Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

В 1974 году Минский тракторный завод начал серийное производство колесного трактора общего назначения под названием Беларус 80 МТЗ. Конструкция этой модели, по-видимому, оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80 после прохождения некоторых модификаций выпускается и в настоящее время.

История

Трактор МТЗ-80 - конструкция и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Производство конвейера началось в 1974 году на Минском тракторном заводе. Производство тракторов было налажено постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был машиной стратегического значения для советского сельского хозяйства.

Совет принял решение в пользу создания нового класса тракторов 1.4 мощностью 75-80 л.с. Чтобы ускорить создание новой машины, было решено модернизировать существующие тракторы МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся МТЗ-80 был унифицирован со своими предшественниками на 70%. Такой подход также снизил затраты на переоснащение завода, на котором производилась конверсия.

Конструкция автомобиля претерпела значительные изменения. При этом они повлияли как на внутреннюю структуру, так и на внешний вид. Основные конструктивные изменения были внесены в двигатель. Она стала более мощной и эффективной. Внешний вид трактора дополнен новой кабиной и облицовкой.

Традиционная полукаркасная планировка была сохранена. Двигатель по-прежнему расположен в передней части трактора. МТЗ-80 оснащен новыми задними колесами увеличенного диаметра и передними колесами уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были завершены в 1972 году и прошли полностью успешно. В конце кампании было выявлено общее количество орудий и оборудования, которое насчитывало более 200 модификаций. Сегодня МТЗ-80 «Беларусь» по-прежнему является одним из самых универсальных тракторов общего назначения.

Увеличение скорости движения позволило использовать технику для перевозки грузов и для буксировки на заднем прицепе. через год после освоения производства в 1974 году было начато производство гусеничной модели МТЗ-80.

Технические характеристики

Трактор МТЗ-80 - конструкция и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 обладает широкой универсальностью благодаря следующим техническим характеристикам (это характеристики серийной модели МТЗ-80)

Трактор МТЗ-80 - Конструкция и технические характеристики

  1. Привод — 4х2.
  2. Оценка тягового усилия — 0,6.
  3. Грузоподъемность — 3,20 т.
  4. Двигатель — D-243.
    • Тип — Дизель, прямой впрыск.
    • Охлаждение — жидкостное.
    • Количество цилиндров — 4.
    • Вместимость — 4,75 л.
    • Мощность — 81,60 л.с.
    • Расход топлива (стандарт) — 4,6 л/моточас.
    • Масса — 0,43 т.
  5. Габаритные размеры.
    • База — 2,37 м.
    • Общая длина — 4,12 м.
    • Ширина — 1,97 м.
    • Высота — 2,78 м.
  6. Трансмиссия.
    • Коробка передач — механическая, ручная скорость.
    • Количество передач вперед — 18.
    • Количество задних передач — 4.
    • Сцепление — Однодисковое сцепление.
    • Максимальная (минимальная) скорость движения.
    • Вперед — 34,30 (1,90) км/ч.
    • Реверс — 9,25 (4,10) км/ч.
  7. Гидравлическая система.
    • Максимальное давление — 20,0 МПа.
    • Производительность — 45,0 л/м.
    • Вместимость — 25,0 литров.
  8. Общие данные.
    • Вес — 3,15 тонн.
    • Объем топливного бака — 130,0 л.
    • Дорожный просвет — 0,65 м.
    • Радиус поворота — 3,77 м.
  9. Размер шин.
    • Передняя ось — 9.00-20.
    • Задняя ось — 15,5R38.

Агрегаты и основные механизмы, устройство

Трактор МТЗ-80 - Конструкция и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Рис. 1.1 Схема расположения агрегатов на тракторе МТЗ-80.

a — вид справа; b — вид слева; c — вид справа.

1 — Водяной радиатор.

2 — Масляный радиатор.

3 — Усилитель рулевого управления.

4 — Водяной насос.

5 — Масляный насос.

6 — Генератор.

7 — Центробежный маслоотделитель.

8 — Корпус сцепления и коробки передач.

9 — выходной вал силового агрегата.

10 — Пневматический адаптер.

11 — Гидравлический цилиндр для механизма задней навески.

12 — Воздушный очиститель.

13 — Головка цилиндра.

14 — Компрессор.

15 — Топливный насос.

Читайте также:  Экскаватор ЭКГ 5а

16 — Дизельный двигатель (МТЗ-80L, МТЗ-82L).

17 — Запуск двигателя.

18 — Механизм задней навески.

19 — Коробка передач.

20 — Редуктор для запуска двигателя.

21 — Передний приводной вал.

22 — Карданный вал.

23 — Промежуточная опора для карданного вала.

24 — Раздаточная коробка

Рассмотрим подробнее основные компоненты и узлы. Начнем с организации места водителя.

Кабина

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Для того чтобы эффективно использовать универсальность трактора, необходимо создать комфортные условия для водителя. Важную роль в этом отношении играет дизайн кабины Беларус 80. Старшая версия МТЗ 80, которая на начальных этапах производства оснащалась маленькой кабиной, практически без изменений сменила модель МТЗ 50.

Характерной особенностью кабины маленького трактора была ее простая конструкция и малый вес. В плохо оборудованной сельской мастерской было легко снять гондолу и выполнить необходимый ремонт вручную.

Однако, помимо простоты обслуживания, такая маленькая кабина имела множество недостатков. Самым важным из них является.

  • Отсутствие облицовки и, следовательно, плохая звукоизоляция.
  • Видимость и освещение недостаточны.
  • Неудачная схема проводки в приборной панели.
  • Сложность обслуживания рулевой колонки без ее полного демонтажа.

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Чтобы устранить вышеупомянутые недостатки, механики произвели ручные доработки, или, как их называют сегодня, регулировки конструкции маленькой кабины МТЗ 80. Эта корректировка состояла из следующих действий.

  • Установка самодельной, в основном войлочной обшивки.
  • Установка дополнительных светильников.
  • Изменение угла наклона рулевой колонки МТЗ 80.
  • Использование самодельных дворников и увеличенных боковых зеркал на заднем стекле.

Однако все эти местные усовершенствования и доработки старой кабины трактора МТЗ 80 носили локальный характер и не улучшали качественно условия труда машиниста. Поэтому в середине 1980-х годов была разработана и запущена в производство большая кабина с переоборудованием белорусского МТЗ 80.1.

Основные преимущества новой гондолы заключались в следующем

  • Высокая герметичность.
  • Хорошая изоляция и звукопоглощение.
  • Повышенная коррозионная стойкость.
  • Большие, остекленные по всему периметру окна.
  • Переработанная рулевая колонка.
  • Возможность ремонта своими руками в загородных условиях.
  • Возможность индивидуальной регулировки рулевой колонки.

В настоящее время в Беларуси производятся только большие кабины 80.

Двигатель

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Трактор МТЗ 80 на первом этапе производства оснащался двигателем Д 240, позже основным двигателем стал дизель Д 243. Его главным отличием было увеличение мощности до 81,60 л.с. (78,0 л.с. — D 240) и меньший расход топлива — 226 г/кВтч по сравнению с 238 г/кВтч. Оба силовых агрегата характеризуются высокой надежностью, достаточно низкой чувствительностью к качеству топлива и хорошими тяговыми характеристиками, хотя тракторы МТЗ могут быть сильно загружены.

Важной операцией по обслуживанию двигателя на МТЗ 80 является регулировка клапанов. На дизельных агрегатах D 240 и D 243 этот регулировочный клапан должен работать через каждые 480 МТЗ 80 для повышения надежности и снижения расхода топлива. При этом последовательность регулировки клапанов на тракторах МТЗ 80 должна соответствовать графику работы цилиндров дизельного двигателя 1-3-4-2, а величина зазора клапанов по результатам работы не должна превышать 0,25 мм.

Для запуска обоих дизельных двигателей используется стартерный двигатель или электрический стартер. Сегодня трактор МТЗ 80 в стандартной комплектации оснащен электрическим стартером, а не стартером. Стартер или просто компактный двухтактный стартер ПД-10 для МТЗ 80 (используемое топливо — бензин) состоит из двух основных частей: одноцилиндрового двигателя и редуктора. Несмотря на простую конструкцию стартера МТЗ 80, он требует постоянного обслуживания. Эти действия включают.

  • Настройка зажигания свечей зажигания.
  • Очистка и регулировка карбюратора для снижения расхода топлива при запуске двигателя трактора МТЗ 80.
  • Очистка фильтра.

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Кроме того, зимой трактор часто не заводится с первой попытки. И в такие моменты сам стартер также трудно запустить. Поэтому, чтобы избежать этих проблем, механики часто меняют стартер на стартер. Это преобразование, которое можно оснастить стартером, можно выполнить своими руками в сельской мастерской.

В силовом агрегате трансмиссии МТЗ 80 используется топливоподкачивающий насос 4УТНИ, приводимый в действие коленчатым валом. Основными элементами конструкции топливоподкачивающего насоса являются.

Читайте также:  КрАЗ-6322

  • Плунжер против плунжера.
  • Распределительный вал.
  • Бустерный насос.
  • Регулятор полного режима.

Основой экономичной и регулируемой тяговой работы двигателя МТЗ 80 является правильная установка зажигания, или угла опережения впрыска топлива, в ТНВД. При правильной установке угла зажигания топливо, поступающее в цилиндр дизеля, должно поступать в точно указанное время в конце такта сжатия. Несвоевременный впрыск может привести к износу и повреждению деталей двигателя.

В случае нарушения фазы подачи топлива топливоподкачивающего насоса трудно определить неисправность без использования специальных кронштейнов и практически невозможно отремонтировать и отрегулировать насос вручную без специальных инструментов.

Трехфазный генератор Г-306 Д используется для подачи электроэнергии на двигатель «Беларусь-МТЗ 80». Для выработки тока генератор соединяется с соответствующим шкивом силового агрегата клиновидным ремнем с размерами 11x10x1250 согласно схеме соединения, где (в мм)

  • 11 — Ширина секции.
  • 10 — Высота секции.
  • 1250 — Расчетная длина.

Генератор трактора МТЗ 80 представляет собой сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы G-306 D необходимо проводить все необходимое техническое обслуживание, так как выполнить ремонт своими руками довольно сложно. Как правило, для проведения ремонта требуются специальные контрольно-измерительные приборы.

Подвеска

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Под вагоном находится устройство в виде тележки. Основными элементами этого плана являются.

  • Задний мост МТЗ 80.
  • Передний мост МТЗ 80.
  • Колеса.
  • Полурамная рама.

Передний мост является опорой для передней части МТЗ 80 и вместе с рулевым механизмом обеспечивает направленное движение всего трактора. Конструкция переднего моста состоит из следующих основных частей.

  • Ферма.
  • Поворотный вал.
  • Трубки выдвижных ящиков.
  • Рулевой механизм.
  • Полуось.

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Одним из недостатков управления заднеприводным трактором является плохое рулевое управление. В целях его усовершенствования, особенно в прошлом веке, были внесены следующие изменения.

  • Преобразование рулевого управления в дозирующее устройство.
  • В качестве переднего моста на МТЗ 80 был установлен мост от ГАЗ 66.
  • Модификация переднего ведущего моста трактора «Владимир Т30А-80».

Установка переднего моста от автомобиля и компактного трактора Т30А, вместе с блокировкой заднего моста и изменением настройки заднего моста, значительно улучшила проходимость Беларус 80. Для целей технического обслуживания и ремонта необходимо обратиться к сервисным чертежам и каталогам для этих автомобилей.

Новая конструкция рулевого управления на МТЗ 80, от колонки до дозатора с насосом, уменьшает усилие, необходимое для управления рулевым колесом, в дополнение к улучшению ходовых качеств. В то же время установка дозирующих устройств или перевод системы рулевого управления трактора на дозирующий насос упростили обслуживание и повысили долговечность рулевого механизма.

Трансмиссия

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Механическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих узлов.

  • Сцепление
  • Трансмиссия.
  • Редуктор понижающей передачи (промежуточная передача).
  • Задний мост с датчиком автоматической блокировки дифференциала.
  • ВОМ в задней части.

Беларус 80 — это многоцелевой трактор, используемый для выполнения различных операций, поэтому высокое качество работы всех трансмиссий позволяет выполнять эти операции эффективно. По этой причине механик своими руками выполняет регулировку сцепления на МТЗ 80, а также регулировку ВОМ.

Основными компонентами сцепления МТЗ 80 являются корзина сцепления, диск сцепления и муфта. Качество работы сцепления в значительной степени зависит от регулировки лап корзины и состояния дисков. Очень часто сцепление невозможно правильно отрегулировать из-за деформации диска. В таких случаях сцепление может быть отремонтировано путем самостоятельной замены оператором.

Регулировка ВОМ — очень важная операция, так как это устройство гарантирует качество работы специального оборудования трактора МТЗ 80. Этот вал на Беларус 80 может иметь как независимый, так и синхронный привод ВОМ. Использование двух вариантов предусматривает привод отбора мощности с использованием зубчатой челюстной муфты.

Читайте также:  Freightliner Argosy

Используется на коробке передач трактора МТЗ 80 или проставке для работы оборудования, где требуются более низкие рабочие скорости. В зависимости от используемой опции этот агрегат может работать только на первой и второй передачах трактора.

Коробки передач, используемые на «Беларусь 80», отличаются высокой надежностью. Редкие ремонты чаще всего связаны с поломкой шестерни сдвоенного стержня. Механики могут заменить и отрегулировать их самостоятельно, но из-за большого количества модификаций трактора необходимую шестерню следует подбирать по каталогу для этой сельскохозяйственной машины.

Повысить внедорожные возможности МТЗ 80 позволяет использование в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала. Эта система очень удобна при полевых работах и предотвращает проскальзывание колес. Однако он не подходит для преодоления труднодоступных участков. По этой причине многие трактора МТЗ 80-х модифицируются самим механиком, при этом автоматическая блокировка дифференциала отдается механику. В этом случае управление сцепляется и блокируется с осью, перенесенной на педали в кабине.

Принцип работы заключается в том, что при нажатии на педаль для включения блокировки дифференциал и задние колеса начинают работать с одинаковой скоростью, что позволяет преодолевать сложные участки местности. Однако эту операцию блокировки можно использовать только в краткосрочном режиме. Длительная эксплуатация, т.е. проезд более пяти километров, может привести к поломке полуоси и последующему ремонту.

Для поддержания трансмиссии в рабочем состоянии, помимо работы этих агрегатов, необходимо следить за полнотой и своевременностью проведения ремонтных работ (ТО) МТЗ 80. Помимо обслуживания трансмиссии, необходимо также обслуживать двигатель, гидравлическую систему и электрооборудование. Наиболее трудоемким и важным является техническое обслуживание3 , которое проводится на тракторе каждые 960 моточасов. Для обеспечения надежной и долговечной работы трактора следует соблюдать интервалы технического обслуживания.

Модификации

Согласно каталогу производителя, наиболее интересными моделями являются.

  • 80.1 — версия с многофункциональной увеличенной кабиной.
  • 82 — полноприводная версия.
  • 80 MK — Трактор для муниципальных служб.
  • 80 X — Трехколесная версия с одним передним колесом для использования на хлопковых полях.
  • 80L — Для сельскохозяйственных работ в горных районах.
  • T 80U — версия с бортовым поворотом для лесозаготовительной промышленности.

Ремонтопригодность

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Эксперты и пользователи отмечают, что тракторы серии «Беларус» известны своей удивительной ремонтопригодностью. Это во многом объясняет их популярность среди российских потребителей. Ремонт машин в большинстве случаев может осуществляться на месте. Запасные части и ремонтные жидкости стоят недорого, и их можно купить.

Неприхотливые двигатели доставят минимум неудобств. Основные неисправности находятся в коробке передач. Для замены деталей или устранения неисправностей можно воспользоваться специализированными форумами. За свою долгую историю МТЗ-80 успел обнажить свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт машины не вызывает затруднений.

Применение

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Первоначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 вскоре завоевала популярность в других регионах. Завод выпускал лесовозные версии, гусеничные машины для мягких грунтов и сложных условий местности, а также конверсии с бульдозерным оборудованием.

«МТЗ-80 из Беларуси успешно используется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор можно использовать для транспортировки и перевозки грузов. Достаточная мощность, высокая эффективность и неприхотливость в обслуживании делают МТЗ-80 поистине универсальным. Эта технология используется и по сей день, с некоторыми дополнениями и изменениями.

Трактор МТЗ-80 - Конструктивные и технические особенности

Универсальность, экономичность, стоимость и общая надежность и ремонтопригодность стали основой той высокой степени популярности, которая сделала трактор МТЗ-80 поистине легендарным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру