КамАЗ-55102

КамАЗ-55102 — самосвал с колесной формулой 6х4 и грузовой платформой, которая может разгружаться не только назад, но и в стороны. Основное назначение этой модели — перевозка больших объемов сыпучих грузов для строительных и сельскохозяйственных целей. Это, конечно, особенно зерно. Основная работа этих грузовиков заключается в транспортировке зерна непосредственно от комбайна до подъемника, а оттуда в порт, на завод или железнодорожный узел. Именно по этой причине эти грузовики называют «фермерами».

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина — 7,570 м, ширина — 2,900 м, высота — 2,900 м, высота с высокой платформой — 5,920 м.
  • Колесная база — 3,190 м (+1,320 м)
  • Размеры колеи — 2,026 м спереди, 1,856 м сзади.
  • Дорожный просвет — 280 мм.
  • Внешний радиус поворота — клиренс: 9 300 м, внешняя колея — 8 500 м.
  • Вес на плечах — 8 480 т.
  • Нагрузка на переднюю ось — 4,5 т.
  • Нагрузка на заднюю ось — 11 130 т.
  • Грузоподъемность — 7 тонн.
  • Полная масса автомобиля — 15 630 тонн.
  • Допустимая полная масса прицепа — 11,5 тонн.
  • Максимальный уклон, на котором может двигаться автомобиль — 30%.

Двигатель

Самосвал КАМАЗ-55102 оснащен четырехтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-740.31-240 (Евро-2). Расположение цилиндров V-образное. Двигатель имеет турбонаддув и оснащен системой предварительного охлаждения наддувочного воздуха. Двигатель КАМАЗ-740.31-240 оснащен чугунными гильзами цилиндров для увеличения срока службы. Чугунный блок цилиндров изготовлен из легированного чугуна. Поршневые кольца хромированы и защищены специальными бортами из молибдена.

Двигатель оснащен системой фильтрации с топливным, двухступенчатым воздушным и масляным фильтрами, а также воздушным подогревателем с электроподогревом для холодного запуска. Система охлаждения оснащена автоматическим контролем температуры и термостатом.

Силовой агрегат КАМАЗ-740.31-240 оснащен раздельной топливной системой, в состав которой входит топливный насос высокого давления с автоматической регулировкой частоты вращения. Система смазки комбинированного типа с масляным фильтром и мокрым картером.

Технические характеристики дизельного двигателя КамАЗ-740.31-240

  • Рабочий объем — 10,85 л.
  • Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 120 мм.
  • Степень сжатия — 16,5.
  • Номинальная мощность (брутто) — 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин.
  • Максимальная чистая мощность, кВт (л.с.) — 165 кВт (225 л.с.) при 2200 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент — 912 Нм (93 кг/см) при 1100/1500 об/мин коленчатого вала.
  • Объем топливного бака — 210 литров.
  • Максимальная скорость автомобиля, указанная производителем — 80 км/ч.

Указанный производителем базовый расход дизельного топлива составляет.

  • При скорости автомобиля 60 км/ч — 24 литра на 100 км; вместе с прицепом — 35 литров на 100 км пути.
  • При скорости 80 км/ч — 31 литр на 100 км; с прицепом — 47 литров на 100 км.
Читайте также:  Трактор Беларус МТЗ-92П

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автомобиля, указанная производителем, — 80 км/ч.
  • Максимальная скорость для автопоездов составляет 80 км/ч.
  • Время разгона до 60 км/ч — 35 секунд.
  • Время движения автомобиля накатом с 50 км/ч — 700 м.
  • Максимальный уклон транспортного средства — 30%.
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч — 24 л/100 км.
  • Радиус поворота — по внешним колесам — 8,5 м, клиренс — 9,3 м.

Трансмиссия

Двигатель КАМАЗ-740.31-240 оснащен двухдисковым сцеплением сухого трения. Грузовик управляется 10-ступенчатой механической коробкой передач. Коробка передач соединена с раздаточной коробкой и предлагает два рабочих диапазона (прямой или понижающий ряд). Имеется передача заднего хода.

Трансмиссия имеет блокируемый центральный вал и блокируемый центральный дифференциал. Карданная передача состоит из двух трубчатых валов, соединенных телескопическими шлицами. Они идут непосредственно от коробки передач к центральному редуктору, а затем к заднему ведущему мосту.

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм имеет трапециевидную форму и расположен за передней осью. Реечное рулевое управление основано на принципе «винт — шариковая гайка — поршень — рейка — зубчатый сектор». Имеется гидравлический усилитель руля.

Основной тормозной системой самосвала КамАЗ-55102 является классический барабанный тормоз, установленный на всех колесах. Они приводятся в действие двухконтурным пневматическим приводом. Стояночный тормоз приводится в действие пружинным аккумулятором. Аналогичным образом приводится в действие запасная тормозная система.

Кроме того, КАМАЗ-55102 оснащен вспомогательной тормозной системой с газовым механизмом. Он также работает за счет применения барабанных тормозов ко всем колесам автомобиля.

Вспомогательная тормозная система приводится в действие пневматическим приводом механизма, работающего на газе. Он устанавливается в выхлопной магистрали двигателя. Сжатый воздух для тормозной системы подается двухцилиндровым компрессором, приводимым в движение шестерней на коленчатом валу самосвала.

  • Тормозной барабан КАМАЗ-55102 имеет диаметр 400 мм.
  • Ширина тормозных колодок составляет 140 мм.
  • Общая площадь тормозных колодок составляет 6300 см².

Ходовая часть, подвеска

КАМАЗ-55102 оснащен зависимой подвеской спереди. Она выполнена в виде копийной полуэллиптической пластинчатой пружины. Эти пружины соединены с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия и специальными буферами сжатия в виде полых резиновых цилиндров.

Современное оборудование позволяет перегружать зерно непосредственно в железнодорожный вагон с помощью боковой выгрузки.

Передний мост представляет собой гнутую балку с кулачками и цилиндрическими штифтами, а задний — штампованную стальную балку со сварным картером. Задняя ось оснащена приваренными фланцами для крепления тормозных суппортов и коробки передач, креплениями рессор и другими важными компонентами.

Передняя подвеска представляет собой сбалансированную рессорную переднюю подвеску на основе полуэллиптических рессор, дополненных буферами сжатия и двумя телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — подчиненная, также рессорного сбалансированного типа. В его основе лежат повторяющиеся полуэллиптические рессоры с резиновыми амортизаторами и шестью реактивными штангами.

Колеса самосвала КамАЗ-55102 являются бездисковыми и изготовлены из трехкомпонентной стали. Они были оснащены 12-слойными полостными пневматическими шинами с шириной профиля 260 мм и размером «9,00R20 (260R508)», тип «I-N142B». Позднее выпущенные модели оснащались дисковыми колесами с размером обода «7,5-20 (190-508)» и пневматическими радиальными камерными шинами «10,00R20 (280R508)». Ширина этих шин составляет 280 мм вместо 260 мм.

Читайте также:  Экскаватор Hitachi ZX 330

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Плечевая масса грузовика составляет 8480 кг.
  • Грузоподъемность — 7000 кг.
  • Полная масса автомобиля — 15630 кг.
  • Кривая масса — нагрузка на переднюю ось 3500 кг, нагрузка на заднюю ось 4980 кг.
  • Полная масса автомобиля — 4 500 кг нагрузка на переднюю ось, 11 130 кг нагрузка на заднюю тележку.
  • Допустимая полная масса прицепа составляет 11 500 кг.

Размеры

  • Длина — 7570 мм.
  • Ширина — 2500 мм.
  • Высота — 2830 мм.
  • Колесная база — 3190+1320 мм.
  • Дорожный просвет — 280 мм.

Основа конструкции

По своей конструкции шасси КАМАЗ-55102 представляет собой трехосную кабину переднеприводного автомобиля с колесной формулой 6х4, управляемым передним мостом и спаренным задним мостом. Несущая часть автомобиля представляет собой трапециевидную клепаную раму. Он изготовлен из швеллеров с металлическими профилями толщиной 8 мм. Он изготовлен из низколегированной стали. Продольные элементы, установленные в продольном направлении, соединены семью поперечинами. Передняя часть рамы имеет тяговые крюки и оснащена стальным буфером. К поперечине в задней части автомобиля крепится сцепное устройство с крюком и петлей.

Ось переднего колеса выполнена в виде изогнутой двутавровой балки. Он оснащен цилиндрическим наперстком и поворотным кулачком. Задний мост изготовлен из цельной поперечины со сварным картером. В задней части коробка передач, тормозные суппорты, колесные пальцы и крепления стрелы установлены на специально предусмотренных кронштейнах. Балка подвески поддерживает пружины подвески.

Грузовая платформа

Самосвал КАМАЗ-55102 оснащен цельнометаллической бортовой платформой, которая переворачивается на три стороны. Он установлен на специальном подрамнике. Грузовая платформа оснащена тремя откидными бортами, оборудованными торсионными замками. Передняя стенка приваривается к нижней части платформы. Дополнительные надставки (металлические или деревянно-металлические) значительно увеличивают полезный объем платформы.

Кузов оснащен гидравлическим механизмом опрокидывания, который включает в себя блокирующее устройство, соединяющее гидравлику прицепа с системой автомобиля. Переставляя кронштейны, можно изменить направление разгрузки грузового ящика. Для более быстрого и последовательного открытия боковин используются специальные устройства, так называемые «помощники». Для поддержки сторон используются цепи.

Полезный объем стандартного кузова самосвала КамАЗ-55102 составляет 7,9 куб. м. При установке надставной стенки этот объем увеличивается до 15,8 куб. м. Трехступенчатый телескопический гидроцилиндр самосвального кузова КамАЗ-55102 обеспечивает подъем кузова на 50 градусов за 19 секунд.

Другие параметры самосвальной платформы КАМАЗ-55102, выраженные в цифрах

  • Внутренние размеры: длина — 5,335 м; ширина — 2,320 м; высота бортов — 63,5 см (плюс 62 см расширенных бортов).
  • Доступный объем кузова — стандартный: 7,9 куб. м с дополнительными деревянными бортами. 10,12 куб. м с металлическими съемными бортами. 15,8 куб. м.
  • Угол наклона боковых сторон к задней части: 60 градусов.
  • Угол наклона корпуса в одну сторону — 50 градусов.
  • Номинальное выходное давление гидравлической системы составляет 140 кгс/см2.
Читайте также:  Volkswagen T5

Кабина самосвала

Самосвал КАМАЗ-55102 оснащен стандартной кабиной КАМАЗ — цельнометаллической конструкцией кабины без спального отсека. Он расположен непосредственно над двигателем и рассчитан на двух человек. Во время технического обслуживания или ремонта силового агрегата кабина наклоняется вперед. Внутри установлена система отопления. Для улучшения условий работы кабина КАМАЗ-55102 оснащена рессорной подвеской и внутренней отделкой, снижающей шум и вибрацию в кабине.

Однако в кабине КАМАЗ-55102 нет принудительной системы вентиляции — кабина вентилируется естественным образом, через открытые окна, форточки и люки в крыше. Система отопления была водяной, работающей от системы охлаждения двигателя. В более поздние годы выпуска (вторая половина 1990-х годов) салон был модернизирован: вся оптика была перенесена на огромный передний бампер, а крыша стала намного выше.

Модификации

Преемником КАМАЗ 55102 стал более современный автомобиль с грузоподъемностью 10 тонн и индексом промышленности КАМАЗ 45143. Что касается модификаций КАМАЗ 55102, то их было всего две.

  1. КАМАЗ 55102-050 — Самосвал с бортовым кузовом.
  2. КАМАЗ 55102-053 — Самосвал с бортовым кузовом. С их помощью платформа увеличивается в размерах вдвое, что позволяет перевозить больше грузов при меньшем удельном весе.

В период производства автомобиль КАМАЗ 55102 постоянно модифицировался. В основном это выразилось в установке более современных двигателей КАМАЗ серии 740 и различных объемов кузова с функциями двойной и тройной разгрузки.

Особенности и эксплуатация

КамАЗ 55102 — типичный пример советской автомобильной промышленности. В то время «сельскохозяйственный грузовик» был своевременным и популярным транспортным средством. Кабина была оборудована надежным отопителем от системы охлаждения двигателя и ремнем безопасности на сиденье водителя. Сварная прямоугольная цельнометаллическая платформа позволяла перевозить все виды сыпучих грузов, за исключением валунов и камней, которые могли повредить кузов. Для обеспечения надежного закрытия боковых и выдвижных панелей в конструкции установлен торсионный механизм. В открытом положении боковины удерживаются металлическими цепями. Для удобства водитель может осуществлять процесс разгрузки с обеих сторон с помощью электропневматического пульта дистанционного управления, не выходя из кабины.

Высокая степень унификации с узлами и механизмами других автомобилей КАМАЗ позволила легко наладить техническое обслуживание и ремонт грузовиков в крупных транспортных компаниях, совхозах и колхозах. В постсоветское время грузовик также хорошо зарекомендовал себя в небольших строительных организациях и фермерских хозяйствах. Тип 8527 грузоподъемностью 7 тонн рекомендуется использовать в качестве основного прицепа, чтобы за один рейс можно было перевезти вдвое больше груза. тягач КАМАЗ 55102 обладает следующими несомненными преимуществами

  • Прочная рама.
  • Две ведущие оси со сдвоенными шинами обеспечивают хорошую проходимость на грунтовых дорогах и в полях.
  • Кузов и боковины, которые могут быть оснащены тентами для снижения потерь при перевозке урожая.
  • Три режима работы гидравлических опрокидывающих цилиндров позволяют производить разгрузку на одну из трех сторон.
  • Эксплуатационные расходы относительно невелики.

Автомобиль также оснащен традиционно надежным двигателем КАМАЗ и имеет возможность дооснащения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру