Автобус ЛАЗ-695Н

ЛАЗ 695, также известный как «Львов», был советским, а затем украинским транспортным средством, выпускавшимся Львовским автобусным заводом. Это безопасно для занесения в украинские книги рекордов. Автомобиль регулярно обновлялся, (обратите внимание!) Он оставался на конвейере до 46 лет. Это уникальная запись об одном заводе, производящем один и тот же тип автобуса. Производство советских ЛАЗов началось сразу после войны в 1945 году. Первоначально они хотели производить ZIS Model 155, но молодая команда решила взять инициативу в свои руки. По вине инженера Осепчугова его коллеги заразились «автобусной болезнью». Весь модельный ряд ЛАЗа.

История выпуска

Первая серийная партия ЛАЗ-695 «Львов» сошла с конвейера в 1956 году. Автомобиль был разработан после изучения некоторых зарубежных аналогов: Magirus, Neoplan, Mercedes. Впервые в истории советского автобусостроения двигатель был установлен в задней части транспортного средства. Он приводился в движение двигателем ЗИЛ-124. Трансмиссия (5-ступенчатая коробка передач с двойным сцеплением) была взята от автобуса ЗИЛ-158, который был самым популярным в то время.

автобус LAZ-695N

Кузов ЛАЗа также был новшеством для Советского Союза: все нагрузки распределялись на силовую раму из прямоугольных труб, сваренных между собой, к которой болтами крепились все детали кузова. Для облицовки использовался дюралюминий, который крепился с помощью сварки. Система подвески — пружинная — также была необычной для своего времени. Это сочетание обеспечило необходимые характеристики: жесткость увеличивалась с ростом нагрузки, грузовик не раскачивался и хорошо справлялся с любыми вибрациями.

Для городских пассажирских перевозок ЛАЗ-695 неудобен: нет широкой входной зоны, а проходы и двери узкие для одного человека. Для междугородних и пригородных перевозок автомобиль вполне подходит: 65 км/ч плюс удобные сиденья всегда радуют пассажиров. Две модели были построены на шасси Type 695, чтобы обеспечить дополнительный комфорт при дальних поездках. LAZ-697 и LAZ-699.

Революционный дизайн ЛАЗа никого не оставил равнодушным: тонкие, элегантные стойки окон и изогнутое стекло в крыше придали автобусу современный вид. Обтекаемые детали придают автомобилю импульсивность и визуальный динамизм.

LAZ-695B был первой модификацией этой модели, выпускавшейся с 1958 по 1964 год. Основными отличиями были: усиленная нижняя часть кузова, пневматический привод дверей (ранее был механический) и «аэро» воздухозаборник на крыше. Трансмиссия также была протестирована: первоначально было установлено двойное сцепление и коробка передач с прямыми четвертой и прямой пятой передачами, но позже это было заменено на одинарное сцепление и коробку передач с прямой пятой передачей.

Крыша также претерпела значительные изменения. Она становилась непрозрачной или возвращалась к глазури: так в разное время дизайнеры боролись за жесткость и красоту элементов. Радиусное стекло вскоре исчезает, но появление фирменного солнцезащитного козырька ЛАЗа на ветровом стекле — результат нескольких модификаций, который надолго останется и в следующем автомобиле.

В модель было внесено множество мелких изменений, некоторые из которых касались дизайна. За эти годы было выпущено почти 17 000 автомобилей.

В 1961 году был представлен новый двигатель, ЗИЛ-130. Этот двигатель был внедрен в существующие модели, которые были переименованы в LAZ 695 E. Он поступил в серийное производство в 1963 году и выпускался в течение семи лет. LAZ-695 E также получил новые колеса для передней и задней осей. Этот комплект получил новые обода для ЗИЛ-158.

Первые электропневматические приводы дверей были установлены в 1969 году, поэтому краны были заменены двумя тумблерами, которые со временем превратились в аккуратные кнопки. В том же году ЛАЗ получил задний мост «Raba» из Венгрии.

Читайте также:  Трактор Т-25 “Владимирец”

Было выпущено 40 опытных образцов ЛАЗ-695Ж. Он отличался тем, что грузовик был оснащен экспериментальной гидромеханической трансмиссией. Однако после двух лет испытаний (1963-1965) программа была прекращена: функционально ЛАЗ-695 так и не достиг уровня городского автобуса. Все оставшиеся экспериментальные трансмиссии были переданы на пригородный ЛиАЗ. С появлением ЛАЗ-677 автобус ЛАЗ окончательно занял выгодное положение для пригородных и междугородних перевозок.

Массовые инновации в дизайне, произошедшие в 1969 году, заставили завод создать новую модель — ЛАЗ-695 М. Этот автомобиль выпускался с 1969 по 1976 год. Обновление дизайна завершилось разумным внешним изменением. 695-я рама с индексом «М» в конечном итоге была лишена радиусного окна в крыше путем изменения рамы кузова. Однако боковые окна располагались выше, что делало салон просторнее, а автомобиль визуально выше. Оригинальное центральное вентиляционное отверстие было удалено, а воздухозаборник перенесен на капот, который, в свою очередь, был перемещен в область облицовки А-стойки для создания более элегантной решетки радиатора.

В 1973 году были установлены новые колеса (4 секции), а в 1974 году два глушителя были объединены в один. Длина автомобиля уменьшилась, а вес увеличился. Всего было построено более 52 000 ЛАЗ-695 М.

Полноценный ЛАЗ 695 N был выпущен в 1976 году и выпускался в течение 26 лет! Производство этой модели началось в 1973 году, и основные изменения коснулись дизайна. Главным отличием была маска спереди. Он получил популярные в то время квадратные фары от Москвича-412. На капоте появилась пластиковая решетка радиатора (позже замененная на алюминиевую), а фирменный солнцезащитный козырек на ветровом стекле остался на месте. В 1980-х годах решетка радиатора была опущена, а фары стали круглыми.

Изменения в дизайне не были радикальными. В начале 1990-х годов начали устанавливать GIR. В это же время отказались от венгерской оси и вновь вернулись к сдвоенным главным передачам.

автобус LAZ-695N

Отличительной особенностью всех моделей до 1991 года была передняя дверь капота. В случае войны LAZ-695 H можно было превратить в санитарный автомобиль: сиденья снимались, а люк использовался для погрузки раненых.

LAZ 695 R был интересной, но ограниченной версией с откидными двухстворчатыми дверями и удобными сиденьями. Он был введен в 1980 году для Олимпийских игр и для экспорта. По некоторым данным, он использовался для замены автомобилей серии H. Отличия были незначительными, но автобус стал безопаснее и комфортнее. LAZ 695 P был оснащен новыми сиденьями безопасности, был установлен электромагнитный клапан ограничения подачи топлива, а ступеньки и подножки были сделаны из рифленых алюминиевых пластин. Кроме того, была улучшена звукоизоляция и усилены места соединения кузова с рамой. Общий эффект от внедрения заключался в увеличении срока службы на 100 000 км по сравнению с 695H. С 1980 года LAZ 695P выпускался параллельно с LAZ 695H, но со временем модель P была снята с конвейера: «из-за производственных трудностей».

Газовая версия LAZ 695 NG выпускалась с 1985 года. В начале 1990-х годов автобусы с логотипом NG стали очень популярны. Многие владельцы переоборудовали свои существующие автобусы ЛАЗ на метан собственными силами. Также существовала заводская модель LAZ 695P, которая работала на пропановом топливе.

Были также экспортные версии для бензина. LAZ 695NE отправлялся в страны с умеренным климатом, а LAZ 695 NT был специально подготовлен для сухих и влажных широт.

Читайте также:  Автобус Hyundai Universe

Существовала дизельная версия 695, выпущенная в ограниченном количестве. Первые «дизельные» модели были представлены более 20 лет назад ЛАЗ-695Д «Дана», оснащенным двигателями ДМД-2307 и Д-245.9 с Минского моторного завода. в 1996 году серия Д была полностью переработана и получила индекс Д11 «Таня». Последней дизельной версией с полностью обновленным дизайном и одной сдвижной дверью стал ЛАЗ-695 СОЮЗ, оснащенный двигателем ЯМЗ 5340. Она производилась до сих пор!

Технические характеристики

ЛАЗ-695 имеет бензиновый двигатель V8 с карбюраторной системой от ЗИЛ 130Я2 и рабочим объемом 6 литров. Использование бензина для двигателя было едва ли не главным недостатком автомобиля, поскольку условный расход топлива достигал 35-40 литров на 100 км, а также то, что сам бензин был намного дороже дизельного топлива. предельная скорость ЛАЗа составляла 80 км/ч.

Среди прочих особенностей следует отметить наличие 34 сидений и сиденья водителя, которые установлены на листовых рессорах. Можно менять его положение в разных плоскостях. LAZ 695 оснащен системой воздушного отопления, а для охлаждения двигателя используется система термического охлаждения. Уже в 1985 году инженеры компании смогли разработать модифицированную версию 695-NG, которая работала на природном газе. Позже, в разгар топливного кризиса, это преобразование было воспринято очень хорошо.

автобус LAZ-695N

Механическая 5-ступенчатая коробка передач имеет синхронизаторы на 2 и 5 скоростях. Также имелась двухконтурная пневматическая тормозная система. Кроме того, у русских была ведомая подвеска — с полиаммортизаторами и рессорами спереди и аналогичным узлом сзади, но без амортизаторов. Он обладает неприхотливыми ходовыми качествами, вынослив и высоко ценится среди автомобилистов за свою надежность. Шина имеет дисковые колеса, которые в свою очередь имеют боковые и стопорные кольца. Задняя ось оснащена сдвоенными колесами. Размеры шин следующие. 280-508 Р. 0,50 МПа для всех колес.

Технические данные

Модификации Тип двигателя
Рабочий объем двигателя
Мощность Редуктор
Ускорение до 100 км/ч, с Макс. скорость км/ч
LAZ 695 6.0 MT Бензин 5966 c.c. Ручная 5-ти скоростная. 80

Моторы и трансмиссии

Двигатель ЗИЛ-130 устанавливается на ЛАЗ с 1961 года. Карбюраторный двигатель V8 объемом 6 000 куб. см был способен развивать мощность до 150 л.с. Агрегат разгоняется до 3200 об/мин и достигает максимального крутящего момента 402 Нм при 1800-2000 об/мин.

Двигатель хорош и прекрасно воспринимает два вида топлива: бензин и природный газ. Он способен разогнать автомобиль до 80 км/ч при полной массе. Топливный бак рассчитан на 154 литра бензина, или 300 литров бензина для шести цилиндров. Расчетный максимальный расход топлива составляет 41 л/100 км в бензиновом эквиваленте (А-76, АИ-80) и 38 л/100 км в режиме 60 км/ч (метан).

Он полностью совместим с обновленным двигателем ЗИЛ-130 (508.10). Он полностью подходит для замены устаревших силовых агрегатов и поставляется производителем в четырех вариантах, которые различаются по целостности оборудования (наличие или отсутствие некоторых узлов и агрегатов: редуктора, стартера, компрессора, фильтра и т.д.).

Автобус оборудован механической коробкой передач ЗИЛ-158Б. Она имеет 5 передач, 2-ю и 5-ю с синхронизаторами и однодисковое сцепление с периферийными пружинами. Выключение сцепления — гидравлическое. Главные передачи — двойные разрезные (конические и планетарные). ВОМ представлен полным валом.

автобус LAZ 695H

1 и 2 — реактор; 3, 8, 33 и 34 — уплотнительные кольца; 4 — муфта; 5, 26 и 32 — шарикоподшипники; 6 — турбинное колесо; 7 — передний фрикционный поршень; 11 — насосное колесо; 12 — вал реактора; 13 — ступица насоса; 14 и 28 — подшипники качения; 15 — большой масляный насос; 16 — фрикцион первого привода; 17 — фрикционный поршень; 18 — периферийный золотник 19 — фрикцион второй передачи; 20 -выходной вал; 21 — зубчатая муфта; 22 — шток цилиндра; 23 — шестерня спидометра; 25 — ведущая шестерня заднего хода; 26 — масляный бак; 27 — передняя ведущая шестерня; 29 — барабан двойного сцепления; 30 — ступица фрикционного ведущего диска; 31 — ведущая шестерня коробки передач; 35 — ведущий вал.

Читайте также:  Рельсовый козловой кран ККС-10

Сцепление

Что касается сцепления, то оно выполнено в виде сухого однодискового диска, гидравлически размыкаемого с помощью четырех рычагов, которые разделены. В картере сцепления находятся 16 нажимных пружин. Главный цилиндр сцепления заполнен тормозной жидкостью. Рычаг селектора соединен с коробкой передач с помощью тяги в виде трубы. карданный вал имеет два универсальных шарнира. Из двух валов ведущий является задним. 1-я ступень находится в главной коробке передач, а 2-я ступень — в коробке передач колеса. Шасси оси сварное и штампованное. В главной коробке передач шестерни имеют спиральную зубчатую насечку.

Дифференциал размещен в разделительной коробке. В колесном редукторе используется стандартная цилиндрическая шестерня, которая имеет внешнее и внутреннее зацепление. Передняя ось состоит из кованой двутавровой балки. Листовые рессоры и пружины обеспечивают плавность хода подвески — когда автобус не находится под нагрузкой, листовые рессоры работают, но если ЛАЗ находится под нагрузкой, пружины тоже там. На концах рессор имеются штампованные чашки, на которые надеваются резиновые прокладки.

Рулевое управление

Модель 695 оснащена рулевым управлением с усилителем, цель которого — облегчить работу водителя и повысить безопасность управления при прохождении поворотов. Рулевое колесо сцепляется с рулевой колонкой, а коробка передач расположена в углу. У него есть трансмиссия и рулевой механизм. Усилитель руля оказывает влияние на сошку рулевого механизма. Рулевой механизм состоит из червячной передачи с шарообразными 3-угольными роликами.

Система тормозов

Тормозная система двухконтурная, пневматическая и барабанная. Стояночные тормоза воздействуют на задние колеса. Они имеют механический привод. Стояночный тормоз является контуром ходовой тормозной системы. Давление в пневматическом тормозном приводе составляет 6,0 — 7,7 кгс/см2. Он приводится в действие воздушным компрессором с парой цилиндров. Он имеет поршневой привод и водяное охлаждение. Он также подключается к пневматической системе с помощью гибкого шланга. Регулятор давления оснащен клапанами шарового типа. Для хранения воздуха установлены пять ресиверов с манометрами. А в одном из них даже есть кран для подкачки колес. В тормозном барабане находятся две тормозные колодки.

Габаритные размеры и подвеска

Длина/ширина/высота 9190x2500x3120 мм. Масса кузова составляет 6800 кг, а полная масса автомобиля — 11 200 кг. Он имеет пружинную и заднюю подвеску, а передняя подвеска оснащена двумя амортизаторами. Дорожный просвет составляет 320 мм.

Автобус LAZ 695H

Кузов и салон

Корпус выполнен в виде кареты с опорным основанием. Количество дверей 3: две пассажирские, распашные 4 створки, и одна водительская дверь. Ширина проема пассажирской двери — 830 мм. Естественная вентиляция. Система отопления от системы охлаждения двигателя.

Автобус LAZ 695H

Количество мест — 34, общая вместимость — 60 человек. Посадочные места расположены в 4 ряда, последние 5 мест объединены в диван, состоящий из 3 секций (две двухместные и одна одноместная). Сиденье водителя можно перемещать в 3 направлениях. Органично расположены органы управления и приборы, а приборы с большими циферблатами очень информативны.

Автобус LAZ 695H

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру