КрАЗ-257 — тяжелый внедорожный трехосный грузовик (6×4), выпускаемый Кременчугским моторным заводом. Он производился в больших количествах советскими и украинскими компаниями в период с 1965 по 1995 год. Он не остался неизменным: за более чем тридцать лет в конструкцию грузовика было внесено несколько изменений и усовершенствований. Под обозначением КрАЗ-257 выпускался универсальный автомобиль с плоским кузовом, под обозначением КрАЗ-257Ш — универсальное шасси, пригодное для установки различных надстроек и специального оборудования. Подробнее об этом покорителе Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока читайте в этой публикации.
История создания
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению технических характеристик Kras 257, важно сначала изучить историю его дизайна и характеристики. Этот грузовик относится к категории тяжелых автомобилей, и его конструкция включает три оси.
Его колесная формула 6х4 обеспечивает возможность передвижения даже в условиях бездорожья, что особенно важно, учитывая состояние дорог в стране. Грузовик выпускался на Кременчугском заводе с 1965 года, и спрос на эту модель оставался высоким до 1995 года.
В течение 30 лет производства инженеры компании регулярно совершенствовали грузовик, в результате чего появилось несколько модификаций. Такое расширение модельного ряда позволило выбрать подходящий грузовик для выполнения конкретной задачи.
Грузовик обладает высоким уровнем проходимости.
Технические характеристики
Популярность этого автомобиля объясняется не только богатством доступных модификаций, но и его выдающимися техническими характеристиками. Они сделали этот грузовик одним из самых широко используемых в различных областях. Среди наиболее важных технических параметров, которыми обладает автокран КрАЗ 257 и другие модели, стоит отметить.
- Колесная база — 6×4;
- Грузоподъемность — 12 тонн.
- Объем — 11,8 кубических метров.
- Механическая пятиступенчатая коробка передач.
- Масса — 23 310 кг полная масса, 11 100 кг масса на плечах.
Необходимо учитывать, что любые технические параметры могут значительно отличаться и напрямую зависят от модификаций автомобиля. В связи с этим необходимо разобраться с параметрами, которые характерны для базовой версии оборудования.
Двигатель
КрАЗ 257 оснащен четырехтактным V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238 с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. По сравнению с предшественником, грузовик имеет большую мощность и улучшенные тяговые характеристики (5-10%).
Характеристики мотора ЯМЗ-238:
- Рабочий объем — 14,87 л.
- Номинальная мощность — 176 (240) кВт (л.с.).
- Номинальная скорость — 2100 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 883 Нм.
- Степень сжатия — 16,5
- Количество цилиндров — 8
- Диаметр отверстия — 140 мм.
Средний расход топлива составляет 38 л/100 км. Грузовик оснащен 2 топливными баками по 165 литров каждый.
Трансмиссия и ведущие мосты
Двигатель КрАЗ-257 агрегатируется с пятиступенчатой механической коробкой передач. Он оснащен синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Передаточные числа: 1-я передача: 5,26; 2-я передача: 2,90; 3-я передача: 1,52; 4-я передача: 1,00; 5-я передача: 0,66; передача заднего хода: 5,48.
Коробка передач — двухступенчатая механическая с межосевым дифференциалом при управлении задней осью. Передаточные числа. 1-я передача: 2,28; 2-я передача: 1,23. Ведущий мост имеет двойную главную передачу с передаточным числом 8,21. На самосвале (КрАЗ-256) масляный насос для погрузочной платформы приводится в действие от раздаточной коробки через коробку отбора мощности.
Сцепление — двухдисковое, сухого типа с периферийной нажимной пружиной. Универсальная передача — открытого типа с трубчатым валом и игольчатыми подшипниками на универсальном валу. Специальное оборудование включает механический одноступенчатый отбор мощности с передаточным числом 1,0.
Приводной вал — Главная передача представляет собой двойную спиральную коническую шестерню и цилиндрическую шестерню с прямыми зубьями. Вал отбора мощности заднего моста оснащен промежуточным подшипником. Дифференциал имеет коническую форму и четыре спутника. Полуоси полностью разгружены. Балка оси изготовлена из литой стали.
Ходовая часть
В качестве основы используется прочная клепаная стальная рама, а в подвеске — две продольно расположенные рессоры сзади и две спереди. Они классифицируются как полуэллиптические, а их концы устанавливаются на специальные прокладки из резины.
Агрегат оснащен 5-ступенчатой коробкой передач с дисковым сцеплением. Тормоза представляют собой обычные тормоза для грузовиков — барабанные и колодочные с пневматическими приводами на всех колесах, а также стандартные ручные тормоза.
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм — боковой червячного типа, передаточное отношение 21,5; с пневматическим усилителем руля Тормозная система — обычная, барабанного типа, на всех колесах. Установлен пневматический толкатель тормоза. Ручной тормоз (стояночный) также барабанного типа, с механическим приводом типа башмака.
Рама и подвеска
Рама КрАЗ-257 представляет собой стальную клепаную раму. Продольная балка изготовлена из швеллерной стали 30. Поперечины прижимаются на место. Передний бампер крепится к концам продольной балки рамы с помощью кронштейнов. Грузовик оснащен буксировочной штангой двойного действия с защелками. Передние тяговые крюки приварены к продольным элементам рамы.
Передняя ось выполнена из двутавровой балки. Рулевой механизм расположен сзади.
Передняя подвеска — на двух продольных полуэллиптических рессорах с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами. Концы рессор установлены на резиновых прокладках.
Моменты силы и реакции передаются системой из шести реактивных штанг. Автомобиль КрАЗ-257 оснащен дисковыми колесами с пневмокамерными шинами. Размер шины — 12.00-20 (320-508).
Устройство
В основе КрАЗ 257 лежит стальная клепаная рама. Продольные балки изготовлены из усиленной швеллерной стали, а поперечные балки — штампованные. На концах продольной балки с помощью кронштейнов крепится передний бампер. Автомобиль оснащен тяговым устройством с двухсторонним действием и защелкой. Передний тяговый крюк крепится к продольной балке с помощью сварки.
Передняя подвеска КрАЗ 257 смонтирована на 2 полуэллиптических рессорах с 2 телескопическими амортизаторами. Концы рессор находятся в резиновых прокладках. Задняя подвеска установлена на 2 продольных полуэллиптических рессорах (балансирного типа). Реактивные моменты и силы передаются 6 моментными штангами.
Балка оси изготовлена из литой стали. В заднем приводном трубопроводе находится промежуточная опора.
КрАЗ 257 работает в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах (5-я передача повышающая). Раздаточная коробка — 2-ступенчатая механическая с межосевым дифференциалом между ней и ведущей осью заднего моста. Ведущий мост имеет сдвоенные главные передачи с передаточным числом 8,21. Автомобиль оснащен сухим двухдисковым сцеплением с нажимными периферийными пружинами. Трансмиссия представляет собой открытую трансмиссию с карданным валом и комплектуется игольчатыми подшипниками. По запросу автомобиль может быть оснащен механической 1-ступенчатой коробкой передач с отбором мощности.
КрАЗ 257 оснащен классической барабанной тормозной системой с пневматическими приводами (действует на все колеса). Барабанный ручной тормоз приводится в действие механически.
Кабина КрАЗ 257 предлагает минимум комфорта. В его основе лежит деревянный каркас, обшитый листовой сталью (дизайн кабины был разработан в середине 1960-х годов и затем практически не менялся). В каюте могут разместиться три человека. Сиденье водителя оснащено пружинными амортизаторами и имеет несколько функций регулировки. Передние окна можно открыть, а боковые — опустить. Базовая комплектация кабины включает люк, стеклоочиститель, вещевой ящик, отопитель, солнцезащитный козырек и вентилятор ветрового стекла. Рулевой механизм оснащен пневматическим усилителем.
Габаритные размеры:
- Длина — 9640 мм.
- Ширина — 2650 мм.
- Высота — 2620 мм.
- Колесная база — 5050 (+1400) мм.
- Дорожный просвет — 290 мм.
- Передняя колея — 1 920 мм.
- Задняя колея — 1 950 мм.
- Радиус поворота — 10 500 мм.
Кабина
Немногие интерьеры кабин могут сравниться с брутальностью и серьезностью кабины КрАЗ-257. Все вокруг — металл, «руль» огромного диаметра, сиденье, предельно простое по «форме и содержанию» …… Да, это четкое отражение 1965 года.
КрАЗ-257 имеет трехместную кабину с деревянным каркасом и стальными листами. Сиденье водителя регулируется и оснащено пружинным амортизатором. Переднее окно кабины можно открыть, а боковые окна на двери — опустить. Стандартное оборудование включает в себя общий отопитель, люк, вентилятор ветрового стекла, стеклоочиститель, солнцезащитный козырек водителя и вещевой ящик. В салоне много места.
Уже в 1960-х годах они начали обсуждать вопрос о замене деревянно-металлических кабин, доставшихся «Красу» в наследство от ЯАЗа, на цельнометаллические. Поскольку производство таких кабин требовало значительных инвестиций в переоснащение завода: создание и развитие нового прессового и инструментального оборудования, а также другого лакокрасочного производства, было решено позаимствовать основу для цельнометаллической кабины у серийного грузовика.
После соответствующих разработок опытный образец автомобиля КрАЗ с цельнометаллической кабиной был построен на базе кабин ЗИЛа, Урала и даже МАЗа. Кстати, Евгений Широков, начальник отдела проектирования кабин Кременчугского автозавода (до 1989 года), даже вспоминал в наше время, что он был за кабину, созданную на базе МАЗ-500. Это позволит снизить вес грузовиков «Крас» и улучшить их маневренность.
Был разработан опытный образец автомобиля КрАЗ с кабиной ЗИЛ-130.
Однако в итоге ни одна из этих разработок не пошла в «серийное производство», а древняя деревянно-металлическая кабина в Крас-257 практически «дожила» до XXI века. Создание варианта кабины со спальным отсеком даже не рассматривалось. По экономическим причинам — изначально было решено, что нет необходимости тратить деньги на разработку такой кабины или дополнительный металл, используемый для производства.
«Учитывая условия и расстояния, в которых иногда приходилось работать нашим водителям, в 70-е годы мы еще предлагали возможность переночевать в стандартной короткой кабине, сделав в ней кровать, которая складывалась вверх и вниз, полученную путем модификации сидений водителя и пассажиров», — вспоминает Широков.
Параметры грузовой платформы:
- Длина — 5570 мм.
- Ширина — 2450 мм.
- Площадь — 14,3 кв.м.
- Вместимость — 11,8 куб. м.
Грузоподъемность КрАЗ 257 составляет 12 000 кг, а максимальная масса буксируемого прицепа — 16 500 кг (20 000 кг для КрАЗ 257В1). Плечевая масса автомобиля составляет 11 100 кг (нагрузка на переднюю ось 3 930 кг, нагрузка на заднюю тележку 7 570 кг). Общий вес автомобиля составляет 23 310 кг.
Автомобиль может развивать скорость до 62 км/ч. При скорости 40 км/ч тормозной путь груза составляет 18 метров. Максимальная градиентность составляет 18 %.
Размер колеса: 12.00-20 (320-508).
Варианты и модификации
- КрАЗ-257 — базовая модель с плоским кузовом.
- Шасси КрАЗ-257Ш — многоцелевое шасси для установки различных надстроек и специального оборудования: бетоносмесителей, автокранов, проходческих машин и хедеров, баллонов для перевозки кислорода и азота, топливных, кислородных заправочных станций и др.
- КрАЗ-257С является серийной версией КрАЗ-257 и подготовлен для эксплуатации в условиях Крайнего Севера с температурой окружающей среды до -60°C. Ветровое стекло с электрообогревом, двери с двойным остеклением, дверные проемы кабины уплотнены двойными прокладками, улучшенная изоляция всех панелей кабины, дополнительный независимый отопитель кабины, работающий на дизельном топливе, система вентиляции кабины через основной отопитель и воздухозаборник дополнительного отопителя, включенный в систему охлаждения двигателя, антиобледенительные резинотехнические изделия. на автомобилях КрАЗ-257С также утеплены капот и аккумулятор.
- КрАЗ-257Б1 — модернизированная версия, отличавшаяся увеличенным ресурсом, имевшая отдельный привод тормозов и пусковой подогреватель двигателя ПЖД-448. масса буксируемого прицепа была увеличена до 20 тонн, а максимальная скорость — до 68 км/ч. он заменил базовый КрАЗ-257 на заводском конвейере в 1977 году и оставался в производстве до 1995 года. .
- КрАЗ-257Б1 С — название адаптированной для Крайнего Севера версии КрАЗ-257, выпускаемой с 1977 года.
Почти все КрАЗ-257 стандартизировались с седельным тягачом КрАЗ-258 и самосвалом КрАЗ-256Б, которые имели более короткую колесную базу (4080+1400 мм). Кабина шасси КрАЗ-257 использовалась в качестве замены тепловозов для перемещения по путям составов весом до 1000 тонн.
Первый советский кран для перевозки тяжелых грузов также был смонтирован на шасси КрАЗ-257Ш. Кран KS-4561A имеет грузоподъемность 16 тонн и длину стрелы (в базовой модификации) 10 метров. Существуют также удлиненные версии с 14 м, 18 м и 22 м стрелами с подъемом стрелы 5 м и силовой установкой — генератором ESS5-82-4U2 и электроприводом.
Автокран КС-4571 выполнен на шасси Крас-257Ш, также имеет грузоподъемность 16 т и трехсекционную телескопическую стрелу (один корень + два удлинителя). Кран оснащен гидравлическим приводом механизма крана и имеет независимый гидромотор. Длина стрелы: 9,75 м — 21,75 м с грузовой лебедкой.
Он широко использовался в Советской Армии и стал одним из основных грузовиков для инженерных и железнодорожных частей.