Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Одну из стен дома Дмитрия Медведева украшает фотография бульдозера Т-330, а 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина подарок на 51-й день рождения — картину Николая Овчинникова «В мастерской», на которой изображен именно этот трактор. Кстати, тяжелый промышленный бульдозер Т-330 по праву можно назвать историей успеха советского «импортозамещения» (громкое слово второй половины 2000-х годов). Все об истории этой модели, ее дизайне, технических особенностях и применении — в этой статье.

История модели и особенности конструкции

В начале 1970-х годов Советский Союз активно реализовывал ряд масштабных проектов: строил нефте- и газопроводы, железнодорожные линии, крупные промышленные объекты, мелиорировал месторождения. Значительно вырос спрос на мощные, энергонасыщенные машины с тяговым усилием до 25 уровней.

Т-330 был разработан в 1972-1975 годах и стал достойной заменой аналогичной импортной технике Caterpillar, Komatsu и Liebherr, приобретенной ранее за твердую валюту. Задача состояла в том, чтобы прекратить субсидировать иностранные экономики, купить необходимые машины в твердой валюте и начать собственное производство.

Поскольку Т-330 создавался как замена машин, насыщенных иностранной мощью, было естественно, что при его разработке полностью учитывались эти модели. Однако сборка и детали не были скопированы в точности. В результате бульдозер немного уступал в производительности своему знаменитому аналогу. Однако затраты на его производство и дальнейшее обслуживание значительно ниже.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

По замыслу конструкторов, Т-330 должен был стать не только тяжелым промышленным бульдозером, но и основной моделью и базой для нового семейства промышленных тракторных платформ, в которое вошли бы машины разных тяговых классов с унифицированными узлами и механизмами. Помимо основного применения в землеройных и резательных работах, «Т-330» призван стать базой для создания ряда единичных носителей для вспомогательного оборудования: кранов, экскаваторов, трубоукладочного оборудования.

Следует отметить, что этот мощный трактор еще задолго до своего массового выпуска в стране привлек внимание СМИ, общественных организаций и зарубежных экспертов. Причиной тому послужил новый и необычный дизайн модели, нетипичный для стандартного тракторного бульдозера. Среди экспертов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

Т-330 с первого взгляда сразу привлек внимание своей необычной и даже нетрадиционной компоновкой. Как и предполагалось конструкторами, кабина пилота была расположена далеко впереди и почти точно за лопастями. Она практически висит прямо над опалубкой. Это было особенно заметно на ранних бульдозерах.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Во время испытаний в городе Чербакуль Челябинской области было обнаружено, что камни могут накапливаться на лопастях, а затем перелетать через капот и приземляться на переднюю часть кабины. А если вы работаете на каменистой почве, то можете повредить передние стекла и саму кабину. Невозможно было сделать кабину полностью безопасной, установив сетку из сварных полос.

Поэтому у более поздних серийных моделей кабина была отнесена на метр назад, а на передней части был установлен бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Однако даже после описанных усовершенствований «Т-330» все равно явно отличался от стандартных моделей бульдозеров того времени своим смелым внешним видом.

На идею реализовать столь необычный макет натолкнули следующие факты. Основным «инструментом» бульдозера был бульдозерный отвал, установленный спереди. За огромным капотом мощного двигателя с высокой производительностью у оператора просто нет возможности увидеть все детали рабочего процесса.

Это снижает его утомляемость и общую работоспособность. А на некоторых мощных бульдозерах оператору приходилось работать в положении стоя. Поэтому решение советских конструкторов перенести кабину вперед было очень смелым и вполне оправданным. Это улучшило видимость, а значит, точность и безопасность.

В наше время Т-330 производится на Чебоксарском тракторном заводе (входит в холдинг «Протрактор») под названием ЧЕТРА-Т25. Однако современная версия Т-330, бульдозер ЧЕТРА Т25, использует дизельный двигатель QSX15-C440 от Cummins (а в некоторых отношениях — ярославский двигатель ЯМЗ-8501.10) и насосный агрегат от David Brown.

Назначение

T-330 используется для строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?C до +50?C). Наиболее эффективно использовать бульдозер для крупных проектов, чтобы достичь оптимального соотношения выполненных работ и эксплуатационных расходов.

В стандартное оснащение трактора входит прополочная машина и передний поперечный отвал. Капот бронирован для обеспечения высокой прочности и предотвращения деформации при работе с большими кусками твердой, каменистой почвы. Кабина с передним креплением снижает нагрузку на оператора и обеспечивает лучший обзор при работе с фронтальным отвалом. Для уменьшения повреждений кабины, вызванных сходом почвы с передней части ковша, ковш был немного смещен назад (под защиту капота).

Читайте также:  Урал 375

Для повышения практической эффективности работы гусеничного бульдозера на мерзлой почве выхлопные газы могут отводиться под опалубку. Это предотвращает замерзание булыжников и тем самым снижает подвижность ковша и массу перемещаемого материала.

Благодаря эффективной системе воздушного охлаждения двигатель рассчитан на холодный запуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для устранения перегрева, вызванного интенсивной работой. Модели с жидкостным охлаждением наиболее эффективны при высоких температурах воздуха.

Конкретные примеры промышленного использования тракторов включают.

  • Подготовка фундаментов для больших зданий.
  • Участие в сносе и демонтаже железобетонных покрытий.
  • Копание выбоин.
  • Помощь и предотвращение стихийных бедствий (очистка канав, строительство насыпей, разбор завалов).

Технические характеристики

Большинство современных моделей Т-330 оснащены современными 12-цилиндровыми двигателями, так как старые 8-цилиндровые двигатели почти выработали свой ресурс. Ниже приведен список технических характеристик бульдозеров, которые чаще всего встречаются в продаже или в механизированных агрегатах.

Двигатель бульдозера Т-330 (тип ЯМЗ-240НМ2, Ярославль)

Характеристики Размеры Размерные единицы
Воздушный цилиндр. 12 шт.
— Число 130 мм
— Диаметр 22,3 л
— Рабочий объем 140 мм
— Инсульт
Мощность 368/500 кВт/ч.
Скорость вращения вала 2100 об./мин.
Крутящий момент (макс.). 1815/185 Нм / кгс/мм
Расход топлива (мин.) 208/153 г/ч на единицу мощности (кВт/ч)
Размеры 1,760 ? 1,100 ? 1,190 м
Вес 1,790 т

Размеры и характеристики трассы.

Характеристики Индикаторы Единица измерения
Обувь.
— Число 42 шт.
— Ширина 650 мм
Ссылка.
— Асфальт 250 мм
— Высота соприкосновения с землей 90 мм
Контактная зона 7,86 м2

Параметры гидравлической системы.

Характеристики Индикаторы Единица измерения.
Тип насоса Шестеренные насосы
Производительность насоса при 1700 об/мин. 430 литров/мин.
Клапан сброса давления.
— Потрошитель 160 кг/см2
— Наклон лезвия 160 кг/куб.см
— Штабелирование 160 кг/см2
Размер поршня (диаметр, ход)
— Цилиндры подъема и опускания опалубки 160х1250 мм
— Наклон лезвия 220х300 мм
— Подъемник-рыхлитель 220х560 мм

Рабочие характеристики.

Спецификация Индикаторы Единицы измерения
Длина 9330 мм
Высота 4762 мм
Ширина 4230 мм
Удельное давление 1,127 кгс/см
Емкость топливного бака (дизельное топливо) 670 л
Диапазон скоростей.
— Фронт. 0-17 км/ч
— Назад 0-14 км/ч
Вес 54800 кг
Дорожный просвет 0,57 м

Бульдозерное и крекинговое оборудование.

Спецификация Индикаторы Единица измерения.
— Тип Полусфера
— Ширина 4860 мм
— Высота 1820 кг
— Высота подъема 1530 кг
— Глубина 650 кг
— Вес 7030 кг
Призма для рисования 13 м3
Глубина лезвия не более 0,65 м
Отклонение лопастей ±12 Осень.
Потрошитель.
— Тип Параллелограмм
— Количество зубов 1 Единица
— Высота подъема 950 мм
— Глубина 1380 мм
— Диапазон углов ослабления ±14 Осень.
— Вес 6489 кг
Сила.
— Глубокий 15300 кг
— Спотыкание 56400 кг

Современная версия бульдозера стоит до 5 миллионов рублей. Старые и изношенные модели стоят дешевле, но затраты на обслуживание фактически увеличивают цену до уровня современных моделей. Принципиальным преимуществом бульдозеров является то, что стоимость запасных частей ниже, чем у зарубежных аналогов.

Двигатель

Т-330″ оснащен 22,6-литровым 8-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем «8ДВТ-330А» Волгоградского моторного завода. Мощность этого V-образного силового агрегата с турбонаддувом составляет 250 кВт/330 л.с. (Кстати, название трактора «Т-330» происходит от этого индикатора). Система охлаждения воздушная, а не жидкостная, что делает ее хорошо подходящей для суровых условий Крайнего Севера и аналогичных сред.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

  • Двигатель «8DVT-330A» имеет диаметр цилиндра и ход поршня 150 x 160 мм.
  • Номинальная скорость (крутящий момент) — 1 700 об/мин
  • Удельный расход топлива — 230 г/кВт/ч; топливный насос высокого давления — «Bosh» (Германия), «Motorpal» (Чехословакия) или «Язда» (СССР)
  • Максимальное тяговое усилие бульдозера Т-330 с двигателем «8DVT» — 670 кН/68,2 тс.
  • Вес двигателя «8DVT-330A» составляет 2,6 тонны.

Двигатель расположен в средней части трактора, за кабиной.

Фактически, при интенсивной эксплуатации срок службы двигателя «8DVT» составляет (максимум) не более 3 лет до необходимости капитального ремонта. Общий срок службы этого двигателя не превышает 3-4 тысяч моточасов.  Капитальный ремонт двигателя «8DVT» состоял из замены всех дефектных деталей, шлифовки коленчатого вала до ближайшего размера или его замены, установки новых вкладышей, поршневых колец, регулировки топливной системы, замены всех уплотнений, РТИ, установки нового жгута проводов, датчиков, замены стартера ST-721, генератора переменного тока 11.3701.

В «безумные девяностые» Волгоградский автомобильный завод (и многие другие предприятия в Волгограде и других городах) подвергся полному разрушению и разграблению, а модели двигателей «расстались со своей долгой жизнью». В результате многие владельцы бульдозеров заменили полностью отработавший свой ресурс двигатель «8ДВТ-330А» на двигатель БелАЗ «ЯМЗ-240 НМ2». Те немногие тракторы «Т-330», которые «дожили до наших дней» и «до сих пор находятся в эксплуатации», в большинстве своем оснащены не «родным» волгоградским двигателем, а двигателем «ЯМЗ-240» ярославской сборки.

Читайте также:  ГАЗ-27527 Соболь

Трансмиссия

Трансмиссия гусеничного трактора Т-330 заслуживает отдельного упоминания. Бульдозер — одна из немногих современных машин российского производства с гидромеханической системой. Он соединен с гусеничной машиной разъемной модульной системой подвески. В системе используется сложно сконструированный трехколесный одноступенчатый гидротрансформатор, дополненный центробежной турбиной.

Максимальный коэффициент пересчета составляет 3,0. Диаметр колес составляет 480 мм. КПД агрегата составляет 0,906. Это обеспечивает идеальные условия для максимальной эффективности крутящего момента и позволяет плавно регулировать крутящий момент двигателя в зависимости от нагрузки на машину.

Гидромеханический привод бульдозера T-330 оснащен трехступенчатой, шестивальной, полностью реверсивной коробкой передач. Функционирование коробки передач обеспечивается с помощью

  • Цилиндрические передачи с постоянным зацеплением.
  • Нажимное сцепление дискового типа.
  • Реверсивная система управления тормозами.
  • Ленточная тормозная система.
  • Реверсивная тормозная система с каждой стороны (тормозная система интегрирована в автономный блок).
  • Механическая коробка передач с каждой стороны.

Карданная передача для передачи крутящего момента на коническую передачу. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает маневренную передачу энергии на ведущие колеса и обеспечивает неподвижность транспортного средства во всех плоскостях, перемещая гусеницы в разных направлениях.

Этот тип системы передачи имеет много преимуществ.

  • Эффективное использование крутящего момента и мощности двигателя на всех скоростях.
  • Максимальное сцепление с поверхностью в любых условиях, включая режим ползания.
  • Легкая маневренность в ограниченном пространстве за счет разделения гусеничного привода.

Интересный факт: гидротрансформатор трактора Т-330 основан на аналогичном устройстве для тепловозов.

Механизм хода

Гусеничная ходовая система Т-330 состоит из двух пятикатковых гусениц, подвешенных к осям бортовых передач. Пять роликов и по два ролика с каждой стороны обеспечивают движение машины. Система подвески торсионных катков улучшает плавность хода трактора, обеспечивает постоянное сцепление с трассой и снижает динамическую нагрузку на ходовую часть. Это позволяет использовать максимальное сцепление с дорогой и улучшает проходимость даже в сложных условиях.

Смазка гусениц обеспечивается «постоянной» системой смазки. Гусеницы натягиваются гидравлически для облегчения управления машиной.

Устройство

Первоначально машина была оснащена 8-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. V-образное расположение цилиндров добавляет компактности и максимизирует производительность дизельного двигателя.

Современная версия бульдозера (модернизированная версия) оснащена 12-цилиндровым двигателем производства Ярославского автомобильного завода. Основным преимуществом этой усовершенствованной версии является повышенная мощность и увеличенная производительность.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Основные узлы трактора и их параметры перечислены ниже.

    1. Кабина двухместная, оборудована принудительной вентиляцией и отоплением, а также кондиционером современного дизайна. Двойное остекление кабины повышает ее теплозащиту при любых температурных условиях и предотвращает обледенение. Кабина имеет дополнительную обивку, эргономичные сиденья и интеллектуальные органы управления.
    2. Гидромеханическая трансмиссия — оснащена трехскоростной, полностью реверсивной трансмиссией, передающей крутящий момент на каждую сторону. Имеется также тормозная система, которая вместе с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в ограниченном пространстве (управляемость на месте).
    3. Преобразователь крутящего момента с крыльчаткой диаметром 480 мм имеет высокий КПД 0,906 в данной конфигурации. Максимальное соотношение такое же, как и стандартное (не более 3).
    4. Система шасси является полужесткой и состоит из двух гусениц.

Для улучшения плавности хода и минимизации динамических нагрузок используется роликовая торсионная подвеска. Смазка в компонентах остается неизменной на протяжении всего срока службы.

  1. Бульдозер полностью управляется дистанционно. Прямое механическое соединение всех компонентов с контроллером отсутствует. Большинство операций автоматизированы и выполняются с помощью вспомогательного гидравлического привода.

Принципиальная схема бульдозера T-330

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

1 — бронированная передняя крышка; 2 — коробка передач; 3 — гусеницы; 4 — натяжные колеса; 5 — гусеничная тележка; 6 — опорные катки; 7 и 8 — универсальная передача; 9 — преобразователь крутящего момента; 10 — воздушный фильтр; 11 — опорные катки; 12 — ведущая звездочка; 13 — отопитель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизельный двигатель; 16 — подогреватель; 17 — выхлопная система дизельного двигателя; 18 — ящик для инструментов; 19 -… масляный бак; 20 — масляный бак гидравлической системы; 21 — аккумулятор; 22 — вентилятор-увлажнитель воздуха кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.

Габаритные размеры

  • Д х Ш х В — 9 330 x 4 762 x 4 230 (в вытяжке)
  • Полная масса автомобиля — 42 тонны; удельное давление на уровне земли — 0,57 кгс/см2.
  • Дорожный просвет — 570 мм.
  • Объем топливного бака — 670 литров.
  • Диапазон скоростей, вперед — от 0 до 16,7 км/ч, назад — от 0 до 13,7 км/ч.
  • Сила — опускания — 15 300 кг, вытягивания — 56 400 кг.
  • Тяговое усилие — номинальное усилие: 25 т, максимальное усилие: 66 т.
Читайте также:  Бульдозер ДЭТ-250

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Кабина

Кабина трактора также предназначена для работы в суровых условиях Севера. Он имеет надежную герметизацию и оснащен мощной системой отопления, вентиляции и очистки воздуха. Кабина имеет два сиденья, поддерживаемых амортизаторами. Сиденья можно наклонять и регулировать. Окна кабины имеют двойное остекление для предотвращения обледенения. Педали и рычаги управления эргономично расположены в пользу оператора. Для управления этим огромным трактором не требуется больших физических усилий. Рулевое управление осуществляется с помощью привода с раздельными гусеницами.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Управление

Система рулевого управления с дистанционным управлением — еще одна умная разработка для тяжелых транспортеров. Органы управления расположены в кабине оператора и не имеют механических соединений с какими-либо компонентами. Полуавтоматическая система позволяет избежать применения силы для выполнения работ на Т-330. Система также почти полностью исключает передачу вибраций от операционной системы в кабину.

Тракторы с траншеекопателем и бульдозерным оборудованием составляют корневую единицу бульдозера.

Бульдозер используется для механического рыхления мерзлых слоев, трещиноватых пород, разрыхления компактных, оттаявших грунтов в любых климатических условиях, а бульдозер — для рыхления и перемещения разрыхленного грунта, гравия и мусора слой за слоем.

В сочетании с насадкой 330 может также выполнять следующие задачи

  • Грейдирование и выравнивание строительных площадок.
  • Формирование дамб, плотин и насыпей.
  • Заполнение канав и ям землей.
  • Выкапывание котлованов под фундаменты промышленных объектов.
  • Расчистка участка и выкорчевывание рощи.
  • Удаление фундаментов старых зданий и железобетонных конструкций.

Тракторы также являются основой многих буксируемых орудий.

  • Скребки.
  • Вибрационные вальцы.
  • Выкорчевывание людей.
  • Годовалый.

Некоторые домовладельцы часто используют бульдозеры как экскаватор-погрузчик или как садовую технику.

Эти машины могут быть оснащены следующими бульдозерными отвалами.

  • Невращающиеся прямые лезвия.
  • Полусферическая невращающаяся лопата.
  • Невращающийся, полусферический.

Первые 2 машины имеют ширину 4730 мм и высоту 1750 мм. Ширина сферической лопасти составляет 4920 мм. Основной угол резания составляет 55°.

Плюсы и минусы

Плюсы.

  • Хороший обзор вперед из кокпита (обзор назад отсутствует, но и смотреть там не на что — рыхлитель может работать и прекрасно).
  • В кабине, безусловно, комфортно и тепло, обогреватель мощный, плюс автономный обогреватель работает на бензине, что очень удобно.
  • Отличный обогреватель, обогреваемый 4 батареями для всего, включая коробку передач и топливный бак.
  • Отличная маневренность — вы можете поворачивать две гусиные трубы в сторону, практически на месте.
  • Простота и превосходная реставрация! Множество люков, которые можно достать где угодно. Не проблема восстановить двигатель или заменить его, 10/12 часов достаточно, вперед!». .
  • Двигатели работают на пределе своих возможностей, но имеют достаточную мощность для потенциальной работы на полной скорости. На земле Bulldog легко превосходит даже более мощный Komatsu-355. Если скалы разрушаются лопастями, как вулканический туф, то и камни тоже. «Т-330» слаб в рыхлении (корма легкая, колонна рыхлителя (винт) не видна и угол атаки не регулируется).

Слабые стороны.

  • Низкий ресурс двигателя, всего 3-4 км/ч.
  • Электрогидравлическое управление имеет только два положения для клапанов: открыто и закрыто, без промежуточного положения. Не раз случалось, что распределитель ломался, управляя пилотом в полете.
  • Очень слабые дюралюминиевые люки были сразу же раздавлены, и мастера заменили их самодельными стальными люками. Плохой доступ к заливной горловине картера (на более поздних моделях картер был общим с коробкой передач).
  • Рельсы не выдерживали более 6 месяцев и рвались, разрывая крылья, ящики, батарею ……. В целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал бесперебойно и обеспечивал надлежащую эксплуатацию в течение установленного срока службы, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание, которое включает в себя профилактические и регламентные операции, осмотры и ремонт транспортного средства.

Интервалы обслуживания следующие

  • Ноль — во время периода введения в эксплуатацию
  • Ежедневно — каждые 10 моточасов.
  • ТО-1 — После 100 моточасов.
  • ТО-2 — после 500.
  • ТО-3 каждые 1 000 часов.
  • Сезонный —— при изменении условий эксплуатации весной, летом и осенью/зимой.
  • Специальные — когда типичные условия эксплуатации меняются на чрезвычайно сложные.

Во время технического обслуживания необходимо выполнить следующие операции.

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверьте целостность и состояние внешних крепежных элементов узла машины.
  3. Проверка герметичности и утечки масла, топлива и электролита. Если обнаружены какие-либо недостатки, они будут устранены.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень работ по техническому обслуживанию приведен в ведомости технического обслуживания. Все проверки должны документироваться в дополнение к ежедневным проверкам.

Обзор

Отзывы

В обществе трактор «Т-330» в шутку называют «бульдогом» или даже «чувашпиллером». Те, кто пользовался этим трактором, имеют одинаковое мнение о его характеристиках. Вкратце эти комментарии можно резюмировать следующим образом.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру