МАЗ-5337 — шасси коммунального грузовика с колесной формулой 4х2, непрерывно выпускаемое Минским автомобильным заводом с 1987 года. Он относится к долгожителям российского автопрома: модифицированные шасси МАЗ-533702 и МАЗ-5337А2 до сих пор включены в производственную программу и прайс-листы официальных дилеров. Секрет долговечности заключается, прежде всего, в высочайшей универсальности шасси и в простом, надежном и неприхотливом дизайне автомобилей. И, конечно же — по довольно скромной цене — на все статьи о давно устаревших образцах еще советского автопрома.
Для автомобилей аналогичной грузоподъемности компактные размеры, маневренность и низкие эксплуатационные расходы позволяют эффективно и с минимальными затратами использовать МАЗ-5337 практически во всех отраслях экономики. На дорогах с твердым покрытием этот грузовик — настоящий универсал. Он предназначен для перевозки любых грузов в городских условиях и на междугородних маршрутах. Его можно использовать как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Однако для грунтовых дорог эта модель не подходит из-за нагрузки на ось.
История автомобиля
В 1980-х годах, с окончанием экономического застоя в Советском Союзе, появились новые модели уже зарекомендовавшего себя автомобиля МАЗ. К концу 1980-х годов МАЗ-5551 и МАЗ-5337 полным ходом сходили с конвейера. Главной целью была модернизация топовой модели МАЗ-5335. основным отличием новой модели от всех ее предшественников была возможность установки модулей различного назначения. Это избавляет производителей от необходимости разрабатывать индивидуальные модификации, что упрощает и ускоряет производство.
Учитывая, что грузовику часто приходится ездить по не самым ровным дорогам, особенности трансмиссии и шин призваны упростить этот процесс. Это делает автомобиль более устойчивым при длительных перевозках и работе на бездорожье. Эта модель больше не выпускается, но она продолжает работать на многих предприятиях и в частных строительных фирмах, внося ценный вклад в производство. По сей день МАЗ-5337 считается одним из лучших автомобилей советских конструкторов.
Технические характеристики
Модель 5337 была переработана для обеспечения большей универсальности с акцентом на эффективность. Неизменным остается то, что большинство деталей, узлов и элементов производились по всему Советскому Союзу, особенно главный элемент — двигатель, который поставлялся из Ярославля. Еще одним хорошим дополнением является система гидроусилителя руля, которая значительно облегчает управление автомобилем.
Двигатели
Тип | ЯМЗ-236 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | Угол продольного V-образного зажима 90o |
Частота циклов | 4 удара |
Вид топлива | Дизель |
Экостандарт | Евро 2 |
Пусковой подогреватель | Да |
Объем | 11,15 литра |
Мощность в л.с. | 180 |
Макс. крутящий момент | 667 Ньютон-метров |
Макс. скорость | 85 км/ч |
Время от 0 до 85 км/ч | 50 секунд (без нагрузки) |
Средний расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч и выше | 21 литр |
Средний расход топлива на 100 км в комбинированном цикле | 35 литров |
Емкость топливного бака | 200 литров |
Топливная форсунка состоит из шести секций муфты впрыска. Имеется насос низкого давления для подачи дополнительного воздуха и регулятор переменной скорости с несколькими режимами работы. Форсунки закрыты. Воздушный фильтр оснащен полезным индикатором, показывающим, когда загрязнение фильтра достигло своего пика. Кстати, процесс замены фильтра не слишком сложен.
Передача
Индекс | ЯМЗ-236П |
Тип | Интегрированный |
Тип сцепления | Сухой |
Пневматический усилитель | Да |
Количество передач | 6 (5 вперед, 1 назад) |
Синхронизатор | Между всеми передачами от II до V |
Тип привода ВОМ | Валы в тандеме |
Передаточное число | |
1 | 5,2 |
2 | 2,9 |
3 | 1,53 |
4 (прямой) | 1,00 |
5 (поднят) | 0,66 |
Разворот | 5,48 |
Общее передаточное отношение | 7,7 |
Передаточное число | 2,08 |
Бортовое соотношение | 3,428 |
Привод редуктора состоит из планетарных передач, центрального редуктора и конических шестерен.
Электрическая система
Первый выпуск | ST103-A-01 |
Аккумуляторы | Два 6ST-190A/6ST-182EM |
Тип соединения | Серийный |
Напряжение | Два 12 В |
Пусковой нагреватель (опция) | WDH-30 |
Напряжение всей системы | 24В |
Генератор | G-273V (AC) |
Регулятор напряжения | YA120M |
Размеры и грузоподъемность | |
Длина | 6 830 мм |
Ширина | 2 400 мм |
Высота | 2 900 мм |
Колесная база | 3 950 мм |
Формула колеса | 4*2 |
Минимальный радиус поворота | 9 800 мм |
Плечевой вес автомобиля | 7 150 кг |
Полезная нагрузка | 8 700 кг |
Распределение нагрузки на ось | |
Передняя часть | 6,000 кг |
Задний | 10 000 кг |
Макс. общий вес | 16 000 кг |
Допустимый вес прицепа | 12 000 кг |
Допустимая полная масса поезда | 28 000 кг |
Конструкция кузова облегчает погрузку и разгрузку. Для этого стороны разделены на две части. Прочные декоративные панели изготовлены из высококачественной древесины.
Двигатель
Грузовик оснащен дизельным двигателем V-6 ЯМЗ-236: ЯМЗ-236М2-1 без турбонаддува, ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6563.10 (Евро-3) с турбонаддувом. Любой из дизельных двигателей имеет рабочий объем 11 149 см3 и мощность 180 л.с./132 кВт (ЯМЗ-236М2-1) при 2 100 об/мин и 230 л.с./169 кВт (ЯМЗ-236Н2 и ЯМЗ-6563.10) при 1 900 об/мин. В двух последних модификациях используется электронная система управления » KommonRail».
Крутящий момент двигателя ЯМЗ-236М2-1 составляет 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин; у ЯМЗ-236НЕ2 и ЯМЗ-6563.10 этот показатель соответствует 882 Н-м при 1100-1300 об/мин.
YMZ-236ÍE2.
Топливный насос высокого давления на ЯМЗ-236М2-1 представляет собой 6-секционный насос золотникового типа с насосом подачи топлива низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и регулятором скорости в полном режиме. Эти двигатели оснащены электрическим ударным устройством (ЭУУ) и, в качестве опции, предпусковым подогревателем PZD-30.
Машина разгоняется до максимальной скорости 85 км/ч. Время разгона до «крейсерской» скорости 60 км/ч составляет примерно 50 секунд. При скорости 60 км/ч МАЗ-5337 потребляет около 20-22 литров дизельного топлива на 100 км.
Расход Топлива
При движении со скоростью 60 (80) км/ч автомобиль МАЗ-5337 расходует 21,5 л/100 км. В смешанном цикле топливный запас грузовика увеличивается до 35 литров на «процент». Топливный бак вмещает 200 литров и, в зависимости от комплектации и груза, позволяет автомобилю проехать 450-900 км.
Трансмиссия
Все модифицированные МАЗ-5337 имеют двухдисковое сцепление с пневматическим усилителем. Коробка передач также одинакова для всех версий. Это пятиступенчатый ЯМЗ-236П с синхронизаторами на передачах II, III, IV и V. Передачи: I-5,24; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ZX-5.48. ВОМ состоит из двух последовательных валов и промежуточной опоры. Главные передачи расположены в два этапа: центральная ионная передача и планетарная конечная передача (в ступице). Передаточные числа: центральная коробка передач — 2,08 или 2,27; главная понижающая — 3,428; общая — 7,14 или 7,70.
Колёса и шины
На МАЗ-5337 установлены колеса бездискового или дискового типа с ободами 8,5V-20, крепящиеся шестью болтами с фиксаторами. Шины 11.00R20 (300R508), И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах спереди — 7,5; сзади — 6,7 кгс/см2.
Подвеска
Передняя подвеска основана на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора; задняя подвеска основана на 2 основных рессорах и 2 дополнительных полуэллиптических рессорах. Концы дополнительных листовых рессор и задние концы основных листовых рессор сделаны скользящими.
Тормоза
Рабочий тормоз — с барабанным тормозом (диаметр 420 мм, ширина 160 мм, кулачковый разжим), двухконтурный пневматический тормоз. Задняя тормозная камера имеет пружинный тормозной аккумулятор. Стояночный тормоз приводится в действие пружинным аккумулятором на задних колесах и имеет пневматический привод. Стояночный тормоз совмещен со стояночным тормозом. Вспомогательный тормоз — это замедлитель двигателя с пневматическим приводом. Тормоз прицепа — комбинированного типа (двух- и однотрубный). Для предотвращения замерзания конденсата установлен спиртовой предохранитель.
Рулевое управление
Рулевой механизм автомобиля МАЗ-5337 имеет винт и держатель с шариковой гайкой, который зацепляет зубчатый сектор. Передаточное число 23,55. Система гидравлического усилителя рулевого управления состоит из распределителя, встроенного в рулевой механизм, и отдельного гидроцилиндра. Давление масла в гидроусилителе руля составляет 95-110 кгс/см².
Электрооборудование
Напряжение бортовой сети 24 В, аккумуляторные батареи 6СТ-190А или 6СТ-182ЕМ (2 х 12 В), генераторная установка Г-273В, встроенный регулятор напряжения Я-120М, стартер СТ103-А-01.
Устройство
Решение для шасси МАЗ 5337
Привод на МАЗ 5337 представляет собой единый агрегат с дизельным двигателем. Он состоит из пневматического усилителя, сухого сцепления и 5-ступенчатой коробки передач «ЯМЗ-236П» с синхронизатором для передач переднего хода (II-V). Система трансмиссии состоит из пары валов, соединенных в тандем.
Главная коробка передач является разъемной и состоит из планетарного редуктора в ступице и центрального редуктора с коническими шестернями. Общее передаточное число составляет 7,14 (7,7). Силовой агрегат, оснащенный этой коробкой передач, способен разогнать МАЗ-5337 до 85 км/ч менее чем за 50 секунд.
Грузовик оснащен многоступенчатой пневматической тормозной системой. Они эффективны даже на скорости 60 км/ч. Полностью загруженный МАЗ-5337 совершает полную остановку на расстоянии 36,7 метра.
Безопасная остановка и управление транспортным средством были поддержаны
- Главные барабанные тормоза диаметром 420 мм с кулачковыми распределителями. В задней части тормозная камера оснащена дополнительным пружинным аккумулятором.
- Пневматический стояночный тормоз.
- Аварийный тормоз совмещен с ручным тормозом. Они используются в случае отказа других тормозов.
- Вспомогательные тормоза, которые представляют собой специальные заслонки в выхлопной системе. Они активируются пневматическим устройством и замедляют работу двигателя.
- Имеется также защита от блокировки в случае скопления замерзшего конденсата.
В МАЗ-5337 используется модернизированная задняя подвеска и система передней подвески.
- Вспомогательные пружины задней подвески имеют полуэллиптическую форму. Конец дополнительной листовой рессоры и задний конец основной листовой рессоры являются скользящими.
- Пружины передней подвески имеют полуэллиптическую форму и дополнены телескопическими амортизаторами.
Колеса имеют безлюдную конструкцию и крепятся на шести болтах.
Кабина
Серию 5337 вряд ли можно назвать особенно комфортной для водителя. В кабине грузовика холодно и шумно. Остекление выполнено не самым удовлетворительным образом. Длительные поездки на грузовике часто превращаются в кошмар, даже несмотря на то, что рабочее место вполне современное, а системы вентиляции и отопления работают очень хорошо. МАЗ-5337 выпускается в 2- и 3-местном вариантах для кабины. Он оснащен гидравлическим цилиндром с ручным насосом. Его можно наклонить вперед, что облегчает доступ к двигателю.
Сиденье водителя можно регулировать по высоте, углу наклона и расстоянию от органов управления.
Почти все версии МАЗ-5337 не имеют спального отсека. Однако в версии МАЗ-533701 XL он присутствует. Версия с таким обозначением предназначена для работы в условиях низких температур Крайнего Севера.
Благодаря гидроусилителю, состоящему из силового цилиндра и распределителя на рулевом колесе, а также реечному механизму, грузовиком легко и удобно управлять. Во время движения специальные впускные панели создают воздушный поток с обеих сторон для предотвращения сильного загрязнения. Высококачественное лакокрасочное покрытие защищает кабину от коррозии.
Модификации
Одна из самых популярных модификаций в модельном ряду МАЗ-5337. Он известен как «Ивановец». Механика на печатной плате идентична механике базовой модели. Единственное отличие — модернизированный двигатель ЯМЗ-236М2. Управление консолью — гидравлическое. Для обеспечения безопасности кран оснащен рядом датчиков.
- Ограничитель грузоподъемности.
- Уровень загрузки крана.
- Длина и дальность полета стрелы.
- Высота головки штанги.
- Весовая нагрузка на кабель.
- Максимальная грузоподъемность в данном положении.
Ограничения могут быть установлены и для поворота стрелы в случае ограниченного пространства.
Технические характеристики автокрана
Грузоподъемность | 0,45 — 17 т. в зависимости от условий |
Тип стрелы | Телескопическая стрела |
Длина стрелы | 8 000 — 14 000 мм |
Длина штанги Боудена | 7 000 мм |
Удлинение стрелы | 1 900 — 13 000 мм |
Высота подъема груза (основная стрела) | 9 100 — 14 500 мм |
Высота подъема (основная стрела и гусек) | 21 600 мм |
Скорость подъема при номинальной нагрузке (макс.). | 9 м/мин. |
Скорость подъема/опускания с пустым крюком и грузом до 4,5 т (макс.). | 18 м/мин. |
Общий вес автомобиля | 16,42 т |
Размеры | |
Длина | 10 000 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 3 850 мм |
В дополнение к базовой модели предлагаются следующие модульные версии
- Топливозаправщик.
- Версия для строительства.
- Лесовозы.
- Пожарные автомобили.
- Общественные транспортные средства.
Плюсы и минусы
Самый главный недостаток, уже отмеченный выше, — плохая герметичность салона. Для водителя длительные поездки означают простуду и гудящую голову от постоянного шума. Даже с современной системой отопления этот автомобиль далек от комфорта. Другие системы заставляют забыть обо всем плохом и порадоваться добросовестному исполнению советского производителя.
Прочная кабина имеет рельеф, минимизирующий ударные волны, защиту от коррозии и различные датчики. Отличная маневренность на вездеходе и большая мощность для перемещения, перевозки или транспортировки грузов только усиливают положительное впечатление. Универсальность МАЗ-5337 успела прославить его на весь Советский Союз и остается популярным даже спустя годы после окончания производства.