Грузовик КамАЗ-53501

В настоящее время «КАМАЗ» является лидером по производству и выпуску тяжелых грузовиков в России и основным поставщиком военных грузовиков повышенной проходимости и грузоподъемности не только для российской армии, но и для армий многих стран СНГ.

Основной моделью, предназначенной для военного и гражданского использования, является КАМАЗ-53501 — автомобиль, используемый в российской армии не только для перевозки личного состава и различных грузов, но и в качестве платформы для монтажа специального оборудования и крановых конструкций.

История появления

Разработка грузовиков для армии на базе КАМАЗа началась в Советском Союзе. 24 июня 1987 года вышло постановление правительства, ознаменовавшее начало разработки на заводе КАМАЗ серии внедорожников «Мустанг».

Поскольку армейские ЗИЛы и КРАЗы давно нуждались в замене на более тяжелые грузовики, более экономичные и оснащенные дизельными двигателями, Министерство обороны СССР отдало приказ о разработке новых грузовиков для армии. Согласно этому заданию, завод «КАМАЗ» должен был разработать целый ряд стандартизированных грузовиков, которые имели бы следующие технические характеристики

  • Коэффициент однородности всех автомобилей в семействе должен быть не менее 80%.
  • Грузовики должны перевозить 4, 6 и 10 тонн (с различиями между моделями).
  • Масса буксируемого прицепа не должна превышать 12 тонн.
  • Грузовик должен обладать отличными внедорожными и дорожными качествами.
  • Он должен быть способен работать при экстремальных температурах и в горных массивах высотой более 4 600 метров.

Платформа для нового полигона будет разработана для размещения широкого спектра военной техники, а также различных специальных военных надстроек.

Первые прототипы нового автомобиля КамАЗ появились в начале 90-х годов. В 1995 году Камский автозавод представил экспериментальную партию грузовиков, в которую вошли три модели с различными колесными формулами.

  • 4х4;
  • 6х6;
  • 8х8.

Технические характеристики моделей «Мустанг» были идентичны тем, которые заказывало Министерство обороны. Мощный дизельный двигатель очень экономичен в плане расхода топлива по сравнению с двигателем ЗИЛ-131 — в среднем 50 литров на 100 км.

Применение

КамАЗ-53501 используется для установки вспомогательного оборудования, перевозки военных грузов и буксировки артиллерии. Он может быть оснащен различным специальным оборудованием.

  • Модуль брони. Используется для перевозки солдат. Он оснащен скрытой броней 6-го уровня защиты, которая защищает солдат от выстрелов и осколочных гранат. По бокам установлены две скамейки. Окна пуленепробиваемые и имеют отделения для ответного огня. На крыше имеются аварийные люки. Жилой модуль имеет отдельную от водительского отсека систему вентиляции. С водителем можно связаться через специальное устройство.
  • «Мультилифт». Это устройство используется для быстрой разгрузки автомобилей. Он используется для перевозки военной техники, оружия, сыпучих грузов и солдат.
  • Самозарядное устройство. Используется для доставки военных грузов в отдаленные районы, куда можно добраться по грунтовым дорогам или пересеченной местности. Модель отличается повышенной грузоподъемностью и долговечностью. Для улучшения маневренности вездехода конструкторы сократили расстояние между задними осями, установили гидравлический усилитель и сделали многоконтурный тормоз.
  • Экскаваторная установка. Он устанавливается на платформу автомобиля и приводится в движение автономным приводом. Он расходует 12 литров топлива в час.
  • Крановая установка. Основным отличием военного крана является его способность работать без аутригеров и без включения дополнительных тормозных механизмов. Это обеспечивает быструю загрузку в случае чрезвычайной ситуации.

Технические характеристики

Военный кран КамАЗ 53501 был разработан на шасси проверенного временем КамАЗ-5350. База грузовика была удлинена до 3690 мм (прежняя длина базы составляла 3340 мм), а платформа оснащена соответствующими опорами, что облегчило перевозку кузовов или контейнеров.

Читайте также:  Автобус ЛАЗ-695Н

Шасси военного грузовика было спроектировано с учетом нагрузки установленной надстройки. Используется колесная формула 6х6 и одинарные шины 425/25 R21.

Длина рамы составляет 5300 мм, а общая длина автомобиля — 8600 мм. Автомобиль обладает хорошей проходимостью и может преодолевать препятствия глубиной 1,75 метра и высотой 0,6 метра.

Масса автомобиля составляет 16 180 кг, а полная масса — 20 750 кг.

С модернизацией военной техники все более жесткие требования предъявляются к транспортным средствам, перевозящим это оборудование. Грузоподъемность новых автомобилей увеличена до 10 тонн, и они могут работать при температуре -45 градусов Цельсия. В целом, технические характеристики военных КамАЗов такие же, как и у гражданских автомобилей.

Двигатель — четырехтактный, восьмицилиндровый с верхним расположением клапанов. Мощность двигателя составляет 260 л.с., он оснащен турбокомпрессором и охладителем наддувочного воздуха (жидкостное охлаждение). Крутящий момент — от 1 200 до 1 400 об/мин. Расход топлива для КамАЗ 53501 составляет 28,5 литров на 100 км.

Однодисковое сухое сцепление, десятиступенчатая коробка передач, одна передача заднего хода — ручная. Двухскоростная раздаточная коробка имеет двойную главную передачу с парными коническими и цилиндрическими шестернями. Блокировка дифференциала действует на оси автомобиля, в то время как привод передних колес всегда включен.

Особое внимание было уделено организации и защите кабины многоцелевой бронированной машины. Это рамно-плитная конструкция кабины, установленная над двигателем. кабина КАМАЗ 53501 защищена броней класса 6. Переднее стекло разделено на две части и, как и боковые стекла, установлено в металлической раме, которая крепится болтами к кузову кабины.

Трехместная кабина имеет дополнительную тепло- и звукоизоляцию, стационарное оружие и запас питьевой воды. Пол автомобиля защищен дополнительной защитной обшивкой.

Для эффективного управления автомобиль оснащен информационно-управляющей системой и радиостанцией. Эта система управляет работой автономного отопителя, двигателя, механической коробки передач и предпускового подогревателя двигателя.

Кабина со спальным местом может наклоняться на 60 градусов с помощью гидравлического насоса. Спальный отсек поднимается и крепится вертикально к задней части кабины.

Устройство

Военный грузовик разработан на шасси версии 5350. Основным отличием является удлиненное основание и фитинги платформы, которые позволяют устанавливать различные типы надстроек.

V-образный двигатель имеет 8 цилиндров и развивает максимальную мощность 260 л.с. Для ускорения была добавлена впускная турбосистема с жидкостным охлаждением. Крутящий момент двигателя составляет 1200-1400 об/мин. Расход топлива КамАЗ-53501 составляет 28-29 литров на 100 км при движении со средней скоростью по асфальту.

Сцепление сухое и однодисковое. Коробка передач механическая, имеет 10 скоростей, одна из которых — задний ход. Коробка передач имеет две передачи с двойной главной передачей. Основной корпус оснащен коническими и цилиндрическими шестернями. Привод на передние колеса всегда активирован, а остальные оси приводятся в движение с помощью блокируемого дифференциала.

Как и в случае с модулем корпуса, кабина защищена скрытой броней класса VI. Кабина выполнена каркасно-панельным методом.

Боковины и ветровое стекло размещаются на стальной раме и крепятся к кузову болтами. Двигатель расположен под кабиной пилота.

В ней могут разместиться три человека, а в кабине есть крепления для оружия и место для хранения питьевой воды для легкого доступа. Кабина хорошо изолирована и звукоизолирована.

Технические характеристики автомобиля.

  • Длина — 8,6 метра.
  • Ширина — 2,55 м.
  • Высота — 3,29 м.
  • Топливный бак вмещает 125/175 литров бензина.
  • Мощность силового агрегата — 260 л.с.
Читайте также:  Трактор МТЗ-1523

На приборной панели находятся все данные для информационно-управляющей системы. Водитель может контролировать техническое состояние грузовика и быстро выявлять неисправности. В салоне также есть радиостанция. Кабина должна быть наклонена, чтобы получить доступ к двигателю. Спальное место можно сложить на время поездки.

Модификации

После 2 лет испытаний в 2007 году была представлена система «многофункционального лифта». Эта система подходит не только для перевозки персонала. Его главное преимущество — перевозка больших военных контейнеров. В этих контейнерах можно перевозить военное оборудование и все виды сыпучих грузов.

Сверху на него был установлен модифицированный самозарядный пистолет. Эта модификация известна как LDS-7927. В отсутствие дорог грузовик может легко перевозить контейнеры и буксировать тяжелые прицепы.

Есть интересная модель с экскаватором, установленным на его основании. Конечно, для серьезного капитального строительства он не слишком подходит, но для решения военных задач, связанных с рытьем небольших траншей и ям, эта машина вполне способна. Укороченное шасси КамАЗа получило экскаваторную установку, построенную на Ивановском заводе. Чтобы уменьшить проблемы с запуском и эксплуатацией агрегата, экскаватор получил экономичный немецкий двигатель «DEUTZ». Этот дизельный двигатель потребляет всего 12 литров топлива за час работы.

Бронированная версия грузовика

Бронированная кабина сильно отличается от других версий. Он оснащен надежной броневой защитой 6-го уровня. Все окна имеют прочные металлические рамы, которые крепятся болтами непосредственно к кабине грузовика. Кабина рассчитана на 3 человека и имеет высококачественную тепло- и звукоизоляцию. Он оснащен специальным щитом для крепления личного стрелкового оружия экипажа. Пол кабины также защищен специальными панелями.

Военная версия имеет специальный броневой модуль для перевозки персонала с уровнем защиты 6. Наиболее популярная военная бронированная версия известна как «Медведь». Внутри салона вдоль боковых стенок расположен ряд сидений. В стенах есть отверстия для стрельбы. На крыше модуля имеются люки для аварийной эвакуации.

Модуль персонала имеет собственную систему отопления и кондиционирования воздуха, независимую от кабины водителя. Для связи с водителем имеется стационарное переговорное устройство.

Крановая установка

Хотя крановые установки строятся на различных шасси грузовых автомобилей, для военных машин с крановыми установками требуется база, отвечающая следующим требованиям

  • Высокая степень маневренности на бездорожье для модели, на которую устанавливается крановая установка.
  • Прочность самого автомобиля и его способность выдерживать самые суровые условия работы.
  • Надежность самой крановой установки.

В качестве шасси для установки крана был выбран КамАЗ-53501, который получил крановую установку от Клинцовского кранового завода. Конструкция этой специальной машины позволяет крану работать без вспомогательного оборудования. Этого удалось достичь благодаря использованию сверхпрочного шасси КАМАЗ-53501.

Кран оснащен дополнительным тормозом. Это требование является обязательным, поскольку военным кранам часто приходится работать с погрузкой и разгрузкой взрывчатых веществ. Предполагается, что в работе автокрана будут участвовать 2 человека — водитель и крановщик. Связь между ними должна осуществляться с помощью специальной рации.

Автомобили оснащены различными вариантами крановых установок. Это зависит от типа подразделения, на которое нацелен специальный автомобиль.

Расконсервация и первый запуск двигателя грузового автомобиля

Когда автомобиль новый, он всегда нуждается в повторной активации. Для этого необходимо выполнить следующую процедуру.

  1. Снимите все уплотнения с автомобиля. Они будут находиться на дверях, дверных ручках, ручках, вентиляционных отверстиях и подобных местах, которые легко открыть.
  2. Обязательно очистите все металлические части автомобиля от антикоррозийной смазки. Его следует промыть с помощью специальной жидкости. Мы не рекомендуем использовать бензин для удаления смазки.
  3. Защитная пленка удаляется с приборной панели, стекла и всех других легко повреждаемых поверхностей.
  4. Аккумулятор заполняется электролитом, а затем заряжается до максимальной емкости.

На этом процедура предварительного кондиционирования завершена. Теперь вы можете произвести первый запуск автомобиля.

Перед первым запуском двигателя необходимо выполнить ряд операций.

Читайте также:  Гусеничный трактор Т-74

  1. Проверьте и подготовьте к работе все электрические цепи автомобиля.
  2. Проверьте все системы двигателя автомобиля на наличие утечек топлива и различных эксплуатационных жидкостей. Если присутствуют технические жидкости, проверьте их наличие и правильный уровень.
  3. Проверьте крепления шин, чтобы обеспечить правильное давление в шинах.
  4. Проверьте состояние и работу рулевого управления и тормозной системы.

Если при проверке состояния основных узлов автомобиля выявлены серьезные неисправности, которые невозможно устранить в кратчайшие сроки (например, долив жидкостей, затяжка крепежа или подкачка шин), следует отказаться от запуска двигателя и вызвать представителя гарантийного центра для осмотра и устранения неисправности. Ни в коем случае не эксплуатируйте неисправный автомобиль.

Если предпусковая проверка прошла успешно, двигатель можно запускать. После первого запуска дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение некоторого времени. После прогрева до рабочей температуры необходимо совершить пробную поездку протяженностью не более 25 км. Далее проводится процедура взлома. Нежелательно разгонять КАМАЗ-53501 до скорости выше 50 км/ч в течение первых 1000 км.

Руководство по техническому обслуживанию автомобиля содержит такие рекомендации, как своевременная замена фильтра и технических жидкостей автомобиля, а также постоянное проведение визуального контроля перед поездкой. Управляйте автомобилем КАМАЗ-53501 только тогда, когда давление воздуха в тормозной системе достигнет рабочего значения. не отсоединяйте аккумулятор автомобиля при работающем двигателе и не открывайте раздаточную коробку при вращающемся вале двигателя. Если датчик панели сигнализирует о каких-либо неисправностях в системе автомобиля, немедленно прекратите движение и выясните причину.

КамАЗ-53501 — это современный, мощный и надежный образец того, как должен выглядеть внедорожный военный грузовик. Многочисленные модификации позволили использовать его не только для перевозки персонала. Бронированная версия может успешно участвовать в боевых действиях.

Руководство по эксплуатации

В руководстве, прилагаемом к автомобилю, даются следующие советы.

  1. Двигатель можно запустить от внешнего источника питания. Розетка установлена на левом крыле отсека водителя. Там же можно найти схему электропроводки.
  2. Не запускайте двигатель на полную мощность, пока он не прогреется до 70°C. Допускается начинать движение с пониженной передачи и оборотов, когда двигатель частично прогрет до 40°C. Чрезмерная нагрузка на холодную машину может привести к повреждению деталей кривошипно-шатунного механизма.
  3. Коробка передач будет переключаться только при неподвижном автомобиле. Не эксплуатируйте погрузчик со снятым стопорным кожухом, так как это приведет к одновременному включению 2 скоростей и повреждению устройства.
  4. Если загорелась контрольная лампа давления масла, прекратите движение и выключите двигатель. Не продолжайте движение до устранения причины неисправности. Тот же совет относится и к температуре охлаждающей жидкости.
  5. Во время работы следует следить за индикатором состояния воздушного фильтра. Компоненты, забитые пылью, должны быть очищены.
  6. При ремонте оборудования очищайте глухие отверстия от воды и масла, так как завинчивание болтов может привести к появлению трещин.
  7. Не отсоединяйте аккумулятор от бортовой электросети при работающем двигателе. Отсоединяйте аккумулятор только тогда, когда автомобиль находится на стоянке. Если на автомобиле будут проводиться сварочные работы, необходимо отключить аккумулятор и генератор от бортовой сети.
  8. Блокировка дифференциала не должна включаться при пробуксовке колес. Не выезжайте на асфальтированные дороги с включенной блокировкой дифференциала.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру