КАМАЗ 63501 — четырехосная модель с высокой проходимостью в колесной формуле 8х8. Это транспортное средство имеет военный характер. Его разработка велась по заказу и на средства Министерства обороны. При этом автомобиль используется не только в военных целях, но и в гражданской деятельности. КАМАЗ 63501 пользуется большим спросом в регионах, где приоритетом является максимальная проходимость.
Производство автомобиля началось в 2004 году. Благодаря своим уникальным внедорожным способностям, модель быстро стала популярной не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
В 2010 году КамАЗ 63501 подвергся глобальной модернизации, что сказалось на производительности оборудования. Снижен расход топлива, увеличен срок службы и улучшена ремонтопригодность. Существует новая версия с переработанным кокпитом, который обеспечивает больший комфорт. Линейка двигателей также была изменена, в нее добавлены современные двигатели с улучшенными характеристиками.
Успешное шасси
Шасси КАМАЗ 63501 оснащено различными надстройками: кранами, пожарным оборудованием и геологоразведочным оборудованием. Он используется в различных климатических зонах и на сложных маршрутах. Автопоезда оснащены сцепками крючкового типа.
Автомобиль оснащен 360-сильным двигателем с рабочим объемом 11,76 литра. Восьмицилиндровый верхнеклапанный четырехтактный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением соответствует стандарту Евро-2. Новая версия оснащена двигателем стандарта Евро-3.
Технические характеристики шасси КамАЗ 63501 позволяют перевозить 16 тонн груза, либо нагрузку на надстройку, не превышающую этот вес. Кроме того, комбинированная полная масса составляет 37 900 кг, а максимальная скорость автомобиля — 80 км/ч.
Шасси оснащено двумя топливными баками емкостью 350 и 210 литров с расходом топлива 42 литра на 100 километров. Коробка передач — 16-ступенчатая механическая трансмиссия немецкого производства с механическим дистанционным управлением.
Сцепление однодисковое, диафрагменного типа, а гидравлический привод оснащен пневматическим усилителем. Двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивает не только межосевую, но и межколесную блокировку.
Автопоезда на шасси КАМАЗ-63501 оснащены четырьмя независимыми тормозными системами: рабочей системой, управляемой педалью в передней части кабины, резервной системой (связанной со стояночным тормозом) и вспомогательной системой. Этот тип тормозной системы был успешно испытан и проверен на других моделях. Грузовик оснащен системой ABC.
Шасси КАМАЗ-63501 и модификации на базе этого грузовика для повышения плавучести автомобиля и хорошей тяги, с внедорожными односкатными шинами 425/85 R21, с лопатками и пневмовытяжками в зависимости от уровня загрузки надстройки. Модели 63501 доступны у дилеров по цене от 3 000 000 до 3 600 000 рублей, пробег автомобилей 180 000 от рублей.
На шасси этой модели завод выпускает КамАЗ-63501-996 бортовой грузовик грузоподъемностью 14 тонн. Масса прицепа снижается до 11 000 кг, а полная комбинированная масса не может превышать 26 900 кг. Нагрузка на ось: 11 100 кг спереди и 15 800 кг сзади. Как и базовая модель, грузовик оснащен цельнометаллической комфортабельной трехместной кабиной, которая установлена над двигателем. В зависимости от требований покупателя, трехпозиционная кабина может быть оснащена спальным местом или без него.
КамАЗ-63501-996 имеет такие же ходовые качества, как и базовая модель. Грузовик предназначен для работы на неровных дорогах и может преодолевать 31% холмов с радиусом поворота 14 метров и максимальной скоростью 90 км/ч в полностью загруженном состоянии. Грузовая платформа с откидными бортами может быть оборудована кузовом или тентом. Автомобиль КАМАЗ 63501-996 доступен у дилеров по цене от 3 до 3,5 миллионов рублей.
Технические характеристики
Дополнительное оборудование | Лебедка, коробка отбора мощности |
Грузоподъемность автомобиля, кг | 14000 |
Полная масса автомобиля, кг | 26750 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 16000 |
Комбинированная полная масса автомобиля, кг | 37750 |
Полная масса прицепа, кг | 11000 |
Вес обочины, кг | 12600 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 5000 |
Передаточное число*** | 6,53 |
Макс. крутящий момент нетто, Нм (кгсм) | 1570 (160) |
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1300 |
Макс. полезная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) |
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1900 |
Тип двигателя | 740.602-360 (Евро 4) |
Рабочий объем, l | 11,76 |
Расположение цилиндров и их количество | V-образная форма, 8 |
Степень сжатия | 17,9 |
Тип двигателя | Дизель с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и наддувом с воздушным охлаждением |
Версии | Спальное место |
Тип кабины | Кабина, фронтальная, с высокой крышей, расположенная над двигателем |
Размер обода | 310-533 |
Размер шины | 425/85 R21 |
Тип колеса | Диск |
Тип шины | Одиночная шина |
Тип шины | Пневматический, с контролем давления |
Модель механизма управления | ZF 16S1820 |
Передаточные числа в передачах | 1 — 13,8/ 2 — 1,54/ 3 — 9,49/ 4 — 7,93/ 5 — 6,53/ 6- 5,46/ 7 — 4,57/ 8 — 3,82/ 9 — 3,02/ 10- 2,53/ 11 — 2,08/ 12- 1,74/ 13 — 1,43/ 14- 1,2/ 15 — 1/ 16 — 0,84/ 3Х- 12,92 |
Тип | Механический, 16 скоростей |
Меры контроля | Ручное управление, дистанционное управление |
Количество передач | 8 |
Внутренние размеры, мм | 6112 x 2470 x 730 |
Платформа | Плоская пластина, металлическая, навесная |
Модель | КАМАЗ 65111 |
Передаточное число | |
Вторая передача (более высокая) | 0,917 |
Первая передача (пониженная) | 1,692 |
Тип | механический, двухскоростной, с блокируемым дифференциалом |
рулевое управление | Давление воздуха |
Емкость топливного бака, л | 210+ 210 |
Привод | Гидравлическая система с пневматическим усилителем |
Тип | Мембрана, однодисковая |
Приводы | Давление воздуха |
Диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных колодок, мм | 140 |
Внешний радиус поворота, м | 16 |
Макс. скорость, не менее, км/ч | 90 |
Угол подъема, не менее, % (градусов) | 31 |
Аккумулятор, В/Ач | 2х12/190 |
Генератор, В/В | 28/3000 |
Напряжение, B | 24 |
Двигатель
В первые годы производства автомобиль КАМАЗ-63501 оснащался силовым агрегатом КАМАЗ-740.50-360 (Евро-2). Это четырехтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхнеклапанной конструкцией с жидкостным охлаждением. Двигатель предназначен для турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха.
На автомобили КамАЗ-63501 теперь устанавливаются двигатели КамАЗ-740.602-360, аналогичные оригинальным, но модернизированные до стандарта Евро-4. Эти двигатели оснащены электронным управлением и системой common rail.
Технические характеристики этого двигателя КАМАЗ-63501 следующие.
- Максимальная чистая мощность, при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин — 265 кВт (или 360 л.с.).
- Максимально доступный крутящий момент, при частоте вращения коленчатого вала 1300 об/мин — 1570 Нм (160 кг фут) (1452 Нм (148 кг фут) в первом варианте двигателя).
- Рабочий объем двигателя — 11,76 л.
- Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 130 мм.
- Степень сжатия — 17,9 (16,8 в старом двигателе).
- Минимальный удельный расход топлива — 207 г/(л.с./час)
- Расход сгоревшего топлива в режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива, не более 0,1%.
- Масса двигателя без смазки (при поставке) 870 кг.
- Размеры двигателя: L1260 x W930 x H1045 мм.
Трансмиссия
Автомобиль КАМАЗ-63501 оснащен механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S 1820. Эти коробки передач были первоначально импортированы из Европы, разработаны и изготовлены компанией Zahnrad Fabrik. Позже производство коробок передач ZF Ecosplit ZF 16S151 и ZF 16S1820 было начато в Челнах на территории бывшего Советского Союза, и сегодня более 80% тяжелых грузовиков КАМАЗа оснащаются этими коробками передач, производимыми совместным предприятием ZF-Kama.
Ряд отечественных предприятий, в том числе КАМАЗ, ЗМЗ и «РосАлит», начали отливать и обрабатывать алюминиевые корпуса, чугунные крышки и картеры сцепления для этих коробок, а также изготавливать валы и шестерни. Однако по состоянию на 2017 год подшипники, синхронизаторы и уплотнения по-прежнему поставляются из Германии.
На автомобиле КАМАЗ-63501 установлено сцепление диафрагменного типа, однодисковое, сухого типа. Он имеет гидравлический и пневматический привод. Диаметр площадки составляет 430 мм. Коробка передач — КАМАЗ-65111, двухступенчатая (1,662:1 первая ступень/выше, 0,917:1 вторая ступень/ниже) с блокируемым центральным дифференциалом. Главные передачи сдвоенные, пара конических и пара прямозубых шестерен (7,22:1). Дифференциал на задней оси блокируется. Привод на переднюю ось постоянный и непереключаемый.
Тормоза и электрооборудование
КамАЗ-63501 оснащен четырьмя независимыми тормозными системами: рабочей системой, управляемой педалью перед кабиной, резервной системой (связанной с парковкой) и вспомогательной системой. Тормоза пневматического типа. Общая площадь тормозных колодок составляет 8400 см². Ширина тормозных колодок составляет 140 мм; диаметр барабанов — 400 мм. Грузовик также оснащен антиблокировочной тормозной системой.
Электрооборудование КамАЗ-63501 состоит из двух аккумуляторов 12 вольт/190 ампер-часов и генератора переменного тока 28 вольт/3000 ватт. Напряжение бортовой сети составляет 24 вольта.
Устройство
На момент выпуска (2004 год) КАМАЗ 63501 не имел аналогов в мире. Четыре ведущих моста, высокая грузоподъемность и конфигурация осей 8х8 обеспечивают отличную проходимость, что делает эту модель уникальной.
КАМАЗ 63501 оснащен 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S 1820, которая изначально была импортирована из Европы (производитель — Zahnrad Fabrik). Однако позже производство этой передачи было налажено в Наблусе. В настоящее время почти все конверсии КамАЗ 63501 оснащены коробками передач, которые производятся российским совместным предприятием CF-Kama. Чугунная крышка, шестерни, алюминиевый корпус, картер сцепления и другие компоненты коробки передач производятся в России, а прокладки, синхронизаторы и подшипники по-прежнему импортируются из Германии.
На автомобиле используется однодисковое сухое сцепление диафрагменного типа с гидравлическим приводом с пневматическим усилителем. камаз 63501 оснащен 2-ступенчатой раздаточной коробкой камаз 65111 с блокируемым центральным дифференциалом. Дифференциал для задней оси является блокируемым, в то время как привод для передней оси является постоянным.
КамАЗ 63501 имеет 4 тормозные системы.
- Система обслуживания с педальным приводом. В его основе лежит барабанный механизм. Ширина колодок составляет 140 мм, а диаметр барабана — 400 мм.
- Остановочная система.
- Аварийная система совмещена с системой остановки.
- Вспомогательная система.
КАМАЗ 63501 также оснащен антиблокировочной системой тормозов.
Электрическая система состоит из генератора переменного тока мощностью 3 000 ватт и 2 аккумуляторов по 190 ампер.
Кабина
Кабина полноприводного грузовика «Набализны» не имеет каких-либо оригинальных особенностей, отличающихся от других моделей завода: это стандартная кабина КАМАЗа — трехпозиционная, полностью металлическая, откидывающаяся вперед. Как и у других грузовиков, кабина КАМАЗ-63501 была переделана. Сегодня четырехосная модель оснащена современной кабиной производства Mercedes-Benz.
На самом деле, несмотря на немецкую родословную, только первые сто новых кабин были отправлены из Европы в Челны для сборки. Затем они были импортированы в виде шести больших заготовок. Каркасы свариваются ими на специальных станциях, созданных именно для этой кабины. В последние годы завод запустил сборочную линию, на которой кабины состоят целиком из нескольких сотен деталей.
На этапе покраски кабины были загрунтованы электрофорезом (все кабины, даже старые, выпущенные в качестве запасных частей). Вся кабина погружалась в ванну, где производилось гальваническое покрытие. Поэтому есть надежда, что коррозионная стойкость новых кабин будет значительно улучшена по сравнению со старыми.
Существует три варианта новой кабины: № 1 — дневная кабина (короткая и с низким потолком); № 2 — также с низким потолком, но удлиненная — оснащена спальным местом шириной 685 мм; № 3 — удлиненная и с высоким потолком. Конечно, третий вариант не имеет ничего общего с КАМАЗ-63501 — это не грузовик для дальних перевозок. Но есть и второй вариант: для вездеходов, предназначенных для работы на зимних дорогах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, спальная кабина является обязательным условием.
Внешне новая кабина немного шире прежней (2,5 м вместо 2,3 м). Высота от пола до потолка составляет 1,51 метра. Имеется регулируемая рулевая колонка, оснащенная пневматическими креплениями. Сиденье водителя (лицензионный Grammer, который был изготовлен совместным предприятием TIS Ltd. в соседней Ерабуге) установлено на пневматической подвеске.
Если в кабине есть спальный отсек, то под нижней полкой можно разместить много вещей. Там же можно установить переносной холодильник.Кабина КАМАЗ-63501 имеет четырехточечную подвеску на пружинных стойках. Он поднимается с помощью гидравлического подъемника с насосом, накачиваемым домкратом.
Модификации
КАМАЗ 63501 выпускается в двух вариантах: шасси повышенной проходимости для установки специального оборудования и надстроек и бортовая модель. Оборудование, доступное для установки, включает пожарные машины, изотермические грузовики, лесовозы, геологические станции, манипуляторы, лесовозы и буровые установки. Бортовые платформы на шасси КАМАЗ 63501 имеют индекс КАМАЗ 63501-996.
Шасси КАМАЗ 63501 теперь доступно в следующих версиях.
- КАМАЗ 63501-3025-40 — конверсия с длиной рамы 6970 мм, двумя топливными баками 210 и 350 литров и двигателем КАМАЗ 740.602-360 (Евро-4).
- КАМАЗ 63501-3026-40 — версия с длиной рамы 6970 мм, с двумя топливными баками 210 и 350 литров и двигателем КАМАЗ 740.602-360 (Евро-4)
- КАМАЗ 63501-3960-41 — версия с монтажной длиной рамы 6635 мм, 1 топливным баком 210 литров и двигателем КАМАЗ 740.612-320 (Евро-4).
На шасси КАМАЗ 63501 построены следующие специальные автомобили
- РСЗО КАМАЗ 9А52-4 является версией РСЗО «Смерч». Прототип был продемонстрирован на МАКС-2007. Машина позволяет вести скоординированный огонь по противнику. В то же время комплекс сохраняет максимальную мобильность.
- КамАЗ 63501АТ «Медведь» — это военный грузовик, предназначенный для буксировки пушек 2А36 «Гиацинт-Б» и 2А65 «Мста-Б». Модель была оснащена подъемной машиной IM-50 грузоподъемностью до 2000 кг и могла перевозить до 7 человек, не считая водителя.
РСЗО 9А52-4 «Кама»
Это современная версия реактивной системы залпового огня «Смерч». Эта боевая машина с 6-трубной пусковой установкой управляемых ракет была впервые представлена публике на МАКС-2007. (Московский международный авиационно-космический салон) и REA-2009 (Международный авиационно-космический салон в Нижнем Тагиле).
Использование системы на полноприводном шасси КАМАЗ-63501 повышает маневренность РСЗО за счет снижения массы, габаритов и скорости. Отдельные лица могут быть рассредоточены для ведения огня скоординированным образом. Он разрабатывался не только для российской армии, но и для поставок на экспорт.
Артиллерийский тягач «Медведь»
Шасси КАМАЗ-63501 подходит для перевозки 152-мм пушек и гаубиц «Мста» и «Гиацинт», а также других буксируемых орудий и систем массой до 12 тонн. Он оснащен подъемным манипулятором IM-50 грузоподъемностью 2 тонны и длиной стрелы 6,14 метра для погрузки/разгрузки боеприпасов и других грузов. Он оснащен обитаемым отсеком, в котором может разместиться член артиллерийского экипажа. В этом отсеке предусмотрено место для шести человек. Отсек экипажа, салон экипажа, батареи, топливные баки и пол двигателя бронированы в соответствии с классом защиты V.
Верхняя часть отсека экипажа имеет два бронированных аварийных люка, две двери и два боковых окна, которые могут быть запечатаны для облегчения стрельбы. Отопление, вентиляция и фильтрация являются независимыми, а между кабиной пилота и отсеком экипажа имеется переговорное устройство.
Первое появление установки состоялось на международной выставке вооружений «REA-2006» в 2006 году. А в 2009 году тягач «Медведь» с шасси КАМАЗ-63501 был принят на вооружение российской армии и началось его серийное производство.
Комплекс оперативного развёртывания временных дорог
Этот многоцелевой механизированный комплекс для быстрого развертывания временных дорог, на шасси КАМАЗ-63501, предназначен для обеспечения проезда любой техники по труднопроходимой местности или болотистой местности. За десять минут на такой сложной местности можно создать временную дорожную полосу длиной 100 метров и шириной 4,6 метра. По временному дорожному полотну могут передвигаться как колесные, так и гусеничные машины весом до 60 тонн.
Другие варианты использования Камаз-63501 в российской армии включают использование в качестве базы для мобильных командных пунктов и мобильных радиолокационных станций.
Автокраны и другие спецмашины
Шасси КамАЗ-63501 особенно популярно для автокранов. На шасси устанавливаются мощные краны грузоподъемностью 30, 40 или 50 тонн (Клинцы, Галичанин и др.), которые имеют телескопические четырехсекционные стрелы из цельнометаллических швеллерных профилей. Краны могут использоваться для высокоточного монтажа, когда груз размещается на определенной высоте в готовой конструкции. Два гидравлических насоса, работающие от силовой установки грузовика, приводят в действие крановую установку, позволяя выполнять все операции крана одновременно.
Высота подъема основной стрелы крана составляет 30 метров (в зависимости от модификации это значение немного меняется); при использовании дополнительной стрелы — 40 метров. Эти краны используются в различных областях, например, для монтажа линий электропередач.
Другие популярные области применения шасси КАМАЗ-63501 — пожарные машины; контейнеровозы; передвижные мастерские или лаборатории с кранами; автоцистерны или бензовозы.