Под маркой МАЗ-205 выпускается самосвал, который производился с 1947 по 1965 год, и автобус, сошедший с конвейера Минского автозавода в 2009 году. Обе машины важны для производителя: первая — с исторической точки зрения, а вторая — как символ сегодняшнего развития.
История создания
В предпоследний год Великой Отечественной войны Ярославский автомобильный завод ЯАЗ приступил к разработке нового самосвала. Через год были построены первые опытные образцы ЯАЗ-205. После войны заводу поручили разработку тяжелых трехосных грузовиков серии 210, а документацию по производству двухосных грузовиков серии 200, включая самосвал ЯАЗ-205, передали на вновь построенный Минский автомобильный завод.
К 30-летию Октябрьской революции с конвейера завода сошли первые пять самосвалов под маркой МАЗ-205. МАЗ-205 был первым грузовиком, выпущенным МАЗом, его базовая модель МАЗ-200 была запущена три года спустя, а тягач МАЗ-200В был выпущен пять лет спустя. Внешне минский самосвал отличался от ярославской модели, начиная с радиаторной решетки с вертикальными планками и отсутствием статуи медведя и логотипа Ярославского автозавода на капоте. Вместо этого боковины капота украшены фигурой зубра, символизирующей новый минский завод; двери кабины закрыты металлическими пластинами вместо деревянных. Помимо внешних отличий, были и технические, например, один приводной вал вместо двух, а также более высокая грузоподъемность. Первоначально большинство узлов и агрегатов привозили на завод из Ярославля, но позже, с введением в строй нового цеха МАЗа по производству необходимых комплектующих, из Ярославля стали поступать только дизельные двигатели. На самосвалы МАЗ-205 приходилось подавляющее большинство продукции, поскольку в них нуждалась вся страна, восстанавливающаяся после войны. В ходе производства МАЗ-205 подвергался различным модификациям и модернизациям. Так, с конца 1950-х годов на переднем ветровом стекле вместо деревянного уплотнителя был установлен резиновый, а с 1958 года мощность двигателя была увеличена со 110 до 120 л.с. Самосвал находился в производстве почти 18 лет и был снят с производства в течение года.
Это интересно: Диагностика неисправностей и электрические схемы МАЗ: проверка всех нюансов
Технические характеристики
Во время выпуска модели «200» советская автомобильная промышленность начала внедрять инновации. Таким образом, уже в 1940-х годах началась установка синхронизаторов в коробки передач. Известно, что этот элемент обеспечивал более плавный переход между передачами. Еще более редкий элемент появился на приборной панели — тахометр. В то время такие манометры были чрезвычайно редки.
Двигатель и кабина. Первоначально двигатель МАЗ-200 был аналогичен американскому, но позже Ярославль разработал свой собственный вариант, ЯАЗ-204 (позже 200). После того, как разработчики убедились, что машина всегда получалась хорошо, они решили модифицировать модель для военных целей. В процессе модификации двигатель стал мощнее и теперь имел мощность 120 л.с., а грузовой отсек получил высокие борта с откидными скамейками и тентовыми направляющими. К новому оборудованию также была добавлена лебедка в задней части автомобиля. Он может тянуть грузы весом до 10 тонн.
Но развитие базовой версии на этом не остановилось. В течение нескольких лет кабина была усовершенствована. Изготовление кабины из дерева было долгим и трудоемким процессом, поскольку процесс штамповки только начался. Впоследствии кабина состояла из отдельных элементов, как и сегодня.
Тормозная система. Пневматическая система, управляемая ресивером и компрессором в моторном отсеке. Часто случается, что тормоза отказывают, и в этом случае вероятность аварии становится почти 100% (автомобиль практически неуправляем). В результате тормозная система была переработана.
Ручной тормоз удерживает маховик коленчатого вала на месте с помощью «башмака». Популярный как «аварийный», он управлялся рычагом на правой стороне рулевого колеса. Все четыре колеса оснащались барабанными тормозами с регулируемыми тормозными колодками.
Подвеска и рулевое управление. Рулевое управление имеет червячную передачу. Передаточное число — 21,5. Подвеска оснащена листовыми рессорами и имеет амортизаторы (задние), как и задняя подвеска, только с добавлением амортизаторов под давлением.
Модификации
Этот тяжелый самосвал имеет 2 модификации.
- МАЗ-205В. Это самосвал, отличающийся от базовой модели бочкообразным кузовом. Он появился в 1952 году. Он не находился в непрерывном производстве.
- МАЗ-506. Данная модель представляет собой самосвал с боковой загрузкой. Он был создан в 1954 году. В серийное производство он не пошел.
Он использовался различными организациями в качестве базового автомобиля для разработки новых грузовиков.
- Самосвал с разгрузкой на обе стороны.
- Транспортное средство, используемое для перевозки минометов.
- Снегоочиститель.
- Водяной танкер AC-40, 45, 30 с емкостью бака 5 000 кубических метров и экипажем из трех человек.
- Шланговая машина для пожаротушения.
- Военный грузовик, оборудованный палатками.
- Заправочный экипаж.
- Тракторный агрегат.
- Мобильный кран.
Модификация МАЗ-205 отличается от базовой модели.
- Присутствует пятая дверь, только для водителя.
- Оснащается двигателями Mercedes в соответствии со стандартами Евро-3 и Евро-5.
Количество изготовленных машин
С 1947 по 1966 год был выпущен 98 721 автомобиль МАЗ-205. Ниже приведена таблица с производственными показателями по каждому году.
Год | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 |
Количество | 18 | 206 | 1207 | 2394 | 3501 | 3477 | 3976 | 4786 | 5222 | 5448 |
Год | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 |
Номер | 6437 | 6689 | 7283 | 7709 | 7575 | 8192 | 8363 | 10 018 | 6219 | 1 |
Заключение
До начала 1950-х годов МАЗ-205 был единственным тяжелым самосвалом, выпускавшимся в СССР. С 1951 года Ярославский завод АЗ выпускал большегрузный автомобиль ЯАЗ-210Е, но его производство было недостаточным, поэтому МАЗ-205 оставался самым популярным из других большегрузных самосвалов. Самосвалы этого типа работали практически на всех строительных площадках страны, например, строительство знаменитого монумента «Родина-мать» в Волгограде стало возможным благодаря этим автомобилям, которые перевозили бетон с бетонного завода на строительную площадку. Эти автомобили были оснащены зеленым флагом, что давало им преимущество в дорожном движении. МАЗ-205 оказался простым и неприхотливым автомобилем и экспортировался в Египет, Монголию и Китай.
Однако ко второй половине 1950-х годов грузовик стал устаревшим. Деревянная металлическая кабина, шумный двухтактный дизельный двигатель, заниженный кузов и отсутствие защитного солнцезащитного козырька над кабиной. Все это говорило о том, что грузовик необходимо заменить более современной и совершенной моделью. В 1958 году был выпущен опытный образец самосвала МАЗ-503 с новой, более совершенной компоновкой и кабиной над двигателем. Однако путь к конвейеру занял семь лет, поэтому все это время было потрачено на заводе, выпускавшем устаревшие МАЗ-205. с конца 1960-х до середины 1970-х годов большинство грузовиков МАЗ-205 были заменены в автомобильных мастерских страны, но некоторые долгожители продолжали работать до 1980-х годов. Кроме того, они часто заменялись оригинальными компонентами и узлами от других грузовиков, например, от МАЗ-500/500А.