Экскаватор ЭО 4321

ЭО-4321″ был многоцелевым пневмоколесным гидравлическим полноповоротным экскаватором, второй машиной такой конструкции в истории советской промышленности. Он принадлежал к 4-й по величине группе. Он выпускался Киевским экскаваторным заводом с 1972 по 1993 год». Лопата EA-4321 была одной из самых популярных и широко доступных отечественных лопат. За годы производства было выпущено три модернизированных варианта этой машины: ‘EO-4321A’, ‘B’ и ‘V’ (также известный как ‘Atek-881’). Все эти версии будут рассмотрены в данной публикации.

Серийное производство экскаватора ЭА-4321 началось в 1972 году в Киеве. Новая машина присоединилась к первым в стране гидравлическим полноповоротным экскаваторам — с 1970 года в Ленинграде, а затем в Калинине, где она выпускалась в составе трехмерной группы ‘ЭО-3322’.

Об истории модели и предприятия

Киевский экскаваторный завод — одно из старейших машиностроительных предприятий страны. Он был основан в 1898 году как завод по производству посевных машин и другой сельскохозяйственной техники. Многие рабочие этой фабрики принимали участие в революционной деятельности и активно участвовали в установлении советской власти после 1917 года. После 1918 года завод стал называться «Красный Пахарь».

Первый многоковшовый открытый экскаватор, модель МК-1, был выпущен в 1934 году. В 1935 году завод переключил свою специализацию с производства сельскохозяйственной техники на экскаваторы и стал известен как «Красный экскаватор».

Экскаватор ЭО 4321

После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Западную Сибирь, но восстановление предприятия началось сразу после освобождения Киева от фашистов. В 1955 году был выпущен первый в истории СССР гидравлический экскаватор, а в последующие годы завод был приспособлен для производства подобной техники.

После распада Советского Союза завод был переименован в «Атек». Он регулярно анонсировал и рекламировал выпуск новых, более совершенных моделей экскаваторов, но на деле приходил в упадок, а его мощная материально-техническая база разбазаривалась и разворовывалась. Завод пережил несколько банкротств и рейдов — «маски-шоу» чиновников УВД и «вооруженных людей в форме».

С декабря 2014 года на территории завода располагается учебная база националистического полка «Азов», а остальное имущество разбирается и вывозится на металлолом и стройматериалы. Последняя продукция завода «Атк» — башня-близнец, построенная на бульдозере на базе танка Т-64 (!). Единичный экземпляр танка «Азовец».

Сфера применения и особенности модели

EO-4321″, ковш которого вмещает 1-1,2 кубических метра грунта, используется для землеройных и погрузочных работ в городском, промышленном, сельскохозяйственном и транспортном строительстве. Работает по следующим направлениям: разработка неконсолидированных грунтов I-IV классов; разрыхление вечной мерзлоты; разрушение старых асфальтовых покрытий; погрузка сыпучих материалов и сыпучих пород в самосвалы; работы по выравниванию полей.

Экскаватор EA 4321

Экскаватор имеет прочную и долговечную конструкцию, все его компоненты изготовлены из высокопрочной стали. Рама жесткая и сварная, с гидравлическими аутригерами и бульдозерными отвалами в передней части. Шасси пневматическое, с широкими шинами, задним ведущим и передним управляемым мостами. Гидравлическая система, топливный бак объемом 320 литров, двухвальный поршневой насос, система безопасности с предохранительным клапаном и рабочим давлением до 320 МПа смонтированы на поворотной платформе.

Технические характеристики

  • Размеры: длина — от 5,2 до 9,9 м; ширина — 2,84 м; высота — 3,99 м
  • Масса — 17,8 т; со стандартной обратной лопатой — 19,5 т.
  • Максимальный радиус копания — 9,23 м; максимальная глубина копания — 6 м.
  • Высота выгрузки — 5,6 м; радиус выгрузки — 5,4 м.
  • Усилие опрокидывания ковша — 11 500 кгс;
  • Радиус, описанный на конце платформы — 2,7 м.
  • Ширина платформы — 2,7 м.
  • Просвет поворотной платформы — 1,47 м.
  • Расстояние между осями — 2,8 м.
  • Количество оборотов платформы в минуту — до 12.
  • Высота аутригеров — 2,225 м.
  • Транспортная скорость — до 20 км/ч.
  • Радиус поворота — 7,3 м.
  • Преодоление уклона трассы — 23 градуса.
Читайте также:  Зерноуборочный комбайн Нива СК-5

Экскаватор ЭО 4321

Двигатель

Первоначально экскаватор «ЭО-4321» оснащался четырехцилиндровым дизельным силовым агрегатом под маркой «СМД-14», затем «СМД-15Н». Эти двигатели развивали номинальную мощность 61,1 кВт или 83 л.с. и рабочую мощность 58,8 кВт или 80 л.с.

Модели EO-4321B и EO-4321B также оснащались четырехцилиндровым, но более мощным дизельным двигателем SMD-17H, мощность которого увеличилась до 73,55 кВт или 100 л.с. Все эти двигатели производились на Харьковском моторном заводе «Серп и Молот».

Технические характеристики двигателя SMD-17H

  • Рабочий объем — 6,3 литра.
  • Скорость — 1950 об/мин.
  • Диаметр цилиндра — 120 мм; ход поршня — 140 мм.
  • Степень сжатия — 17.
  • Масса двигателя — 735 кг.
  • Расход топлива — 210 г/кВтч (155 г/л.с.).
  • Объем топливного бака — 320 литров.

Для облегчения запуска двигателя в зимний период двигатель экскаватора дополнен пусковым предпусковым подогревателем ПЖБ-400.

Экскаватор ЭО 4321

Расход Топлива

Удельный расход топлива EO-4321 составляет до 210 (155) г/кВтч (граммов в час), а емкость топливного бака — до 320 литров.

Гидравлическая система

Функции экскаватора приводятся в действие гидравликой. Гидравлическая система включает в себя бак, гидравлический насос, блок управления и дозирования, фильтр рабочей жидкости, исполнительные механизмы, систему сервоуправления, гидравлику рулевого управления, трубопроводы и систему охлаждения рабочей жидкости.

В сочетании с гидравлическим сервоуправлением гидравлическая система экскаватора обеспечивает управление скоростью и согласование поворотных движений стрелы, рукояти и ковша.

Ходовая часть

Ходовая часть экскаватора ЭО-4321 состоит из сегментной изогнутой рамы, переднего и заднего ведущих мостов и механизма поворота колес переднего моста (с помощью гидропривода). Передняя ось экскаватора подвешена на специальном шарнире в передней части рамы.

Экскаватор оснащен немеханической трансмиссией с главной передачей в виде планетарных конических шестерен. Трансмиссия приводится в действие непосредственно гидромотором, что обеспечивает значительное ускорение.

Усилительная и тормозная система экскаватора ЭО-4321 работает от пневматического привода. Экскаватор оснащен широкопрофильными пневматическими шинами (1300 (530-533) мм).

Гидравлическая система установлена на поворотной платформе и состоит из двухвального поршневого насоса, предохранительных и распределительных клапанов, привода поворота и масляного бака. Гидравлическая система находится под давлением 320 МПа.

Рабочее оборудование установлено перед поворотным столом; противовес расположен сзади поворотного стола. Основным элементом рабочего оборудования является стрела, которая соединяется со вставкой при помощи штифта, позволяющего регулировать ее вылет. При установке прямой лопаты вставка стрелы обратной лопаты заменяется на вставку стрелы прямой лопаты. Экскаватор ЭО-4321 оснащен бульдозерным отвалом (спереди) и аутригерами (на задней балке). Выносные опоры имеют гидравлический привод.

Экскаватор ЭО 4321

Рабочее оборудование

Лопаты: реверсивная лопата с четырьмя лопатами, прямая лопата с двумя лопатами, грейфер с удлиненными и узкими челюстями, челюстной грейфер, узкая лопата с очистительной лопатой объемом 0,5 куб. м и 1 куб. м, две контурные лопаты объемом 1 куб. м с наклоном 30° и 45°. Помимо ковшей, сменное оборудование для этого экскаватора включает гидромолоты, разрыхлители и блоки крюка крана. Для различных рабочих параметров предлагаются различные стрелы и длина стрелы.

Рабочее оборудование, дизельный двигатель SMD, топливный бак, бак для гидравлического масла, кабина с панелью управления, распределительное устройство, аккумуляторный ящик и высокомоментный радиально-поршневой гидромотор для поворота установлены на рабочей платформе, которая опирается на раму шасси с помощью роликового опорно-поворотного устройства.

Характеристики ковша:

  • Тип — Основной, копающий ковш.
  • Минимальный объем ведра, которое можно установить, составляет 0,65 куб. м.
  • Наибольший размер ковша составляет 1,6 кубических метров.

Экскаватор ЭО 4321

Устройство

Основными компонентами экскаватора модели «ЭО-4321» являются: рабочее оборудование (стрела и элементы, ковш, соединенный со стрелой, ковш и т.д.), силовая установка (дизельный двигатель «СМД» с гидравлическим насосом), ходовая часть на пневмоколесном ходу, механизм трансмиссии, трансмиссионная платформа и гидравлическая система, электрооборудование и кабина с контроллером.

Габаритные размеры

  • Общая длина — 9900 мм.
  • Ширина по колесной платформе составляет 2840 мм.
  • Полная высота кабины составляет 3990 мм.
Читайте также:  Карьерный самосвал БелАЗ-7555

Кабина экскаватора

Кабина обеспечивает минимальный комфорт для оператора экскаватора. Кабина оснащена эффективным отопителем.

Неоспоримым преимуществом экскаватора является его универсальность». Модель «EO-4321» демонстрирует эффективную работу с 21 дополнительным навесным оборудованием, с одинаковым качеством исполнения для широкого спектра работ. Во многом благодаря своей универсальности экскаваторы этой марки получили самое широкое распространение в СССР и в «братских странах».

Использование гидравлических приводов и колес с прямым приводом обеспечивает гибкость управления скоростью и тягой машины в условиях, близких к предельным. Экскаватор очень хорошо управляется при передвижении по строительной площадке. Прочный бульдозерный отвал, помимо своего основного назначения, при необходимости используется для стабилизации, в дополнение к гидравлической навеске, для которой он подготовлен.

Недостатками являются короткий срок службы гидравлических шлангов, которые могут протекать и требуют частой замены, и рама в нижней части поворотного стола, которая имеет определенные слабые места. В случае перегрузки перед кольцом, к которому крепится поворотный стол, могут появиться трещины. В этом случае к раме приваривается усиленный рельс. Кроме того, EO-4321 демонстрирует завидную надежность и долговечность. Это можно проиллюстрировать на примере некоторых образцов этой технологии, которые сошли с конвейера в конце 1980-х годов, но до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Модификации

Базовая модель экскаватора — «ЭО-4321» — выпускалась с 1972 по 1983 год. Отличается моноблочными аутригерами, немоноблочной стрелой и двигателем SMD-14 (80 л.с.). Ширина экскаватора составляет 2,84 метра.

Первая модернизация экскаватора была проведена в 1983 году. Это было сделано для усовершенствования гидравлической системы и увеличения рабочего объема стандартной обратной лопаты (0,63 против 0,5 м³). Новая версия — «EO-4321A» — также получила новую стрелу и кронштейн длиной 3,15 м вместо 2,93 м у базовой модели.  Глубина копания также увеличена: она составляет 6 метров, а радиус поворота — 9,3 метра. Максимальная высота опрокидывания также была увеличена на 10 см. Аналогичным образом были изменены параметры различных запасных частей для экскаватора.

Экскаватор ЭО 4321

Для «EO-4321A» была разработана новая рама с повышенной устойчивостью. Эти разработки являются результатом конкретного практического опыта работы с этим экскаватором. В частности, гидравлическая система была перепроектирована, так сказать, «по просьбе трудящихся», поскольку шланги часто не выдерживали своего ресурса и начинали протекать вскоре после начала эксплуатации экскаватора. Гидравлическая система стала более надежной и оснащена рабочими шлангами с увеличенным сроком службы.

Встретить «EO-4321A» на улицах современных городов при нынешней загруженности дорог невозможно. Благодаря повышенной устойчивости рамы ширина экскаватора в этой модификации увеличена до 3,10 м. Это неприемлемо для современных габаритов дорог (более 2,5 метров требует специального разрешения, более 3 метров — даже сопровождения машины ГИБДД). В этом отношении такие модификации можно увидеть только в некоторых карьерах, где нет ограничений по размеру движения.

ЭО-4321А» был удостоен золотой медали на Всероссийской выставке достижений народного хозяйства в Москве.

Последующая модернизация экскаватора привела к запуску серийного производства модели «EO-4321B». Он выпускался с 1988 по 1990 год. Эта модификация отличалась от предыдущей модели более мощным двигателем —— МД-17Н вместо МД-15Н, а также монострелой (изогнутой), немоно аутригерами (пластины перемещались относительно штанг), в кабине были установлены другие приборные панели и джойстики. Вращающаяся рама была укреплена и сделана более прочной. Опыт эксплуатации показал, что иногда рама не выдерживала перегрузки и ломалась, не успев закрепиться на кольце поворотного круга. Необходимо было усилить раму, приварив к ее нижней части направляющую.

Новый увеличенный ковш обратной лопаты вместимостью 1 куб. м имеет серповидные боковые режущие кромки и дополнительное отверстие для навесного бруса, что позволяет увеличить усилие копания и улучшить наполнение ковша при работе на максимальной глубине копания.

Новый модифицированный экскаватор на 26 см короче и избавился от излишней ширины — «EO-4321B» стал 2,84 м вместо 3,10 м. Новый ковш может использоваться на тяжелых грунтах до категории IV; увеличен диаметр поршня гидроцилиндра ковша, что увеличило усилие резания со 120 кН до 150 кН; установлены усиленные стрела и ковш обратной лопаты для повышения надежности и долговечности основных компонентов рабочего оборудования; внедрены новое шасси и улучшенная рама.

Читайте также:  Mercedes-Benz Actros

Были внесены эффективные изменения в конструкцию центрального коллектора гидравлической системы, клапанов и предохранительного оборудования; установлены новые фильтры с бумажными фильтрующими элементами типа Regotmas для увеличения срока службы компонентов гидравлической системы; пневматическая система была модифицирована для обеспечения безопасных условий и улучшения ее быстрого действия: тормозной путь был сокращен с 9 метров до 6-7 метров; конструкция кабины и платформы обслуживания Были внесены изменения, значительно улучшающие условия труда оператора.

Экскаватор «ЭО-4321В» имеет годовую эксплуатационную производительность 119,35 тыс. куб. м, что на 16% выше, чем у предыдущей модификации «ЭО-4321А».

Наконец, «ЭО-4321Б» (который также является «Атек-881» согласно индексу новых систем Киевского экскаваторного завода. Единственное отличие между конверсией «В» и конверсией «Б» заключается в другом гидромоторе для поворота платформы. На «EO-4321B» гидромотор расположен в нижней части платформы, непосредственно на опорном опрокидывающем устройстве, на «EO-4321B» установлен другой гидромотор улучшенной конструкции, который значительно меньше первого. Он был установлен на верхней части платформы, и для его верхней части необходимо было проделать небольшое отверстие в крыше.

Преимущества и недостатки

Универсальность машины заключается в возможности установки необходимого оборудования на гидравлическую шарнирную систему с последующим его демонтажем. Возможна замена обратной лопаты. Их несколько, с разной мощностью. Кроме того, этот основной рабочий инструмент может быть демонтирован и заменен грейфером, клещами, молотком с зубилом или рыхлителем. Машина работает при 40% мороза (почва не покрыта льдом) и 40% тепла. Следует отметить, что экскаватор является экономичным и эффективным. Несмотря на множество преимуществ, у этой машины есть и недостатки. При длительной эксплуатации гидравлические шланги могут дать течь. При чрезмерном усилии качающаяся рама может лопнуть.

Экскаватор ЭО 4321

Модель четвертой группы специализированной техники, которая работала (и продолжает работать) в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве. В армии эта машина раньше использовалась в технических подразделениях. Однако технические характеристики EA 4321 были не такими хорошими, как у западных машин этого типа. Поэтому в 1983 году грузовик был модернизирован, и была выпущена модель A. Двигатель остался прежним, но мощность обратной лопаты была увеличена. Была усовершенствована гидравлическая система. Через три года после начала производства, в 1986 году, выпуск модели А был прекращен. Началось производство модели EA 4321B. По своим характеристикам он значительно отличался от двух предыдущих моделей. Двигатель был заменен, лопата была усовершенствована, а поворотная рама была сделана более прочной, чтобы не сломаться в случае перегрузки.

Однако, поскольку даже усовершенствованная машина не была так хороша, как ее западный аналог, ЭО-4322 пошел в производство в 1989 году. После распада Советского Союза киевский завод «Красный экскаватор» был переименован в ЗАО «Атек». ЭО-4322 был модернизирован. Производство Atek 4321 началось по номенклатурной классификации переименованного завода. Однако считается, что это модель 4321B, так как она повторяет все особенности машины 1980-х годов. Единственное отличие от предыдущей модели заключается в том, что они сделали другой дизельный двигатель, а гидравлический мотор был установлен сверху платформы, а не снизу, как это было у всех подобных экскаваторов, выпущенных в 1990-х годах. Его можно определить по характерному желто-красному покрытию. Производство этой машины сейчас находится под подозрением. Обанкротившийся завод не работает уже несколько лет. знаменитые экскаваторы 70-х и 80-х годов можно приобрести из вторых рук. Они до сих пор успешно работают на всей территории бывшего Советского Союза, включая Россию. Современным аналогом этой машины является российский ЕК-18.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру