Схема переключения передач МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач, установленной на различных моделях МАЗ. Если у вас МАЗ 64229 или МАЗ 54323, они поставляются с коробкой передач ЯМЗ 238А. Он представляет собой комбинацию 4-ступенчатой коробки передач и двухступенчатого демультипликатора. На самом деле, эта коробка передач является восьмиступенчатой.

МАЗ 555И, МАЗ 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433 и МАЗ 54331 отличаются. коробка передач ЯМЗ 236П — пятиступенчатая. Некоторые модели МАЗ оснащались импортными коробками передач, адаптированными к двигателям, устанавливаемым на автомобили МАЗ. Примером может служить ZF 16S-1650, который имеет 16 передач, в то время как ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 передач. Эти коробки отличаются высочайшим качеством исполнения и надежностью, а также высоким качеством технического обслуживания.

Эти различные коробки передач производятся не просто так, а в зависимости от модификации автомобиля. Это облегчает работу, улучшает экономию топлива и продлевает срок службы двигателя и механизма коробки передач.

Назначение

Самосвал МАЗ-5516 является универсальным и многоцелевым автомобилем благодаря своим техническим характеристикам. За 20-летний срок службы грузовик показал себя как надежное и безопасное транспортное средство, которое может использоваться практически во всех отраслях экономики. Наиболее часто используемый автомобиль МАЗ-5516 применяется для перевозки урожая и других сельскохозяйственных грузов. Его часто можно увидеть перевозящим сухие смеси, камни, кирпичи и гравий на строительные площадки. В дорожном строительстве он используется для транспортировки асфальта и других сыпучих и строительных материалов. МАЗ-5516 часто можно встретить в городских автопарках для уборки мусора и благоустройства территорий. В основном, самосвалы используются для коротких перевозок.

Однако модификация кабины, оборудованная местом для отдыха, делает автомобиль популярным на межрегиональных маршрутах. Автомобиль обладает высокой проходимостью и может с комфортом буксироваться по автомагистралям и проселочным дорогам. МАЗ-5516 отлично справляется со своими задачами в северных широтах, в умеренном климате, а также в жарких и влажных районах.

История автомобиля

В начале 1990-х годов Минский автомобильный завод приобрел достаточную популярность. Кроме того, продолжали появляться разработки, за которыми последовал МАЗ-5516. эта модель стала гордостью производителя и была одним из самых популярных самосвалов.

После проверок, тестов и других испытаний первый МАЗ-5516 был представлен и готов к эксплуатации в 1994 году. Благодаря своей огромной грузоподъемности — 20 тонн — грузовик может использоваться во многих областях.

  • Городское развитие. Машина используется для транспортировки асфальта и других материалов, а также для вывоза отходов и мусора.
  • Сельское хозяйство. Здесь они транспортируют компост, почву, жидкости, сельскохозяйственные культуры и удобрения.
  • Строительство. Модели используются для транспортировки жидкого раствора, сухих смесей, каменных и кирпичных свай и насыпей.

Основной упор делается на третий пункт — строительство. Поскольку грузовик был приспособлен для перевозки сыпучих грузов, на этом участке, как и на других, был задействован МАЗ-5516. А учитывая количество строительных площадок после распада Советского Союза, работы для этого грузовика было много.

Устройство и схема переключения

Конструкция и программа переключения коробки передач МАЗ зависит от типа трансмиссии. Существуют 5-ступенчатые коробки передач, 8-ступенчатые и 9-ступенчатые коробки передач.

5 ступенчатая

Конструкция 5-ступенчатой коробки передач МАЗа включает такие элементы.

  • Главный вал, подвальный и промежуточный валы.
  • Поворотные подшипники.
  • Передачи.
  • Картер, коробка переключения передач и задняя крышка.
  • Крепеж.
  • Масляный резервуар.

Механизм для переключения передач находится в салоне автомобиля. Когда рычаг переключения передач меняет положение, шарнирное соединение входит в зацепление с пазом, расположенным на одном из валов. В этот момент конец шарнирного соединения плотно входит в зацепление с вилкой. Вилка входит в отверстие в ведущей шестерне в положении передней передачи (1-я, 2-я, 3-я, 4-я) или 5-й передачи (задний ход). Контур крутящего момента начинает замыкаться, заставляя контрвал начать движение.

8 ступенчатая

Восьмиступенчатая коробка передач (КПП-202) включает в себя.

  • Картер.
  • Подвижная передача.
  • Промежуточный вал.
  • Шестерни с постоянным зацеплением.
  • Приводные валы.
  • Сплайны.
  • Зубчатая кольцевая передача.
  • Обложка.
  • Вал машины.
  • Реверсивная передача в сборе.
  • Механизм реверсивного вала.

После того как автомобиль тронулся с места и набрана необходимая скорость, можно переключать передачи в следующем порядке. 4H-4B-5H. Чтобы включить вторую скорость, подождите, пока частота вращения коленчатого вала не увеличится до 2000 об/мин. Это можно проконтролировать с помощью тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньших оборотах коленчатого вала, иначе механизм выйдет из строя.

Для движения задним ходом рычаг переключения передач должен быть опущен в нижнее положение.

9 ступенчатая

Конструкция 9-ступенчатой коробки передач типа 238 включает следующие узлы и механизмы.

  • Откидной картер.
  • Шайбы.
  • Вилка переключения передач.
  • Правый вал.
  • Шайба передачи заднего хода.
  • Ленивая задняя передача.
  • Роликовый подшипник промежуточного вала.
  • Крепежный болт и гайка.
  • Пружинные шайбы.
  • Уплотнительное кольцо.
  • Стопорное кольцо.
  • Игольчатый подшипник.
  • Втулки вилки сцепления.

Выключите сцепление перед началом движения. Перед началом движения проверьте положение рычага, который должен быть опущен. Переключение передач происходит в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующие режимы переключения: 1B-2B-3B. При дальнейшем движении можно перейти на следующие режимы. 4H-5B-5H.

Читайте также:  ЛиАЗ-5292

Прочие детали

Система коробки передач полуприцепа МАЗ оснащена передним роликом, который управляет вторым рычагом, вставленным в головку поршневого штока подвижного рычага. Внешняя часть подвижного рычага соединена с промежуточным механизмом управления с помощью удлинителя универсального шарнира. Фиксированный кронштейн крепится к раме.

Нижний конец рычага переключения передач соединен с тем же узлом. Подключение осуществляется таким же образом, как описано выше. Часть рычага проходит через пол кабины, обеспечивая целостность всех остальных соединений. Такая конструкция позволяет наклонять кабину без необходимости отделять и деформировать существующие элементы и компоненты.

Составляющие части КПП МАЗ

Коробка передач трактора МАЗ состоит из нескольких отдельных шестерен, которые соединены с рычагом переключения передач. Каждая имеющаяся передача выполняет свою функцию, вращаясь с определенной скоростью для обеспечения эффективного управления машиной.

Производитель размещает коробку передач МАЗа между коленчатым валом и карданным валом. Коленчатый вал — это деталь, которая характеризуется сложной формой. К его изготовлению предъявляются высокие требования. Карданный вал — это не менее надежный рабочий механизм, функция которого заключается в передаче крутящего момента между валами.

Приводы редукторов

Помимо валов, коробки передач МАЗ включают в себя картер, ступицу и синхронизатор. Регулировка скорости на машине осуществляется путем переключения передач. При взаимодействии шестерни способны увеличивать и уменьшать скорость МАЗа. Рычаг переключения передач работает эффективно.

Воздушный распределитель трансмиссии МАЗ предназначен для переключения воздушного потока. Устройство расположено в верхней крышке картера.

Разветвитель МАЗ — это сложный механизм, который обеспечивает блокировку колес и влияет на переключение передач.

С учетом этого разделительная коробка МАЗ устанавливается на тяжелые автомобили и хорошо подходит для работы на грунтовых дорогах и плохо ухоженных трассах.

Раздаточная коробка передач МАЗ с демультипликатором включает ведущую шестерню промежуточного вала, которая оснащена демпфером. Амортизатор помогает снизить вибрации. амортизатор МАЗ помогает подавить шум трансмиссии во время движения.

Назначение КПП

Коробка передач состоит из нескольких шестерен, соединенных с рычагом управления коробкой передач, которые являются частью коробки и отвечают за переключение передач. Переключение передач используется для регулирования скорости автомобиля.

Другими словами, шестерни — это зубчатые колеса. Они бывают разных размеров и вращаются с разной скоростью. В этом процессе одно сливается с другим. Такая система работы обусловлена тем, что меньшая шестерня входит в зацепление с меньшей, вращение увеличивается, а вместе с этим и скорость движения автомобиля МАЗ. Когда шестерня входит в зацепление с большей шестерней, скорость уменьшается. Коробка передач состоит из 4 скоростей, плюс передача заднего хода. Первая передача считается самой низкой, и с каждой передачей автомобиль начинает двигаться быстрее.

Коробка передач расположена между коленчатым валом и карданным валом. Первый поступает непосредственно от двигателя. Второй непосредственно связан с колесами и заставляет их работать. Список работ, ведущих к регулировке скорости.

  1. Двигатель приводит в движение карданный и коленчатый валы.
  2. Шестерни коробки передач получают сигнал и начинают движение.
  3. С помощью рычага переключения передач водитель выбирает нужную скорость.
  4. Скорость, выбранная водителем, передается на карданный вал, который приводит в движение колеса.
  5. Автомобиль продолжает движение с выбранной скоростью.

Замена масла

Обслуживание коробки передач заключается в проверке уровня масла и замене масла в картере. Уровень масла в картере должен соответствовать контрольному отверстию. Масло должно сливаться горячим через все сливные отверстия. После слива масла снимите крышку в нижней части картера, в которой находятся маслоприемник и магнит для масляного насоса, тщательно промойте их и установите на место. Необходимо следить за тем, чтобы крышка или ее прокладка не загораживали путь масла.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 л индустриального масла И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-75. Запустите двигатель с рычагом управления коробкой передач в нейтральном положении на 7 — 8 минут, затем остановитесь, слейте промывочное масло и заполните коробку передач маслом, поставляемым по карте смазки. Промывка редуктора парафином или дизельным топливом недопустима.

Для замены масла в коробке передач МАЗ необходимо.

  1. Старое масло в коробке передач прогревают, проехав на автомобиле около 5-10 км. При более высоких температурах он становится жидким и легко сливается.
  2. После остановки двигателя на 10-15 минут установите автомобиль на подъемник или смотровую яму.
  3. Снимите защитную крышку картера.
  4. Открутите пробку и проверьте уровень масла в коробке передач.
  5. Проверьте прокладку на износ и при необходимости замените ее на новую.
  6. Замените все изношенные фильтрующие элементы.
  7. Откройте пробку масляного отверстия и слейте масло в подходящую емкость.
  8. Залейте свежее масло.
  9. Закрутите сливную пробку.
  10. Установите на место кожух сцепления.
  11. Запустите двигатель и проверьте уровень масла на разных скоростях.

Замена масла необходима при проведении технического обслуживания или при плохом включении передач.

Необходимость ухода за КПП

Продлить срок службы редуктора помогает своевременное техническое обслуживание. В частности, владелец должен следить за эффективностью работы шестерен и тяг управления, а также контролировать уровень масла в системе автомобиля МАЗ.

При необходимости обслуживания коробки передач на МАЗе, коробку передач необходимо демонтировать из штатного положения. Необходимо визуально осмотреть устройство на предмет внешних деформаций. Скорее всего, это и является причиной того, что коробка передач «не слушается» команд водителя. Если деформации нет, можно приступать к разборке коробки передач на составные части.

Читайте также:  БелАЗ 540

При неисправности цепи коробки передач МАЗ проявляются следующие симптомы

  • Некоторые передачи не работают, например, 4 и 5.
  • Трудности при переключении передач вручную.

Для промывки коробки передач требуется около 3 литров специального масла. Ремонт коробки передач МАЗ может включать восстановление моста, очистку и дефектовку корпуса. В качестве альтернативы можно отремонтировать картер и крышку.

Зависит от типа коробки передач, установленной на различных моделях автомобилей МАЗ. Если у вас МАЗ 64229 или МАЗ 54323, вы можете использовать коробку передач ЯМЗ 238А. Он представляет собой комбинацию 4-ступенчатой коробки передач и двухступенчатого демультипликатора. Фактически, это восемь скоростей для данной коробки передач.

Как снять и поставить коробку

Снятие коробки передач МАЗ.

  1. Установите грузовик на специальную платформу.
  2. Извлечение аккумулятора.
  3. Снятие элемента воздушного фильтра.
  4. Снимите брызговик, который находится в моторном отсеке.
  5. Снимите переднюю внешнюю поперечину.
  6. Слейте масло из коробки передач.
  7. Отсоедините датчик скорости, переключатель реверса.
  8. Снимите кронштейн жгута проводов силового агрегата.
  9. Ослабьте крепежные болты.
  10. Снимите электрический стартер с корпуса крана, но не отсоединяйте его от жгута проводов.
  11. Отвинтите передний и задний кронштейны от кронштейна коробки передач.
  12. Отсоедините левую стойку и отсоедините шпиндель.
  13. Снимите коробку передач.

Для установки коробки передач КАМАЗ повторите все действия в обратном порядке.

Как переключать

Для тех, кто может забыть порядок, в котором все происходит, на рукоятке основного рабочего инструмента есть чертеж для переключения скоростей, который является стандартным вариантом схемы управления. Это выглядит следующим образом.

  1. — Свободная ходьба по горизонтальному центральному вектору — «нейтраль».
  2. — Сначала сверху слева, затем снизу справа.
  3. — Нижний центр второй, верхний третий.
  4. — Справа вверху — четвертый, внизу — пятый.

В коробке передач с делителем-мультипликатором при включении остальных передач схема либо остается прежней, с перекрытием верхнего и нижнего диапазонов, либо сама схема усложняется, приобретая несколько дополнительных «ветвей».

Команда» от рукоятки рычага передается через поперечный ролик на механизм прома, а оттуда на рычаг прома через главную тягу. Затем специальный осевой ролик «переключается» и приводит в движение сам рычаг переключения передач.

С такой «рабочей лошадкой», как МАЗ-500 и его модификации, нередки даже проблемы с правильным переключением передач, вызванные опытными нагрузками. Возможны неисправности, связанные с тем, что цепь коробки передач МАЗ работает не так, как задумано, но наиболее распространены три варианта.

1. первая и вторая передачи не «застряли», остальные передачи работают нормально.

— Чтобы исправить это, нужно отметить звено на его вершине, ослабить болт звена и повернуть его по часовой стрелке примерно на 4-5 градусов (около 1 мм между метками). Затем затяните болт и проверьте работу. Если проблема сохраняется, повторите операцию, т.е. переместите сопло еще немного.

2. Если остальные работают, то 4-й и 5-й не работают.

— Действуйте так же, как описано выше, но на этот раз наконечник нужно повернуть против часовой стрелки.

3. сама система работает правильно, но рычаг неправильно расположен (например, рычаг прислонен к панели) и мешает переключению передач.

— Установите его в нейтральное положение и отсоедините конец рычага от съемника рычага переключения передач. Убедитесь, что рычаг также находится в нейтральном положении — вилка расположена вертикально, и при повороте под углом ощущается сопротивление вращению. В этом случае затяните стопорный винт на промежуточном механизме до упора, тем самым «надежно» удерживая промежуточный вал на месте. Ослабьте стопорный винт и отрегулируйте длину стержня так, чтобы стопорный болт легко проходил через отверстия в фиксаторах и язычках. Соедините их вместе и затяните стопорный винт. После этого открутите стопорный винт приводного вала на пять оборотов и зафиксируйте его гайкой.

Кстати, после частичного демонтажа электропривода его регулировка осуществляется по тому же принципу.

Рассказываю и показываю

Чтобы переключить передачу на любой включенной передаче или в сочетании с переключением на основной коробке передач, необходимо сначала перевести ключ в новое положение. При нажатии на педаль сцепления происходит переключение переключателя. Переключатель меняется при переключении с четвертой на пятую передачу или наоборот.

Для этого при движении на четвертой передаче сначала переведите флажок из нижнего положения в верхнее, выжмите педаль сцепления и переведите переключатель в нейтральное положение. При этом включается индикаторная лампочка и остается включенной до тех пор, пока демультипликатор не закончит сдвиг.

Как переключать передачи на мазе с делителем

Когда лампочка погаснет, можно включить пятую передачу и отпустить педаль сцепления. Переключайтесь с пятой на четвертую передачу в обратном порядке. Когда контрольная лампочка гаснет, включается четвертая передача. Вы также можете переключаться с шестой на четвертую и с пятой на третью передачу.

Возможные неисправности и методы устранения

Возможные неисправности Средство
Затрудненное включение передач
Сцепление включено не полностью (сцепление «шатается») Изношенный или поврежденный синхронизатор, поврежденные зубья сцепления Регулировка хода педали сцепления (если дефект вызван неисправной деталью сцепления, замените поврежденную деталь Замените неисправный синхронизатор, замените поврежденную деталь)
Чрезмерный шум в коробке передач
Отсутствие масла в коробке передач Износ подшипника вала коробки передач Изношенные или сломанные зубья Залейте масло до уровня контрольного отверстия Замените неисправные подшипники Замените изношенные шестерни
Самопроизвольное переключение передач во время движения автомобиля
Неравномерный износ зубчатой муфты Неисправность рычага переключения передач и вилки Износ подшипников коробки передач Замена неисправных деталей Замена неисправных деталей Замена неисправных подшипников
Непреднамеренное отключение шестерни в трубке демультипликатора
Сжатый воздух, нагнетаемый в камеру цилиндра контрвала в изношенный подшипник вилки переключения передач Замените неисправный золотник и уплотнительное кольцо впускного клапана Замените изношенные детали и отрегулируйте положение штока цилиндра в трубке демультипликатора
Шестерни в трубке демультипликатора не включаются или включаются вяло, когда рычаг главной коробки передач находится в нейтральном положении Предупреждающая лампочка горит долгое время, а воздух выходит через воздушный клапан регулятора воздуха
Изношен резиновый впускной клапан на распределителе воздуха Изношено уплотнительное кольцо на впускном клапане распределителя воздуха Неправильное прилегание впускного клапана к корпусу клапана Впускной клапан застрял в положении выпуска Защелка застряла в канавке поршня, стопорное кольцо изношено или потеряло эластичность Заменить изношенный клапан, заменить уплотнительное кольцо, заменить неисправные детали Очистить и смазать шток впускного клапана, при необходимости отполировать, заменить втулку цилиндра переключения передач
Трубка выключения не включается или задерживает переключение передач, когда рычаг главной коробки передач находится в нейтральном положении. Предупреждающая лампочка горит долгое время, а воздух выходит через воздушный клапан верхнего сапуна
Поврежденная мембрана воздушного коллектора Изношенная или смещенная шток цилиндра теряет эластичность Трубка демультипликатора Замените поврежденную мембрану Замените поврежденное кольцо
Дыхательный бачок стравливает воздух, когда главная коробка передач находится на передаче
Изношенная резина впускного клапана распределителя воздуха Плотное прилегание толкателя распределителя воздуха к впускному клапану Замените клапан и замените неисправные детали
Читайте также:  Автобус ЛиАЗ-6213

Полезные советы

Трансмиссия МАЗ — это надежный механизм для современных грузовиков.

Поэтому стальной промежуточный вал коробки передач МАЗ приклеен к зубьям цементом. Эта деталь требует ремонта в следующих случаях.

  • Сломанные зубы.
  • Носить.
  • На поверхности появляются трещины.

При ремонте коробок передач МАЗ используется специальная коронка. Шея тщательно отожжена.

Кольцевая шестерня детали была доведена до высокой температуры на высокочастотной машине. Вал был выпрямлен, а биение устранено с помощью гидравлического пресса.

Для выравнивания центрального отверстия использовался станок.

  1. Кольца нажимаются.
  2. Натяжение не должно превышать 0,05 мм.
  3. Стальные кольца прошли термическую обработку.
  4. Для сварки использовались кольцевые швы и электрод.

Аварийный ремонт шлицов поврежденного пальца подшипника в коробке передач МАЗ был произведен с помощью хромирования методом твердого торцевания.

Задний привод шестерни стального блока заедает на зубьях. Ремонт коробок передач МАЗ производится в следующих случаях

  1. Острые фрагменты на зубах.
  2. Чиппинг.
  3. Носить.

Дефектные зубья шестерен отжигаются. Деталь нагревается до 800 градусов. Новое кольцо вставляется путем осторожного прижатия детали к шейке. Натяжение уменьшается до 0,08 мм.

Если при разборке и сборке коробки передач МАЗ отверстие подшипника деформируется, его шлифуют.

Цельнолитая шестерня редуктора отжигается в электрической печи. Поврежденные зубы удаляются. Отверстия рассверливаются для установки кольцевой шестерни. Токарный станок используется для механической обработки. Биение проверяется после прессования.

В случае поломки необходим ремонт коробки передач МАЗ с разъемным корпусом насоса.

  • Рукав под передачу.
  • Вращающийся вал.
  • Отверстие (появляется во втулке).

Для восстановления седла проводится расточка. Когда коробка передач МАЗ была разобрана и собрана, все отверстия под болты были просверлены. Обработка производится с противоположной стороны после установки корпуса.

Если в результате износа диаметр шестерни становится меньше 13,95 мм, деталь заменяется на новую.

  • В корпусе проделывается небольшое отверстие.
  • Дефектная ось выпрессовывается.
  • Раструб приваривается с помощью электросварки.
  • Ось должна быть зенкована на 1 мм в поверхность корпуса.

Если отверстие во втулке изношено, необходимо закрепить метчик. Ремонт корпуса МАЗа.

  1. Корпус поворачивается, и детали вкручиваются.
  2. Втулка выпрессовывается.
  3. Устанавливается новая запасная часть.

При появлении царапин и рисок на основании насоса проводятся ремонтные работы, а также разборка и сборка коробки передач МАЗ.

Шлифовка торцов осуществляется на специальном станке. Площадь должна быть выше на 0,5 мм.

Рекомендации по ремонту

Хотите, чтобы ваша разветвительная коробка оставалась в хорошем состоянии долгие годы? Тогда за ним нужен уход и базовая проверка. Необходимо внимательно следить за работой таких элементов, как шестерни, втулки, сами управляющие стержни и так далее. Достигли ли вы точки неизбежного срыва? Мы хотели бы дать вам следующие советы по самостоятельному ремонту.

  • Подробно ознакомьтесь со схемами и инструкциями к вашему механизму.
  • Для того чтобы выполнить ремонт, необходимо сначала полностью снять коробку передач, и только после этого можно выполнять ремонт.
  • Не разбирайте его полностью, иногда проблема лежит на поверхности. Обратите пристальное внимание на все детали, и если вы увидите подозрительное «поведение», скорее всего, проблема в этой детали.
  • Если вам придется разобрать весь корпус, положите все детали по порядку, чтобы они не перепутались при сборке.

Если вы не уверены в своих навыках и знаниях, обратитесь в сервисный центр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру