Трактор Беларусь МТЗ-52

Трактор «Беларус» МТЗ-52 — полноприводный трактор общего назначения. Он выпускался на Минском тракторном заводе до 1985 года. Он успешно использовался для работы в сельскохозяйственном секторе. Модель МТЗ-52 была разработана для работы с буксируемыми машинами и орудиями сельскохозяйственного назначения. Высота от земли под рычагами передней оси и регулируемая колея позволяют обрабатывать междурядья как высокостебельных (кукуруза, подсолнечник), так и низкостебельных (сахарная свекла и т.д.) растений. Кроме того, Беларус МТЗ-52 может использоваться для перевозки различных грузов, привода стационарных машин, для дорожных работ, в коммунальном и лесном хозяйстве.

Трактор оснащен механической коробкой передач, девятиступенчатой (9 передач вперед и 2 назад), обеспечивающей скорость до 25 км/ч. Дизельный двигатель объемом 4,75 л и мощностью 55 л.с. обеспечивает надежную работу трактора в любых условиях. Задние колеса большего диаметра являются ведущими, а передние колеса меньшего диаметра — ведущими и направляющими. Четыре ведущих колеса, самоблокирующийся дифференциал на передней оси и шины низкого давления обеспечивают трактору хорошую тягу. В зависимости от дорожных условий трактор автоматически включает и выключает ведущую ось. Трансмиссия оснащена планетарным усилителем крутящего момента, который позволяет увеличить тяговое усилие сцепки без переключения передач. Если колесо проскальзывает, водитель может заблокировать дифференциал заднего моста ногой, находясь в кабине. Все это позволяет значительно улучшить плавучесть и тяговые характеристики колесного трактора. Он расширяет сезонные границы использования этой спецтехники и, при необходимости, заменяет гусеничные тракторы и находит свое применение в новых областях сельского хозяйства.

Трактор МТЗ-52 был и остается конкурентоспособным на мировом рынке, о чем свидетельствует экспорт тракторов этой марки в страны Центральной и Восточной Европы и Азии.

Описание и назначение

МТЗ-52 был серийным легким полноприводным трактором, которых было выпущено 200 000 штук. Сегодня трактор считается технически устаревшим, но этот факт не означает, что машина не востребована и не пригодна для развития. Напротив, МТЗ-52 является примером простоты и ремонтопригодности. Эта машина может обслуживаться даже в полевых условиях, что является неоспоримым преимуществом по сравнению с более современными машинами. Этот трактор по-прежнему востребован для выполнения таких сельскохозяйственных операций, как вспашка, запуск, боронование, окучивание, рыхление, посев и уборка урожая. Кроме того, тяговое усилие машины достаточно для выполнения промышленных работ и дорожно-строительных задач. В коммунальном хозяйстве, например, трактор зарекомендовал себя как эксперт по рытью и замене канализационных и дренажных труб. В коммунальном хозяйстве машина может использоваться для уборки и очистки тротуаров и подъездных путей от снега и мусора. Мы видим, что возможности трактора МТЗ-52 безграничны, в основном благодаря полному приводу, хорошей тяговой способности и поддержке наиболее часто устанавливаемых орудий.

Белорусский трактор МТЗ-52

Технические характеристики

Формула колеса 4х2
Вес обочины, кг 2700
Габаритные размеры, мм 3935x1970x2405
Радиус поворота, м 3,7
Дорожный просвет, мм 640
Колесная база, мм 2450
Колея, мм 1200-1800
Двигатель D-50L/D-50M
Рабочий объем, см3 4750
Номинальная мощность, л.с. 55, 1600 мин

Двигатель и ходовая часть

Белорусская модель МТЗ-52 относится к полурамному типу. Силовой агрегат и полужесткая подвеска переднего моста смонтированы на передней полураме. Задний мост также является частью рамы машины, и на нем установлена кабина.

Задние колеса могут быть установлены с двойной осью, а ширина колеи может изменяться. Это увеличивает плавучесть и уменьшает давление на землю. Поэтому задние колеса устанавливаются на концевых шарнирах, что значительно упрощает замену колес.

Силовая установка — четырехтактный дизельный двигатель D-50. В качестве альтернативы может быть установлена модифицированная версия дизельного двигателя D-50L. Эти силовые агрегаты производят 55 л.с. и имеют рабочий объем двигателя 4,75 л.

Читайте также:  Седельный тягач МАЗ-54323

Можно отметить полуразделенную камеру сгорания. Расход топлива при максимальной нагрузке составил 8 литров в час, а емкость топливного бака — 130 литров. Сегодня эти цифры могут показаться незначительными, но в 1960-х годах такая мощность считалась чуть ли не вершиной эволюции отечественного тракторостроения. Из-за этих особенностей МТЗ-52 был классифицирован как машина тягового класса 1,4.

Ходовая часть

Задние колеса трактора МТЗ-50 установлены на ступице. ось отбора мощности используется для передачи мощности на передние колеса. трактор МТЗ-52 имеет полный привод. Процесс запускается при нажатии на педаль благодаря закрытому кулачковому механизму блокировки дифференциала.

Все процессы вождения — маневрирование, замедление, ускорение — осуществляются с помощью рулевого управления и тормозной системы. Как передние, так и задние колеса можно регулировать. 120-180 см (передние), 140-210 см (задние).

Высокий дорожный просвет в 46,5 см позволяет использовать трактор МТЗ-50 для специфических сельскохозяйственных работ — выращивания овощей, бахчевых полей. Радиус поворота составляет всего 2,5 метра, что помогает достичь хорошей маневренности и проходимости, особенно на бездорожье и в ограниченном пространстве.

Трансмиссия и гидравлическая система

Трансмиссия белорусского МТЗ-52 — механическая. Он состоит из коробки передач, дифференциала заднего моста, сцепления и тормозной системы. Трансмиссия — двухзонная девятиступенчатая коробка передач.

Для обеспечения плавного переключения передач между режимами работы коробка передач имеет устройство уменьшения переключения и рычаг инкрементного вращения. Имеется девять режимов движения вперед и два назад.

Он может двигаться вперед со скоростью от 1,7 до 25,8 км/ч. Это позволяет машине пахать даже на твердой почве.

Сцепление — однодисковое, сухое, с непрерывным замыканием. Задний дифференциал можно заблокировать из кабины трактора с помощью ножной педали.

Дифференциал заднего моста может быть заблокирован из кабины трактора с помощью педали на полу, а тормоз многодискового типа используется отдельно для буксировки оборудования. Для обеспечения бесперебойной работы рулевого управления используется система гидроусилителя руля.

Сцепное устройство трактора управляется раздельной гидравлической системой. Он состоит из шестеренчатой насосной станции НШ-32 и трехходового реверсивного клапана.

Благодаря такой конструкции белорусский трактор МТЗ-52 может выполнять функции экскаватора и погрузчика. Также был установлен бульдозерный отвал, но с гораздо меньшей частотой. По большей части он использовался для уборки снега с городских улиц.

Обзор модификаций

Трактор МТЗ-52 был несколько раз модифицирован. При этом технические характеристики машины остались практически неизменными. Наиболее очевидным усовершенствованием является трактор МТЗ-62. Эта машина была оснащена более мощным дизельным двигателем DMD-12. Этот силовой агрегат может производить 65 л.с. Эти грузовики предназначались для экспорта.

Выпускались и узкие машины, например, трактор МТЗ-50 X был предназначен для работы на хлопковых полях.

Другие модификации, выпускаемые под индексами B, K, P и H, были предназначены для работы на рисовых полях, виноградниках, крутых склонах холмов. Эти машины могут иметь различную массу, тип кабины или дорожный просвет.

Достоинства и недостатки

Трактор МТЗ-52 — универсальная, но в то же время неприхотливая машина. При своевременном уходе и регулярном обслуживании тракторы этой серии редко перестают работать. Кроме того, оборудование имеет привлекательную цену, оно намного дешевле, чем большинство сельскохозяйственных машин в своем классе.

Недостатками являются низкий уровень комфорта и недостаточная мощность двигателя для обработки больших площадей.

Особенности устройства и эксплуатации

  1. Машина имеет рамную конструкцию и признана долговечной. Передняя половина рамы является основой для компактного силового агрегата и полужесткой подвески передней оси. Задний мост, в свою очередь, является важной частью рамной конструкции, поскольку на нем размещается кабина. Обратите внимание, что задние колеса можно отрегулировать по ширине колеи, чтобы уменьшить давление на грунт и тем самым улучшить плавучесть. Чтобы упростить замену задних колес, они крепятся к концевым фитингам шасси. Что касается силового агрегата, то за производство отвечал четырехтактный дизельный двигатель Д-50, используемый в модели МТЗ-50. Это был простой и неприхотливый двигатель объемом 4,7 литра. Он имел воздушное охлаждение, электрический стартер и предпусковой подогреватель. Эти компоненты делают двигатель более долговечным и способным выдерживать экстремально высокие или низкие температуры. Мощность двигателя составляет 55 л.с. Несмотря на низкую мощность, разработчикам удалось добиться хороших тяговых характеристик, которые расширяют возможности компактного трактора. Кроме того, двигатель имеет полунезависимую камеру сгорания, а расход топлива составляет 8 литров в час. Это очень хороший результат, особенно если учесть, что топливный бак имеет емкость 130 литров. По меркам того времени эти показатели считались очень приличными и соответствовали уровню зарубежных аналогов. Трактор МТЗ-52 относится к тяговой категории 1,4.
  2. Коробка передач была механической, состоящей из заднего дифференциала, сцепления и тормозного механизма. Сама коробка передач — девятиступенчатая с двумя рабочими диапазонами. Кроме того, трансмиссия дополнена коробкой передач и ходовым редуктором. Трактор имеет в общей сложности девять режимов движения вперед и два назад. Такая компоновка обеспечивает плавность хода и позволяет использовать весь потенциал силового агрегата — благодаря точно выверенным передаточным числам и большому количеству передач. Замедление, удары и вибрации устраняются при переключениях вниз и вверх, повышая комфорт и удобство использования. Благодаря плавной работе коробки передач двигатель способен развивать скорость до 25 км/ч, позволяя оператору пахать даже на асфальтированных поверхностях. Кроме того, конструкция коробки передач включает в себя однодисковое сцепление с сухим закрытым сцеплением. Задний дифференциал можно заблокировать с помощью рычага, расположенного под рулевой колонкой в кабине. Тормозная система дополнена многодисковым тормозным механизмом, но в качестве опции предлагается и раздельная тормозная система. Для повышения комфорта вождения рулевой механизм оснащен гидроусилителем руля. Возможность полного привода трактора в сочетании с блокируемым дифференциалом и большими широкопрофильными колесами позволяет машине преодолевать любые препятствия, будь то глубокие колеи или рытвины, 30-процентные уклоны или грязная почва. Кроме того, трактор имеет высокий дорожный просвет, надежную защиту моторного отсека и минимальный свес кузова.
  3. Навесное оборудование трактора МТЗ-52 приводится в действие отдельной гидравлической системой, которая включает в себя шестеренчатый насос НШ-32, и гидрораспределители с тремя выходами. Этот дизайн выгодно отличается выносливостью. Кроме того, это значительно расширяет возможности машины, хотя и в категории легкого тягового усилия. Кроме того, можно установить бульдозерный отвал для уборки снега с городских улиц. Для повышения устойчивости на неровных дорогах и увеличения грузоподъемности (при погрузочно-разгрузочных работах) можно установить боковые противовесы.
  4. Кабина трактора МТЗ-52 является примером минимализма и эргономических решений. Надо признать, что даже по стандартам того времени кабина этой машины была недостаточно комфортной. В салоне установлена локальная компоновка с ограниченным диапазоном регулировок водительского сиденья и рулевой колонки. Панорамное стекло вокруг кабины увеличивает обзор и является дополнительным преимуществом. Кроме того, комфорт и уют в салоне зимой поддерживает автономный отопитель, но он устанавливается только по заказу. Кабина акустически и теплоизолирована, так как ее установка влечет за собой дополнительные расходы, а основной задачей конструктора было снижение стоимости трактора, но не в ущерб производительности. Что касается вентиляции салона, то ее можно проветрить, разблокировав боковые окна. Окна имеют резиновые уплотнители, которые на практике со временем перестают справляться со своей задачей и пропускают влагу. Несмотря на множество недостатков, включая тесноту и сквозняки, она защищает оператора от дождя, грозы и летящих камней и грязи. Кроме того, органы управления удобно и эргономично расположены так, что до них легко дотянуться. Приборы, показывающие текущий расход топлива, температуру, давление в двигателе и другие параметры, расположены на передней панели.
  5. Трактор МТЗ-52 получил различные модификации, так как эта машина считалась очень популярной. Главным преимуществом перед базовой моделью, МТЗ-50, был, конечно же, полный привод. Наиболее очевидным усовершенствованием стала обновленная версия трактора МТЗ-52 — МТЗ-62, получившая серийный силовой агрегат СМД-12 мощностью 65 л.с. Этот трактор в большом количестве экспортировался за рубеж. Также была популярна версия МТЗ-50, предназначенная для работы на хлопковых полях. Что касается других модификаций, индексируемых как B, K, P и H, то они широко использовались для работы на крутых склонах, рисовых полях и виноградниках. Все модификации зависят от веса, типа кабины и дорожного просвета.
  6. МТЗ-52 — это универсальный, неприхотливый трактор, который легко ремонтируется собственными силами. Именно минимальные эксплуатационные расходы делают этот трактор таким популярным и востребованным во всех постсоветских регионах. И это даже тогда, когда машина регулярно ломается и выходит из строя.
Читайте также:  Fiat Ducato

Габаритные размеры

Умеренные габаритные размеры тракторов МТЗ-50 и 52 позволяют использовать их в ограниченных пространствах, между рядами, в виноградниках и садах, на узких улицах и аллеях.

Габаритные размеры дхшхвх составляют 3815х1970х2550 мм. Когда нас спросили, сколько может весить трактор с завода, мы указали: вес конструкции 3,13 тонны; 3,62 тонны при поставке и эксплуатационный вес 3,43 тонны. Трактор имеет небольшие размеры и вес, большой топливный бак на 130 литров и может работать в течение 1,5 смен без дозаправки.

Кабина

По сравнению с современными автомобилями, МТЗ-52 «Беларусь» не отличается высоким уровнем комфорта. Одноместная кабина имеет панорамное остекление, обогреватель для зимних условий и подвесные сиденья.

Трактор Беларусь МТЗ-52

Вентиляция естественная, т.е. циркуляция воздуха осуществляется путем открытия боковых окон. Хотя кабина считается герметичной, резиновые уплотнители на окнах сделаны не очень хорошо. Она тесная и узкая, но все органы управления находятся буквально под рукой.

Тракторы МТЗ-50 и 52 изначально были разработаны для выполнения всех видов полевых работ — вспашки, окучивания, посева, междурядной обработки, возделывания горных культур, уборки урожая.

Кроме того, эти машины эффективно использовались для разведения скота, строительства дорог, перевозки грузов на прицепах, в качестве водителей деревообрабатывающих станков и другого оборудования, а также в качестве тяговых агрегатов для различных подразделений.

Трактор МТЗ-50 имеет тягово-сцепные устройства для агрегатирования навесных, буксируемых и полунавесных орудий, которые могут использоваться с ВОМ. перечень дополнительных орудий для агрегатов разнообразен и включает механизмы собственных марок и импортных производителей.

  • KUHN
  • Грабли Грабли
  • Картофелесажалки
  • Косилки
  • Плуги
  • Погрузчики
  • Земледельцы
  • Тракторы
  • Рулонные пресс-подборщики
  • Дисковые бороны
  • Культиваторы

Обслуживание

МТЗ-50 потребляет дизельное топливо и при расходе 8 литров в час считается довольно бюджетной машиной для этого класса. Удобное устройство, расположенное на счетчике двигателя, позволяет контролировать пробег и своевременно проводить необходимое техническое обслуживание.

Читайте также:  ГАЗон Next

Трактор Беларусь МТЗ-52

Более подробную информацию о характеристиках технического обслуживания тракторов моделей МТЗ-50 и 52 можно найти в руководстве по эксплуатации.

Цена

Средняя цена тракторов МТЗ-52 на российском рынке находится в диапазоне 3-5 тысяч долларов США, в зависимости от комплектации и технического состояния.

Основные неисправности и их ремонт

Среди многочисленных достоинств тракторов МТЗ-50 и 52 владельцы неизменно отмечают их неприхотливость, простоту в эксплуатации и удобство обслуживания. Стандартный набор инструментов и пара умелых рук — вот и все, что необходимо для восстановления работоспособности машины в полевых условиях.

Трактор Беларусь МТЗ-52

Недостатком является недостаточная мощность для работы на тяжелых почвах и необходимость очень тщательно выбирать передачи и режимы работы машины. Любые систематические ошибки и сбои не являются уникальными для семейства тракторов МТЗ поколения 50.

Все появившиеся дефекты были оперативно выявлены производителем и своевременно устранены в последующих версиях. Как сказал один пользователь в своем отзыве: «Самое худшее в тракторах МТЗ — это неумелое вождение», и это действительно верное замечание.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру