ГАЗ-63

ГАЗ-63 Land Cruiser стал первым полноприводным автомобилем, серийно выпускавшимся в Советском Союзе. Вместе с ЗИС-151 он составлял основу советского флота в первые десятилетия после войны. Он производился в Корее под названием Sungri-61 и в Китае под названиями Yuejin NJ230 и NJ230A.

Грузовик хорошо зарекомендовал себя в армии, но был совершенно непригоден для гражданского использования. Перегруженный двигатель не справлялся с работой, захлебывался на полной мощности, и грузовик с максимальной грузоподъемностью потерял свое главное преимущество — проходимость.

История создания модели

Разработка перспективного поколения грузовиков началась в 1937 году. Проект предусматривал создание максимально унифицированного транспортного средства — гражданского грузовика с приводом на заднюю ось и военного автомобиля, оснащенного полным приводом. Это новое поколение грузовиков полностью отличалось от ГАЗ-АА.

Первый прототип ГАЗ-63 появился весной 1939 года, на несколько месяцев раньше своего гражданского аналога. Автомобиль стал первым полноприводным автомобилем, построенным на ГАЗе. Он использовал 76-сильный двигатель Dodge D5 и оригинальную разделительную коробку, которая могла отключать одну или обе оси. Начало Великой Отечественной войны прервало испытания автомобиля, но работы по совершенствованию конструкции на этом не прекратились.

Дальнейшее развитие грузовика происходило под влиянием американских и британских грузовиков Lend-Lease.

В 1944 году был испытан модернизированный прототип ГАЗ-63 с улучшенной кабиной, выполненной по образцу американского «Студебеккера».

Серийное производство планировалось начать в 1945 году, но из-за технических трудностей его пришлось отложить до 1948 года.

Первые грузовики сошли с конвейера в начале осени. Вряд ли кто-то мог представить в то время, что этот внедорожник останется в производстве в течение 20 лет и будет продан в количестве 475 000 экземпляров.

ГАЗ-63

Сфера применения

Экспериментальная партия для окончательных испытаний была выпущена в 1945 году, после чего она была одобрена Сталиным и всем партийным руководством. Серийное производство было начато в 1948 году, через два года после выпуска гражданских моделей. Автомобиль получил высокую оценку и признание тысяч потребителей по всей стране.

ГАЗ-63 способен преодолевать любые препятствия. Пересеченная местность, канавы, водные преграды глубиной не более 80 см, рыхлый снег и многое другое. Он широко используется для перевозки грузов, оборудования и персонала в отдаленные и труднодоступные районы Федерации.

Существует высокий спрос на военные автомобили со стороны гражданского населения. Применение не было столь широко распространено, как в армии. Чаще всего малые серии приобретались для обслуживания сельского хозяйства. Автомобили были перегружены, поэтому быстро приходили в негодность и требовали частого ремонта. Полный привод рассматривался как преимущество в сельской местности, но многие были недовольны одинарной задней осью. В ответ на отзывы клиентов завод разработал версию с двухскатной задней осью.

Автомобиль показал плохое чувство дороги. Он страдал от узких колес и высокого дорожного просвета. Опущенная конструкция нередко приводила к опрокидыванию автомобиля. Особая осторожность при прохождении поворотов требуется водителям специальных транспортных средств. Проблема самовытаскивания решена в модели с индексом «А», которая оснащена лебедкой.

Технические характеристики

Грузоподъемность автомобиля на дороге и на земле, кг 2000 и 1500 4000 и 3000
Вес прицепа, кг 2000 Не используется
Длина, мм 5525 5800 4950
Ширина, мм 2200 2110
Высота, мм 2245 2220
База, мм 3300
Вес обочины, кг 3200 3440 2783
Скорость, км/ч 65 55

ГАЗ-63

Двигатель

Вездеход ГАЗ-63 оснащен карбюраторным двигателем типа ГАЗ-21 мощностью 70 л.с. Двигатель имеет 6 цилиндров, расположенных в один ряд. С системой газораспределения с нижним расположением клапанов. Система охлаждения с центробежным насосом для принудительной циркуляции жидкостей. ГАЗ-21 рассчитан на работу на бензине с октановым числом А-66.

Топливо подается мембранным насосом, который забирает бензин из 90-литрового бака.

Топливный бак был установлен между боковыми элементами рамы под кабиной. Ранние версии автомобиля имели 105-литровый бак, расположенный под платформой левого бокового элемента рамы. После 1949 года этот бак стал опциональным.

Читайте также:  Fiat Doblo

Расход топлива у ГАЗ-63 достигал 25 литров на 100 км (всего на 5 литров больше, чем у гражданского ГАЗ-51). Седельный тягач из-за большего веса грузовика потреблял 35 литров на 100 километров.

ГАЗ-63

Трансмиссия

Двигатель раннего ГАЗ-63 оснащался полуцентробежным сцеплением, оснащенным диском сухого трения. Позже оно было заменено на обычное однодисковое сцепление, которое обеспечивало одинаковое давление на диск во всем диапазоне скоростей.

На внедорожниках устанавливается механическая коробка передач, обеспечивающая четыре передачи вперед. Самая верхняя передача — это передача переднего хода. В конструкции корпуса используются прямые шестерни.

Распределение крутящего момента осуществляется через отдельную коробку передач. Раздаточная коробка соединяется с коробкой передач через карданный вал. Раздаточная коробка ГАЗ-63 имеет прямую и понижающую передачи, а также возможность отключения привода переднего моста.

Раздаточная коробка вездехода соединена с мостом через унифицированный карданный вал.

Валы между раздаточной коробкой и коробкой передач имеют одинаковую геометрию. Эти валы не имеют промежуточных подшипников и оснащены шлицевыми соединениями для обеспечения движения трансмиссии.

Мост ГАЗ-63 имеет полностью ненагруженную носковую втулку полуоси. Редукторы взаимозаменяемы и оснащены конической главной парой с косозубыми зубьями. Конический дифференциал установлен в корпусе моста. На вездеходах нет межосевого дифференциала. Полуоси переднего моста оснащены шаровыми шарнирами Bendix-Weiss.

Вспомогательные приводы

Ранние модели ГАЗ-63 оснащались одноцилиндровым воздушным компрессором, предназначенным для накачивания шин. Компрессор был установлен на картере и приводился в движение коротким валом. Позже компрессор был заменен на вставной насос.

ГАЗ-63А был оснащен лебедкой с приводом от отдельной силовой установки. Коробка имеет три скорости и расположена сбоку от коробки передач. Между лебедкой и выходным валом устанавливается система привода.

ВОМ обеспечивает низкую и высокую скорость для наматывания каната на барабан и скорость для его отпускания. Мощности двигателя достаточно для обеспечения тягового усилия 3500 кг.

Аналогичная коробка отбора мощности использовалась на тракторе ГАЗ-63Д, но с выходным валом, направленным назад.

Эта коробка использовалась для работы привода самосвала на самосвальном полуприцепе ГАЗ-707. С середины 1950-х годов используется упрощенная коробка передач, которая имеет переднюю и заднюю скорости. Последняя версия вседорожника оснащена универсальной коробкой передач, унифицированной с агрегатом автомобиля ГАЗ-66.

Рулевое управление

Автомобиль ГАЗ-63 оснащен механическим рулевым управлением. Рулевой вал соединен с червячным валом, установленным в коробке передач. На валу имеется шарообразный контурный срез. По резьбе проходит двусторонний ролик, соединенный с выходным валом.

На выходном конце коробки передач находится двойная лапа, которая вращает колесо с помощью рычага. Между колесами установлена дополнительная боковая тяга для обеспечения синхронного рулевого управления.

Ранние вездеходы ГАЗ-63 оснащались трехспицевым рулевым колесом диаметром 450 мм, которое позже было заменено на руль диаметром 425 мм.

ГАЗ-63

Тормозная система

Все колеса оснащены тормозами барабанного типа. Тормоза приводились в действие гидравлической системой и не имели усилителя. На ранних вездеходах ГАЗ-63 использовались дисковые стояночные тормоза. Для блокировки колодок использовался рычаг, установленный на полу кабины.

С 1956 года используются барабанные установки с механическим управлением.

Из-за большей массы тракторы ГАЗ-63П и 63Д оснащались гидравлическим вакуумным усилителем в контуре привода тормозов и увеличенным главным тормозным цилиндром.

Подвеска

Вездеход ГАЗ-63 оснащен рессорной подвеской. Кинематика подвески унифицирована — задний конец подвески установлен на качающейся разжимной пряжке для компенсации колебаний длины узла. В передней подвеске используются рычажные амортизаторы, работающие на сжатие и отбой.

Задние рессоры оснащены дополнительными листовыми рессорами.

В армии и некоторых гражданских транспортных средствах используются колеса 18×8 с разъемными бортами и стопорными кольцами. Колесные диски тягачей на базе ГАЗ-63 отличаются от колесных дисков ГАЗ-51.

Устройство машины

В ГАЗ-63 используется клепаная рама из стальных профилей. Боковые стороны рамы состоят из продольных элементов с переменным профилем. Поперечные балки приклепаны к стойкам, за исключением второй поперечной балки, поддерживающей двигатель. Эта опорная балка двигателя является съемной и крепится болтами.

Читайте также:  Седельный тягач МАЗ-64229

Передняя часть рамы заканчивается бампером с двумя буксировочными крюками. На задней поперечине установлен стандартный тяговый механизм с пружинными амортизаторами.

Кабина

Ранние версии ГАЗ-63 имели комбинированную кабину. Из металла были изготовлены каркас кузова, передние ребра, рамка ветрового стекла, приборная панель и рамки боковых дверей. Задняя часть кабины и дверные панели были сделаны из дерева и покрыты тонкой фанерой.

Это придает задней части кабины характерную плоскую форму. В стене имеется смотровое окно, которое закрыто защитной сеткой. Крыша кабины имеет деревянный каркас, поверх которого уложен брезент или тент.

Рама ветрового стекла может быть откинута вверх для вентиляции. На дверях нет поворотных жалюзи, но есть опущенные окна. Для очистки ветрового стекла используется стеклоочиститель с вакуумным приводом.

Ветроочиститель с вакуумным приводом приводится в действие всасыванием во впускном коллекторе, поэтому эффективность очистки ветрового стекла зависит от частоты вращения двигателя.

Особенностью ранних вездеходов ГАЗ-63 было отсутствие отопления в кабине, а также деревянные ступеньки.

Начиная с 1949 года, была представлена переходная кабина цельнометаллической конструкции с закругленной задней частью. Внешняя поверхность имеет вставки из стальных прутьев и крепится винтами. Под дверями имеются крылья и установлены две опорные пластины.

Подножки автомобиля ГАЗ-63 изготовлены из металла. В дверях по-прежнему использовались деревянные детали, но с внешней стороны двери были обшиты стальными пластинами. Этот тип кабины использовался до конца 1957 года, после чего она стала полностью металлической. Кабина имела круглые рамы боковых окон и открытые раздвижные двери.

На боковых панелях капота «Молотов» заменил надпись «Горьковский автозавод». Кабины переходных и поздних моделей оснащались системой отопления и двумя стеклоочистителями с вакуумным приводом.

Интерьер кабины ГАЗ-63 остался прежним, изменилось только качество и материалы отделки. Сиденья пассажира и водителя раздельные, между ними находится рычаг переключения передач. Сиденье водителя можно регулировать по длине. Аккумулятор был установлен под сиденьем водителя, но до 1960 года он крепился на кронштейне на левой стороне рамы.

ГАЗ-63

Кузов

63-я военная машина была оснащена деревянным универсальным кузовом с высокими решетками на боковых и передней стенках. Внутри имеются продольные откидные скамейки. Заднюю дверь можно открыть. В боковых панелях имеются прорези, в которые можно установить банты, чтобы еще больше натянуть тент.

Понятно, что ездить в таком «тяжелом» транспортном средстве не доставляло особого удовольствия, но говорили, что ездить гораздо лучше, чем ходить, особенно для солдат. Согласно паспорту, автомобиль может перевозить по грунтовым дорогам около 1 500 кг. Версии ГАЗ-63А и ГАЗ-63П имеют грузоподъемность 2 500 кг. Кроме того, ГАЗ-63 может буксировать прицепы массой менее 2 000 кг, что значительно расширяет его возможности.

В соответствии с требованиями военных властей конструкторы увеличили емкость топливных баков. Таким образом, основной топливный бак имеет дополнительный бак объемом 105 литров, что обеспечивает запас топлива на 780 км при полной загрузке.

Грузовая платформа

Бортовой ГАЗ-63 оборудован деревянной грузовой платформой, расположенной на раме за кабиной. Погрузка и разгрузка осуществляется через откидную заднюю дверь.

Боковые стороны могут быть расширены путем установки на них сборных конструкционных брусьев. Платформа установлена на раме с помощью деревянных реек. По бокам кузова расположены скамейки с местами для сидения на 12 человек.

Размеры кузова багги ГАЗ-63.

  • Длина — 2940 мм.
  • Ширина — 1990 мм.
  • Высота бортов (боковых и переднего) — 890 мм.
  • Погрузочная высота — 1285 мм.

Откидная задняя дверь автомобиля ГАЗ-63 крепится горизонтально цепями как продолжение пола. По бокам имеются откидные ступеньки для легкого доступа на платформу. Имеются кронштейны для крепления четырех съемных луков. Под полом автомобиля находятся два ящика с запасными частями и бак с 10 литрами моторного масла.

Читайте также:  Автокран Днепр технические характеристики модели КС 5473

В 1953 году были установлены два желтых отражателя спереди и два красных отражателя сзади. Эти отражатели использовались на вездеходе в течение 10 лет, пока на внешнем световом оборудовании ГАЗ-63 не появились пластиковые рассеиватели.

ГАЗ-63

Особенности конструкции

Вездеход ГАЗ-63 построен на рамном шасси. Такая компоновка обеспечивает более короткие передний и задний свесы, что положительно сказывается на геометрии внедорожных возможностей ГАЗ-63. Шины, которые она использует, имеют возможность работать при пониженном давлении, но следует отметить, что это значительно сокращает срок службы резины. Накачка колес производится от работающего двигателя.

Для обеспечения быстрого запуска радиатор ГАЗ-63 был снабжен жаровой трубой, в которую вставлялся факел.

Лампа установлена в правой передней колесной арке. Лампа нагревает пламенем жидкость в радиаторе, а горячий воздух нагревает масло в масляном картере двигателя квадроцикла.

Модификации

Завод выпускал несколько вариантов внедорожника.

  • ГАЗ-63 — базовая версия.
  • ГАЗ-63А — базовая версия с лебедкой грузоподъемностью 4,5 тонны.
  • ГАЗ-63Е и 63АЕ — армейская версия с экранированными силовыми кабелями и оборудованием, версия АЕ оснащена тяговой лебедкой, аналогичной установленной на модели А.
  • ГАЗ-63У и 63АУ — версии для экспорта, различающиеся по качеству изготовления и отделки.
  • ГАЗ-63У и 63АУ — предназначенные для автомобилей, работающих в тропическом климате — оснащены дополнительным охлаждением двигателя и дополнительным фильтром.
  • Тягачи ГАЗ-63П и Д на базе.

На гражданских шасси ГАЗ-63 устанавливаются пожарные цистерны АЦУ-20 и ПМГ-19, рукавный автомобиль АР-1,6 и автомобиль связи АСОП-5. На гражданской службе активно используются автоцистерны АТЗ-2,2 и молоковозы АТЗ-18 и ВЦПТ-1,5.

Шасси и бортовые автомобили ГАЗ-63 широко использовались в Советской Армии. На базе вездехода были собраны танкер TZ-63, нефтеналивной танкер MZ-3904, медицинская машина AC-1, легкая понтонная платформа флота и мобильная радиостанция. Небольшими партиями выпускалась 17-ствольная реактивная установка БМ-14-17. части грузовика были использованы для создания бронетранспортера БТР-40 и плавающего транспортного средства БРДМ-1.

Для армии была построена небольшая партия (не более 9 штук) штабного автобуса ПАЗ-654.

Кабина была оборудована столами и сиденьями для персонала, жестко закрепленными на полу. Имеется радиооборудование, стойка для оружия и дополнительное противопожарное оборудование.

На внешней стороне корпуса предусмотрена лестница. Внутри был установлен вспомогательный обогреватель. Он не был запущен в производство из-за низкой устойчивости и перегруженного шасси.

Санитарный автомобиль AC-3 для перевозки раненых и медицинского оборудования был создан на базе вездехода. Этот цельнометаллический фургон мог перевозить семь лежачих и двух сидячих пациентов. Если перевозятся только сидячие пациенты, вместимость увеличивается до 14 человек. Используется автобусное шасси с амортизаторами и рессорами уменьшенной жесткости на задней оси.

След в истории автомобилестроения

Вездеход ГАЗ-63 послужил основой для производства легких бронетранспортеров БТР-40 и БРДМ-1, которые стали новым оружием Советской Армии и выпускались в большом количестве почти 10 лет.

Разработка знаменитой «Шишиги» ГАЗ-66 была бы невозможна без опыта эксплуатации военного вездехода ГАЗ-63.

Эти открытия позволили улучшить конструкцию и повысить эксплуатационные характеристики нового военного автомобиля.

На сегодняшний день автомобиль ГАЗ-63 все еще находится в эксплуатации. Вездеход использовался для перевозки грузов в условиях бездорожья и в качестве экспедиционного автомобиля. Образцы, выпущенные в первые годы, представляют коллекционную ценность.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая проходимость по бездорожью.
  • Надежная конструкция транспортного средства.
  • Хороший дорожный просвет.
  • Многие детали унифицированы с другими моделями.
  • Относительно низкая цена автомобиля.
  • Небольшие размеры.
  • Возможность транспортировки небольших прицепов.
  • Система полного привода.
  • Хорошая проходимость по бездорожью.
  • Выпускается с различными модификациями.
  • Некоторые модификации получили достаточно мощную лебедку.

Минусы машины

  • Устаревшая каюта.
  • Сиденья не очень удобные и не имеют различных регулировок.
  • Нерегулируемая рулевая колонка.
  • Плохая обзорность из-за длинного капота.
  • В ранних моделях даже не было нагревателя.
  • Слабый силовой агрегат.
  • Небольшое пространство для головы в кабине.
  • Нет усилителя руля и тормозов.
  • Низкая полезная нагрузка.
  • Автомобиль часто переворачивался при поворотах на высоких скоростях.
  • Год производства.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру