Грузовик МАЗ-5337

МАЗ-5337 — шасси коммунального грузовика с колесной формулой 4х2, непрерывно выпускаемое Минским автомобильным заводом с 1987 года. Он относится к долгожителям российского автопрома: модифицированные шасси МАЗ-533702 и МАЗ-5337А2 до сих пор включены в производственную программу и прайс-листы официальных дилеров. Секрет долговечности заключается, прежде всего, в высочайшей универсальности шасси и в простом, надежном и неприхотливом дизайне автомобилей. И, конечно же — по довольно скромной цене — на все статьи о давно устаревших образцах еще советского автопрома.

Для автомобилей аналогичной грузоподъемности компактные размеры, маневренность и низкие эксплуатационные расходы позволяют эффективно и с минимальными затратами использовать МАЗ-5337 практически во всех отраслях экономики. На дорогах с твердым покрытием этот грузовик — настоящий универсал. Он предназначен для перевозки любых грузов в городских условиях и на междугородних маршрутах. Его можно использовать как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Однако для грунтовых дорог эта модель не подходит из-за нагрузки на ось.

История автомобиля

В 1980-х годах, с окончанием экономического застоя в Советском Союзе, появились новые модели уже зарекомендовавшего себя автомобиля МАЗ. К концу 1980-х годов МАЗ-5551 и МАЗ-5337 полным ходом сходили с конвейера. Главной целью была модернизация топовой модели МАЗ-5335. основным отличием новой модели от всех ее предшественников была возможность установки модулей различного назначения. Это избавляет производителей от необходимости разрабатывать индивидуальные модификации, что упрощает и ускоряет производство.

грузовик МАЗ-5337

Учитывая, что грузовику часто приходится ездить по не самым ровным дорогам, особенности трансмиссии и шин призваны упростить этот процесс. Это делает автомобиль более устойчивым при длительных перевозках и работе на бездорожье. Эта модель больше не выпускается, но она продолжает работать на многих предприятиях и в частных строительных фирмах, внося ценный вклад в производство. По сей день МАЗ-5337 считается одним из лучших автомобилей советских конструкторов.

Технические характеристики

Модель 5337 была переработана для обеспечения большей универсальности с акцентом на эффективность. Неизменным остается то, что большинство деталей, узлов и элементов производились по всему Советскому Союзу, особенно главный элемент — двигатель, который поставлялся из Ярославля. Еще одним хорошим дополнением является система гидроусилителя руля, которая значительно облегчает управление автомобилем.

Двигатели

Тип ЯМЗ-236
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров Угол продольного V-образного зажима 90o
Частота циклов 4 удара
Вид топлива Дизель
Экостандарт Евро 2
Пусковой подогреватель Да
Объем 11,15 литра
Мощность в л.с. 180
Макс. крутящий момент 667 Ньютон-метров
Макс. скорость 85 км/ч
Время от 0 до 85 км/ч 50 секунд (без нагрузки)
Средний расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч и выше 21 литр
Средний расход топлива на 100 км в комбинированном цикле 35 литров
Емкость топливного бака 200 литров

Топливная форсунка состоит из шести секций муфты впрыска. Имеется насос низкого давления для подачи дополнительного воздуха и регулятор переменной скорости с несколькими режимами работы. Форсунки закрыты. Воздушный фильтр оснащен полезным индикатором, показывающим, когда загрязнение фильтра достигло своего пика. Кстати, процесс замены фильтра не слишком сложен.

Читайте также:  КамАЗ 43114

Передача

Индекс ЯМЗ-236П
Тип Интегрированный
Тип сцепления Сухой
Пневматический усилитель Да
Количество передач 6 (5 вперед, 1 назад)
Синхронизатор Между всеми передачами от II до V
Тип привода ВОМ Валы в тандеме
Передаточное число
1 5,2
2 2,9
3 1,53
4 (прямой) 1,00
5 (поднят) 0,66
Разворот 5,48
Общее передаточное отношение 7,7
Передаточное число 2,08
Бортовое соотношение 3,428

Привод редуктора состоит из планетарных передач, центрального редуктора и конических шестерен.

Электрическая система

Первый выпуск ST103-A-01
Аккумуляторы Два 6ST-190A/6ST-182EM
Тип соединения Серийный
Напряжение Два 12 В
Пусковой нагреватель (опция) WDH-30
Напряжение всей системы 24В
Генератор G-273V (AC)
Регулятор напряжения YA120M
Размеры и грузоподъемность
Длина 6 830 мм
Ширина 2 400 мм
Высота 2 900 мм
Колесная база 3 950 мм
Формула колеса 4*2
Минимальный радиус поворота 9 800 мм
Плечевой вес автомобиля 7 150 кг
Полезная нагрузка 8 700 кг
Распределение нагрузки на ось
Передняя часть 6,000 кг
Задний 10 000 кг
Макс. общий вес 16 000 кг
Допустимый вес прицепа 12 000 кг
Допустимая полная масса поезда 28 000 кг

Конструкция кузова облегчает погрузку и разгрузку. Для этого стороны разделены на две части. Прочные декоративные панели изготовлены из высококачественной древесины.

Двигатель

Грузовик оснащен дизельным двигателем V-6 ЯМЗ-236: ЯМЗ-236М2-1 без турбонаддува, ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6563.10 (Евро-3) с турбонаддувом. Любой из дизельных двигателей имеет рабочий объем 11 149 см3 и мощность 180 л.с./132 кВт (ЯМЗ-236М2-1) при 2 100 об/мин и 230 л.с./169 кВт (ЯМЗ-236Н2 и ЯМЗ-6563.10) при 1 900 об/мин. В двух последних модификациях используется электронная система управления » KommonRail».

Крутящий момент двигателя ЯМЗ-236М2-1 составляет 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин; у ЯМЗ-236НЕ2 и ЯМЗ-6563.10 этот показатель соответствует 882 Н-м при 1100-1300 об/мин.

грузовик МАЗ-5337

YMZ-236ÍE2.

Топливный насос высокого давления на ЯМЗ-236М2-1 представляет собой 6-секционный насос золотникового типа с насосом подачи топлива низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и регулятором скорости в полном режиме. Эти двигатели оснащены электрическим ударным устройством (ЭУУ) и, в качестве опции, предпусковым подогревателем PZD-30.

Машина разгоняется до максимальной скорости 85 км/ч. Время разгона до «крейсерской» скорости 60 км/ч составляет примерно 50 секунд. При скорости 60 км/ч МАЗ-5337 потребляет около 20-22 литров дизельного топлива на 100 км.

Расход Топлива

При движении со скоростью 60 (80) км/ч автомобиль МАЗ-5337 расходует 21,5 л/100 км. В смешанном цикле топливный запас грузовика увеличивается до 35 литров на «процент». Топливный бак вмещает 200 литров и, в зависимости от комплектации и груза, позволяет автомобилю проехать 450-900 км.

Трансмиссия

Все модифицированные МАЗ-5337 имеют двухдисковое сцепление с пневматическим усилителем. Коробка передач также одинакова для всех версий. Это пятиступенчатый ЯМЗ-236П с синхронизаторами на передачах II, III, IV и V. Передачи: I-5,24; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ZX-5.48. ВОМ состоит из двух последовательных валов и промежуточной опоры. Главные передачи расположены в два этапа: центральная ионная передача и планетарная конечная передача (в ступице). Передаточные числа: центральная коробка передач — 2,08 или 2,27; главная понижающая — 3,428; общая — 7,14 или 7,70.

Читайте также:  КамАЗ 53228

Колёса и шины

На МАЗ-5337 установлены колеса бездискового или дискового типа с ободами 8,5V-20, крепящиеся шестью болтами с фиксаторами. Шины 11.00R20 (300R508), И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах спереди — 7,5; сзади — 6,7 кгс/см2.

грузовик МАЗ-5337

Подвеска

Передняя подвеска основана на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора; задняя подвеска основана на 2 основных рессорах и 2 дополнительных полуэллиптических рессорах. Концы дополнительных листовых рессор и задние концы основных листовых рессор сделаны скользящими.

Тормоза

Рабочий тормоз — с барабанным тормозом (диаметр 420 мм, ширина 160 мм, кулачковый разжим), двухконтурный пневматический тормоз. Задняя тормозная камера имеет пружинный тормозной аккумулятор. Стояночный тормоз приводится в действие пружинным аккумулятором на задних колесах и имеет пневматический привод. Стояночный тормоз совмещен со стояночным тормозом. Вспомогательный тормоз — это замедлитель двигателя с пневматическим приводом. Тормоз прицепа — комбинированного типа (двух- и однотрубный). Для предотвращения замерзания конденсата установлен спиртовой предохранитель.

Рулевое управление

Рулевой механизм автомобиля МАЗ-5337 имеет винт и держатель с шариковой гайкой, который зацепляет зубчатый сектор. Передаточное число 23,55. Система гидравлического усилителя рулевого управления состоит из распределителя, встроенного в рулевой механизм, и отдельного гидроцилиндра. Давление масла в гидроусилителе руля составляет 95-110 кгс/см².

Электрооборудование

Напряжение бортовой сети 24 В, аккумуляторные батареи 6СТ-190А или 6СТ-182ЕМ (2 х 12 В), генераторная установка Г-273В, встроенный регулятор напряжения Я-120М, стартер СТ103-А-01.

Устройство

грузовик МАЗ-5337

Решение для шасси МАЗ 5337

Привод на МАЗ 5337 представляет собой единый агрегат с дизельным двигателем. Он состоит из пневматического усилителя, сухого сцепления и 5-ступенчатой коробки передач «ЯМЗ-236П» с синхронизатором для передач переднего хода (II-V). Система трансмиссии состоит из пары валов, соединенных в тандем.

Главная коробка передач является разъемной и состоит из планетарного редуктора в ступице и центрального редуктора с коническими шестернями. Общее передаточное число составляет 7,14 (7,7). Силовой агрегат, оснащенный этой коробкой передач, способен разогнать МАЗ-5337 до 85 км/ч менее чем за 50 секунд.

Грузовик оснащен многоступенчатой пневматической тормозной системой. Они эффективны даже на скорости 60 км/ч. Полностью загруженный МАЗ-5337 совершает полную остановку на расстоянии 36,7 метра.

Безопасная остановка и управление транспортным средством были поддержаны

  1. Главные барабанные тормоза диаметром 420 мм с кулачковыми распределителями. В задней части тормозная камера оснащена дополнительным пружинным аккумулятором.
  2. Пневматический стояночный тормоз.
  3. Аварийный тормоз совмещен с ручным тормозом. Они используются в случае отказа других тормозов.
  4. Вспомогательные тормоза, которые представляют собой специальные заслонки в выхлопной системе. Они активируются пневматическим устройством и замедляют работу двигателя.
  5. Имеется также защита от блокировки в случае скопления замерзшего конденсата.

В МАЗ-5337 используется модернизированная задняя подвеска и система передней подвески.

  • Вспомогательные пружины задней подвески имеют полуэллиптическую форму. Конец дополнительной листовой рессоры и задний конец основной листовой рессоры являются скользящими.
  • Пружины передней подвески имеют полуэллиптическую форму и дополнены телескопическими амортизаторами.
Читайте также:  Бульдозер Caterpillar D6

Колеса имеют безлюдную конструкцию и крепятся на шести болтах.

Кабина

Серию 5337 вряд ли можно назвать особенно комфортной для водителя. В кабине грузовика холодно и шумно. Остекление выполнено не самым удовлетворительным образом. Длительные поездки на грузовике часто превращаются в кошмар, даже несмотря на то, что рабочее место вполне современное, а системы вентиляции и отопления работают очень хорошо. МАЗ-5337 выпускается в 2- и 3-местном вариантах для кабины. Он оснащен гидравлическим цилиндром с ручным насосом. Его можно наклонить вперед, что облегчает доступ к двигателю.

Сиденье водителя можно регулировать по высоте, углу наклона и расстоянию от органов управления.

Почти все версии МАЗ-5337 не имеют спального отсека. Однако в версии МАЗ-533701 XL он присутствует. Версия с таким обозначением предназначена для работы в условиях низких температур Крайнего Севера.

Благодаря гидроусилителю, состоящему из силового цилиндра и распределителя на рулевом колесе, а также реечному механизму, грузовиком легко и удобно управлять. Во время движения специальные впускные панели создают воздушный поток с обеих сторон для предотвращения сильного загрязнения. Высококачественное лакокрасочное покрытие защищает кабину от коррозии.

Модификации

грузовик МАЗ-5337

Одна из самых популярных модификаций в модельном ряду МАЗ-5337. Он известен как «Ивановец». Механика на печатной плате идентична механике базовой модели. Единственное отличие — модернизированный двигатель ЯМЗ-236М2. Управление консолью — гидравлическое. Для обеспечения безопасности кран оснащен рядом датчиков.

  1. Ограничитель грузоподъемности.
  2. Уровень загрузки крана.
  3. Длина и дальность полета стрелы.
  4. Высота головки штанги.
  5. Весовая нагрузка на кабель.
  6. Максимальная грузоподъемность в данном положении.

Ограничения могут быть установлены и для поворота стрелы в случае ограниченного пространства.

Технические характеристики автокрана

Грузоподъемность 0,45 — 17 т. в зависимости от условий
Тип стрелы Телескопическая стрела
Длина стрелы 8 000 — 14 000 мм
Длина штанги Боудена 7 000 мм
Удлинение стрелы 1 900 — 13 000 мм
Высота подъема груза (основная стрела) 9 100 — 14 500 мм
Высота подъема (основная стрела и гусек) 21 600 мм
Скорость подъема при номинальной нагрузке (макс.). 9 м/мин.
Скорость подъема/опускания с пустым крюком и грузом до 4,5 т (макс.). 18 м/мин.
Общий вес автомобиля 16,42 т
Размеры
Длина 10 000 мм
Ширина 2 500 мм
Высота 3 850 мм

В дополнение к базовой модели предлагаются следующие модульные версии

  • Топливозаправщик.
  • Версия для строительства.
  • Лесовозы.
  • Пожарные автомобили.
  • Общественные транспортные средства.

Плюсы и минусы

Самый главный недостаток, уже отмеченный выше, — плохая герметичность салона. Для водителя длительные поездки означают простуду и гудящую голову от постоянного шума. Даже с современной системой отопления этот автомобиль далек от комфорта. Другие системы заставляют забыть обо всем плохом и порадоваться добросовестному исполнению советского производителя.

Грузовик МАЗ-5337

Прочная кабина имеет рельеф, минимизирующий ударные волны, защиту от коррозии и различные датчики. Отличная маневренность на вездеходе и большая мощность для перемещения, перевозки или транспортировки грузов только усиливают положительное впечатление. Универсальность МАЗ-5337 успела прославить его на весь Советский Союз и остается популярным даже спустя годы после окончания производства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру