МАЗ-5450

МАЗ-5450 стал первым магистральным грузовиком Минского автомобильного завода и возглавляет семейство больших большегрузных автомобилей, предназначенных для внутренних и международных коммерческих перевозок. Передовые технические характеристики, современный дизайн, надежность и соответствие международным экологическим стандартам — вот основные качества, которые способствовали популярности этой серии грузовиков не только у себя на родине, но и в России и многих странах Восточной Европы.

История создания

Распад Советского Союза в начале 1990-х годов был критическим периодом для всех автомобильных компаний, и Минский автомобильный завод не стал исключением. Спрос на грузовики компании резко упал на постсоветском пространстве, а за рубежом они предлагались плохо. Руководство завода решило сделать ставку на европейский рынок, но для этого пришлось разработать совершенно новые автомобили, чтобы удовлетворить высокие требования иностранных покупателей.

МАЗ разработал его не самостоятельно, а в сотрудничестве с известным немецким производителем грузовиков MAN. Уже в 1996 году с конвейера Минского автомобильного завода сошел пробный автомобиль МАЗ-5440. Многочисленные испытания показали отличные характеристики, поэтому он был одобрен для серийного производства нового модельного ряда.

МАЗ-5450

«Грузовик МАЗ-5440 в 90-е годы.

Первым дебютировавшим продуктом серии МАЗ-5440 стал магистральный грузовик с индексом 54421, выпущенный в марте 1997 года, а две другие модели — МАЗ-54402 и 544021 — были выпущены в конце того же года. Все новые грузовики полностью соответствовали европейским стандартам того времени, которые действовали для тяжелых грузовиков, используемых для международных перевозок.

2000 год ознаменовался выпуском модели A8, которая стала настоящим фаворитом среди тракторных прицепов. Сочетание доступной цены, высокой надежности, хорошей проходимости, неприхотливости, легкости в управлении и комфорта сделало этот автомобиль довольно популярным во многих странах.

В 2008 году МАЗ выпустил обновленную модель под индексом 5440A9, которая получила модернизированную кабину и несколько новых технических решений. С тех пор новые бортовые платформы и тягачи серии МАЗ-5440 называются Prostor. Все модели сертифицированы в России и входят в список лучших грузовиков.

К своему 70-летию в 2014 году Минский автомобильный завод выпустил уникальную модель МАЗ-5440М9. Этот седельный тягач соответствует экологическим стандартам Евро-6 и отличается великолепным дизайном кабины в стиле новых грузовиков Mercedes-Benz Actros и Volvo FH.

Назначение

Перевозка грузов по автомагистралям, национальным шоссе и автобанам в ближних и дальних странах — основное предназначение МАЗ 5440. Грузовик соответствует строгим стандартам международных перевозок в Европе и подготовлен к эксплуатации на дорогах категории 1-3, которые по российской классификации относятся к дорогам низкого класса. Оснащенная всеми необходимыми системами кабина достигает высокого уровня комфорта как в холодном климате, так и в жарких районах. Грузовик предназначен для длительных поездок по ровным автомагистралям и шоссе, горным серпантинам и проселочным дорогам низкого качества.

Технические характеристики

МАЗ-5440 относится к категории магистральных транспортных автомобилей на шасси 4х2. Грузовик предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 44 тонны.

МАЗ-5450

Поезд с трактором МАЗ-5440 А8.

Весовые индикаторы

  • Масса тела 7 600 кг.
  • Полная масса — 18 000 кг.
  • Грузоподъемность — 10 000 кг.
  • Максимальная нагрузка на переднюю ось — 6 600 кг.
  • Максимальная нагрузка на заднюю ось — 11 400 кг.

Размеры

  • Длина трактора — 6 000 мм.
  • Ширина — 2 500 мм.
  • Высота — 3 180 мм.
  • Колесная база — 3 600 мм.
  • Дорожный просвет — 250 мм.
Читайте также:  КамАЗ-54115

МАЗ-5450

Динамические характеристики

Максимальная скорость грузовика без ограничителя — 100 км/ч, с ограничителем — 90 км/ч.

Расход топлива

Учитывая большую вместимость МАЗ-5440, его расход топлива невелик — всего 32-35 литров на 100 км. Конечно, на «аппетит» грузовика влияют такие факторы, как время года, дорожные условия, загруженность и манера вождения.

Белорусский производитель оснащает автомобили этой серии топливными баками объемом 350 или 500 литров.

Двигатель

Автомобиль МАЗ-5440 оснащен двигателем производства Ярославского автомобильного завода. Базовая версия оснащалась двигателем YMZ-650.

Это четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения, соответствующий экологическому стандарту Евро-4. Двигатель имеет рабочий объем 14,8 литра и мощность 400 «л.с.».

При соблюдении правил эксплуатации и своевременном техническом обслуживании производитель заявляет о ресурсе 800 000 км для двигателя, подлежащего капитальному ремонту. Благодаря передовой системе охлаждения, разработанной инженерами Минского автозавода, двигатель поддерживает оптимальный температурный режим, а встроенный подогреватель обеспечивает беспроблемный запуск при отрицательных температурах.

Дальнейшей модификацией двигателя стал 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-6582.10 мощностью 330 л.с. с турбонаддувом и жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и промежуточным охлаждением «воздух-воздух». Его рабочий объем составляет 14,86 литров, а уровень выбросов соответствует стандартам Евро-3.

Следующая версия — дизельный двигатель ЯМЗ-651-10 мощностью 420 л.с. и соответствием экологическому стандарту Евро-4. Это переоборудование является авторизованной версией двигателя грузовика Renault.

Некоторые из конверсий оснащены двигателями иностранного производства: Renault, Mercedes OM471 и MAN D2866 LF15.

Расход Топлива

Емкость топливного бака трактора составляет 500 литров. При скорости 60 км/ч МАЗ-5440 расходует 31,6 литра на 100 км. При увеличении средней скорости до 80 км/ч этот показатель возрастает до 35,4 литра на 100 км.

Трансмиссия

МАЗ-5440 оснащается различными типами механической коробки передач. В базовой комплектации используется 9-ступенчатая коробка передач производства Ярославского автомобильного завода. Кроме того, некоторые версии грузовика оснащались трансмиссиями ZF-Ecosplit 16S и ЛиАЗ.

Следует отметить, что, несмотря на надежность коробок передач ярославского производства, они требуют особого обращения. В частности, не рекомендуется «обкатывать» трансмиссию, так как в противном случае она может легко «сгореть». Кроме того, следует быть осторожным с тягой и не использовать демультипликатор на скорости более 20 км/ч. Также запрещается превышать скорость после зацепления, так как в продольных и поперечных балках могут появиться трещины.

МАЗ-5450

Ходовая часть и тормозная система

Автомобили серии МАЗ-5440 имеют пневматическую подвеску сзади и малолистовые параболические рессоры в качестве передней подвески. Надежную работу узлов и агрегатов грузовика обеспечивают многочисленные компоненты европейского производства.

Одним из преимуществ автомобилей МАЗ перед их зарубежными конкурентами является именно усиленная система подвески, которая позволяет им без проблем преодолевать сложные российские дороги.

Для повышения эффективности торможения конструкторы оснастили автомобиль раздельными тормозами. Это означает, что за торможение задних и передних колес отвечают отдельные системы, что значительно повышает безопасность и предсказуемость автомобиля в экстренных ситуациях.

Помимо основной тормозной системы, автомобиль оснащен вспомогательной и аварийной тормозной системой, а также стояночным тормозом.

Устройство

МАЗ-5440 был специально разработан для международных маршрутов, поэтому конструкторы внесли значительные изменения в дизайн кабины. Он приобрел современные линии и улучшенную аэродинамику. Высота кабины была значительно увеличена. Дизайн этого элемента был изменен настолько, что издалека он выглядит почти неотличимым от европейской кабины.

Для отделки передней части использован прочный пластик, что делает дизайн более легким. Огромные боковые зеркала и панорамное ветровое стекло обеспечивают хороший обзор вокруг грузовика.

Читайте также:  ГАЗ-330232

Передовая технология окраски шасси и кабины обеспечивает дополнительную защиту от коррозии. Неокрашенный пластик, который появляется в составе элементов МАЗ-5440, также прекрасно вписывается в общий вид.

Кабина имеет хороший вход/выход и все необходимое для длительных поездок. Водительское сиденье с пневматической подвеской и дополнительными настройками делает вождение еще более комфортным. Приборная панель стала более удобной и стильной. Есть два сиденья и два спальных места.

Автоматический контроль температуры присутствует уже в базовой версии MAZ-5440. Оборудование в салоне вызвало исключительно положительные отзывы. Так, появились новые электрические стеклоподъемники, бортовой компьютер, тахометр, система климат-контроля и аудиосистема.

Для того чтобы привести грузовик в соответствие с европейскими стандартами, конструкторы использовали компоненты и технологии европейских производителей. Электроника, установленная в модели, была произведена немецкой компанией Wabco. Были проведены некоторые модификации для получения надежной коробки передач ZF-Ecosplit 16S.

Тормозная система имеет раздельные передние и задние тормоза и механизм с механическим приводом. Грузовик также оснащен вспомогательными и резервными тормозами, а также стояночным тормозом.

Ограничители скорости, ремни безопасности, подогреватели блока двигателя, ABS и спойлеры — вот некоторые из особенностей оборудования. МАЗ-5440 может быть опционально оснащен электронной системой противоскольжения (ASR) и отдельной кабиной с подогревом.

У этой модели есть свои недостатки. По этой причине владельцы грузовиков часто жалуются на местную коробку передач и советуют не использовать салазки, так как они могут «сгореть». Особое внимание следует уделять сцеплению с дорогой и не использовать сплиттер на скорости более 20 км/ч. Не допускается превышение скорости заднего хода. в поперечине и стойках МАЗ-5440 иногда появляются трещины.

Однако ремонт грузовика не вызывает трудностей, так как запасные части и компоненты всегда доступны.

Кабина

Первое, что сразу привлекает внимание при взгляде на модель МАЗ-5440 — это нетипичная для отечественного грузовика внешность. Дизайнеры уделили серьезное внимание техническому оснащению и комфорту, а также эстетическим аспектам грузовика.

Особенно впечатляют грузовики последнего поколения. В их облике больше нет и намека на советский период — они стали по-настоящему иностранным «братством».

МАЗ-5450

Радиатор, внушительное панорамное лобовое стекло, огромные зеркала, выразительная оптика на мощных обтекаемых бамперах — все это представляет собой современный грузовик, способный конкурировать с западными аналогами.

Плавные формы кабины помогают значительно улучшить аэродинамические свойства грузовика, делая его более быстрым и экономичным. Для снижения общего веса автомобиля в конструкции кабины были использованы элементы из высокопрочного пластика.

Чтобы обеспечить надежную защиту металлических элементов кабины и шасси, были использованы специальные технологии окраски.

Интерьер и эргономика

Конструкторы позаботились о том, чтобы создать максимально комфортные условия для водителя во время длительных поездок. Просторный салон предлагает много места для работы и отдыха. Пневматическое сиденье водителя имеет множество дополнительных функций, предлагая возможность регулировки его высоты и положения в соответствии с любой формой тела и ростом.

Имеется пассажирское сиденье, а также одна или две (в зависимости от конкретной модификации автомобиля) удобные спальные полки. Под нижней полкой находится огромное пространство, которое можно использовать, например, для небольшого холодильника, обогревателя или багажа. Кроме того, кабина оснащена несколькими отделениями для одежды.

Модернизированная панель управления напоминает космический корабль. Однако, несмотря на большое количество современных датчиков и кнопок, найти нужную функцию не составляет труда, так как форма панели и расположение кнопок на ней хорошо продуманы и эргономичны, так что даже тот, кто никогда раньше не летал на новом МАЗ-5440, не запутается.

Читайте также:  Грузовик Урал-43206

Была улучшена система рулевого управления, а также электрические стеклоподъемники. Бортовой компьютер, аудиосистема, система климат-контроля и тахометр обеспечивают дополнительные удобства.

Кабина оснащена пневматической подвеской (на некоторых моделях — рессорной), что значительно повышает комфорт при движении по неровным дорогам.

Для того чтобы максимально обеспечить соответствие интерьера автомобиля европейским стандартам, белорусские разработчики использовали технологии и комплектующие западных производителей. Например, электроника, установленная в автомобиле, была произведена немецкой компанией Wabco.

В качестве опции грузовик может быть оснащен электронной системой контроля тяги (ARS) и отдельным отопителем кабины.

Модификации

За почти двадцать лет производства было выпущено несколько версий МАЗ 5440. Основное различие между ними — это двигатель. Оборудование также отличается друг от друга. Грузовик получил кабину с одним или двумя спальными местами, а задняя подвеска могла быть рессорной или пневматической. Существовало около десятка основных модификаций.

  • МАЗ-5440М9 — наиболее продвинутая версия с двигателем Mercedes-Benz OM471 мощностью 475 л.с. и соответствием экологическим требованиям Евро-6.
  • МАЗ-5440A5 — Трактор, предназначенный для транспортировки в связи со строительными работами. Он оснащен двигателем мощностью 330 л.с.
  • МАЗ-5440А8 — это трактор, производство которого началось в 2000 году. Грузовик оснащен дизельной силовой установкой мощностью 400 л.с. и соответствует экологическим стандартам Евро-3.
  • МАЗ-5440E9 — современный магистральный седельный тягач с двигателем DaimlerChrysler OM 501LA.IV мощностью 435 л.с. и двухрядной переделанной кабиной.
  • МАЗ-5440А9 — трактор, выпускается с 2009 года. Он оснащен двигателем ЯМЗ-365.10 мощностью 412 л.с., который является лицензионной копией французского двигателя dCill, устанавливаемого на грузовики Renault. Грузовик появился на рынке в 2009 году, получив название «Простор».
  • МАЗ-54402 — Тягач, который также обозначался МАЗ-54421, был оснащен двигателем MAN D2866 LF 15 мощностью 370 л.с.

МАЗ 5440 является предшественником трактора МАЗ 5432, который был представлен в 1981 году и имел более скромные характеристики.

Особенности и эксплуатация

При общем улучшении конструкции грузовиков в последние годы минским автопроизводителям приходится идти в ногу со все более жесткими экологическими требованиями. Создание собственного надежного двигателя требует значительных инвестиций и времени. По этой причине завод решил оснастить свои грузовики проверенными силовыми агрегатами от зарубежных производителей. Благодаря сотрудничеству с другими компаниями и организациями, связанными с автомобильной промышленностью, минские грузовики оснащаются надежными и проверенными двигателями. На МАЗ 5440 установлен целый ряд дизельных агрегатов различных марок. С начала производства в конструкции грузовика были установлены как собственные, так и зарубежные системы. электронную начинку поставляет WABCO, компоненты трансмиссии имеют маркировку ZF, а топливная система двигателя поставляется BOSCH. МАЗ 5440 также получил улучшенную защиту рамы от коррозии, а шестерни редуктора заднего моста оснащены инновационной технологией, что увеличивает срок службы всего агрегата. По сравнению с предыдущей моделью, новая модель имеет улучшенный экстерьер с полностью окрашенными пластиковыми элементами и более изысканный интерьер с высококачественными материалами. Грузовик позиционируется как экономичный седельный тягач, но даже в базовой версии он выглядит очень солидно. Сиденья водителя и пассажира имеют ряд регулировок и пневматическую подвеску. Независимый воздухонагреватель оснащен автоматическим электронным управлением. В стандартное оснащение входят блоки колесных салазок, защита глушителя, преобразователь напряжения (прикуриватель), передние салазки и щитки задней оси. В настоящее время производитель устанавливает гарантию 24 месяца или 200 000 км пробега для новых автомобилей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру