Схема переключения коробки передач КАМАЗ

Коробка передач КАМАЗа с делителем состоит из следующего.

  • Картер, в котором ведущий вал, ведомый и промежуточный валы собраны с шестернями.
  • Подшипники.
  • Синхронизатор.
  • Реверсивная передача в сборе.
  • Верхняя крышка коробки передач.
  • Механизм переключения передач.

Коробки передач на автомобилях КАМАЗ выпускаются в пяти- и десятиступенчатом исполнении. Разделитель коробки передач имеет высшую и низшую передачу и работает в сочетании с основной коробкой передач для достижения 10 передач вперед и 2 передач назад. Система сплиттеров улучшает тягу, облегчает управление и уменьшает необходимость переключения передач с помощью рычага переключения передач. Передаточные числа редукторов указаны в руководстве пользователя устройства.

На коробке передач КАМАЗа 141 установлен выключатель света заднего хода. Крышка оснащена шариковым фиксатором для предотвращения одновременного включения двух передач и предохранителем с пальцевой пружиной для предотвращения случайного включения заднего хода. Коробка передач с делителем весит 320 кг. Уплотнения установлены на крышках валов. Они защищают коробку передач от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач может привести к ее повреждению. В коробке передач должно быть 9 литров масла при первой заправке и 8 литров при замене коробки передач.

Технические характеристики коробки передач КамАЗ-141.

Картер.

  1. Диаметр отверстия под подшипник составляет 150 мм.
  2. Вал редуктора имеет диаметр отверстия 32 мм.

Главный вал.

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Штифты заднего подшипника имеют диаметр 59 мм.

Компоненты контрвала имеют следующие диаметры.

  1. Ступица звездочки четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовый подшипник — 80 мм.
  3. Втулка цепи задней передачи — 70 мм.
  4. Наружный диаметр ступиц составляет 72 мм.

Промежуточный вал.

  1. Диаметр цапфы переднего подшипника составляет 65 мм, а заднего — 49 мм.
  2. Корпус заднего подшипника имеет диаметр 119 мм.
  3. Промежуточный вал имеет диаметр 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса составляет 65 мм.

Вес коробки передач с делителем составляет 320 кг.

Как начать движение

Начинать движение на этой машине необходимо с более низкой скорости. Поэтому нет необходимости прикасаться к рычагу делителя. Обязательное условие — выжать педаль сцепления. В зависимости от условий окружающей среды и веса самого грузовика, последовательность переключения высшей и низшей передач на КАМАЗе будет различной.

Классическая схема выглядит следующим образом.

  • Выжмите сцепление и включите первую передачу (1B).
  • Следующим шагом будет переход на 2B.
  • Следующий этап — переключение на 3B. частота вращения коленчатого вала должна быть не менее 7 000 об/мин.

Автомобиль начинает движение и постепенно ускоряется. Теперь рычаг делителя можно перевести в верхнее положение. Когда игла тахометра показывает 3 000 об/мин, включается 4-я передача 4H. Далее — снова понизить передачу и включить 4В. на последнем этапе необходимо перейти на 5Н. если все сделано правильно, то КАМАЗ будет двигаться устойчиво и быстро.

Завести КАМАЗ несложно, если следовать приведенным выше советам. Постоянная практика позволит вам развить мышечную память, которая позволит быстро и без задержек переключать необходимые передачи.

Важно понимать, что степень оптимизации коленчатого вала также влияет на расход топлива. Переключение передач на КамАЗе происходит быстро, без лишних задержек и точно в нужное время. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приведет не только к значительному увеличению расхода топлива, но и к износу механических частей и компонентов трансмиссии.

Описание используемых коробок

Программа переключения передач напрямую зависит от типа трансмиссии, установленной на автомобиле КАМАЗ. В большинстве эксплуатируемых автомобилей используется трансмиссия с пятью скоростями вперед и одной скоростью назад, что является индексом 14 режима. Эта трансмиссия используется, когда нет необходимости буксировать прицеп, или когда вес груза не превышает 10 метрических тонн.

Машины, используемые для больших грузов или входящие в состав автопоезда, используют трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае необходимо иметь навыки вождения самосвала КАМАЗ, так как в коробке передач есть трансмиссия. Это та же трансмиссия 14 с пятью передачами вперед и одной передачей назад. При необходимости делитель включает понижающую скорость, чтобы у автомобиля было в два раза больше передач.

Используемая коробка передач — Index 16 с восемью механическими скоростями. Имеется четырехступенчатая коробка передач и понижающая передача. Коробка передач ZF оснащена девятью передачами и вспомогательной понижающей передачей.

Читайте также:  Toyota Hilux

Независимо от модели трансмиссии, механическая коробка передач приводится в действие с помощью педали сцепления. Переключение передач происходит ступенчато, с учетом минимального и максимального режимов. Рычаг на кулисе отвечает за переключение передач. В конструкции учтено, что КАМАЗ — тяжелый автомобиль, которому необходимо снижать тягу при нагрузке. И наоборот, езда в пустом состоянии не приведет к перегреву двигателя и расходу топлива.

Инструкция

Теперь предлагаем разобраться, как правильно заводить и в каком порядке переключать передачи на коробке КАМАЗа. Этот процесс имеет определенные особенности, и процедура переключения передач отличается от процедуры переключения передач в легковом автомобиле.

Начало движения

Важно знать, как переключать передачи на КамАЗе. Когда вы начнете движение на КамАЗе, вам следует снизить скорость. Примечание — при движении переключение передач происходит при выключенном сцеплении. В связи со спецификой переключения передач вверх и вниз, коробки передач Камаз имеют несколько фаз переключения передач.

Как скорость на КАМАЗе перепутали.

  1. Грузовик может быстро ехать по разным типам дорог, но на первом этапе, согласно схеме, рекомендуется начинать движение на передаче 1B.
  2. После этого включается передача 2B.
  3. На последнем этапе выключения переключения включается скорость 3B.

В этом режиме движения скорость снижается при старте. Это означает, что рычаг переключения передач на коробке передач не нужно перемещать до четвертой передачи. Перед началом движения необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала примерно до 7000 об/мин.

Переключение скоростей

Сейчас мы покажем вам, как коробка передач КамАЗа переключается, когда автомобиль начинает движение. Когда автомобиль разгоняется, КамАЗ переключает передачи в следующем порядке — 4Н-4В-5Н. Для включения второй передачи частота вращения коленчатого вала должна быть увеличена до 3 000 об/мин на тахометре. Обратите внимание, что пробег коленчатого вала играет важную роль. Правильно переключая передачи, вы сможете добиться экономии топлива. Это обеспечивает наиболее экономичную работу двигателя без холостого хода.

Задний ход

Говоря о заднем ходе, на схеме указано, что для его активации необходимо установить шестерню заднего хода в нижнее левое положение. Не разрешается включать заднюю передачу во время движения. Чтобы включить задний ход, доведите автомобиль до полной остановки, а затем сделайте это.

Управление при подъёме на склон

При движении в гору коробка передач находится в режиме пониженной передачи (H). Это заставляет трансмиссию работать с большей мощностью, облегчая преодоление препятствий.

  • При движении в гору на тяжелом оборудовании первая-вторая передачи включаются методом двойного сцепления.
  • Для поддержания работы силовой установки педаль акселератора нажимается, чтобы предотвратить перебои в подаче топлива.
  • Коленчатый вал не должен вращаться ниже 2000 мин-1, иначе силовая установка перегреется и перестанет работать.

Выбор правильной схемы переключения передач является одним из аспектов правильной эксплуатации автомобиля и влияет на работу силовой установки, а также узлов и механизмов агрегата.

Управление при спуске

При движении автомобиля КАМАЗ по склону вниз обратите внимание, что двигатель ни в коем случае нельзя выключать. Водитель делает это в целях экономии топлива. Однако при этом гидроусилитель перестает работать и тем самым препятствует рулевому управлению. Это явление может стать причиной аварий, последствия которых непредсказуемы.

Проблемы могут возникнуть и с тормозами, поскольку тяжелая техника оснащена вспомогательными системами. Активация последнего делает невозможным использование педали сцепления и переход из одного режима в другой.

Управление на оледенелой дороге

Движение по снегу и льду характеризуется использованием цепей на колесах машины. Эта мера позволит увеличить коэффициент тяги.

Подумайте об этом.

  • Держите безопасную дистанцию и оставляйте место для маневра.
  • При торможении используйте систему помощи при торможении.
  • Помните, что экстренное торможение на КамАЗе может привести к блокировке колес прицепа.

Экстренное торможение не рекомендуется, так как это приведет к заносу и неконтролируемому вождению. При движении накатом держите ногу на педали сцепления и поверните рулевое колесо в сторону движения накатом, это выровняет машину.

Что необходимо для продления срока эксплуатации КПП

Во избежание неисправностей необходимо соблюдать рекомендации производителя по эксплуатации.

Очень важно правильно переключать передачи (двойная или каскадная H) в соответствии со схемой.

Также важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла и менять его через каждые 30 000 км эксплуатации. Производитель всегда рекомендует, какое масло необходимо для конкретной модели коробки передач.

Очень важно прогревать коробку передач зимой, иначе загустевшее масло будет плохо смазывать детали, что приведет к их преждевременному износу.

Всегда включайте 1-ю передачу и переключайте передачи при выключенном сцеплении.

Также важно проверить и при необходимости отрегулировать все компоненты трансмиссии.

Контроль уровня масла

Количество заправки указано на заводской табличке на боковой стороне редуктора. Перед заправкой бачок опорожняется, и через отверстие заливается трансмиссионное масло. Уровень масла проверяется следующим образом: уровень масла правильный, когда он достигает нижнего края контрольного отверстия или когда масло вытекает.

Читайте также:  Трактор МТЗ Беларус-1221

Как проверить уровень масла

Для проверки уровня масла в коробке передач выполните следующие действия Откручивается пробка картера. Во время проверки вставьте индикатор масляного поддона в отверстие до упора. Масло будет сливаться из картера 10-ступенчатой механической коробки передач через 3 отверстия. Два отверстия находятся в нижней части картера коробки передач, а третье — в разделителе. Слив воды из 5-ступенчатой коробки передач осуществляется через 2 отверстия.

Замена масла

При замене масла очистите поддон коробки передач моторным маслом. Очистите все металлические частицы с магнитных пробок и залейте масло до верхней линии индикатора. проверьте уровень масла через 5 минут. Коробка передач должна работать плавно, свободно переключаться и надежно фиксироваться во время движения автомобиля. Громкие звуки могут указывать на износ подшипников вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку в картере.

Какое масло выбрать

Для трансмиссий ZF 9S1310 и ZF 16S151 подходят смазочные материалы, соответствующие списку смазочных материалов TE-ML 02, которые можно приобрести во всех сервисных отделах компании. Производитель рекомендует использовать трансмиссионную жидкость ZF-Ecofluid M.

Количество масла составляет 9 литров для трансмиссий ZF9 и 11 литров для трансмиссий КАМАЗ ZF16 при стандартной установке и 8 литров при замене.

Ремонт КПП ZF

Перед началом ремонта необходимо провести диагностику. Для этого необходимо определить код ошибки, связанный с типом неисправности и ее возможной причиной. В некоторых случаях неисправность можно устранить своими руками, но поскольку коробка передач — сложное оборудование, лучше доверить ремонт профессионалу.

Для ремонта редуктора его необходимо сначала разобрать.

  1. Снимите коробку передач в сборе: выкрутите винты M8 из корпуса коробки передач, снимите картер и уплотнения, снимите упорный диск и пружины
  2. Снимите фланец подшипника: ослабьте крепежные винты и снимите фланец и уплотнения.
  3. Разберите вал и шток: выкрутите пробку с прокладкой, выньте пружину и штифт из картера, выкрутите винт по периметру картера. Ослабьте стопорную гайку на фланце коробки отбора мощности. Извлеките игольчатый подшипник, центральный вал управления. Снимите контрвал и вилку переключения.

Во время этого процесса вы можете собрать детали, заменить уплотнения, укрепить соединения и заменить изношенные винты. Нефтяной осадок также должен быть очищен.

Рекомендации по ремонту можно узнать из кодов неисправностей. Например, при коротком замыкании регулятора давления сцепления необходимо проверить все провода и соединения, и если провод где-то застрял или имеет обрыв, эту деталь необходимо заменить.

Помимо электроники, также часто встречаются неисправности трансмиссии, особенно синхронизаторов. В этом случае их следует заменить.

Как снять коробку

Коробка передач снимается следующим образом.

  1. Необходимо снять трансмиссию. Для этого открутите 4 крепежные гайки.
  2. Снимите блок управления.
  3. Снимите кронштейн стартера.
  4. Отсоедините трубки, ведущие к коробке передач.
  5. Демонтируйте рычаг переключения передач.
  6. Установите домкрат между маховиком и поддоном двигателя и снимите двигатель, используя деревянное основание.
  7. Открутите гайку задней поперечины и снимите ее.
  8. Снимите распорную планку.
  9. Открутите болты кронштейна выхлопной системы.
  10. Прикрепите лебедку к болтам и затяните их.
  11. Открутите крепежные гайки прокладки со стороны двигателя.
  12. Открутите болты, крепящие коробку передач и двигатель.
  13. Поднимите подъемник и двигайте коробку передач в сторону от двигателя, пока главный вал коробки передач не выйдет наружу.
  14. Вытащите коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь необходимо отрегулировать коробку передач и проверить узлы и детали. Если они неисправны, замените их новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и заноз. При замене подшипника шестерни необходимо сначала проверить место установки на наличие изношенных или раздавленных роликов.

Подшипник вала необходимо заменить, так как зона качения подшипника повреждена из-за трещин и попадания металлической стружки в масло, что может привести к поломке коробки передач. Шестерни следует осмотреть на наличие повреждений и износа зубьев шестерен. Фаска синхронизатора не должна быть деформирована или изношена. Направляющий вал не должен быть ослаблен. Шлицы не должны быть повреждены.

Как правильно собрать

Соберите коробку передач в обратном порядке. Установите промежуточный вал в корпус коробки передач. Установите подшипники — передний роликовый подшипник и сферический роликовый подшипник. Вкрутите упорные шайбы. Закрепите их гайкой и закройте крышку фиксации заднего сферического подшипника. Шайбы установлены. Вал должен легко вращаться, а детали не должны заедать при движении.

Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ

Эксплуатационные неисправности Причины Как устранить
Затрудненное включение всех передач, следы износа при включении задней и первой передач Сцепление включено не полностью (сцепление пробуксовывает) Отрегулируйте маховик свободного хода в приводе сцепления
Стук и скрежет при переключении передач Изношенное коническое кольцо синхронизатора или стопорный кулачок для штифта и ползуна Замените синхронизатор
Большая нагрузка на рычаг переключения передач Грязь на кронштейне дистанционного рычага Отсутствие смазки или смазка загустела Промойте подшипники и залейте новую смазку. 185
Сдвиги в делителе с треском и скрежетом Изношенное конусное кольцо синхронизатора или блокирующие фаски на штифтах и ползунах Чрезмерное давление в пневматической системе управления делителем. Сломана мембрана редукционного клапана. Износ вилки переключения передач в делителе. Замените синхронизатор. Отрегулируйте редукционный клапан или разберите его и промойте. Замените мембрану. Отрегулируйте зазор между рамой и шарнирами вилки переключения.
Самоутяжеляющиеся передачи при движении Неполное включение передач из-за неисправного механизма переключения, изношенного корпуса вилки или ослабления вилки и рычага. Устраните неисправность и замените изношенные детали.
Шестерни не входят в зацепление. Развалился подшипник шестерни ведомого вала. Изношенные или поврежденные детали в приводе дистанционного управления коробкой передач. Сломанные штифты или замки синхронизатора. Замените неисправные детали. Отрегулируйте привод или замените изношенные детали. Замените синхронизатор.
Не включается шестерня делителя Поршень воздушного коллектора застрял. Положение плунжера клапана не отрегулировано. Неисправный плунжер клапана. Пневматическая система управления сплиттером заблокирована. Обрыв кабеля в клапане управления разветвителем. Разберите, промойте и смажьте все детали воздушного коллектора смазкой 158. Отрегулируйте положение заглушки клапана. Замените пробку. Промойте и просушите дроссельную заслонку, воздушные магистрали и клапаны. Замените кабели.
Чрезмерный шум коробки передач Изношенные или сломанные шестерни. Изношенные или сломанные подшипники. Замените неисправные детали.
Утечка масла из коробки передач Изношенные или ослабленные эластичные уплотнения. Чрезмерное давление в корпусе редуктора. Нарушена герметичность уплотнительной поверхности. Замените сальник. Промойте сапун. Затяните крепеж и установите прокладку на место.
Читайте также:  Автокран Машека

Коды ошибок АКПП ZF

Может появиться сообщение о неисправности в автоматической коробке передач ZF AS-Tronic. Чтобы устранить неисправность, просто сопоставьте код с вероятной причиной неисправности.

Некоторые коды ошибок SPN следующие.

  • 2 — Имеется короткое замыкание в переднем диверторе (клапан Y2).
  • 10 — Отсутствие давления воздуха в главном клапане
  • 13 — Короткое замыкание в соединении KOM
  • 21 — Произошло быстрое отключение сцепления
  • 27 — Нет сигнала шины CAN
  • 35 — Неисправный выход клапана Y3 (передний дивертор)
  • 63 — Неисправность при отключении лифта

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

Трансмиссия 16S151ZF-ECOSPLIT используется в автомобилях КамАЗ 6520 и 5460. Руководства по эксплуатации этих трансмиссий прилагаются к машинам. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому владельцам следует внимательно изучить руководство, чтобы соблюдать требования и избежать ошибок.

Давайте рассмотрим основные ошибки, допускаемые владельцами автомобилей при эксплуатации коробок передач.

  1. Когда водитель переключает передачу, педаль сцепления должна быть полностью выжата. Неполное выжимание сцепления приводит к ускоренному износу синхронизирующего механизма коробки передач.
  2. Одним из основных требований является невозможность переключения с более высокой передачи на более низкую. Другими словами, если автомобиль движется со скоростью более 30 км/ч, измените значения 5, 6, 7 или 8 на 1, 2, 3 и 4. Такая ошибка быстро приведет к поломке ремня ГРМ.
  3. Если необходимо переключиться с более высокой скорости на более низкую, это следует делать последовательно. Не переусердствуйте, так как это может привести к повреждению синхронизатора коробки передач. Если вам необходимо сместиться вверх, это допускается.
  4. При переключении с одного диапазона передач на другой не держите рычаг коробки передач полностью. Смена должна проводиться с открытым отношением.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального положения I в положение II, действуйте без включения сцепления, слегка постукивая открытой рукой. Так происходит сдвиг де-мультипликатора.
  6. При движении в нейтральном положении рычаг селектора нельзя переместить вправо или влево, чтобы найти нейтраль. кронштейн коробки передач КАМАЗа фиксирует селектор коробки передач в нейтральном положении. Кроме того, они удерживаются между третьей и четвертой скоростями в диапазоне низких скоростей и между пятой и шестой скоростями в диапазоне высоких скоростей.
  7. Не допускается движение накатом на спусках. Масляный насос трансмиссии приводится в действие движением первичного вала трансмиссии. Когда автомобиль движется накатом, двигатель работает на холостом ходу, а масляный насос работает на пониженной скорости. Из-за этого давление, создаваемое насосом, недостаточно для оптимальной смазки элементов подшипника. Если смазка недостаточна, подшипники быстро перегреваются.
  8. Не допускается буксировка автомобиля с карданным валом, присоединенным к ведущему мосту или раздаточной коробке. Это относится к полноприводным автомобилям. При несоблюдении этого правила масляный насос коробки передач выйдет из строя из-за недостаточной смазки.
  9. При запуске двигателя при буксировке следует использовать только повышенную передачу.
  10. Перед тем как оставить КАМАЗ на стоянке, селектор коробки передач должен находиться в левом нейтральном положении.
  11. Об обратной ситуации мы поговорим отдельно. Он может быть активирован, когда автомобиль полностью остановился и скорость холостого хода снижена до минимума. Это допускается в течение 10 секунд после выключения сцепления.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру