Трактор Т-16, или «шасси». — Это, как говорят, детище Харьковского тракторного завода. Это глубокая модернизация самоходного шасси ДШ-14. Конструкторы задумали его как самоходную многоцелевую платформу для широкого спектра сельскохозяйственного и промышленного оборудования.
Это шасси предназначено для установки междурядного оборудования для обработки почвы: дождевальных машин, культиваторов.
Для заготовки кормов широко используются косилки с боковым ВОМ. Различные типы погрузчиков, самосвальные кузова, длинный список промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, он приобрел наибольшую популярность среди населения как компактный, маневренный и проходимый грузовик.
Он подходит для транспортировки дров в лес и для перевозки песка или гравия на строительные площадки. Благодаря своему переднемоторному корпусу Т-16 получил свое второе народное прозвище — «Нищий»!
История создания
В середине 1950-х годов Харьковский завод тракторных самоходных шасси начал производство и сборку ДСШ-14, который стал началом целой линейки самоходных шасси, ставших очень популярными на территории бывшего Советского Союза.
ДШ-14 имел оригинальную для своего времени конструкцию. Было решено перенести двигатель в заднюю часть кабины, на трубчатую раму в передней части, чтобы установить необходимое оборудование.
Первая машина была выпущена в 1956 году. Дизельный двигатель мощностью 14 л.с. обеспечивал ему скорость 13,7 км/ч, коробку передач с шестью скоростями и вес 1,67 тонны. В такой конфигурации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешел на сборку современного ДВСШ-16. Модернизированная машина весила на 200 кг меньше и развивала скорость до 17 км/ч.
Дальнейшее развитие самоходного шасси привело к созданию новой модели Т-16 в 1961 году. На нем использовался более мощный двухцилиндровый дизельный двигатель мощностью 16 л.с. Трактор Т-16 имел грузоподъемность 1,43 тонны и грузоподъемность 750 кг, а его скорость была увеличена до 19,5 км/ч.
На платформе этого трактора в разное время были построены машины различного назначения: экскаваторы, башни, краны, виброуплотнители. Здесь были машины для разметки дорог, уборки улиц и, конечно, много сельскохозяйственной техники.
Т-16 находился в прямом производстве в течение шести лет, и всего было собрано 600 000 единиц. Модифицированная версия этого выдающегося трактора выпускалась до 1995 года.
Назначение
- Сельскохозяйственные операции (например, опрыскивание посевов противопаразитарными препаратами).
- Комбинированная работа с культиваторами.
- Комбинированная работа с комбайном; грузовые операции (именно благодаря своей грузовой функции трактор стал популярным после позднего выпуска).
- Эта модель, также известная в сельскохозяйственных кругах как «шасси», использовалась колхозами и совхозами, а позже — частными и государственными хозяйствами.
- Благодаря навесному оборудованию машину можно подключать к циркулярным пилам, лебедкам и генераторам.
- Перевозка строительных материалов.
- Вывоз строительного мусора.
Технические характеристики
Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимым для многих поколений фермеров. Среди конструктивных особенностей этого оборудования особое внимание можно уделить заднему расположению двигателя. Тяговый класс — 0,6. размер шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих колес — 6.50-16. грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины, составляет 1000 кг.
Двигатель
Базовый трактор Т-16 оснащался четырехтактным двигателем мощностью 16 л.с., более поздние модели оснащались двигателем Д-21А1 мощностью 22 л.с. Этого двигателя было достаточно для питания не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, вес которого мог достигать 150 кг. Оба двигателя имеют воздушное охлаждение. Головки цилиндров и боковые стороны имеют ребра, обеспечивающие охлаждение. Скорость воздушного потока можно регулировать с помощью вращающегося диска в соответствующем канале.
1 — счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливный фильтр; 4 — выхлопная труба; 5 — промежуточная перегородка; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогреватель свечей зажигания.
Расход топлива
Удельный расход топлива агрегата «шасси» составляет 272 г/кВтч.
В блоке шасси используется предкамерный метод смешивания. Предкамера образована специальной вставкой, запрессованной в головку цилиндра, и полостью, расположенной в головке цилиндра. Предкамера занимает 35% объема камеры сгорания.
Коробка передач
Т-16 имеет механическую коробку передач. Оригинальная модель имела четыре позиции для движения вперед, в более поздних модификациях их количество было увеличено до семи. Вал трансмиссии находится под прямым углом к продольной оси. Это позволило уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. схема сцепления трактора Т-16 Сцепление состояло из двух однодисковых узлов для передачи крутящего момента на коробку передач и для регулирования ВОМ. приводной вал был установлен сзади.
Гидравлическая система
Гидравлическая система трактора состоит из шестеренчатого насоса, установленного на двигателе, коллекторов, исполнительных цилиндров и соединительных трубопроводов. Т-16МГ оснащен гидростатической системой рулевого управления, подключенной к магистрали.
Оборудование, используемое на Т-16, смонтировано на раме перед кабиной. Для сельского хозяйства машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, газонокосилками и стогометателями. Грабли и ролик легко подсоединяются к кронштейнам на передней поперечной балке таким образом, чтобы грабли располагались между передними и задними колесами.
Различные виды коммунального оборудования также прекрасно сочетаются с трактором. Различные типы погрузчиков, включая самосвалы с самосвальными кузовами. Сварочное оборудование, водяные насосы и лесопилки.
Рулевое управление
Напорная колонка подключается к фланцевой части силового бруса в задней части рамы. На подшипниках колонны установлены 2 оси, которые имеют универсальное соединение. На T-16MG колонка оснащена системой регулировки длины и наклона. Регулировка осуществляется вручную, после чего шарнирные соединения зажимаются фиксатором.
Ходовая система
Шасси состоит из рамы, переднего и заднего мостов и колес. рама Т-16 может быть использована для монтажа различного оборудования. Он представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из двух продольных труб слева и справа, а также передней и задней поперечных балок, соединяющих трубы.
В отверстия в передних стойках запрессованы две втулки для поддержки оси качения. Сам передний мост состоит из коромысла и двух шарниров, вставленных в него. Задняя ось является ведущей осью.
Колесо задней ведущей оси состоит из профилированного обода, диска и шины низкого давления. Внутренний диаметр обода равномерно заваривается, и диск крепится к нему шестью болтами. Колесо крепится к ступице специальными болтами, которые подходят к передним и задним колесам.
Устройство
Шасси» имело жесткую раму с различными элементами внутри. В более поздних версиях он получает крышу, двери и панели со стеклом. Она защищает водителя от травм при опрокидывании шасси, а также обеспечивает защиту от плохой погоды и выхлопных газов. Его можно снять на лето, как и быстросъемную панель. Он крепится в шести местах на шасси с помощью резиновых бамперов.
Рама изготовлена из прямоугольных труб, сваренных вместе и скрепленных болтами. Для вентиляции крышу можно держать в высоком положении. В салоне также имеются стеклоочистители, солнцезащитные козырьки, зеркала и крючки для одежды.
Навесное оборудование Т-16 заслуживает отдельного внимания. Это делает трактор настоящим универсалом, способным выполнять множество работ. Эта конкретная машина является лишь малофункциональным транспортным средством, но ее агрегация с дополнительным оборудованием делает ее эффективным транспортным средством.
В передней части шасси на раме имеются точки крепления для специального оборудования, бензопил, дорожных подметальных машин, сенокосилок, различных типов погрузчиков, погрузочных платформ и дополнительного оборудования.
Управление Т-16 осуществляется с помощью ножной педали, соединенной с рычагом управления с помощью проушин, штифтов и рычагов. Модель оснащена механической шаговой передачей.
Основное отличие «шасси» от классического трактора заключается в заднем расположении трансмиссии и двигателя, а также переднем расположении навесного оборудования. Такая конструкция обеспечивает отличный обзор расстояния движения и орудий с места водителя. надежный дорожный просвет Т-16 поддерживается за счет смещения центра тяжести на задние колеса.
Габаритные размеры
Размеры шасси следующие. dwh — 3280/2600/2000 мм. Клиренс — 56 мм, полная масса трактора — 1685 кг.
Кабина
Первые модели не имели мотогондолы Т-16. Позже «шасси» стали оснащать прочной рамой для защиты тракториста от опрокидывания. Позже к каркасу были добавлены различные съемные элементы: крыши, стеклянные панели, двери. Эта кабина защищает тракториста не только от механических повреждений, но и от плохой погоды и выхлопных газов.
Еще одним преимуществом является то, что в жаркую погоду все быстросъемные компоненты можно легко снять, оставив только раму, которая крепится в шести местах резиновыми амортизаторами.
T-16 имеет подрессоренное одноместное сиденье, которое можно отрегулировать в соответствии с ростом и весом водителя. Регулировка осуществляется путем изменения положения чаши. Сиденье дополнено подлокотниками и жесткой спинкой. На левом крыле рамы расположен ящик для инструментов. Его не слишком сложно обслуживать. Необходимо регулярно чистить сиденье, устранять проблемные места и подтягивать болтовые соединения.
Модификации
Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, и все последующие модели были его вариантами.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Т-16М — первая модификация «шасси». Он отличался тем, что сначала был установлен более мощный 25-сильный двигатель. Максимальная скорость грузовика была увеличена до 23 км/ч. А с помощью шагающего устройства минимальная скорость для проведения работ снижена до 1,6 км/ч, что значительно расширяет диапазон сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины увеличилась до 1 810 г. Появилась каркасная кабина с тентом и дверью.
- Т-16МГ поступил в производство в 1986 году. Мощность двигателя осталась прежней — 25 л.с., но в целом двигатель претерпел множество изменений, которые позволили использовать его лошадиные силы более эффективно. Максимальная скорость трактора была увеличена до 40 км/ч. Наконец, трактор получил закрытую цельнометаллическую кабину, которая в целом стала более удобной для тракториста. На тракторе было три оси ВОМ, две синхронизированные и одна независимая. Производство этой модификации прекратилось в 1995 году.
Преимущества и недостатки эксплуатации
Почему трактор Т-16 так популярен среди населения? Думаю, дело в его основных преимуществах, а именно в низкой стоимости, хорошей надежности и широком спектре работ.
Другими преимуществами являются.
- Простота в эксплуатации, управление «шасси» вполне по силам людям без специальных навыков.
- Техническое обслуживание и ремонт не представляют сложности, если человек знаком с основами, по крайней мере, как механик.
- Небольшой размер позволяет маневрировать там, где большие тракторы не могут развернуться.
- Хорошая маневренность на бездорожье позволит осуществлять подвоз или доставку в местах, где обычные грузовики проехать не могут.
- Малый вес означает, что земля не будет слишком сильно измельчаться во время обработки почвы.
- Большой выбор навесного оборудования делает машину очень универсальной.
Система воздушного охлаждения считается главным недостатком этого двигателя, возможно, единственным. Двигатель невозможно запустить зимой без предварительного прогрева, а система холодного запуска на двигателе отсутствует.
С точки зрения рутинного и регулярного обслуживания Beggar — очень простой трактор. Перед каждой поездкой необходимо проверить и, при необходимости, долить топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверить работу тормозов и рулевого управления, а также зарядить аккумулятор.
Правила техники безопасности при эксплуатации трактора Т-16.
- Во время движения держите дверь кабины закрытой.
- Отрегулируйте высоту сиденья в соответствии с ростом оператора.
- Ремонтируйте двигатель и снимайте коробку передач только после того, как двигатель остынет.
- Проверьте давление охлаждающей жидкости.
- Проверьте уровни топлива и масла.
- Не курите рядом с двигателем при работающей машине.
Правила технического обслуживания трактора Т-16.
- Как и любая подобная техника, Т-16 требует регулярной проверки состояния узлов, крепежных деталей, связей, редукторов оборудования, и такие проверки проводятся каждые 50, 100, 200 и более часов.
- Когда трактор не используется, его «откладывают в сторону», сливая топливо и храня в сухом месте.
- В сложных условиях эксплуатации (высокая влажность, пыль и т.д.) может потребоваться периодическое обслуживание; следуйте инструкциям по эксплуатации трактора.
- Утилизируйте все использованные жидкости.
- Разливы масла и топлива — особенно в жаркие летние месяцы, поскольку масло и дизельное топливо являются легковоспламеняющимися и горючими веществами.
Основные неисправности и методы их устранения
Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и технического обслуживания.
Если двигатель не запускается.
- Проверьте наличие топлива и масла в соответствующих органах.
- Убедитесь, что система зажигания и свечи зажигания находятся в хорошем рабочем состоянии.
- Проверьте топливную систему.
- Очистите воздушный и топливный фильтры, многие владельцы отмечают, что они часто засоряются.
Поскольку кабина располагается прямо над коробкой передач, она легкая и сильно трясется при движении, ее нельзя назвать слишком удобной для нищих.
Однако если вибрация очень сильная, это признак неисправности.
- Ослабленные болтовые соединения.
- Насадка подключена неправильно.
- Смазка закончилась.
Ремонт шасси Т-16 включает замену изношенных компонентов трансмиссии и силовой установки, а также устранение механических повреждений или трещин в подрамнике или компонентах кабины. Трещины в подрамнике указывают на то, что машина перегружена, поэтому рекомендуется заменить агрегат. Корродированные детали очищаются, грунтуются и окрашиваются.
В случае изношенных или сломанных шестерен или валов, поврежденных валов или подшипников или неисправных вилок переключения передач может потребоваться ремонт коробки передач. Для ремонта коробки передач ее снимают с трактора — откручивают передний подрамник, снимают кабину и двигатель.
Краткая последовательность действий при разборке корпуса.
- Перед началом демонтажа коробки передач и главной передачи необходимо слить масло.
- Отделите вал бортовой передачи и проверьте состояние шестерен и подшипников.
- Снимите крышки подшипников с корпуса и извлеките валы.
- Замените изношенные компоненты на неизношенные.
- Соберите коробку в обратном порядке.
- Резьбовые соединения должны быть затянуты динамометрическим ключом с рекомендованным заводом-изготовителем значением крутящего момента.
- На соединяемых поверхностях не должно быть вмятин, так как из поврежденных соединений может вытекать масло.
Качество запасных частей является проблемой, а регулировка зазора главной передачи занимает много времени. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубья ведущей шестерни. Метка на ведомой шестерне должна находиться в центре поверхности зуба. Если контактные части отличаются, необходимо отрегулировать узел, заменив регулировочные прокладки.
При проведении капитального ремонта для замены деталей блока поршней двигатель разбирается. Затрудненный запуск, потеря мощности и повышенный расход топлива становятся признаками ремонта. двигатель Д-21 оснащен отдельными цилиндрами и головками. Цилиндры отливаются из износостойкого чугуна, а внутренние поверхности полируются для создания рабочей зеркальной поверхности. Если зеркальная поверхность изношена или повреждена, цилиндр заменяется на цилиндр номинального размера.
Для замены головки и цилиндра необходимо открутить 4 гайки и снять компоненты. Поршневые кольца обновляются одновременно с заменой цилиндра.
Шестерня ГРМ ремонтируется после снятия головки. Замена направляющей толкателя и распределительного вала возможна только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится к коробке передач болтами через картер сцепления. Чтобы снять двигатель, отсоедините топливопровод, провода стартера и генератора переменного тока и открутите гайки. Демонтаж осуществляется с помощью крана.
Для замены коренных или шатунных подшипников необходимо снять нижнюю часть картера. Сначала необходимо снять фитинги, слить масло и открутить гайки на масляном картере. После этого откручиваются фиксирующие выступы крышки подшипника, снимается и осматривается коленчатый вал. Изношенные детали будут заменены. Сборка двигателя должна производиться в чистом помещении с соблюдением момента затяжки.
Во избежание случайного ослабления гаек и болтов необходимо следить за тем, чтобы были установлены стопорные шайбы. Отремонтированный двигатель должен находиться в рабочем состоянии и не должен подвергаться высоким нагрузкам или высоким скоростям. Масло в картере двигателя должно быть заменено после периода обкатки.