БелАЗ-7547 — это тяжелый самосвал грузоподъемностью 45 тонн. Он предназначен для транспортировки блоков руды и других сыпучих материалов и в основном используется при открытых горных работах. Он также используется на строительных площадках крупных промышленных и гидротехнических сооружений, больших дорожных комплексов и развязок, технических узлов в перерабатывающей промышленности.
История создания
Белорусский автомобильный завод расположен в городе Зодино Минской области. Его история восходит к первым годам после войны, когда здесь был основан торфяной завод. Ассортимент продукции предприятия продолжал быстро расширяться, пополняясь такими машинами, как мотокосы, буксируемые катки, снегоочистители, снегопогрузчики и разбрызгиватели воды.
В 1958 году на его фундаменте был основан БелАЗ. В Жодино уже началось производство 25-тонного большегрузного самосвала МАЗ-525. Известный «четвертак» — прототип для целого класса мощных самосвалов будущего. Как и любой «предшественник», этот грузовик далек от совершенства в техническом и конструктивном плане.
МАЗ-525 на выставке в Милане. 1958 год.
Конечно, в то время о гидравлических усилителях и пневматических подвесках не было и речи: их просто не существовало. В результате неровности в кабине были более чем заметны при движении по пересеченной местности и скалистым участкам: водителю иногда приходилось работать полусидя или даже стоя, чтобы не «вытрясти всю душу». Вероятность возникновения спондилолистеза или пролапса желудка высока.
В 1960-е годы появился первый предок БелАЗ-7547 — 27-тонный самосвал БелАЗ-540, узнаваемый тяжелый грузовик, ставший своеобразной визитной карточкой и предметом гордости всего советского тяжелого машиностроения. Точнее говоря, наши специалисты первыми воплотили концепцию, которая впоследствии стала популярной в самосвальном строительстве: одноместная кабина и ковшовый самосвальный кузов.
Белорусский производитель грузовых автомобилей пережил трудные времена и продолжает развиваться.
Росту грузоподъемности новых моделей БелАЗа также препятствовало отсутствие подходящих шин, способных выдерживать огромные нагрузки. Однако с развитием технологий в шинной промышленности грузоподъемность жодинских грузовиков также увеличивается. Самый мощный из них — БелАЗ-75710, выпущенный в 2013 году и занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, флагман компании грузоподъемностью 450 тонн! Но это не этот рекордсмен, а грузовик с в 10 раз меньшей грузоподъемностью, но с большей массой — БелАЗ-7547.
Технические характеристики
Технические данные и параметры автомобиля.
Тип рулевого управления | Гидростатическое давление |
Макс. грузоподъемность | 45 000 кг |
Вес машины без нагрузки | 33 100 кг |
Общий вес | 78 100 кг |
Нагрузка на переднюю ось на ведущие колеса | 45% |
Нагрузка на заднюю ось | 55% |
Радиус поворота | 10 200 мм |
Приблизительный радиус поворота | 23 000 мм |
Тип двигателя | ЯМЗ-240 НМ2 |
Количество инсультов | 4 |
Цилиндрическое расположение | V-образная форма |
Турбонаддув | Да |
Смазка | Система прямого впрыска топлива |
Макс. крутящий момент | 1515 Нм |
Рабочий объем двигателя | 22,3 л |
Диаметр цилиндра | 13 см |
Ход поршня цилиндра ведущего колеса | 14 см |
Макс. скорость движения | 50 км/ч |
Тип системы охлаждения двигателя | Жидкость |
Мощность | 500 л.с. |
Удельный расход топлива | 224 г/кВтч |
Система запуска | Воздушный стартер низкого давления |
Обработка воздуха | Трехступенчатый |
Система смазки | Смешанный (дизель + масло), 54 литра |
Емкость топливного бака | 610 л |
Мощность системы охлаждения | 135 л |
Количество осей | 4 |
Давление в рулевом механизме | 12,5 МПа |
Угол поворота рулевого колеса | 35° |
Тип стояночного тормоза | Осевой тормоз |
Общие параметры | Длина — 8090 ммШирина — 4110 мм
Высота — 4390 мм |
Установлено несколько тормозных систем.
- Служебные тормоза. Они оснащены блоком барабанных башмаков. Колеса также оснащены пневматическим приводом.
- Стояночный тормоз. Это постоянно закрытый механизм, установленный на приводном валу главной передачи. Система оснащена подпружиненной толкающей штангой.
- Вспомогательный тормоз. Он состоит из гидравлического тормоза и электрической системы управления. Механизм установлен на приводном валу.
Двигатель
В зависимости от переоборудования БелАЗ 7547 может быть оснащен различными агрегатами.
В базовой версии используется дизельный двигатель ЯМЗ-240НМ2. Четырехтактный двигатель типа V оснащен системой жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией и непосредственным впрыском. Охлаждение масла осуществляется с помощью водомасляного теплообменника или масляного радиатора. Запуск двигателя осуществляется с помощью воздушного стартера. Воздух очищается 2- или 3-ступенчатым фильтром с индикатором состояния. Двигатель оснащен системой предварительного подогрева.
Характеристики мотора ЯМЗ-240НМ2:
- Рабочий объем — 22,3 литра.
- Номинальная мощность — 368 (500) кВт (л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 1515 Нм.
- Количество цилиндров — 12
- Диаметр отверстия — 130 мм.
- Удельный расход топлива — 224 г/кВтч.
На БелАЗ 75471 использовался другой российский двигатель — ЯМЗ-8401.10-06. Этот агрегат имел схожую конструкцию, но отличался большей мощностью.
Характеристики мотора ЯМЗ-8401.10-06:
- Рабочий объем — 25,86 л.
- Номинальная мощность — 404 (550) кВт (л.с.).
- Максимальный крутящий момент — 2254 Нм.
- Количество цилиндров — 12
- Диаметр отверстия — 140 мм.
- Удельный расход топлива — 206 г/кВтч.
После распада Советского Союза белорусские автозаводы стали использовать в своей продукции иностранные агрегаты. Не стал исключением и БелАЗ 7547-й серии. Так, версии БелАЗ 75473 и БелАЗ 75476 получили импортные силовые агрегаты.
- Cummins KTA-19C с рядным расположением цилиндров (6), прямым впрыском и турбонаддувом. Мощность агрегата составляет 600 л.с., рабочий объем — 18,9 л, а максимальный крутящий момент — 2237 Нм.
- DEUTZ BF 8M 1015C с двумя турбокомпрессорами, прямым впрыском топлива, жидкостным охлаждением и горизонтальным валом. Агрегат имеет восемь цилиндров. Рабочий объем — 15,87 л, номинальная мощность — 400 (543) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент — 2637 Нм.
На модели также установлен российский газовый двигатель нового поколения «Кунгур-550». Двигатель создан на базе дизельного двигателя ЯМЗ-240, но использует сжиженный природный газ (метан). Главные преимущества этого агрегата — высокая эффективность и экологичность. Двигатель «Кунгур-550» имеет мощность 550 л.с.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
Коробка передач самосвала БелАЗ-7547 представлена четырьмя гидроприводными валами и шестью фрикционными муфтами, которые обеспечивают переключение. Для 1-й, 2-й, 4-й, 5-й и задней передач переключение осуществляется с помощью трехвальной согласованной понижающей передачи и одноступенчатого гидравлического трансформатора (он имеет режим гидравлического сцепления). Механическая коробка передач с пятью передачами вперед и двумя назад также оснащена лепестковым тормозом — ретардером.
Передаточные числа сопряженных коробок передач: 1-3,85; 2-2,27; 3-1,50; 4-1,055; 5-0,625; 1 задний-6,07; 2 задний-1,67.
Система трансмиссии состоит из двух открытых карданных валов с игольчатыми подшипниковыми шарнирами, соединяющих гидромеханическую трансмиссию с двигателем и ведущим мостом. Между передним карданным валом и дизельным двигателем установлена гибкая муфта. Передний карданный вал защищен специальным защитным кожухом.
Рулевое управление является гидростатическим и соответствует стандарту ISO-5010. Управление осуществляется передними колесами. Угол поворота рулевого колеса составляет 35 градусов. Давление в системе рулевого управления составляет 12,5 МПа.
Рабочие тормоза на всех колесах представляют собой барабанно-колодочные механизмы. С пневматическим приводом, с раздельными передними и задними колесами. Стояночный тормоз — с колодочным механизмом, постоянно заблокированного типа, на ведущем валу главной передачи. Привод приводится в действие пружиной и управляется пневматически.
Вспомогательная тормозная система представляет собой гидравлический замедлитель на приводном валу коробки передач; она управляется электрически. Контуры стояночного и рабочего тормоза используются в качестве резервной тормозной системы.
Во время производства самосвала БелАЗ-7547 была модернизирована тормозная система. Рабочая тормозная система по-прежнему барабанного типа с отдельными пневматическими приводами для передних и задних колес. При этом, однако, грузовик оснащался двумя типами тормозов — сухими однодисковыми тормозами (передние и задние колеса) или многодисковыми (с масляным охлаждением тормозов) для задних колес; и однодисковыми сухими тормозами для передних колес.
Сегодня тормозная система БелАЗ-7547 полностью соответствует международным стандартам и требованиям безопасности ISO-3450.
Гидравлическая система
Гидравлическая система представляет собой интегрированный механизм наклона платформы и систему рулевого управления. Масляный насос — это шестеренчатый насос. Цилиндры подъема платформы — телескопические, четырехступенчатые с одной ступенью двойного действия. Время подъема платформы с грузом — 25 секунд; время опускания платформы — 20 секунд.
Гидравлическая система БелАЗ-7547 имеет максимальное давление 13,5 мПа. Максимальная производительность насоса составляет 260 литров в минуту при 2100 об/мин. Уровень фильтрации составляет 10 микрон.
Рама, подвеска и ходовая часть
Сварная рама из высокопрочной низколегированной стали с пределом текучести 460 МПа. В конструкции предусмотрены продольные элементы переменной высоты с продольными коробчатыми секциями, соединенными между собой поперечными брусьями. Система подвески является пневматической и для передней и ведущей осей зависит от продольных и поперечных шин. Используются пневмогидравлические цилиндры (азот и масло), по 2 на ось. Цилиндры оснащены встроенными гидравлическими амортизаторами и имеют ход поршня 265 мм для передней и задней осей.
Ведущий мост механический и имеет одноступенчатую коническую передачу, конический дифференциал с четырьмя сателлитами и планетарные колесные редукторы с прямозубыми шестернями. Передаточные числа: главная передача — 3,417; колесная передача — 6,0; общая ведущая ось — 20,50.
Колеса оснащены пневматическими камерными шинами с шахтным (типа «Е-4») протектором, марки «21.00-35 NS 36»; или бескамерными, радиальными, металлокордными шинами «21.00 R 35». Обозначение обода: 15.00-35/3.0
Колеса
Пневматические шины для самосвалов являются открытыми и имеют протектор «21,00-35». Возможна без внутренней трубы, радиальные, металлические проволочные шины 21,00-35. колесная формула — 6 x 4.
Устройство самосвала
Грузовик имеет одноместную кабину, а водитель — регулируемое сиденье, установленное на торсионных или пневматических рессорах (пневматические имеют гидравлический амортизатор). Имеется дополнительное боковое сиденье. По запросу кабина может быть оборудована системой кондиционирования воздуха. Отопитель жидкостный, зеркала заднего вида с электрообогревом. Система рулевого управления имеет гидравлический привод. Все органы управления, включая механизм опрокидывания платформы, объединены в единую гидравлическую систему.
Самосвал БелАЗ 7547 оснащен сварной платформой-ковшом, а кабина имеет защитный кожух из высокопрочной стали. Платформа поднимается вместе с грузом за 25 секунд и опускается за 20 секунд с помощью трехступенчатого телескопического цилиндра.
Базовые самосвалы доступны в горизонтальной или вертикальной конфигурации с вместимостью 19 кубических метров. Платформа большей вместимости имеет объем 34,5 куб. м и оснащена поперечинами для крепления колонн. Эта платформа с коробчатыми боковыми элементами и переменной высотой используется для перевозки широкого спектра сыпучих грузов. Для всех модификаций БЕЛАЗ 7547 имеет уменьшенную на 25 см погрузочную высоту.
БелАЗ — это высокоспециализированный автомобиль, и вторичный рынок предлагает эти машины на продажу по цене от 800 000 до 3 миллионов рублей. Цена нового БЕЛАЗ 7547 на заводе или в дилерском центре определяется конкретными требованиями заказчика.
Кабина
Кабина рассчитана на одного человека, обложена подушками и оснащена дополнительными боковыми сиденьями. Сиденье водителя регулируется и подрессоривается.
Интерьер БелАЗ 7547
Кабина автомобиля БелАЗ-7547, как и другие элементы, имеет улучшенные технические характеристики и показатели комфорта. Хотя кабина является одноместной, она оборудована дополнительным местом для стажеров. Сиденье водителя имеет гидравлическую амортизацию и регулировку, а сиденье курсанта — нет.
Просторная кабина оснащена эффективной системой отопления, удобной приборной панелью и освещением в режиме день/ночь. Плавное рулевое управление и легкое переключение передач делают «БелАЗ-7547» не более сложным в управлении, чем легковой автомобиль.
Грузовая платформа
Самосвалы серии БЕЛАЗ-7547 для перевозки горных пород оснащены сварочными площадками в поперечном и продольном положениях. Эти грузовики также могут быть оснащены платформой увеличенного объема для перевозки легких сыпучих грузов вместо камня.
Сварная погрузочная платформа имеет характерную форму ковша жодинского самосвала, а кабина оснащена защитным кожухом. Дно платформы нагревается выхлопными газами двигателя; кузов оснащен механическим фиксатором в поднятом положении, а также выталкивателем породы. Не только сама платформа, но и защитный кожух изготовлены из высокопрочной стали.