КрАЗ-260

Автомобильный завод Kremen Zug начал разработку внедорожных грузовиков в середине шестидесятых годов.

Первый грузовик сошел с конвейера в 1979 году. Испытания на выносливость проводились на базе 21-го института в Бронницах.

Серийное производство началось только в 1981 году. Столь длительная задержка была вызвана отсутствием заводских мощностей для производства цельнометаллической кабины.

Грузовик оставался в производстве до 1993 года. Затем на смену ветеранам пришел более современный автомобиль КрАЗ-6322.

История создания

Автомобиль КрАЗ-260 заменил своего старшего брата — тяжелый внедорожник КрАЗ-255Б. 8 августа 1967 года началось его серийное производство. Производство этого внедорожника продолжалось до конца 1994 года. Он был широко известен как «лаптехник» или «лапотник».

За этот период с конвейера сошло более 82 000 грузовиков.

Основным заказчиком Кременцугского завода был военный сектор. Кроме того, автомобиль использовался в государственном секторе. Автомобиль перевозил различные грузы и персонал и был популярен не только в бывшем Советском Союзе. Этот универсальный автомобиль также приобретался иностранными компаниями.

КрАЗ-260

Назначение

Как и его предшественник, МАЗ 260 был разработан как многоцелевой автомобиль с широким спектром гражданского и военного применения. Мощная, прочная конструкция означала, что КРАЗ 260 может использоваться как на обычных дорогах, так и в сложных условиях на дороге или бездорожье. Первоначальный заказ на этот грузовик был сделан Министерством обороны. Задачами машины являются: перевозка личного состава и военной техники, боеприпасов, обеспечение войск топливом, буксировка систем вооружения, а также установка на шасси систем вооружения, радиоэлектронной борьбы, инженерной техники и другого оборудования. Диапазон применения в гражданских целях практически неограничен. Транспортные средства, оборудованные для определенных производственных целей, используются для дорожного строительства и строительства зданий, в металлургической промышленности, сельском хозяйстве, горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности и в других областях. В аэропортах МАЗ 260 используется в качестве автоцистерны и аэродромного тягача.

Технические характеристики

Грузовик оснащен мощным двигателем, а для его стабильной работы применяются технические инновации.

Двигатель

Под капотом автомобиля заводские инженеры установили двигатель ЯМЗ-238Л с турбонаддувом. Такой мощный мотор позволил КрАЗ-260 грузоподъемностью 9 500 кг успешно справиться с поставленной задачей.

Тип двигателя — поршневой с продольным расположением спереди. Двухклапанный восьмицилиндровый двигатель имеет мощность 300 л.с. Блок двигателя изготовлен из чугуна. Рабочий объем электростанции составляет 14 860 кубических сантиметров.

Следует отметить, что этот грузовик часто работает в сложных и суровых условиях. В связи с этим конструкторское бюро завода приняло радикально новое решение. Специалисты добавили два фильтра сухого воздуха, использовали двухступенчатую систему обеззараживания и автоматическое удаление пыли. Инженеры также изменили выхлопную систему. Система глушителя была устранена, и была использована турбина с наддувом.

Грузовик используется не только в центральной части страны. Он выполняет свои задачи на Крайнем Севере. В связи с этим двигатель оснащен электрическим нагревательным устройством, называемым «термостатом», для обеспечения быстрого запуска силового агрегата при отрицательных температурах. Предпусковой подогреватель обеспечивает стабильный запуск двигателя при отрицательных температурах.

КрАЗ-260

Расход Топлива

КРАЗ-260 способен работать длительное время без дозаправки, поскольку имеет два больших топливных бака емкостью 165 литров. Автомобиль также оснащен дополнительным топливным баком объемом 50 литров. Расход топлива составляет 34 литра на 100 км при скорости 50 км/ч, а при скорости 60 км/ч — 38,5 литра. При полной загрузке грузовик может проехать до 1000 км.

Читайте также:  BAW Tonik

Трансмиссия грузовика

Мощный силовой агрегат предназначен для использования с новым MCR 8 (коробка передач). Двигатель агрегатируется с четырехступенчатой коробкой передач ЯМЗ-238Б с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Раздаточная коробка была переделана на две передачи. Управление раздаточной коробкой — электропневматическое. Это позволяет заблокировать межосевой дифференциал. Просто нажмите выключатель на приборной панели.

Используется двухдисковое сухое сцепление: тип 260. Специалисты внесли некоторые изменения и переделали передний мост, который был позаимствован у предыдущей модели. Средняя ось была модифицирована для установки сквозной оси.

Подвеска

Передняя подвеска является независимой и основана на паре эллиптических рессор и амортизаторов с концами рессор, установленных в резиновые прокладки на опорных рычагах.

Задняя подвеска представляет собой зависимую подвеску с парой полуэллиптических рессор, в которых имеется шесть реактивных стержней, а концы рессор — скользящего типа. Дорожный просвет достигает 370 мм. Для обеспечения хорошей проходимости автомобиля предусмотрена система полного привода.

КрАЗ-260

Тормозная система

В конструкции барабана диаметром 420 мм используются внутренние тормозные колодки на всех колесах. Установлен пневматический двухконтурный привод с раздельным управлением, идущий от нижней секции тормозного клапана к передней и промежуточной осям. И от верхней секции тормозного клапана к задней оси.

Использование этой системы позволяет управлять тормозами прицепа в одном или двух контурах. В тормозной системе допускается давление воздуха 8,0 кгс/см2.

Стояночный тормоз блокирует колесные тормоза на средней и задней осях. Камера пневматической пружины сжимается.

Предусмотрена вспомогательная тормозная система. Тип конструкции — дросселированный, сжатый и установленный в выхлопной системе. Вспомогательная тормозная система оснащена электрическим приводом для включения тормозов буксирующего транспортного средства.

Рулевое управление

Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем руля, что позволяет управлять этим массивным автомобилем без особых усилий. Устройство имеет винт и шариковую гайку, которая входит в зацепление с зубчатым сектором.

Также имеется электрический бустерный распределитель. Цилиндр усилителя рулевого управления соединен с двойными рычагами рулевого кулака. В Интернете можно найти множество дополнительных технических характеристик КрАЗ 260.

Технические характеристики

Модели КрАЗ-260
Количество мест 3
Дизайн Рама
Размеры
Длина 9 030 мм
Ширина 2 722 мм
Высота 3 115 мм
Колесная база 4 600 мм
Колея: передняя/задняя 2 160 мм
Вес
Снаряженная масса 12,775 кг
Брутто 21,475 кг
Двигатель
Назначение ЯМЗ-238Л
Тип Поршень
Местонахождение Позитивный, продольный
Материал блока чугун
Цилиндр/клапан V8/2
Объем 14 860 кубических сантиметров
Мощность 300 л.с.
Крутящий момент 1 079 Нм
Топливо Дизель
Турбонаддув Доступно
Охлаждение Жидкость
Передачи
Привод Полный спектр
Редукторы МКФ 8 (ЯМЗ-238Б)
Зажим ЯМЗ-238
Динамическая производительность
Максимальная скорость 80 км/ч
Производительность
Угол входа 58 °
Емкость топливного бака 165+165 л
Полезная нагрузка 9 500 кг
Вес прицепа 10 000 кг

КрАЗ-260

Электрооборудование

До 1963 года КРАЗ выпускал машины с 12-вольтовым электропитанием. Все более поздние версии были 24-вольтовыми. Для обеспечения запуска двигателя и бортового питания КРАЗ 260 был оснащен последовательно соединенной стартовой батареей 6-ST-190. Для зарядки аккумуляторов и обеспечения постоянным током систем автомобиля и тягового оборудования использовался генератор переменного тока G-288E с регулятором напряжения.

Дополнительные характеристики

  • Шасси 6х6 может без труда преодолевать водные препятствия с клиренсом 1,2 метра.
  • Дорожный просвет составляет комфортные 370 мм для тяжелого автомобиля.
  • Эти грузовики оснащены бездисковыми колесами. В конструкции используются съемные боковые кольца. Диски колес имеют размер 440-533. Фиксированная шина модели VND-201 устанавливается на заводе и имеет размеры 1300/530/533.
  • Колесная база находится в пределах 21 600 мм.
  • Колесная база между передней и промежуточной осями составляет 4600 мм.
  • Колесная база между задней и промежуточной осями составляет 1400 мм.
  • Два 330-литровых топливных бака (2×165) и дополнительный 50-литровый топливный бак позволяют преодолевать большие расстояния без остановок.
  • Грузовик с полным баком может преодолеть расстояние в 1 000 км.
  • При скорости 60 км/ч расход топлива составляет 38,5 литров на 100 км. При скорости 50 км/ч расход снижается на 4,5 литра на 100 км, что соответствует 34 литрам.
  • Максимальная скорость на высшей передаче ограничена показаниями спидометра на уровне 80 км/ч.
Читайте также:  Самосвал КамАЗ-65201

Устройство

КрАЗ-260 имеет традиционную компоновку. Платформа имеет складные скамейки, дуги и тенты для легкой транспортировки. Сама платформа изготовлена из прочного металла и оснащена бортом, который открывается с задней стороны. Модель доступна в различных вариантах телосложения, что придает ей еще большую универсальность.

Благодаря системе полного привода значительно улучшилась проходимость автомобиля. Этому также способствуют новая система контроля давления в шинах, односкатная ошиновка и короткие рычаги подвески. Устройство приводится в действие главным и рабочим цилиндрами, педалями подвески, пневматическими и гидравлическими приводами. Для этого важно следить за количеством тормозной жидкости, а также за состоянием поршней и колец оси.

Коробка делителя КрАЗ-260 расположена за коробкой передач. Здесь для соединения используется малогабаритный карданный вал. Этот элемент подвешен на трех кронштейнах с помощью резиновых прокладок и скоб. Раздаточная коробка имеет две передачи и представляет собой редуктор с определенной цилиндрической шестерней и тремя валами.

Трансмиссия грузовика имеет четыре карданных вала, которые соединяют коробку передач с раздаточной коробкой. Они отличаются положением сиденья и размерами.

В конструкции КрАЗ-260 предусмотрены промежуточный вал, задний вал и передний приводной вал. Различия между ними заключаются в главной передаче, компонентах привода, вале-шестерне и картере. Основная функция переднего ведущего моста заключается в передаче мощности на колеса через главную передачу и бесступенчатое зубчатое соединение.

КрАЗ-260

Габаритно-массовые показатели

  • Длина — 9030 мм.
  • Ширина — 2722 мм.
  • Высота — 3230 мм. (Высота кабины без груза).
  • Высота над тентом — 3115 мм. (без нагрузки).
  • Погрузочная высота платформы — 1560 мм.
  • Грузоподъемность — 9500 кг.
  • Вес с лебедкой — 12425 кг.
  • Общий вес — 2200 кг.
  • При использовании прицепа или полуприцепа — Грузоподъемность 10 000 кг.
  • Угол подхода — 580.
  • Диаметр поворотного круга — 27 м.

Грузовая платформа

Рама: продольный элемент. Кадр имеет канальный тип. Соединения выполняются с помощью штампованных поперечных балок, которые крепятся болтами.

Кабина

В кабине есть три сиденья, одно из которых предназначено для пилота. Водительское сиденье имеет пружины сиденья и регулировки по жесткости, длине, высоте и наклону.

Двухместное сиденье предназначено для пассажира. Кабина оборудована отопителем, а теплый воздух дует на ветровое стекло.

Для удаления пыли и воды с ветрового стекла установлены электрические стеклоочистители и омыватели.

Два зеркала были установлены на правой и левой стороне кабины. В кабине была установлена система вентиляции.

На крыше была установлена фара/прожектор. В комплект поставки входит радиоприемник.

КрАЗ-260

Модификации

Завод выпускал несколько версий.

  • Седельный тягач КрАЗ-260 «Б».
  • КрАЗ-260 «Г» с удлиненным шасси.
  • КрАЗ-260 «А» без дополнительного топливного бака.
  • КрАЗ-260 «Д».
  • Две модели лесовоза: КрАЗ-260 «Л» и КрАЗ-6437.

Седельный тягач КрАЗ-260 «В»

Седельный тягач КрАЗ-260 «Б» занимает особое место в линейке грузовых автомобилей завода и пользуется большим спросом у покупателей.

Грузовик с укороченной рамой оснащен седельно-сцепным устройством. Он может легко буксировать полуприцепы общей массой 27,5 тонн по дорогам с твердым покрытием. На грунтовых дорогах он может буксировать полуприцепы весом до 2 300 кг.

Читайте также:  Фронтальный погрузчик Амкодор 333

Этот трактор активно используется во многих отраслях экономики, применяется в строительстве и сельском хозяйстве. Но самым крупным заказчиком, безусловно, была военная промышленность. Эти грузовики были оснащены зенитно-ракетными комплексами и радиолокационными станциями.

Модель КрАЗ-260 «Г» с удлиненным шасси.

На основе этой модели был выпущен понтонный грузовик. Удлиненное шасси идеально подходило для установки на грузовик опреснительной станции и буровой установки. Этот грузовик использовался в качестве автоцистерны. Это неполный список приложений для КрАЗ-260 «Г».

И еще одно. Завод также выпустил опытный образец лесовоза КрАЗ-260 «Л», но в серийное производство он запущен не был. Он был заменен на КрАЗ-6437.

Особенности и эксплуатация

КрАЗ 260, по сути, является улучшенной версией предыдущей модели. Новая цельнометаллическая трехместная кабина отличается улучшенным обзором и модернизированной системой вентиляции и отопления, что значительно повышает комфорт пилота и пассажиров. Фара, необходимая в условиях плохой видимости, теперь установлена на крыше кабины. Пространство под капотом оборудовано двумя воздухоочистителями, глубина подъема увеличена с 1 м на КРАЗ 255 до 1,2 м, а с увеличением мощности двигателя максимальная скорость возросла до 80 км/ч. Интересной особенностью КРАЗ 260 является отсутствие глушителей в выхлопной системе. Турбины нагнетателя двигателя поглощают часть их энергии, кроме того, звук поглощается выхлопными газами, поэтому уровень шума на выхлопе вполне приемлем. Двигатель оснащен электрическим подогревателем (EFC) и предпусковым подогревателем, что обеспечивает надежную работу машины даже в сильные морозы. Два топливных бака по 175 литров каждый и дополнительный топливный бак на 50 литров обеспечивают запас хода около 1000 км. Со стороны водителя, за кабиной, находится запираемый металлический ящик для хранения запасных частей, который пригодится, когда в дороге необходимо использовать инструменты. Переоборудование МАЗ 255 в грузовик МАЗ 260 позволило увеличить скорость на 10%, увеличить грузоподъемность на 25% и снизить расход топлива на 8%. Как и большинство грузовиков КРАЗ, он имеет длительный срок службы. На дорогах в России и за рубежом часто можно встретить 20-летние МАЗы 260, которые прекрасно выполняют свои функции и находятся в хорошем техническом состоянии. Частные лица и организации с удовольствием покупают автомобили МАЗ 260, снятые с хранения и проданные воинскими частями, потому что цены на них гораздо ниже, чем на современные модели. Кроме того, доступность запасных частей не является проблемой. В случае необходимости можно заменить двигатели 238-й серии, до сих пор выпускаемые на Ярославском автомобильном заводе.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Отличная проходимость по бездорожью.
  • Высокая грузоподъемность.
  • Приемлемый дорожный просвет.
  • С системой полного привода или без нее.
  • Автомобиль не является тяжелым в эксплуатации и обслуживании.
  • Все необходимые детали и запасные части в наличии.
  • Довольно малый радиус поворота.
  • Не боится перепадов температуры.
  • Может работать в пыльных помещениях и на работах с высоким уровнем загрязнения.
  • Преодолевает глубокие траншеи (до 1,2 м).
  • Разработан как внедорожник.
  • Цена довольно мала для грузовика с полным приводом.
  • Поставляется с различными модификациями.
  • Мощный силовой агрегат.
  • Вполне комфортабельная каюта.
  • Имеет гидравлический усилитель рулевого управления.
  • Мощный внешний вид.
  • Не боится перегрузок в работе.
  • Может перевозить полуприцепы и прицепы.
  • Кабина обогревается и вентилируется.
  • Легко регулируемое сиденье водителя.

Минусы машины

  • Высокий расход топлива.
  • Плохая видимость.
  • Большой размер.
  • Шумно.
  • Интерьер по-прежнему далек от своего европейского аналога.
  • Кабина КрАЗ 260 устарела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру