ЗИЛ-5301 поступил в производство в 1995 году. Всего за 10 лет автомобиль получил десятки модификаций и прочно закрепился на внутреннем рынке. Основным преимуществом этой модели, прозванной «Бычок», является ее экономичность. весь модельный ряд ЗИЛ.
История автомобиля
Лихачевский автомобильный завод не имел опыта разработки автомобилей грузоподъемностью 3 000 кг, поэтому компания решила воспользоваться разработками, уже опробованными Daimler-Benz.
Поэтому в 1993 году на заводе был создан прототип «Бычка», который базировался на узлах и агрегатах Mercedes-Benz T2 и стал предтечей Mercedes-Vario. Отечественные инженеры изучили конструкцию немецкого продукта и сделали его в соответствии с реалиями России, возможностями рынка, производственными и дорожными условиями.
Эти факторы повлияли на модель так, что ее нельзя было назвать копией Mercedes-Benz T2, ЗИЛ-5301. Такое необычное название автомобиль получил по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. На самом деле, если присмотреться, то на передней части автомобиля можно увидеть бычка.
Через два года началось серийное производство модели. Появление этого типа грузовиков стало решающим для компании, поскольку спрос на среднеразмерные грузовики, на которых специализировалась компания, резко упал после перехода к рыночной экономике.
Технические характеристики
Надежность отечественного агрегата была недостаточной, и он иногда выходил из строя в неровном городском ритме. Поэтому заводу пришлось освоить выпуск конверсий с иностранными дизельными двигателями. В 1999 году началось производство версии с двигателем ММЗ Д-245.12С. Обновленная версия ММЗ Д-245.10 была оснащена турбокомпрессором Schwitzer, чешскими форсунками Motorpal и интеркулером в соответствии со стандартами Евро-1.
В 2001 году на ЗИЛ-5301 был установлен усовершенствованный турбодизель ММЗ Д-245.9 с регулятором давления воздуха, турбокомпрессором и интеркулером. Он развивал мощность 136 л.с. и соответствовал требованиям Евро-2. С апреля 2008 года все модели «Бычок» оснащаются двигателем D245.9, который соответствует экологическому стандарту Евро-3.
Этот двигатель, помимо всего прочего, имеет турбонаддув, что является одной из причин его высокой мощности. Конструкция обеспечивает охлаждение воздуха перед накачиванием.
Технические особенности
Двигатель D-245.12C | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Тома | 4,75 л | |
Мощность в л.с. | 108,8 | |
Мощность в кВт | 80 | |
Крутящий момент | 1300-1700 Н*м | |
Рабочая скорость | 2 400 об/мин | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Вид топлива | Бензин | |
Расход топлива при скорости свыше 60 км/ч | 12 литров | |
Расход топлива при скорости ниже 60 км/ч | 25 литров | |
Двигатель D245.9 | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Диаметр цилиндра | 110 мм | |
Ход поршня | 125 мм | |
Объем | 4,75 л | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Мощность в л.с. | 136 | |
Мощность в кВт | 100 | |
Частота вращения двигателя | 2 400 об/мин. | |
Крутящий момент | 460 Н*м | |
Вид топлива | Дизель | |
Средний расход топлива | 12 литров на 100 км | |
Макс. скорость (в файлах) | 95 км/ч | |
Коробка передач и шасси | ||
Тип трансмиссии | Руководство | |
Тип главной передачи | Двойной изгиб | |
Сцепление | Масло | |
Синхронизатор | Все скорости, кроме скоростей 1 и 3 | |
Размеры | ||
Высота | 2 365 мм | |
Ширина | 2 319 мм | |
Ширина передней колеи | 1 832 мм | |
Ширина задней колеи | 1 690 мм | |
Длина | 6 175 мм | |
Колесная база | 3 650 мм | |
Дорожный просвет | 180 мм | |
Дорожный просвет | 7800 мм | |
Рама | Ширина | 845 мм |
Фланец (ширина) | 70 мм | |
Толщина металла боковых элементов | 5 мм | |
Грузовая платформа | Длина | 3 750 мм |
Ширина | 2 250 мм | |
Высота | 450 мм | |
Колеса | 6,5Jx16H2 | |
Шины | 225/75R16C |
Самая популярная модель
Модификации | ЗИЛ-5301АО | ЗИЛ-5301ТО | ЗИЛ-5301ВА |
Высота | 2 885 мм | 2 369 мм | 3 130 мм |
Ширина | 1 820 мм | 1 820 мм | 1 820 мм |
Ширина колеи | 1 690 мм | 1 690 мм | 1 690 мм |
Длина | 6 195 мм | 9 795 мм | 6 765 мм |
Длина тела | 3 800 мм | 3 850 мм | 3 800 мм |
Колесная база | 3 650 мм | 4 250 мм | 4 250 мм |
Расстояние от передней оси до крайней части переднего бампера | 840 мм | 840 мм | 840 мм |
Дорожный просвет | 170 мм | 170 мм | 170 мм |
Весовая спецификация | |||
Снаряженная масса | 3,695 кг | ||
Максимальная грузоподъемность | 3 450 кг | ||
Полная масса автомобиля при максимальной нагрузке | 6 950 кг | ||
Вес колеса | 42 кг | ||
Рама и крышка грузового отсека | 740 кг | ||
Редуктор | 85 кг | ||
Двигатель со всеми принадлежностями | 620 кг | ||
Распределение нагрузки на ось | Передняя часть | 2 300 кг | |
Задний | 2 190 кг | ||
Распределение нагрузки на ось, включая полную нагрузку | Фронт | 2 350 кг | |
Задний | 4 900 кг |
Двигатель
Во все годы выпуска грузовики «Бычок» оснащались четырехцилиндровыми дизельными двигателями Д-245 (4750 куб.см.) от Минского моторного завода (ММЗ). Проводились испытания по оснащению ЗИЛ-5301 импортными двигателями: Caterpillar (135-сильный CAT-3054); Renault (136-сильный Renault MIDR 040226F4); болгарским 120-сильным Vamo. но они остались на уровне экспериментов и испытаний.
Нельзя утверждать, что двигатель Д-245, использовавшийся на «Бычке» в середине 1990-х и начале 2010-х годов, — это один и тот же двигатель. За это время турбодизель прошел ряд модернизаций, увеличив мощность со 109 л.с. до 136 л.с. и повысив уровень выбросов с нуля до Евро-3 (первоначально планировалось ввести стандарты Евро-4). До 2005 года ЗИЛ-5301 оснащался дизелями Д-245.12С и Д-245.9 (оба Евро 0.) В 1999 году начался выпуск версии с двигателем Д-245.12С. Обновленный ММЗ Д-245.10 был оснащен турбокомпрессором Schwitzer, чешским топливным насосом высокого давления Motorpal и интеркулером и соответствовал международным стандартам Евро-1.
В январе 2005 года все семейство Бычков получило дизельный двигатель Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — Д-245.9 Е3 (Евро-3). Грузовики с модернизированными двигателями получили соответствующий «префикс» на своих серийных номерах.
Глубокая модернизация двигателя Д-240, устанавливаемого на тракторах МТЗ, в целом оправдала себя на «Бычках»: у него умеренный «аппетит» и отличные показатели тяговой мощности. владельцы ЗИЛ-5301 отмечают, что грузили на «Бычки» 4 и 4,5 тонны, и машины всегда справлялись с такими перегрузками.
Другие параметры двигателя Д-245 автомобиля ЗИЛ-5301.
- Сухой вес двигателя — 430 кг.
- Расположение цилиндров — L-образное.
- Диаметр цилиндра — 110 мм.
- Скорость — 2400 об/мин.
- Крутящий момент — 35 кгс/м (350 Н-м) при 1300-1700 об/мин.
- Степень сжатия — 15,1.
- Расход дизельного топлива: 16 литров на 100 км при постоянной скорости 60 км/ч.
- Объем топливного бака: 125 литров.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» оснащен механической трехходовой пятиступенчатой коробкой передач с инерционными синхронизаторами на всех пяти передачах. Передаточные числа — первая — 6,45; вторая — 3,56; третья — 1,98; четвертая — 1,275; пятая — 1,00; задний ход — 6,15.
Система привода открытая, с шарниром скольжения и промежуточной опорой. Шарниры на игольчатых подшипниках. Ведущий мост одноступенчатый. Главная передача — гиперболическая (передаточное число 3,273). Дифференциал представляет собой цилиндрическую шестерню с коническим зацеплением. Оси относятся к ненагруженному типу.
Система сцепления на Bychks — фрикционная, сухая, однодисковая с нажимной пружиной на периферии. Привод гидравлический с пневматическим усилителем. Рулевой механизм имеет гидравлический усилитель. Положение рулевого колеса можно наклонять и регулировать по высоте. Рулевое управление крепится болтами к шаровой гайке и реечному поршню, который зацепляет зубчатый сектор на валу сошки.
ЗИЛ-5301 оснащен двухконтурной тормозной системой с гидравлическим и воздушным усилителем. Тормозной механизм представляет собой дисковый тормоз спереди и барабанный тормоз сзади. Тормозной механизм на задней оси оснащен автоматическим регулятором тормозных усилий. Стояночный тормоз приводится в действие колодками задних колес.
Подвеска, система электрооборудования
Передняя подвеска с двойными эллиптическими рессорами и скользящими концами сзади, плюс два амортизатора. Тип задней подвески — на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах.
Bychk имеет однопроводную электрическую систему с напряжением 12 В. Стартер обеспечивает напряжение 24 В. Установлен генератор переменного тока 1652.3701. На грузовике установлены две 12 В батареи типа 6СТ-110ТР. Эти заглушки имеют тип 11.721.083. Лампы ближнего и дальнего света — тип TN 114. стартер — 74.3708000. регулятор — 206/207.3702.
Устройство
Автомобиль создан на базе Mercedes Vario. Трапециевидная конструкция рамы со щелевидными боковыми элементами позаимствована у немецких грузовиков. Это обеспечивает максимальную безопасность грузовика (рама не складывается даже при лобовом столкновении). Существует специальное устройство для буксировки грузовика.
Тормозная система представляет собой двухконтурную систему, каждый контур которой является независимым. Первый контур тормозит левое заднее и правое переднее колесо, второй контур тормозит два других колеса. Это обеспечивает безопасность на дороге. В случае возникновения проблем с одним из контуров водитель может задействовать экстренное торможение. Тормоза имеют гидравлический привод. Тормозная система имеет дисковые тормоза спереди и барабанные тормоза сзади. Автомобиль также оснащен стандартным механическим ручным тормозом. Последняя версия автомобиля ЗИЛ 5301 оснащена системой ABS.
ЗИЛ 5301 оснащен 5-ступенчатой механической коробкой передач с двойной изогнутой главной передачей. Используется стандартное дисковое сцепление типа «масляная ванна». Все передачи синхронизированы, кроме первой и третьей. Главная передача представляет собой 3-секционную трансмиссию с промежуточными опорами.
Базовая модель оснащена стандартным прижимным диском из высокопрочного металла. Этот сплав очень твердый, что позволяет ему выдерживать экстремальные нагрузки без потери формы. Их использование на этом грузовике абсолютно оправдано. В сочетании с колесами используются классические бескамерные шины 227/75R16C. Без нагрузки оси примерно одинаковы для дороги.
Салон и интерьер автомобиля очень удобны, хотя большинство элементов не бросаются в глаза. Сиденье водителя имеет множество регулировок и очень мягкое. Она обита прочным материалом. Кабина имеет хорошую звукоизоляцию и теплоизоляцию для комфортного зимнего вождения (мощный отопитель хорошо обогревает салон даже в морозную погоду). Модель ЗИЛ 5301 оснащена гидроусилителем руля, что облегчает маневрирование. В дополнение к стандартной кабине предлагается расширенная версия со спальным местом и люком.
Благодаря своей простой и надежной конструкции «Бычок» стал очень популярным среди россиян. Большинство его компонентов можно отремонтировать даже в дороге. Однако у этой модели есть серьезные недостатки.
Габаритные размеры и показатели массы
- Длина: 6,195 м (7,165 м — удлиненная версия) Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
- Колесная база: 3,650 м.
- Ширина: 1,832 м Передний рельс: 1,690 м Задний рельс: 1,690 м
- Дорожный просвет: 180 мм.
- Радиус поворота: 7,8 м.
- Грузоподъемность: 3 т.
- Параметры бортового грузовика в стандартной комплектации. 3750x2254x450 мм.
- Высота погрузки: от 765 мм до 1050 мм.
- Масса: плечевая масса (с тентом) — 3695 кг; полная масса (допустимая) — 6950 кг.
- Допустимая нагрузка на переднюю ось: 2350 кг.
- Допустимая нагрузка на заднюю ось: 4900 кг.
- Колесо, 6,5Jx16H2; шины без внутренней трубы «225/75R16C».
Кабина и кузов
Для снижения цены «Бычок» перенял конструкторские решения, ранее использовавшиеся в продукции автозавода имени Лихачева. В результате грузовик получил просторную кабину ЗИЛ-4331, дополненную уникальными фарами и необычными дефлекторами.
Компания создала 4-дверную, 2-рядную кабину с местами для 6 пассажиров для общественного пользования. Изначально ЗИЛ-5301 имел длинный список проблем и хронических заболеваний, характерных для многих отечественных автомобилей.
Серьезные трудности обычно начинались в салоне: двигатель было слышно даже на низких оборотах, шумо- и теплоизоляция были выполнены плохо, воздух в салоне становился холодным уже через несколько минут пребывания на холодном воздухе, а краска на капоте облупилась через несколько месяцев после начала эксплуатации.
«Отопитель на автомобиле функционирует достаточно уверенно, но опциональный ржевский отопитель имеет низкую долговечность. Воздушный люк, который появляется в кабине, нравится водителю, но он часто протекает, а дальний свет неэффективен.
Однако кабина — не самый неприятный аспект Bykka, и этот элемент чаще всего хвалят. В остальном, у рабочего места водителя есть и положительные стороны. Особенно удобны сиденья — они регулируются и очень мягкие. Текстильная обивка выполнена из очень прочного материала, который трудно испачкать.
Также в последней версии были значительно переработаны недостатки машины, касающиеся кабины. Кабина теперь имеет хорошую тепло- и звукоизоляцию, что позволяет комфортно путешествовать зимой — даже в сильные морозы мощный отопитель не даст замерзнуть водителю и пассажирам.
Рулевое колесо — двухспицевое с большим диаметром. Благодаря этому параметру и наличию CPS, управление автомобилем довольно простое — при маневрировании необходимо повернуть рулевое колесо на минимум.
В дополнение к стандартной кабине предлагается удлиненная версия со спальным местом и люком.
Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок».
- Поддон с небольшим капотом, который открывается назад.
- Двухместные нерегулируемые пассажирские сиденья.
- Трехместный двухдверный пассажирский салон, созданный на базе модели ЗИЛ-4331.
- Отопитель интегрирован в систему охлаждения двигателя.
- Независимое сиденье водителя с подвеской, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона и положения спинки.
- Электрический стеклоочиститель с тремя щетками и электрический омыватель ветрового стекла.
Модификации «БЫЧКА»
- ЗИЛ-5301АО — базовая версия модели.
- ЗИЛ-5301БО — Для монтажа специального оборудования и механизмов (включая денежные носители и механизмы пожаротушения).
- ЗИЛ-5301ГО — Уникальный изотермический автомобиль, созданный на базе версии ЗИЛ-5301БО.
- ЗИЛ-5301ПО — Другая версия изотермической тележки.
- ЗИЛ-5301ДО — расширенная версия классического ЗИЛ-5301АО.
- ZIL-5301EO — расширенная версия для монтажа специальных механизмов и оборудования.
- ZIL-5301IO — удлиненная изотермическая каретка.
- ЗИЛ-5301ТО — Удлиненное шасси на два отсека, на базе ЗИЛ-5301ДО, для установки специальных механизмов и корпусов.
- ЗИЛ-5301UO — длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной.
Плюсы и минусы
Сцепление и коробка передач практически беспроблемны и являются, пожалуй, самыми надежными компонентами. Сложнее всего сломать редуктор заднего моста, в котором полуосевые шестерни дифференциала, крестовины и сателлитов. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости, так как у многих версий есть протекающие бачки с тормозной жидкостью и порванные защитные крышки, установленные на суппортах.
Интерьер салона, очевидно, вызывает противоречивые эмоции; с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В целом, простота, надежность и ремонтопригодность конструкции делают ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.