ЗИЛ-130

Несомненно, самым популярным грузовиком в Советском Союзе был ЗИЛ-130. можно даже утверждать, что и сегодня он не входит в последнюю десятку. Он был создан в послевоенные годы, когда страна особенно нуждалась в сельском хозяйстве. Этой машиной мы обязаны заводу имени Лихачева — это был самый большой грузовик такого рода в Советском Союзе. Он выпускался с 1964 по 1994 год. Несомненно, тогда этот автомобиль был образцом долговечности, надежности и практичности в обслуживании.

История

ЗИЛ-130

Серийное производство ЗИЛ-130 началось 1 октября 1964 года, в тот самый год, когда Леонид Ильич Брежнев, преданный ленинец и заядлый автолюбитель, возглавил могучий и несокрушимый Советский Союз. Он стал самым распространенным советским грузовиком во второй половине прошлого века.

ЗИЛ-130 простоял на конвейере в Москве еще 12 лет, прежде чем 14 февраля этого года, когда Свердловский арбитражный суд признал Уральский моторный завод банкротом, его насильственно убили.

К 1957 году был готов первый опытный образец, получивший индекс «ЗИЛ-130». Разработкой автомобиля занимался главный конструктор грузовиков на ЗИСе Анатолий Маврикиевич Кригер, а главным конструктором был назначен Георгий Александрович Феста.

ЗИЛ-130

Первый прототип, основанный на изучении американского грузовика Ford F-600 1956 года, был идентичен своему аналогу по форме кабины, но имел упрощенную радиаторную решетку и переднюю часть, хотя основная концепция стиля была сохранена.

Фотографии первого прототипа держались в секрете, и никакая информация об автомобиле не попала в прессу. Последующие прототипы отличались облицовкой радиатора, и эти фотографии появились в газетах и журнале «Автотранспорт» в начале 1958 года, еще до проведения заводских испытаний. В 1959 году автомобиль был представлен на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Однако реконструкция Московского автомобильного завода, начатая в 1959 году для серийного выпуска ЗИЛ-130, шла очень медленно. 24 мая 1959 года партийный комитет завода заслушал доклад главного конструктора Кригера об улучшении конструкции нового автомобиля, признав, что важнейшая задача коллектива выполнена неудовлетворительно, а мощности завода использованы очень слабо. Именно поэтому первые ЗИЛ-130 сошли с конвейера только в 1963 году, а серийное производство нового грузовика было запущено в четвертом квартале 1964 года.

К тому времени ЗИЛ уже начал производство небольшой партии ЗИЛ-375 с двигателем V8, улучшенная версия которого была разработана для нового грузовика». Под капотом у ЗИЛ-130 стоял V-образный карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. при 3 200 об/мин, который обеспечивал автомобилю максимальную скорость 90 км/ч и отличную устойчивость на дороге, сравнимую с легковым автомобилем. Средняя скорость была соответственно увеличена. Простые и надежные пневматические тормоза, гидроусилитель руля, впервые примененный в местном грузовике, эффективная система отопления и вентиляции, хороший обзор через изогнутое ветровое стекло, освещение и система сигнализации обеспечивают удобство.» ЗИЛ-130″ достаточно экономичен: без прицепа контролируемый расход топлива с грузом 5 000 кг составляет 28 литров бензина 76 на 100 км. Управление эксплуатацией такой во многом новой машины предъявляет жесткие требования к водителям и оборудованию гаражей и транспортных компаний.

ЗИЛ-130

Низкое качество сборки первых грузовиков ЗИЛ-130, низкая надежность электрической системы и частые отказы двигателя подрывали в целом хорошее мнение об этом автомобиле. Настоящим бичом стал недолговечный универсальный шарнир. Это разочаровало более опытных водителей. Однако, несмотря на неудачи, производство новых грузовиков увеличивалось, и они становились все более популярными среди автомобилистов.

Дополнительное снаряжение включало военные варианты легкой камуфляжной одежды, бочки с топливом, топор и лопату.

Еще до начала проектирования ЗИЛ-130 рассматривался как основа для целого семейства стандартизированных автомобилей, предназначенных для различных транспортных операций. Первым в этой семье был

«Первым продуктом в этой серии стал ЗИЛ-130А — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом для непрерывной работы с прицепами общей массой 8 000 кг. За ним последовал ЗИЛ-130 Б — тягач для буксировки полуприцепов общей массой 12 500 кг». ЗИЛ-130 Г» имеет удлиненную колесную базу 4 500 мм и соответственно большую грузовую платформу с двойными шарнирными бортами. Также на Мытищинском машиностроительном заводе построено шасси самосвала для строительства и сельского хозяйства с кузовом и гидравликой.

ЗИЛ-130

Одновременно совершенствовалась конструкция ЗИЛ-130, улучшалось качество сборки и отрабатывалась технология, благодаря чему межремонтные интервалы автомобилей значительно увеличивались. Их с энтузиазмом покупают за рубежом. Так, для ВО «Автоэкспорт» завод создал специальные экспортные версии грузовиков для умеренного климата и тропических регионов. По специальному заказу грузовик ЗИЛ-130 оснащен британским дизельным двигателем Perkins, а финская дочерняя компания «Автоэкспорта» — Konela Association — поддерживает неприводную ось под двухосным автомобилем, что увеличивает грузоподъемность до восьми тонн. Индия, Сирия, Иран и Ирак получили специальные автобусные шасси на базе удлиненной версии ЗИЛ-130 Г, на которые местные кузовные компании устанавливали кузова оригинальной конструкции.

Читайте также:  Chevrolet Silverado

Шасси ЗИЛ-130 очень популярно среди производителей специализированных и специальных автомобилей. Грузовики, автоцистерны, бензовозы, буровые установки, автокраны, передвижные мастерские, пожарные машины, мусоровозы, поливочные машины — на шасси ЗИЛ-130 устанавливается большое количество различных специальных автомобилей. Только Мытищинский машиностроительный завод разработал несколько моделей самосвалов для ЗИЛ-130.

Решением сертификационной комиссии в 1973 году грузовику «ЗИЛ-130» был присвоен знак качества. На правой стороне кабины белой краской была нанесена пятиконечная звезда почета. В 1974 году была выпущена небольшая партия «ЗИЛ-130» с усовершенствованным передним обтекателем радиатора, а в конце того же года завод взял под контроль производство самосвального шасси «ЗИЛ-130 АХ», которое должно было оснащаться рядным шестицилиндровым двигателем «ЗИЛ-157 Д». Этот год был юбилейным для грузовика: летом был выпущен миллионный длиннобазный ЗИЛ-130 G.

В торжественной обстановке новый ярко-красный грузовик был вручен лучшему водителю автозавода № 3 Главмосавтотранса А. Бесчастному. А через восемь лет, в 1982 году, был собран двухмиллионный «ЗИЛ-130 Г», и он также был закреплен за Бешановым, который за этот период не имел ни одной аварии на миллионном «ЗИЛ-130 Г». один несчастный случай.

12 августа 1974 года на Читинском заводе началось производство северного варианта — «ЗИЛ-130 С», который отличался от серийной модели и мог использоваться в суровых условиях Крайнего Севера.

Два года спустя грузовик получил индекс «ЗИЛ-130-76» с увеличенной до шести тонн грузоподъемностью. 1977 год ознаменовался выпуском модифицированной версии «ЗИЛ-130 ГУ» с удлиненной колесной базой 5600 мм, предназначенной для перевозки легких грузов. 1978 год принес новую решетку радиатора, а главным изменением стало перемещение фар вверх, а основных фар — вниз, что улучшило освещение дорог.

В начале 1980-х годов всем в стране стало ясно, что эксплуатировать 5-6-тонные грузовики с бензиновыми двигателями очень невыгодно, поэтому был разработан ряд автомобилей на сжиженном и сжатом газах. В 1980 году конструкторы ЗИЛа получили срочное задание на разработку грузовика ЗИЛ-130 со встроенным передним дизельным двигателем. Эта работа была завершена, и в 1981 году были изготовлены два прототипа ЗИЛ-130 ГМД. Все усилия были направлены на усовершенствование и поставку нового грузовика ЗИЛ-169, в этот момент он получил новый отраслевой индекс ЗИЛ-4331.

«До конца 1980-х годов ЗИЛ-130 имел хороший экспортный потенциал. Он поставлялся в более чем сорок стран мира. Кроме того, грузовик был оснащен экономичным британским дизельным двигателем «Perkins» мощностью 140 л.с., в соответствии с требованиями заказчика. Так обстоит дело и с этим грузовиком, который поставляется в более чем сорок стран мира, где у клиентов есть возможность приобрести ЗИЛ-130, оснащенный экономичным британским дизельным двигателем «Perkins» мощностью 140 л.с.

ЗИЛ-130

С 1986 года Московский автомобильный завод имени Лихачева модернизирует весь модельный ряд грузовых автомобилей, устанавливая новые тормозные системы, обновляя электрооборудование и панели приборов, а также новые индексы: бортовой автомобиль ЗИЛ-432410, длиннобазный автомобиль ЗИЛ-431510, газобаллонный автомобиль ЗИЛ-431810, грузовой автомобиль ЗИЛ-441510. тракторы и т.д. Срок службы автомобилей до первого капитального ремонта составляет 400 000 км. Эти грузовики пользуются большим спросом, и менеджеры каждой автотранспортной компании стремятся заполучить как можно больше грузовиков под маркой ЗИЛ. Сами фабрики также находились на подъеме.

Однако новые экономические условия в стране в начале 1990-х годов сделали такой привычный и желанный среднеразмерный грузовик анахронизмом. Устаревшая конструкция, огромные эксплуатационные расходы, низкая надежность и полное отсутствие спроса на среднеразмерные грузовики вынудили завод прекратить производство ЗИЛ-130 в Москве в декабре 1994 года. Их производство было перенесено на Уральский автомобильный завод (УАМЗ) под Екатеринбургом.

Konela, финский филиал советского «Автоэкспорта», установил неприводной опорный мост под двухосный автомобиль, увеличив грузоподъемность автомобиля до восьми тонн. Индия, Сирия, Иран и Ирак получили специальные шасси на базе удлиненной версии ЗИЛ-130Г. Местные кузовные компании оснащали эти шасси кузовами грузовиков и автобусов, которые они первоначально проектировали, иногда довольно странного дизайна.

Конструкционные особенности

ЗИЛ-130

Он был оснащен восьмицилиндровым карбюраторным четырехтактным V-образным двигателем ЗИЛ-130 с верхним расположением клапанов мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин (с рестриктором), максимальным крутящим моментом 41 кНм, степенью сжатия 6,5 и рабочим объемом 5969 куб.см.

ЗИЛ-130 оснащен гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и трехместной кабиной с омывателем ветрового стекла. Некоторые грузовики были оснащены предпусковыми подогревателями двигателя. Затем были установлены транзисторные блоки зажигания, генераторы переменного тока и модифицированные приборные панели. Позже была применена конструкция шарниров карданной передачи и другие инновации. Ранние модели имели два люка в крыше и вентиляционное отверстие на левой стороне кабины, над педалью сцепления. Впоследствии этот люк был демонтирован. В 1970-х годах сначала удалили левое вентиляционное отверстие, а затем правое. До 1970 года высота борта составляла 685 мм, позже высота бортов была уменьшена до 575 мм.

Технические характеристики

Тип транспортного средства Грузовик
Тип двигателя Карбюраторный четырехтактный
Грузоподъемность, кг 6000
Пассажировместимость сидячих мест 3
Собственный вес, кг 4980
Вес брутто, кг 10980
Габаритные размеры, мм
Длина 6675
Ширина 2500
Высота 2350
База, мм 3800
Ширина, мм
Переднее колесо 1800
Заднее колесо 1790
Минимальный радиус поворота, м 8,0
Макс. скорость, км/ч 90
Мин. дорожный просвет, мм 270
Читайте также:  Минитрактор Файтер Т-15

Первоначально ЗИЛ-130 оснащался восьмицилиндровым четырехтактным двигателем мощностью 148 л.с. (3 000 об/мин). Рабочий объем составлял 6 литров. Система смазки двигателя была комбинированной, с распылением и давлением. Трансмиссия двигателя — принудительная, а система охлаждения — жидкостная.

Система подвески зависимая, а рама состоит из стальных стоек с пятью поперечинами. Стартер мощностью 1,5 л.с. включается тяговым реле. Как известно, ЗИЛ-130 стал новаторской машиной для советского машиностроения. Он был оснащен трехместной кабиной, гидроусилителем руля, трансмиссией с косозубыми шестернями и синхронизаторами, предпусковым подогревателем двигателя, омывателем ветрового стекла и т.д.

В 1974 году было принято решение использовать в некоторых моделях более экономичные двигатели. Это изменение также улучшило топливную экономичность грузовиков. Это был ЗИЛ-157 с шестью цилиндрами рядного расположения и мощностью 110 л.с. Двигатель продолжает использовать бензин А-72.

Технические особенности дизельного варианта ЗИЛ
Модели ЗИЛ-ММЗ-554 ЗИЛ-ММЗ-555(A) ЗИЛ-ММЗ-555К
База ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 ЗИЛ-130Д (ЗИЛ-130Д1) ЗИЛ-130К
Двигатель ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 ЗИЛ-157
Мощность двигателя в л.с. 150 150 110
Мощность двигателя в кВт 110,4 110,4 80,9
Макс. крутящий момент (Ньютон-метры) 401,8 401,8 343
Макс. скорость 90 90 90
Расход топлива N литров на 100 км 37 37 37
Тип коробки передач 5-ступенчатая механическая
Размеры
Колесная база 3 800 мм. 3 300 мм. 3 300 мм.
Габариты автомобиля
Длина 6 675 мм. 5 475 мм. 5 475 мм.
Ширина 2 500 мм. 2 420 мм. 2 420 мм.
Высота 2 400 мм. 2 510 мм. 2 510 мм.
Размеры платформы
Длина 3 752 мм.
Ширина 2 325 мм.
Высота 575 мм.
Область 8,7 м3
Объем фюзеляжа м3 5 3 3
Угол подъема фюзеляжа 50о 55о 55о
Формула колеса 4*2 4*2 4*2
Размер шины 260-508Р 260-508Р 260-508Р
Технические размеры автокранов ЗИЛ-130 КС-2561Д и КС-2561ДА
База ЗИЛ-130
Тип стрелового устройства Основные элементы Невыдвижная штанга
Замена С выдвижной штангой, выдвижной штангой и направляющей
Длина основной стрелы 8 м.
Достичь 3,3 — 7 м.
Мощность системы 1,6
Скорость подъема / опускания 02 — 5,3 м/с
Макс. высота подъема 15 m
Размеры стрелы в опущенном состоянии
Длина 10 600 мм.
Высота 3 650 мм
Ширина 2 500 мм.
Вес 8,8 тонн

Габаритные размеры

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель

ЗИЛ-130

Грузовик оснащен карбюраторным восьмицилиндровым четырехтактным V-образным верхнеклапанным двигателем той же марки — «ЗИЛ-130».

Количество цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образная форма
Порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8
Мощность двигателяІ 6,0
Степень сжатия 6,5
Мощность кВт (л.с.) 110 (150)
Скорость при максимальной мощности 3,100
  • Рабочая емкость — 5969 куб. дюймов.
  • Мощность — 150 л.с. при 3200 об/мин (с ограничителем)
  • Диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм.
  • Степень сжатия 6,5.
  • Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. — 401,8 Нм (41 кгс-м).
  • Расход топлива — 29 литров на 100 км при средней скорости 60 км/ч.
  • Двигатель имеет цилиндры, расположенные под углом 90 градусов.

Блок цилиндров — с прокладками и резиновыми уплотнительными кольцами в основании. Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава с цельными седлами клапанов и направляющими. Поршни изготовлены из того же алюминиевого сплава. Имеется три компрессионных кольца для поршня. Два верхних — из хромированного чугуна, а кольца — стальные, композитные и хромированные. Поршневые пальцы стальные, плавающие и полые.

Шатуны стальные, двутаврового сечения, поршневые пальцы со смазкой. Коленчатый вал и коренные подшипники — тонкостенные, взаимозаменяемые, стальные и алюминиевые корпуса (стальная полоса и алюминиевый сплав). Коленчатый вал — стальной, кованый, пятиопорный, с каналами для смазки; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, оснащен стальными шестернями для запуска двигателя от стартера.

ЗИЛ-130

Распределительный вал — стальной, с пятью скобами. клапаны двигателя ЗИЛ-130 имеют следующую конструкцию.

Впускные клапаны расположены в головке блока цилиндров. Они приводятся в движение распределительным валом. Выпускные клапаны полые, охлаждаемые, имеют термостойкие поверхности и оснащены механизмом, который заставляет клапаны вращаться во время работы. Толкатели клапанов — стальные, механические, специальная чугунная наплавка. Коромысла клапанов изготовлены из стали и имеют бронзовые втулки.

Газопровод двигателя ЗИЛ-130 выглядит следующим образом: впускной трубопровод — из алюминиевого сплава с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположен между головками цилиндров; выпускной трубопровод — из чугуна, по одному с каждой стороны блока цилиндров.

ЗИЛ-130

Топливный бак ЗИЛ-130 установлен на левом компоненте под платформой и имеет емкость 170 литров. В системе питания используется топливный насос с принудительной мембраной «B-10» с рычагом для ручной подкачки. Подогрев топливной смеси — Топливная смесь подогревается во впускном коллекторе, который имеет специальную подогреваемую жидкостную камеру.

В 1974 году было принято решение использовать на некоторых моделях более экономичный тип двигателя. Это изменение также улучшило экономичность грузовиков. Это был ЗИЛ-157 с шестью цилиндрами, расположенными рядным расположением и выдававшими мощность, эквивалентную 110 л.с. Двигатель работает на бензине А-72.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 представляет собой закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией. Установлен трубчатый ленточный радиатор с тремя рядами радиаторов в форме серпантина. Термостат (с твердым наполнителем) устанавливается в выхлопной трубе резервуара для жидкости. Затвор установлен на перегородке, вертикально, и может управляться из кабины. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала и используется совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.

Читайте также:  Трактор МТЗ-920

ЗИЛ-130

Коробка переключения передач

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Коробка передач имеет два синхронизатора инерционного типа для зацепления второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача — двухслойная с парой конических шестерен со спиральными зубьями и парой цилиндрических шестерен с коническими зубьями, с передаточным отношением 6,32.

Сцепление сухое, однодисковое с пружинным торсионным демпфером. Количество поверхностей трения в паре — 2. Привод общий на заднюю ось, рулевое управление на переднюю ось.

ЗИЛ-130

Карданный вал представляет собой открытую трансмиссию с установленными на раме промежуточными подшипниками. Шарниров три, на игольчатых подшипниках, с непрерывной подачей смазки. Масляный картер заднего моста стальной, штампованный и сварной. Конический дифференциал, симметричный, оснащен четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгружены. Стандартный размер шин составляет 260×508.

Тормозная система

ЗИЛ-130

1 — Компрессор; 2 — Манометр; 3 — Воздушный баллон под давлением; 4 — Тормозная камера; 5 — Штуцер; 6 — Шланг; 7 — Тормозной клапан (клапан управления); 8 — Педаль тормоза.
 

Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанном механизме. Рабочая тормозная система — барабанная; она действует на все колеса, а ее привод — пневматический. Стояночная тормозная система также барабанного типа и действует на трансмиссию; это механический привод. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор с жидкостным охлаждением; головка и корпус воздушного компрессора имеют жидкостное охлаждение.

Поршень воздушного компрессора изготовлен из алюминиевого сплава и имеет плавающие поршневые пальцы. Компрессор приводится в действие шкивом водяного насоса и смазывается маслом из системы смазки двигателя под давлением и разбрызгиванием.

Кабина

ЗИЛ-130

Кабина грузовика ЗИЛ-433360 представляет собой цельнометаллическую трехместную кабину с полным панорамным фиксированным тройным ветровым стеклом.

Двери кабины оснащены выдвижными и поворотными стеклами. Двери и окна можно поднять и надежно удерживать в поднятом положении с помощью однорычажного стеклоподъемника.

Двери с левой и правой стороны кабины заблокированы и открываются снаружи ключом, а изнутри — ручкой. Защелка в нижнем положении запирает дверь снаружи.

Чтобы открыть форточки в распашных дверях, необходимо повернуть запорную ручку, нажав на кнопку на запорной ручке. Стеклоочистители в кабине оснащены электроприводом. Сиденье водителя оснащено подвеской, жесткость которой можно регулировать в зависимости от веса водителя. Перед посадкой в кресло поверните ручку 2, чтобы совместить индикатор 3 с цифрой на весах, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, а сиденье зафиксировано в одном положении (по высоте).

Спинка и подушка сиденья могут регулироваться в нескольких фиксированных положениях.

Отопитель кабины предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла в случае обледенения.

Кабина имеет встроенную вращающуюся вперед облицовочную панель.

Салон

ЗИЛ-130

1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — ручка управления заслонкой радиатора; 3 — рычаг переключения передач; 4 — переключатель указателей поворота; 5 — форсунка стеклоомывателя; 6 — приборная панель; 7 — педаль стеклоомывателя; 8 — педаль сцепления; 9 — ножной переключатель фар; 10 — педаль тормоза; 11 — педаль акселератора.

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой винт со специальной шариковой гайкой, соединенный с реечным поршнем. Система гидроусилителя руля является встроенной. Трехместная кабина расположена непосредственно за двигателем. Длина, высота и наклон сидений могут быть отрегулированы. В базовую комплектацию входят отопитель, стеклоочиститель с двумя щетками и омыватель ветрового стекла. Эргономика кабины находится на высоком уровне для 60-х годов. Приборная панель и функциональные приборы расположены очень удобно по отношению к водителю. В крыше кабины предусмотрены два вентиляционных отверстия. Решетка радиатора является незабываемым элементом. Кабина имеет прочную металлическую конструкцию и рассчитана на размещение до трех водительских мест. Команда инженеров проделала огромную работу, ведь он был удобным и сильно отличался от многих советских грузовиков. Условия труда водителей были улучшены.

ЗИЛ-130

По сравнению с ЗИЛ-164, в нем удобнее сидеть, поскольку кабина шире на 1,2 метра. Просторная кабина имеет оптимальное расположение приборов и органов управления. Кроме того, предусмотрены мягкие сиденья для водителя и пассажира (близнецы). Сиденье водителя теперь можно регулировать по горизонтали и вертикали. Угол наклона спинки и подушки сиденья также можно изменять. На ЗИЛ-130 впервые установлен гидравлический усилитель руля. Это не только повышает удобство управления грузовиком, но и его безопасность — легче удержать грузовик на дороге в случае поломки передних колес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру