Экскаватор ЭО 3322

ЭО-3322 был первым советским экскаватором, оснащенным гидравлической системой привода. Конструкция, разработанная для EO-3322, была чрезвычайно простой, что позволило значительно снизить стоимость машины в процессе производства. При этом разработчикам удалось достичь очень высокого уровня производительности.

История создания

Первоначально, с 1970 по 1987 год, эта модель производилась на Ленинградском экскаваторном заводе (ЛЭЗ), а с 1970 по 2001 год — на Калининском экскаваторном заводе (КЭЗ) в Калинине (ныне Тверь).

Экскаватор EO 3322

Ленинградский экскаваторный завод, закрывшийся в 1987 году, вел свою историю с 1913 года. Сначала это было «пулеметное» оружейное предприятие, выпускавшее стрелковое оружие и боеприпасы. После Первой мировой и Гражданской войн он был известен как ремонтно-механический завод (обслуживание и ремонт импортной техники, в том числе экскаваторов). В 1937 году завод выпустил первую продукцию: 5-тонный грузовой кран на автомобильном шасси и экскаваторы на тракторных шасси (СТЗ и ХТЗ).

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Оставшиеся производственные мощности использовались в качестве завода по ремонту танков. После войны ЛЭЗ возобновил производство экскаваторов, которое продолжалось до ноября 1987 года. За этот период на заводе было произведено в общей сложности 33 000 экскаваторов различных марок.

Калининский экскаваторный завод был основан в 1939 году, но Великая Отечественная война не позволила завершить строительство его цехов. Достройка завода была начата в январе 1943 года. Поскольку завод еще не был достроен, он уже числился действующим и поставлял не свою основную продукцию, а нужды страны — запасные части для различного оборудования. Рабочие размещались в армейских палатках и часть времени работали под открытым небом.

Первые экскаваторы, D-107, были выпущены в 1946 году. Все последующие модели экскаваторов производились в тесном сотрудничестве с Ленинградским экскаваторным заводом. Во второй половине 1970-х годов основной серией и на многие годы визитной карточкой завода стал «ЭО-3322″. Это оборудование экспортировалось в десятки стран мира». В 1978 году «ЭО-3322» был присвоен Всесоюзный знак качества, а в 1981 году, когда был выпущен 50 000-й экскаватор, заводу имени Калинина было присвоено Трудовое Красное Знамя.

В 1990-е годы завод и национальная экономика в целом переживали бум. Однако завод выжил в основном благодаря наличию ряда экспортных контрактов. Экскаватор ЭО-3322, который стал «классикой, когда был жив», «держался» на конвейере до 2001 года.

Сегодня компания выпускает различные современные машины под названием «Тверские экскаваторы» и под торговыми марками «Tvex» и «Terex». Конечно, речь не идет о прежних объемах производства, но завод по-прежнему стабильно работает, на нем трудятся более шестисот человек (по состоянию на 2016 год).

Колесный полноповоротный экскаватор ЭО-3322 выпускается серийно Ленинградским и Калининским экскаваторными заводами, со сменным рабочим оборудованием (обратные лопаты, грейферы и погрузчики). Нижняя (основная) часть стрелы и подъемный цилиндр были постоянными (несъемными) частями рабочего оборудования в ранних моделях. Затем увлечение EO-3322 переросло в увлечение моноблоками.

Разница между экскаваторами двух заводов объясняется одной особенностью: на ленинградском экскаваторе обратная лопата отлита с надписью «ЛЭЗ ЭО-3322», а на калининском — нет. Однако можно предположить, что лопаты, произведенные на ЛЭЗе (который закрылся в 1987 году), не сохранились до наших дней.

Сфера применения

Экскаватор «ЭО-3322» получил широкое распространение, в основном, благодаря своей универсальности. Машина может эффективно использоваться для дорожных, строительных, коммунальных и ремонтных работ, для рытья ям, траншей, колодцев, бурения и забивки свай; для мелиоративных работ, рыхления почвы, дробления верхнего мерзлого слоя почвы и старого дорожного покрытия, дробления камней (с помощью гидромолота), укладки бетонных плит.

Экскаватор EO 3322

Экскаватор демонстрирует хорошую работоспособность при любой температуре от плюс 40 до минус 40 градусов Цельсия; его можно использовать на твердых породах (предварительно разрыхленных) и влажном грунте, а также на глине и рыхлом грунте.

Читайте также:  Трактор МТЗ-1021

Производитель заявляет, что экскаватор ЭО-3322 может разрабатывать грунты категорий I-IV без первоначального рыхления; после рыхления — более тяжелые грунты. (I: песчаные почвы, растительные почвы и торф; II — лесс, рыхлый влажный лесс, гравий до 15 мм; III — плодородная глина, тяжелый лесс, крупный гравий, естественно влажный лесс; IV — пустая глина, лесс с гравием; V — затвердевший лесс, мягкий мергель, опока, трепан; VI — твердый мергель, мягкие трещиноватые скалистые почвы; VII -… Скалистые почвы и руды.

Технические характеристики в цифрах

  • Длина — 8,35 м.
  • Ширина: габаритная — 2,7 м; гусеничная — 2,04 м; поворотная — 2,66 м.
  • Высота — 3,14 м.
  • Скорость вращения проигрывателя — 9 оборотов в минуту.
  • Максимальная скорость — 19,68 км/ч.
  • Масса — 14 тонн.
  • Мощность двигателя — от 75 до 100 л.с. (в зависимости от модификации).
  • Стандартный расход дизельного топлива — 12,54 л/ч.
  • Стандартный расход дизельного топлива для работы на грунте класса II-III — 175 литров на 1000 кубических метров грунта.
  • Объем гидравлической системы экскаватора — 285 литров.
  • Производительность гидравлической системы — 18 литров в минуту.
  • Мощность насоса — 51,5 кВт, или 70 л.с.
  • Напряжение электрической системы — 12 В.
  • Глубина копания — до 6 м.
  • Радиус копания на уровне парковки — 7,98 м.
  • Высота разгрузки — 5,63 м.

Экскаватор EO 3322

Компоновка

По своей конструкции ЭО-3322 представляет собой колесное шасси-самосвал, на котором смонтированы двигатель, кабина и основной рабочий механизм экскаватора. Такая планировка обеспечивает оператору хороший обзор и позволяет полностью контролировать весь рабочий процесс. Такова конструкция многих современных землеройных машин.

Двигатель и коробка перемены передач; тормоза

Экскаватор ЭО-3322 оснащен четырехцилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, производимым на Харьковском и Белгородском заводах, МД-14 мощностью 75 л.с. или МД-17Н мощностью 100 л.с.

Общие характеристики этих двигателей.

  • Рабочий объем — 6,3 литра.
  • Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 140 мм.
  • Порядок работы цилиндра: 1-3-4-2.
  • Минимальная частота вращения на холостом ходу — не более 600 об/мин.
  • Максимальная частота вращения на холостом ходу — не более 1950 об/мин.
  • Система запуска — электрический стартер 561.3708.

Двигатель экскаватора ЭО-3322 оснащен масляным насосом высокого давления PP4M10P1F-4214 производства чехословацкой компании Motorpal. Общая масса дизельного двигателя SMD-14/SMD-17H составляет 735/880 кг.

Капот экскаватора состоит из съемных блоков с откидными дверцами и панелями, облегчающими доступ к машине и оборудованию на поворотной платформе для регулярного технического обслуживания и ремонта.

Функция коробки передач заключается в передаче крутящего момента на колеса для включения и отключения передней оси и предотвращения движения экскаватора (стояночный тормоз). Стояночный тормоз экскаватора имеет постоянно закрытый тип и управляется пневматически из кабины.

Коробка передач EO-3322 состоит из: гидромотора, двухступенчатой зубчатой передачи, механизма переключения передач и стояночного тормоза. На оси экскаватора используется пневматический колодочный тормоз.

При тяге экскаватора трактором во избежание повреждений необходимо перевести коробку передач в нейтральное положение, при котором полумуфта не включает передачи. Во избежание повреждения коробки передач, переключение передач должно производиться после полной остановки экскаватора.

Расход топлива

Потребление постоянно при любой нагрузке и составляет 12,5 литров в час.

Гидравлика

Сдвоенные насосы системы гидравлического привода EO-3322 являются регулируемыми аксиально-поршневыми насосами. Они способны создавать максимальное давление 250 кг на квадратный сантиметр. Это достаточный «запас» для обеспечения стабильной работы стрелы и вспомогательных систем.

Гидравлическая система EO-3322 надежна, и ее эксплуатация не вызывает проблем, если регулярно проверять уровень рабочего масла. Стоит отметить, что даже в советское время в гидравлической системе ЭО-3322 использовались высококачественные и долговечные импортные комплектующие.

Возможности шасси и поворотной платформы экскаватора «ЭО-3322»

Ходовая часть и трансмиссия экскаватора «ЭО-3322» характеризуются очень простой конструкцией. В качестве вращающейся опоры на экскаваторе используется вращающаяся роликовая опора с зубьями внутренней передачи. Качающаяся платформа приводится в движение аксиально-поршневым гидромотором с низким крутящим моментом и двухступенчатым планетарным редуктором, который увеличивает крутящий момент и уменьшает скорость вращения качающейся платформы.

Читайте также:  КрАЗ-255

Установленный на двух независимых осях, экскаватор способен разгоняться до 20 км/ч. Он может самостоятельно перемещаться между соседними рабочими площадками. Однако для больших расстояний рекомендуется устанавливать экскаватор на специальный прицеп или платформу («chalange»).

Шасси и ходовая часть EO-3322 обеспечивают высокий уровень проходимости при передвижении по рабочей зоне. Благодаря базовой конструкции шасси, техническое обслуживание может быть проведено без проблем даже в полевых условиях.

Экскаватор EA 3322

Модификации

Все рабочие операции и перемещения экскаватора осуществляются системой гидравлического привода с двойным насосом, приводимой в действие главным дизельным двигателем. Чипсы. В зависимости от категории грунта экскаватор может использоваться с ковшами объемом от 0,4 до 0,8 кубических метров.

Базовая модель «ЭО-3322А» получила дальнейшее развитие в следующих модификациях: «ЭО-3322Б» и «ЭО-3322Б-1» (с сервоприводом); «ЭО-3322В» (с полуавтоматической системой управления, позволяющей механически очищать дно котлована до проектной отметки), «ЭО-3322Д», «ЭО-3322Е» и «ЭО-3322И». «.

Экскаватор EA 3322

Особенности конструкции

Экскаватор ЭО-3322 имеет оригинальную конструкцию, позволяющую гидравлическому оборудованию и кабине с водителем свободно вращаться вокруг оси, установленной на платформе, что сводит к минимуму дополнительные перемещения при погрузке и других работах. Эта функция обеспечивает оператору оптимальный обзор выполняемой работы, расширяя рабочую зону и повышая производительность экскаватора. Машина захватывает грунт в пределах досягаемости своей стрелы и вращается в нужном направлении перед опрокидыванием.

Экскаватор передвигается на пневматических колесах. Удельное давление на грунт равно 0,04 МПа. Экскаватор ЭО-3322 может легко преодолевать уклоны до 20 градусов.

Другие примечательные особенности экскаватора EO-3322. Гидравлическое усиление рулевого механизма, облегчающее управление; немонтируемые гидроцилиндры в нижней части подъемника и стрелы.» ЭО-3322″ также известен как «гидравлический экскаватор», поскольку не только весь рабочий диапазон, но даже движение машины обеспечивается гидравлической системой привода.

Экскаватор EO 3322

Устройство

Одноковшовый экскаватор EO-3322 состоит из следующих основных компонентов и систем: пневматическое колесное шасси, поворотная платформа, рабочее оборудование, гидравлическая система, пневматическая система управления и электрооборудование.

Пневматическая ходовая часть экскаватора состоит из двух ведущих мостов, которые обеспечивают движение со скоростью до 20 км/ч по рабочей площадке и по дороге, а также дают возможность трактору буксировать экскаватор. Передняя ось является управляемой, имеет одну шину и подвешена к раме.

Задняя ось является неуправляемой, имеет сдвоенные шины и жестко соединена с рамой шасси.

Ось приводится в движение низкооборотистым гидромотором через редуктор и карданный вал. Для поддержания устойчивости во время земляных работ экскаватор опирается на складные аутригеры и крепления отвала.

Поворотная платформа крепится к поворотному кронштейну, установленному на раме шасси. Поворотная платформа включает в себя: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабину, систему отопления и вентиляции, гидравлическое оборудование (гидробак, гидравлические клапаны, маслоохладитель), компоненты электрического и пневматического оборудования, противовесы. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушину поворотной платформы и фиксируется штифтами.

Рабочее оборудование

Экскаватор EO-3322 оснащен стандартным ковшом объемом 0,5 м3, закрепленным на обратной лопате. Помимо ковша «стандартного» размера, экскаватор также использует ковши объемом 0,2, 0,4, 0,65 и 0,8 куб. м, которые облегчают погрузку сыпучих материалов или рыхлого грунта. Опора отвала значительно расширяет технические возможности экскаватора ЭО-3322, давая ему возможность засыпать траншеи, котлованы и планировать небольшие участки земли.

Экскаватор также можно комбинировать с другими видами навесного оборудования, а именно.

  • с различными моделями траншеекопателей статического типа — для первоначальной разработки особо твердых почв (каменистых, мерзлых, скалистых).
  • С гидравлическими молотами «SP-71» и аналогичными изделиями.
  • С 5 ковшами объемом 0,5 или 0,35 м3.
  • с вытянутой рукой.
  • Двухковшовый грейфер с ковшом объемом 0,5 или 0,32 куб. м.

Экскаватор ЭО-3322, доступный сейчас на рынке подержанных машин, зачастую может быть оснащен «неместными» элементами и узлами более инновационной конструкции, а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные инновации в сочетании с изначальной прочностью, надежностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность быть не хуже, а иногда и лучше новых образцов строительной и коммунальной экскаваторной техники.

Читайте также:  Автокран Ульяновец

Экскаватор EO 3322

Кабина

Экскаватор был оснащен цельнометаллической кабиной с большим окном, которое также располагалось под сиденьем оператора. Кабина экскаватора ЭО-3322 более позднего выпуска оснащена мягким сиденьем с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.

В этом положении переднее стекло кабины можно откинуть и зафиксировать.

Дверь оснащена замком. Зажим на левой наружной стенке кабины фиксирует дверь в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизоляционными матами из прочной резины.

Кабина оснащена системой отопления и вентиляции для обеспечения условий труда оператора. Обогрев кабины осуществляется путем циркуляции горячей воды из системы охлаждения двигателя в змеевики отопителя и обратно через шланг. При включении вентилятора воздух в кабине продувается через теплообменник. В теплое время года подача горячей воды в теплообменник перекрывается запорным клапаном.

Заслонка отопителя должна быть открыта с помощью рукоятки, чтобы в кабину поступал наружный воздух. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины EO-3322 может использоваться как обычный вентилятор.

Экскаватор EO 3322

Чем может комплектоваться

Все варианты EO-3322 оснащаются на выбор ковшами: 0,2; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 м³ — для прямой и обратной лопаты. модели B и D оснащаются.

1. оборудование для грейферного ковша.

  •  Двухчелюстной ковш 0,32; 0,5 м³.
  •  5 — Челюстной ковш 0,35; 0,5 м³.

2. Гидравлическое оборудование.

  •  Молоток.
  •  Потрошитель.
  •  Погрузчик .

В зависимости от размера и типа оборудования мощность может быть уменьшена или увеличена.

Преимущества и недостатки

Преимущества экскаваторов: простота конструкции и удобство обслуживания — это само собой разумеется. Не менее примечательно следующее.

  •  Низкий расход топлива — 12,5 л/моточас при любых нагрузках.
  •  Эргономическая организация рабочего места оператора.
  •  Работа в 3 плоскостях и на 2 уровнях, относительно положения машины.
  •  Благоприятное соотношение затрат и эффективности.

Недостатками являются ежегодное сокращение количества машин и отсутствие оригинальных запасных частей.

Экскаватор EO 3322

Обзор

Отзывы

В парке спецтехники с экскаватором «ЭО-3322″ есть немного замечаний от машинистов и владельцев, чтобы судить о нем как об очень надежной, долговечной и простой в обслуживании машине.» В нашем парке спецтехники, работающем в Риверпорте, есть такие экскаваторы, либо конверсии типа А, либо типа В. Примечательно, что современные машины (в том числе импортные) имеют более высокий процент отказов, чем эта! Но это не означает, что эта машина не имеет проблем. Хотя он работает в условиях низкой нагрузки».

«EO-3322 имеет хорошее управление — будь то копание или погрузка — и обеспечивает высокую точность во всех движениях. Она не вызывает почти никаких проблем — «только несколько незначительных»: «время от времени приходилось заменять уплотнительные кольца на гидравлических клапанах, а иногда и гидравлические шланги». Для строительной площадки это действительно хорошее оборудование, с которым приятно работать. Они называют это «типом классики».

Машинист предостерегает от самостоятельной езды от одной рабочей площадки к другой со скоростью более 20 км/ч: «Задняя ось экскаватора жестко закреплена на раме, а это значит, что она не подпружинена. Поэтому они не могут двигаться со скоростью более 40 км/ч. Все истории в жизни, например, о том, как кто-то где-то ведет экскаватор на повышенной скорости, являются лишь временными, пока он не развалится на куски на трассе.

Однако чем не может похвастаться EO-3322, так это удобством работы. Его кабина, которая выглядела нормально в 1970 году, сейчас выглядит как странное «птичье гнездо» или «сарай» (по словам владельца), обеспечивая очень сложные условия работы для механиков. Это исправлено в современных «отпрысках» колесных экскаваторов ЭО-3322, выпускаемых на тверском заводе: их кабины оснащены опциями для минимального комфорта в соответствии с современными представлениями, включая кондиционер. Но в каютах «ЭО-3322» ничего этого не было, и они по определению не могли быть таковыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональная спецтехника.ру