КамАЗ 63501

КАМАЗ 63501 — четырехосная модель с высокой проходимостью в колесной формуле 8х8. Это транспортное средство имеет военный характер. Его разработка велась по заказу и на средства Министерства обороны. При этом автомобиль используется не только в военных целях, но и в гражданской деятельности. КАМАЗ 63501 пользуется большим спросом в регионах, где приоритетом является максимальная проходимость.

Производство автомобиля началось в 2004 году. Благодаря своим уникальным внедорожным способностям, модель быстро стала популярной не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

В 2010 году КамАЗ 63501 подвергся глобальной модернизации, что сказалось на производительности оборудования. Снижен расход топлива, увеличен срок службы и улучшена ремонтопригодность. Существует новая версия с переработанным кокпитом, который обеспечивает больший комфорт. Линейка двигателей также была изменена, в нее добавлены современные двигатели с улучшенными характеристиками.

Успешное шасси

Шасси КАМАЗ 63501 оснащено различными надстройками: кранами, пожарным оборудованием и геологоразведочным оборудованием. Он используется в различных климатических зонах и на сложных маршрутах. Автопоезда оснащены сцепками крючкового типа.

Автомобиль оснащен 360-сильным двигателем с рабочим объемом 11,76 литра. Восьмицилиндровый верхнеклапанный четырехтактный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением соответствует стандарту Евро-2. Новая версия оснащена двигателем стандарта Евро-3.

Технические характеристики шасси КамАЗ 63501 позволяют перевозить 16 тонн груза, либо нагрузку на надстройку, не превышающую этот вес. Кроме того, комбинированная полная масса составляет 37 900 кг, а максимальная скорость автомобиля — 80 км/ч.

Шасси оснащено двумя топливными баками емкостью 350 и 210 литров с расходом топлива 42 литра на 100 километров. Коробка передач — 16-ступенчатая механическая трансмиссия немецкого производства с механическим дистанционным управлением.

Сцепление однодисковое, диафрагменного типа, а гидравлический привод оснащен пневматическим усилителем. Двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивает не только межосевую, но и межколесную блокировку.

Автопоезда на шасси КАМАЗ-63501 оснащены четырьмя независимыми тормозными системами: рабочей системой, управляемой педалью в передней части кабины, резервной системой (связанной со стояночным тормозом) и вспомогательной системой. Этот тип тормозной системы был успешно испытан и проверен на других моделях. Грузовик оснащен системой ABC.

Шасси КАМАЗ-63501 и модификации на базе этого грузовика для повышения плавучести автомобиля и хорошей тяги, с внедорожными односкатными шинами 425/85 R21, с лопатками и пневмовытяжками в зависимости от уровня загрузки надстройки. Модели 63501 доступны у дилеров по цене от 3 000 000 до 3 600 000 рублей, пробег автомобилей 180 000 от рублей.

На шасси этой модели завод выпускает КамАЗ-63501-996 бортовой грузовик грузоподъемностью 14 тонн. Масса прицепа снижается до 11 000 кг, а полная комбинированная масса не может превышать 26 900 кг. Нагрузка на ось: 11 100 кг спереди и 15 800 кг сзади. Как и базовая модель, грузовик оснащен цельнометаллической комфортабельной трехместной кабиной, которая установлена над двигателем. В зависимости от требований покупателя, трехпозиционная кабина может быть оснащена спальным местом или без него.

КамАЗ-63501-996 имеет такие же ходовые качества, как и базовая модель. Грузовик предназначен для работы на неровных дорогах и может преодолевать 31% холмов с радиусом поворота 14 метров и максимальной скоростью 90 км/ч в полностью загруженном состоянии. Грузовая платформа с откидными бортами может быть оборудована кузовом или тентом. Автомобиль КАМАЗ 63501-996 доступен у дилеров по цене от 3 до 3,5 миллионов рублей.

Технические характеристики

Дополнительное оборудование Лебедка, коробка отбора мощности
Грузоподъемность автомобиля, кг 14000
Полная масса автомобиля, кг 26750
Нагрузка на заднюю тележку, кг 16000
Комбинированная полная масса автомобиля, кг 37750
Полная масса прицепа, кг 11000
Вес обочины, кг 12600
Нагрузка на заднюю тележку, кг 5000
Передаточное число*** 6,53
Макс. крутящий момент нетто, Нм (кгсм) 1570 (160)
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1300
Макс. полезная мощность, кВт (л.с.) 265 (360)
При частоте вращения коленчатого вала, об/мин 1900
Тип двигателя 740.602-360 (Евро 4)
Рабочий объем, l 11,76
Расположение цилиндров и их количество V-образная форма, 8
Степень сжатия 17,9
Тип двигателя Дизель с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и наддувом с воздушным охлаждением
Версии Спальное место
Тип кабины Кабина, фронтальная, с высокой крышей, расположенная над двигателем
Размер обода 310-533
Размер шины 425/85 R21
Тип колеса Диск
Тип шины Одиночная шина
Тип шины Пневматический, с контролем давления
Модель механизма управления ZF 16S1820
Передаточные числа в передачах 1 — 13,8/ 2 — 1,54/ 3 — 9,49/ 4 — 7,93/ 5 — 6,53/ 6- 5,46/ 7 — 4,57/ 8 — 3,82/ 9 — 3,02/ 10- 2,53/ 11 — 2,08/ 12- 1,74/ 13 — 1,43/ 14- 1,2/ 15 — 1/ 16 — 0,84/ 3Х- 12,92
Тип Механический, 16 скоростей
Меры контроля Ручное управление, дистанционное управление
Количество передач 8
Внутренние размеры, мм 6112 x 2470 x 730
Платформа Плоская пластина, металлическая, навесная
Модель КАМАЗ 65111
Передаточное число
Вторая передача (более высокая) 0,917
Первая передача (пониженная) 1,692
Тип механический, двухскоростной, с блокируемым дифференциалом
рулевое управление Давление воздуха
Емкость топливного бака, л 210+ 210
Привод Гидравлическая система с пневматическим усилителем
Тип Мембрана, однодисковая
Приводы Давление воздуха
Диаметр барабана, мм 400
Ширина тормозных колодок, мм 140
Внешний радиус поворота, м 16
Макс. скорость, не менее, км/ч 90
Угол подъема, не менее, % (градусов) 31
Аккумулятор, В/Ач 2х12/190
Генератор, В/В 28/3000
Напряжение, B 24
Читайте также:  Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Двигатель

В первые годы производства автомобиль КАМАЗ-63501 оснащался силовым агрегатом КАМАЗ-740.50-360 (Евро-2). Это четырехтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхнеклапанной конструкцией с жидкостным охлаждением.  Двигатель предназначен для турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха.

На автомобили КамАЗ-63501 теперь устанавливаются двигатели КамАЗ-740.602-360, аналогичные оригинальным, но модернизированные до стандарта Евро-4. Эти двигатели оснащены электронным управлением и системой common rail.

Технические характеристики этого двигателя КАМАЗ-63501 следующие.

  • Максимальная чистая мощность, при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин — 265 кВт (или 360 л.с.).
  • Максимально доступный крутящий момент, при частоте вращения коленчатого вала 1300 об/мин — 1570 Нм (160 кг фут) (1452 Нм (148 кг фут) в первом варианте двигателя).
  • Рабочий объем двигателя — 11,76 л.
  • Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 130 мм.
  • Степень сжатия — 17,9 (16,8 в старом двигателе).
  • Минимальный удельный расход топлива — 207 г/(л.с./час)
  • Расход сгоревшего топлива в режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива, не более 0,1%.
  • Масса двигателя без смазки (при поставке) 870 кг.
  • Размеры двигателя: L1260 x W930 x H1045 мм.

Трансмиссия

Автомобиль КАМАЗ-63501 оснащен механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S 1820. Эти коробки передач были первоначально импортированы из Европы, разработаны и изготовлены компанией Zahnrad Fabrik. Позже производство коробок передач ZF Ecosplit ZF 16S151 и ZF 16S1820 было начато в Челнах на территории бывшего Советского Союза, и сегодня более 80% тяжелых грузовиков КАМАЗа оснащаются этими коробками передач, производимыми совместным предприятием ZF-Kama.

Ряд отечественных предприятий, в том числе КАМАЗ, ЗМЗ и «РосАлит», начали отливать и обрабатывать алюминиевые корпуса, чугунные крышки и картеры сцепления для этих коробок, а также изготавливать валы и шестерни. Однако по состоянию на 2017 год подшипники, синхронизаторы и уплотнения по-прежнему поставляются из Германии.

На автомобиле КАМАЗ-63501 установлено сцепление диафрагменного типа, однодисковое, сухого типа. Он имеет гидравлический и пневматический привод. Диаметр площадки составляет 430 мм. Коробка передач — КАМАЗ-65111, двухступенчатая (1,662:1 первая ступень/выше, 0,917:1 вторая ступень/ниже) с блокируемым центральным дифференциалом. Главные передачи сдвоенные, пара конических и пара прямозубых шестерен (7,22:1). Дифференциал на задней оси блокируется. Привод на переднюю ось постоянный и непереключаемый.

Тормоза и электрооборудование

КамАЗ-63501 оснащен четырьмя независимыми тормозными системами: рабочей системой, управляемой педалью перед кабиной, резервной системой (связанной с парковкой) и вспомогательной системой. Тормоза пневматического типа. Общая площадь тормозных колодок составляет 8400 см². Ширина тормозных колодок составляет 140 мм; диаметр барабанов — 400 мм. Грузовик также оснащен антиблокировочной тормозной системой.

Читайте также:  Башенный кран на рельсовом ходу КБ-403

Электрооборудование КамАЗ-63501 состоит из двух аккумуляторов 12 вольт/190 ампер-часов и генератора переменного тока 28 вольт/3000 ватт. Напряжение бортовой сети составляет 24 вольта.

Устройство

На момент выпуска (2004 год) КАМАЗ 63501 не имел аналогов в мире. Четыре ведущих моста, высокая грузоподъемность и конфигурация осей 8х8 обеспечивают отличную проходимость, что делает эту модель уникальной.

КАМАЗ 63501 оснащен 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S 1820, которая изначально была импортирована из Европы (производитель — Zahnrad Fabrik). Однако позже производство этой передачи было налажено в Наблусе. В настоящее время почти все конверсии КамАЗ 63501 оснащены коробками передач, которые производятся российским совместным предприятием CF-Kama. Чугунная крышка, шестерни, алюминиевый корпус, картер сцепления и другие компоненты коробки передач производятся в России, а прокладки, синхронизаторы и подшипники по-прежнему импортируются из Германии.

На автомобиле используется однодисковое сухое сцепление диафрагменного типа с гидравлическим приводом с пневматическим усилителем. камаз 63501 оснащен 2-ступенчатой раздаточной коробкой камаз 65111 с блокируемым центральным дифференциалом. Дифференциал для задней оси является блокируемым, в то время как привод для передней оси является постоянным.

КамАЗ 63501 имеет 4 тормозные системы.

  •  Система обслуживания с педальным приводом. В его основе лежит барабанный механизм. Ширина колодок составляет 140 мм, а диаметр барабана — 400 мм.
  •  Остановочная система.
  •  Аварийная система совмещена с системой остановки.
  •  Вспомогательная система.

КАМАЗ 63501 также оснащен антиблокировочной системой тормозов.

Электрическая система состоит из генератора переменного тока мощностью 3 000 ватт и 2 аккумуляторов по 190 ампер.

Кабина

Кабина полноприводного грузовика «Набализны» не имеет каких-либо оригинальных особенностей, отличающихся от других моделей завода: это стандартная кабина КАМАЗа — трехпозиционная, полностью металлическая, откидывающаяся вперед. Как и у других грузовиков, кабина КАМАЗ-63501 была переделана. Сегодня четырехосная модель оснащена современной кабиной производства Mercedes-Benz.

На самом деле, несмотря на немецкую родословную, только первые сто новых кабин были отправлены из Европы в Челны для сборки. Затем они были импортированы в виде шести больших заготовок. Каркасы свариваются ими на специальных станциях, созданных именно для этой кабины. В последние годы завод запустил сборочную линию, на которой кабины состоят целиком из нескольких сотен деталей.

На этапе покраски кабины были загрунтованы электрофорезом (все кабины, даже старые, выпущенные в качестве запасных частей). Вся кабина погружалась в ванну, где производилось гальваническое покрытие. Поэтому есть надежда, что коррозионная стойкость новых кабин будет значительно улучшена по сравнению со старыми.

Существует три варианта новой кабины: № 1 — дневная кабина (короткая и с низким потолком); № 2 — также с низким потолком, но удлиненная — оснащена спальным местом шириной 685 мм; № 3 — удлиненная и с высоким потолком. Конечно, третий вариант не имеет ничего общего с КАМАЗ-63501 — это не грузовик для дальних перевозок. Но есть и второй вариант: для вездеходов, предназначенных для работы на зимних дорогах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, спальная кабина является обязательным условием.

Внешне новая кабина немного шире прежней (2,5 м вместо 2,3 м). Высота от пола до потолка составляет 1,51 метра. Имеется регулируемая рулевая колонка, оснащенная пневматическими креплениями. Сиденье водителя (лицензионный Grammer, который был изготовлен совместным предприятием TIS Ltd. в соседней Ерабуге) установлено на пневматической подвеске.

Если в кабине есть спальный отсек, то под нижней полкой можно разместить много вещей. Там же можно установить переносной холодильник.Кабина КАМАЗ-63501 имеет четырехточечную подвеску на пружинных стойках. Он поднимается с помощью гидравлического подъемника с насосом, накачиваемым домкратом.

Модификации

КАМАЗ 63501 выпускается в двух вариантах: шасси повышенной проходимости для установки специального оборудования и надстроек и бортовая модель. Оборудование, доступное для установки, включает пожарные машины, изотермические грузовики, лесовозы, геологические станции, манипуляторы, лесовозы и буровые установки. Бортовые платформы на шасси КАМАЗ 63501 имеют индекс КАМАЗ 63501-996.

Читайте также:  Как получить права на погрузчик?

Шасси КАМАЗ 63501 теперь доступно в следующих версиях.

  • КАМАЗ 63501-3025-40 — конверсия с длиной рамы 6970 мм, двумя топливными баками 210 и 350 литров и двигателем КАМАЗ 740.602-360 (Евро-4).
  • КАМАЗ 63501-3026-40 — версия с длиной рамы 6970 мм, с двумя топливными баками 210 и 350 литров и двигателем КАМАЗ 740.602-360 (Евро-4)
  • КАМАЗ 63501-3960-41 — версия с монтажной длиной рамы 6635 мм, 1 топливным баком 210 литров и двигателем КАМАЗ 740.612-320 (Евро-4).

На шасси КАМАЗ 63501 построены следующие специальные автомобили

  • РСЗО КАМАЗ 9А52-4 является версией РСЗО «Смерч». Прототип был продемонстрирован на МАКС-2007. Машина позволяет вести скоординированный огонь по противнику. В то же время комплекс сохраняет максимальную мобильность.
  • КамАЗ 63501АТ «Медведь» — это военный грузовик, предназначенный для буксировки пушек 2А36 «Гиацинт-Б» и 2А65 «Мста-Б». Модель была оснащена подъемной машиной IM-50 грузоподъемностью до 2000 кг и могла перевозить до 7 человек, не считая водителя.

РСЗО 9А52-4 «Кама»

Это современная версия реактивной системы залпового огня «Смерч». Эта боевая машина с 6-трубной пусковой установкой управляемых ракет была впервые представлена публике на МАКС-2007. (Московский международный авиационно-космический салон) и REA-2009 (Международный авиационно-космический салон в Нижнем Тагиле).

Использование системы на полноприводном шасси КАМАЗ-63501 повышает маневренность РСЗО за счет снижения массы, габаритов и скорости. Отдельные лица могут быть рассредоточены для ведения огня скоординированным образом. Он разрабатывался не только для российской армии, но и для поставок на экспорт.

Артиллерийский тягач «Медведь»

Шасси КАМАЗ-63501 подходит для перевозки 152-мм пушек и гаубиц «Мста» и «Гиацинт», а также других буксируемых орудий и систем массой до 12 тонн. Он оснащен подъемным манипулятором IM-50 грузоподъемностью 2 тонны и длиной стрелы 6,14 метра для погрузки/разгрузки боеприпасов и других грузов. Он оснащен обитаемым отсеком, в котором может разместиться член артиллерийского экипажа. В этом отсеке предусмотрено место для шести человек. Отсек экипажа, салон экипажа, батареи, топливные баки и пол двигателя бронированы в соответствии с классом защиты V.

Верхняя часть отсека экипажа имеет два бронированных аварийных люка, две двери и два боковых окна, которые могут быть запечатаны для облегчения стрельбы. Отопление, вентиляция и фильтрация являются независимыми, а между кабиной пилота и отсеком экипажа имеется переговорное устройство.

Первое появление установки состоялось на международной выставке вооружений «REA-2006» в 2006 году. А в 2009 году тягач «Медведь» с шасси КАМАЗ-63501 был принят на вооружение российской армии и началось его серийное производство.

Комплекс оперативного развёртывания временных дорог

Этот многоцелевой механизированный комплекс для быстрого развертывания временных дорог, на шасси КАМАЗ-63501, предназначен для обеспечения проезда любой техники по труднопроходимой местности или болотистой местности. За десять минут на такой сложной местности можно создать временную дорожную полосу длиной 100 метров и шириной 4,6 метра. По временному дорожному полотну могут передвигаться как колесные, так и гусеничные машины весом до 60 тонн.

Другие варианты использования Камаз-63501 в российской армии включают использование в качестве базы для мобильных командных пунктов и мобильных радиолокационных станций.

Автокраны и другие спецмашины

Шасси КамАЗ-63501 особенно популярно для автокранов. На шасси устанавливаются мощные краны грузоподъемностью 30, 40 или 50 тонн (Клинцы, Галичанин и др.), которые имеют телескопические четырехсекционные стрелы из цельнометаллических швеллерных профилей. Краны могут использоваться для высокоточного монтажа, когда груз размещается на определенной высоте в готовой конструкции. Два гидравлических насоса, работающие от силовой установки грузовика, приводят в действие крановую установку, позволяя выполнять все операции крана одновременно.

Высота подъема основной стрелы крана составляет 30 метров (в зависимости от модификации это значение немного меняется); при использовании дополнительной стрелы — 40 метров. Эти краны используются в различных областях, например, для монтажа линий электропередач.

Другие популярные области применения шасси КАМАЗ-63501 — пожарные машины; контейнеровозы; передвижные мастерские или лаборатории с кранами; автоцистерны или бензовозы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру