Трактор ДТ-54

Десятки памятников трактору ДТ-54 можно найти в России и других бывших советских республиках. Больше, чем у любого другого трактора. Во Вьетнаме изображения DT-54 размещены на банкнотах номиналом 5 донгов.

На цоколях и банкнотах эти тракторы оказались не просто так: по сегодняшним меркам эти простые и невзрачные сельскохозяйственные машины выполняли невероятный объем работы в то время. А их создание и запуск в серийное производство стало серьезным шагом вперед для отечественной промышленности. Все технические и другие характеристики трактора DT-54 приведены в данной публикации.

В одноименном фильме, снятом в 1958 году, знаменитый покоритель целины Иван Бровкин вспахивает поля трактором «ДТ-54». И снимали его не на киностудии или где-то в пригороде, а на «той» целине — в новом совхозе «Комсомольский» в Оренбургской области.

В другом популярном советском фильме 1957 года — «Это случилось в Паньково» — главные герои Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев участвуют в хулиганском перетягивании каната на двух своих тракторах «ДТ-54». Осмелюсь спросить — «чей трактор будет мощнее».

И во многих известных фильмах прошлого — «Первый поезд» (1955, тоже об освоении целины); «Первый парень» (1958); «Драка в Лукаше» (1959); «Карина Красная» (1974) и т.д. — трактор «ДТ-54» не только появляется, но и надолго «остается» в кадре.

История создания

ДТ-54″ был первым крупногабаритным гусеничным многоцелевым трактором с дизельным двигателем в Советском Союзе. Эта сельскохозяйственная техника была очень нужна Советскому Союзу, который активно восстанавливался и развивался после войны.

Дизельный двигатель для тракторов был разработан на Сталинградском тракторном заводе в начале 1930-х годов. Однако в то время он не мог стать заменой парафиновым двигателям.

Первые дизельные двигатели были испытаны на тракторе «СТЗ-НАТИ». Это был прототип для будущей «54-ки». Во время войны работы по усовершенствованию и «доводке» тракторного дизеля продолжались. А после него была поставлена задача завершить работу в кратчайшие сроки.

Трактор DT-54

Значение этой замены было очевидным: дизельные тракторы демонстрировали более высокую производительность, потребляли на 30-40% меньше топлива и были намного дешевле парафиновых. Это дает экономию топлива около 10 тонн на автомобиль в течение года.

Дизельные тракторы обладают более высокой износостойкостью и большим сроком службы основных компонентов, что приводит к увеличению межремонтного срока службы, снижению потребности в запасных частях и уменьшению времени простоя во время ремонта.

На Сталинградском заводе переход на выпуск новых моделей дизельных тракторов происходит без остановки производства. За 8-10 месяцев было разработано и изготовлено около 25 000 станков, сотни точных и сложных моделей холодных форм, 5330 наименований различных возможных режущих, вспомогательных и измерительных инструментов.

Также были перестроены цеха, создан совершенно новый цех по запуску двигателей, введено в эксплуатацию новое здание без железнодорожных путей, построен второй машинный корпус, восстановлены сотни станков, введен в эксплуатацию мощный котел на тепловой электростанции с полным механизированным углеподатчиком, приобретено еще 320 специальных станков и 540 станков общего назначения, а также 5 000 тонн металла.

Также потребовалась огромная организационная работа. Персонал проходил обучение в Ночном техническом институте и в школе рабочей молодежи при Сталинградском механическом институте. На заводе были организованы курсы по изучению конструкции дизельных тракторов для руководителей цехов (мастеров, начальников смен и участников), на которых преподавали инженеры-конструкторы и технические специалисты. 1 872 человека прошли эти курсы к 1949 году.

Трактор DT-54

К концу 1949 года подготовка новой модели к производству была успешно завершена. 7 ноября 1949 года на главной площади города появилась колонна нового трактора «ДТ-54». После досрочного завершения годовой программы для тракторов «СТЗ-НАТИ» 25 ноября завод поставил на конвейер новые и усовершенствованные рамы тракторов.

Завод перешел на выпуск новых дизельных тракторов без остановки производства. Никогда еще в истории отечественного и мирового тракторостроения не было такого примера.

По такому же образцу был создан трактор «ДТ-54», запущенный в производство на Харьковском тракторном заводе в том же году.

Эта модель производилась в Харькове с 1949 по 1961 год; в Сталинграде — до 1963 года.

Третьим производителем ДТ-54 был Алтайский тракторный завод. Здесь эта модель выпускалась с 1952 по 1979 год. Всего в Советском Союзе было построено 957 900 самолетов ДТ-54.

Читайте также:  Автогрейдер ДЗ 122

Сфера применения

В основном трактор использовался для работы в сельском хозяйстве, в качестве трактора для возделывания пропашных культур. В основном он используется с четырех- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром буксируемого сельскохозяйственного оборудования. К ним относятся валы отбора мощности с приводом от ВОМ.

Существует также модификация «DT-54A», которая специально разработана для работы в болотистой/грязной местности и на рыхлых, неустойчивых почвах. Эта версия трактора оснащена гусеницами увеличенной ширины, которые помогают ему выполнять все необходимые задачи, не застревая в земле.

Трактор DT-54

Вспашка целинных земель. Примечание: плуг имеет 3 плужные головки (почва очень тяжелая).

Самая распространенная сельскохозяйственная машина, с которой успешно взаимодействует трактор «ДТ-54».

  • Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
  • Машины для обработки почвы — «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
  • Многоцелевая косилка KN-14.
  • Оборудование для борон: «ZBDN-2», «ZRBN-3».
  • Посевная машина «СРН-8» и др.
  • Ирригационная машина «DDA-100M».
  • Машина для посадки деревьев SLN-1.

По своему прямому назначению (и в полном соответствии с ним) трактор ДТ-54 хорошо зарекомендовал себя при вспашке новых и целинных земель. Тяга обеспечивает глубокую вспашку даже на тяжелых почвах. Низкое давление на грунт и широкая гусеничная тележка позволяют использовать машину на труднопроходимой местности.

Следует отметить простоту трактора, так как поломки всегда можно найти и устранить быстро и легко. Некоторые трактористы в шутку говорят, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.

Особенности конструкции и модернизация

По сравнению со своим предшественником трактор «CTZ-NATI» «DT-54» отличался не только двигателем, но и новой пятиступенчатой коробкой передач, что значительно улучшило использование мощности при агрегатировании с буксирным оборудованием.

В течение следующих нескольких лет заводская команда шаг за шагом модернизировала новый трактор «ДТ-54». 1952 год ознаменовался такими конструктивными усовершенствованиями, как: термообработка заднего моста, улучшенный механизм декомпрессии, новый водяной насос и уменьшенный диаметр всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг, при этом было сэкономлено 40 кг стали.

Трактор DT-54

В 1953 году трактор «ДТ-54» начал оснащаться закрытой кабиной. Специалисты на заводе стараются быстро реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, устраняющее такое неприятное явление, как вырывание болтов противовеса, которое встречается довольно часто.

Были устранены такие недостатки, как повышенный расход масла в картере и преждевременный износ поршневых блоков, которые были характерны для тракторов, разработанных в предыдущие годы, улучшена отливка звездочек и разработано новое оригинальное решение — раздельный задний мост.

Новая конструкция, разработанная инженером В.А. Волчковым, позволила упростить механизм и уменьшить усилие механика при повороте рычага более чем в два раза.

Начиная с 1952 года, двигатель оснащался специальным счетчиком моточасов. Начиная с 1956 года, для предотвращения трения между гусеницей и картером бортовой передачи использовались специальные защитные накладки. То же самое использовалось в качестве направляющей для скольжения гусениц.

Технические характеристики

Трактор DT-54 построен по классической схеме гусеничного трактора и может быть разделен на следующие основные категории: шасси, двигатель, силовая передача, механизм управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный двигатель Д-54 (и его улучшенная версия, ДТ-54А) — это бескомпрессорный четырехтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением и вихревой камерой смешения.

  • Количество цилиндров — четыре, их расположение — рядное, вертикальное.
  • Рабочий объем двигателя составляет 7,45 л.
  • Двигатель выдает номинальную мощность 54 л.с. (39,7 кВт) при 1300 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35 кГм.
  • Сухой вес двигателя (без радиатора) составляет 1100 кг.
  • Цилиндры имеют диаметр 125 мм и ход 152 мм.
  • Порядок расположения цилиндров 1-3-4-2.
  • Степень сжатия составляет 16.
  • Минимальная продолжительная скорость холостого хода составляет 600 об/мин.
  • Распределение — синхронизация клапанов. Механизм привода клапанов — верхняя часть, установленная в головке цилиндра.
  • Объем топливного бака — 185 литров (позже на «DT-54» стали устанавливать и 250-литровый бак). К резервуару был прикреплен специальный измерительный стержень.

Дизельный двигатель запускался бензиновым стартером «ПД-10» (позже «ПД-10М») — «стартером» мощностью 10 л.с. Количество дизельного топлива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра и приводится в действие поршневым насосом. Фильтр грубой очистки обеспечивает ленточный металлический фильтр, а фильтр тонкой очистки представляет собой сменный картридж с намотанной на него хлопковой нитью.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Силовой агрегат трактора «ДТ-54» высоко ценится за высокую надежность, уникальную простоту, хорошие тяговые характеристики и, конечно же, солидный срок службы. Все это также очень важно при работе в сельскохозяйственном секторе.

Читайте также:  Минитрактор TZ-4K-14

Для повышения долговечности двигателя используется центробежная очистка масла через специальную полость, расположенную в шейке коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя оснащена магнитом для очистки масла картера от металлических частиц.

DT-54″ оснащен двухпозиционным редуктором давления. Редуктор давления состоит из системы рычагов и плоских роликов для подъема впускного клапана. Топливный насос — четырехтактный «4TN-8,5X10T», незакрытого типа с дозированием на входе.

Трактор «ДТ-54» имеет диапазон тягового усилия до 2850 кг, диапазон скорости движения от 3,59 до 7,9 км/ч (назад — 2,43 км/ч) и коробку передач с 5 передачами вперед и 1 назад.

Расход топлива

Объем топливного бака составляет 185 литров. Расход топлива составляет 205 г/ч.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

Трактор «ДТ-54» оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Установлен двухдиапазонный редуктор хода. Он обеспечивает десять дополнительных медленных скоростей для движения трактора.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения на ВОМ и ведущие колеса. В целом, трансмиссия «ДТ-54» состоит из сцепления, коробки передач, заднего моста, бортовой передачи и соединительного вала.

Сцепление и тормоз задней оси управлялись отдельно, что облегчало управление трактором, упрощало регулировку сцепления и тормоза и позволяло длительное время работать без регулировки.

Раздельное управление не использовалось до 1956 года. Тормоза на «DT-54» были бортовыми, механическими, ленточного типа и двойного действия.

Подвеска трактора была поперечно-балансирной. Каждая гусеница приводится в движение приводным колесом, а также оснащена направляющим колесом и двумя опорными роликами. Сама дорожка состоит из сорока одного звена и напоминает цепь.

Ходовая часть

Жесткая рама трактора ДТ-54 собрана из 2 жестких швеллеров, соединенных поперечными брусьями. Спереди установлена передняя балка. С каждой стороны рамы установлена ходовая часть с балансирами, опорными катками и рессорами. Трасса состоит из 41 цепной дорожки. Гусеницы натянуты между звездочками, роликами и катками.

Гидравлика

Для облегчения работы дополнительных устройств используется раздельная гидравлическая система. Гидравлическая система состоит из гидравлического насоса и коллектора с тремя клапанами.

Устройство

Конструкция трактора состоит из силового агрегата, установленного спереди, трансмиссии, установленной сзади, и кабины, расположенной сверху. Трансмиссия имеет пять передач. Для обеспечения низких скоростей может быть установлен редуктор хода. Сцепление однодисковое.

Задний мост не зависит от коробки передач. Позволяет независимо управлять сцеплением и тормозом рулевого управления. Ось разделена на три секции. В средней части находится главная передача. Поворотная муфта расположена с обеих сторон в каретке.

Трактор движется вместе с гусеницей. Гусеница перемещается с помощью ведущих колес. Также имеется направляющее колесо и два ролика для опоры. Модели, выпущенные после 1956 года, имели специальные накладки на гусеницы для предотвращения контакта с топливным баком. Эти прокладки также служили направляющими для опорных роликов.

Трактор DT-54

Передовые решения

Трактор ДТ-54 был бы неполным без указания на его технические характеристики, которые действительно были передовыми на момент производства. Например, в машине применялась центробежная очистка масла, для чего использовались шейки коленчатого вала. Этот метод позволил значительно улучшить бесперебойную работу электростанции. На двигателе был установлен усовершенствованный масляный фильтр и установлена реактивная центрифуга. Пробка сливного отверстия имеет магнит для защиты жидкости от металлических частиц.

Габаритные размеры

  • Длина с муфтой — 3,660 м.
  • Ширина — 1,865 м.
  • Высота — 2,30 м.
  • Дорожный просвет — 260 мм.
  • Колесная база (расстояние между внешними осями роликов) — 1,622 м.
  • Трек (расстояние между рамами трека) — 1 435 м.
  • Удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2.

Трактор DT-54

Трактор ДТ-54 имеет трансмиссию с 6 передачами, 5 из которых вперед и одна назад. Трактор может работать на скорости от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора варьируется от 1000 до 2850 кг.

Кабина

Трактор «ДТ-54» имеет закрытую двухместную кабину, оснащенную мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и приборной панелью. Затем в кабине были установлены обогреватель и бак для питьевой воды объемом 2,5 литра.

Трактор DT-54

После перехода на независимое управление тормозами и фрикционами были установлены левая и правая педали тормоза.

Естественно, о комфорте говорить не приходилось. В то время не существовало такой механической концепции. Хотя кабина была закрыта, она не была достаточно плотной, чтобы предотвратить ни шум, ни вибрацию, ни пыль. Кроме того, рычаги управления и сцепления тракторов «ДТ-54» были довольно тяжелыми, особенно по сегодняшним меркам.

В кабине трактора «ДТ-54» сиденье откидывалось назад, и при заправке топливо часто попадало под спинку сиденья, так как топливный бак фактически находился на задней стенке кабины трактора.

Читайте также:  Автомобиль УАЗ 452

Стоит отметить, что этот трактор был разделен на несколько моделей, все из которых были оснащены тем или иным дополнительным навесным оборудованием. Однако в основном именно это оборудование позволяет использовать трактор с различными плугами, как навесными, так и буксируемыми. Ниже приведен перечень навесного оборудования, которое можно использовать с трактором для сельскохозяйственных работ.

  •  Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
  •  Машины для обработки почвы, т.е. КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
  •  Оборудование, предназначенное для кошения, т.е. КН-14.
  •  Оборудование, предназначенное для боронования, т.е. ZBDN-2 и ZRBN-3.
  •  Разбрасыватель SRN-8.
  •  Машина SLN-1 для посадки деревьев.
  •  Сельскохозяйственная техника предназначена для орошения кормовых, овощных, зерновых и технических культур, также широко используется на лугах и пастбищах DDA-100M.

Модификации

Существует несколько версий этого трактора, разница между которыми заключается в наличии некоторого оборудования и типе выполняемых трактором работ.

Модель DT 54A имеет раздельную гидравлическую систему. Благодаря этому стало возможным использовать различные навесные устройства, управляемые оператором трактора. Только эта модель была несколько раз модифицирована и существует четыре версии, а именно.

  1. Модифицированный DT 54A-C1 имеет отдельную объединенную гидравлическую систему, в которой есть как основной, так и выносной силовые цилиндры. Кроме того, эта модель включает в себя навесные устройства, которые позволяют расширить спектр задач трактора.
  2. Переоборудование DT 54A-C2 аналогично предыдущему, но следует отметить, что в этом случае на тракторе отсутствует навесное оборудование и блоки главного и внешнего силовых цилиндров.
  3. Конверсия DT 54A-C3 — это версия машины, предназначенная для работы с буксируемым оборудованием, так как в этой модели отсутствует гидравлическая система сцепки.
  4. Конверсия DT 54A-C4 включает все те же элементы, что и первая модель в этом списке, но у нее нет внешнего силового цилиндра.

Сам трактор DT 54A имеет более надежную систему питания, в которой обычные поршни были заменены на алюминиевые сплавы. Кроме того, эта модель имеет двух- или трехточечную установку системы шатунов. Генератор трактора также был модифицирован. Трактор оснащен четырьмя фарами и розетками для включения фар и буксируемого оборудования.

Преимущества и недостатки

Трактор DT-54

Модель имеет много положительных качеств.

  •  Простота конструкции.
  •  Ремонтопригодность.
  •  Надежность силового агрегата.
  •  Хорошая тяга.
  •  Возможности долгосрочного бега.
  •  Увеличенный топливный бак.

К недостаткам трактора относятся.

  •  Неудобная кабина.
  •  Сложное управление рычагами и сцеплением.
  •  Повышенный расход топлива при максимальной мощности.

Эти недостатки не повлияли на популярность модели.

Первый запуск и обкатка

Сразу после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатки, которая может значительно увеличить срок службы дизельного трактора DT-54. Период обкатки длится около 8 часов, начиная с прогрева двигателя и работы без нагрузки в течение 2,5-3 часов.

После этого нагрузка постепенно увеличивается, достигая максимума к 8-му часу работы.

В период обкатки движущиеся части двигателя и коробки передач шлифуются, проверяются сцепление, скорость и тормозная система. По окончании периода приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.

Необходимые масла:

  • В тракторах этого класса используются следующие масла: M-10DM и M-10G2k.
  • В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, используется трансмиссионное масло марки ТП-15В.

Техническое обслуживание

Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине сохранять свои эксплуатационные характеристики в течение длительного времени. Замена масла в картере двигателя производится каждые 100 часов работы, а встроенный счетчик моточасов помогает трактористам не пропустить этот срок. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть двигатель и не забыть слить отработанное масло.

Консервация трактора DT-54 в периоды неиспользования также должна осуществляться правильно.

  • Очистите машину от любых загрязнений.
  • Смазывайте.
  • Слейте топливо и масло.

Основные неполадки и способы их устранения

Двигатель не запускается.

  • Топлива нет.
  • Качество топлива низкое.
  • Фильтр заблокирован (топливный или воздушный фильтр).
  • HPF необходимо очистить или заменить.
  • Без горюче-смазочных материалов.
  • Карбюратор на стартере PD-10 заблокирован.
  • Неисправная свеча зажигания на двигателе стартера.

Тормоза не работают.

  • Педаль тормоза нуждается в регулировке (увеличение свободного хода).
  • Тормозные колодки или диски выработали свой ресурс и подлежат замене.

Трактор сильно вибрирует.

  • Проверьте уровень топлива.
  • Проверьте уровень масла.
  • Убедитесь, что крепежные винты затянуты.
  • Проверьте правильность затяжки навесного оборудования.

Стартер не работает.

  • Аккумулятор разряжен.
  • Имеет место короткое замыкание.
  • Кабель отсоединен.
  • Магнитный выключатель не устанавливает контакт.

Гидравлическая система не работает.

  • Гидравлический насос выключен.
  • В гидравлической системе не хватает масла.
  • Предохранительный клапан заблокирован.

Обзор

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру