Производство тяжелого транспортного автомобиля Tatra-148 началось в Чехословакии еще в 1972 году и продолжалось в течение 10 лет. За этот период было произведено 113 000 таких автомобилей. Кроме того, половина грузовиков была экспортирована в Советский Союз, так что до сих пор эти модели самосвалов можно встретить в странах СНГ. Учитывая время, прошедшее с момента их производства, ситуация свидетельствует о высокой надежности и долговечности этих машин.
История выпуска
Производство Tatra 148 началось, как вы можете видеть на фотографии ниже, с первых прототипов в 1968 году. И всего год спустя автомобиль был официально представлен потребителям. Визуально модель очень похожа на предыдущую версию — 138. Однако капот в передней части кабины стал шире, что увеличило поток воздуха, необходимый для охлаждения силового агрегата. Фланцы осей теперь были круглыми, в отличие от шестигранных фланцев предыдущей модели, а количество шпилек, устанавливаемых непосредственно на ступицы колес, было увеличено до 10 штук.
В 69-71 годах началось первое мелкосерийное производство, приуроченное к выпуску 138-й модели. За этот период было выпущено всего 577 автомобилей. Полномасштабное производство конвейерных лент началось только в 1972 году. После семи лет крупносерийного производства завод модернизировал модель, внеся в нее около 80 изменений. В результате расход топлива снизился, в салоне стало менее шумно, и автомобиль можно было заводить даже при температуре -20 градусов.
Технические характеристики
Технические характеристики Tatra 148 были на очень высоком уровне для своего времени. Автомобиль оснащался дизельным восьмицилиндровым V-образным двигателем T 2-928-1 мощностью 203 л.с. при 2 000 об/мин. Максимальный крутящий момент достигает 810 Нм при 1 200 об/мин. Рабочий объем двигателя составляет 12 667 кубических сантиметров.
Двигатель имеет воздушное охлаждение. Он оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Редуктор оснащен электропневматическим переключателем, обеспечивающим комфортное управление и высокую долговечность. Двухдисковое сцепление сухое и с гидравлическим приводом. Тормозная система барабанного типа, пневматическая и действует на все колеса. Топливный бак имеет емкость 500 литров. Средний расход топлива в комбинированном цикле составляет 30 литров на 100 км. Максимальная скорость — 80 км/ч.
Двигатель Tatra 148 славится своей высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. При своевременном обслуживании и уходе она может работать исправно в течение многих лет без необходимости ремонта. Если произойдет поломка, это не потребует больших усилий, времени или денег. Силовой агрегат имеет простую конструкцию и может быть быстро понят и устранен опытными механиками. Запчасти также легко доступны, и многие компоненты советского производства могут быть применены к нему.
Используются шины 275/70 R22.5, установленные на ободах 9.5Jx22.5. Колесная формула — 6×6. Запасное колесо расположено за кабиной и удерживается специальным металлическим кронштейном. В стандартную комплектацию входит гидравлический усилитель рулевого управления, который позволяет легко управлять грузовиком на любом дорожном покрытии.
Двигатель
Tatra 148 оснащен очень мощным 8-цилиндровым двигателем с очень хорошими эксплуатационными параметрами.
- Максимальная мощность — 212 л.с.
- Максимальная скорость — 71 км/ч.
- Крутящий момент при 1 200 об/мин — 830 кг х м.
- Объем камеры сгорания — 12,67 л.
Кроме того, двигатель, о котором идет речь, удачно расположен на модели. Размеры и система крепления под капотом облегчают обслуживание и текущий ремонт.
Чтобы добраться до масляного фильтра или генератора переменного тока, не нужно использовать никаких причудливых приспособлений: все находится под рукой.
Тип двигателя — V-образный. Расположение между цилиндрами составляет 90°. Это одна из причин высокой мощности данного двигателя. Работает на дизельном топливе.
Даже если масса не очень большая, можно использовать дизельное топливо — оно не повредит двигателю.
Двигатель имеет следующие особенности, отличающие его от предшественников
- Расход топлива значительно снижается.
- Двигатель можно быстро запустить при температуре -20°C.
- Уровень вибрации и шума в кабине снижен до минимума.
- Используется воздушный фильтр на масляной ванне.
Кроме того, уровень вредных веществ, выделяемых в атмосферу, довольно низок, несмотря на год выпуска.
Важной особенностью этого типа двигателя внутреннего сгорания является воздушное охлаждение, достигаемое с помощью вентилятора. В то же время, несмотря на очень высокую мощность и крутящий момент, жидкостное охлаждение полностью отсутствует.
Даже с учетом этого двигатель демонстрирует отличную производительность в районах с высокими среднегодовыми температурами. Перегрев двигателя практически исключен.
Коробка передач
Tatra 148 оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач. Передаточные числа позволяют двигаться на одной и той же передаче в различных условиях.
Рама
Скелет — главная особенность этого грузовика. Он был специально разработан чехословацкой компанией Tatra и впервые использовался в 1920-х годах.
Рама состоит из следующих основных элементов.
- Приводная труба, расположенная по центру.
- Тонкая ось.
- Независимая подвеска. Основными преимуществами являются его надежность и использование тонкой оси (которая заменяет имитацию универсального шарнира). Благодаря высокой прочности рама не требует технического обслуживания в течение всего срока службы шасси, установленного производителем.
Подвеска
Сама независимая подвеска состоит из следующих основных компонентов.
- Качающиеся полувалы (их два).
- Механизм артикуляции. Единственным недостатком этой конструкции является сложность доступа к раме при обслуживании, для чего необходимо разобрать раму на составные части, что является довольно трудоемкой задачей.
Устройство
Главной особенностью конструкции этой модели является наличие особого типа рамы. В автомобиле используется приводная труба стингер. Именно в нем вместо универсального шарнира используется тонкий вал. Силовой агрегат соединяется с этой трубкой с помощью специальной полурамы. Такой вариант конструкции дает возможность применить на автомобиле разъемный вал и независимую подвеску. Именно это обеспечивает широкий диапазон вертикальных колебаний полуоси.
Распорная труба для грузовиков изготовлена из пружинной стали и устойчива к изгибу и скручиванию благодаря своим высоким прочностным характеристикам. Поэтому на погрузчике можно перевозить грузы, превышающие установленный вес. Такая конструкция позволяет использовать практически любой размер колесной базы, а также количество осей. Основные модели — 4×4 или 6×6, но также возможно создание моделей 12×12. Однако важным недостатком этой системы является ее высокая стоимость. Таким образом, если бы в Советском Союзе было произведено около 15 000, то стоимость такого автомобиля сегодня считалась бы товаром.
Габаритные размеры и колесная формула
Хотя автомобиль позиционируется как транспортное средство для перевозки больших грузов, его относительно небольшие габаритные размеры делают его простым и несложным в эксплуатации.
Параметры веса/размера.
Параметры | Размеры | Единицы измерения |
Длина от переднего бампера до заднего | 7240 | мм |
Ширина от левого края корпуса до правого края корпуса | 2500 | мм |
Ширина между колесами (от внешнего края шин) | 1966 | мм |
Ширина совка | 2250 | мм |
Длина ложки | 4700 | мм |
Высота от нижней части протектора колеса до верхней части совка | 2645 | мм |
Расстояние между передней и центральной осью | 3690 | мм |
Ширина между центральной и задней осью | 1320 | мм |
Высота разгрузочной секции совка | 1150 | мм |
Грузоподъемность | 16 | т |
Вес нетто | 12 | т |
Грузовик оснащается различными колесными базами. Он доступен в конфигурациях 4×4 и 6×6. Это позволяет выбрать подходящую модель для конкретной функции.
Устройство кабины и эксплуатация
Рассматриваемые автомобили весьма удобны в эксплуатации, и не только благодаря своим эксплуатационным характеристикам. В кабине достаточно места для водителя, поэтому в ней могут с комфортом разместиться еще два пассажира.
Кабина имеет спинку сиденья хорошей формы. Сиденье водителя спроектировано таким образом, чтобы адаптироваться к форме спины человека, поэтому даже длительное пребывание в нем не вызывает никакого дискомфорта благодаря мягкой подушке из вспененной резины.
Сиденье также пневматическое и легко регулируется. Это означает, что любой водитель даже самых нетипичных антропометрических размеров может комфортно расположиться за рулем Tatra 148.
Большой размер лобового и боковых стекол способствует комфортной езде. Это позволяет водителю легко просматривать пространство как перед автомобилем, так и по бокам.
Боковые зеркала обеспечивают беспрепятственный обзор задней части грузовика, даже при перевозке широких прицепов.
Органы управления находятся в пределах досягаемости водителя, что делает все операции простыми. Приборная панель включает в себя следующие манометры и индикаторы.
- Тахометр.
- Спидометр.
- Индикатор уровня заряда батареи.
- Манометр давления масла.
- Индикатор горит.
- Индикатор направления.
- Бензиновый манометр.
- Указатель температуры двигателя.
Несмотря на отсутствие серьезной звукоизоляции в кабине, шум и вибрация двигателя практически не ощущаются.
Водители грузовиков, работающие в северных широтах, в восторге от этого мощного обогревателя. Если он работает исправно и достаточно мощный, температура в салоне не опускается ниже +18 градусов Цельсия, даже когда наружная температура составляет -40 градусов Цельсия.
Кабина расположена довольно высоко. Однако даже маленькие люди могут забраться внутрь без труда, так как он оснащен специальной подставкой для ног и рукояткой.
Руль оснащен тремя спицами и, несмотря на отсутствие рулевого колеса, имеет достаточно большой диаметр для комфортного управления.
Tatra 148 популярна благодаря удивительной выносливости своего двигателя и длительному сроку службы. Вы можете убедиться в этом, посмотрев видео ниже.