Экскаватор ЭО-4121

Экскаватор ЭО-4121 был первым полноповоротным гидравлическим гусеничным экскаватором, запущенным в серийное производство в СССР. Он относился к 4-й группе типоразмеров и был предназначен для выполнения работ с вместимостью ковша 0,65-1,5 кубических метров.» ЭО-4121″ был типичным гусеничным экскаватором, использовавшимся на большинстве советских строительных площадок со второй половины 1970-х до конца 1980-х годов. С 1974 по 1991 год эта модель и ее модернизированные версии — ЭО-4121А и ЭО-4121Б — выпускались серийно на Ковровском экскаваторном заводе.

Экскаватор EA-4121 использовался для самого широкого спектра земляных работ: выемка грунта, строительство котлованов и траншей, очистка существующих усовершенствованных каналов, погрузка сыпучих материалов и мелкого гравия диаметром до 40 см». EA-4121 может производить земляные работы в грунтах класса I-IV — от легких рыхлых песков до вечной мерзлоты и тяжелых глинистых грунтов.

История создания

Экскаватор JO-4121

Первый автомобиль был построен в 1970 году. После всесторонних испытаний серийное производство экскаватора «ЭО-4121» началось в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе во Владимирской области.

Ковровский экскаваторный завод, или «Ковровцы», — производитель первого в стране экскаватора и одно из старейших предприятий отечественного машиностроения. Он был создан на производственной площадке железнодорожной мастерской, действовавшей с 1861 года на станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.

В 1930 году мастерская была преобразована в завод по ремонту иностранных экскаваторов, а 21 апреля 1931 года здесь был построен первый советский экскаватор, ставший родоначальником семейства экскаваторов «Ковровец».

Как в советские времена, так и по сей день Ковровский экскаваторный завод является одним из ведущих отечественных предприятий и лидеров отрасли. За эти годы с конвейера сошло около 100 000 землеройных машин, а количество различных моделей и модификаций достигло 64. Экскаватор ЭО-4121 оставался в заводском производстве до 1991 года, а такие модели, как ЭО-4124, ЭО-4125, ЭО-4224, МТП-71 (ЭО-4221) и МТП-71 (МТП-71) стали его прямыми «потомками». (Современным воплощением концепции ЭО-4121 является экскаватор ЭО-4225 — более продвинутая, более совершенная версия.

Сегодня экскаваторный завод «Ковровец» специализируется на производстве полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов». KIT-26″, «EO-4225A-071», «EO-4225A-061», с полным набором навесного оборудования. Она также производит лесозаготовительное и погрузочное оборудование.

Назначение

Гусеничный экскаватор ЭО-4121 предназначен для рытья траншей и котлованов различной глубины, возведения насыпей из грунта и других гранулированных материалов, очистки рабочих зон от промышленных отходов, рыхления твердой земли, рытья каналов, разработки колодцев, разрушения бетонных конструкций, погрузки и разгрузки различных материалов.

Оборудование способно работать с грунтами первой, второй, третьей и четвертой категорий плотности, однако последние требуют первоначального рыхления, которое может быть выполнено с помощью гидромолота или однозубого траншеекопателя.

В советское время эта модель часто использовалась на строительных площадках, но иногда это оборудование применялось и в промышленном секторе.

Технические характеристики

Общие параметры экскаватора ЭО-4121.

  • Колесная формула — 4 против 4.
  • Длина без ковша — 4,9 м, ширина — 2,9 м, высота — 3,060 м.
  • База рептилий — 2.750 м.
  • Размеры дорожки — длина 2,93 м, ширина 0,58 м.
  • Количество оборотов в минуту платформы — 6.
  • Ширина платформы — 3 метра.
  • Дорожный просвет под поворотным столом — 942 мм.
  • Высота оси пятки стрелы — 2,02 м.
  • Расстояние от пяточного вала до шарнира — 520 мм.
  • Масса с прямой лопатой — 19,87 т, с обратной лопатой — 20,9 т, с грейфером — 20,9 т, с погрузчиком — 19,87 т.
  • Скорость движения — 2,8 км/ч.
  • Преодоление уклона трассы — 22 градуса.
  • Производительность — до 150 кубических метров в час.
Читайте также:  Трактор Т-25 “Владимирец”

Экскаватор JO-4121

Особенности рабочего барабана данной модели.

  • Вместимость — от 0,65 до 1,5 кубических метров.
  • Радиус копания — 9,2 м (обратная лопата); 7,25 м (прямая лопата); 8,9 (грейфер); 3,75 м (погрузчик).
  • Радиус, описанный на конце платформы — 3,13 м.
  • Глубина копания — 5,8 м (обратная лопата); 3,6 м (прямая лопата); 3,2 м (грейфер).
  • Высота погрузки — 5 м.
  • Усилие на зубьях ковша — 14 200 кгс;
  • Время цикла — с прямой лопатой и захватом: 16 секунд; с обратной лопатой: 20 секунд.

Эти показатели могут незначительно отличаться в зависимости от типа используемого ковша. Показатель удельного давления на грунт для экскаватора марки «ЭО-4121» составляет 63,6 кПа, а минимальная продолжительность цикла при угле поворота 90 градусов — 18 секунд.

Двигатель

Экскаватор «ЭО-4121» оснащен дизельным двигателем марки «А-01» и «А-01М» Алтайского автомобильного завода в Барнауле. Это простой, легкий в обслуживании, неприхотливый и качественный двигатель, который выпускается по сей день и устанавливается на множество сельскохозяйственных, промышленных и лесозаготовительных тракторов, а также на дорожно-строительную технику.

Шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель A-01 с естественным всасыванием оснащен двухклапанным газораспределительным механизмом на каждом цилиндре. Расположение цилиндров — рядное и вертикальное. Метод смесеобразования — прямой впрыск топлива. Способ охлаждения — жидкостный.

Экскаватор ЭО-4121

Двигатель A-01

В конструкции двигателя используются гильзы из специального чугуна с плоскими хонингованными рабочими поверхностями; поршни имеют трехконусные гильзовые поршневые кольца с оптимизированными профилями боковых поверхностей и графитированными юбками; повышена прочность корпуса цилиндра и улучшено охлаждение гильз цилиндров. Двигатель имеет довольно длительный срок службы (до 12 000 часов).

  • Рабочий объем газового баллона составляет 11,15 л.
  • Номинальная мощность: 99 кВт, или 135 л.с.
  • Расписание работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
  • Диаметр цилиндра: 130 мм.
  • Ход поршня: 140 мм.
  • Степень сжатия: 16,5 (+/- 0,5).
  • Номинальная частота вращения коленчатого вала: 1700 об/мин.
  • Номинальное отношение крутящего момента к весу: 25%.
  • Удельный расход топлива при номинальной мощности — 221 г/кВтч (163 г/час).
  • Относительный расход сгоревшего масла — 0,3% от расхода топлива.

Двигатель A-01 приводит в действие два гидравлических насоса переменной производительности. Оба насоса установлены в одном корпусе и приводятся в действие через редуктор. Кроме того, установлен предпусковой подогреватель «ПЖБ-300Б», который облегчает запуск двигателя при очень низких температурах.

Ходовая часть

Экскаватор ЭА-4121

Ходовая часть представляет собой гусеничный блок, каждый гусеничный блок поддерживается отдельным гидромотором через понижающую передачу. Гидравлический цилиндр натягивает гусеницы. Шасси сконструировано с расширенными звеньями для значительного снижения давления на грунт. Эта версия предназначена для использования на влажном и мягком грунте.

Механизм качания состоит из трехступенчатого редуктора, качающейся шестерни и гидравлического мотора, состоящего из предохранительного и распределительного оборудования, сдвоенных насосов и исполнительных механизмов. Эти насосы установлены в корпусе с регулируемой производительностью. Они приводятся в движение дизельным двигателем через разделительную коробку. Привод клапанов с вращающимся валом расположен на поворотной платформе за кабиной.

Гусеницы экскаватора ЭО-4124 оснащены литыми траками с цепными соединениями. Сегодня такое решение больше не используется или используется довольно редко. Тем не менее, он обеспечивает превосходную надежность и долговечность гусениц экскаваторов. Срок службы гусениц такой конструкции обычно в два-три раза больше, чем у обычных гусениц.

Гидравлическая система

Система гидравлического привода экскаватора состоит из двойного насоса, распределительного и защитного оборудования, а также исполнительных механизмов. Гидравлический насос с регулируемой производительностью собран в едином корпусе и приводится в действие дизельным двигателем через коробку передач. Блок клапанов с вращающимся валом установлен на поворотной платформе за кабиной. Рабочее давление гидравлического контура главной гидросистемы было установлено на уровне 250 кг/см, что в то время было рекордом в Советском Союзе и Европе.

Читайте также:  Renault Magnum

Устройство

Экскаватор ЭО-4121

Модель представляет собой гусеничную машину, способную выполнять множество операций.

Гусеницы, металлическая платформа, которая может вращаться на 360 градусов, кабина с панелью управления, рабочее оборудование, двигатель, гидравлические и электрические датчики — вот некоторые из важных компонентов экскаватора.

Конструкция eo 4121 такова, что каждая гусеница может приводиться в движение отдельным гидромотором. Ремни натягиваются с помощью гидравлического цилиндра.

Экскаватор ЭО-4121

1 — ковш; 2 — гидроцилиндр ковша; 3 — рукоять.

4 — гидравлический цилиндр рычага; 5 — вставка.

6 — гидравлический цилиндр стрелы; 7 — стрела.

8 — поворотная платформа; 9 — гусеничное шасси

Гидравлическая система модели была впервые испытана при давлении 250 кг фут2 /см2 . Результаты были положительными, так как стрела обладала достаточной прочностью для работы на связных грунтах и мерзлых почвах. Мобильная платформа этого многоцелевого экскаватора установлена на усиленной раме шасси. Он удерживается на месте специальным роликовым механизмом, который позволяет вращать всю конструкцию. Здесь находятся навесное оборудование, баки для топлива и технических жидкостей, кабина, двигатель и поворотный механизм. В задней части установлен противовес для повышения устойчивости при работе с большими грузами.

Габаритные размеры в транспортном положении:

  1. База гусеничного шасси, м 3,7
  2. Длина базы вагона, м 4.56
  3. Просвет поворотной платформы, м 1,1
  4. Радиус вращения хвоста, м 3,28
  5. Длина транспортной позиции, м 10.25
  6. Ширина поворотной платформы, м 3,0
  7. Высота до верха кабины, м 3,0
  8. Ширина колеи до днища гусеничного транспортного средства, м 2,4
  9. Высота транспортной позиции, м 3.3
  10. Зазор под шасси, м 0,46
  11. Высота колеи, м 0,99
  12. Ширина колеи

    (ширина колеи 600 мм), м 3,00

Рабочая зона

Максимальный радиус выемки на уровне парковки 9,3 м

Макс. кинематическая глубина выемки 6,0 м

Макс. высота копания 7,7 м

Макс. высота опрокидывания 5,15 м

Кабина

Поскольку «ЭО-4124» был первой советской моделью полноповоротного экскаватора, его конструкторам пришлось решать проблему его балансировки на вращающейся платформе. При этом необходимо было создать значительный свес в задней части, что значительно увеличило бы силы, действующие на ковш. По этим причинам у экскаватора «ЭО-4121» кабина и двигатели расположены на расстоянии двух метров друг от друга, что выглядит необычно в наше время. Также можно отметить, что 2 двери капота также расположены в задней части экскаватора, а не по бокам. В том же положении устанавливается дополнительный противовес.

Экскаватор ЭО-4121

С современной точки зрения, кабина представляла собой обычный «жестяной ящик», похожий на «птичье гнездо», предоставляя оператору самые элементарные удобства. Однако он оснащен вентиляцией и отоплением, тепло- и звукоизоляцией, мягкими сиденьями, а также рядом приборов и рычагов управления. Также предусмотрены лампочки для освещения и сигнализации.

В большинстве случаев экскаватор ЭО-4124 используется с ковшом обратной лопаты емкостью 0,6 м. Он позволяет работать на почве, которая предварительно не была разрыхлена. На гидравлическую стрелу можно установить около 50 различных видов навесного оборудования: гидромолоты различной мощности, погрузочные ковши, ковши-рыхлители емкостью 1,3 м и другие.

Сменное рабочее оборудование

Экскаватор ЭО-4121 может быть оснащен вращающимся или невращающимся ковшом. Вращающийся ковш значительно расширяет спектр применения экскаватора, поскольку он не только копает и загружает грунт, но и планирует рабочую поверхность». К особенностям рабочего оборудования грейфера экскаватора «ЭО-4121» относятся основание и головная часть с консолью, шток и гидроцилиндр для рукояти обратной лопаты. Грейфер состоит из двух челюстей и двух рук.

Обратная лопата и ковш объемом 1 куб. м предназначены для работы на грунтах до категории IV, а ковш объемом 0,65 куб. м — для гравия и рыхлых мерзлых грунтов. Ковш объемом 1 куб. м используется для погрузки грунта и материалов до 2,2 тонн на куб. м, а ковш объемом 1,5 куб. м — для погрузки грунта и других материалов до 1,6 тонн на куб. м. Стандартное оборудование экскаватора ЭО-4121 состоит из рукояти и одной из лопат. Сменное оборудование — это оборудование, которое специально устанавливается в зависимости от типа и характера выполняемой работы. список сменного оборудования для ЭО-4121 следующий: обратная лопата с рукоятками разной длины; профилирующая лопата; прямая лопата с ковшом; челюстной механизм; погрузочные вилы; гидромолот; рыхлитель; гидроножницы; магнитная плита; грейферное оборудование.

Читайте также:  Седельный тягач Iveco Stralis

Ковш

Навесное оборудование для стрелы экскаватора предназначено для работы с поворотным и неповоротным навесным оборудованием различных размеров и конфигураций. Поворотная лопата более универсальна и используется для погрузки жидких и гранулированных грунтов, а также для точной очистки стен карьера.

Ковш объемом 0,65 куб. м предназначен для обработки твердой или мерзлой почвы. Съемные зубья изготовлены из закаленной стали и устойчивы к износу, ударам и давлению.

Лопата объемом 1 куб. м используется для рытья ям и траншей в грунтах средней плотности. Те, у кого есть отверстия внизу, более продуктивны. Они используются для строительства дамб и плотин, а также для засыпки канав и оврагов.

Ковш объемом 1,5 куб. м используется для погрузки сыпучих материалов низкой плотности. Это могут быть строительные и бытовые отходы, сухой песок и различные смеси.

Она может быть расширена за счет захватов, магнитов, гидравлических молотов, рыхлителей и захватов.

Модификации

Всего было выпущено две модифицированные версии этого гусеничного экскаватора — EO-4121A и EO-4121B. Наиболее популярной из них была вторая модификация.

Модель EO-4121B отличалась от базового экскаватора усиленной стрелой, благодаря которой расширился диапазон применения машины. Машина стала использоваться для разработки карьеров и рыхления горных пород. Кроме того, это изменение позволило экскаватору работать в очень тяжелых условиях, что было большим преимуществом.

Экскаватор ЭО-4121

EO-4121B

Машина может использоваться с гидравлическими молотами, клещевыми захватами и рыхлительным оборудованием. Все это позволяет машине работать на мерзлых и каменистых почвах для зачистки.

Кабина оператора установлена на резиновых амортизаторах для поглощения сильных вибраций и ударов, возникающих во время работы. Кроме того, в салоне имеется регулируемое сиденье и транспортный кондиционер (устанавливается в качестве опции).

Отзывы

Отзывов от людей с практическим опытом работы с экскаватором «ЭО-4121» в Интернете мало, и большинство из них сводятся к одному: это хороший экскаватор, простой, надежный и неприхотливый.

В любом случае, гидравлический экскаватор более производителен и удобен в эксплуатации, чем экскаватор с канатно-блочной системой управления. Таким образом, создание и внедрение экскаватора ЭО-4121 значительно улучшило производство земляных работ на советских стройках.

В отзывах было отмечено, что гусеничный экскаватор более устойчив и безопасен для работы, чем экскаватор с пневмоколесным шасси. Однако скорость гусеничных экскаваторов была крайне низкой, и их можно было перевозить с одного участка на другой только на прицепе.

Бывший оператор экскаватора «ЭО-4121» отмечает, что его конструкция имеет минимальное количество деталей (без ущерба для функциональности) и очень проста в обслуживании. Он имеет достаточно высокую степень унификации со многими моделями отечественных и импортных экскаваторов (особенно гидравлическая система). Это делает поиск необходимых запасных частей относительно простым.

Конечно, кабине экскаватора не хватает удобства и эргономичности. При использовании педалей не всегда удается дотянуться до рычагов, а при самом чувствительном управлении рычагами — ноги начинают тереться о стекло. Этот недостаток в сочетании с общим дискомфортом птичьего гнезда заставлял операторов экскаваторов работать в неудобном положении и напрягать спину. Это в конечном итоге приводит к снижению их эффективности и производительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру