Трактор Т-16

Трактор Т-16, или «шасси». — Это, как говорят, детище Харьковского тракторного завода. Это глубокая модернизация самоходного шасси ДШ-14. Конструкторы задумали его как самоходную многоцелевую платформу для широкого спектра сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

Это шасси предназначено для установки междурядного оборудования для обработки почвы: дождевальных машин, культиваторов.

Для заготовки кормов широко используются косилки с боковым ВОМ. Различные типы погрузчиков, самосвальные кузова, длинный список промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, он приобрел наибольшую популярность среди населения как компактный, маневренный и проходимый грузовик.

Он подходит для транспортировки дров в лес и для перевозки песка или гравия на строительные площадки. Благодаря своему переднемоторному корпусу Т-16 получил свое второе народное прозвище — «Нищий»!

История создания

Трактор Т-16

В середине 1950-х годов Харьковский завод тракторных самоходных шасси начал производство и сборку ДСШ-14, который стал началом целой линейки самоходных шасси, ставших очень популярными на территории бывшего Советского Союза.

ДШ-14 имел оригинальную для своего времени конструкцию. Было решено перенести двигатель в заднюю часть кабины, на трубчатую раму в передней части, чтобы установить необходимое оборудование.

Первая машина была выпущена в 1956 году. Дизельный двигатель мощностью 14 л.с. обеспечивал ему скорость 13,7 км/ч, коробку передач с шестью скоростями и вес 1,67 тонны. В такой конфигурации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешел на сборку современного ДВСШ-16. Модернизированная машина весила на 200 кг меньше и развивала скорость до 17 км/ч.

Дальнейшее развитие самоходного шасси привело к созданию новой модели Т-16 в 1961 году. На нем использовался более мощный двухцилиндровый дизельный двигатель мощностью 16 л.с. Трактор Т-16 имел грузоподъемность 1,43 тонны и грузоподъемность 750 кг, а его скорость была увеличена до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время были построены машины различного назначения: экскаваторы, башни, краны, виброуплотнители. Здесь были машины для разметки дорог, уборки улиц и, конечно, много сельскохозяйственной техники.

Т-16 находился в прямом производстве в течение шести лет, и всего было собрано 600 000 единиц. Модифицированная версия этого выдающегося трактора выпускалась до 1995 года.

Назначение

Трактор Т-16

  • Сельскохозяйственные операции (например, опрыскивание посевов противопаразитарными препаратами).
  • Комбинированная работа с культиваторами.
  • Комбинированная работа с комбайном; грузовые операции (именно благодаря своей грузовой функции трактор стал популярным после позднего выпуска).
  • Эта модель, также известная в сельскохозяйственных кругах как «шасси», использовалась колхозами и совхозами, а позже — частными и государственными хозяйствами.
  • Благодаря навесному оборудованию машину можно подключать к циркулярным пилам, лебедкам и генераторам.
  • Перевозка строительных материалов.
  • Вывоз строительного мусора.

Технические характеристики

Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимым для многих поколений фермеров. Среди конструктивных особенностей этого оборудования особое внимание можно уделить заднему расположению двигателя. Тяговый класс — 0,6. размер шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих колес — 6.50-16. грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины, составляет 1000 кг.

Двигатель

Трактор Т-16

Базовый трактор Т-16 оснащался четырехтактным двигателем мощностью 16 л.с., более поздние модели оснащались двигателем Д-21А1 мощностью 22 л.с. Этого двигателя было достаточно для питания не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, вес которого мог достигать 150 кг. Оба двигателя имеют воздушное охлаждение. Головки цилиндров и боковые стороны имеют ребра, обеспечивающие охлаждение. Скорость воздушного потока можно регулировать с помощью вращающегося диска в соответствующем канале.

Трактор Т-16

1 — счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливный фильтр; 4 — выхлопная труба; 5 — промежуточная перегородка; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогреватель свечей зажигания.

Расход топлива

Удельный расход топлива агрегата «шасси» составляет 272 г/кВтч.

Читайте также:  Трактор МТЗ-100

В блоке шасси используется предкамерный метод смешивания. Предкамера образована специальной вставкой, запрессованной в головку цилиндра, и полостью, расположенной в головке цилиндра. Предкамера занимает 35% объема камеры сгорания.

Коробка передач

Трактор Т-16

Т-16 имеет механическую коробку передач. Оригинальная модель имела четыре позиции для движения вперед, в более поздних модификациях их количество было увеличено до семи. Вал трансмиссии находится под прямым углом к продольной оси. Это позволило уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. схема сцепления трактора Т-16 Сцепление состояло из двух однодисковых узлов для передачи крутящего момента на коробку передач и для регулирования ВОМ. приводной вал был установлен сзади.

Трактор Т-16

Трактор Т-16

Гидравлическая система

Гидравлическая система трактора состоит из шестеренчатого насоса, установленного на двигателе, коллекторов, исполнительных цилиндров и соединительных трубопроводов. Т-16МГ оснащен гидростатической системой рулевого управления, подключенной к магистрали.

Оборудование, используемое на Т-16, смонтировано на раме перед кабиной. Для сельского хозяйства машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, газонокосилками и стогометателями. Грабли и ролик легко подсоединяются к кронштейнам на передней поперечной балке таким образом, чтобы грабли располагались между передними и задними колесами.

Различные виды коммунального оборудования также прекрасно сочетаются с трактором. Различные типы погрузчиков, включая самосвалы с самосвальными кузовами. Сварочное оборудование, водяные насосы и лесопилки.

Рулевое управление

Напорная колонка подключается к фланцевой части силового бруса в задней части рамы. На подшипниках колонны установлены 2 оси, которые имеют универсальное соединение. На T-16MG колонка оснащена системой регулировки длины и наклона. Регулировка осуществляется вручную, после чего шарнирные соединения зажимаются фиксатором.

Ходовая система

Шасси состоит из рамы, переднего и заднего мостов и колес. рама Т-16 может быть использована для монтажа различного оборудования. Он представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из двух продольных труб слева и справа, а также передней и задней поперечных балок, соединяющих трубы.

В отверстия в передних стойках запрессованы две втулки для поддержки оси качения. Сам передний мост состоит из коромысла и двух шарниров, вставленных в него. Задняя ось является ведущей осью.

Колесо задней ведущей оси состоит из профилированного обода, диска и шины низкого давления. Внутренний диаметр обода равномерно заваривается, и диск крепится к нему шестью болтами. Колесо крепится к ступице специальными болтами, которые подходят к передним и задним колесам.

Устройство

Трактор Т-16

Шасси» имело жесткую раму с различными элементами внутри. В более поздних версиях он получает крышу, двери и панели со стеклом. Она защищает водителя от травм при опрокидывании шасси, а также обеспечивает защиту от плохой погоды и выхлопных газов. Его можно снять на лето, как и быстросъемную панель. Он крепится в шести местах на шасси с помощью резиновых бамперов.

Рама изготовлена из прямоугольных труб, сваренных вместе и скрепленных болтами. Для вентиляции крышу можно держать в высоком положении. В салоне также имеются стеклоочистители, солнцезащитные козырьки, зеркала и крючки для одежды.

Навесное оборудование Т-16 заслуживает отдельного внимания. Это делает трактор настоящим универсалом, способным выполнять множество работ. Эта конкретная машина является лишь малофункциональным транспортным средством, но ее агрегация с дополнительным оборудованием делает ее эффективным транспортным средством.

В передней части шасси на раме имеются точки крепления для специального оборудования, бензопил, дорожных подметальных машин, сенокосилок, различных типов погрузчиков, погрузочных платформ и дополнительного оборудования.

Управление Т-16 осуществляется с помощью ножной педали, соединенной с рычагом управления с помощью проушин, штифтов и рычагов. Модель оснащена механической шаговой передачей.

Основное отличие «шасси» от классического трактора заключается в заднем расположении трансмиссии и двигателя, а также переднем расположении навесного оборудования. Такая конструкция обеспечивает отличный обзор расстояния движения и орудий с места водителя. надежный дорожный просвет Т-16 поддерживается за счет смещения центра тяжести на задние колеса.

Читайте также:  Автомобиль УАЗ 452

Габаритные размеры

Размеры шасси следующие. dwh — 3280/2600/2000 мм. Клиренс — 56 мм, полная масса трактора — 1685 кг.

Кабина

Трактор Т-16

Первые модели не имели мотогондолы Т-16. Позже «шасси» стали оснащать прочной рамой для защиты тракториста от опрокидывания. Позже к каркасу были добавлены различные съемные элементы: крыши, стеклянные панели, двери. Эта кабина защищает тракториста не только от механических повреждений, но и от плохой погоды и выхлопных газов.

Еще одним преимуществом является то, что в жаркую погоду все быстросъемные компоненты можно легко снять, оставив только раму, которая крепится в шести местах резиновыми амортизаторами.

T-16 имеет подрессоренное одноместное сиденье, которое можно отрегулировать в соответствии с ростом и весом водителя. Регулировка осуществляется путем изменения положения чаши. Сиденье дополнено подлокотниками и жесткой спинкой. На левом крыле рамы расположен ящик для инструментов. Его не слишком сложно обслуживать. Необходимо регулярно чистить сиденье, устранять проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Модификации

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, и все последующие модели были его вариантами.

Давайте рассмотрим их подробнее.

  • Т-16М — первая модификация «шасси». Он отличался тем, что сначала был установлен более мощный 25-сильный двигатель. Максимальная скорость грузовика была увеличена до 23 км/ч. А с помощью шагающего устройства минимальная скорость для проведения работ снижена до 1,6 км/ч, что значительно расширяет диапазон сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины увеличилась до 1 810 г. Появилась каркасная кабина с тентом и дверью.
  • Т-16МГ поступил в производство в 1986 году. Мощность двигателя осталась прежней — 25 л.с., но в целом двигатель претерпел множество изменений, которые позволили использовать его лошадиные силы более эффективно. Максимальная скорость трактора была увеличена до 40 км/ч. Наконец, трактор получил закрытую цельнометаллическую кабину, которая в целом стала более удобной для тракториста. На тракторе было три оси ВОМ, две синхронизированные и одна независимая. Производство этой модификации прекратилось в 1995 году.

Преимущества и недостатки эксплуатации

Почему трактор Т-16 так популярен среди населения? Думаю, дело в его основных преимуществах, а именно в низкой стоимости, хорошей надежности и широком спектре работ.

Другими преимуществами являются.

  1. Простота в эксплуатации, управление «шасси» вполне по силам людям без специальных навыков.
  2. Техническое обслуживание и ремонт не представляют сложности, если человек знаком с основами, по крайней мере, как механик.
  3. Небольшой размер позволяет маневрировать там, где большие тракторы не могут развернуться.
  4. Хорошая маневренность на бездорожье позволит осуществлять подвоз или доставку в местах, где обычные грузовики проехать не могут.
  5. Малый вес означает, что земля не будет слишком сильно измельчаться во время обработки почвы.
  6. Большой выбор навесного оборудования делает машину очень универсальной.

Система воздушного охлаждения считается главным недостатком этого двигателя, возможно, единственным. Двигатель невозможно запустить зимой без предварительного прогрева, а система холодного запуска на двигателе отсутствует.

С точки зрения рутинного и регулярного обслуживания Beggar — очень простой трактор. Перед каждой поездкой необходимо проверить и, при необходимости, долить топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверить работу тормозов и рулевого управления, а также зарядить аккумулятор.

Правила техники безопасности при эксплуатации трактора Т-16.

  • Во время движения держите дверь кабины закрытой.
  • Отрегулируйте высоту сиденья в соответствии с ростом оператора.
  • Ремонтируйте двигатель и снимайте коробку передач только после того, как двигатель остынет.
  • Проверьте давление охлаждающей жидкости.
  • Проверьте уровни топлива и масла.
  • Не курите рядом с двигателем при работающей машине.

Правила технического обслуживания трактора Т-16.

  • Как и любая подобная техника, Т-16 требует регулярной проверки состояния узлов, крепежных деталей, связей, редукторов оборудования, и такие проверки проводятся каждые 50, 100, 200 и более часов.
  • Когда трактор не используется, его «откладывают в сторону», сливая топливо и храня в сухом месте.
  • В сложных условиях эксплуатации (высокая влажность, пыль и т.д.) может потребоваться периодическое обслуживание; следуйте инструкциям по эксплуатации трактора.
  • Утилизируйте все использованные жидкости.
  • Разливы масла и топлива — особенно в жаркие летние месяцы, поскольку масло и дизельное топливо являются легковоспламеняющимися и горючими веществами.
Читайте также:  МАЗ 5440М9

Основные неисправности и методы их устранения

Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и технического обслуживания.

Если двигатель не запускается.

  1. Проверьте наличие топлива и масла в соответствующих органах.
  2. Убедитесь, что система зажигания и свечи зажигания находятся в хорошем рабочем состоянии.
  3. Проверьте топливную систему.
  4. Очистите воздушный и топливный фильтры, многие владельцы отмечают, что они часто засоряются.

Поскольку кабина располагается прямо над коробкой передач, она легкая и сильно трясется при движении, ее нельзя назвать слишком удобной для нищих.

Однако если вибрация очень сильная, это признак неисправности.

  • Ослабленные болтовые соединения.
  • Насадка подключена неправильно.
  • Смазка закончилась.

Ремонт шасси Т-16 включает замену изношенных компонентов трансмиссии и силовой установки, а также устранение механических повреждений или трещин в подрамнике или компонентах кабины. Трещины в подрамнике указывают на то, что машина перегружена, поэтому рекомендуется заменить агрегат. Корродированные детали очищаются, грунтуются и окрашиваются.

В случае изношенных или сломанных шестерен или валов, поврежденных валов или подшипников или неисправных вилок переключения передач может потребоваться ремонт коробки передач. Для ремонта коробки передач ее снимают с трактора — откручивают передний подрамник, снимают кабину и двигатель.

Краткая последовательность действий при разборке корпуса.

  • Перед началом демонтажа коробки передач и главной передачи необходимо слить масло.
  • Отделите вал бортовой передачи и проверьте состояние шестерен и подшипников.
  • Снимите крышки подшипников с корпуса и извлеките валы.
  • Замените изношенные компоненты на неизношенные.
  • Соберите коробку в обратном порядке.
  • Резьбовые соединения должны быть затянуты динамометрическим ключом с рекомендованным заводом-изготовителем значением крутящего момента.
  • На соединяемых поверхностях не должно быть вмятин, так как из поврежденных соединений может вытекать масло.

Качество запасных частей является проблемой, а регулировка зазора главной передачи занимает много времени. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубья ведущей шестерни. Метка на ведомой шестерне должна находиться в центре поверхности зуба. Если контактные части отличаются, необходимо отрегулировать узел, заменив регулировочные прокладки.

При проведении капитального ремонта для замены деталей блока поршней двигатель разбирается. Затрудненный запуск, потеря мощности и повышенный расход топлива становятся признаками ремонта. двигатель Д-21 оснащен отдельными цилиндрами и головками. Цилиндры отливаются из износостойкого чугуна, а внутренние поверхности полируются для создания рабочей зеркальной поверхности. Если зеркальная поверхность изношена или повреждена, цилиндр заменяется на цилиндр номинального размера.

Для замены головки и цилиндра необходимо открутить 4 гайки и снять компоненты. Поршневые кольца обновляются одновременно с заменой цилиндра.

Шестерня ГРМ ремонтируется после снятия головки. Замена направляющей толкателя и распределительного вала возможна только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится к коробке передач болтами через картер сцепления. Чтобы снять двигатель, отсоедините топливопровод, провода стартера и генератора переменного тока и открутите гайки. Демонтаж осуществляется с помощью крана.

Для замены коренных или шатунных подшипников необходимо снять нижнюю часть картера. Сначала необходимо снять фитинги, слить масло и открутить гайки на масляном картере. После этого откручиваются фиксирующие выступы крышки подшипника, снимается и осматривается коленчатый вал. Изношенные детали будут заменены. Сборка двигателя должна производиться в чистом помещении с соблюдением момента затяжки.

Во избежание случайного ослабления гаек и болтов необходимо следить за тем, чтобы были установлены стопорные шайбы. Отремонтированный двигатель должен находиться в рабочем состоянии и не должен подвергаться высоким нагрузкам или высоким скоростям. Масло в картере двигателя должно быть заменено после периода обкатки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру