Автомобиль МАЗ 5335

МАЗ 5335 — советский грузовик, выпускавшийся на Минском автомобильном заводе с 1977 по 1990 год.

История этой модели тесно связана с Ярославским автомобильным заводом. Скорее, его разработка легла в основу МАЗ 200, производство которого продолжалось до 1957 года. На смену этой серии пришел легендарный МАЗ 500, который стал основой для большого количества версий. В тот период большинство грузовиков строились по классической схеме: двигатель, система управления и кабина устанавливались на раму, а затем на оставшееся пространство монтировался кузов. Чтобы увеличить объем, раму пришлось удлинить. Но изменившиеся условия потребовали другого подхода. Новая серия имеет другую компоновку: двигатель расположен под кабиной и при необходимости наклоняется вперед. Это решение позволило увеличить грузоподъемность на 2000 кг при той же длине рамы.

Серийное производство МАЗ 500 началось в 1965 году, и с тех пор Минский автомобильный завод неоднократно обновлял модель. В течение нескольких лет специалисты готовили новую модель МАЗа, учитывая пожелания потребителей. В 1977 году была предложена бортовая версия МАЗ 5335. Внешне автомобиль был практически идентичен МАЗ 500А (улучшенная версия МАЗ 500), но со значительными внутренними изменениями (независимая тормозная система, новые элементы, улучшенный комфорт). Дизайн серийной версии пришлось изменить, чтобы привести его в соответствие с европейскими стандартами. Решетка радиатора МАЗ 5335 стала шире, фары перенесли на бампер, а на крыше не стало люка. Платформа стала более надежной и долговечной, а приборная панель в салоне была усовершенствована.

Позже были внесены незначительные улучшения. В 1988 году на Минском автомобильном заводе началось производство нового поколения автомобилей МАЗ 5336, но серия МАЗ 5335 продолжала выпускаться до 1990 года.

История создания

Сегодня подавляющее большинство грузовиков МАЗ имеют кабину. Грузовики с кабиной над двигателем имеют ряд неоспоримых преимуществ перед грузовиками с кабиной над двигателем. Например, рациональное использование длины шасси, лучшая маневренность и обзорность и т.д. Но все эти преимущества не были столь убедительными в 1958 году, когда в Минске началась разработка грузовика с кабиной. Решение разработать первый грузовик собственной конструкции (даже с кабиной над двигателем) было чрезвычайно амбициозным, и долгое время у него было много противников.

В конце 1958 года были изготовлены первые прототипы серии МАЗ-500, а в 1959 году автомобили были отправлены на испытания и доводку. Но даже в 1962 году, после многочисленных ревизий, руководство Минского автозавода не хотело больше рисковать. Выпуск «Пяти процентов» был отложен до лучших времен, а темпы производства устаревших автомобилей «Два процента» были увеличены. В начале 1960-х годов в экспериментальных цехах завода уже выпускались две модификации 122-х грузовиков — МАЗ-500 и МАЗ-503 (самосвал). Все эти грузовики использовались в различных регионах Советского Союза и применялись в практических условиях.

МАЗ 5335

Поэтому они отказались от производства капотных грузовиков МАЗ-200 и решили не выпускать полностью серию «500» в Минске до 1966 года. Согласно официальным источникам, последний грузовик с капотом сошел с конвейера завода 31 декабря 1965 года. На следующий день рабочие завода уже приступили к сборке грузовиков с кабиной. Справедливости ради следует отметить, что в 1966 году с конвейера сходила и серия «Двести» автомобилей МАЗ (с большим количеством неиспользованных деталей на складе), но это уже совсем другая история.

Читайте также:  Седельный тягач КамАЗ-44108

Новые грузовики были далеки от совершенства и имели множество «детских болезней». В результате грузовики с кабиной постоянно пересматриваются и модернизируются. Через четыре года после запуска серии «пятипроцентник» был обновлен. Бортовая платформа МАЗ-500А стала немного короче (2500 против 2650 мм), чтобы соответствовать европейским стандартам. Однако грузоподъемность грузовиков была увеличена на 1 тонну (до 8 000 кг). Эти автомобили оставались на конвейере до 1978 года, так как за год до этого началось производство модернизированных автомобилей МАЗ-5335. Именно здесь началась наша история.

Технические характеристики

МАЗ-5335 — это сцепление сухого трения с цилиндрическими пружинами на периферии. Он имеет очень долгий срок службы и длительный период эксплуатации. При правильной регулировке сцепление может плавно переключаться между передачами без рывков и пробуксовок. Чтобы увеличить срок службы компонентов, не оставляйте ногу на сцеплении слишком долго. Это приводит к быстрому износу подшипников муфты переключения.

Коробка передач МАЗ 5335 — пятиступенчатая механическая коробка с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Передаточное число главной пары — 4,89. Объем масла — 9 литров. Главная передача имеет планетарные понижающие шестерни в ступице. Рычаг переключения передач установлен на полу справа от водителя. Переключение между передачами происходит без усилий. Коробка передач хорошо чувствуется, поэтому вероятность случайного переключения на неправильную передачу сведена к минимуму.

Автомобиль МАЗ 5335 оснащен отечественным двигателем ЯМЗ-236. Это шестицилиндровый силовой агрегат с V-образными цилиндрами. Объем двигателя составляет 11 150 куб. см, а мощность — 180 л.с. при 210 об/мин. Максимальный крутящий момент достигается при 1 500 об/мин и составляет 667 Н*м. Диаметр цилиндра — 130 мм, ход поршня — 140 мм. Степень сжатия составляет 16,5. Используемое топливо — дизельное.

Система охлаждения двигателя жидкостная, емкость водяного бака составляет 39 литров. Емкость бака системы смазки составляет 33 литра. Двигатель характеризуется высокой износостойкостью и не привередлив к качеству топлива и смазочного масла. Простая и интуитивно понятная конструкция позволяет быстро проводить локальное обслуживание в дороге. При нормальных условиях эксплуатации и своевременном обслуживании силовой агрегат может легко пройти 350 000-400 000 км без капитального ремонта. Многие детали унифицированы с другими автомобилями МАЗ, поэтому при необходимости легко найти подходящие запчасти.

Другие технические характеристики МАЗ 5335 следующие: длина — 7,25 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,72 м, дорожный просвет — 270 мм, колесная база — 3,95 м, задняя колея — 1,865 м, передняя колея — 1,97 м. Колесная формула — 4х2. Колесная формула — 4х2. Максимальная скорость грузовика — 85 км/ч. Средний расход топлива в комбинированном режиме составляет 22 литра на 100 км. Топливный бак имеет емкость 200 литров. Снаряженная масса грузовика составляет 6,725 тонны, а полная масса — 14,95 тонны. Барабанная тормозная система оснащена пневматическими приводами и действует на все колеса. Минимальный диаметр разворотного круга составляет 17 метров. Грузовик оснащен шинами 300 R508 и дисками 8.5V-20-3101012.

Читайте также:  Автокран Краз

Грузоподъемность МАЗ 5335 составляет 8 тонн. Кроме того, грузовик может тянуть прицепы с максимальной массой 12 тонн. Грузовик используется для перевозки широкого спектра сельскохозяйственных и промышленных грузов, которые не боятся транспортировки под открытым небом. В армии автомобили МАЗ используются для перевозки личного состава на полигоны или для проведения боевых операций. Иногда, чтобы создать нормальные условия для личного состава, воинские части или гаражи оборудуют брезентовой крышей. Это позволит защитить людей от дождя и сильного бокового ветра. Для удобства с обеих сторон были установлены скамейки.

Несмотря на то, что серийное производство прекратилось почти 25 лет назад, МАЗ 5335 до сих пор успешно используется для перевозки грузов по всей стране. Есть много предложений по продаже этого автомобиля на вторичном рынке. Диапазон цен: от 200 000 до 1 миллиона рублей. На стоимость влияет год выпуска, пробег и другие условия, например, капитальный ремонт двигателя или дополнительное оборудование, установленное на автомобиле.

Двигатель

В основе модели МАЗ 5335 лежит ярославский дизельный двигатель ЯМЗ 236 с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением. Этот 6-цилиндровый 12-клапанный двигатель заслужил звание одного из самых успешных советских двигателей. V-образное расположение цилиндров (расположенных в два ряда под углом 90 градусов) обеспечило более рациональную компоновку и снизило вес двигателя. Еще одной особенностью ЯМЗ 236 была простота конструкции и высокая ремонтопригодность.

Характеристика агрегата ЯМЗ 236:

  •  Рабочий объем — 11,15 л.
  •  Номинальная мощность — 180 л.с.
  •  Максимальный крутящий момент — 667 Нм.
  •  Степень сжатия — 16,5.
  •  Средний расход топлива — 22 л/100 км.
  •  Срок службы до капитального ремонта — до 400 000 км.

Другие двигатели использовались в некоторых модификациях МАЗ 5335.

  • ЯМЗ-238Е — двигатель V-8 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Рабочий объем — 14,86 л, мощность — 330 л.с., максимальный крутящий момент — 1274 Нм.
  • YMZ-238H — 8-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, разработанный для установки на специальное шасси. Его рабочий объем составляет 14,86 л, мощность — 300 л.с., а максимальный крутящий момент — 1088 Нм.

МАЗ 5335

Грузовик оснащен топливным баком емкостью 200 литров.

Устройство

Конструкция МАЗ 5335 аналогична конструкции МАЗ 550А. Переднее расположение двигателя и задний привод повышают проходимость автомобиля. Грузовик был построен на колесной формуле 4 к 2, но оснащен удлиненными передними рессорами и модифицированными телескопическими амортизаторами. Благодаря этому автомобиль способен поддерживать устойчивый прямолинейный курс на дороге без нагрузки. Другие конструктивные усовершенствования включают модернизированный задний мост, благодаря чему передаточное отношение можно изменять путем изменения числа зубьев на редукторах колес и шинах.

Читайте также:  Телескопический погрузчик JCB 540 170

Во всех модификациях используется 5-ступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-236 с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах и 3 ходовыми схемами. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивает плавное и точное переключение передач. Передаточное отношение главной передачи составляет 4,89. Планетарные редукторы установлены на ступице главной передачи. Рычаг переключения передач расположен на полу справа от сиденья водителя. Новая коробка передач увеличивает срок службы автомобиля до 320 000 км и снижает сложность технического обслуживания.

МАЗ 5335

МАЗ 5335 был одним из первых автомобилей Минского автозавода с 2-контурной тормозной системой, дополненной независимым карданным валом. Это нововведение положительно сказалось на безопасности движения и позволило увеличить скорость. Основой тормозной системы остается барабанный механизм.

Конструкция МАЗ 5335 была обновлена в соответствии с международными требованиями. Фары установлены в углублениях бампера, что улучшает освещенность передней части грузовика. Благодаря новому положению, встречный транспорт не будет ослеплен. Указатели поворота сохранили свое положение, а решетка радиатора была переделана с целью увеличения ее размеров.

Трехместная кабина довольно просторная, но комфорта в ней мало. Сиденья установлены на листовых рессорах, которые помогают компенсировать вибрации, вызванные неровностями. Расстояние водительского сиденья от приборной панели регулируется, как и угол наклона спинки. За сиденьем водителя есть возможность оборудовать спальное место. В грузовике МАЗ 5335 нет кондиционера, поэтому в жаркую погоду единственное решение — открыть окна. В базовую комплектацию входит нагреватель, который отличается высокой эффективностью. Водитель вряд ли испугается его даже в сильные морозы. Гидроусилитель руля упрощает процесс управления автомобилем. Рулевой механизм имеет собственный топливный бак объемом 5 литров. При нормальной эксплуатации масло доливается каждые 100 000 км.

МАЗ 5335

Кузов автомобиля МАЗ 5335 претерпел значительные изменения. Грузовик был оборудован платформой с металлическими бортами (ранее использовались деревянные панели). Однако низкое качество металла и лакокрасочного покрытия привело к быстрому появлению коррозии.

Габаритные размеры:

  •  Длина — 7250 мм.
  •  Ширина — 2500 мм.
  •  Высота — 2720 мм.
  •  Колесная база — 3950 мм.
  •  Дорожный просвет — 270 мм.
  •  Передняя колея — 1 970 мм.
  •  Задняя колея — 1865 мм.

Автомобиль весит 14 950 кг и имеет максимальную полезную нагрузку 8 000 кг. Автомобиль может работать с прицепами весом до 12 000 кг. Максимальная скорость МАЗ 5335 составляет 85 км/ч.

Модификации

Со следующими изменениями.

  • 5335 — Базовый бортовой грузовик.
  • 5334 — Шасси без кузова.
  • 53352 — колесная база 5000 мм, грузоподъемность — 8,4 т, двигатель ЯМЗ-238Е и восьмиступенчатая коробка передач.
  • 516B — трехосный (сзади — кран) и двигатель ЯМЗ-238Н (300 л.с.).
  • 5549 — Самосвал.
  • 5429 — Трактор.
  • 509A — Лесовоз.

Все версии выпускались с 1977 по 1990 год. Исключение — МАЗ-509А, производство которого началось на год позже всех остальных.

Отзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру