ГАЗ-66

Во второй половине 20-го века Горьковский автомобильный завод выпускал одни из самых успешных советских автомобилей. Полноприводный двухосный грузовик под названием ГАЗ 66 выпускался почти 35 лет. За это время было выпущено около миллиона моделей, выполненных в самых разных вариантах.

ГАЗ 66 был огромным хитом не только в советскую, но и в российскую эпоху. Этот неприхотливый и незаметный автомобиль был известен как «Шишка». Наиболее широкое распространение эта модель получила в 1960-1990-х годах. В то время ГАЗ 66 активно использовался в народном хозяйстве и в Советской армии. Грузовик получил высокую оценку за простоту конструкции, высокую проходимость и длительный срок службы. В некоторых регионах ГАЗ 66 используется и сегодня.

Конструкция

ГАЗ-66

ГАЗ-66″ был советским грузовиком с колесной формулой 4×4, рамной конструкцией с компоновкой кабины и грузоподъемностью 2 тонны. Грузовик стал обладателем нескольких наград на различных выставках, включая Международную выставку. Однако самой большой наградой для «66» стала любовь государства и признание его надежности и достоверности в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Поразительные внедорожные способности ГАЗ-66 не раз выручали многих жителей нашей страны, во многом благодаря самоблокирующимся дифференциалам переднего и заднего мостов.

При разработке нового полноприводного грузовика ГАЗ-63 конструкторы опирались на ГАЗ-63 — 2-тонный внедорожник, выпускавшийся с 1948 по 1968 г. Эту модель по праву можно назвать предтечей и прототипом Type 66. Однако «ГАЗ-66» представлял собой совершенно новую конструкцию — автомобиль с открытым верхом и откидывающейся кабиной.

Серьезные сравнительные испытания убедительно показали, что ГАЗ-66 имел явное преимущество перед своим предшественником. Автомобиль «ГАЗ-66» способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении с полностью загруженным кузовом (2 тонны), плюс еще 2 тонны прицепа.

ГАЗ-66

При тех же условиях ГАЗ-63 не смог бы продвинуться слишком далеко даже без прицепа. Исследование показало, что ГАЗ-66 может преодолевать песчаные подъемы 22-23°, а ГАЗ-63 — не более 4° подъема.

Автомобиль «ГАЗ-63» способен преодолевать снег глубиной 0,4 метра, а «ГАЗ-66» — 0,7 метра. Для модели 66 был разработан новый, более мощный двигатель, улучшающий ее динамические характеристики и в конечном итоге способствующий повышению проходимости. На ведущей оси установлен самоблокирующийся дифференциал ограниченного скольжения, который позволяет передавать до 80% крутящего момента на одно колесо.

Мотогондола расположена над двигателем, что позволяет увеличить доступную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной, при той же колесной базе, что и у «ГАЗ-63». Это позволяет уменьшить высоту платформы. Это, в свою очередь, помогает улучшить боковую устойчивость грузовика.

Испытания показали, что если автомобиль «ГАЗ-63» начинает опрокидываться на скорости 44 км/ч при небольшой (чуть выше доски) загрузке на бетонной площадке на кривой радиусом 25 м, то автомобиль «ГАЗ-66» не теряет устойчивости в этих условиях на всех скоростях. Только на скорости выше 65 км/ч происходит занос (он кренится в сторону, но не переворачивается).

ГАЗ-66

Улучшенный баланс центра тяжести и увеличенная ширина колеи — 200 мм у передних колес и 150 мм у задних — также помогают сделать ГАЗ-66 более устойчивым. Для трассы Route 66 были разработаны новые сверхпрочные шины с усиленными плечами (размер шин 12.00-18).

Установка проставочных колец на колеса позволяет «ГАЗ-66» двигаться по слабому грунту с пониженным давлением на 0,5 г/см². Снижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опоры шины и значительно снижает давление на грунт.

Значительные улучшения были внесены в шасси внедорожников ГАЗ. У ГАЗ-63 короткие жесткие рессоры, а у ГАЗ-66 — длинные мягкие рессоры. Поэтому при прохождении канав «ГАЗ-63″ склонен к заносу колес. Но он полностью останавливает автомобиль: колеса вращаются — машина стоит! ГАЗ-66» уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.

Расположение мотогондолы над двигателем обеспечивает сбалансированное распределение общей нагрузки на ось: 47% — на переднюю ось, 53% — на заднюю, тогда как в «ГАЗ-63» нагрузка на ось распределена на 37% и 63% соответственно. Благодаря этой особенности нагрузка на тяги распределяется поровну между двумя осями.

История создания

ГАЗ-66

Разработка автомобиля ГАЗ-66 началась в 1950-х годах. Первые опытные образцы автомобиля были представлены Горьковским автомобильным заводом в 1957 году. Однако серийные двигатели с мощностью, необходимой для этой технологии, в то время не были доступны, поэтому серийное производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах компания выпустила небольшое количество моделей ГАЗ 62 с мотогондолами от модели ГАЗ 66.

Крупномасштабные усовершенствования модели начались в 1960-х годах. На начальных этапах разработки главным конструктором был Р. Заворотный, которого позже сменил О. Образцов. При создании автомобиля активно использовался опыт, полученный при реализации проекта ГАЗ 62. В результате ГАЗ 66 не стал радикально новой моделью. Это была глубокая модернизация ГАЗ-62, который в то время не пользовался популярностью. Горьковский автозавод пытался отказаться от своего предшественника, но подготовка подходящей замены заняла много времени. Выпускавшийся ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось прекратить в 1968 году.

ГАЗ-66

ГАЗ 66 поступил в производство только в 1964 году. В то время его появление было определенным прорывом в области машиностроения. Этот небольшой грузовик с отличными характеристиками сильно отличался от своих предшественников. Хотя ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала быстро расти.

На фоне существующих конкурентов модель выделялась своим нестандартным решением. ГАЗ 66 стал первым советским автомобилем, оснащенным агрегатом V-8. Благодаря размещению кабины на верхней части силовой установки удалось увеличить размер платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запасного колеса в задней части кабины позволило опустить базу. Среди других особенностей — омыватель ветрового стекла, тормоза с усилителем, цельнометаллическая платформа и усилитель руля.

ГАЗ 66 — «долгожитель», выпускается уже 35 лет. За это время автомобиль неоднократно модифицировался, улучшая свои характеристики и добавляя новые. В 1967 году была изменена передняя панель. С 1968 года грузовик оборудован центральной системой управления воздухом. Это изменение было настолько успешным, что оно до сих пор используется на многих грузовиках.

В этот же период состоялся дебют ГАЗ 66 на Московской технической выставке, где модель была удостоена высшей награды. Эксперты признали актуальность его особенностей. Позже автомобиль завоевал золотую медаль в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 был удостоен Национального знака качества. После этого она начала широкомасштабный экспорт этой модели во все социалистические страны. Его серийное производство достигло беспрецедентного уровня.

С распадом Советского Союза популярность ГАЗ 66 стала резко падать, и в 1995 году Горьковский автомобильный завод прекратил серийное производство этой модели. На смену ему пришел автомобиль ГАЗ 3308. Тем временем компания продолжала выпускать специальные заказы и однострочники. Последний ГАЗ 66 был выпущен в июле 1999 года. За 35 лет существования этой модели было продано рекордное количество экземпляров — 965 000.

Использование в ВДВ

ГАЗ-66

Эти особенности ГАЗ-66 — отличный центр тяжести, почти одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю оси; компактность за счет того, что кабина находится над двигателем — привели к многолетнему успешному «бизнесу» для советских воздушно-десантных войск.» Шицзячжуан» был единственным серийным грузовиком в истории нашей армии на сегодняшний день.

В течение 1965 года «ГАЗ-66» успешно прошел все испытания в практических десантных операциях на земле и на разных высотах, и 2 марта 1966 года приказом министра обороны СССР №38 десантный автомобиль «ГАЗ-66Б» был принят на вооружение советских воздушно-десантных войск. От серийной версии он отличался откидной кабиной с мягким верхом и ветровым стеклом с откидывающейся рамой. Проблема заключалась в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолетами «Ан-8» и «Ан-12», из которых «ГАЗ-66» имел грузовой отсек, установленный на парашютной платформе, что не соответствовало высоте.

ГАЗ-66

Эта проблема была решена, когда Ил-76 стал основным транспортным самолетом армии, а в воздушно-десантные части стали поступать ГАЗ-66 с традиционной цельнометаллической кабиной. «Шицзячжуан» хорошо зарекомендовал себя на военных учениях и в локальных военных конфликтах в реальных и приближенных к боевым условиях.

Кроме одного — в минной засаде, устроенной наемниками в Афганистане. Ограниченный внутренний объем отсека и его расположение непосредственно над колесами делали его опасным для пассажиров в случае взрыва мины, поэтому ГАЗ-66 был выведен из боевых частей в Афганистане вскоре после начала этой десятилетней войны.

Читайте также:  Автомобиль МАЗ-6317

По состоянию на 2018 год ГАЗ-66 остается единственным в истории грузовиком-амфибией. Хотя существует проект по созданию более современного аэромобиля в рамках программы «КАМАЗ-Мустанг», в ВДВ есть прототип этого преемника ГАЗ-66, его испытания запланированы на 2018-2019 годы.

Технические характеристики

ГАЗ-66

Тип Двухосный грузовик
Полезная нагрузка 2000 кг
Максимально допустимый вес 5940 кг
Длина 5806 мм (с лебедкой)
Ширина 2322 мм
Высота маркизы без нагрузки 2520 мм
Высота в кабине при полной загрузке 2490 мм
Колесная база 3300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея переднего колеса 1800 мм
Колея заднего колеса 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина форте

(вдоль дна)
0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 Восьмицилиндровый, четырехтактный.

Жидкостное охлаждение
Рабочий объем 4254 см3
Мощность 120 л.с.
Передача 4-ступенчатая механическая коробка передач с синхронизатором

На 3-й и 4-й передачах
Коробка передач С понижающей передачей

и съемный передний мост
диск Задний привод или полный привод
Колеса Специальные колеса с разъемными ободами

и обода 8.00-18; шины 12.00-18
Давление в шинах 0,5 — 3 кг/см2
Максимальная скорость

Общий вес
90 км/ч
Емкость топливного бака 210 л
Справочный расход топлива, л/100 км

При скорости 60 км/ч
20
Марка топлива Бензиновый двигатель A-72, A-76, AI-80
Емкость аккумулятора 75 A
Максимальный ток генератора переменного тока автомобиля 85 А

Источник: Википедия

Двигатель

ГАЗ-66

ГАЗ 66 оснащен четырехтактным бензиновым карбюраторным V-образным двигателем ЗМЗ-513. Двигатель имеет жидкостное охлаждение. Двигатель был собран на Заволжском моторном заводе. В некоторых отношениях устройство похоже на своего предшественника, но есть и очевидные отличия. ZMZ-513 имеет ряд уникальных конструктивных особенностей и характеризуется компактными размерами. Блок цилиндров и головки изготовлены из алюминия.

Особенности двигателя ЗМЗ-513.

  • Рабочий объем — 4,25 литра.
  • Номинальная мощность — 125 л.с.
  • Максимальный крутящий момент — 284,5 Нм.
  • Степень сжатия — 7,6.
  • Количество цилиндров — 8.
  • Тип топлива — бензин A-76.

В 1990-х годах появилась версия ГАЗ 66 с дизельным двигателем ГАЗ 544, который имел больший ресурс и более высокие эксплуатационные характеристики.

Характеристики двигателя ГАЗ 544 следующие.

  • Рабочий объем — 4,25 литра.
  • Номинальная мощность — 85 л.с.
  • Максимальный крутящий момент — 235 Нм.

Позже Горьковский автозавод начал выпускать двигатель ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Они использовались для установки на ГАЗ 66. Особенностью этого агрегата был низкий расход топлива (около 17 литров на 100 км).

Характеристики двигателя автомобиля ГАЗ 5441.

  • Рабочий объем — 4,15 литра.
  • Номинальная мощность — 115 л.с.
  • Степень сжатия — 16.
  • Количество цилиндров — 4.

Коробка передач

ГАЗ-66

Коробка передач четырехступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Передаточные числа коробки передач: 1-я передача 6,55, 2-я передача 3,09, 3-я передача 1,71, 4-я передача 1,0, задний ход 7,77. Коробка передач крепится болтами к картеру сцепления.

Основные части корпуса: картер с крышкой, главный вал с шестернями и подшипниками, промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, синхронизатор, шестерня заднего хода в сборе с осью, механизм переключения передач.

Чугунный картер имеет крышку сверху и люки на боковых стенках для соединения с коробкой отбора мощности; при отсутствии таковой люки закрываются крышкой. На левой стороне поддона находится пробка уровня масла, а внизу — пробка слива масла. На дне картера установлен сетчатый фильтр, а на крышке заднего подшибника — сапун.

Главный вал обрабатывается из шестерни и опирается передним концом на шарикоподшипник, который установлен в отверстии коленчатого вала. Передний конец контрвала опирается на роликовый подшипник в отверстии главного вала. Внутреннее кольцо шарикоподшипника удерживается на валу гайкой, а наружное кольцо зажимается между крышкой подшипника и картером разъемным упорным кольцом.

Промежуточный вал и его шестерня отлиты за одно целое. На шлицах вторичного вала установлены шестерни первой передачи и заднего хода; шестерни второй передачи 11 и третьей передачи 21 установлены свободно и имеют бронзовые втулки, запрессованные в их отверстия. Вторая шестерня имеет зубчатое кольцо на ступице, а третья шестерня имеет конус.

ГАЗ-66

Рис. 1. Коробка передач ГАЗ-66.

1 — картер; 2 — промежуточный вал ведущей шестерни; 3 — промежуточный вал; 4 — шпиндель шестерни; 5 — подвальный вал; 6 — шпиндель; 7 — синхронизатор; 8 — крышка картера; 9 — шток переключения первой и второй передач; 10 — штифты; 11, 20 — шестерня второй передачи; 12 — рычаг; 13 — шток переключения третьей и четвертой передач. 14, 19 — первая передача; 15 — шток включения задней передачи; 16 — сапун; 17 — задний ход шестерня в сборе; 18 — мост заднего хода в сборе; 21, 22 — третья передача; 23 — сливная пробка; 24 — пробка контрольного заливного отверстия; 25 — фиксатор плунжера; 26 — штифт; 27 — предотвращение случайного включения передачи заднего хода

Уплотнение контрвала обеспечивается резиновым сальником, а утечка масла из картера в положении главного вала предотвращается внутренней масляной канавкой в крышке подшипника.

Блок шестерен заднего хода вращается на валу, запрессованном в заднюю стенку и фланец картера. В отверстии блока цилиндров находится латунная втулка.

ГАЗ-66

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач ГАЗ-66.

1 — стопорное кольцо; 2 — сухари; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — проволочное кольцо: 6 — вилка; 7 — ведущий вал коробки передач

Блочные передачи, первая и задняя передачи — прямозубые, все остальные передачи — косозубые.

Синхронизатор обеспечивает бесшумное переключение передач за счет балансировки угловых скоростей элементов зацепления. Описываемая коробка имеет инерционный синхронизатор со стопорным кольцом. Он состоит из ступицы, муфты, двух стопорных колец, трех костяшек и двух проволочных колец. Втулка устанавливается на шлицы контрвала и фиксируется гайкой. Втулка имеет внешние зубья и пазы для втулок подшипников. Муфта опирается на зубья ступицы и удерживается в среднем положении роликами, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Уплотнение прижимается к муфте с помощью упругого кольца. Бронзовое блокирующее кольцо имеет наружные зубья с фаской и канавку во втулке; ширина канавки немного больше ширины втулки.

Синхронизатор работает следующим образом. Когда муфта перемещается, усилие передается через шарнир на одно из стопорных колец, которое вместе с муфтой перемещается в направлении зацепляющей шестерни относительно ступицы для контакта с ее конической поверхностью. Различные угловые скорости шестерни и ведомой шестерни создают трение на конической поверхности, которая вращает стопорное кольцо до упора в профиль зуба. В этот момент зубцы стопорного кольца будут совмещены с зубцами муфты, и дальнейшее движение муфты невозможно. Как только угловые скорости шестерни и синхронизатора выровняются, сила, сместившая стопорное кольцо, исчезнет; привод вернет его в исходное положение, чему способствует муфта и рампы на зубьях кольца. Затем муфта свободно скользит между зубьями стопорного кольца и зацепляет зубья шестерни на зацепляемой шестерне.

Механизм переключения передач находится в крышке коробки передач и состоит из рычага, трех вилок, трех зажимов, механизма блокировки и фиксатора задней передачи.

Зажимы предотвращают случайное включение или разъединение шестерен.

Механизм блокировки предотвращает одновременное включение двух или более передач. Механизм расположен в проходе между штоками и состоит из двух плунжеров и штифта. Плунжеры находятся в колодце штока, а штифт — в отверстии среднего штока. При перемещении крайнего штока плунжер выходит из своей лунки и входит в лунку среднего штока и позволяет другому плунжеру пройти через штифт в лунку второго крайнего штока. Это фиксирует средний и крайний стержни в заблокированном положении. При перемещении среднего стержня два плунжера выходят из своего отверстия и входят в отверстие крайнего стержня, фиксируя их на месте.

При включении передачи заднего хода водитель дополнительно преодолевает сопротивление плавкой пружины, что предотвращает непреднамеренное включение передачи заднего хода при движении вперед.

Работа трансмиссии. При включении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя и вперед, нижний конец рычага входит в раздаточную головку рычага первой передачи и перемещается назад. Это движение передается через вилку на шестерню, которая скользит по шлицам вала и входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается на промежуточный вал через пару шестерен и на вторичный вал через пару шестерен первой передачи. В этих двух парах передач крутящий момент увеличивается, а скорость уменьшается.

На второй передаче шестерня перемещается вперед и входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни. Крутящий момент передается через пару шестерен и через ступицу шестерни на контрвал.

На третьей передаче водитель включает муфту синхронизатора задним ходом. После выравнивания угловой скорости шестерни с контрвалом синхронизатор соединяет шестерню с валом. Крутящий момент передается на контрвал через зубчатую пару и синхронизатор.

Читайте также:  Toyota Hilux

На четвертой передаче главный вал и контрвал соединены синхронизатором, и крутящий момент передается непосредственно с одного вала на другой без каких-либо изменений.

На передаче заднего хода водитель перемещает узел реверса вперед, при этом передняя шестерня соединяется с первой шестерней контрвала, а задняя шестерня — с первой шестерней промежуточного вала. Крутящий момент передается на промежуточный вал через шестерни 2 и 4, через шестерню на шестерню переднего блока и от шестерни заднего блока на шестерню контрвала. В этом случае задействованы три пары шестерен, причем главный и подвальный валы вращаются в разных направлениях.

Смазка поверхностей трения корпуса осуществляется путем разбрызгивания на вращающиеся шестерни масла, залитого в картер. В коробке передач содержится 3,5 литра (4,2 литра с ВОМ) масла.

Рулевое управление

ГАЗ-66

1 — рулевое колесо; 2 — подшипники; 3 — рулевая колонка — 4 — рулевой вал 5 — вал червячной передачи; 6 — червячная передача; 7 — картер; 8 — прокладки; 9 — ролики; 10 — ролики; 11 — регулировочная гайка; 12 — регулировочный винт; 13 — боковая крышка; 14 — роликовый подшипник; 15 — двойной вал. 16 — уплотнения; 17 — смещение; 18 — карданный вал; 19 — карданный шарнир; 20 — силовой цилиндр; 21 -… рулевая поперечина; 22, 23 — качающаяся штанга; 24 — продольная рулевая тяга; 25 — распределитель; 26 — масляный насос с масляным баком; 27 — джойстик

Автомобиль ГАЗ-66 оснащен гидроусилителем руля с независимыми гидроцилиндрами. Общее устройство рулевого управления показано на рис. 394.

Рулевой механизм состоит из сферического червяка и ролика с тремя тормозными соплами. Червяк установлен на чугунном картере рулевого управления на двух конических роликовых подшипниках, которые можно регулировать с помощью прокладок, расположенных под нижней крышкой картера. Рулевой вал соединен с червячной передачей промежуточным валом и двумя универсальными шарнирами и установлен на двух шарикоподшипниках в рулевой колонке. Рулевое колесо крепится к верхнему концу рулевого вала.

Рулевая колонка крепится к переднему ограждению кабины с помощью шарнирного рычага. Разъемная конструкция рулевого вала с шарнирным соединением и специальное расположение рычагов рулевой колонки позволяют наклонять кабину без нарушения соединения рулевой системы.

Трехгранный шкив установлен на игольчатом подшипнике, закрепленном на утолщенном валу вала рулевой сошки. Вал установлен в цилиндрическом корпусе на бронзовой втулке и уплотнен сальником. Носок вала упирается в роликовый подшипник, установленный в боковой крышке картера. Винт, вкрученный в крышку, крепится к пазу в носке и используется для регулировки зацепления ролика с червячной передачей. Винт фиксируется стопорными шайбами и штифтами и закрывается колпачковой гайкой. Корпус рулевого управления крепится болтами к левому компоненту рамы.

Рулевая сошка закреплена на шлицах вала гайкой и соединена с передним концом продольной рулевой тяги. Задний конец тяги соединен с рулевой тягой, прикрепленной к верхней части корпуса левого поворотного кулака. Нижний рычаг корпуса левого поворотного кулака соединен с правым поворотным кулаком поперечной тягой.

Стяжная тяга соединена с рычагом посредством шарового шарнира с шаровым и гнездовым соединением и пружиной. Длину рулевой тяги можно регулировать с помощью наконечников, навинченных на резьбовую тягу и закрепленных талрепами. Предел поворота колес ограничивается стопорным винтом, обернутым вокруг рычага рулевой тяги.

Гидравлический усилитель состоит из лопастного насоса, распределителя и силового цилиндра.

Лопастной гидравлический насос установлен на двигателе и приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. Конструкция и работа насоса были рассмотрены выше.

Распределитель собран в чугунном корпусе, который крепится к переднему концу продольной рулевой тяги двумя болтами через переходник. Тщательно обработанная цилиндрическая полость корпуса имеет три кольцевых углубления. Корпус содержит каналы, к которым подсоединены две масляные магистрали от насоса — нагнетательная и напорная — и две масляные магистрали от двух камер силовых цилиндров. Между линиями нагнетания и возврата установлен шаровой обратный клапан.

ГАЗ-66

Золотник с двумя кольцевыми расточками устанавливается вверх и плотно прилегает к стенке корпуса. Золотник крепится болтами к гайке, которая плотно входит в направляющую обойму, свободно установленную в выступы продольной тяги. Шаровой палец рулевой тяги расположен между пружиной и упорным шарниром. Концы катушки уплотнены в корпусе резиновой втулкой и удерживаются там прокладками. На конце корпуса находится крышка с внешней прокладкой внутри.

ГАЗ-66

Во внешнем фланце золотника просверлены отверстия, соединяющие канавки с полостями на концах золотника и служащие реакционными камерами.

При повороте рулевого колеса из центрального положения маховик перемещает золотник внутри корпуса через чашку корпуса в ту или иную сторону, обеспечивая различные комбинации проходов корпуса. Когда золотник находится в среднем положении, его вырез соединяет нагнетательную трубу насоса с двумя камерами силового цилиндра и нагнетательной трубой, и система гидроусилителя руля не работает. Когда золотник перемещается в крайнее положение, он соединяет выпускной трубопровод с одной полостью силового цилиндра, а другую его полость — с выпускным трубопроводом; включается гидроусилитель, способствуя вращению колес автомобиля.

Максимальный ход золотника в обе стороны от промежуточного положения составляет 1,5 мм и ограничивается гаечным кольцом на торце стержня или на стенке адаптера.

Гидравлический силовой цилиндр состоит из корпуса с головкой, поршня и штока. Головка установлена на резиновом уплотнении на конце цилиндра и удерживается на месте накидной гайкой со стопорной гайкой. Шток в головке цилиндра уплотняется специальным уплотнением, состоящим из резиновой втулки с сальником, опорной шайбы и сальника, удерживаемого на месте стопорным кольцом. Уплотнение поршня в цилиндре осуществляется с помощью чугунного кольца, установленного в канавке поршня.

Цилиндр крепится шаровым шарниром к кронштейну переднего моста, а шток поршня имеет резиновую прокладку к кронштейну тяги. Обе камеры цилиндров соединены фитингами с маслопроводами, идущими от соответствующих труб корпуса распределителя.

Действие системы гидроусилителя руля аналогично описанному выше.

Тормозная система

ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 состоит из колесных тормозных колодок с гидравлическим приводом и вакуумно-гидравлическим усилителем, управляемых ножной педалью, и центральной тормозной колодки с кривошипно-ручным приводом, расположенной под защитой кабины.

В тормозах передних колес каждая сварная колодка с заклепками поворачивается на бронзовом эксцентриковом опорном пальце, закрепленном на опорной плите, и приводится в действие поршнем отдельного рабочего цилиндра. Опорные штифты устанавливаются в щит и выступы рабочего цилиндра и фиксируются гайками. Колодка удерживается двумя пружинами и помещает свой фланец на эксцентрик, прикрепленный к болту с помощью пружины на задней пластине. Боковое перемещение накладки сдерживается направляющим кронштейном, прикрепленным к задней пластине. Два подцилиндра соединены трубкой. Тормозные колодки расположены в тормозном барабане с чугунным ободом, отлитым на стальном диске, закрепленном на ступице.

В каждом заднем тормозе обе колодки установлены на бронзовых эксцентриках на двух опорных пальцах, удерживаемых на пластине гайками в опорном кожухе и приводимых в действие поршнем общего рабочего цилиндра, закрепленного на кожухе. Накладка удерживается пружиной на эксцентриковых штифтах и фиксируется скобами для предотвращения бокового перемещения.

Расход топлива

ГАЗ-66

Автомобиль оснащен двумя 105-литровыми топливными баками (66-41-1).

Многие функциональные параметры, такие как расход топлива на 100 км у автомобиля ГАЗ-66, определяются двигателем. В обоих случаях максимальная скорость составляет 90 км/ч (80 км/ч с прицепом).

Первый двигатель ГАЗ-66 способен разогнаться до 60 км/ч за 30 секунд. При такой скорости он потребляет от 20 до 24 литров бензина. Таким образом, в реальных условиях ГАЗ-66 потребляет 27 литров топлива на 100 км.

На бездорожье этот показатель может достигать более 30 литров на 100 км.

ГАЗ-66, оснащенный турбодизельным двигателем, расходует 15 литров на 100 км при скорости 60 км/ч.

Модификации

  • ГАЗ-66 (ноябрь 1963, июль 1964 — июнь 1966) — бортовой грузовик или шасси с кабиной, базовая модель, без централизованной системы контроля давления в шинах, первый опытный образец ГАЗ-66 с двигателем V8 (ЗМЗ-66) был построен в 1959 году. До 1961 года прототип ГАЗ-66 имел кабину со складной крышей и откидывающейся рамой лобового стекла
  • ГАЗ-66А (июль 1964 — июнь 1966) — это ГАЗ-66 без централизованной системы контроля давления в шинах, но с лебедкой. До 1961 года прототип ГАЗ-66А имел кабину со складной крышей и откидывающейся рамой лобового стекла
  • ГАЗ-34 (1964, 1965, 1967) — прототип с колесной формулой 6х6 с централизованной системой контроля давления в шинах с лебедкой (первый прототип не имел централизованной системы контроля давления в шинах и лебедки), выпущено семь прототипов
  • ГАЗ-66Б (1966-1985) — авиационный вариант ГАЗ-66 с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидывающейся рамкой лобового стекла, только опытные образцы были построены ГАЗом в 1965 году (в дальнейшем кабина была доработана на «Опытно-экспериментальном заводе № 38» Министерства обороны СССР в Московской области, а для дальнейшего развития — ГАЗ-66АЭ, (автомобили ГАЗ-66-04 и ГАЗ-66-05).
  • ГАЗ-66Д (1961) — шасси с кабиной с отбором мощности для монтажа буровых установок и сельскохозяйственных самосвалов, без централизованной системы контроля давления в шинах, изготовлен один опытный образец
  • ГАЗ-66К (1961) — седельный тягач для работы с активными полуприцепами, без централизованной системы контроля давления в шинах, изготовлен один опытный образец
  • ГАЗ-66П (1961) — седельный тягач, выпущен только один опытный образец, централизованная система контроля давления в шинах отсутствует
  • ГАЗ-66Ф (ноябрь 1963, июль 1964-1965) — шасси ГАЗ-66 с кабиной для специальных армейских учреждений, с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы контроля давления в шинах, с лебедкой
  • ГАЗ-66Е (ноябрь 1963, июль 1964 — июнь 1966), ГАЗ-66 с электрически экранированным кузовом, без централизованной системы контроля давления в шинах
  • ГАЗ-66АЭ (июль 1964 — июнь 1966), электрически экранированный кузов для ГАЗ-66 с централизованной системой контроля давления в шинах и лебедкой
  • ГАЗ-66-01 (июнь 1966 — декабрь 1984) — бортовая платформа или шасси с кабиной, модифицированная базовая версия с централизованной системой контроля давления в шинах
  • ГАЗ-66-02 (июнь 1966 — декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с централизованной системой контроля давления в шинах и лебедкой
  • ГАЗ-66-03 (июнь 1966-1968) — ГАЗ-66-01 с экранированным электроприбором, без централизованной системы контроля давления в шинах
  • ГАЗ-66-04 (июнь 1966 — декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с экранированным электроприбором, с централизованной системой контроля давления в шинах
  • ГАЗ-66-05 (июнь 1966 — декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с электрически экранированным устройством, с централизованной системой контроля давления в шинах и лебедкой
  • ГАЗ-66-11 (1985-1996, 1998-1999) — бортовой или шасси с кабиной, модернизированная базовая модель с централизованным контролем давления в шинах, выпускается как бортовой и шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-12 (1985-1996, 1998-1999) — с централизованным контролем давления в шинах, с лебедкой, выпускался как бортовой и как шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-14 (1985-1996, 1998-1999) — с централизованным регулированием давления в шинах, с экранированным электрооборудованием, выпускается в виде бортового грузовика и шасси с кабиной.
  • ГАЗ-66-15 (1985-1996, 1998-1999) — с централизованным регулированием давления в шинах, с экранированным электрооборудованием, с лебедкой, выпускался как бортовой автомобиль и как шасси с кабиной.
  • ГАЗ-66-16 (1991-1992) — бортовая платформа или шасси с кабиной, модернизированный двигатель ЗМЗ-513.10, усиленные шины (односкатные), модернизированные тормоза, платформа без надколесной ниши (с 1993 года устанавливается на ГАЗ-66-11, ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41); грузоподъемность -… 2,3 тонны с централизованным контролем давления в шинах
  • ГАЗ-66-21 (1992-1994) — бортовая платформа или шасси с кабиной, народнохозяйственное исполнение с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53; грузоподъемность — 3,5 т
  • ГАЗ-66-22 (1992-1994) — бортовая платформа или шасси с кабиной, экономичное переоборудование с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53; грузоподъемность — 3,5 т, с лебедкой
  • ГАЗ-66-31 (1992-1994) — Шасси с кабиной на двухскатной ошиновке для установки самосвальных кузовов, с отбором мощности
  • ГАЗ-66-40 (1995-1998) — бортовая платформа или шасси с кабиной; с турбодизельным двигателем ГАЗ-5441 (116 л.с.), грузоподъемность — 2,3 т, с централизованной системой регулирования давления в шинах, выпускается с лебедкой (комплектация ГАЗ-66-40-0000210) и без лебедки (комплектация ГАЗ-66 40-0000110).
  • ГАЗ-66-41 (1993-1995) — бортовой автомобиль с кабиной или шасси; с непневматическим дизельным двигателем ГАЗ-544.10 (85 л.с.), с централизованной системой контроля давления в шинах, выпускается с лебедкой (комплектация ГАЗ-66-41-0000112) и без лебедки (комплектация ГАЗ-66-41-0000110).
  • ГАЗ-66-92 (1991) — Север с дополнительным отопителем, кабина с двойным остеклением, аккумулятор повышенной емкости, дополнительные противотуманные фары, лебедка, построен как прототип на базе ГАЗ-66-16; построен как прототип на базе ГАЗ-66-11 в 1985-1966 годах)
  • ГАЗ-66-96 (1985-1996) — на шасси автомобиля ГАЗ-66-11 были добавлены кабины для использования в вахтовых автомобилях.
Читайте также:  Зерноуборочный комбайн Нива СК-5

Экспортные

  • ГАЗ-66-50 (1966-1968) — ГАЗ-66А для тропических стран
  • ГАЗ-66-51 (1967-1984) — ГАЗ-66-01 для тропических стран
  • ГАЗ-66-52 (1967-1984) — Это ГАЗ-66-02 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-53 (1967-1968) — это ГАЗ-66-03 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-54 (1967-1984) — это ГАЗ-66-04 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-55 (1967-1984) — Это ГАЗ-66-05 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-61 (1985-1991) — Это ГАЗ-66-11, предназначенный для стран с тропическим климатом.
  • ГАЗ-66-62 (1985-1991) — Это ГАЗ-66-12 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-64 (1985-1991) — Это ГАЗ-66-14 для стран с тропическим климатом.
  • ГАЗ-66-65 (1985-1991) — Это ГАЗ-66-15 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-70 (1966-1968) — это ГАЗ-66А для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-71 (1967-1984) — Это ГАЗ-66-01 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-72 (1967-1984) — Это ГАЗ-66-02 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-73 (1967-1968) — это ГАЗ-66-03 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-74 (1967-1984) — это ГАЗ-66-04 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-75 (1967-1984) — это ГАЗ-66-05 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-81 (1985-1991) — ГАЗ-66-11 для стран с мягким климатом
  • ГАЗ-66-82 (1985-1991) — ГАЗ-66-12 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-84 (1985-1991) — ГАЗ-66-14 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-85 (1985-1991) — ГАЗ-66-15 для стран с умеренным климатом

Специализированные

Профессионал

  • AP-2 — машина скорой помощи, основная функциональная единица полкового медицинского подразделения
  • AC-66 — санитарная машина для эвакуации раненых.
  • DDA-66 — дезинфекционно-душевая машина для военных (а иногда и гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделений.
  • DPP-40 — десантно-понтонная машина, используется воздушно-десантными батальонами для переправы через водные преграды.
  • GZSA-731, 983A, 947, 3713 и 3714 — автомобили для перевозки почты, хлеба и медикаментов.
  • МЗ-66 — Танкер.
  • R-125 — командно-штабной автомобиль.
  • R-142 — командно-штабной автомобиль.
  • 3902, 3903, 39021, 39031 — Передвижная мастерская для обслуживания сельскохозяйственной техники.
  • 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — Передвижные мастерские.
  • ГАЗ-КАЗ-3511 — Самосвал для сельского хозяйства на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
  • ГАЗ-КАЗ-3511 — Самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Кыргызстан)

Автобусы

  • НЗАС-3964, Волгарь-39461 — Тачка (на шасси с удобным кузовом и сиденьями)
  • APP-66 — внедорожная шина с шинами с регулируемым давлением. Он производился только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 года было выпущено около 8 000 экземпляров.
  • ПАЗ-3201, полноприводная версия ПАЗ-672.
  • ПАЗ-3206, полноприводная версия ПАЗ-3205.
  • На базе ГАЗ-66-04 с 1967 по середину 1970-х годов непрерывно выпускался специальный военный автобус 38АС — полноприводная версия, пригодная для перевозки и посадки самолетов Ан-12. Всего было выпущено 6 000 экземпляров. Автобус был использован в фильме «Потому что я люблю тебя», 1974, 20-минутный фильм

Кабина

ГАЗ-66

Автомобиль имеет сварной, металлический, двухдверный, двухместный отсек. Для обслуживания двигателя и компонентов шасси кабина наклоняется вперед вокруг точки поворота в передней части и фиксируется стопором. В рабочем состоянии кабина имеет механизм блокировки. Вентиляция кабины осуществляется через отверстия в боковых стеклах ветрового стекла, опущенные окна и поворотные окна в дверях. Система отопления кабины может использоваться для принудительной вентиляции, если отключена подача горячей воды в радиатор отопителя.

Кабина оборудована отопителем, съемной откидной кроватью, омывателем и очистителем ветрового стекла, солнцезащитным козырьком, внутренним освещением, подлокотниками, карманами для документов, приборной панелью с необходимым количеством манометров и контрольных индикаторов

и ряд других фитингов и аксессуаров.

Коррозионностойкая обработка.

Кабины подвергаются химической фосфатной обработке с последующей грунтовкой для обеспечения защиты от коррозии. После грунтовки наружные и внутренние поверхности днища кабины, передней панели, внутренние поверхности верхней панели корпуса радиатора и средней части приборной панели покрываются 1 … Однородная мастика БПМ-1 толщиной 1,5 мм.

ГАЗ-66

Тепло- и звукоизоляцию кабины обеспечивают

Мастика BPM-1 наносится на крышу, заднюю панель, переднюю фасцию, дверные панели и внутренние поверхности ниши двигателя.

Теплошумоизоляция из тисненого картона и иглопробивной ткани на внутренней стороне ниш двигателя.

Интерьер кабины с крышей, задними панелями, передними боковыми панелями и резиновыми напольными ковриками перед сиденьями водителя и пассажира.

Герметичность кабины обеспечивается за счет использования резиновых уплотнительных элементов при монтаже дверей, окон, люков, электрооборудования, джойстиков, органов управления двигателем и ходовой части.

Кабина состоит из кузова, съемной передней панели, механизма блокировки, механизма опрокидывания, дверей, сидений и оборудования.

ГАЗ-66

Рис. 258. Укрепление в кабине.

A — нормальное положение кабины; B — наклон кабины; C — наклон кабины

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру