МАЗ-500

Достойная замена «двухсотой модели» МАЗа, МАЗ-500. усовершенствованная версия, отвечающая потребностям Советского Союза. Широкий спектр модификаций машин и усовершенствованного оборудования. Использование модели «500» продолжается и по сей день, а кроме того, особые гурманы даже модифицируют автомобили. весь модельный ряд МАЗа.

История автомобиля

Логично, что первый МАЗ-200 не мог долго оставаться практичным, и в 1965 году ему на смену пришла новая модель МАЗ-500. Самым очевидным отличием был измененный дизайн кузова. Рама располагалась на оси, что увеличивало грузоподъемность грузовика, а вместе с ней и его эффективность. Кроме того, улучшается обзорность для водителя, поскольку капота больше нет, так как двигатель размещен под кабиной. Кроме того, как и в предыдущей версии, сохраняются три сиденья, включая сиденье водителя. Только версия самосвала имеет два сиденья. При разработке кабины для нового «Power Truck» конструкторы имели в виду водителя и более легкое и комфортное управление автомобилем. Такие органы управления, как рулевое колесо, рычаг коробки передач и приборная панель, были расположены логично. Не забывая о цветах отделки, ассортимент состоит из приятных цветов в успокаивающих тонах.

Удобным новшеством является наличие спального отсека. Для автомобилей МАЗ это впервые. Точнее говоря, отсутствие капота сделало «500-ю» модель историей. Фактически, такая конструкция была впервые представлена в советской автомобильной промышленности. В 1960-х годах во всем мире началась аналогичная революция, поскольку капот стал серьезным препятствием для управления автомобилем. Однако, учитывая необходимость восстановления страны после войны, качество дорог стало пригодным для использования кабины только через 20 лет. 1965 год ознаменовался появлением МАЗ-500, который стал ценной заменой своему предшественнику, модели «200». Этот грузовик оставался на конвейере до 1977 года.

Базовая конфигурация представляла собой гидравлический самосвал, но платформа оставалась деревянной, хотя кабина была сделана из металла. Основное внимание при разработке дизайна было уделено, конечно же, универсальности. Как только это было достигнуто, машину можно было использовать во всех областях, где может потребоваться транспортировка. Достаточно было разработать модифицированную версию с нужными модулями. Эта модель имеет возможность запуска от трактора. Это означает, что для запуска двигателя в случае необходимости не требуется электричество. Эта функция очень полезна в военных приложениях.

МАЗ-500

Технические характеристики

Двигатели. Двигатель для минского грузовика продолжал разрабатываться на Ярославском автомобильном заводе. Индексный номер двигателя был ЯМЗ-236, который стал основным для большинства конверсий. Шесть цилиндров были расположены V-образно и работали на дизельном четырехтактном двигателе. В то время еще не было турбонаддува. Основным недостатком системы остается значительное негативное воздействие на окружающую среду. Экологический тип классифицировался как Евро 0. Использование такого дизельного двигателя вызывало неудобства в холодную погоду. Как и сейчас, дизельный двигатель очень эффективен и имеет очень низкую теплоотдачу. Из-за этого на прогрев кабины уходит много времени. у МАЗ-500 в топливном баке имеется специальная перегородка для предотвращения или подавления гидравлического давления в баке. Несмотря на низкий экологический рейтинг, двигатель ЯАЗ-236 по-прежнему является примером высокого качества изготовления и получает хорошие отзывы владельцев даже в наше время.

Читайте также:  Бульдозер Т-170

Количество инсультов 4
Количество цилиндров 6
Тип цилиндра Положение Продольный; V-образный, угол 90°
Расположение цилиндров 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6
Турбонаддув нет
Крутящий момент 667 Ньютон-метров при 1500 об/мин
Макс. частота вращения коленчатого вала 2100 об/мин
Расход топлива на 100 км 22 — 25 литров дизельного топлива
Емкость топливного бака 175 литров
Запуск без стартера Да
Мощность в л.с. 180
Мощность двигателя 11 дм3
Макс. скорость (пустой) 85 км/ч

Трансмиссия. Во время производства МАЗ-500 в эту часть автомобиля не было внесено практически никаких изменений. Самым важным было изменение типа сцепления с однодискового на двухдисковое фрикционное. Это новшество позволило переключать передачи под нагрузкой. Это произошло в 1970 году.

Типы коробок передач Руководство
Количество передач Пять прямых и один обратный
Синхронизация Между 2 и 3, 4 и 5 скоростями
Тип сцепления Одно-/двухдисковый тип сухого трения
Соотношение ведущих осей 7.24/8.28 (соответствующие изменения)

МАЗ-500

Задняя ось. Привод МАЗ-500 осуществляется через задний мост. Шестерни уже находятся в коробке передач, что снижает нагрузку на дифференциал и мосты. Эта технология также является новой для MAZ. Сегодня ходовая часть заменяется на более современное оборудование производства ЛИАЗ или ЛАЗ с целью улучшения работы МАЗа.

Кабина и кузов. До конца 1960-х годов платформа была сделана из дерева, но позже была модернизирована до металлической версии. Как обычно, кабина имеет две двери, три сиденья и спальное место. Как уже упоминалось ранее, это было большим преимуществом с точки зрения комфорта. Также имеются ящики для хранения инструментов и личных вещей.

Сиденье водителя можно регулировать для комфорта различными способами, и оно оснащено вентиляцией. Учитывая плохое распределение тепла, МАЗ-500 оснащен обогревателем, но это не спасает ситуацию. Ветровое стекло разделено на две части, а привод стеклоочистителей теперь расположен в нижнем основании рамы. Кабина наклонена вперед, чтобы обеспечить доступ к двигателю.

Габаритные размеры

Длина 7 100 мм
Ширина 2 600 мм
Высота 2 650 мм
Колесная база 3 850 мм
Задняя дорожка 1 900 мм
Передняя дорожка 1 950 мм
Дорожный просвет 290 мм
Размер шины 11-20 мм
Грузовая платформа
Высота 2 480
Ширина 4 860
Длина 6 700
Роллы 8,05 м3
Другие особенности
Собственный вес 6,5 т
Общий вес 14 т
Макс. грузоподъемность 7,5 т
Допустимая нагрузка на переднюю ось 4,8 т
Допустимая нагрузка на заднюю ось 10 т
Макс. вес прицепа 12 т
Тормозной путь 18 м
Радиус поворота 9,2 м

Двигатель

Для новой техники ярославский завод разработал четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-236. Он имеет 6 цилиндров объемом 11,15 л в V-образной форме. Частота вращения коленчатого вала (максимальная) составляет 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент, достигающий от 667 до 1225 Нм, развивается примерно при 1500 об/мин. Мощность двигателя составляет 180 л.с. Диаметр цилиндра составляет 130 мм, ход поршня — 140 мм, степень сжатия достигает 16,5.

Двигатель ЯМЗ-236 был специально разработан для МАЗ-500 и полностью оправдал ожидания конструкторов. Особым достижением было признано снижение расхода топлива. При 200-литровом баке расход топлива составляет 25 л/100 км, что означает, что в отдаленных и северных районах можно совершать длительные поездки на одной заправке.

МАЗ-500

Особенности сцепления

Первоначально МАЗ-500 был оснащен однодисковым сцеплением, что вызывало определенные неудобства. Эта ситуация была исправлена в 1970 году, когда автомобили МАЗ были заменены на фрикционный тип с двойным сцеплением. Это изменение было очень полезным и позволяло переключать передачи под нагрузкой. Использовалось периферийное расположение пружин сцепления, установленных в чугунном картере. С тех пор не было произведено никаких дальнейших модификаций, поскольку технические характеристики оператора остались практически неизменными.

Читайте также:  Автомобильный кран Галичанин 25 тонн на базе КАМАЗ

Тормозная система техники

Для тяжелых грузовиков, включая МАЗ-500, конструкция и качество тормозной системы имеют первостепенное значение. серия Five Hundred имеет две тормозные магистрали.

  • Пневматические тормоза с ножным приводом в стиле ботинок. Работает на всех колесах.
  • Ручной тормоз, подключенный к трансмиссии.

Ходовая часть и система управления автомобилем

Основным элементом ходовой части МАЗ-500 является клепаная рама с колесной формулой 4:2 и колесной базой 3850 мм. Передняя ось оснащена одинарным колесом, а задняя — сдвоенными бездисковыми колесами на шинах низкого давления. Подвеска состоит из удлиненных рессор, обеспечивающих более плавный и мягкий ход. Рулевое управление с усилителем и максимальным углом поворота 38°.

Трансмиссия и электрооборудование авто

МАЗ-500 оснащен коробкой передач с 5 передачами. Он имеет синхронизаторы на первых 4 передачах. Передаточные числа (в порядке возрастания).

  • 5,26;
  • 2,90;
  • 1,52;
  • 1;
  • 0,66;
  • 5,48 (зад)
  • 7,24 (общее передаточное число, приходящееся на заднюю ось).

Особенности кабины

В кабине цельнометаллического грузовика МАЗ-500 было 3 сиденья (в самосвале — 2) и спальное место. Он обладал высоким уровнем комфорта для того уровня оснащения, который был доступен в то время, с застекленными зонами, обеспечивающими хорошую видимость, и органами управления, расположенными в положении, наиболее удобном для водителя. Выбор обивки салона хороший, установлены кресла хорошей формы.

МАЗ-500

Модификации и улучшения

МАЗ-500 становится таким же универсальным, как и «200». Существует множество модификаций. Были разработаны новые версии для различных целей.

  • МАЗ-500Ш — усовершенствованное шасси для грузового отсека. Помимо кузова, на грузовик были установлены такие модули, как бетономешалка и цистерна.
  • МАЗ-500Б — армейская версия, предназначенная для перевозки грузов и личного состава. Была переработана система подвески и добавлены направляющие для навесов. Конструкция фюзеляжа полностью металлическая.
  • МАЗ-500Г — Эта модификация имеет ограниченный радиус действия и встречается крайне редко. Он предназначен для перевозки больших объемов грузов.
  • МАЗ-500С — для северных регионов СССР этот грузовик был оснащен дополнительной системой отопления, кабина тщательно отапливалась. Двигатель также был оснащен подогревателем стартера. Для обеспечения плохой видимости в полярных условиях был добавлен прожектор. Позже модель была переименована в МАЗ-512.
  • МАЗ-500У — обратная сторона «500С». Он был разработан для работы в условиях высоких температур. Он был оснащен дополнительной вентиляцией и изоляцией кабины. Сейчас он известен как МАЗ-513.
  • МАЗ-500А — более продвинутая базовая версия. Его размеры стали более узкими, чтобы соответствовать экспортным требованиям. В коробке передач были оптимизированы механические части. Внешне разработчик изменил только радиаторную решетку. Грузовик стал мощнее и теперь развивает максимальную скорость 85 км/ч. А вес перевозимого груза был увеличен до 8 тонн. Эта модификация сошла с конвейера в 1970 году.
  • МАЗ-504 — тягач с двумя осями. Основным отличием было добавление 175-литрового топливного бака.
  • МАЗ-504Б — версия с более мощным двигателем — ЯМЗ-238. Его мощность составляет 240 л.с., что увеличивает его грузоподъемность. Помимо груженого кузова, он может тянуть полуприцепы общей массой до 20 тонн.
  • МАЗ-503 — самосвал. Все части тела были сделаны из металла. Он предназначен для работы в карьерах.
  • МАЗ-511 — самосвал. Он обладает уникальной особенностью — боковой разгрузкой. Это редкая модель, так как производство было ограничено.
  • МАЗ-509 — лесовоз. Улучшенная трансмиссия — двойное сцепление, увеличенное количество ступеней коробки передач и понижающая передача для переднего моста.
  • МАЗ-505 — экспериментальная военная версия. Он оснащен полным приводом.
  • МАЗ-508 — полноприводный тягач. Ограниченное издание.
Читайте также:  DAF XF 95

Поскольку грузовики серии «500» прекрасно сохранились, их до сих пор можно увидеть на различных предприятиях. В большинстве бывших советских республик до сих пор встречаются автомобили МАЗ-500 выпуска 1970-х годов. Подержанные модели сейчас стоят от 150 000 до 300 000 российских рублей.

Апгрейд

Особые поклонники МАЗ-500 модифицируют его и по сей день. Для увеличения мощности был использован ЯМЗ-238. поэтому пришлось изменить коробку передач, так как потребовался сплиттер. В случае с полным приводом пришлось также модифицировать коробку передач. Для снижения расхода топлива необходимо также заменить корпус (до 35/100 без замены). Конечно, это обновление «стоит дорого», но, судя по отзывам, оно того стоит. Они также улучшили задний мост, а точнее просто заменили его на более современный, с новыми амортизаторами.

В случае с такси список очень длинный. Оборудование может включать в себя все: от штор и сидений до отопительного и электрического оборудования. Некоторые даже оснащены кондиционерами. Спектр применения грузовика МАЗ-500 настолько широк, что перечислить их без написания отдельной статьи было бы невозможно. Уникальность этого грузовика уже заслужила место в истории Минского автозавода и советской автомобильной промышленности. Однако требования к задачам, которые он выполняет, все еще намного выше, чем при его создании.

МАЗ-500

Плюсы и минусы

Сегодня МАЗ-500 все еще можно встретить на дорогах, что говорит о том, что автомобиль сохраняет свои эксплуатационные качества даже спустя долгое время. Грузовик легко ремонтируется, и владелец не испытывает трудностей с поиском запасных частей. Донором может быть как макет, так и подходящая деталь от официального дилера. На ранних стадиях производства откидывающаяся кабина была большим преимуществом, так как обеспечивала хороший доступ к рабочим системам. Сегодня такое расположение и доступ к двигателю не новость, но все же это явное преимущество, например, от ЗИЛа того же года. по современным меркам, кабина не самая комфортная. Однако это лишь особенность стоковой версии, и многие элементы можно было бы заменить на более подходящие. К ним относятся сиденья, которые можно легко заменить даже на импортные кресла, но даже оригинальные кресла можно модернизировать с точки зрения комфорта. На усмотрение владельца можно заменить обивку, а также прокладки и улучшить общую герметичность автомобиля своими руками.

Менее важной деталью является спальный отсек. Она удобна и уютна и вполне заслуживает места в списке достоинств грузовика. Единственный момент, не отрицательный, но скорее непонятный, — это окно рядом с кроватью для отдыха. Ходовая система показывает хорошие результаты, даже после многократного прохождения километров. Трансмиссия переключалась плавно, а силовой агрегат ЯМЗ не проявлял особой прихотливости и работал даже в самых тяжелых условиях. Конечно, нынешний МАЗ «500» настолько отстал от современных моделей, что его устойчивость не может перекрыть относительно низкую эффективность современных грузовиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру