Одному из лидеров российской автомобильной промышленности — автомобильному заводу «КАМАЗ» — часто приходилось работать в условиях серьезной конкуренции с иностранными производителями. Прежде всего, ей пришлось конкурировать с китайскими производителями (КАМАЗ обошел европейцев по цене). Одним из основных направлений стратегического плана развития компании было расширение модельного ряда грузовых автомобилей, и ключевым аспектом этого расширения стал самосвал. Воплощением этой стратегии стал КАМАЗ-65201 — мощный самосвал с новой для завода колесной формулой 8х4 и грузоподъемностью 25,5 тонн (у КАМАЗ-65201 Lux — 29 тонн), чего раньше не было.
С 2002 года КАМАЗ-65201 выпускается как четырехосный самосвал с двумя ведущими мостами. Он оснащен самосвальными кузовами НефАЗ объемом 16 и 20 куб. м в прямом и овальном («тазик») исполнении. Все модификации оснащены бортовыми платформами и только задней разгрузочной системой. на шасси КАМАЗ-65201 также устанавливаются автокраны «Ивановец», «Ульяновец» и «Галичанин» грузоподъемностью 50 тонн, а также бетоносмесители объемом 10 или 12 кубических метров.
Грузовик КАМАЗ-65201 стал одной из самых востребованных моделей отечественных автомобилей в начале 21 века. На автосалоне MIMS-2005 он был удостоен специального приза. Несмотря на не очень благоприятную экономическую ситуацию (значительное снижение строительной активности и т.д.), количество выпускаемых самосвалов КАМАЗ-65201 стабильно увеличивалось с каждым годом на протяжении 2000-х годов. КАМАЗ-65201 также экспортировался — в арабские и африканские страны.
Область применения КАМАЗ-65201 — перевозка больших объемов промышленных и строительных сыпучих материалов. Дополнительная ось значительно увеличивает грузоподъемность». КамАЗ-65201 предназначен в первую очередь для использования на крупных строительных площадках.
Технические характеристики
Грузоподъемность, кг. | 25500 |
Полная масса автомобиля, кг. | 41000 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 26000 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 15000 |
Вес обочины, кг | 15430 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 7950 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 7480 |
Тип двигателя | Камаз 740.632-400 (Евро 4) |
Макс. крутящий момент нетто, Нм (кг/см) | 1766 (180) |
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1250 -1350 |
Макс. полезная мощность, кВт (л.с.) | 294 (400) |
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1900 |
Рабочий объем, l | 11,76 |
Расположение цилиндров и их количество | V-образная форма, 8 |
Топливная система | Общий рельс |
Степень сжатия | 17,9 |
Тип двигателя | Воздушный дизель с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и наддувом |
Модель трансмиссии | ZF 16S 1825 |
Тип | Механический 16-скоростной |
Управление | Ручное управление, дистанционное управление |
Количество передач | 16 |
Передаточное число | 5,11 |
Тип | Двойные, шестерни с колесами |
Дизайн | без лежачего положения |
Тип кабины | Расположен над двигателем, с высокой крышей |
Размер обода | 9,0-22,5 |
Размер шины | 315/80 R22,5 |
Тип колеса | Стальные или алюминиевые диски |
Тип шины | Бескамерные пневматические шины |
Секция внутреннего механизма | Прямоугольная |
Направление разгрузки | Обратная сторона |
Объем платформы, м³ | 20 |
Угол возвышения платформы, °. | 50° |
Емкость топливного бака, л | 210 |
Привод | Гидравлический блок с пневматическим усилителем |
Тип | Мембрана, однодисковая |
Привод | Пневматическое давление |
Диаметр ролика, мм | 420 |
Ширина тормозной колодки, мм | 180 |
Макс. скорость, не менее, км/ч | 90 |
Угол подъема, не менее, % (°) | 25% (14°) |
Внешний радиус поворота, м | 11,5 |
Аккумулятор, В/Ач | 2х12/210 |
Генератор, В/В | 28/2000 |
Напряжение, B | 24 |
Двигатель
КАМАЗ-65201 оснащен 8-цилиндровым V-образным дизелем КАМАЗ 740.50-360 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува. Силовой агрегат обеспечивает улучшенные тягово-динамические характеристики и соответствует экологическим стандартам Евро-2.
Параметры мотора «КамАЗ 740.50-360»:
- Рабочий объем — 11,7 л.
- Номинальная мощность — 265 (360) кВт (л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 1570 Нм.
- об/мин — 1900 об/мин; — степень сжатия — 16,8; — максимальный крутящий момент — 1570 Нм; — высокий крутящий момент
- Степень сжатия — 16,8.
- Диаметр отверстия — 120 мм.
Расход Топлива
Средний расход топлива КамАЗ-65201 составляет 38 л/100 км. Летом этот показатель составляет 37,1 л/100 км, зимой — 40,8 л/100 км.
Топливный бак вмещает 400 литров топлива.
Коробка передач
КамАЗ оснащен трансмиссией ZF 16S151. Он состоит из следующих элементов.
- Бачок сцепления.
- Педаль.
- Рычаг для переключения передач.
- Датчик заднего хода.
- Клапан для активации демультипликатора.
- Датчик нейтрализатора.
- Цилиндр, необходимый для сдвига демультипликатора.
- Распределитель воздушного потока.
- Главный цилиндр сцепления.
Шестерни входят в зацепление механически, т.е. с помощью двойного зацепления H. Этот тип вовлечения разделен на 5 треков. Пружинный механизм постоянно толкает кривошип в нейтральное положение. Когда рукоятка переводится на 3-ю или 4-ю передачу, пневматический привод работает автоматически.
Предварительный выбор осуществляется путем перемещения пневматического рычага в положение B или H.
Трансмиссия
КАМАЗ-65201 Lux оснащен 16-ступенчатой механической коробкой передач. Он состоит из следующих компонентов.
- Двигатель.
- Механизм сцепления.
- Передний рассекатель.
- Коробка передач.
- Приводной вал.
- Дифференциация.
- Промежуточный приводной вал.
- Задняя ось.
- Лебедка.
- Коробка отбора мощности.
- Разделительная коробка.
Механизм сцепления позволяет отсоединить двигатель от коробки передач. Это необходимо для того, чтобы изменять показатели крутящего момента в широком диапазоне.
Передний сплиттер используется для удвоения числа передач. Он объединен с коробкой передач в общий силовой агрегат, который крепится к раме.
Дифференциал служит для распределения крутящего момента между осями, поэтому этот тип устройства называется межосевым.
Электрооборудование
Конструкция силового оборудования КАМАЗа включает в себя.
- Системы электропитания.
- Световые и звуковые сигналы.
- Наружное освещение автомобиля.
- Внутреннее освещение.
- Механизмы контроля и измерения.
- Система отопления кабины.
- Система стеклоочистки ветрового стекла.
- Система запуска двигателя.
Система электропитания необходима для питания оборудования во время работы силовой установки. В этом случае источником питания будут 2 батареи, соединенные последовательно. Отрицательная клемма подключается к кузову автомобиля через дистанционный переключатель заземления.
Электрооборудование также оснащено реле для размотки обмотки возбуждения генератора переменного тока во время работы резака.
Тормозное и рулевое управление
Все колеса КамАЗ-65201 оснащены надежными барабанными тормозами с обычными пневматическими приводами. При диаметре барабана 420 мм и ширине прокладки 180 мм общая площадь его рабочей поверхности равна 9600 см2.
Между передней осью и задней тележкой находится также четвертая ось. Эта ось, как и передняя, является управляемой — рулевое управление поворачивает колеса обеих ведущих осей. В то же время, наличие четвертой вспомогательной оси не усложняет управление.
Многие говорят, что тормоза КАМАЗ-65201 более четкие и предсказуемые, чем у трехосного КАМАЗ-6520. Чтобы остановить самосвал КАМАЗ-65201, необходимо лишь слегка нажать на педаль тормоза.
Здесь, конечно, радиус разворота больше, чем у трехосного КАМАЗ-6520. Расположение осей 8х4 призвано обеспечить перевозку тяжелых грузов при сохранении надлежащей маневренности. Усилия на руле все же больше, чем у трехосного самосвала, но КАМАЗ-65201 оснащен очень мощным усилителем руля ZF.
Колеса и шины
КАМАЗ-65201-6012-43 оснащен пневматическими колесами с бескамерными шинами (размер 315/80 R22,5).
Устройство
Основные системы и компоненты КамАЗ-65201 были специально разработаны для использования на автомобилях с повышенной грузоподъемностью. Усиленная и удлиненная рама, дополненная непрерывным усилением и линейными продольными элементами одинакового сечения, повышает прочность и надежность автомобиля. Грузовик может перевозить полезную нагрузку 13 000 кг на каждую ведущую ось. Устройство легко справляется с постоянными перегрузками. Блокировка межосевых дифференциалов и межосевых дифференциалов повышает маневренность и позволяет использовать грузовик в сложных дорожных условиях.
Модель оснащена надежной тормозной системой с автоматической регулировкой зазора между барабаном и колодкой. Также установлены адаптивный осушитель, система контроля тяги (ASR), ограничитель скорости и антиблокировочная система тормозов (ABS).
Устойчивость и управляемость автомобиля были улучшены благодаря установке стабилизаторов поперечной устойчивости в задней и передней подвесках. Рама стабилизатора предотвращает боковое перемещение опрокидывающегося кузова во время погрузки и разгрузки. Дополнительная защита обеспечивается задней защитой днища и боковыми ограждениями.
Кабина автомобиля КАМАЗ-65201 стала более комфортной и удобной по сравнению с предыдущей продукцией завода КАМАЗ. Он оснащен рулевой колонкой с регулируемой геометрией, регулируемым по наклону и высоте рулевым колесом, многослойной звуко- и теплоизоляцией, водительским сиденьем с различными настройками и мощной системой отопления. Недавно разработанный гидроусилитель руля позволяет легко поворачивать колеса даже при полной нагрузке и выключенном двигателе.
Передовая 16-ступенчатая коробка передач ZF 16S151 обеспечивает низкий расход топлива. С 2005 года компоненты собираются на заводе ZF-KAMA в Набучино.
В целом, КАМАЗ-65201 зарекомендовал себя как надежный и долговечный автомобиль, способный перевозить тяжелые грузы в течение длительного времени.
Габаритные размеры самосвала:
- Длина — 9250 мм.
- Ширина — 2500 мм.
- Высота — 3250 мм.
Радиус поворота грузовика составляет 10 500 мм. Грузовик способен преодолевать уклоны в 25% и развивать скорость до 90 км/ч.
Кабина
Оригинальный четырехосный КамАЗ 8х4 был оснащен традиционной кабиной КамАЗа 70-х/80-х годов. Самым приятным новшеством в обновленной версии самосвала КАМАЗ-65201 Lux является замена устаревшей и технически несовременной кабины на новую, современную классическую кабину, которой славятся грузовики Mercedes-Benz Actros. Он более комфортабельный, более просторный и имеет высокую крышу. Новый самосвал по-прежнему может быть оборудован купе без спального места, но при желании вы можете заказать купе со спальным местом.
В отличие от старого КАМАЗ-65201, кабина версии Deluxe установлена не на пневматической, а на четырехточечной рессорной подвеске. Тем не менее, несмотря на рессорную подвеску, самосвал КАМАЗ-65201-Lux идет очень плавно и мягко поглощает все неровности дороги. В то же время в кабине относительно тихо и комфортно. Новая кабина самосвала расположена довольно высоко, поэтому в дополнение к основным ступенькам внизу имеется гибкая подвесная ступенька для удобного доступа к рабочему месту.
Модификации
КамАЗ-65201-21010-43. Это тяжелый самосвал с нагрузкой 7000 кг на переднюю ось и 8000 кг на заднюю тележку. Вес поднимаемого груза не должен превышать 29 000 кг. Он оснащен двигателем 740.632-400, Евро-4 в соответствии с международными стандартами. силовой агрегат имеет дизельный турбокомпрессор, систему промежуточного охлаждения и коробку передач ZF16S825.
Сцепление — однодисковое, диафрагменное, тип MFZ 430. Гидравлический привод оснащен пневматическим усилителем руля. Диаметр барабанов составляет 42 см, а ширина тормозных колодок — 18 см. Колеса дисковые, а шины бескамерные.
КамАЗ-65201-60. Данная модель предназначена для перевозки всех видов грузов, которые не должны превышать 25 500 кг. Он оснащен цельнометаллической платформой с наклонной передней частью и механизмом для подъема и опускания грузовой платформы.