Десятки памятников трактору ДТ-54 можно найти в России и других бывших советских республиках. Больше, чем у любого другого трактора. Во Вьетнаме изображения DT-54 размещены на банкнотах номиналом 5 донгов.
На цоколях и банкнотах эти тракторы оказались не просто так: по сегодняшним меркам эти простые и невзрачные сельскохозяйственные машины выполняли невероятный объем работы в то время. А их создание и запуск в серийное производство стало серьезным шагом вперед для отечественной промышленности. Все технические и другие характеристики трактора DT-54 приведены в данной публикации.
В одноименном фильме, снятом в 1958 году, знаменитый покоритель целины Иван Бровкин вспахивает поля трактором «ДТ-54». И снимали его не на киностудии или где-то в пригороде, а на «той» целине — в новом совхозе «Комсомольский» в Оренбургской области.
В другом популярном советском фильме 1957 года — «Это случилось в Паньково» — главные герои Вячеслав Тихонов и Юрий Медведев участвуют в хулиганском перетягивании каната на двух своих тракторах «ДТ-54». Осмелюсь спросить — «чей трактор будет мощнее».
И во многих известных фильмах прошлого — «Первый поезд» (1955, тоже об освоении целины); «Первый парень» (1958); «Драка в Лукаше» (1959); «Карина Красная» (1974) и т.д. — трактор «ДТ-54» не только появляется, но и надолго «остается» в кадре.
- История создания
- Сфера применения
- Особенности конструкции и модернизация
- Технические характеристики
- Двигатель
- Расход топлива
- Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
- Ходовая часть
- Гидравлика
- Устройство
- Передовые решения
- Габаритные размеры
- Кабина
- Навесное оборудование
- Модификации
- Преимущества и недостатки
- Первый запуск и обкатка
- Необходимые масла:
- Техническое обслуживание
- Основные неполадки и способы их устранения
- Обзор
- Отзывы
История создания
ДТ-54″ был первым крупногабаритным гусеничным многоцелевым трактором с дизельным двигателем в Советском Союзе. Эта сельскохозяйственная техника была очень нужна Советскому Союзу, который активно восстанавливался и развивался после войны.
Дизельный двигатель для тракторов был разработан на Сталинградском тракторном заводе в начале 1930-х годов. Однако в то время он не мог стать заменой парафиновым двигателям.
Первые дизельные двигатели были испытаны на тракторе «СТЗ-НАТИ». Это был прототип для будущей «54-ки». Во время войны работы по усовершенствованию и «доводке» тракторного дизеля продолжались. А после него была поставлена задача завершить работу в кратчайшие сроки.
Значение этой замены было очевидным: дизельные тракторы демонстрировали более высокую производительность, потребляли на 30-40% меньше топлива и были намного дешевле парафиновых. Это дает экономию топлива около 10 тонн на автомобиль в течение года.
Дизельные тракторы обладают более высокой износостойкостью и большим сроком службы основных компонентов, что приводит к увеличению межремонтного срока службы, снижению потребности в запасных частях и уменьшению времени простоя во время ремонта.
На Сталинградском заводе переход на выпуск новых моделей дизельных тракторов происходит без остановки производства. За 8-10 месяцев было разработано и изготовлено около 25 000 станков, сотни точных и сложных моделей холодных форм, 5330 наименований различных возможных режущих, вспомогательных и измерительных инструментов.
Также были перестроены цеха, создан совершенно новый цех по запуску двигателей, введено в эксплуатацию новое здание без железнодорожных путей, построен второй машинный корпус, восстановлены сотни станков, введен в эксплуатацию мощный котел на тепловой электростанции с полным механизированным углеподатчиком, приобретено еще 320 специальных станков и 540 станков общего назначения, а также 5 000 тонн металла.
Также потребовалась огромная организационная работа. Персонал проходил обучение в Ночном техническом институте и в школе рабочей молодежи при Сталинградском механическом институте. На заводе были организованы курсы по изучению конструкции дизельных тракторов для руководителей цехов (мастеров, начальников смен и участников), на которых преподавали инженеры-конструкторы и технические специалисты. 1 872 человека прошли эти курсы к 1949 году.
К концу 1949 года подготовка новой модели к производству была успешно завершена. 7 ноября 1949 года на главной площади города появилась колонна нового трактора «ДТ-54». После досрочного завершения годовой программы для тракторов «СТЗ-НАТИ» 25 ноября завод поставил на конвейер новые и усовершенствованные рамы тракторов.
Завод перешел на выпуск новых дизельных тракторов без остановки производства. Никогда еще в истории отечественного и мирового тракторостроения не было такого примера.
По такому же образцу был создан трактор «ДТ-54», запущенный в производство на Харьковском тракторном заводе в том же году.
Эта модель производилась в Харькове с 1949 по 1961 год; в Сталинграде — до 1963 года.
Третьим производителем ДТ-54 был Алтайский тракторный завод. Здесь эта модель выпускалась с 1952 по 1979 год. Всего в Советском Союзе было построено 957 900 самолетов ДТ-54.
Сфера применения
В основном трактор использовался для работы в сельском хозяйстве, в качестве трактора для возделывания пропашных культур. В основном он используется с четырех- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром буксируемого сельскохозяйственного оборудования. К ним относятся валы отбора мощности с приводом от ВОМ.
Существует также модификация «DT-54A», которая специально разработана для работы в болотистой/грязной местности и на рыхлых, неустойчивых почвах. Эта версия трактора оснащена гусеницами увеличенной ширины, которые помогают ему выполнять все необходимые задачи, не застревая в земле.
Вспашка целинных земель. Примечание: плуг имеет 3 плужные головки (почва очень тяжелая).
Самая распространенная сельскохозяйственная машина, с которой успешно взаимодействует трактор «ДТ-54».
- Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
- Машины для обработки почвы — «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
- Многоцелевая косилка KN-14.
- Оборудование для борон: «ZBDN-2», «ZRBN-3».
- Посевная машина «СРН-8» и др.
- Ирригационная машина «DDA-100M».
- Машина для посадки деревьев SLN-1.
По своему прямому назначению (и в полном соответствии с ним) трактор ДТ-54 хорошо зарекомендовал себя при вспашке новых и целинных земель. Тяга обеспечивает глубокую вспашку даже на тяжелых почвах. Низкое давление на грунт и широкая гусеничная тележка позволяют использовать машину на труднопроходимой местности.
Следует отметить простоту трактора, так как поломки всегда можно найти и устранить быстро и легко. Некоторые трактористы в шутку говорят, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.
Особенности конструкции и модернизация
По сравнению со своим предшественником трактор «CTZ-NATI» «DT-54» отличался не только двигателем, но и новой пятиступенчатой коробкой передач, что значительно улучшило использование мощности при агрегатировании с буксирным оборудованием.
В течение следующих нескольких лет заводская команда шаг за шагом модернизировала новый трактор «ДТ-54». 1952 год ознаменовался такими конструктивными усовершенствованиями, как: термообработка заднего моста, улучшенный механизм декомпрессии, новый водяной насос и уменьшенный диаметр всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг, при этом было сэкономлено 40 кг стали.
В 1953 году трактор «ДТ-54» начал оснащаться закрытой кабиной. Специалисты на заводе стараются быстро реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, устраняющее такое неприятное явление, как вырывание болтов противовеса, которое встречается довольно часто.
Были устранены такие недостатки, как повышенный расход масла в картере и преждевременный износ поршневых блоков, которые были характерны для тракторов, разработанных в предыдущие годы, улучшена отливка звездочек и разработано новое оригинальное решение — раздельный задний мост.
Новая конструкция, разработанная инженером В.А. Волчковым, позволила упростить механизм и уменьшить усилие механика при повороте рычага более чем в два раза.
Начиная с 1952 года, двигатель оснащался специальным счетчиком моточасов. Начиная с 1956 года, для предотвращения трения между гусеницей и картером бортовой передачи использовались специальные защитные накладки. То же самое использовалось в качестве направляющей для скольжения гусениц.
Технические характеристики
Трактор DT-54 построен по классической схеме гусеничного трактора и может быть разделен на следующие основные категории: шасси, двигатель, силовая передача, механизм управления, вспомогательное и рабочее оборудование.
Двигатель
Дизельный двигатель Д-54 (и его улучшенная версия, ДТ-54А) — это бескомпрессорный четырехтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением и вихревой камерой смешения.
- Количество цилиндров — четыре, их расположение — рядное, вертикальное.
- Рабочий объем двигателя составляет 7,45 л.
- Двигатель выдает номинальную мощность 54 л.с. (39,7 кВт) при 1300 об/мин.
- Максимальный крутящий момент составляет 35 кГм.
- Сухой вес двигателя (без радиатора) составляет 1100 кг.
- Цилиндры имеют диаметр 125 мм и ход 152 мм.
- Порядок расположения цилиндров 1-3-4-2.
- Степень сжатия составляет 16.
- Минимальная продолжительная скорость холостого хода составляет 600 об/мин.
- Распределение — синхронизация клапанов. Механизм привода клапанов — верхняя часть, установленная в головке цилиндра.
- Объем топливного бака — 185 литров (позже на «DT-54» стали устанавливать и 250-литровый бак). К резервуару был прикреплен специальный измерительный стержень.
Дизельный двигатель запускался бензиновым стартером «ПД-10» (позже «ПД-10М») — «стартером» мощностью 10 л.с. Количество дизельного топлива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.
Топливо проходит через два фильтра и приводится в действие поршневым насосом. Фильтр грубой очистки обеспечивает ленточный металлический фильтр, а фильтр тонкой очистки представляет собой сменный картридж с намотанной на него хлопковой нитью.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Силовой агрегат трактора «ДТ-54» высоко ценится за высокую надежность, уникальную простоту, хорошие тяговые характеристики и, конечно же, солидный срок службы. Все это также очень важно при работе в сельскохозяйственном секторе.
Для повышения долговечности двигателя используется центробежная очистка масла через специальную полость, расположенную в шейке коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя оснащена магнитом для очистки масла картера от металлических частиц.
DT-54″ оснащен двухпозиционным редуктором давления. Редуктор давления состоит из системы рычагов и плоских роликов для подъема впускного клапана. Топливный насос — четырехтактный «4TN-8,5X10T», незакрытого типа с дозированием на входе.
Трактор «ДТ-54» имеет диапазон тягового усилия до 2850 кг, диапазон скорости движения от 3,59 до 7,9 км/ч (назад — 2,43 км/ч) и коробку передач с 5 передачами вперед и 1 назад.
Расход топлива
Объем топливного бака составляет 185 литров. Расход топлива составляет 205 г/ч.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
Трактор «ДТ-54» оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Установлен двухдиапазонный редуктор хода. Он обеспечивает десять дополнительных медленных скоростей для движения трактора.
Силовая передача трактора используется для передачи вращения на ВОМ и ведущие колеса. В целом, трансмиссия «ДТ-54» состоит из сцепления, коробки передач, заднего моста, бортовой передачи и соединительного вала.
Сцепление и тормоз задней оси управлялись отдельно, что облегчало управление трактором, упрощало регулировку сцепления и тормоза и позволяло длительное время работать без регулировки.
Раздельное управление не использовалось до 1956 года. Тормоза на «DT-54» были бортовыми, механическими, ленточного типа и двойного действия.
Подвеска трактора была поперечно-балансирной. Каждая гусеница приводится в движение приводным колесом, а также оснащена направляющим колесом и двумя опорными роликами. Сама дорожка состоит из сорока одного звена и напоминает цепь.
Ходовая часть
Жесткая рама трактора ДТ-54 собрана из 2 жестких швеллеров, соединенных поперечными брусьями. Спереди установлена передняя балка. С каждой стороны рамы установлена ходовая часть с балансирами, опорными катками и рессорами. Трасса состоит из 41 цепной дорожки. Гусеницы натянуты между звездочками, роликами и катками.
Гидравлика
Для облегчения работы дополнительных устройств используется раздельная гидравлическая система. Гидравлическая система состоит из гидравлического насоса и коллектора с тремя клапанами.
Устройство
Конструкция трактора состоит из силового агрегата, установленного спереди, трансмиссии, установленной сзади, и кабины, расположенной сверху. Трансмиссия имеет пять передач. Для обеспечения низких скоростей может быть установлен редуктор хода. Сцепление однодисковое.
Задний мост не зависит от коробки передач. Позволяет независимо управлять сцеплением и тормозом рулевого управления. Ось разделена на три секции. В средней части находится главная передача. Поворотная муфта расположена с обеих сторон в каретке.
Трактор движется вместе с гусеницей. Гусеница перемещается с помощью ведущих колес. Также имеется направляющее колесо и два ролика для опоры. Модели, выпущенные после 1956 года, имели специальные накладки на гусеницы для предотвращения контакта с топливным баком. Эти прокладки также служили направляющими для опорных роликов.
Передовые решения
Трактор ДТ-54 был бы неполным без указания на его технические характеристики, которые действительно были передовыми на момент производства. Например, в машине применялась центробежная очистка масла, для чего использовались шейки коленчатого вала. Этот метод позволил значительно улучшить бесперебойную работу электростанции. На двигателе был установлен усовершенствованный масляный фильтр и установлена реактивная центрифуга. Пробка сливного отверстия имеет магнит для защиты жидкости от металлических частиц.
Габаритные размеры
- Длина с муфтой — 3,660 м.
- Ширина — 1,865 м.
- Высота — 2,30 м.
- Дорожный просвет — 260 мм.
- Колесная база (расстояние между внешними осями роликов) — 1,622 м.
- Трек (расстояние между рамами трека) — 1 435 м.
- Удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2.
Трактор ДТ-54 имеет трансмиссию с 6 передачами, 5 из которых вперед и одна назад. Трактор может работать на скорости от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора варьируется от 1000 до 2850 кг.
Кабина
Трактор «ДТ-54» имеет закрытую двухместную кабину, оснащенную мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и приборной панелью. Затем в кабине были установлены обогреватель и бак для питьевой воды объемом 2,5 литра.
После перехода на независимое управление тормозами и фрикционами были установлены левая и правая педали тормоза.
Естественно, о комфорте говорить не приходилось. В то время не существовало такой механической концепции. Хотя кабина была закрыта, она не была достаточно плотной, чтобы предотвратить ни шум, ни вибрацию, ни пыль. Кроме того, рычаги управления и сцепления тракторов «ДТ-54» были довольно тяжелыми, особенно по сегодняшним меркам.
В кабине трактора «ДТ-54» сиденье откидывалось назад, и при заправке топливо часто попадало под спинку сиденья, так как топливный бак фактически находился на задней стенке кабины трактора.
Навесное оборудование
Стоит отметить, что этот трактор был разделен на несколько моделей, все из которых были оснащены тем или иным дополнительным навесным оборудованием. Однако в основном именно это оборудование позволяет использовать трактор с различными плугами, как навесными, так и буксируемыми. Ниже приведен перечень навесного оборудования, которое можно использовать с трактором для сельскохозяйственных работ.
- Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
- Машины для обработки почвы, т.е. КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
- Оборудование, предназначенное для кошения, т.е. КН-14.
- Оборудование, предназначенное для боронования, т.е. ZBDN-2 и ZRBN-3.
- Разбрасыватель SRN-8.
- Машина SLN-1 для посадки деревьев.
- Сельскохозяйственная техника предназначена для орошения кормовых, овощных, зерновых и технических культур, также широко используется на лугах и пастбищах DDA-100M.
Модификации
Существует несколько версий этого трактора, разница между которыми заключается в наличии некоторого оборудования и типе выполняемых трактором работ.
Модель DT 54A имеет раздельную гидравлическую систему. Благодаря этому стало возможным использовать различные навесные устройства, управляемые оператором трактора. Только эта модель была несколько раз модифицирована и существует четыре версии, а именно.
- Модифицированный DT 54A-C1 имеет отдельную объединенную гидравлическую систему, в которой есть как основной, так и выносной силовые цилиндры. Кроме того, эта модель включает в себя навесные устройства, которые позволяют расширить спектр задач трактора.
- Переоборудование DT 54A-C2 аналогично предыдущему, но следует отметить, что в этом случае на тракторе отсутствует навесное оборудование и блоки главного и внешнего силовых цилиндров.
- Конверсия DT 54A-C3 — это версия машины, предназначенная для работы с буксируемым оборудованием, так как в этой модели отсутствует гидравлическая система сцепки.
- Конверсия DT 54A-C4 включает все те же элементы, что и первая модель в этом списке, но у нее нет внешнего силового цилиндра.
Сам трактор DT 54A имеет более надежную систему питания, в которой обычные поршни были заменены на алюминиевые сплавы. Кроме того, эта модель имеет двух- или трехточечную установку системы шатунов. Генератор трактора также был модифицирован. Трактор оснащен четырьмя фарами и розетками для включения фар и буксируемого оборудования.
Преимущества и недостатки
Модель имеет много положительных качеств.
- Простота конструкции.
- Ремонтопригодность.
- Надежность силового агрегата.
- Хорошая тяга.
- Возможности долгосрочного бега.
- Увеличенный топливный бак.
К недостаткам трактора относятся.
- Неудобная кабина.
- Сложное управление рычагами и сцеплением.
- Повышенный расход топлива при максимальной мощности.
Эти недостатки не повлияли на популярность модели.
Первый запуск и обкатка
Сразу после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатки, которая может значительно увеличить срок службы дизельного трактора DT-54. Период обкатки длится около 8 часов, начиная с прогрева двигателя и работы без нагрузки в течение 2,5-3 часов.
После этого нагрузка постепенно увеличивается, достигая максимума к 8-му часу работы.
В период обкатки движущиеся части двигателя и коробки передач шлифуются, проверяются сцепление, скорость и тормозная система. По окончании периода приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.
Необходимые масла:
- В тракторах этого класса используются следующие масла: M-10DM и M-10G2k.
- В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, используется трансмиссионное масло марки ТП-15В.
Техническое обслуживание
Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине сохранять свои эксплуатационные характеристики в течение длительного времени. Замена масла в картере двигателя производится каждые 100 часов работы, а встроенный счетчик моточасов помогает трактористам не пропустить этот срок. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть двигатель и не забыть слить отработанное масло.
Консервация трактора DT-54 в периоды неиспользования также должна осуществляться правильно.
- Очистите машину от любых загрязнений.
- Смазывайте.
- Слейте топливо и масло.
Основные неполадки и способы их устранения
Двигатель не запускается.
- Топлива нет.
- Качество топлива низкое.
- Фильтр заблокирован (топливный или воздушный фильтр).
- HPF необходимо очистить или заменить.
- Без горюче-смазочных материалов.
- Карбюратор на стартере PD-10 заблокирован.
- Неисправная свеча зажигания на двигателе стартера.
Тормоза не работают.
- Педаль тормоза нуждается в регулировке (увеличение свободного хода).
- Тормозные колодки или диски выработали свой ресурс и подлежат замене.
Трактор сильно вибрирует.
- Проверьте уровень топлива.
- Проверьте уровень масла.
- Убедитесь, что крепежные винты затянуты.
- Проверьте правильность затяжки навесного оборудования.
Стартер не работает.
- Аккумулятор разряжен.
- Имеет место короткое замыкание.
- Кабель отсоединен.
- Магнитный выключатель не устанавливает контакт.
Гидравлическая система не работает.
- Гидравлический насос выключен.
- В гидравлической системе не хватает масла.
- Предохранительный клапан заблокирован.