVF-0.5» для погрузки и транспортировки винограда.

Модификации

За двенадцать лет производства был разработан и внедрен ряд модификаций трактора «ДТ-20». Различия между ними заключаются в размере задних шин, характеристиках электрооборудования и, в меньшей степени, в механизме крепления.

  • «DT-20-C1» — шина размера «8-32» для междурядной обработки почвы.
  • «DT-20-C2» — размер шины «10-28», модель общего назначения для общих сельскохозяйственных работ и перевозок на короткие расстояния.
  • «DT-20-C3», «DT-20-C4» и «DT-20-C5» — шины размера «10-28» с увеличенной площадью крыльев — это специальные модели для экспорта в другие страны. Они значительно модифицированы и имеют дополнительное электрооборудование, есть фары, стоп-сигналы, фонари для заднего освещения, розетки для подключения сигналов к буксировочному оборудованию. Модифицированный «DT-20-C5» даже оснащен вентилятором для движения.
  • «DT-20 S-6». Изменение, расширяющее возможности работы с монтажным и буксировочным оборудованием. Электрическое решение трактора было улучшено.
  • «DT-20B» — гусеничная версия трактора. Дифференциал вращающегося механизма был заменен двумя многодисковыми сцеплениями. Эта машина также широко используется для выращивания винограда и овощей.
  • Модель «DT-20K», отличающаяся высоким дорожным просветом (1,5 м!) и широкой дорожкой (2,1 м). Этот трактор специально разработан для возделывания высокорастущих культур.
  • «DT-20U» (узкий). Специальная маневренная версия трактора «DT-20» с узким профилем. Он предназначен для работы в теплицах, на животноводческих фермах и в других замкнутых пространствах.
Читайте также:  КрАЗ-255

Кроме того, как уже упоминалось, все тракторы «DT-20» доступны в «высокой» и «низкой» версиях — специально для овощеводства и садоводства соответственно.

Отзывы

Во многих специализированных сельскохозяйственных областях тракторы «ДТ-20» нашли свое применение и заняли свое место спустя много лет. Многие люди пенсионного и предпенсионного возраста сегодня вспоминают, что в дни их детства почти в каждом колхозе был ротационный и универсальный «ДТ-20». Конечно, большинство из них были колесными, а гусеничные встречались гораздо реже.

Все без исключения считали тракторы великолепными: простыми, надежными, мобильными, универсальными и практически незаменимыми для работы в теплицах и садах. Но — очень шумно! «Стартер» издает ужасный шум во всех районах, а сам двигатель при работе ревет как лев, что непропорционально скромным размерам трактора.

Поскольку все модели «DT-20» выпускаются без кабины, их трудно использовать в холодное время года. А когда речь идет о химической обработке садов, виноградников и овощных плантаций — опылении вредителей, внесении удобрений — оператору, мягко говоря, не очень удобно работать. Мягко говоря.

О мягкости не может быть и речи (жесткое решение подвески позволяет оператору чувствовать и ощущать каждую кочку). Поэтому они делают их сами: одни кладут под сиденье надувные трубки от автомобильных шин, другие делают собственные приспособления из диванных пружин или просто из толстовки.

Когда трактор работает на максимальной мощности, гидравлическая система начинает неконтролируемо протекать. Операторы станков также часто жаловались на неправильный способ фиксации средней шестерни. К началу 1980-х годов тракторы «DT-20» фактически перестали использоваться в сельском хозяйстве и были заменены более современными, более компактными тракторами «T-25».

Удивительно, но в двадцать первом веке трактор «DT-20» оказался в центре внимания не только как музейный экспонат, но и как реальная действующая модель. На некоторых фермах и просто в частных хозяйствах эти тракторы все еще работают. Существует ряд подобных случаев, например, в странах Балтии.

Достоинства и недостатки

DT- 20

Широко распространенные бульдозеры DT используются в строительстве и дорожных работах. Машина популярна благодаря надежности и ремонтопригодности своей конструкции. Для ремонта двигателя или трансмиссии не требуется специального оборудования или инструментов.

Недостатками машин DT являются слабая гидравлическая система и низкий уровень комфорта кабины оператора.

Кондиционер отсутствует, а система отопления не очень эффективна. Исключением был трактор Landini-Mistral, который был похож на советскую технику, за исключением аббревиатуры DT.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру