Грузовик МАЗ-6303

МАЗ-6303 — это грузовик, который до сих пор вызывает смешанные чувства у водителей старой закалки и нового поколения профессионалов. Это детище Минского автозавода не может похвастаться элегантным экстерьером грузовика BMW или Volvo, а интерьер кабины остается на уровне советского минимализма. Однако выдающиеся технические и эксплуатационные характеристики модели полностью компенсируют внешний вид — это один из самых мощных и выносливых автомобилей в линейке трехосных грузовиков МАЗ, предназначенный для работы на средних и дальних расстояниях в любом климатическом поясе.

История создания

История модели МАЗ-6303 берет свое начало в 1965 году. Именно в это время белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценного трехосного грузовика повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких грузовиков была вызвана резким увеличением объема перевозимых грузов в то время, а также плохим и ненадлежащим качеством дорог.

Инженеры внедрили свои первые разработки в области трехосных тяжелых грузовиков, включая бортовой МАЗ-516 с подвесным задним мостом, седельные тягачи МАЗ-520 и 515 и бортовой седельный тягач МАЗ-514 с прямоходным центральным мостом.

Испытания показали, что хотя эти экспериментальные модели имеют хороший вид, они далеки от совершенства. В частности, увеличение грузоподъемности требовало более мощных двигателей, улучшенной задней подвески, перенастроенного шасси и т.д.

В течение следующих нескольких лет эти модели претерпели множество изменений, но у каждой из них была своя судьба. Например, первые усовершенствованные МАЗ-516 сошли с конвейера в 1969 году. Производство модернизированных МАЗ-516А и 516Б продолжалось с 1970 по 1981 год. МАЗ-515 и 520 так и не поступили в серийное производство, но концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. МАЗ-514 был испытан в 1969 году, но шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236 не имел достаточной мощности для использования в качестве дорожного железнодорожной части модели, поэтому в первой серийной партии до 1974 года использовался 270-сильный двигатель ЯМЗ-238Е.

В течение следующих десяти лет конструкторы МАЗа плодотворно работали над получением мощных и универсальных грузовиков, и к началу 1990-х годов предприятие имело несколько удачных моделей нового поколения тяжелых грузовиков. Этот факт помог не только преодолеть экономический кризис, вызванный распадом Советского Союза, но и продолжить разработку и производство новых грузовиков, которые были необходимы для поддержания конкурентоспособности МАЗа в то время.

грузовик МАЗ-6303

МАЗ-630305 бортовой грузовик

Одной из самых свежих моделей стал мощный трехосный грузовик МАЗ-6303, который отличился оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Грузовик изначально создавался для европейских требований и поэтому был обречен на успех. Эта новинка оказалась настолько удачной, что все последующие трехосные большегрузные автомобили Минского автозавода так или иначе «связаны» с МАЗ-6303.

На базе этой модели были созданы такие специальные автомобили, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный лесовоз МАЗ-630326, большие тягачи, работающие в составе автопоездов грузоподъемностью до 67 000 кг, и другие варианты.

Технические характеристики

Минский транспортный завод выпускает автомобиль МАЗ-6303, технические характеристики которого позволяют использовать машину в сложных условиях. Грузовик оснащен прочной стальной рамой. Вкладыш может выйти из строя, но его замена не представляет сложности. Промежуточный вал расположен между основными частями машины. Если возникает шум, необходимо заменить шестерни или подшипники.

Грузовик оснащен 8-ступенчатой коробкой передач. Трансмиссия высокого качества и переключается очень плавно. Грузовик оснащен старомодной кабиной: маленькой или большой. Обладает хорошей звукоизоляцией. Некоторые модели оснащены подрессоренным сиденьем водителя.

Читайте также:  Автовышки на базе ГАЗ

Кабина имеет хороший обзор, а по краям имеются ручки, с помощью которых легко подняться в кабину.

В кабине практически отсутствует вибрация. Дизайн кабины и эргономика находятся не на самом высоком уровне, как раньше.

Кран для нагревателя трудно найти. Частые вибрации колес. Домкрат и другое оборудование расположены неудобно. Крышка фильтра держится на месте с помощью болтов и гаек, а не защелок, как в современных моделях. Несмотря на это, автомобиль популярен благодаря высокой проходимости и низкой стоимости. Этот автомобиль имеет.

  • Подогрев двигателя.
  • ABS.
  • Воздуховоды для прицепа.
  • Звукоизоляция в салоне.
  • Ремни безопасности.
  • Устройства безопасности.

Большие размеры грузовика не мешают ему развивать высокую скорость до 85 км/ч.

грузовик МАЗ-6303

Описание характеристики.

  1. В составе автопоезда вес составляет 44 000 кг.
  2. Вес автомобиля составляет 24 500 кг.
  3. Расход топлива — 25 л/100 км.
  4. Объем топливного бака — 350 литров.
  5. Габаритные размеры — 10230x2570x4000 мм.
  6. Площадь платформы — 18,14 кв.м.
  7. Длина грузового отсека — 7560 мм.
  8. Ширина автомобиля — 2032 мм.
  9. Колесная формула — 6×4.
  10. Грузоподъемность — 13 100 кг.
  11. Нагрузка на переднюю ось — 6500 кг.
  12. Грузоподъемность задней оси — 18000 кг.

Двигатель

Современные автомобили МАЗ, как правило, оснащаются дизельными двигателями Ярославского моторного завода серии 238, которые включают в себя различные модификации с разной мощностью. Выбор конкретной версии определяется предполагаемым использованием автомобиля.

Серия ЯМЗ-238 включает в свою номенклатуру 4-тактный 8-цилиндровый силовой агрегат в конфигурации V. Мощность двигателей варьируется от 170 до 400 л.с. Каждый цилиндр имеет пару клапанов. Общий рабочий объем этих цилиндров составляет 14,86 л, а диаметр каждого цилиндра — 130 мм. Частота вращения: 2100 об/мин при номинальной мощности и 600 об/мин при максимальной мощности.

Двигатель расположен в продольном положении спереди. Все версии имеют жидкостную систему охлаждения, оснащены специальной системой подогрева, разработанной для упрощения их запуска при отрицательных температурах, и соответствуют экологическому стандарту «Евро-3».

Грузовик МАЗ-6303

Двигатель — ЯМЗ 238D2-1000186.

Несмотря на солидные показатели мощности, двигатель ЯМЗ-238 характеризуется довольно экономичным расходом топлива. Этот показатель составляет примерно 27,5 литров на 100 километров в смешанном режиме, 40 литров в городе и около 25 литров на автостраде.

Мощный и надежный двигатель обеспечивает тяжелому грузовику МАЗ-6303 достойные динамические характеристики. В результате грузовик может разгоняться до 85 км/ч с ограничителем скорости, а без него — до 100 км/ч.

Расход топлива

Расход топлива МАЗ-630305-250 составляет 27,5 литров на 100 км. Топливный бак имеет емкость 350 литров. Чаще всего при движении по автостраде расход топлива снижается до 24,3 литра на 100 км. В городе этот показатель увеличивается до 40 л/100 км.

Трансмиссия

Автомобиль МАЗ-6303 оснащается различными модернизированными механическими трансмиссиями серии ЯМЗ 238, в зависимости от модификации установленного двигателя. Это 8-ступенчатые агрегаты, оснащенные передней передачей с синхронизатором. Коробка передач состоит из четырехступенчатой основной коробки передач и двухступенчатой вспомогательной коробки передач — двухстороннего планетарного демультипликатора, основной задачей которого является увеличение крутящего момента.

Это важная особенность для тяжелых транспортных средств, работающих в тяжелых дорожных условиях. Она расширяет возможности базовой трансмиссии, в частности, за счет увеличения числа передач, без ущерба для ее конструкции.

Например, автомобиль движется на 4-й передаче с желаемой скоростью, но при переобогащенном двигателе переключение на 3-ю передачу нецелесообразно из-за высоких оборотов двигателя. Демультипликатор помогает решить эту проблему. При переходе на более низкую передачу достигается оптимальное для данных условий передаточное отношение.

Переключение передач в трансмиссии с расцепляющим устройством имеет свои особенности и поэтому должно выполняться строго в соответствии с алгоритмом, указанным в технической документации на агрегат.

Читайте также:  КрАЗ-260

Ходовая часть

Передняя подвеска — рессорная, с двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия и противооткатными брусьями на двух полуэллиптических рессорах. Задняя подвеска — рессорно-балансирная. Рулевой механизм двухступенчатый с зубчатой парой, винтовым приводом и встроенным распределителем. Все колеса оснащены барабанными тормозами. Задние колеса имеют сдвоенные шины. Основная тормозная система является пневматической и имеет отдельные приводы для передних и задних колес. Стояночный тормоз приводится в действие пневматически с помощью пружинного аккумулятора на задних колесах. Вспомогательные тормоза относятся к компрессионному типу и оснащены перегородками в выхлопной системе двигателя. Пневматические приводы тормозов прицепа (полуприцепа) имеют двухпроводной тип. Дисковые колеса оснащены шинами 11.00R20 или 12.00R20 в зависимости от версии.

Тормозная система

Грузовик оснащен рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами. Машина оснащена устройством для подключения тормозов, пневматическим приводом и подачей сжатого воздуха на полуприцеп. Рабочая тормозная система воздействует на тормозной механизм всех колес. решение тормозной системы МАЗ 630308 отделено от пневматического привода.

Тормозная система приводится в действие электрическим регулятором давления антиблокировочной тормозной системы. Стояночная и вспомогательная система воздействует на тормозные устройства на задней и центральной осях, которые приводятся в действие тормозной камерой с пружинным аккумулятором. Управление осуществляется с помощью крана, расположенного в кабине.

Грузовик МАЗ-6303

Система стояночного тормоза используется для торможения машины в случае отказа рабочей системы. При его активации ручка управления краном поворачивается в крайнее положение. Сжатый воздух, сжимающий пружину аккумулятора, высвобождается, и пружина приводит в действие тормозной механизм.

Когда вспомогательная система активирована, ручка клапана управления стояночным тормозом находится в среднем разблокированном положении. Вспомогательная система создает противодавление выхлопной системе через пневматический дроссельный клапан, который воздействует на трансмиссию.

Электронное управление тормозами подает воздух в дроссельный цилиндр через пропорциональный клапан и регулируется блоком управления тягой и ограничителем скорости. При торможении грузовика одновременно тормозится и прицеп.

Устройство автомобиля

МАЗ 6303 — это классическое конструктивное решение с рамой из прочных материалов в качестве несущего элемента для кузова, силового агрегата и подвески. Это позволяет ему выдерживать даже суровые условия эксплуатации. Однако существуют лазейки, которые считаются поперечными элементами и накладками. Однако их замена при необходимости проста и требует предварительного заказа деталей через любой каталог. Центральный вал сам по себе очень сложен, так как является соединительным элементом между основными компонентами.

Силовая установка базируется на различных модификациях дизельного двигателя ЯМЗ 238. Варианты, установленные в грузовике, определяются его назначением. Таким образом, гамма этих двигателей включает 8-цилиндровые двигатели мощностью 170-400 л.с. Рабочий объем силового агрегата составляет 14,86 л.

Кабина может быть короткой или полноразмерной и включает 2 спальных места.

МАЗ 6303 — это универсальное шасси, которое может быть оснащено различными типами кузовов. Наиболее популярным является вариант с грузовиком. Модель выпускается с 1990-х годов и с тех пор получила множество модификаций и обновлений.

Кабина

Грузовик оснащен большими и малыми мотогондолами. Первый может быть установлен на магистральные грузовики, тракторы и автомобили для перевозки грузов на большие расстояния. Каюты большой вместимости имеют два спальных места. Кабины меньшего размера устанавливаются на специальные автомобили и на грузовики, используемые для перевозки грузов на короткие расстояния.

МАЗ-6303 имеет такую конструкцию кабины, при которой для доступа к двигателю водитель должен наклонить кабину вперед. Этот процесс осуществляется с помощью гидравлической системы.

Автомобиль имеет достаточно просторную и вентилируемую кабину, которая обеспечивает хороший обзор дорожного пространства, а салон не подвержен вибрации и проникновению шума. Изоляция также очень хорошая. Недостатками интерьера являются низкое качество отделочных материалов и низкое качество сборки.

Читайте также:  ГАЗ-53 характеристики и устройство

Стандартный салон оснащен сиденьями водителя и пассажира, ремнями безопасности, основным и автономным отопителем. Поворачивать руль и наступать на педали достаточно легко, что позволяет работать на грузовике долгое время, не уставая.

Внимание! В конструкции автомобиля МАЗ-6303 клапан обогрева находится под кабиной, поэтому включение обогревателя является довольно неудобным процессом — водитель должен выйти из автомобиля, поднять кабину и открутить клапан, чтобы тепло поступило в кабину.

Модификации

Оригинальная версия представляет собой универсальное шасси, с помощью которого можно устанавливать различные типы оборудования. Например, корпус может использоваться для открытых или закрытых палаток, а также для опрокидывающегося варианта. Есть возможность установить платформу, которая может перевозить цистерны, емкости для зерна, а также краны. Каждая модификация получает уникальный индекс, указывающий на тип конструкции.

  • МАЗ-630326 — транспортировщик древесины.
  • МАЗ-630308 — Для перевозки автоцистерн.
  • МАЗ-630305 — Для перевозки грузов в закрытой кабине с прицепленным дополнительным прицепом.
  • МАЗ-630168 — Модель для транзитного транспорта.
  • МАЗ-630303 — предназначен для установки на шасси различных механизмов для дорожного строительства.
  • МАЗ-6317 — вездеходная версия.

Приведенные выше характеристики для различных типов грузовиков являются лишь описанием моделей.

Особенности и эксплуатация

Хотя кабина МАЗ 6303 была разработана давно и не так хорошо продумана, как у многих западных конкурентов, в целом она пользуется успехом. Эксперты отмечают, что кабина имеет низкий уровень шума и вибрации и хорошую видимость во всех зонах. На пневматической подвеске находится не только сиденье водителя, но и сиденье пассажира. Основная и дополнительная системы отопления обеспечивают комфортное размещение в кабине при низких температурах. Однако расположение кранов отопителя под кабиной не добавляло комфорта в холодную погоду. Водители также жаловались, что крышка воздушного фильтра имеет гайки (а не защелки) на шпильках, что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Отсутствие мер по защите от обрастания в месте расположения гидравлического подъемника кабины также является частой жалобой. Однако, несмотря на некоторые незначительные недостатки, отзывы водителей о грузовике в основном положительные. МАЗ 6303 оснащен базовой версией.

  • Сзади имеется спойлер и устройство безопасности.
  • Бесшовная сцепка.
  • Электропневматический привод на прицепе.
  • Ремни безопасности.
  • Предпусковой подогреватель двигателя.
  • Система ABS.

Не создавайте себе проблем, устанавливая двигатель на шасси МАЗ 6303 Ярославского машиностроительного завода серии 238. В зависимости от назначения могут быть установлены двигатели мощностью от 170 до 400 л.с. В целом, грузовики надежны, просты в обслуживании и ремонте и хорошо знакомы местным водителям. Доступность расходных материалов и запасных частей не является проблемой, а его цена значительно ниже европейского и американского аналога — МАЗ 6303.

Плюсы и минусы

Преимущество.

  • Низкая цена.
  • Эксплуатационная надежность.
  • Мощный силовой агрегат.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Соответствие европейским требованиям экологической безопасности.
  • Универсальность шасси грузового автомобиля.
  • Относительно комфортный интерьер.
  • Кабина с двумя спальными местами.
  • Восстанавливаемость.

К недостаткам грузовика относятся.

  • Устаревший внешний вид.
  • Положение вентилятора отопителя не является эргономичным.
  • Низкое качество покраски.
  • Неудобный салон, использование дешевых материалов и низкое качество сборки внутренних панелей.

Грузовик выпускается с начала 1990-х годов, но до сих пор сохраняет свою актуальность, в основном благодаря своим преимуществам и низкой цене. Даже в подержанном виде он достаточно прочен, чтобы прослужить не один год. К недостаткам можно отнести низкое качество лакокрасочного покрытия, некачественное изготовление внутренних панелей и использование дешевых материалов для интерьера кабины. МАЗ-6303 вряд ли можно назвать грузовиком премиум-класса, но это дешевая, универсальная, неприхотливая, экономичная и надежная рабочая лошадка, которая легко справится со своей задачей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру