МАЗ-537

Тягач МАЗ-537 — это военный тягач с оригинальной компоновкой. Многие люди в детстве были очарованы этими огромными военными машинами, дизайн которых напоминал Луну в космосе. Мало кто знает, что это автомобили МАЗ-537, выпускавшиеся на Минском автомобильном заводе с 1959 по 1965 год.

В 1963 году производство перешло на Курганский завод колесных тягачей, где они выпускались до 1989 года. Тягачи МАЗ-537 имели грузоподъемность 50 тонн, поэтому в советский период они использовались для перевозки тяжелых танков, бульдозеров и перевозки крупногабаритных грузов, которые не могли перевозить обычные грузовики.

История 537-й серии

Первые курганские грузовики были собраны в 1963 году. В то время они собирались по «белорусской» технологии из полученных деталей. Из-за отсутствия оборудования и опыта в серийном производстве, не удалось произвести 537-й вовремя, и его производство началось только в 1965 году. Первые экземпляры были точными копиями минской модели. Тот же двигатель, коробка передач, тормоза и подвеска.

Кабина была полностью металлической и вмещала четырех человек. В потолке имеется люк для дополнительной вентиляции кабины. Прожектор, установленный на крыше, может быть включен в ночное время. Пилот может регулировать свое кресло как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Стандартная версия МАЗ-537 — это двухсветофорный грузовик. Модель с тремя светильниками изготавливается на заказ. Перевозка грузов осуществляется на трейлерах грузоподъемностью 50-52 тонны.

В течение 15 лет различные версии 537-го имели незначительные технические отличия. Они были упрощены путем изменения дизайна, модернизации или полного исключения. Узнать новые модификации можно по отделке салона. С каждой новой моделью это становилось все проще. Это не оказывает никакого влияния на работу.

Первое поколение

Существовало шесть версий, получивших индексы A, G, D, C, E и K. Первые три собирались в Минске, остальные три были разработаны в СКБ-1, но производство осуществлялось в Кургане. Курганские грузовики унаследовали от минских ряд внешних особенностей дизайна, которые не очевидны с первого взгляда.

Они включают вертикальные воздухозаборники, которые позволяют дополнительному воздуху поступать в моторный отсек и охлаждать двигатель. Воздухозаборник, через который воздух поступает в кабину, расположен рядом с круглыми фарами. То же самое относится и к зеркалам заднего вида.

Читайте также:  Грузовик МАЗ-4371 Зубренок

МАЗ-537.

Второе поколение

В 1970-х годах появилось второе поколение. Воздухозаборники стали коробчатой формы с простыми прорезями под ними. Обзорность дороги была улучшена за счет увеличения зеркал заднего вида. Крылья стали плоскими и были расширены до оси посередине. Доступ к петлям и лебедкам осуществлялся по лестницам. Некоторые грузовики были оснащены экспериментальной отделкой, но это не было распространено.

МАЗ-537

Третье поколение

В конце 1970-х годов было представлено третье поколение тягачей МАЗ-537. Изменений в дизайне было немного, но грузовик стал «суровым» — его лишили всех декоративных элементов. Некоторые изменения коснулись воздухозаборников и фар.

МАЗ-537

Четвёртое поколение

Четвертое поколение появилось в 80-х годах. Главным отличием было отсутствие защитного кожуха на топливном баке.

После того, как Советская Армия насытилась этим типом грузовиков, был налажен экспорт грузовиков в дружественные страны: Африку, Азию, Ближний и Средний Восток. За годы сборки было выпущено 80-100 000 экземпляров. Многие из них работают и сегодня.

МАЗ-537

Применение транспорта в армии

Для Советской Армии было выпущено несколько базовых модификаций МАЗ-537.

«А»

производился с 1964 по 1969 год. Цельнометаллическая платформа была укорочена и имела грузоподъемность 15 000 кг. Лебедка располагалась между кузовом и моторным отсеком и могла тянуть грузы весом до 15 тонн.

Машина использовалась на аэродромах и в ракетных частях. Он может легко перевозить самолеты по взлетно-посадочной полосе, а также тяжелые баллистические ракеты. Для помощи водителю в перемещении этих тяжелых транспортных средств используется гидравлический привод.

МАЗ-537

«В»

Он выпускался с 1965 по 1985 год. Это был седельный тягач, который мог перевозить автопоезда весом до 62 тонн. В связи с некоторыми изменениями в конструкции максимальная нагрузка на сцепку была снижена до 18 тонн. Седельно-сцепное устройство было перемещено в заднюю часть. Это изменение позволило перевозить грузы неправильной формы.

Использовались полуприцепы с ракетным оборудованием для различных ракетных установок. Также возможна перевозка топливных баков емкостью 30 000 литров топлива.

МАЗ-537

«Г»

Он выпускался с 1964 по 1969 год. Эта модификация, полученная из Минска, была выполнена в незавершенном виде. Кое-что пришлось изменить в его конструкции, но серьезных новшеств не было. Тягач МАЗ-537Г использовался для выполнения различных стратегических задач.

Читайте также:  Трактор Владимирец Т-28

Он использовался для перевозки бронетехники весом до 68 тонн и мог двигаться в составе автопоездов весом до 91 тонны. Дополнительная функциональность была достигнута благодаря использованию надежной лебедки: на низкорамный прицеп можно было погрузить груз весом до 15 тонн.

МАЗ-537

Ввод этих грузовиков в эксплуатацию был проблематичным из-за дефектных чертежей, полученных из Минска. Первые контрольные испытания выявили более 100 дефектов различной степени. После завершения проектирования количество неисправностей было уменьшено на 30, но они все еще оставались серьезными. Пока инженеры были заняты устранением дефектов, Курган начал собирать машины по частям, так как Советская Армия отчаянно нуждалась в этой технике.

В третий раз эта версия смогла пройти все тесты без обнаружения каких-либо недостатков. В результате он стал самой популярной моделью в нашей армии: его использовали для транспортировки гусеничной бронетехники по асфальтовым, грунтовым дорогам и бездорожью. Автомобиль позволил отказаться от медленного и стратегически ненадежного способа транспортировки тяжелого оборудования по железной дороге.

«Д»

Он выпускался с 1965 по 1986 год. Главной особенностью грузовика была автоматическая электронная система, которая управляла рабочими и тяговыми механизмами. Максимальный вес поезда составлял 88 тонн. Генератор мощностью 75 кВт был установлен за моторным отсеком.

МАЗ-537

«Е»

Эта модель выпускалась с 1966 по 1989 год. Эта модель представляет собой симбиоз нескольких версий. Он был оснащен кабиной, которая двигалась назад, но была способна перевозить прицеп. Также был установлен генератор с защитным кожухом. Он позволяет передавать энергию на различные системы управления полуприцепом.

В военной сфере он используется в качестве источника жизнеобеспечения ракетных систем и ракет-носителей. Он также использовался в качестве тягача для буксировки различных бронированных машин. В свое время он мог стать источником энергии для других транспортных средств.

«К»

Он выпускался с 1965 по 1969 год. Он использовался в качестве автокрана. Гидравлический кран мог нести грузоподъемность до 16 тонн и был установлен на задней части шасси. Для обеспечения устойчивости во время работы крана использовались четыре аутригера.

После начала производства был выявлен ряд недостатков, которые не позволили крану стать обычной моделью. В его конструкции был предусмотрен избыточный вес, поэтому машина имела низкую проходимость. Главным недостатком была высокая вероятность опрокидывания во время работы. Модель использовалась только для загрузки взрывчатки на ракетные установки.

Читайте также:  ПАЗ-4234

«Т»

Эта модель получила несколько прототипов. Он был предназначен для экспорта в страны с жарким климатом и высокой влажностью. Для этого кузов, кабину и все технические компоненты покрыли изоляционным материалом, чтобы защитить их от влаги. Конечная стоимость оказалась настолько высокой, что от серийного производства пришлось отказаться.

Технические характеристики

  • В кабине могут разместиться четыре человека, она расположена перед двигателем.
  • Двигатель имеет 12 цилиндров и производит 525 л.с.
  • Его максимальная скорость составляет 55 км/ч.
  • Коробка передач имеет 3 скорости.
  • Длина — 8,96 м.
  • Ширина, 2,885 м.
  • Высота 2,88 м.
  • Дорожный просвет — 50 см.
  • Вес — 21 600 кг.
  • Два бака для воды объемом 420 литров.

Тягач МАЗ-537 имеет большие литые стальные колеса с уникальным рисунком протектора, благодаря чему обладает высокой проходимостью.

МАЗ-537

Описание конструкции

Трактор МАЗ-537 несколько отличается от модели «535». Однако колесная база была увеличена, а рама усилена. Четырехместная кабина, установленная на переднем свесе рамы, осталась прежней. Первоначально он сохранил два люка для вентиляции и инфракрасные фары в центре. Позднее они были упразднены.

Внутри грузовика есть не только обычный отопитель, но и отдельный бензиновый отопитель.

За кабиной располагался двигатель Д-12А-525, 12-цилиндровый дизельный двигатель, производившийся в Барнауле и основанный на конструкции легендарного танкового двигателя В-2. С таким двигателем МАЗ-537 потреблял 125 литров топлива на 100 км. Форсирование двигателя потребовало внесения изменений в систему охлаждения и смазки, а также пришлось переместить отопитель.

Коробка передач — гидромеханического типа с блокирующимся гидротрансформатором. Третья передача — прямая, овердрайв отсутствует. Распределительная коробка с двумя передачами является механической. Межосевой дифференциал имеет блокируемый дифференциал, а межосевой дифференциал является самоблокирующимся. В связи с увеличением крутящего момента были изменены передаточные числа.

МАЗ-537

Передние колесные пары автомобиля МАЗ-537 имеют независимую торсионную подвеску и гидравлические амортизаторы, а задние колесные пары не имеют упругих элементов в подвеске. По сравнению с МАЗ-535, торсион становится длиннее и имеет больший диаметр. Универсальный привод компрессора был заменен ременной передачей.

Было решено не использовать систему изменения давления в шинах, и 16-слойные шины были заменены на новые 24-слойные.

Рулевой механизм «шарико-винтовая пара» с гидроусилителем был заимствован у самосвала МАЗ-525. Напряжение сети составляет -24 вольта, используются четыре батареи и генератор постоянного тока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру