ГАЗ-53 характеристики и устройство

В 1960-х годах завод, ныне известный как «Группа ГАЗ», начал выпускать среднетоннажные грузовики. Эти грузовики оснащались новыми силовыми агрегатами, трансмиссиями, отсеками и кузовами, а также системами управления. Модели серий 52, 53 и 66 образовывали семейство грузовиков общего назначения, обеспечивая перевозки для промышленности, сельского хозяйства и строительства.

История выпуска

Особенности и устройство автомобиля ГАЗ-53

Этот грузовик является самым популярным в советских республиках. На дорогах страны насчитывалось 4 миллиона стандартных, самосвальных и специальных грузовиков. В 1961-1967 годах выпускался ГАЗ-53Ф. С шестицилиндровым 82-сильным двигателем ГАЗ-11 с четырехступенчатой коробкой передач он мог перевозить 3500 кг груза и потреблял 24 литра низкооктанового бензина на 100 км. В то время, когда эта модель планировалась к производству, двигатель V8 еще не был доступен. Для 53F шестицилиндровый ГАЗ-11 был форсирован за счет увеличения степени сжатия смеси. Гиперболической задней оси не было, поэтому был использован механизм конической передачи модели 51A (как показано на схеме). По техническим характеристикам ГАЗ-53Ф находился где-то между 51А (грузоподъемность 2500 кг) и САЗ-53В (грузоподъемность на тонну больше), что было достигнуто за счет увеличения базы до 3,7 м и новых шин 8,25-20, установленных на стальных дисках. Автомобиль использовался не только как самосвал, но и как самосвал, бензовоз и молоковоз. ГАЗ-53 не был полноценной сборкой из-за частых отказов деталей и механизмов и не пользовался популярностью у водителей и работников ремонтных служб автотранспортных предприятий. Грузовик с явно слабым двигателем и ненадежными мостами оставался в производстве до 1967 года. С 1964 по 1983 год выпускались серии 53 и 53А с полезной нагрузкой 3500 и 4000 кг. Более мощный 115-сильный двигатель ЗМЗ-53 позволял развивать скорость до 85 км/ч и потреблял 25 литров бензина на 100 км.

Особенности и устройство автомобиля ГАЗ-53

Список модификаций

  • ГАЗ-53Ф — плоская версия или шасси с двигателем мощностью 82 л.с. и задним мостом ГАЗ 51.
  • ГАЗ 53 — Базовая конверсия с двигателем ЗМЗ 53.
  • ГАЗ 53А — Улучшенная версия бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью.
  • ГАЗ 53Б — самосвал.
  • ГАЗ 53Н — армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым 100-литровым топливным баком.
  • ГАЗ 53-02 — шасси самосвала.
  • ГАЗ 53-05 — Трактор (мелкосерийное производство).
  • ГАЗ 53-40 — Удлиненная версия ГАЗ 53А с периной. На его основе был создан автобус КАВЗ 685 и специальный кузов.
  • ГАЗ 53-50 — экспортная версия для использования в тропических регионах.
  • ГАЗ 53-70 — экспортная версия для средних регионов.
  • ГАЗ 53-12 — модернизированная базовая версия грузоподъемностью 4,5 т с двигателем ЗМЗ 511 мощностью 120 л.с.
  • ГАЗ 53-19 — гибридная модификация, работает на сжиженном газе.
  • ГАЗ 53-27 — гибридная конверсия, работающая на сжатом природном газе.
Читайте также:  ГАЗ-27527 Соболь

Имеются также некоторые специальные версии.

  • MPR 9924 — Мобильная ремонтная мастерская.
  • AL 18 (52-01)-L2 — Моторизованная лестница, которая производилась на Толзоковском заводе. Автомобиль используется для перевозки персонала (2 человека), тушения пожаров и проведения спасательных операций.

Отличия линейки 53А от 53

Особенности и устройство автомобиля ГАЗ-53

Эти модели отличались следующим: усиленный передний мост, новая конструкция трансмиссии, более надежное рулевое управление, новая решетка радиатора, повторители указателей поворота на обоих крыльях кабины, электрические стеклоочистители, обогрев кабины. В 1973 году Type 53A был удостоен советского государственного Знака качества. Для расширения возможностей автомобиля было начато производство шасси 5301 для покрытия кузова и специального оборудования. Шасси 53 02 стало платформой для самосвального кузова и было оснащено агрегатом отбора мощности с гидравлическим насосом. Были выпущены экспортные версии моделей 53 50 и 53 70. Эти грузовики были добровольно приобретены в Бельгии, Финляндии и социалистических странах. Болгария и Куба производят эти грузовики из комплектов, собранных на ГАЗе.

Модель 53 12 выпускалась с 1983 по 1992 год и была дальнейшим развитием серии 53d. Грузовик был оснащен восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-511. Мощность 120 л.с. позволила увеличить грузоподъемность до 4,5 тонн и скорость до 90 км/ч. Расход бензина увеличен до 30 литров, но его можно заправлять сжиженным или сжатым природным газом.

Технические характеристики

Особенности и устройство автомобиля ГАЗ-53

  • Двигатель: ЗМЗ-53, 115 л.с. / 3 200 об/мин.
  • V8, четырехтактный, карбюраторный, 4 254 куб. см. Диаметр цилиндра/ход поршня: 92/80 мм.
  • Коробка передач: 4 вперед + 1 назад
  • Длина: 6 395 мм.
  • Ширина: 2 280 мм.
  • Высота: 2 190 мм.
  • Шасси: 3 700 мм.
  • Дорожный просвет: 265 мм
  • Масса тела: 3 200 кг
  • Грузоподъемность: 4 500 кг
  • Размер шин: 8,25-20 дюймов
  • Объем топливного бака: 90 литров
  • Максимальная скорость на шоссе с полной нагрузкой: 90 км/ч
  • Контрольный расход топлива при 40 км/ч 24 л/100 км

Источник: Википедия

Рассмотрев изображения других автомобилей конца 1950-х — начала 1960-х годов, можно сказать, что экстерьер и интерьер ГАЗ-53 выглядят очень передовыми для своего времени. Радиаторная решетка была цельной, в которую органично вписывались фары и подфарники. В соответствии с техническими требованиями того времени, сиденья водителя и пассажира образовывали единый «диван». Однако эргономика рабочего места была лучше, чем у ГАЗ-51.

Читайте также:  Бульдозер Б 10 М

По классу автомобиль ГАЗ-53 относится к семейству универсальных среднетоннажных грузовиков и может использоваться для различных целей. Автомобиль ГАЗ-53 имеет рамную конструкцию с приводом колес на заднюю ось.

Габаритные размеры

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

  • Длина — 6395 мм.
  • Ширина — 2280 мм.
  • Высота — 2190 мм.
  • Дорожный просвет — 265 мм.
  • Колесная база — 3700 мм.
  • Передняя колея — 1630 мм.

Двигатель

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

Двигатель автомобиля ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) — V-образный, восьмицилиндровый (два ряда по четыре цилиндра), карбюраторного типа, работающий по четырехтактному циклу.

Рабочий объем цилиндра ГАЗ-53 составляет 4,25 литра (поперечные размеры цилиндра 92 мм, ход поршня 80 мм). Мощность составляет 115 л.с. Двигатель ГАЗ-53 запускается с помощью стартера. Номинальная частота вращения коленчатого вала в минуту — 3 200. степень сжатия смеси составляет 6,7.

Системы и механизмы

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

Блок цилиндров отлит из сплава Al-4 и герметизирован после отливки путем термической обработки и пропитки синтетической смолой. Он представляет собой V-образную монолитную конструкцию с углом наклона оси цилиндра 90 градусов.

Полость цилиндра и чугунная гильза под поршнем образуют водоохлаждаемую рубашку двигателя. Вкладыши предназначены для капитального ремонта (5 комплектов с буквенным обозначением). Корпус сцепления крепится болтами к поверхности корпуса.

Поршневой комплект отлит из алюминиевого сплава Al-30. Поршни круглые с плоским основанием и тремя гильзовыми канавками для зачистных и компрессионных колец.

Поршни делятся на 5 групп обслуживания в соответствии с соответствующим диаметром (буквенная маркировка) и 4 группы в соответствии с диаметром отверстий под поршневой палец (цветная маркировка). Головки блока изготовлены из сплава Al-4. Седла изготовлены из чугуна, а направляющие втулки — из медно-графитовой керамики. Блок и головка соединены резьбовой шпилькой через уплотнение из асбестового листа, армированного сталью. Коленчатый вал отлит из чугуна и имеет шатунные шейки, подшипники и противовесы. Коленчатый вал динамически и статически сбалансирован. Осевое перемещение коленчатого вала устраняется двумя шайбами, установленными по обе стороны от первой опоры цапфы. Он уплотняется в блоке с помощью масляных канавок, сальников и асбестовой набивки. Верхнее расположение клапанов обеспечивает впрыск смеси в цилиндр и выпуск отработавших газов. Блок состоит из: распределительного вала и шестерен, толкателей, коромысел, шатунов, клапанов, направляющих втулок и пружин. Распределительный вал выкован из стали. Он имеет пять подшипниковых шеек, кулачки, зубчатую передачу масляного насоса и распределитель зажигания. Силовой агрегат состоит из: топливного бака объемом 90 литров, трубопроводов, мембранного насоса с механическим приводом, топливного фильтра и двухкамерного карбюратора К-126 — устройства для подготовки газовоздушной смеси. Система смазки подает масло к компонентам коленчатого вала под давлением и под действием силы тяжести. Масляный насос имеет шестеренчатый привод от распределительного вала, а масляный фильтр является полнопоточным и обслуживаемым. Обслуживаемый инерционный фильтр предварительной очистки, частицы оседают в масляном баке. Система охлаждения с водяным насосом, замкнутый контур, жидкостного типа. Он состоит из водяной рубашки цилиндра, радиатора, насоса, термостата, жалюзи, вентилятора, кожуха вентилятора, пробки радиатора и соединительных шлангов. Вместимость — 22 литра. Система зажигания является контактной.

Читайте также:  Автовышки на базе Газель

Электрооборудование

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

В ГАЗ-53 используется однопроводная система проводки с отрицательной клеммой, подключенной к GND.

Напряжение в сети составляет 6 вольт.

Марка батареи — 6-ST-68-EM.

Марка генератора мощностью 350 Вт — «G130-G».

Регулятор напряжения — «Р130».

Система электрооборудования автомобиля ГАЗ-53 также включает в себя

  • Катушка зажигания «B13» с дополнительным сопротивлением.
  • Распределительный преобразователь «R13-V».
  • Одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением.
  • Электрический стартер «ST130-B» с дистанционным запуском.

Кабина

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

«Комфортабельная двухместная закрытая кабина, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надежные тормоза, сильный свет, обеспечивающие легкость управления и безопасность движения в любое время дня и ночи» — так описывается «ГАЗ-53» в информационном альбоме Внешторгиздата 1968 года. Ну, они говорят о том, по сравнению с чем. Судя по нашему пребыванию в кабине «ГАЗ-53» — это не просто аскетизм и спартанство.

Но по сравнению с ГАЗ-51, в коробке передач которого отсутствовал синхронизатор, который нужно было выжимать два-три раза, прежде чем включить сцепление, и тесной, плохо отапливаемой кабиной, 53-й был настоящим верхом комфорта! На двухместных сиденьях дивана, обтянутых искусственной кожей, легко могут разместиться три человека. Единственная проблема заключается в том, что человек, сидящий посередине, с трудом может заставить водителя коснуться ногой рычага переключения передач. Здесь есть простор для творчества любителей: водители советских времен могли украшать кабины своих ГАЗ-53 как угодно. Есть умельцы, которые делают самодельную изоляцию и звукоизоляцию кабины — они оборачивают ее пенопластом или обтягивают войлоком, чтобы добиться удивительной тишины и комфорта на рабочем месте.

Особенности эксплуатации

Диапазон имеет следующие недостатки.

  • Низкий срок службы сцепления и тормозной системы.
  • Значительный расход топлива.

Ненадежный.

  1. Соединение деталей универсальной передачи.
  2. Вариаторы для распределителей и катушек зажигания.
  3. Негерметичность сальника заднего коренного подшипника двигателя.

Среднетоннажные грузовики 53-й серии оказались технически простыми, надежными и легкими в управлении. Прочные грузовики сдержанного дизайна по-прежнему можно встретить на сельских дорогах во всех регионах.

Если перед капитальным ремонтом заменить масло и фильтрующие элементы, двигатель может прослужить более 400 000 км.

Технические характеристики и конструкция автомобиля ГАЗ-53

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру