Самосвал Татра-148

Производство тяжелого транспортного автомобиля Tatra-148 началось в Чехословакии еще в 1972 году и продолжалось в течение 10 лет. За этот период было произведено 113 000 таких автомобилей. Кроме того, половина грузовиков была экспортирована в Советский Союз, так что до сих пор эти модели самосвалов можно встретить в странах СНГ. Учитывая время, прошедшее с момента их производства, ситуация свидетельствует о высокой надежности и долговечности этих машин.

История выпуска

Производство Tatra 148 началось, как вы можете видеть на фотографии ниже, с первых прототипов в 1968 году. И всего год спустя автомобиль был официально представлен потребителям. Визуально модель очень похожа на предыдущую версию — 138. Однако капот в передней части кабины стал шире, что увеличило поток воздуха, необходимый для охлаждения силового агрегата. Фланцы осей теперь были круглыми, в отличие от шестигранных фланцев предыдущей модели, а количество шпилек, устанавливаемых непосредственно на ступицы колес, было увеличено до 10 штук.

Самосвал Tatra 148

В 69-71 годах началось первое мелкосерийное производство, приуроченное к выпуску 138-й модели. За этот период было выпущено всего 577 автомобилей. Полномасштабное производство конвейерных лент началось только в 1972 году. После семи лет крупносерийного производства завод модернизировал модель, внеся в нее около 80 изменений. В результате расход топлива снизился, в салоне стало менее шумно, и автомобиль можно было заводить даже при температуре -20 градусов.

Технические характеристики

Технические характеристики Tatra 148 были на очень высоком уровне для своего времени. Автомобиль оснащался дизельным восьмицилиндровым V-образным двигателем T 2-928-1 мощностью 203 л.с. при 2 000 об/мин. Максимальный крутящий момент достигает 810 Нм при 1 200 об/мин. Рабочий объем двигателя составляет 12 667 кубических сантиметров.

Двигатель имеет воздушное охлаждение. Он оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Редуктор оснащен электропневматическим переключателем, обеспечивающим комфортное управление и высокую долговечность. Двухдисковое сцепление сухое и с гидравлическим приводом. Тормозная система барабанного типа, пневматическая и действует на все колеса. Топливный бак имеет емкость 500 литров. Средний расход топлива в комбинированном цикле составляет 30 литров на 100 км. Максимальная скорость — 80 км/ч.

Читайте также:  Минитрактор TZ-4K-14

Двигатель Tatra 148 славится своей высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. При своевременном обслуживании и уходе она может работать исправно в течение многих лет без необходимости ремонта. Если произойдет поломка, это не потребует больших усилий, времени или денег. Силовой агрегат имеет простую конструкцию и может быть быстро понят и устранен опытными механиками. Запчасти также легко доступны, и многие компоненты советского производства могут быть применены к нему.

Используются шины 275/70 R22.5, установленные на ободах 9.5Jx22.5. Колесная формула — 6×6. Запасное колесо расположено за кабиной и удерживается специальным металлическим кронштейном. В стандартную комплектацию входит гидравлический усилитель рулевого управления, который позволяет легко управлять грузовиком на любом дорожном покрытии.

Двигатель

Tatra 148 оснащен очень мощным 8-цилиндровым двигателем с очень хорошими эксплуатационными параметрами.

  • Максимальная мощность — 212 л.с.
  • Максимальная скорость — 71 км/ч.
  • Крутящий момент при 1 200 об/мин — 830 кг х м.
  • Объем камеры сгорания — 12,67 л.

Кроме того, двигатель, о котором идет речь, удачно расположен на модели. Размеры и система крепления под капотом облегчают обслуживание и текущий ремонт.

Чтобы добраться до масляного фильтра или генератора переменного тока, не нужно использовать никаких причудливых приспособлений: все находится под рукой.

Татра-148 самосвал

Тип двигателя — V-образный. Расположение между цилиндрами составляет 90°. Это одна из причин высокой мощности данного двигателя. Работает на дизельном топливе.

Даже если масса не очень большая, можно использовать дизельное топливо — оно не повредит двигателю.

Двигатель имеет следующие особенности, отличающие его от предшественников

  • Расход топлива значительно снижается.
  • Двигатель можно быстро запустить при температуре -20°C.
  • Уровень вибрации и шума в кабине снижен до минимума.
  • Используется воздушный фильтр на масляной ванне.

Кроме того, уровень вредных веществ, выделяемых в атмосферу, довольно низок, несмотря на год выпуска.

Важной особенностью этого типа двигателя внутреннего сгорания является воздушное охлаждение, достигаемое с помощью вентилятора. В то же время, несмотря на очень высокую мощность и крутящий момент, жидкостное охлаждение полностью отсутствует.

Даже с учетом этого двигатель демонстрирует отличную производительность в районах с высокими среднегодовыми температурами. Перегрев двигателя практически исключен.

Коробка передач

Tatra 148 оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач. Передаточные числа позволяют двигаться на одной и той же передаче в различных условиях.

Читайте также:  ЗИЛ-5301

Рама

Татра-148 самосвал

Скелет — главная особенность этого грузовика. Он был специально разработан чехословацкой компанией Tatra и впервые использовался в 1920-х годах.

Рама состоит из следующих основных элементов.

  • Приводная труба, расположенная по центру.
  • Тонкая ось.
  • Независимая подвеска. Основными преимуществами являются его надежность и использование тонкой оси (которая заменяет имитацию универсального шарнира). Благодаря высокой прочности рама не требует технического обслуживания в течение всего срока службы шасси, установленного производителем.

Подвеска

Сама независимая подвеска состоит из следующих основных компонентов.

  • Качающиеся полувалы (их два).
  • Механизм артикуляции. Единственным недостатком этой конструкции является сложность доступа к раме при обслуживании, для чего необходимо разобрать раму на составные части, что является довольно трудоемкой задачей.

Устройство

Главной особенностью конструкции этой модели является наличие особого типа рамы. В автомобиле используется приводная труба стингер. Именно в нем вместо универсального шарнира используется тонкий вал. Силовой агрегат соединяется с этой трубкой с помощью специальной полурамы. Такой вариант конструкции дает возможность применить на автомобиле разъемный вал и независимую подвеску. Именно это обеспечивает широкий диапазон вертикальных колебаний полуоси.

Самосвал Tatra-148

Распорная труба для грузовиков изготовлена из пружинной стали и устойчива к изгибу и скручиванию благодаря своим высоким прочностным характеристикам. Поэтому на погрузчике можно перевозить грузы, превышающие установленный вес. Такая конструкция позволяет использовать практически любой размер колесной базы, а также количество осей. Основные модели — 4×4 или 6×6, но также возможно создание моделей 12×12. Однако важным недостатком этой системы является ее высокая стоимость. Таким образом, если бы в Советском Союзе было произведено около 15 000, то стоимость такого автомобиля сегодня считалась бы товаром.

Габаритные размеры и колесная формула

Хотя автомобиль позиционируется как транспортное средство для перевозки больших грузов, его относительно небольшие габаритные размеры делают его простым и несложным в эксплуатации.

Параметры веса/размера.

Параметры Размеры Единицы измерения
Длина от переднего бампера до заднего 7240 мм
Ширина от левого края корпуса до правого края корпуса 2500 мм
Ширина между колесами (от внешнего края шин) 1966 мм
Ширина совка 2250 мм
Длина ложки 4700 мм
Высота от нижней части протектора колеса до верхней части совка 2645 мм
Расстояние между передней и центральной осью 3690 мм
Ширина между центральной и задней осью 1320 мм
Высота разгрузочной секции совка 1150 мм
Грузоподъемность 16 т
Вес нетто 12 т
Читайте также:  Самосвал КамАЗ-65201

Грузовик оснащается различными колесными базами. Он доступен в конфигурациях 4×4 и 6×6. Это позволяет выбрать подходящую модель для конкретной функции.

Устройство кабины и эксплуатация

Рассматриваемые автомобили весьма удобны в эксплуатации, и не только благодаря своим эксплуатационным характеристикам. В кабине достаточно места для водителя, поэтому в ней могут с комфортом разместиться еще два пассажира.

Самосвал Tatra-148

Кабина имеет спинку сиденья хорошей формы. Сиденье водителя спроектировано таким образом, чтобы адаптироваться к форме спины человека, поэтому даже длительное пребывание в нем не вызывает никакого дискомфорта благодаря мягкой подушке из вспененной резины.

Сиденье также пневматическое и легко регулируется. Это означает, что любой водитель даже самых нетипичных антропометрических размеров может комфортно расположиться за рулем Tatra 148.

Большой размер лобового и боковых стекол способствует комфортной езде. Это позволяет водителю легко просматривать пространство как перед автомобилем, так и по бокам.

Татра-148 самосвал

Боковые зеркала обеспечивают беспрепятственный обзор задней части грузовика, даже при перевозке широких прицепов.

Органы управления находятся в пределах досягаемости водителя, что делает все операции простыми. Приборная панель включает в себя следующие манометры и индикаторы.

  • Тахометр.
  • Спидометр.
  • Индикатор уровня заряда батареи.
  • Манометр давления масла.
  • Индикатор горит.
  • Индикатор направления.
  • Бензиновый манометр.
  • Указатель температуры двигателя.

Несмотря на отсутствие серьезной звукоизоляции в кабине, шум и вибрация двигателя практически не ощущаются.

Водители грузовиков, работающие в северных широтах, в восторге от этого мощного обогревателя. Если он работает исправно и достаточно мощный, температура в салоне не опускается ниже +18 градусов Цельсия, даже когда наружная температура составляет -40 градусов Цельсия.

Кабина расположена довольно высоко. Однако даже маленькие люди могут забраться внутрь без труда, так как он оснащен специальной подставкой для ног и рукояткой.

Руль оснащен тремя спицами и, несмотря на отсутствие рулевого колеса, имеет достаточно большой диаметр для комфортного управления.

Tatra 148 популярна благодаря удивительной выносливости своего двигателя и длительному сроку службы. Вы можете убедиться в этом, посмотрев видео ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру