Бульдозер Т-800

Невозможно передать впечатляющие размеры и непреодолимую мощь сверхтяжелого трактора «Т-800», разработанного специально для использования в составе огромного бульдозера и крекера. Но если подойти поближе, а еще лучше — увидеть своими глазами, как эта удивительная машина перемещает огромные объемы грунта или уплотняет скалу размером с большой частный дом, невозможно не испытать искреннего восхищения Т-800. По сравнению с обычным тягачом, Т-800 — это то же самое, что среднеразмерный самосвал БелАЗ. Да, это было первое, что пришло мне в голову.

Об истории

Выпущенная в 1983 году на Челябинском тракторном заводе, эта модель вошла в Книгу рекордов Гиннесса в 1990 году как самый производимый в мире бульдозер. Даже в конце 2010-х годов Т-800 все еще находится в «списке тяжеловесов», занимая четвертое место среди самых больших и производимых бульдозеров в мире. В Европе T-800 по-прежнему уступает по мощности только Caterpillar и Komatsu.

Между тем, последний трактор этой модели был построен в 1999 году. Всего было выпущено девять машин, все по специальному заказу, для выполнения конкретных задач.

Бульдозер Т-800

В частности, первое «боевое крещение» нового бульдозера-гиганта (другой заводской индекс которого — «Т-75.01») получила строительная площадка Южно-Уральской атомной электростанции. Американский супербульдозер Intern, работающий на этом объекте, не имел достаточных ресурсов для удаления одного из особо сложных участков породы. По просьбе региональных властей директор ЧТЗ Николай Ложченко привез Т-800 на площадку.

Очевидцы вспоминали поистине эпическую сцену: Т-800 упирался в скалы своими трещащими зубами и таранил их там, где никакая другая тяжелая техника ничего не могла сделать. Огромные куски породы разлетались в стороны, создавая шум и разлетаясь яркими искрами. Этот уральский гигант не нуждается в дополнительной рекламе. Ее помощи настойчиво просили на всех великолепных строительных площадках.

Результаты, показанные «Т-800» при реконструкции знаменитой Магнитки, не менее впечатляющи. Двухнедельная скорость производства японской «Komatsu» была сделана всего за одну смену.

Следующим заказчиком этого тяжелого бульдозера стал алмазный рудник вблизи города Мирный (Якутия). Во время взрывных работ в карьере в драгоценных камнях появились микротрещины, значительно снижающие их стоимость. использование Т-800 позволило обойтись без дальнейших взрывных работ. Для доставки самого большого в мире бульдозера на рудник потребовался самый большой в мире самолет — Ан-225 «Мрия».

Аэропорт Баландино в Челябинске». У «Т-800» не было никаких приспособлений, пока его не погрузили в «Мрию».

Т-800 имел хорошие перспективы для использования в народном хозяйстве: на крупных мелиоративных объектах, в железнодорожном и дорожном строительстве. Но в прошлом они оставались с Советским Союзом. Уже упомянутая Южно-Уральская атомная электростанция была одной из двух десятков (плюс еще восемь в странах «социалистического лагеря»), строительство которых было прекращено в конце 80-х — начале 90-х годов.

Читайте также:  Трактор Кировец К-20

В эти мегапроекты были вложены огромные деньги, но все они были потрачены впустую. Последний бульдозер, «Т-800», был изготовлен для иностранного заказчика в 1999 году. Производство этого «супертяжелого» бульдозера вряд ли продолжится сегодня, поскольку Челябинский тракторный завод в его прежнем виде уже не существует.

Интересно, что такой же «заводской индекс» был присвоен вымышленному кибернетическому организму в фильме «Терминатор», вышедшем в 1984 году. Искусственный робот «Т-800», которого сыграл Арнольд Шварценеггер, стал для выдающегося спортсмена «лучшим моментом» в съемках фильма. Сам фильм стал суперпопулярным во всем мире, породив множество сиквелов и пародий. А его главный герой, робот Т-800, стал одним из самых узнаваемых персонажей в истории кино.

Сфера применения

T-800″, также известный как «T-75.01», имеет номинальную тягу 75 тонн (и, таким образом, относится к 75-му классу тяги!). , с максимальной тягой 140 тонн. Такая мощность подходит для выполнения особенно значительного объема энергоемкой работы. Там, где важна высокая производительность и способность быстро реагировать на серьезные проблемы.

Сюда входят вскрышные работы в горнодобывающей промышленности, земляные работы на дорогах и дорожных развязках, дренажные каналы, нефте- и газопроводы и особенно крупные промышленные проекты. T-800 также подходит для активного использования в различных средах, включая скальные породы и вечную мерзлоту в экстремальных климатических условиях (открытые горные работы).

Чтобы сделать это сверхтяжелое оборудование еще более мощным, предлагаются два типа гусениц — специальные шеститонные гусеницы для твердых пород и специальные восьмитонные гусеницы для мягкого грунта. Это снижает давление на грунт до 0,0914 МПа (0,932 кг/см2).

Бульдозер Т-800

Технические характеристики

  • Размеры трактора: длина — 7,945 м. Ширина — 4,185 м. Высота — 4 775 м.
  • Длина трактора с бульдозером и рыхлителем — 12,4 м. Ширина захвата трактора с бульдозером и рыхлителем — 6 м. Высота трактора с бульдозером и рыхлителем — 4,775 м.
  • Колесная база — 6 220 м. Трек — 2 880 м.
  • Рабочая масса, с бульдозерным и рыхлительным оборудованием — 106 тонн (с оборудованием 29,5 тонн). Эксплуатационная масса трактора — 76,5 т.
  • Максимальная тяговая способность трактора — 140 тонн, номинальная — 75 тонн.
  • Т-800″ движется со скоростью 10,6 км/ч в прямом направлении и 14 км/ч в обратном.
  • Ширина гусеничного башмака составляет 700 или 850 см. Расстояние между ними составляет 290 мм.
  • Количество гусеничных башмаков на сторону — 8, количество опорных катков на сторону — 2.
  • Количество обуви на дорожке — 47.
  • Высота гусеничных башмаков — 100 мм.
  • Давление на грунт при ширине башмака 850 мм: для тракторов — 0,0914 МПа; для тракторов с бульдозерами и крекерами — 0,158 МПа.
Читайте также:  ЗИЛ-4331

Двигатель сверх-бульдозера

Челябинский «богатырь» Т-800 оснащен четырехтактным шестицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 6ДМ-21Т с интеркулером, непосредственным впрыском топлива и газотурбинным нагнетателем.

Производителем этих энергоблоков был Уральский турбинный завод в Екатеринбурге (Свердловск). С 1976 по 2004 год он был известен как Завод турбинных двигателей. Характерно, что некоторые из легендарных тяжелых БелАЗов оснащались такими же двигателями.

Двигатель «6ДМ-21Т» имел систему принудительной смазки с сухим картером и мог разгонять огромные машины до скорости заднего хода 14 км/ч и скорости переднего хода 10,6 км/ч. По данным производителя, удельный расход топлива двигателя ‘6DM-21T’ составляет примерно 800 г/кВтч.

Параметры дизельного двигателя ‘6ДМ-21Т’.

  • Рабочий объем — 43,64 л.
  • Мощность — 603 кВт (820 л.с.).
  • Диаметр цилиндра — 210 мм.
  • Ход поршня — 210 мм.
  • Скорость — 1500 об/мин.
  • Емкость топливного бака — 2050 литров топлива.

Топливная система

T-800 оснащен топливным баком емкостью 2050 литров.

Трансмиссия

Машина отличается высоким качеством передачи мощности специальной гидромеханики. Он состоит из следующих компонентов.

  • Карданное оборудование.
  • Поворотный модуль.
  • Трехколесный гидротрансформатор.
  • Дополнительный конический редуктор.
  • Усиленные тормоза.

Функциональная коробка передач, способная обеспечить четыре передачи вперед и две передачи назад.

Бульдозер Т-800

Преимущество этой технологии в том, что рулевой механизм, коробка передач и проскальзывающая муфта главного тормоза работают на масле и не требуют регулировки.

Гидравлика

Гидравлическая система характеризуется двухступенчатой, а также раздельной и коллективной гидравлической системой со специальными насосами.

Наличие современного навесного оборудования эффективно контролируется при нейтральном положении рычага разгрузки.

Ходовая

Этот элемент конструкции оснащен не только торсионной подвеской, но и надежными опорными катками и независимыми рессорами.

Смазка может осуществляться с помощью специальной закрытой системы смазки, что значительно увеличивает время работы машины.

Электрика

Электросистема питается от четырех аккумуляторов. Мощность генератора составляет 3,5 кВт, а номинальное напряжение сети — 17 вольт. Следует отметить, что агрегат оснащен автоматической системой управления, которая функционирует как во время работы, так и когда агрегат находится в неподвижном состоянии.

Устройство

Специально для этой модели бульдозера была разработана модернизированная рама, а гибкая подвеска, модифицированная для легкого ремонта торсионов, обеспечивает максимальную плавность хода и стабильно высокую рабочую скорость.

Т-800″ оснащен гидромеханической трансмиссией, которая включает в себя карданную передачу, 3-колесный одноступенчатый гидротрансформатор и модуль, состоящий из рулевого механизма, 3-осного редуктора, конического редуктора и стоп-тормоза.

Коробка передач бульдозера имеет 2 передачи заднего хода и 4 передачи вперед. Регулировка не требуется, так как привод поворота, дисковое сцепление коробки передач и стояночный тормоз погружены в масло.

Читайте также:  Трактор МТЗ-1523

Управление Т-800 осуществляется с помощью двух рычагов на панели управления. Когда двигатель работает, вы включаете педаль, нажимая на педаль стоп-тормоза. Бульдозер также оснащен функцией автоматического торможения при внезапной остановке двигателя.

Бульдозер Т-800

T-800 оснащен подвеской с торсионными пружинами и независимым шасси для каждого опорного катка. Срок службы этого элемента значительно увеличивается благодаря установке закрытых гусениц со смазкой (башмаки (гусеницы) шарнирно соединены и закрыты).

Применение упругой подвески с демпфирующими элементами и опорно-поворотными катками предназначено для снижения величины ударной нагрузки на раму трактора и трансмиссию ходового привода при работе бульдозера на скальных и мерзлых грунтах. Кроме того, упругая катковая подвеска позволяет увеличить поверхность контакта гусеничной машины с грунтом при движении по пересеченной местности, что в свою очередь повышает тяговые характеристики тяжелых машин марки «Т-800».

Бульдозер оснащен раздельной двухступенчатой гидравлической системой с шестеренчатым насосом. Они снимаются навесным оборудованием, когда рычаг управления находится в нейтральном положении». T-800 имеет отдельные селекторы управления для бульдозерного и траншеекопательного оборудования. Полнопоточный фильтр устанавливается на сливную линию гидравлического бака.

Объем технического бака T-800 составляет 2050 литров для топливного бака, 383 литра для системы охлаждения, 225 литров для системы смазки двигателя и 200 литров для трансмиссии и заднего моста.

Электрооборудование бульдозера Т-800 состоит из четырех аккумуляторов и генератора мощностью 3,5 кВт. Электрооборудование рассчитано на напряжение 17 вольт.

Кабина

Особого внимания заслуживает кабина бульдозера. Он рассчитан на два места и изготовлен из металла с тепло- и звукоизоляцией и двойным остеклением. Объем кабины составляет 3 кубических метра.

Она отделена от основной конструкции с помощью резиновых амортизаторов, что повышает уровень комфорта. Кабина также включает ограждение, установленное на стойке.

Бульдозер Т-800

Управление

Управление осуществляется с помощью пары рычагов, расположенных на пульте дистанционного управления. Их можно активировать, нажав на педаль, которая является частью специального тормоза для остановки. Кроме того, бульдозеры этой марки имеют надежное автоматическое устройство, которое необходимо в случае внезапной остановки двигателя.

Описание навесного бульдозерно-рыхлительного оборудования

В передней части T-800 находится полусферический, гидравлически откидывающийся нож с изменяемым углом реза. Его ширина составляет 6 метров, а высота отвала — 2,60 метра. Вместимость отвала составляет 26,2 кубических метров. Максимальная глубина ковша на уровне земли составляет 80 см, а угол наклона отвала составляет 8 градусов.

Сзади расположен однозубый траншеекопатель с регулируемым наклоном и максимальной глубиной проникновения 80 см.

Бульдозер Т-800

Ремонт и ремонтопригодность

Эти машины относительно просты в использовании. Необходимый ремонт может быть произведен без проблем, так как трактор является продуктом российского производителя и все необходимые запасные части всегда имеются в наличии.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру