Грузовик МАЗ-205

Под маркой МАЗ-205 выпускается самосвал, который производился с 1947 по 1965 год, и автобус, сошедший с конвейера Минского автозавода в 2009 году. Обе машины важны для производителя: первая — с исторической точки зрения, а вторая — как символ сегодняшнего развития.

История создания

В предпоследний год Великой Отечественной войны Ярославский автомобильный завод ЯАЗ приступил к разработке нового самосвала. Через год были построены первые опытные образцы ЯАЗ-205. После войны заводу поручили разработку тяжелых трехосных грузовиков серии 210, а документацию по производству двухосных грузовиков серии 200, включая самосвал ЯАЗ-205, передали на вновь построенный Минский автомобильный завод.

Грузовик МАЗ-205

К 30-летию Октябрьской революции с конвейера завода сошли первые пять самосвалов под маркой МАЗ-205. МАЗ-205 был первым грузовиком, выпущенным МАЗом, его базовая модель МАЗ-200 была запущена три года спустя, а тягач МАЗ-200В был выпущен пять лет спустя. Внешне минский самосвал отличался от ярославской модели, начиная с радиаторной решетки с вертикальными планками и отсутствием статуи медведя и логотипа Ярославского автозавода на капоте. Вместо этого боковины капота украшены фигурой зубра, символизирующей новый минский завод; двери кабины закрыты металлическими пластинами вместо деревянных. Помимо внешних отличий, были и технические, например, один приводной вал вместо двух, а также более высокая грузоподъемность. Первоначально большинство узлов и агрегатов привозили на завод из Ярославля, но позже, с введением в строй нового цеха МАЗа по производству необходимых комплектующих, из Ярославля стали поступать только дизельные двигатели. На самосвалы МАЗ-205 приходилось подавляющее большинство продукции, поскольку в них нуждалась вся страна, восстанавливающаяся после войны. В ходе производства МАЗ-205 подвергался различным модификациям и модернизациям. Так, с конца 1950-х годов на переднем ветровом стекле вместо деревянного уплотнителя был установлен резиновый, а с 1958 года мощность двигателя была увеличена со 110 до 120 л.с. Самосвал находился в производстве почти 18 лет и был снят с производства в течение года.

Читайте также:  Экскаватор ЭО 5126

Это интересно: Диагностика неисправностей и электрические схемы МАЗ: проверка всех нюансов

Технические характеристики

Во время выпуска модели «200» советская автомобильная промышленность начала внедрять инновации. Таким образом, уже в 1940-х годах началась установка синхронизаторов в коробки передач. Известно, что этот элемент обеспечивал более плавный переход между передачами. Еще более редкий элемент появился на приборной панели — тахометр. В то время такие манометры были чрезвычайно редки.

Двигатель и кабина. Первоначально двигатель МАЗ-200 был аналогичен американскому, но позже Ярославль разработал свой собственный вариант, ЯАЗ-204 (позже 200). После того, как разработчики убедились, что машина всегда получалась хорошо, они решили модифицировать модель для военных целей. В процессе модификации двигатель стал мощнее и теперь имел мощность 120 л.с., а грузовой отсек получил высокие борта с откидными скамейками и тентовыми направляющими. К новому оборудованию также была добавлена лебедка в задней части автомобиля. Он может тянуть грузы весом до 10 тонн.

Грузовик МАЗ-205

Но развитие базовой версии на этом не остановилось. В течение нескольких лет кабина была усовершенствована. Изготовление кабины из дерева было долгим и трудоемким процессом, поскольку процесс штамповки только начался. Впоследствии кабина состояла из отдельных элементов, как и сегодня.

Тормозная система. Пневматическая система, управляемая ресивером и компрессором в моторном отсеке. Часто случается, что тормоза отказывают, и в этом случае вероятность аварии становится почти 100% (автомобиль практически неуправляем). В результате тормозная система была переработана.

Грузовик МАЗ-205

Ручной тормоз удерживает маховик коленчатого вала на месте с помощью «башмака». Популярный как «аварийный», он управлялся рычагом на правой стороне рулевого колеса. Все четыре колеса оснащались барабанными тормозами с регулируемыми тормозными колодками.

Подвеска и рулевое управление. Рулевое управление имеет червячную передачу. Передаточное число — 21,5. Подвеска оснащена листовыми рессорами и имеет амортизаторы (задние), как и задняя подвеска, только с добавлением амортизаторов под давлением.

Читайте также:  Автомобиль Hyundai HD78

Модификации

Этот тяжелый самосвал имеет 2 модификации.

  1. МАЗ-205В. Это самосвал, отличающийся от базовой модели бочкообразным кузовом. Он появился в 1952 году. Он не находился в непрерывном производстве.
  2. МАЗ-506. Данная модель представляет собой самосвал с боковой загрузкой. Он был создан в 1954 году. В серийное производство он не пошел.

Грузовик МАЗ-205

Он использовался различными организациями в качестве базового автомобиля для разработки новых грузовиков.

  • Самосвал с разгрузкой на обе стороны.
  • Транспортное средство, используемое для перевозки минометов.
  • Снегоочиститель.
  • Водяной танкер AC-40, 45, 30 с емкостью бака 5 000 кубических метров и экипажем из трех человек.
  • Шланговая машина для пожаротушения.
  • Военный грузовик, оборудованный палатками.
  • Заправочный экипаж.
  • Тракторный агрегат.
  • Мобильный кран.

Грузовик МАЗ-205

Модификация МАЗ-205 отличается от базовой модели.

  • Присутствует пятая дверь, только для водителя.
  • Оснащается двигателями Mercedes в соответствии со стандартами Евро-3 и Евро-5.

Количество изготовленных машин

С 1947 по 1966 год был выпущен 98 721 автомобиль МАЗ-205. Ниже приведена таблица с производственными показателями по каждому году.

Год 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956
Количество 18 206 1207 2394 3501 3477 3976 4786 5222 5448
Год 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966
Номер 6437 6689 7283 7709 7575 8192 8363 10 018 6219 1

Заключение

До начала 1950-х годов МАЗ-205 был единственным тяжелым самосвалом, выпускавшимся в СССР. С 1951 года Ярославский завод АЗ выпускал большегрузный автомобиль ЯАЗ-210Е, но его производство было недостаточным, поэтому МАЗ-205 оставался самым популярным из других большегрузных самосвалов. Самосвалы этого типа работали практически на всех строительных площадках страны, например, строительство знаменитого монумента «Родина-мать» в Волгограде стало возможным благодаря этим автомобилям, которые перевозили бетон с бетонного завода на строительную площадку. Эти автомобили были оснащены зеленым флагом, что давало им преимущество в дорожном движении. МАЗ-205 оказался простым и неприхотливым автомобилем и экспортировался в Египет, Монголию и Китай.

Читайте также:  Трактор МТЗ-3522

Однако ко второй половине 1950-х годов грузовик стал устаревшим. Деревянная металлическая кабина, шумный двухтактный дизельный двигатель, заниженный кузов и отсутствие защитного солнцезащитного козырька над кабиной. Все это говорило о том, что грузовик необходимо заменить более современной и совершенной моделью. В 1958 году был выпущен опытный образец самосвала МАЗ-503 с новой, более совершенной компоновкой и кабиной над двигателем. Однако путь к конвейеру занял семь лет, поэтому все это время было потрачено на заводе, выпускавшем устаревшие МАЗ-205. с конца 1960-х до середины 1970-х годов большинство грузовиков МАЗ-205 были заменены в автомобильных мастерских страны, но некоторые долгожители продолжали работать до 1980-х годов. Кроме того, они часто заменялись оригинальными компонентами и узлами от других грузовиков, например, от МАЗ-500/500А.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру