Из всех модификаций, созданных на базе шасси МАЗ-500, самой популярной была, конечно же, модель «503». Карьерный самосвал был разработан и отправлен на конвейер еще в 1970-х годах, но до сих пор продолжает отлично выполнять свою работу. Существуют также некоторые специальные модификации. 503A и 503B имеют улучшенные технические характеристики. весь модельный ряд МАЗ.
История создания
Модель за моделью и их модификации постепенно внедрялись Минским автомобильным заводом. МАЗ-503 был создан как модернизированная версия модели МАЗ-500. Он выпускался с 1966 года до середины 1970-х годов. Модель была модернизирована в 1970 году, который стал юбилейным для минского завода. Основным отличием от модели «500» была меньшая колесная база и более узкая направленность — карьерный самосвал. Штампованная часть этой рамы была скреплена заклепками. Он сидит на четырех листовых рессорах, каждая из которых расположена в продольном направлении. Кроме того, подвеска имеет гидравлические амортизаторы и работает телескопически. Кабина была изменена в незначительных деталях, она также сделана полностью из металла и собрана с помощью сварки, и помимо трех сидений имеет спальное место.
Механизм наклона платформы оснащен гидравлической системой, работающей в возвратно-поступательном режиме. Удобно, что наклоны и другие операции по управлению кузовом можно выполнять из кабины. В систему встроен специальный клапан, активирующий качание загрузочного ящика для лучшего опрокидывания после завершения опрокидывания. Для удобства рулевое управление оснащено гидроусилителем. Изменения коснулись и трансмиссии: главная передача теперь имеет более высокое передаточное число задней оси (9,57). Тормозная система предназначена только для автомобилей и не имеет возможности подключения к прицепу (тормозной кран используется как ЗИЛ).
Интересно, что МАЗ-503B имеет гидравлическую систему с пневматическим управлением. Управление процессом осуществляется с помощью пневматического регулирующего клапана. Кабина оснащена теми же элементами, что и «500-й» МАЗ. Ручной стеклоподъемник, электрический стеклоочиститель, коврик, ящик для инструментов и личных вещей. Для удобства предусмотрен складной солнцезащитный козырек. Зеркало заднего вида не обязательно.
Технические характеристики
На различия между модификациями влияют в основном незначительные изменения. Так, были переработаны гидравлическая система и система управления МАЗ-503В, улучшены характеристики двигателя МАЗ-503А.
Двигатели
Модели | ЯМЗ-236 |
Тип двигателя | Четырехтактный. Компрессионное зажигание |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-портал 900 |
Расположение цилиндров | 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6 |
Рабочий объем | 11,1 литра |
Степень сжатия | 16,5 |
Макс. мощность | 180 |
Макс. скорость | 2100 об/мин |
Смешивание | Прямой впрыск |
Количество клапанов на поршень | 2 (впуск и выпуск) |
Тип стартера | ST-103 (24 ВТ) |
Макс. скорость плоской станины при полной загрузке | 75 км/ч |
Средний расход топлива | 22 литра топлива на 100 км. |
Передача | |
Сцепление | Двойной диск сухого трения |
Тип трансмиссии | Руководство |
Количество передач | 6 (5 вперед, 1 назад) |
Синхронизация | Скорость между 2-3 и 4-5 |
Передаточные числа для трансмиссий | |
Первый | 5,26 |
Второй | 2,90 |
Третий | 1,52 |
Четвертый | 1,00 |
Пятый | 0,66 |
Разворот | 5,48 |
Общее передаточное число задней оси | 8,28 |
Размеры | |
Колесная база | 3 400 мм |
Формула колеса | 4х2 |
Ширина колеи заднего колеса | 1865 мм |
Ширина колеи переднего колеса | 1970 мм |
Дорожный просвет (спереди и сзади) | 270 мм |
Длина | 5785 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2650 мм |
Радиус поворота | 8,5 м. |
Размер шины | 11-20 мм. |
Грузоподъемность | |
Объем грузового отсека | 3,8/5,1 м3 |
Грузоподъемность | 8 тонн |
Масса автомобиля с полным комплектом | 7,250 кг |
Вес при полной нагрузке | 15,250 кг |
Максимальная нагрузка на переднюю ось | 3,580 кг |
Макс. нагрузка на заднюю ось | 10 тонн |
В дополнение к вышеперечисленным характеристикам, самосвал МАЗ-503 имеет две фары головного света и две боковые фары. Фары работают в двух режимах: ближний и дальний свет. Приборная панель и интерьер также оснащены подсветкой. Генератор G-271 (24 ватта) обеспечивает электроэнергию. Кроме того, как и у всей линейки модели «500», самым большим недостатком является большое количество выделяемых химических веществ. Этот фактор влияет на экологические характеристики грузовика. В настоящее время МАЗ-500 имеет статус EURO-0.
Модификации
МАЗ-503 Опытный ‘1958
Первый прототип самосвала на шасси МАЗ-500 был предназначен для вывоза породы и грунта из карьеров. Он прошел через несколько модификаций, прежде чем в 1965 году началось его серийное производство. Опытный образец МАЗ-503 экспонировался в павильоне «Машиностроение» Всероссийского выставочного центра (ныне ВВЦ) с января 1959 года.
МАЗ-503 Опытный ‘1962
Один из серийных прототипов самосвала на шасси МАЗ-500. Он был создан с использованием деталей и узлов от базового МАЗ-500 и предназначен для перевозки породы и грунта из карьера.
МАЗ-503 ‘1963–65
- Технические особенности
МАЗ-503А
Это вторая модификация данного грузовика (первая модификация имела индекс B). Отличия от предшественника.
- Вид спереди был изменен.
- Грузовик становится более современным: отопитель кабины, фары.
МАЗ-503Б
Это первая модификация автомобиля. Изменения не очевидны и немногочисленны.
- Тело имеет прямые бока.
- Имеется автоматическая регулировка открытия задней двери.
- Гидравлическая система была переработана, а система рулевого управления улучшена.
Плюсы и минусы
Хотя МАЗ-503 устарел, он не утратил своих выдающихся характеристик. Модель использует перечень основных преимуществ и недостатков своего старшего брата, 500-й версии грузовика. Самосвал демонстрирует следующие характеристики.
- Хорошая вместимость. Находясь в рабочем состоянии, машина может легко конкурировать с современными грузовиками в этом отношении.
- Направление работы. До 1990-х годов грузовики МАЗ были ориентированы на максимальную производительность, затем появились решения для других элементов.
- Спальное место позволяет водителю спать, когда это необходимо, например, во время длительных поездок.
- Легкий доступ к двигателю, коробке передач и другим системам. Кабина может наклоняться, чтобы обеспечить легкий доступ к любой части автомобиля.
- Плохая герметичность салона и низкий уровень комфорта. Без дополнительных модернизаций рабочее место водителя можно было бы улучшить.
- В холодную погоду он еще более неудобен, и спасти его может только дополнительный обогреватель.