Трактор ЛТЗ Т-40

Т-40 — трудно найти фермера или рабочего в бывшем Советском Союзе, который не был бы знаком, хотя бы заочно, с этим легендарным трактором!

Эта машина дебютировала в 1961 году и стала родоначальником всей линейки сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт, полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40, стал основой для создания целой линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Хотя производство этого культиватора прекратилось в 1995 году, тысячи этих тракторов до сих пор успешно работают на полях нашей страны.

Рождение легенды

Трактор ЛТЗ Т-40

Липецкий тракторный завод был основан в 1943 году на базе мощностей завода «Станкострой», пережившего войну.

Его целью было создание среднемощного сельскохозяйственного гусеничного трактора по заказу Государственного Комитета Обороны. Для нужд завода с фронта были срочно отозваны необходимые техники, инженеры, конструкторы и рабочие.

Первым детищем завода стал трактор КД-35, и в конце 1944 года первая серия моделей этого трактора была поставлена в совхоз. К началу 1960-х годов было выпущено 113 600 различных моделей этой машины, после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работа над первыми колесными тракторами началась в 1956 году. Это были самоходные шасси с двухтрубной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя был Т-25 (не путать с Владимировцем), разработанный в 1958 году и запущенный в производство в 1960 году как Т-30, позже в том же году Т-35 был оснащен более мощным двигателем.

Серийное производство началось с универсального трактора Т-40, выпущенного в 1961 году.

Сорока» вобрала в себя весь опыт и быстро стала настоящим бестселлером в советском тракторостроении! Всего с 1961 по 1995 год было выпущено более миллиона тракторов Т-40 и их модификаций! Испытания 1970 года показали, что машина была одной из самых надежных в Советском Союзе, а также завоевала золотые медали на европейских выставках, проходивших в Марклеборге и Лейпциге с 1966 по 1970 год.

Назначение

T 40 AM предназначен для вспашки и обработки легких почв, а также для различных работ в теплицах и садах. Он успешно используется для вспашки пропашных культур, а также для монтажа молотильного оборудования, снегоочистителей и транспортных операций. Изначально трактор был разработан для создания средней машины для универсальных сельскохозяйственных работ, способной также пахать.

Трактор ЛТЗ Т-40

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя — Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Масса транспортного средства — 2,3-2,6 т.
  • Диапазон скоростей — 1,6 — 27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад — 7/7
  • Тяговый класс трактора — 0,9 л.с.
  • Размеры трактора длина/ширина/высота — 3660/1620/2100 мм.
  • Дорожный просвет — 500 мм.
  • Регулируемые колеи колес — 1200-1800 мм.

Двигатель

Сороковка» была оснащена двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 оснащался двигателем Д-37 мощностью 37 л.с. Позднее модифицированный Т-40М был оснащен двигателем Д-144 мощностью 50 л.с.

LTZ T-40

Д-37

Оба двигателя были четырехтактными, четырехцилиндровыми, дизельными двигателями с воздушным охлаждением. Двигатель не имел корпуса блока, а съемные рядные цилиндры имели ребра радиатора для лучшего рассеивания тепла.

Трактор ЛТЗ Т-40

Д-144

Для лучшего охлаждения масла установлен масляный радиатор, так как в жаркую погоду воздушного охлаждения явно недостаточно. Рекомендуется отсоединять радиатор от масляной системы зимой и возвращать его в исходное состояние летом. Температура контролируется датчиком температуры на приборной панели. На дизельных двигателях обычно используется электрический стартер, а бензиновый стартер PD-8 используется реже.

Несмотря на недостатки системы охлаждения, силовая установка, используемая на Т-40 и его модификациях, по-прежнему считается достаточно надежной при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании.

Трактор ЛТЗ Т-40

J-Переднее колесо с вентилятором; 2-Генератор; 3-1-Вентилятор; 4-Передняя перегородка; 5-Головка цилиндра; 6-Инжектор; 7-Впускной канал; 8-Выпускной канал; 9-Цилиндр; 10-Промежуточная перегородка; 11-Картер маховика; 12~~Топливный фильтр; 13-Масляный бак; 14-Дипстик-масляный манометр; 15-Масляный бак; 16-Соединительная тяга; 17-Коленвал

Трактор ЛТЗ Т-40

Система смазки: 1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — масляный радиатор; 3 — указатель температуры масла; 4 — манометр давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; б — переключатель «зима — лето»; 7 — шестерня ГРМ; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан Другие компоненты, смазываемые разбрызгиванием

Читайте также:  Самые большие автокраны в мире

Расход топлива

При вспашке трактор T 40 AM расходует 15 кг топлива в час по сравнению с номинальным расходом 7,2 кг в час.

Коробка передач

Трактор Т-40 и его варианты оснащены четырехступенчатой, восьмиступенчатой (с одной задержкой передачи), механической коробкой передач.

Реверсивная передача (возможность двигаться на всех передачах, как вперед, так и назад) делает «Сороку» более маневренной и повышает производительность.

Отличительной особенностью коробки является расположение оси, расположенной на противоположной стороне — это позволяет укоротить конструкцию и объединить ее с механизмом заднего моста в один узел. Это решение позволяет значительно уменьшить размеры трактора.

Трактор ЛТЗ Т-40

Трансмиссия: 1 — корпус коробки передач; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — контрвал; 4 — ограничитель хода; 5 — крышка ограничителя хода; 6 — коническая шестерня заднего хода; 7 — труба масляного бака; S, 15 — масляный насос; 9 — рычаг переключателя заднего хода и ограничителя хода; 10 — ведущая коническая шестерня 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта заднего хода; 13~ — штифты ; 14 — вилка переключения заднего хода; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения; 19 — крышка; 20 — роликовый механизм переключения; 22 — главный вал; 23 — узел шестерни заднего хода; 24 — крышка корпуса коробки передач; 25 — блокировка педали дифференциала; 27 — вал-шестерня редуктора. 28 — промежуточная шестерня редуктора; 30, 31 — корпус подшипника; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось. ; 36 — муфта комплекта шестерен дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — шестерня рабочего цилиндра промежуточной передачи; 39 — сливная пробка; 40 — рама коромысла; 41 — четырехходовой переключатель с положением крестового вала

Передняя стенка коробки передач соединена с корпусом сцепления, который также имеет резьбовое соединение для монтажа некоторых органов управления машиной.

На задней стенке корпуса имеются кронштейны для крепления рычагов навески, также установлен удлинитель ВОМ. Тормозные шланги крепятся по бокам.

Рычаги и органы управления передачами, дифференциалом и реверсом расположены на верхней крышке коробки.

Ходовая часть

Трактор опирается на переднюю и заднюю оси. Передняя ось служит опорой для изменения направления движения колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразуют крутящий момент двигателя в движение трактора.

Если этого требуют условия эксплуатации, на колеса можно установить дополнительные грузы для увеличения тяговой способности трактора.

Давление, поддерживаемое в шинах, должно составлять примерно 0,10-0,14 МПа, в зависимости от работы, которую вы собираетесь выполнять, и навесного оборудования, которое вы собираетесь использовать.

Возможна установка колес, направленных «внутрь», которые позволяют значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах от 1200 до 1800 мм. Дорожный просвет Agrotech также можно регулировать в диапазоне от 500 до 650 мм.

Трактор ЛТЗ Т-40

Подвеска переднего моста: 1 — поворотный рычаг, 2 — пружина, 3 — болт, 4 — палец, 5 — крышка, 6 — шток, 7 — осушитель, 8 — кронштейн, 9 — лубрикатор, 10 — втулка, 11 — траверса, 12 — упорный шарикоподшипник, 13 — скользящий кронштейн, 15, 16 — упорное кольцо, 17 — гайка Крутящий момент, передаваемый на передние ведущие колеса трактора Т-40АМ и Т-40АИМ

Рулевое управление

Все модели тракторов Т-40 оснащены системой гидроусилителя руля (усилитель руля). Сигнал на гидроусилитель руля передается рулевой колонкой через карданный вал. Усилитель руля передает усилие на обе ноги, которые поворачивают колеса вправо или влево.

Трактор ЛТЗ Т-40

Рулевое управление: 1 — сошка; 2 — кронштейн; 3 — усилитель руля; 4 — клин в сборе; 5 — карданный шарнир в сборе; 6 — карданный вал в сборе; 7 — рулевая рейка; 8 — вал; 9 — рулевое колесо; 10 — гайка; 11 — пружинная шайба

Трактор ЛТЗ Т-40

1 — двухмачтовый вал; 2 — передняя крышка; 3, 5 — гайка; 4 — шарикоподшипник; 6 — передняя гайка; 7 — пружинная шайба; 8 — уплотнение; 9 — * поршень; 10 — корпус; 11 — верхняя крышка корпуса; 12, 23 — регулировочные винты. 13, 22 — крышка гайки; 14 — винт; 15 — силовой винт; 1 16 — задняя крышка; 17 — задняя гайка; 38 — пробка; 19 — пружина; 2G — пружина золотника; 21 = эолотнк; 24 — предохранительный клапан; 25 26 — плунжер

Читайте также:  КамАЗ-54115

Электрооборудование

Трактор ЛТЗ Т-40

Если прицеп оборудован механизмом опрокидывания с гидравлическими цилиндрами, используйте шланги и разрывные муфты для подключения гидравлических цилиндров к гидравлической системе трактора (с задним кабелепроводом). Механизм опрокидывания управляется левой рукояткой гидравлического клапана селективного управления. Когда гидравлический опрокидывающий крюк прикреплен к трактору, он фиксируется болтом в обойме 12, которая опирается на шарнирный блокирующий рычаг. Когда трактор поставляется в хозяйство с таким комплектом оборудования, гидравлический крюк или сцепное устройство исключается, в зависимости от вида предполагаемых работ.4.19. Электрооборудование Электрооборудование, установленное на тракторе, предназначено для запуска дизельного двигателя и обеспечения работы трактора и сельскохозяйственных машин в ночное время, как во время сельскохозяйственных работ, так и при использовании трактора в качестве транспортного средства. Электрическая система трактора представляет собой однотрубную систему, в которой отрицательным проводником является металлическая часть трактора — «масса». Отрицательная клемма источника питания подключается к «массе». Номинальное напряжение составляет 12 В.

Устройство

В целом, T40 AM — не самый сложный трактор с точки зрения конструкции. Он имеет генератор переменного тока, электрический стартер, аккумулятор, воздушный компрессор и иногда гидравлическую систему, а также освещение.

Кабина

Кабина однокомнатная, закрытая и состоит из панелей, соединенных точечной сваркой. Трубчатая рама обеспечивает безопасность в случае опрокидывания.

Хорошая видимость позволяет хорошо выполнять сельскохозяйственные работы. Ветровое стекло оснащено стеклоочистителями.

Крыша сделана из фанеры и отделана кожей. На правой стороне находится светильник, на передней перекладине — вентилятор, а в левом углу сзади — держатель для термоса.

Все основные органы управления находятся перед водителем трактора. Рычаги заднего хода, переключения передач и ВОМ расположены на полу кабины. Органы управления гидравликой расположены с правой стороны рулевой колонки.

Педали расположены классически. Тормоза разделены и соединены ремешком.

Датчики в левой части приборной панели контролируют различные параметры, такие как давление масла, температура, аккумулятор и давление воздуха.

Трактор ЛТЗ Т-40

Органы управления и приборы в кабине (рис. 4)

Рычаг реверса 1 может занимать два положения — нижнее и верхнее; при установке редуктора хода рычаг имеет три положения (рис. 6): нижнее — семь скоростей вперед и одна назад; среднее — реверс (семь скоростей назад и одна вперед); верхнее — редуктор хода.

Рычаг 2 (см. рис. 4) переключает передачу в коробке передач (положение рычага см. на рис. 6).

Когда педаль 30 (см. рис. 4) зацепляет шестерню механизма стартера с кольцом маховика.

При нажатии на педаль 3 происходит отключение главного сцепления, а при снятии ноги с педали происходит автоматическое включение сцепления под действием пружины. Нажмите на педаль 3 при включении передач (рычаг 2), заднего хода (рычаг 1) и синхронизированного привода ВОМ (рычаги 4 и 52).

При нажатии на педаль 35 для блокировки дифференциала (при отключенном главном сцеплении) включается механизм блокировки заднего колеса, а снятие ноги с педали автоматически отключает механизм блокировки. Рычаг 4 для включения бокового ВОМ (если установлен боковой ВОМ) имеет три положения (см. Рисунок 6).

Рабочее положение рычага 32 (см. рис. 4) для включения заднего ВОМ показано на рис. 6.

Педаль 5 сцепления BOM (см. рис. 4) предназначена для привода от независимого ВОМ. Перемещая тягу 6 управления воздушной заслонкой карбюратора стартера на себя, уменьшают количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, и наоборот. Пускатель пускового механизма включается выключателем 7.

При перемещении рычага сцепления 16 пускового механизма происходит выключение сцепления. Зажигание стартера магнето может быть выключено нажатием кнопки 28 для остановки механизма стартера. Поворот клавиши по часовой стрелке включает выключатель вилки накаливания 8. Нажатие на кнопку, расположенную горизонтально, включает выключатель основной батареи 9; для выключения нажмите на кнопку, расположенную сверху. В случае перегрузки (короткого замыкания) питание отключается тепловым предохранителем. После устранения неисправности цепь размыкается нажатием кнопки 10. Имеется фонарь 13 для освещения приборной панели. крайнее верхнее положение джойстика 17 соответствует нулевой подаче топлива, перемещение джойстика вниз увеличивает подачу топлива. Подача топлива также может быть увеличена путем нажатия на педаль 38, которая управляется ножной секцией подачи топлива.

Читайте также:  Fiat Scudo

Управление гидроцилиндрами осуществляется с помощью ручек 21 гидравлического коллектора: средняя ручка управляет главным гидроцилиндром, а правая и левая ручки — соответствующими внешними гидроцилиндрами (рабочее положение каждой ручки см. на рис. 6). Тормоза активируются нажатием на педаль 34 или 37 (см. рис. 4). Педали сблокированы с помощью пластины 33 для обеспечения одновременного торможения левым и правым тормозом. Защелка горного тормоза 36 удерживает педаль в положении торможения. При нажатии на педаль тормоза защелка устанавливается в исходное положение. Во время работы трактора с прицепом торможение прицепа осуществляется нажатием на педаль тормоза с блокировкой. Рулевое колесо 23 используется для поворота трактора. Центральный выключатель 24 используется для включения фар, габаритных огней и освещения приборной панели.

Трактор ЛТЗ Т-40

(Рисунок 5. Индикатор крена: 1 — красный индикатор; 2 — переключатель индикатора крена; ‘3 — зеленый индикатор; 4 — панель; 5 — предохранитель; 6 — датчик крена в направлении знака «-«).

В целом, все основные элементы управления удобны и легко доступны. Как говорится, все под рукой, а инструменты управления находятся прямо перед вами.

Задняя навеска предназначена для установки различных приспособлений на Т-40. Это шарнирный механизм с центральной тягой и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу установлен кривошип, который соединен с гидравлическим цилиндром.

Гидравлический цилиндр поднимает и опускает буксируемый инструмент, положение которого регулируется с помощью раскоса и центральной тяги.

На него можно установить все виды сельскохозяйственного оборудования, оборудование для заготовки кормов, вспашки, выращивания овощей и возделывания гряд. Он также может быть оснащен погрузчиком с максимальной грузоподъемностью 800 кг.

Модификации

За годы своего существования «Сороковка» неоднократно модернизировалась и совершенствовалась. С каждой модификацией его конструкция изменялась, расширяя возможности этой замечательной машины.

Для удобства обзора мы разделили все модификации на две группы по типу электростанции.

Трактора с двигателем Д-37:

  • T-40A — Отличается от базовой версии наличием полного привода, что было оценено дорожными службами, где трактор быстро завоевал популярность.
  • T-40AN — полноприводная машина с уменьшенным дорожным просветом, специально разработанная для работы на крутых склонах.
  • T-50A — это конверсия, предназначенная для работы с тракторными погрузчиками. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление D-144, более мощного 50-сильного двигателя, улучшило характеристики трактора и вызвало появление новых модификаций.

Визуально тракторы с двигателем D-144 имели прямоугольные капоты, в то время как их аналоги D-37 имели немного более круглые передние капоты.

    • Т-40М — заднеприводная версия.

Трактор ЛТЗ Т-40

Т-40М.

  • T-40AM — полноприводная модель.

    Трактор ЛТЗ Т-40

    Т-40АМ.

  • Т-40АМ — по аналогии с Т-40АН, был разработан для работы на склонах холмов.

    Трактор ЛТЗ Т-40

    Т-40АМ

  • Т-40АП — создан с учетом установки на него коммунального оборудования.

    Трактор ЛТЗ Т-40

    Т-40АП.

Преимущества и недостатки

С момента выпуска этого трактора прошло немало времени, а учитывая, что он активно используется и сегодня, его первое преимущество — выносливость. двигатель Д-144 имеет несколько ключевых преимуществ: генератор обеспечивает трехфазный ток без необходимости дополнительного выпрямителя, вместо него используется реле-регулятор.

Одноплунжерный насос обеспечивает экономию топлива по сравнению с аналогичными моделями.

К недостаткам трактора относятся следующие.

  •  Стальной выпускной коллектор, который со временем начинает прогорать и пропускает газы.
  •  Для регулировки топливного насоса требуется специальный ключ, без которого доступ к нему затруднен.
  •  Расход масла был высоким, и его нужно было доливать каждые 2-3 месяца.
  •  Масло часто выдавливается мимо сальника коленчатого вала.

Трактор ЛТЗ Т-40

Отзывы

Есть много отзывов о T 40 am, и они описывают его в хорошем свете. Главное преимущество, которое поддерживает эту машину, — ее долговечность. Благодаря такому высокому качеству в сочетании с высокой ремонтопригодностью трактор может работать и оставаться в исправном состоянии в течение длительного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру